ПАЦИФИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. В. Васильев
ПАЦИФИ́ЗМ (от лат. pacificus – миротворческий), идеология, политика и общественное движение, выступающие против войн и любого рода насилия. Термины «П.» и «пацифист» (сторонник П.) сформулированы в 1901 группой участников 10-го Всеобщего конгресса мира в Глазго и предложены президентом Лиги мира и свободы Э. Арно (1864–1921) для обозначения движения борцов за мир. Идеология П. изложена Арно в трактате «Код мира» (1901).
П. основан на убеждении, что убийство человека человеком, как и в целом насилие в отношениях между людьми, есть нарушение мирового порядка, зло, пусть даже и вынужденное. Исторически это убеждение по преимуществу было связано с религ. сознанием человека. Принцип отказа от причинения вреда всему живому (ахимса) широко представлен в инд. «практической философии», он получил развитие у адживиков, в буддизме, джайнизме и др. В христианском понимании причина насилия в мире заключается в отпадении человека от Бога, нарушении Его воли и тем самым в разрушении изначального порядка отношений Бога, человека и мира. Объективный характер пребывания мира в искажённом состоянии делает невозможным полное избавление от насилия до момента окончат. воссоединения творения с Богом. Вместе с тем на субъектном уровне преодоление насилия полагается возможным и даже обязательным. Эпоха Ветхого Завета была далека от идеала мирного сосуществования как народов, так и отд. людей, тем не менее, наряду с принципом ограничения мести «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:19–20), была дана заповедь «не убий» (Исх. 20:13). Ветхозаветное пророчество о временах, «когда не поднимет народ на народ меча» (Ис. 2:4), относится к перспективе за пределами историч. времени. Новый Завет исполнен призыва любви к врагам (Мф. 5:43–48, Лк. 6:27–28) и Божия благословения миротворцам (Мф. 5:9). Даже в условиях объективно существующего насилия в обществе, по христианскому учению, не следует воздавать «злом за зло», по возможности быть «в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17–18). Последовательный и бескомпромиссный П. характерен для некоторых еретич. движений и христианских направлений: катары, адвентисты седьмого дня, швейцарские братья, моравские братья, гуттерское братство, квакеры, меннониты, духоборцы, молокане, пятидесятники, толстовцы и др.
Филос. осмысление П. имеет свои истоки в учении др.-греч. натурфилософов о космосе как мировом порядке, гармонии и равновесии. Пифагор учил жить в согласии, творить добро врагам, не убивать невинных животных, не наносить вреда растениям. Состояние мира в Рим. империи воспевал Вергилий. В стоич. традиции идеи П. развивали Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, в поздней античности – Макробий, Боэций. В средние века на пацифистские теории определяющее влияние оказывало христианство. В эпоху Просвещения разрабатывалась идея «вечного мира» (М. де Бетюн Сюлли, Ш. Сен-Пьер, Ж. Ж. Руссо) – соединение всех европ. государств, включая Россию, в единый союз. Среди мыслителей Нового и Новейшего времени, развивавших идеи П., – Эразм Роттердамский, Ф. Пасси, Л. Н. Толстой, Б. фон Зутнер, Махатма Ганди, М. Л. Кинг. Особой популярностью идеи П. пользовались после 1-й мировой войны, 1920-е гг. известны как «эра пацифизма» (создание Лиги Наций, Келлога – Бриана пакт 1928, движение за всеобщее разоружение и т. п.). Гос. и политич. деятели (А. Бриан, П. Пенлеве во Франции, Р. Сесил, О.Чемберлен в Великобритании, Ф. Келлог, У. Бора в США и др.) активно использовали пацифистскую риторику для оправдания своих действий на междунар. арене (диктовались прежде всего интересами их собств. государств). В зап.-европ. странах 1920–30-х гг. апелляция к пацифистским настроениям населения была важным фактором и при проведении внутр. политики, для успеха на выборах в представит. органы власти.
В России в кон. 19 – нач. 20 вв. теоретич. базу П. разрабатывали юристы и социологи М. А. Энгельгардт («Вечный мир и разоружение», 1899), Ф. Ф. Мартенс («Современное международное право цивилизованных народов», т. 1–2, 1882–1883), Л. А. Камаровский («Главные моменты идеи мира в истории», 1895), М. А. Таубе («Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков», 1899), кн. В. В. Тенишев («Вечный мир и международный третейский суд», 1909) и др. Рос. П. получил гос. поддержку в форме инициированной Россией Междунар. конференции по вопросу ограничения вооружений и учреждения междунар. арбитража (1899). В развитие этой инициативы на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 были приняты междунар. конвенции о законах и обычаях войны, ставшие неотъемлемой частью норм междунар. гуманитарного права. В нач. 20 в. П. принял в России форму антивоенного движения, он имел обществ. поддержку прежде всего в интеллигентских кругах. Созданы С.-Петерб. и Моск. об-ва мира, Киевское об-во друзей мира (все в 1909) и др. Впервые делегация пацифистов из России приняла офиц. участие в 18-м Всеобщем конгрессе мира в Стокгольме (1910), глава рос. делегации Павел Д. Долгоруков был избран вице-президентом конгресса. В последующий историч. период до 1990-х гг. рос. П. как движение не имел достаточных политич. условий для независимого развития, уступил место движению сторонников мира, направлявшемуся парт. и гос. властью.
