Что такое истина обратитесь к словарю: Что такое истина? — Обществознание

Познавательная и коммуникативная деятельность



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?

Существует множество понятий слова «знание». Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Близость данных значений заключается в том, что знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?

Агностик – это человек, убеждённый в невозможности доказать первичное начало вещей, так как оно неизвестно и не может быть познано по определению.

Суть взглядов агностиков на познание заключается в том, что по их мнению мир невозможно познать объективно, агностики отрицают существование истины, они считают невозможным что-то полностью отрицать или утверждать.

3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Благодаря чувственному познанию человек получает сведения о том, что вызывает у него чувства и эмоции, а любая познавательная деятельность вызывает определённые чувства и эмоции, поэтому чувственное познание имеет очень важное значение.

4. В чём особенности рационального познания?

Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного.

Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других — рациональное.

5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?

Суть разногласий сенсуалистов и рационалистов заключаеся в том, что сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Противоположной же линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.

Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?

Действительно, не всякая истина является абсолютной и окончательной, т.к. абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте, а ведь содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

8. В чём состоят особенности научного познания?

Особенности научного познания: во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядочение, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.

9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?

Социальные знания – это прежде всего знания об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.

Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.

К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания.

ЗАДАНИЯ

1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.

Французский математик и философ Ж. Пуанкаре принадлежал к агностикам. Агностики пытались доказать, что сущность любой материальной системы недостижима для достоверного познания. Он признавал разум основой познаваемости мира, выражая глубокое недоверие к чувствам как источнику первичной информации.

2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.

Частично я с этим суждением согласна, правда, что «разумность есть истина», а вот чувство красоты у всех своё и желание блага не у всех одинаковое. Если бы это было так, то в мире практически не было бы конфликтов.

3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь…» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

Общество — социальная организация страны, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Конечно сложно ограничится данным поучением в отношении общества, т.к. в разные исторические эпохи у общества свои цели и идеалы.

4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?

Абсолютная истина по сути не существует. Все то, что мы пытаемся представить, как истину является понятием абстрактным.

Урок литературы в 11классе на тему:»»Правда и ложь, истина и сострадание в пьесе М.Горького «На дне»»».

Цели урока:

  • Обучающая – углубление и расширение знаний особенностей драмы как рода литературы, знакомство с особенностями «пьесы-дискуссии», формирование умения распознавать авторскую позицию в драматическом произведении.
  • Развивающая– приобщение к богатствам отечественной литературы; создание условий для эстетического восприятия и оценки пьесы «На дне» как явления литературы 20-го века и отраженных в ней явлений жизни; для формирования основ гражданской и человеческой позиции.
  • Воспитательная – воспитание любви к русской литературе; эмоциональной отзывчивости, гуманизма, способности сочувствовать и сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: модульный урок.

Основные приемы: анализ текста по тематическим блокам, работа в парах и четверках.

Оборудование: Портрет А.М. Горького, текст пьесы «На дне», план и инструкция по анализу произведения,  рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски: портрет писателя, эпиграф, тема урока, словарь к теме.

Эпиграф: Единственное спасение человека он (М. Горький) видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности – надеждой. (В. Ходасевич)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Объявление темы урока. Целеполагание (1 мин.)

III. Вступительное слово учителя (3 мин.)

В качестве эпиграфа к уроку по пьесе М. Горького «На дне» взяты слова из очерка В. Ходасевича о Горьком, в котором он между прочим писал о «крайне запутанном» отношении писателя к правде и лжи, гуманизму и состраданию, которое «обозначилось очень рано и оказало решительное влияние как на его творчество, так и на всю его жизнь…». 
Таким образом, единственно спасение человека он видел в творческой                                          энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности – надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он невысоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты – приводили его в восторг и трепет.

Работа с текстом пьесы М. Горького «На дне»

Учебный материал  с указанием задания

Руководство по усвоению учебного материала

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.
1.7.

1.8.

1.9.

