Что такое психология
Психология является важной составляющей жизни человека, ведь наша жизнь полна стрессов и переживаний, которые расшатывают нервную систему. Множество факторов влияют на психику человека, в первую очередь — это возраст, ведь в течение всей жизни любого человека преследуют различные проблемы психологического характера.
Психология — это очень интересная и не до конца изученная наука. Психология изучает подсознание человека и то, как себя ведёт человеческий мозг в различных ситуациях. Психологию можно разделить на два вида: фундаментальную и прикладную. Основными процессами, которые рассматривает фундаментальная психология, являются такие, как ощущения, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь. Также фундаментальная психология изучает психические свойства и психические состояния. Прикладной психологией называют науку, изучающую практическое значение поведения людей. Если углубиться в эту науку, то можно узнать, что она изучает такие явления, как пубертатный период, социальное мышление и вообще все психологические изменения, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни.
Психологию в древности связывали с философией, так как она изучала вещи, которые люди не видели. Психология — одна из наук, которая исследует организм человека, но изучила лишь малую долю.
Практическое значение психология получила во время холодной войны между США и СССР, в то время, когда война велась не армиями, а разведчиками и шпионами. На разведчиков оказывалось весьма серьёзное психологическое влияние, и Советский Союз достиг определённых высот, используя психологическое оружие. Одним из видов такого оружия являлся ультразвук, человеческие уши не воспринимают его, но воздействие такого звука на человеческий мозг велико. Холодная война закончилась, и данные о психологическом оружии были засекречены, а после уничтожены, лишь малая доля просочилась в общественность.
В современном мире человек как никогда нуждается в психологии. Ведь каждый из нас окружён стрессами и проблемами, часто встречаются детские психологические травмы от какого-либо испуга или стресса. Больше всего психологическим заболеваниям подвержены дети, так как в современном мире везде похоть разврат насилие. Большое влияние оказывает компьютер, ведь если ребёнок с детства играет в жестокие игры, то потом эту жестокость он будет выплёскивать на окружающих. Чтобы доказать это, достаточно привести пример Саши из Украины. В свои четырнадцать лет Саша всё время проводит за компьютером и жестокими играми, и это серьёзно сказывается на его психике. Он перестаёт воспринимать правила уважения как должное, избивает родных, выплёскивает всю злобу на самых близких. Группа психологов решила помочь ему и вынесла не утешающий вердикт — тяжёлое психическое отклонение от нормы. Сашу поместили в психологический диспансер, где он пройдёт курс реабилитации. Но даже если он выйдет, то всё равно никогда не станет полноценным человеком, ведь пережив такое, невозможно вернуться к привычному образу жизни.
Психология на сегодняшний день изучила лишь малую долю тех знаний, что скрывает человеческий мозг, ведь пределы познания его безграничны и велики.
Но психология — это не только заболевания, это и познание самого себя и своих способностей. Ведь каждому интересно, как устроен его мозг, и на что он способен. Миллионы учёных составляют психологические тесты для людей, которым интересно познать самих себя. Все эти тесты указывают на предрасположенность того или иного человека к различного рода занятиям. Ведь зная к чему ты больше склонен, и что тебе лучше даётся, можно легко занять своё место в жизни и получать от неё удовольствие не только физическое, но и умственное. Но изучать загадки подсознания можно бесконечно, ведь, как только ты разгадаешь одну загадку, тут же появятся новые и тоже не дадут покоя, и так может продолжать до бесконечности.
что это такое, основные методы, направления и концепции?
Психология наука или шарлатанство? Подобный вопрос, наверное, слышали многие. Но почему тогда психология уже более двух тысячелетий интересует людей? Почему с психологами работают космонавты, бизнесмены, политики? И почему все же после похода к психологу душа болит уже не так сильно? Ответами на эти вопросы, а также советами для новичков в психологических вопросах, делимся в статье.
Что такое психология?
Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.
Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.
Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.
Истории появления науки.
В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.
Всего выделяют четыре этапа:
- объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
- объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
- объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
- объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.
Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.
Пройти тест на темперамент
Виды психологии.
Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:
- Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
- Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий.
Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.
Основные разделы академической психологии.
Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:
- Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
- Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
- Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
- Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
- Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
- Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
- Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
- Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
- Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
- Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Основные разделы и направления прикладной психологии.
Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:
- Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
- Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
- Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
- Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.
Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:
- Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
- Планирует или строит свой бизнес.
- Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
- Переживает сложную жизненную ситуацию.
- Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
- Обеспокоен поведением детей-подростков.
- Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
- Страдает от панических атак, фобий, страхов.
- Не может справиться со своими вредными привычками.
- Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.
Основные психологические концепции.
Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.
1. Психоанализ или фрейдизм.
Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.
Пройти тест Фрейда
2. Логотерапия.
Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.
3. Гештальтпсихология.
Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.
4. Гуманистическая психология.
Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.
5. Когнитивизм.
Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.
6. Бихевиоризм.
Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.
7. Трансперсональная (надличностная).
В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.
Пройти тест на интуицию
8. Интерактивная.
Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.
Методы психологии.
Практически все методы психологии можно объединить в две группы:
- Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
- Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).
Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:
- Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
- Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
- Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
- Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
- Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
- Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
- Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.
Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.
Зачем изучать психологию?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:
- Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
- Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
- Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
- Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
- Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
- Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
- Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
- Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
- Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
- Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
- Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
- Просто для себя.
С чего начать изучение?
Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?
Общий кругозор.
- Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
- Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
- Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология.
- Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
- Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Психология творчества.
- Остин Клеон «Кради как художник».
- Барбара Шер «О чем мечтать».
Психология успеха.
- К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
- Рэй Далио «Принципы».
- Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».
Саморазвитие.
- Хэл Элрод «Магия утра».
- Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
- Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».
Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.
Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.
Пройти тест на самооценку
Психология | Psychology Today
Одним из основополагающих открытий психологии является условная реакция, которая лежит в основе всего обучения — средства, с помощью которых мы адаптируемся к окружающей среде. В исследованиях, которые принесли ему Нобелевскую премию в 1904 году, Иван Павлов продемонстрировал, что, когда тон (а позже другие звуки и другие стимулы) звучат одновременно с подачей пищи, у собаки в конечном итоге выделяется слюна только при одном звуке, потому что животное начинает ассоциировать звук с появлением еды. Эти исследования заслуживают внимания и по сей день не только потому, что они раскрывают основную форму обучения, но и потому, что они демонстрируют, как можно изучать и измерять невидимые психические процессы.
С тех пор психологи показали, что:
• Привязанность к опекуну в младенчестве и раннем детстве сильно влияет на способность человека достичь оптимального когнитивного, эмоционального и социального развития во взрослом возрасте.
• Интеллект – это общая умственная способность, проявляющаяся во многих сферах жизни.
• Принятие решений и отношения подвержены множеству предубеждений. Главным из них является склонность переоценивать то, насколько мы, а не ситуации или окружение, ответственны за результат события — фундаментальная ошибка атрибуции.
• Депрессия возникает в значительной степени из-за того, что мозг имеет встроенную склонность к негативной информации, которая регистрируется быстрее, сильнее и устойчивее, чем позитивная информация. Ставя во главу угла быстрое обнаружение опасности, эта так называемая склонность к негативизму, вероятно, развилась для того, чтобы уберечь нас от опасности, хотя она и объясняет, почему слово критики имеет такую стойкость, а негативная политическая реклама эффективна.
• Выученная беспомощность – это чувство тщетности, которое развивается после неудачи многих попыток избежать негативной, неконтролируемой ситуации. Даже если отрицательный стимул исчезает, люди часто сохраняют веру в то, что ничего из того, что они делают, ничего не изменит, и перестают пытаться.
• Память — это не неизгладимый снимок событий, а податливое воспоминание о событиях. Воспоминания обычно пересматриваются каждый раз, когда мы вызываем их и пересчитываем, а затем возвращаем в хранилище.
• Стереотипы — важные способы быстрого мышления, но у них есть и обратная сторона — они также способствуют развитию предубеждений.
• Групповое мышление возникает, когда люди с благими намерениями принимают ужасные решения в группе. Люди подавляют инакомыслие, чтобы сохранить групповую гармонию или получить одобрение других. Говорят, что групповое мышление несет ответственность за войну во Вьетнаме, катастрофу космического корабля «Челленджер» и сообщения в СМИ во время выборов 2016 года.
• Стресс, или вызов, является необходимым условием для роста и адаптации; Хронический стресс — это другое дело, он ограничивает людей физически и эмоционально и требует любой из многих стратегий, чтобы свести на нет его пагубные последствия.
• Подростковый возраст и юношеская взрослость — лучшее время для проявления психологического стресса. Потому что люди могут преуспеть в самых разных ситуациях; дети автоматически приспосабливаются к окружающей среде, в которой они воспитывались в раннем возрасте, что может приносить им меньше пользы, когда они выходят в более широкий мир.
• Нейропластичность, способность мозга/разума изменять себя в ответ на опыт, является основной характеристикой нервной системы человека и означает, что изменения всегда возможны.