В совр. мире понятие «П.» используется для обозначения мировоззренч. и нравств. позиции, идеологии обществ. движения. В качестве мировоззренч. позиции П. может не ограничиваться антивоенной установкой, но представлять разл. доктрины ненасилия, пассивного сопротивления, морального совершенствования, нравственной чистоты. В качестве нравств. позиции П. означает индивидуальный отказ от насилия и соучастия в нём, в частности отказ от службы в армии и от того, чтобы брать в руки оружие. В роли идеологии П. обосновывает необходимость и возможность установления всеобщего мира, используя взаимосвязанные принципы: абсолютной недопустимости войны, абсолютного запрета насилия или применения силы и абсолютной неприемлемости убийства. Как обществ. движение П. предполагает широкую пропаганду миротворч. идей и ценностей, проведение манифестаций в защиту мира, осуждение гонки вооружений, призыв к снижению воен. активности государств, ратование за мирное урегулирование междунар. и внутригосударств. конфликтов, осуждение терроризма международного. К совр. пацифистским организациям относятся: Междунар. бюро мира (основано в 1891–92), Всемирный совет мира (1949–50), Пагуошское движение, Междунар. кризисная группа (основана в 1995) и др. Они тесно взаимодействуют с междунар. и межправительств. организациями [ООН, ЮНЕСКО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), Движение неприсоединения и др.].
Кто такой пацифист? Что такое пацифизм?
В данном материале разберёмся с тем, кто такой пацифист, и что такое пацифизм. А также рассмотрим некоторые тезисы противников пацифизма.
Слово «Пацифизм» происходит от латинского pacificus, что переводится как миротворческий. Латинское слово состоит из двух других – pax («мир») и facio («делаю»).
Что такое пацифизм?
Пацифизм – это идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Как Вы понимаете, в данном случае подразумевается мирное сопротивление, иначе вышло бы как-то глупо.
К пацифизму относят ненасилие, антивоенное движение, антиядерное движение, антиимпериализм, контроль над вооружениями, антимилитаризм, разоружение и демилитаризацию. На счёт последнего могут возникнуть вопросы, ведь 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция России на Украине, которая также подразумевает демилитаризацию, но выглядит не очень по-пацифистски. Да, демилитаризация может проводиться насильно, и в таком случае она к пацифизму не относится.
Пацифистское движение или движение за мир – это общественное антивоенное движение, которое выступает против военных методов решения политических конфликтов, называя их аморальными.
Пацифик. Международный символ мира, разоружения, антивоенного и антиядерного движенияКто такой пацифист?
Пацифист – это сторонник пацифизма; человек, осуждающий войну и отрицающий саму возможность войн быть правомерными, священными, освободительными и т. п.
Пацифисты смогли добиться того, что во многих странах на законодательном уровне была представлена возможность прохождения альтернативной гражданской службы вместо службы в армии.
Основное оружие пацифиста – протесты против войны и насилия. Встречаются и те, что раньше можно было назвать необычными, то сейчас это уже вошло в золотой стандарт беженцев с Украины – «Die-in» или, говоря по-русски, «имитация смерти» (официальный перевод – акция «Умирание»).
Пацифисты сторонники мирного урегулирования конфликтов. Они посещают конгрессы, собрания международных организаций, чтобы выразить свою позицию и переубедить сторонников военных действий.
Пацифисты никогда не принимают участие в актах насилия или военных действиях. Это абсолютно противоречит их идеологии. Пацифисты на своём примере показывают, как необходимо поступать.
Пацифизм – утопия?
Многие учёные считают, что возможности решить абсолютно все вопросы мирным путём попросту нет, так как человек при власти имеет агрессивную структуру личности, а история говорит нам о том, что конфликты, в том числе и военные, это часть человеческого бытия.
Лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, Роберт Ауман, считает, что пацифизм ведёт к войне, так как страна, где он становится национальной идеологией, начинает играть по правилам агрессора: если агрессор видит, что его методы работает, он продолжает следовать своей тактике и может лишь усилить агрессию; а если агрессор встречает отпор, то он пересматривает своей подход к «жертве».
Философ Райнхольд Нибур считал, что зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а пацифизм ведёт к капитуляции перед тиранией. Также он говорил, что представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях.
Да, войны – это зло, которое несёт разрешения, смерти, трагедии и драмы в очень крупных масштабах. Но так получается, что люди у власти действуют с позиции силы, а пацифизм в данном случае – проявление слабости. Пацифизм будет работать только в том случае, если каждый на планете станет пацифистом, а на текущий момент это является утопией.
pacifist — Англо-русский словарь на WordReference.
com- См. также:
- Тихоокеанский осетр
- Тихоокеанское время
- Тихоокеанская квакша
- Пасифика
- мирно
- умиротворить
- умиротворение
- тихоокеанский
- соска
- пацифизм
- пацифист
- пацифистский
- успокоить
- Тельца Пачини
- Пачино
- упаковка
- вьючное животное
- дата упаковки
- пакетная дрель
- паковый лед
- упаковка в
- Последние поиски:
- Посмотреть все
Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношения и, возможно, другие произношения/ˈpæsɪfɪst/us: произношение в США: IPA и повторное произношение: IPA/ˈpæsəfɪst/, USA произношение: Replowingsa (PAS r88888888888888 гг.
ⓘ Одна или несколько тем форума точно совпадают с поисковым запросом
на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня
Словарь американского английского для учащихся WordReference Random House © 2023
pac•i•fist [исчисляемый]
- человек, который верит в пацифизм.
- лицо, отказывающееся от участия в военной деятельности из-за своих убеждений относительно войны.
См. -pac-.
WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023
pac•i•fist (pas ′ ə кулак), произношение США n.
- человек, который верит в пацифизм или выступает против войны или любого насилия.
- человек, чья личная вера в пацифизм заставляет его отказаться от призыва на военную службу. См. отказник от военной службы по соображениям совести.
прил.
- пацифист.
- Французский Пацифист. См. Pacific, -ist
- 1905–10
Коллинз Краткий английский словарь © Harpercollins Publishers ::
ˈpacifist / ˈpæsɪfɪst / n
- .
прил
- пропагандирующие, относящиеся к пацифизму или характеризующиеся пацифизмом
‘ пацифист ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):
Аддамс — Энджелл — Баэз — Лэнсбери — Осецкий — Панкхерст — Квидде — Ранкин — Сопер — мирник
Найдите слово «пацифист» в Merriam-Webster
Найдите слово «пацифист» в словаре.
На других языках: Испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | арабский
Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения
Объявления | |
Объявления | |
Сообщить о неприемлемом объявлении. | |
Станьте сторонником WordReference, чтобы просматривать сайт без рекламы. |
Религиозный пацифизм: мир как средство и цель | Праведность по делам: материальная практика этической теории
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWorks Righteousness: Material Practice in Ethical TheoryTheologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWorks Righteousness: Material Practice in Ethical TheoryTheologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
-
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Петерсон, Анна Л. ,
‘Религиозный пацифизм: мир как средства и конец’
,
Работа Праведность: материальная практика в этической теории
(
Нью -Йорк,
202020739207
(
, Нью -Йорк,
2020207 20207;
; онлайн-издание,
Oxford Academic
, 19 ноября 2020 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780197532232.003.0006,
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWorks Righteousness: Material Practice in Ethical TheoryTheologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWorks Righteousness: Material Practice in Ethical TheoryTheologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе утверждается, что пацифизм — это не просто прикладная этика — узкий подход к конкретной моральной проблеме войны — но скорее всесторонняя этическая теория.
То же самое относится и к теории справедливой войны, другому основному подходу к морали войны. В главе рассматриваются несколько пацифистских традиций, начиная с радикальной реформации или анабаптистского течения в христианстве. В нем также исследуется пацифистская мысль Мартина Лютера Кинга-младшего, который подчеркивал взаимосвязь между средствами и целями, тема, которая также является центральной для мысли Мохандаса К. Ганди. Однако Ганди настаивал на том, что практики — это не просто инструменты для достижения заранее определенных целей, они формируют то, как мы понимаем эти цели, а также возможности и препятствия, с которыми мы сталкиваемся при их достижении. Это предлагает новый способ понимания не только средств и целей, но и этики в целом, в которой практика занимает центральное место от начала до конца 9.0073Ключевые слова: пацифизм, анабаптисты, радикальная реформация, теория справедливой войны, ненасилие, Мохандас К. Ганди, Мартин Лютер Кинг мл.
Тема
Теология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.