Вступительный блок.

Цель: Определите социальные условия существования персонажей пьесы и истоки социального конфликта. 
Подумайте над смыслом высказывания М. Горького: «Не страшусь изображать суровую правду жизни такой, какова она есть».
Проанализируйте список действующих лиц пьесы (афишу). Почему Горький сделал героями своего произведения «босяков», людей, у которых разорваны все связи с миром?
– Всех ли уровняло «дно жизни»? Обратите внимание на авторские характеристики и  взаимохарактеристики, которые дают обитатели ночлежки друг другу.
– О чем говорят ремарки к I действию? Какова в целом роль ремарок и их предназначение в пьесе?
– Каковы взаимоотношения «босяков» и хозяев ночлежки? Обратите внимание на характеристику Василисы, Костылева, Медведева, которые им дают ночлежники.
– Кто из босяков «всех хуже»? Почему?
– Кто поет песню «Мне бы вырваться на волю, цепь порвать я не могу»? Каков символический смысл этой песни?
Конфликт между обитателями ночлежки и ее хозяевами исчерпан к концу 3-го акта. Зачем в пьесе 4-й акт?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.

Время на выполнение – 15 мин. Работа в «четверках»

 

 

Попробуйте дать краткую характеристику персонажам только на основании афиши.

Обратитесь к I действию, к звуковым, зрительным, слуховым и другим образам.
Перечитайте ремарку к I действию. Проанализируйте ее с точки зрения художественного пространства.

Обратите внимание на прошлое героев.
В случае затруднений обратитесь к учителю за консультацией.
Обратитесь к словарю символов
Перечитайте начало 1-го акта – это поможет вам ответить на вопрос

Самооценку внесите в «Листок контроля».

2

 

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

Философская проблематика пьесы. 
Ее  художественные особенности
Цель: Определить, способны ли на «жизнетворчество,
на изменение своей судьбы  обитатели ночлежки. Если нет, то что держит каждого из них «на дне»?
В споре о правде жизни Бубнов, Клещ, Татарин, Барон, Алешка, Настя имеют свою позицию, оправдывающую пребывание каждого из них в их нынешнем состоянии. Обозначьте эти позиции, опираясь на текст пьесы.
Чью правду Горький называет «правдой факта», а чью – «правдой рабского труда»?
Человек и вера? Авторская позиция. Чьи взгляды иллюстрируют эту позицию. Чью позицию Горький называет «Евангелием миражей»?
Как связаны желания человека с его способностью к «жизнетворчеству»? Почему, по мнению автора, человек, «ничего не желающий», обречен?
Что общего и чем отличаются друг от друга такие герои пьесы, как Настя и Барон?
Попробуйте сгруппировать героев пьесы, в основу группирования положив их способность «творить свою жизнь». Какие герои вызывают вопросы? Какой герой оказывается в начале пьесы в одной, а к концу – в другой группе? В какую сторону этот герой меняется?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.

Время на выполнение – 20 минут

 

Работа с материалом II и III действий.

Если затрудняетесь, вернитесь к этому вопросу после ответа на последующие вопросы

Помните о подтексте! Обсудите в четверках

Обратитесь к биографии М. Горького.

Для помощи обратитесь к поэме М. Горького «Человек»

Самооценку внесите в «Листок контроля».

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.
3.8.

«Особые» герои пьесы и их роль в произведении
Цель: выявить роль и значение образов Луки и Сатина в пьесе. Ответить на вопрос об авторском голосе в пьесе.
Перечитайте «Притчу о Праведной земле», которую рассказывает Лука (3-й акт). Как характеризует эта притча позицию Луки и его отношение к окружающим
Почему именно Лука поет песню «Средь ночи путь не видать»?
Лука говорит: «Уважь человека!» Есть ли разница между призывом Сатина «Уважать человека надо!» и «Уважь человека»?
Когда Лука появляется в пьесе и когда исчезает, «яко дым от лица праведника»? 
При постановке пьесы «На дне» в Японии режиссер Куросава исключил из текста монолог Сатина о Человеке. Как вы думаете, почему? Что изменилось в философском контексте произведения?
О каком Человеке говорит на протяжении пьесы Лука и о каком – Сатин?
Почему именно Сатину, шулеру и цинику, отданы автором все слова о правде, чести, достоинстве, труде?
К какой группе отнесли бы вы Луку и Сатина? 
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.