1.1 Что такое психология? — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Дать определение психологии
- Понять достоинства психологического образования
Что такое творчество? Что такое предрассудки и дискриминация? Что такое сознание? Область психологии исследует такие вопросы. Психология относится к научному изучению ума и поведения. Психологи используют научный метод для получения знаний. Чтобы применить научный метод, исследователь с вопросом о том, как и почему что-то происходит, предлагает предварительное объяснение, называемое гипотезой, для объяснения явления. Гипотеза должна вписываться в контекст научной теории, которая представляет собой широкое объяснение или группу объяснений какого-либо аспекта мира природы, которые постоянно подтверждаются доказательствами. Теория — это лучшее понимание этой части мира природы, которое у нас есть. Затем исследователь делает наблюдения или проводит эксперимент, чтобы проверить правильность гипотезы. Эти результаты затем публикуются или представляются на исследовательских конференциях, чтобы другие могли воспроизвести или развить результаты.
Ученые проверяют то, что можно воспринять и измерить. Например, гипотеза о том, что птица поет, потому что она счастлива, не может быть проверена, поскольку у нас нет способа измерить счастье птицы. Мы должны задать другой вопрос, возможно, о состоянии мозга птицы, поскольку его можно измерить. Тем не менее, мы можем спросить людей о том, поют ли они, потому что они счастливы, раз они могут сказать нам об этом. Таким образом, психологическая наука является эмпирической, основанной на измеримых данных.
Вообще наука занимается только материей и энергией, то есть теми вещами, которые можно измерить, и она не может прийти к знаниям о ценностях и нравственности. Это одна из причин, почему наше научное понимание разума так ограничено, поскольку мысли, по крайней мере, в том виде, в каком мы их воспринимаем, не являются ни материей, ни энергией. Научный метод также является формой эмпиризма. Эмпирический метод приобретения знаний основан на наблюдении, включая экспериментирование, а не на методе, основанном только на формах логического аргумента или предыдущих авторитетах.
Только в конце 1800-х годов психология стала считаться отдельной академической дисциплиной. До этого времени деятельность разума рассматривалась под эгидой философии. Учитывая, что любое поведение по своей сути является биологическим, некоторые области психологии берут на себя аспекты таких естественных наук, как биология. Ни один биологический организм не существует изолированно, и наше поведение зависит от нашего взаимодействия с другими. Таким образом, психология является еще и социальной наукой.
ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ПСИХОЛОГию?
Часто студенты выбирают свой первый курс психологии, потому что они заинтересованы в помощи другим и хотят больше узнать о себе и о том, почему они ведут себя так, а не иначе. Иногда студенты проходят курс психологии, потому что он либо удовлетворяет требованиям общего образования, либо требуется для программы обучения, такой как сестринское дело или предмедицинское образование. Многие из этих студентов проявляют такой интерес к этой области, что продолжают объявлять психологию своей специальностью. В результате психология стала одной из самых популярных специальностей в университетских городках США (Johnson & Lubin, 2011). Ряд известных личностей были специалистами в области психологии. В этом списке всего несколько известных имен: создатель Facebook Марк Цукерберг, телеведущий и политический сатирик Джон Стюарт, актриса Натали Портман и режиссер Уэс Крэйвен (Halonen, 2011). Около 6 процентов всех степеней бакалавра, присуждаемых в Соединенных Штатах, относятся к дисциплине психологии (Министерство образования США, 2016 г.).
Образование в области психологии ценно по ряду причин. Студенты-психологи оттачивают навыки критического мышления и обучаются использованию научных методов. Критическое мышление — это активное применение набора навыков к информации для понимания и оценки этой информации. Оценка информации — оценка ее надежности и полезности — важный навык в мире, полном конкурирующих «фактов», многие из которых призваны вводить в заблуждение. Например, критическое мышление включает в себя сохранение скептицизма, признание внутренних предубеждений, использование логического мышления, постановку соответствующих вопросов и проведение наблюдений. Студенты-психологи также могут улучшить свои коммуникативные навыки в ходе обучения в бакалавриате (Американская психологическая ассоциация, 2011). В совокупности эти факторы повышают научную грамотность учащихся и готовят их к критическому оцениванию различных источников информации, с которыми они сталкиваются.
В дополнение к этим широким навыкам студенты-психологи начинают понимать сложные факторы, формирующие поведение человека. Они ценят взаимодействие нашей биологии, нашего окружения и нашего опыта в определении того, кто мы есть и как мы будем себя вести. Они узнают об основных принципах, которыми мы руководствуемся, как мы думаем и ведем себя, и приходят к признанию огромного разнообразия, которое существует среди людей и культурных границ (Американская психологическая ассоциация, 2011).