Время на выполнение – 20 минут

Обратитесь к словарю и определите значение и предназначение притч.

Вспомните о символах и символике

Обратитесь к этимологическому и толковому словарям

Сравните состояние ночлежников в 1-м и 3-м действиях.
Перечитайте монологи Сатина

Обсудите в «чтеверках»

Самооценку внесите в «Листок контроля».

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

Проблема гуманизма в пьесе 
Цель: Ответил ли М. Горький на основной вопрос, поставленный в пьесе: Истина или Сострадание?
Выпишите из текста пьесы афоризмы Луки и Сатина.
Определите, о чем спорят эти афоризмы.
«Человек – вот правда!» Можно ли эти слова считать авторским ответом на вопрос, в чем правда? Можно ли сказать, что автор исповедует эту точку зрения?
Как вы относитесь к словам Луки: «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку. .., не всегда правдой вылечишь»? 
Какова судьба героев, в душе которых Лука пробудил надежду? (Актер, Пепел, Наташа). Можно ли считать их судьбы аргументом против позиции Луки: «Жизнь вытерпеть можно»?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.

Время  на выполнение – 15 минут

Обратите внимание на отношение говорящих к Человеку и его роли на Земле.
Помните об особенностях образа Сатина!

Обратитесь к поэме Горького «Человек».
Обсудите в «четверках». Не смущайтесь, если не пришли к единому мнению.
Самооценку внесите в «Листок контроля».

5.

Обобщение знаний по идейному содержанию пьесы.

Домашнее задание: сочинение-рассуждение на темы (по выбору): «Истина или сострадание? Что нужнее?»; «Суровая правда жизни в пьесе М. Горького «На дне»; «Кто прав в споре о правде в пьесе М. Горького «На дне»?»

Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем) (5 мин.):

Таким образом, после работы с текстом пьесы М.Горького «На дне» и совместного обсуждения в процессе поиска ответов на вопросы тематических блоков вы неизбежно пришли к определенным выводам об авторском замысле и авторских акцентах, сделанных им на героях и проблемах. Дает ли Горький однозначные ответы на вопросы, им же поставленные? Нет. Почему? Вероятнее всего, потому, что у него этих ответов и не было. Здесь будет уместным вспомнить слова другого классика рубежа 19-20-го веков А.П. Чехова, который сказал, что задачей художника является не правильный ответ на вопрос, а правильная его постановка.

4. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных  карт обратной связи»,  которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

5. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение (по выбору) на темы: «Истина или сострадание? Что нужнее?»; «Суровая правда жизни в пьесе М. Горького «На дне»; «Кто прав в споре о правде в пьесе М. Горького «На дне»?»

Литература:

  1. Валентинов Н. Недорисованный портрет. М., 1993.
  2. Груздев И. Горький и его время. Издание 4. М., 1985.
  3. Лесохина Л.Н. Урок-диспут. М., 1985.
  4. Сухих С.И. Заблуждения и прозрения М. Горького. Н. Новгород, 1992.

Приложения к разработке урока литературы

Пьеса – дискуссия М. Горького «На дне».

Приложение 1.   
Словарь к теме

Аллегория (греч. allos  – иной и agoreuo – говорю) – конкретное изображение предмета или

явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль.

 

Афоризм (от греч. aphorismos – изречение) – обобщенная, глубокая мысль определенного

автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся выразительностью и явной неожиданностью суждения.

 

Дискуссияспор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

 

Притча небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное или 

религиозное поучение.

 

Ремарка (от франц. remargue – замечание, примечание) – пояснения, которыми драматург

предваряет или сопровождает ход действия в пьесе.

 

Символ (от греч.symbolon – условный знак) – предметный или словесный знак, условно

выражающий сущность к-л. явления с определенной точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа.

 

Приложение 2

 

«Индивидуальная  карта обратной связи»

 

                                   Содержание

Самооценка

Оценка учителя

Работал хорошо, материал урока

понял тоже хорошо

                   

 

Работал хорошо, но некоторые вопросы остались непонятыми

                     

 

Работал неудовлетворительно, почти ничего не  понял

                      

 

 

   Условные знаки:                  –     «хорошо»;                     –    «удовлетворительно»;

 

 

    –    «неудовлетворительно».

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-проект в 11 классе

Цель урока:

изучить духовную сущность пьесы – “Свобода во что бы то не стало!”;

выявить основной мотив пьесы М.Горького “На дне”;

рассмотреть важный вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”

Эпиграф к уроку

Человек – вот правда! Надо уважать человека!
М. Горький

Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней!
Ж.Ж. Руссо

Гипотеза

Если бы в 90-е годы в России не разразился жестокий экономический кризис, то не появились бы огромного количества босяков, упавших “на дно” жизни, под влиянием тягчайшего экономического гнёта.

1.Слово учителя:

М.Горький (наст. имя Алексей Максимович Пешков) – русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX–XX столетий.

2.Реферат учащегося по биографии Горького. Приложение 1.

3.Беседа по содержанию пьесы “На дне”.

В своих произведениях Горький показал, что носителями новой “свободной морали” являются босяки. Написав пьесу “На дне”, писатель выявил разные темы жизненного поведения обитателей ночлежки, а также поставил вопрос о свободе и назначении человека.

Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.

Проблемные вопросы:

1)Какова была основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?

2)На чём построена сюжетная линия произведения?

3)Дать характеристику героям пьесы?

4)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?

5)Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?

6)В чём спасение людей, упавших “на дно” жизни?

7)Какие две проблемы отразились в спорах героев о человеке, жизни, которые подняли проблему гуманизма?

-В начале XX века основной темой своего творчества М. Горький выбирает тему разоблачения пороков капиталистической деятельности. Пьеса “На дне” является протестом против социальных порядков и неукротимым призывом к другой справедливой и свободной жизни.

Сюжетная линия пьесы.

-В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

4.Характеристика героев.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения.

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) — потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.

Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

-Кто же действительно спорит с Лукой?

-По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное — что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью.

-Пьеса “На дне” — новаторское произведение?

-Пьеса М.Горького — новаторское литературное произведение. В центре ее — не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.

-В чём же спасение людей, упавших на “дно”?

-М.Горький предлагает читателям два возможных ответа на этот вопрос:

1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей)

или

2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)

-Две основные проблемы в пьесе:

философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:

  • проблема человека;
  • проблема правды

Вывод.

-Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”.

Нет, и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу.

 

 

Сыворотка правды Определение и значение

  • Основные определения
  • Викторина
  • Сопутствующее содержимое
  • Примеры

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.

[провидец-ухм]

/ ˈtruθ ˌsɪər əm /

Сохранить это слово!

См. синонимы слова «сыворотка правды» на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


сущ.

препарат, такой как барбитурат тиопентал, вызывающий у субъекта желание говорить или состояние повышенной внушаемости, используемый в психотерапии и при допросах для обнаружения подавленной или сознательно скрываемой информации.

ТЕСТ

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение верно?

Часто истинный наркотик [trooth-druhg] /ˈtruθ ˌdrʌg/ .

Сравнить наркологический анализ.

Происхождение сыворотки правды

Впервые записано в 1920–25 гг.

Слова рядом с сывороткой правды

правдивый, истинная функция, правдивость, Истина страннее вымысла, истина или последствия, сыворотка истины, набор истинности, Истина, Соджорнер, таблица истинности, истинностное значение , разрыв истинностного значения

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Слова, относящиеся к сыворотке правды

скополамин, пентотал натрия, тиопентал натрия

Как использовать сыворотку правды в предложении

  • Документы Закона о свободе информации показывают, что ЦРУ рассматривало ЛСД как потенциальную «сыворотку правды».

    Чему следователи ЦРУ во время холодной войны научились у нацистов|Энни Якобсен|11 февраля 2014|DAILY BEAST

  • Его потенциальное использование в качестве сыворотки правды также станет поучительной историей.

    Чему следователи ЦРУ времен холодной войны научились у нацистов|Энни Якобсен|11 февраля 2014|DAILY BEAST

  • Обсуждение роли сыворотки правды в американской судебной системе заслуживает внимания.

    Подействует ли сыворотка правды на Джеймса Холмса в деле о стрельбе в Авроре?|Кент Сепковиц|14 марта 2013|DAILY BEAST

  • Поскольку судья одобрил использование сыворотки правды, если предполагаемый стрелок Бэтмена попытается защититься от невменяемости.

    Подействует ли сыворотка правды на Джеймса Холмса во время судебного процесса по расстрелу Авроры?|Кент Сепковиц|14 марта 2013|DAILY BEAST

  • Что же тогда представляла собой правда, которую сыворотка правды стремилась донести?

    Подействует ли сыворотка правды на Джеймса Холмса во время судебного разбирательства по стрельбе в Авроре?|Кент Сепковиц|14 марта 2013 г.|DAILY BEAST

  • Поток силы, льющийся через мою голову, был эффективнее любой сыворотки правды.

    Долина Кроен|Ли Тарбелл

  • Мистер Уоррен, я не знаю, доверяете ли вы тесту на детекторе лжи, сыворотке правды и так далее.

    Комиссия Уоррена (5 из 26): Hearings Vol. V (из 15)|Президентская комиссия по делу об убийстве президента Кеннеди

  • Потому что в том виде, в каком она есть сейчас – и сыворотка правды, и любая другая – пентотал – как бы вы это произнесли, что бы это ни было.

    Комиссия Уоррена (5 из 26): Слушания Том. V (из 15)|Президентская комиссия по делу об убийстве президента Кеннеди

  • Какими талантами и способностями он обладал, что мог так реагировать на сыворотку правды?

    Человек многих умов|E. Эверетт Эванс

  • Значит, врачи дали ему сыворотку правды, чтобы он ничего от них не скрывал.

    Лидер|Уильям Фицджеральд Дженкинс (он же Мюррей Лейнстер)

Правдивое определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень оценки на основе слова сложность.

[ trooth-fuhl ]

/ ˈtruθ fəl /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: правдивый / правдивый / правдивый на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


прилагательное

говорить правду, особенно обычно: правдивый человек.

соответствующий истине: правдивое утверждение.

соответствует реальности: правдивый портрет.

ДРУГИЕ СЛОВА СЛОВА правдивый

1 честный, заслуживающий доверия; откровенный, откровенный.

См. синонимы слова «правдивый» на Thesaurus.com

КОНТРОЛЬ

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение правильное?

Происхождение правдивого

Впервые записано в 1590–1600 гг. ; истина + -ful

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ ПРАВДИВЫЙ

правдивый·полно·лы, наречиеистинность·полнота, существительное·вер·правдивость·полноценный, прилагательноеo·верно·правдиво·полностью·лишь, наречие

o·вер·истина ·полнота·ность, существительное·квази-правдивость, прилагательноеква·си-правдивость·полностью·лы, наречие·и·правдивость·полностью, прилагательноеполностью·и·правда·полностью, наречие·я·правда·полнота, существительное

Слова рядом с правдивым

верный, истина, утверждение истины, истина-условие, истина-лекарство, правдивость, истина-функция, правдивость, Истина страннее вымысла, правда или последствия, сыворотка правды

Dictionary.com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Слова, относящиеся к слову правдивый

правдоподобный, откровенный, правильный, основанный на фактах, откровенный, точный, реалистичный, надежный, искренний, прямой, истинный, заслуживающий доверия, точный, верный , откровенный, бесхитростный, бесхитростный, справедливый, кошерный, законный

Как использовать слово «правдивый» в предложении

  • Джеффри Фаулер из Washington Post обнаружил, что некоторые приложения не сообщают правдивую информацию о своей политике конфиденциальности в своих ярлыках, и это может создать у потребителей ложное чувство безопасности.

    Почему некоторым нравятся новые ярлыки конфиденциальности Apple, несмотря на их недостатки|Сара Моррисон|19 февраля 2021|Vox

  • Что нужно, так это серьезный, правдивый Раш Лимбо, который выйдет на сцену в консервативной речи.

    Раш Лимбо оставляет позади консервативное движение, больше не заинтересованное в истине. Это тревожит меня как консерватора|Джо Уолш|17 февраля 2021 г.|Время

  • Мы должны привлечь общественных лидеров, церквей, активистов, врачей и жителей каждого района Америки, а также знаменитостей всех мастей, чтобы донести до общественности правдивые сообщения о вакцинах.

    Как исправить развертывание вакцины — Выпуск 95: Побег|Мелани Э. Мозес|20 января 2021|Наутилус

  • Университет отказался предоставить Банча, но признал, что Стокстилл сомневался в том, что игрок говорит правду.

    Сезон футбольного тренера колледжа, воюющего с коронавирусом, и его собственная школа|Кент Бэбб|19 января, 2021|Washington Post

  • Клайнсмит сказал, что в то время он думал, что вставляет правдивую информацию.

    США добиваются тюремного заключения для бывшего адвоката ФБР, который признал себя виновным в изменении электронной почты в ходе российского расследования|Спенсер Хсу|4 декабря 2020 г.|Washington Post

  • и ответы продолжали меняться.

    Почему вы счастливы в браке и у вас роман|Райан Зельцер|2 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Это зависит от того, кто будет вовлечен и насколько это правдиво.

    Гангстер в раю: Бенисио Дель Торо — Пабло Эскобар|Алекс Зюскинд|12 сентября 2014|DAILY BEAST

  • Итак, я предпочел бы взять их, чем носить, потому что хотел быть честным со своим телом.

    Фрэнсис МакДорманд о «Олив Киттеридж», отказе от ЛСД и ее спорах с «Фарго» на FX|Марлоу Стерн|3 сентября 2014 г.|DAILY BEAST это правда?

    Как миф об «охоте на ведьм» подорвал американское правосудие|Джейсон Берри|12 июля 2014 г.|DAILY BEAST

  • Чтобы наше повествование было правдивым, мы должны учитывать этот факт, а не отворачиваться от него.

    Жалоба, как будто это 1999 год: «Бойцовский клуб», «Красота по-американски» и бунт беспилотника|Артур Чу|3 июня 2014|DAILY BEAST

  • с правдивой девушкой; ибо рассказ, хотя и часто повторялся, никогда не менялся.

    Коронет Пит-Тауна, Том I (из 3)|Чарльз Джеймс Уиллс

  • Обман, столь ненавистный ее правдивой душе, что она была вынуждена действовать даже против своего доверчивого мужа.

    The Pit Town Coronet, Volume II (of 3)|Charles James Wills

  • Рекомендательные письма должны быть правдивыми, вежливыми и тщательно продуманными.

    Книга женского этикета и Руководство по вежливости|Флоренс Хартли

  • Она достала из кармана записку и обдумывала каждое слово; жестокие, правдивые слова!

    Дисциплина Тессы Уодсворт|Дженни М. Дринкуотер

  • – Да, – сказал Джим тоном и с таким искренним и правдивым видом, что Нора не нуждалась в дальнейших заверениях.

    Плавающий свет песков Гудвина|Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *