Что изучает гештальтпсихология: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Что изучает гештальтпсихология | Психология

Гештальтпсихология за последние годы набрала большую популярность. Несмотря на то, что возникло направление еще в начале прошлого столетия, сейчас оно получает особое признание. Что это и почему заслуживает внимания, объясняет Игорь Погодин – основатель Академии практической психологии.

Видео дня

Гештальтпсихология – направление западной психологии, активно набирающее популярность с каждым годом. Возникло в Германии в 1912, а основоположником является Макс Вертгеймер – известный немецкий психолог. Были проведены исследования зрительного восприятия. Вследствие чего многие специалисты, среди которых также Вольфганг Келлер, Курт Коффка и Курт Левин, пришли к одному выводу: человек воспринимает не отдельные фрагменты мира, а целостные упорядоченные конфигурации.

“Целое всегда больше суммы составляющих его частей” – основной закон гештальтпсихологии. Расчленение сознания не воспринимается в этом направлении.

Изначально феноменальное поле было основным предметом гештальтпсихологии, но со временем наука значительно расширялась, поэтому сюда подключились вопросы творческого мышления, памяти и потребностей человека.

Основные принципы гештальтизма

Фигуры, фон и константы, взаимодействия между собой, формируют гештальты – новые свойства. Упорядоченность и целостность восприятия достигаются, благодаря основным принципам:

  • Близость.

Пример: левая часть рисунка воспринимается, как цельная картина, правая – три отдельных столбика:

  • Схожесть.

Пример: рисунок ниже воспринимается, как строки, а не колонки:

  • Целостность.

Пример: рисунки воспринимаются, как полноценные круг и прямоугольник, а не отдельные отрезки:

  • Замкнутость.

  • Смежность.

  • Общая зона.

Основные идеи гештальтпсихологии

Главный предмет гештальтпсихологии – это сознание, которое воспринимается, как единое целое, элементы которого активно взаимодействуют друг с другом. Один из примеров – человеческий организм. Несмотря на огромное количество элементов и процессов “система” работает исправно и находится в гармонии в течение многих лет. Среди основных идей гештальтпсихологии можно выделить следующие:

  • Гештальт – автономная единица сознания, структура, состоящая из цельных образов.

  • Предмет гештальтпсихологии – сознание, понимание которого базируется на восприятии цельных образов.

  • Метод познания гештальтов – наблюдение и подробное описание личного восприятия происходящего.

  • Зрительное восприятие – главный психический процесс в гештальтпсихологии.

  • Мышление – набор навыков, полученных опытным путем, благодаря многочисленным попыткам и ошибкам.

Что такое гештальт-терапия

Это терапия, в ходе которой человеку предлагается наблюдение за отдельными феноменами, их описание и получение обратной связи. Условно, клиент в диалоге с терапевтом рассказывает о своей жизни, смотри на ситуации под другим углом и получает экспертный фидбэк, что помогает сделать определенные выводы.

В моей авторской методологии – Психотерапии Переживанием – особое внимание уделяется чувствам и эмоциям, которые человек испытывает в обыденных ситуациях и, как правило, вообще не замечает их.

Новый мир открывается перед человеком, который учится заглядывать внутрь себя. Умеет быть в моменте и чувствовать жизнь, а не проматывать ее.

Клиенты утверждают, что жизнь разворачивается на 180 градусов, когда этот метод применяется на практике. И для многих этот процесс не отличается от магии. Почему?

  1. Мы не предпринимаем никаких конкретных практических действий.

  2. Мы наблюдаем, обсуждаем и становимся внимательнее.

  3. Мы не рассказываем о своих новых взглядах окружающим людям.

  4. Мы не работаем напрямую с окружающими людьми.

  5. Мы просто много переживаем свою жизнь, а не проматываем.

И несмотря на это, жизнь кардинально меняется. Люди находят общий язык с родителями, с которыми не разговаривали годами. Вторые половинки становятся внимательнее и заботливее. Налаживается карьера. Бизнес растет.

Ничего конкретного не предпринимается, но мир вокруг улучшается. И никакой магии в этом нет. Это закономерный результат Психотерапии Переживанием.

Я детально раскрываю методологию в своих обучающих программах. И настаиваю на том, что каждый студент, поступивший в Академию практической психологии, обязан научиться применять это в своей жизни, прежде чем стать гештальт-терапевтом. Только после этого приходит полное понимание, как на самом деле работает этот метод.

Каждый человек, не имея особых знаний в психологии и гештальтпсихологии, может успешно применять методы гештальт-терапии в своей жизни. Для этого достаточно иметь точечные инструменты и понимать, как они работают. На своем YouTube-канале я делюсь практическими советами по гештальт-терапии в каждом ролике. Смотрите сейчас и делайте свою жизнь лучше уже сегодня.

Гештальтпсихология и её основные представители

На Западе среди направлений психологии популярна гештальтпсихология, основной идеей которой является рассмотрение сознания не как расчленённого на отдельные элементы с последующим построением психических феноменов, по законам творческого синтеза, а как цельного. Её основоположниками и представителями являются Макс Вертгеймер, Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Коффк и Карл Дункер. Подробнее об этом направлении и вкладе каждого в него вы можете узнать, прочитав данную статью.

«Целое есть нечто большее, чем сумма его частей» (Макс Вертгеймер)

Понятия и принципы гештальтпсихологии

Название гештальтпсихологии образовалось от немецкого слова gestalt, которое переводится как образ, структура, целостная конфигурация. Понятие «гештальт» ввёл Х. Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выделил специфический признак свойства транспозиции (переноса), которое и назвал данным понятием. Но дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал.

Гештальт – это паттерн, конфигурация, определённая форма организации индивидуальных частей, которая создаёт целостность [1]. При чём он является врождённой структурой, человек рождается с ней.

Базис гештальтпсихологии:

  1. Предмет гештальтпсихологии – сознание человека, которое надо исследовать по принципу целостности.
  2. Метод изучения гештальтов – наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакция на события.
  3. Центральный психический процесс – зрительное восприятие.
  4. Процесс решения задачи – мышление, осуществлённое посредством структурирования поля, иными словами – через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб.

Для лучшего восприятия данной терминологии можно привести следующие примеры из повседневной жизни:

  • Внешность человека. Каждый имеет определённый набор частей тела, частей лица, но образ в каждом отдельном индивидуальном случае воспринимается абсолютно по-разному.
  • Приехав на экскурсию, группа туристов зашла в галерею, чтобы посмотреть на известные картины. Мало кто стал всматриваться в каждый мазок и оценивать его. Каждый видел цельное произведение искусства – рисунок в целом, его композицию, общее сочетание оттенков и форм. Таким образом происходит целостное восприятие картины, а не его элементов. Такое восприятие и называют гештальтом. Оно является завершённой структурой.

Основные принципы и законы гештальтпсихологии представлены в следующей таблице.

Название закона

Описание

Пример

1. Замыкание

Если в воспринимаемом образе есть какие-либо пробелы, то наш мозг самостоятельно заполнит недостающие части до создания полной формы.

Треугольник с отсутствующими углами всё равно воспринимается как треугольник (сознание «замыкает» промежутки)

2. Транспозиция (трансдукция, перенос)

Реагирование не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

Образ целого остаётся, даже при изменении всех частей по своему материалу, например, тональности одной и той же мелодии.

3. Прегнантность (хорошая конфигурация)

Любому образу придаётся наиболее простая и понятная форма.

Из хаотично разбросанных отрезков группируются в сознании в наклонную черту те, что расположены на одной прямой.

4. Фигура и фон

Видение одного аспекта гештальта как фигуры (замкнутого целого), а другого – как фона.

«Ваза Рубина», где объектом являются лица, а ваза – фоном. И наоборот.

5. Константность

Образ стремится к неизменности и константности даже при преобразовании сенсорного ряда.

Дверь меняет своё положение, но при этом воспринимается одинаковой.

6. Близость

Тенденция объединить в группы те объекты, которые расположены рядом.

Первая часть рисунка воспринимается как три столбика.

7. Схожесть

Объекты воспринимаются вместе, если похожи по размеру, текстуре, очертаниям, цвету или форме.

В этом случае кружки воспринимаются строками, а не столбцами.

8. Непрерывность

Предпочтение интерпретировать визуальную информацию как непрерывную.

Разрозненные точки кажутся гладкими линиями.

Основополагающим качеством гештальтпсихологии является стремление к завершённости, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», заключающемся в том, что человек незавершённые процессы запоминает лучше.

Представители этого направления хотели создать новый вид психологии, который был бы интерпретирован к восприятию фактов сознания как к единственной психической реальности по типу наук о природе, а за модель приняли физику. Взаимосвязь между физическим полем и целостным восприятием осуществляли гештальты.

Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии

Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.

В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.

Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.

Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» [2].

Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.

После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).

После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.

Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.

Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения. Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства» [3].

Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.  

Вольфганг Кёлер и его исследование

Как уже было сказано выше, основы гештальтпсихологии также заложил немецкий и американский психолог Вольфганг Кёлер (21 января 1887 – 11 июня 1967). Своё детство он провёл в Германии, там же окончил школу. Его отец работал директором школы, мама была безработная и занималась воспитанием сына.

Кёлер окончил университеты Тюбингена, Бонна и Берлина. Там он получил замечательные базисные знания. В свои 22 года ему была присуждена степень доктора философии в области психологии. В этом же возрасте он начал заниматься научной деятельностью. В 1917 году написал книгу «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» по мотивам своего наблюдения и изучения поведения этих млекопитающих на острове Тенерифе.

Существенная идея исследования была связана с тем, что обычной палке обезьяна находила различные применения. Она была шестом для прыжков, удочкой на муравьёв, рычагом для открывания, лопатой для копания земли, оружием для угрозы друг другу. Ей сбрасывали мелких млекопитающих с тела, проверяли заряженность электрической проволоки и многое другое. Другими словами, когда обезьяна одновременно видела и цель – банан, и средство – палку, то у неё появлялось целостное видение ситуации. Или такой пример: обезьяна привыкла доставать фрукт, вставая на ящик, ящик замаскировали, посадив на него другую обезьяну, таким образом этот ящик стал частью другого гештальта. Во всех этих способах применения можно проследить, как развивалась трудовая деятельность человека.

В итоге Вольфганг Кёлер пришёл к следующим выводам:

  1. Человека и шимпанзе объединяет разумное поведение, которое отличается только структурой (степенью сложности).
  2. Основой поведения у обезьян, как и у человека, является образ (гештальт) внешней ситуации.
  3. Результатом восприятия является озарение как целостная интеллектуальная реакция понимания сути происходящего. (Такое внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения Кёлер назвал словом «инсайт».)

Данные выводы не совпадали с мнением американского психолога и педагога Э. Торндайка, который считал, что поведение животных в разных ситуациях зависит от их ошибок, проб, ассоциаций (слепого поиска правильного решения) или от внезапного осознания, а разум у них отсутствует. Но исследования Кёлера открыли факты изобретения и употребления орудий, а не только случайные пробы. Это доказывало, что было положено начало развития умственных способностей, другими словами, интеллекта, как и у человека.

Общий научно доказанный вывод его работы: «человекоподобная обезьяна не только в отношении некоторых морфологических и физиологических признаков стоит к человеку ближе, чем к низшим видам обезьян, но также и в психологическом отношении является ближайшим родственником человека» [4]. Это первое фактическое обоснование эволюционной теории Дарвина с психологической точки зрения.

Благодаря удачным экспериментам по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе в 1922 году Кёлер получил международное признание и стал директором Института психологии при Берлинском университете. Его научные теории актуальны и практичны и на сегодняшний день. Они ценны и интересны органичной взаимосвязью между теоретической психологией с жизнью и с психотехникой.

В книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) размышлял над тем, что физический мир, как и психологический, подчинён принципу гештальта. Все процессы и явления растолковываются благодаря нахождению соответствующих структур в мозговых процессах, которые разъяснялись, основываясь на физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла. Появилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, образовавшихся под влиянием стимула, сходных структуре образа. Это было важным моментом в теории гештальтпсихологии и решило её психофизическую проблему.

Не останавливаясь на достигнутом, исследователь продолжал свои исследования вместе с К. Коффкой и М. Вертгеймером. В 1929 году была опубликована их совместная работа «Гештальтпсихология» (Gestalt Psychologe) – манифест школы гештальтпсихологии, систематическое и возможно даже лучшее изложение этой теории.

В 1938 Кёлер написал книгу «Роль ценностей в мире фактов». В 1955 г. перебрался в университет Принстона, в 1958 г. стал профессором психологии Дартмутского колледжа. В 1959 году в научном журнале публикуется его статья «Гештальтпсихология сегодня». В ней было написано о влиянии гештальтпсихологии на психологическую науку США. Кёлер сравнивал способы американских психологов со способами гештальтпсихологов к решению проблемы о понятиях обусловленности и мотивации.

В понятии мотивации он пришёл к следующим фактам:

  1. В человеческом опыте мотивация является динамическим вектором (…).
  2. Если на пути нет препятствий, это направление совпадает с воображаемой прямой линией, проведённой от объекта к объекту.
  3. Направление опытного вектора – это направление к объекту (к уменьшению рассматриваемого расстояния) или от него (к увеличению).
  4. Сила может варьироваться. [5]

В завершении статьи автор делится желанием создать общую работу вместе с бихевиористами.

Курт Коффка и исследования восприятия у детей

Ещё одним основоположником гештальтпсихологии является немецкий и американский психолог Курт Коффка (18 марта 1886 – 22 ноября 1941). Родился и вырос в Берлине, там же окончил школу и поступил в университет у Карла Штумпфа. Проявлял особый интерес к естественным наукам и философии. В 1909 году ему присвоили степень доктора философии.

С 1910 года совместно с Кёлером участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого у Макса Вертгеймера. В это время написал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию». В ней расписал главные принципы и положения этого направления. Затем в 1921 году, как уже упоминалось ранее, создали втроём журнал «Психологическое исследование».

В этом же году был опубликован его труд «Основы психического развития». В нём ученый использовал методы гештальтпсихологии, чтобы исследовать психическое развитие детей. Постарался проиллюстрировать, что у детей с рождения есть комплект неточных, не совсем адекватных образов о внешнем мире. Со временем они разделяются и становятся более точными.

Например, у новорождённого ребёнка есть смутный образ родителя, в гештальт которого входят голос, лицо, причёска, наряд. Поэтому, если сменить стиль в одежде, иначе уложить волосы, то двухмесячный карапуз может даже не узнать близкого человека. Но спустя месяца четыре этот смутный образ разделяется, превращаясь в ряд чётких образов: голоса, тела, лица (с самостоятельными гештальтами глаз, рта, причёски).

В 1922 г. в девятнадцатом номере научного журнала «Психологический вестник» опубликовали его статью «Восприятие: введение в гештальт-теорию». С 1924 года был на должности профессора Корнеллского университета, затем Чикагского, Висконсинского, а через три года колледжа Смита в Нортхемптоне.

Весну и лето 1932 года провёл в Среднеазиатской экспедиции. По дороге заехал в Москву. В Институте психологии выполнил доклад: «Преодоление механизма в современной психологии». Позже эту работу опубликовали в журнале «Психология» под видоизменённым наименованием: «Преодоление механистических и виталистических течений в современной психологии». После экспедиции Коффка сделал вывод: «у испытуемых в Средней Азии с несущественными и редкими отклонениями наблюдались все те же оптические иллюзии, какие обычно демонстрируют испытуемые в исследованиях, проведённых психологами в Европе» [6]. Краткое содержание его исследований было опубликовано только через пару лет в журнале генетической психологии, а о его выводах мало кто знал, так как они противоречили заключениям Лурии – организатора этой экспедиции. Поэтому опубликованы выводы были только спустя несколько десятилетий, Коффка до этого момента не дожил.

Главной его работой считается книга: «Принципы гештальтпсихологии» («Principles of Gestalt Psychology, 1935). В ней особенно ярко описывается «опыт», «научение на ошибках» на основе примеров, иллюстрирующих мыслительные процессы, развитие способностей детей к формированию и восприятию мыслей.

Коффка изучал восприятие цвета детьми. Один из опытов заключался в следующем: исследователь предлагал детям найти конфету в одной из двух чашек, прикрытых цветными картонками. Лакомство всегда находилось под тёмно-серой крышкой, а не под чёрной. Когда эксперимент повторили, но взяли картонки тёмно-серого и светло-серого цвета, то дети не выбирали второй цвет, потому что ориентировались не на конкретный цвет, а на соответствие «тёмное – менее тёмное». Так ученый сформировал закон о восприятии – «трансдукция».

Работы Курта Коффки, как и работы Кёлера и Вертгеймера, вошли в классику научной психологии.

Курт Левин и его динамическая теория психологического поля

Немецкий и американский психолог Курт Цадек Левин (9 сентября 1890 – 12 февраля 1947) изучал проблемы личности, её потребности, влияние общественных связей на неё. В 1921 году стал преподавателем психологии и философии в Берлинском университете. В основе его взглядов лежала концепция гештальта. Он интерпретировал это понятие как поле, функционирующее как единое пространство, при котором отдельные элементы подтягиваются к нему.

В 1926 году стал профессором Берлинского университета и преподавал там до 1933 года, так как из-за массовых репрессий евреев ему пришлось эмигрировать в Америку. В статье «Намерения, воля и потребности» (1926) описал экспериментальные исследования о потребностях и волевых действиях. Основанием человеческой активности в любых формах (поступок, память, мышление) считал стремление – потребность.

Другими словами, его мнение заключалось в том, что личность человека живёт и развивается в психологическом поле окружающих её предметов, каждый из которых имеет определённую валентность. Для каждого она имеет свой знак, хотя и бывают такие, которые с одной силой отталкиваются или притягиваются. Окружающие предметы воздействуют на человека и тем самым вызывают в нём энергетические заряды, вызывающие напряжение.

Когда между человеком и ситуацией нарушается баланс, то возникает напряжение и желание совершить какое-нибудь целенаправленное действие. Такое действие Левин назвал квази-потребностью. Чтобы удовлетворить свои потребности, надо разрядиться. Разрядка осуществляется в определённой ситуации с названием психологическое поле. Левин создал «теорию психологического поля», в которой объяснил поведение человека [7]. В связи с этим исследовал проблему целеобразования и целенаправленного поведения.

Также Курт разработал теорию конфликтов и определил три их типа:

Тип конфликта

Определение

Пример

«Стремление – Стремление»

Субъект находится между двумя положительными примерно одинаковыми валентностями

Осёл умирает от голода, находясь между двумя стогами сена

«Избегание – Избегание»

Субъект между двумя почти равными отрицательными валентностями

Ситуация наказания

«Стремление – Избегание»

Один вектор поля идёт от положительной валентности, другой – от отрицательной

Человек хочет погладить собаку, но боится

В 1939 г. Курт возглавил созданную группу исследователей, которые изучали феномен лидерства. Результативность исследования заключалась в определении трёх стилей лидерства: авторитарного, демократического и попустительского. При чём он доказал экспериментально, что приносит наилучшие плоды именно демократический. В 1947 году участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения».

Карл Дункер и мыслительный процесс при решении задач

Немецко-американский психолог Карл Дункер (2 февраля 1903 – 23 февраля 1940) также внёс значительный вклад в направление гештальтпсихологии. Родился в немецком городке Лейпциг. Получил образование в Берлинском университете Кларка, в 1930 устроился ассистентом в Психологическом институте в Берлине. Через пять лет уехал Кембридж, потом в США.

В первую очередь его имя известно благодаря исследованиям о продуктивном мышлении и решении задач. По сравнению с Вертгеймером и Кёлером, Дункер описал именно эксперимент, раскрывающий мышление гештальтпсихологии, а не критиковал противоположное восприятие мышления другими учёными. Наиболее популярной является его книга: «К психологии продуктивного мышления». В ней он отобразил исследования, в которых экспериментально изучался факт способности отойти от привычного понимания вещей, сложившегося в жизненном опыте, то есть механизм инсайта.

Понять что-либо, по Дункеру, означает приобрести гештальт или увидеть функциональное место его в гештальте [8]. Вот несколько примеров из области восприятия:

  • В случае, когда играет мелодия короткими отрывками с длительными перерывами, то в итоге сложно, практически невозможно её понимание в целом. Такая же ситуация и с элементами определённой фигуры.
  • Во время чтения книги в момент, когда появляется утомление, но ещё есть силы напрягать внимание, начинает теряться смысл, как бы из-за потери некоторых слов из контекста. Так выходит не из-за того, что отдельный элемент становится незаметным, а из-за того, что не увидеть сходства двух мыслей.

В этих случаях рассматриваются так называемые «суммы элементов», а не гештальты.

При решении задач Дункера интересовал, в первую очередь, не конечный результат, а процесс мышления – рассуждение вслух [9]. При чём направление процесса решения задачи зависит от того, как был подан материал изначально: с изображением или без; какая форма постановки вопроса. Он выделил следующие стадии мыслительного процесса:

  1. Появление проблемы, видение и понимание конфликта.
  2. Образование функционального значения элементов ситуации.
  3. Появление инсайта.
  4. Образование функционального решения.
  5. Детализирование решения, применение его в этой ситуации.
  6. Проверка.

В его задачах важно функциональное значение решения – некое определённое преобразование изначальной проблемы. При чём стоит заметить, что оно не является абстрактным, общим для разных определённых задач, так как решение одной не поможет в решении другой.

На примере эксперимента Дункера рассмотрим описание этапов решения как «дерево-решения». Задача об Х-лучах:

— «Каким способом следует применить определённый вид Х-лучей, имеющих большую интенсивность и способных разрушать здоровые ткани, чтобы излечить человека от опухоли в его организме (например, в желудке)».

Ход процесса решения данной задачи можно проследить в следующей таблице, составленной Матюшкиным [10]:

Гештальтпсихология сегодня и её последователи

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики позволили понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики [11].

Идеи гештальтпсихологии сегодня нашли своё продолжение не только во многих направлениях психологии, но и в современном направлении оказания психологической (психотерапевтической) помощи – гештальт-терапии Перлза, которая помогает исцелить себя с помощью осознания того, что укрылось внутри.

Список использованных источников:
  • 1. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2003.
  • 2. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Издательства МГУ, 1990. – 367, [194-195] с.
  • 3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Издательство «Прогресс», 1987. – 233, [101] с.
  • 4. Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 704 с.
  • 5. Кёлер В. Гештальтпсихология сегодня. – Журнал «Психология Америки», 14. 1959. – [727-723] с.
  • 6. Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. – Психологический журнал «Дубна», 2012. — №1, [60-97] с.
  • 7. Левин К. Теория поля в социальных науках. Пер. Сурпина Е. – СПб.: Речь, 2000. – 368 с.
  • 8. Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Издательство «Прогресс», 1965. – 533, [33] с.
  • 9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова – М.: Изд-во МГУ, 1981. – [258-268] с.
  • 10. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. – М.: КДУ, 2009. – 190 с.
  • 11. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

Автор: Амосова Виктория, учитель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Определение, принципы и его применение на рабочем месте

Гештальт-психология – простое введение

Слово гештальт происходит от немецкого и используется для обозначения того, как что-то собирается, часто переводится на английский язык как «форма», « форма» или «единое целое».

Гештальт-психологию можно определить как школу мысли, которая возникла в начале двадцатых годов и считает, что объект или сцена в целом больше и важнее, чем ее компоненты.

С помощью гештальт-психологии нас поощряют видеть и рассматривать разум и поведение как единое целое. Такой подход вносит ясность в хаос, помогая унифицировать отдельные части информации и искать закономерности.

Гештальт-психология также внесла свой вклад в изучение ощущения и восприятия .

Цель гештальта состоит в том, чтобы понять как люди придают смысл миру, в котором они живут и как они определяют порядок в хаосе .

Согласно гештальт-психологии, то, как люди интерпретируют то, что они видят в мире, зависит от того, что они ожидают увидеть , и будут пытаться найти закономерность в том, что они видят и переживают.

Генезис гештальт-психологии

Гештальт-психология была основана в Германии в начале двадцатого века психологом Максом Вертгеймером и соучредителями Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером.

Все они встретились в Психологическом институте Франкфуртского университета, где Вертхаймер работал профессором, а Коффка и Келер помогали ему в работе.

Университет также является местом, где они основали школу мысли, гештальт-психологию.

Вертхаймер известен концепцией, названной феноменом Phi . Во время своего путешествия он заметил, как на вокзале два отдельных светильника, которые включаются и выключаются, создают иллюзию движения.

Затем Вертхаймер заинтересовался исследованием восприятия , которое положило начало его исследованиям в области гештальт-психологии.

Своим исследованием он ответил структурализму и подходу психолога Вильгельма Вундта, который был известен тем, что разбивал психологические события на отдельные части.

Вертхаймер, с другой стороны, обнаружил, что части связаны между собой, и поверил в взгляд на человеческий разум и поведение в целом.

Гештальтисты считают, что человеческий разум имеет свой способ организации и что он основан на восприятии вещей в целом, а не отдельных частей.

Основные принципы гештальт-психологии

После основания гештальт-психологии соучредитель Курт Коффка опубликовал «Принципы гештальт-психологии», в которых представил теорию гештальт-психологии и ее принципы.

Следующие принципы гештальт-психологии описывают, как работает человеческое восприятие и как мы придаем значение объектам и событиям.

Близость

Этот принцип гласит, что когда человеческий глаз видит элементы, расположенные близко друг к другу, мы воспринимаем их как набор или группу. Например, как мы читаем текст. Когда буквы складываются вместе, наше восприятие состоит в том, что они образуют слово.

Сходство

Еще один способ, которым люди склонны группировать элементы в своих полях зрения, — поиск сходства. Элементы, которые выглядят одинаково, будут автоматически сгруппированы вместе. Например, во время спортивного мероприятия люди, одетые в футболки одного цвета, воспринимаются как члены одной команды.

Продолжение

Также частью гештальт-психологии является принцип продолжения, который гласит, что человеческий глаз предпочитает видеть непрерывную линию или движение, а не отдельные элементы. Когда, например, мы видим вывеску на здании, где дерево частично закрывает букву X, наш разум по-прежнему будет воспринимать ее как букву X, и мы без проблем прочитаем вывеску. Мы видим непрерывность линий.

Закрытие

Этот принцип объясняет, почему люди предпочитают видеть законченные элементы. Видя неполные элементы, мы можем восполнить недостающую информацию, чтобы все еще воспринимать ее как завершенную. Этот принцип часто используется в рекламе. Рекламщики придумывают ориентировочные фразы для заполнения публикой. Считается, что такой подход вызывает интерес и большее вовлечение аудитории.

Фигура-фон

Принцип фигуры и фона объясняет, как люди в своем поле зрения различают фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, занимающий центральное место в нашем поле зрения, в то время как фон присутствует меньше и воспринимается как фон.

Это объясняет, как человеческое восприятие объекта или ситуации может отличаться от чьего-либо восприятия, которое зависит от того, что воспринимается как фигура и фон. Этот принцип использовал датский психолог Эдгар Рубин, экспериментировавший с оптическим обманом.

Общая судьба

Другой принцип гештальт-психологии — принцип общей судьбы. Когда человеческий глаз видит элементы, движущиеся вместе в определенном направлении, они обычно воспринимаются как группа. Пример общей судьбы — когда мы видим детей, направляющихся на детскую площадку, что может заставить нас воспринимать их как единое целое. Элементы можно просматривать отдельно, если это сделано намеренно.

Закон Прагнанца

Невозможно тратить время и энергию на все вокруг нас. Поэтому мы склонны организовывать элементы, которые видим, самым простым способом. Человеческий разум предпочитает простоту, поэтому мы стараемся упростить то, что воспринимаем. Таким образом, когда мы видим машину, нам не нужна дополнительная информация, чтобы понять, на что мы смотрим. Это называется законом Прагнанца. Pragnänz — это немецкое слово, означающее краткость на английском языке.

В дополнение к упомянутым выше принципам, которые помогают нам понять, как работает человеческое восприятие, теоретики гештальт-теории признают, что на то, как мы видим мир, также влияют другие факторы, такие как личность, ожидания и опыт.

Применение гештальтпсихологии

Базовая психология

Основные психологические процессы, такие как восприятие и внимание, находятся под сильным влиянием гештальтпсихологии. Эти основные психологические процессы являются фундаментальными и применимы к практическим вопросам. Например, развитию в изучении восприятия способствуют программы, которые проводятся для предотвращения аварий путем улучшения дорожных знаков. Это можно сделать только с помощью знания, которое у нас есть о восприятии.

Гештальт-психология и коммуникация

Чтобы иметь возможность вызывать внимание аудитории, люди, работающие в сфере коммуникации и творчества, используют гештальт-психологию. Для людей, работающих художниками, публицистами или дизайнерами, важно понимать, как человеческий разум интерпретирует изображения. Это знание может помочь им создавать работу, которая будет доноситься до их аудитории так, как они задумали.

Гештальт-психология и решение проблем

Чтобы решить проблему, важно понимать проблему, с которой вы работаете.

В гештальт-психологии считается, что проблема состоит из компонентов, которые связаны и взаимодействуют друг с другом. Чтобы решить проблему, вам нужно реорганизовать эти компоненты, чтобы найти новое решение. Эта творческая реорганизация компонентов проблемы называется продуктивным мышлением. Гештальт-психологи рекомендуют использовать продуктивное мышление, чтобы проникнуть внутрь себя в различных вопросах.

Гештальт-психология и образование

В образовании гештальт-психология применяется для восприятия и решения проблем. Применение гештальт-психологии к образованию подразумевает, что учителя должны поощрять учащихся к решению проблемы, обнаруживая различные элементы проблемы и то, как они связаны.

Гештальт-терапия

Терапия, основанная на гештальт-психологии, представляет собой гуманистический подход, в котором люди рассматриваются как сильные и независимые существа. Он рассматривает функционирование человеческого разума с целостной точки зрения, при этом у каждого человека есть свои мысли, переживания и реальность.

Развитие гештальт-терапии началось в 1940-х годах с автора Фрица Перлза. Он утверждал, что у каждого человека есть своя собственная реальность, которая определяется нашим восприятием, и что мы сами несем ответственность за изменение нашего восприятия. Этот образ мышления также занимает центральное место в гештальт-терапии, в которой личностный рост и построение идентичности находятся в центре внимания.

Гештальт-психология в повседневной жизни

Гештальт-психология также может быть применена в нашей повседневной жизни. Как упоминалось в этой статье, гештальт-психологию можно использовать для решения проблем и поощрения творчества. Кроме того, знание принципов гештальта может помочь нам понять, как мы воспринимаем мир, объяснить оптические иллюзии и помочь понять наше поведение.

Техника пустого стула

Гештальт-терапия фокусируется на целом и работает с прошлым в настоящем.

Вещи, находящиеся в нашем сознании, но незавершенные, называются « незавершенными делами ». Из-за нашей естественной склонности к созданию гештальтов незавершенные дела могут быть значительной тратой энергии, а также препятствием для дальнейшего развития (O’Leary, 2013).

самая популярная и известная техника в гештальт-терапии, техника пустого стула или диалог пустого стула (ECH), — метод решения незаконченных дел в терапевтическом кабинете.

Незавершенное дело часто является результатом невыраженных эмоций, таких как отсутствие горя по поводу потери, и/или неудовлетворенных потребностей, таких как невысказанные обиды в отношениях. Клиент, возможно, предпочел избежать незавершенных дел в данный момент, решив не раскачивать лодку или сохранить отношения.

Постфактум этим невыраженным чувствам может не хватать подходящего выхода или их продолжают избегать из-за стыда или страха быть уязвимым. Большинство людей склонны избегать этих болезненных ощущений вместо того, чтобы делать то, что необходимо для изменения.

Техника пустого стула — это способ привнести невыраженные эмоции и неудовлетворенные потребности в здесь и сейчас.

В ECH терапевт устанавливает для клиента два стула, один из которых остается пустым. Клиент сидит на одном стуле и представляет свою вторую половинку, с которой у него есть незаконченные дела, на пустом стуле.

Затем клиент инструктируется и помогает ему сказать то, что осталось недосказанным воображаемому значимому другому.

Иногда клиент меняет стулья и говорит сам с собой, как если бы он был второй половинкой. Благодаря этому диалогу прошлые эмоции клиента переносятся в настоящее. Затем они обрабатываются и прорабатываются терапевтом.

Этот метод может быть применен либо к текущим отношениям, либо к отношениям, которые закончились. Цель работы — помочь клиенту изменить его самовосприятие .

Клиенты, перенесшие ЭХГ, могут перестать считать себя слабыми и жертвами и стать более уверенными в себе. Они могут относиться к значимому другому с большим пониманием или возлагать на него ответственность за причинение вреда.

Примеры гештальт-психологии

Один из примеров, используемых для объяснения гештальт-психологии, следующий: Феномен Фи.

Фильм, например, представляет собой серию отдельных изображений, но при быстром показе изображений мы воспринимаем их как непрерывное движение, тогда как в действительности его нет.

По мнению гештальт-психологов, это результат того, что наш разум заполняет недостающую информацию . В этом примере отсутствующей информацией являются промежутки между изображениями.

Это показывает, что «целое» играет более важную роль в человеческом сознании, чем сумма отдельных частей.

Гештальт-терапия используется в самых разных условиях, от клиники до корпоративного зала заседаний. Институты гештальта существуют во всем мире, и этот подход практикуется в стационарных клиниках и частных практиках индивидуальной и групповой терапии. Из-за такого разнообразия приложений он может принимать различные формы.

В 1965 году Американская психологическая ассоциация сняла сериал под названием « Три подхода к психотерапии » с участием Фрица Перлза (гештальт-терапия), Карла Роджерса (личностно-центрированная терапия) и Альберта Эллиса (рационально-эмоциональная поведенческая терапия), демонстрирующих их приближается к пациентке по имени Глория.

Чтобы увидеть, как выглядит гештальт-терапия, вы можете посмотреть это видео о том, как Перлз работает в режиме реального времени.

В видео Перлз описывает свой подход, работает с Глорией в течение короткого сеанса, а затем подводит итоги перед зрителем в конце.

Гештальт-психология и решение проблем

Гештальт-психология внесла свой вклад в научное изучение решения проблем. Фактически, ранняя экспериментальная работа гештальтистов в Германии 90 197 знаменует собой начало научного изучения решения проблем.

Позже эта экспериментальная работа продолжалась в течение 1960-х и начала 1970-х годов, когда проводились исследования относительно простых (но новых для участников) лабораторных задач по решению проблем.

Учитывая фокус гештальт-психологии в целом, для гештальт-психологов было естественным изучать решение проблем с точки зрения понимания, стремясь понять процесс, посредством которого организмы иногда внезапно переходят от понятия, как решить проблему, к мгновенному пониманию вся проблема и ее решение.

В знаменитой серии экспериментов Кёлер дал шимпанзе несколько ящиков и поставил еду высоко над землей; через некоторое время шимпанзе, казалось, внезапно осознали, что они могут ставить коробки друг на друга, чтобы добраться до еды.

Гештальт-психология и два вида мышления

Макс Вертгеймер различал два вида мышления: продуктивное мышление и репродуктивное мышление .

Продуктивное мышление  – это решение проблемы на основе понимания — быстрая, творческая, незапланированная реакция на ситуации и взаимодействие с окружающей средой.

Репродуктивное мышление  – это сознательное решение проблемы на основе предыдущего опыта и знаний. Репродуктивное мышление действует алгоритмически — тот, кто решает проблемы, воспроизводит серию шагов по памяти, зная, что они приведут к решению, – или путем проб и ошибок.

Функциональная фиксированность: обратная сторона гештальт-психологии

Карл Дункер, еще один гештальт-психолог, изучавший решение проблем, 9 лет0197 ввел термин «функциональная фиксированность» для описания трудностей как в зрительном восприятии, так и в решении проблем, возникающих из-за того, что один элемент всей ситуации уже имеет (фиксированную) функцию, которую необходимо изменить, чтобы что-то воспринять или найти решение. к проблеме.

Функциональная неподвижность  — это когнитивная предвзятость, которая ограничивает человека в использовании объекта только так, как он традиционно используется.

Концепция функциональной фиксированности возникла в гештальт-психологии, движении в психологии, которое делает упор на целостную обработку.

Карл Дункер определил функциональную неподвижность как умственный блок против использования объекта новым способом, который требуется для решения проблемы.

Этот «блок» ограничивает возможность человека использовать компоненты, данные ему для выполнения задачи, поскольку он не может выйти за рамки первоначального назначения этих компонентов.

Например, если кому-то нужно пресс-папье, но у него есть только молоток, он может не увидеть, как можно использовать молоток в качестве пресс-папье.

Функциональная неподвижность — это неспособность использовать молоток ни для чего другого, кроме как для забивания гвоздей; человек не мог подумать, что можно использовать молот иначе, чем в его обычной функции.

Гештальт-психология и системное мышление

Системное мышление, еще один уровень когнитивных способностей, предполагает повышенную способность одновременно удерживать в уме одно и многое и осознавать взаимосвязь.

Эта способность требует определенного уровня комфорта с незнанием.

Давление, беспокойство и страх плохо сочетаются с системным мышлением. Они притупляют эту способность воспринимать взаимосвязь и обращать внимание на свои более тонкие чувственные восприятия.

Перспектива большого ума (в отличие от маленького ума).

Поведение человека в социальной среде — простой пример системного мышления.

Наш мозг — и мозг всех других млекопитающих и многих других классов животных — устроен так, чтобы воспринимать сложные социальные системы и взаимодействовать с ними.

Мы наблюдаем, позиционируем и действуем таким образом, который отражает наше восприятие социальной ткани, в которой мы существуем: иногда успешно, иногда падая лицом к лицу. Но в любом случае все дело в сетях взаимодействия.

Гештальт -психология -Терапия, взносы, структура и методология

Определение гештальт-психологии, можно сказать, что — гештальт-психология — это школа психологии, которая возникла в Австрии и Германии в начале двадцатого века как неодобрение элементализма Вильгельма Вундта и Эдварда Титченера, а также структуралистской психологии. Его также называют гештальтизмом или конфигурационализмом.

Гештальт-психология Значение

Что означает теория гештальта? Немецкий термин гештальт описывается как «паттерн» или «конфигурация» в значении гештальт-психологии. По мнению гештальт-психологов, организмы интерпретируют целые структуры или конфигурации, а не только отдельные элементы. Поговорка «все, что намного больше, чем сумма своих частей» часто используется для обобщения точки зрения определения гештальт-психологии. Близость, сходство, фигура-фон, согласованность, завершение и ассоциация — это гештальт-концепции, которые определяют, как люди интерпретируют визуальные эффекты по отношению к различным объектам и средам.

Основатели гештальт-психологии: Вольфганг Келер, Макс Вертхаймер и Курт Коффка являются основателями гештальт-психологии.

Концепцию гештальт-психологии можно хорошо понять по приведенному ниже примеру в виде картинки.

[Изображение будет загружено в ближайшее время]

Происхождение и история

Гештальт-психология была разработана в начале двадцатого века Куртом Коффкой (1886–1941), Максом Вертхаймером (1880–1943) и Вольфгангом Кёлером (1887–1967). . Структурализм, как показали исследования Вильгельма Вундта (1832–1819 гг.20), Германа фон Гельмгольца (1821–1894) и Эдварда Б. Титченера (1867–1927), в настоящее время преобладает точка зрения в психологии.

Структурализм был основан на трех тесно связанных теориях: «атомизме», вере в то, что весь разум, включая сложные абстрактные понятия, построен из основных, элементарных составляющих; «сенсуализм», вера в то, что простейшие компоненты, атомы восприятия суть элементарные чувственные впечатления; и «сенсуализм», вера в то, что основные составляющие, атомы знания, являются элементарными чувственными впечатлениями, и, в-третьих, вера в то, что гораздо более сложные идеи возникают из ассоциации более простых идей, известна как «ассоциационизм». Приведенные выше три гипотезы, взятые в совокупности, приводят к выводу, что все впечатления, в том числе и абстрактное мышление, развиваются в уме исключительно из восприятий низшего уровня, связанных исключительно своей близостью в пространстве и времени.

Гештальтисты утверждали, что цель психологии должна заключаться в том, чтобы разбить сознание на якобы существенные компоненты, что является широко распространенной «атомистической» точкой зрения. С другой стороны, гештальт-психологи спорили, не будет ли разделение психологических процессов на более мелкие части способствовать более глубокому пониманию психологии.

Гештальт-психологи пришли к выводу, что рассмотрение психологических переживаний как упорядоченного, организованного целого было наиболее продуктивным способом их интерпретации. Они утверждали, что психологическое «целое» имеет приоритет и что «части» определяются структурой целого, а не наоборот. Было видно, что метод, казалось, был сосредоточен на макроскопическом, а не на микроскопическом взгляде на психологию.

Согласно гештальт-теории восприятия, человеческая природа склонна воспринимать объекты как единое целое, а не как сумму их частей.

Гештальт-терапия

Гештальт-психология отличается от гештальт-консультирования, которое лишь косвенно связано с гештальт-психологией. Фриц и Лаура Перлз, пионеры гештальт-терапии, сотрудничали с Куртом Гольдштейном, неврологом, который адаптировал концепции гештальт-психологии к правильному функционированию тела.

Лаура Перлз работала гештальт-психологом, пока не стала психоаналитиком и вместе с Фрицем Перлзом не стала разрабатывать гештальт-терапию. Тем не менее, вопрос о том, насколько гештальт-психология повлияла на гештальт-терапию, остается спорным. В любом случае она отличается от гештальт-психологии. Лаура Перлз предпочла не называть зарождающуюся современную терапию «гештальтом», поскольку, по ее мнению, гештальт-психологи могли бы возразить; но, с другой стороны, Фриц и Лаура Перлз явно восприняли некоторые исследования Гольдштейна. Большинство гештальт-психологов подчеркивали, что гештальт-терапия на самом деле не является типом гештальта, несмотря на историческую связь и влияние.

Вклады

Гештальтпсихология внесла значительный вклад в область психологии. Несколько фактов о восприятии, таких как восприятие движения, перцептивное постоянство, контурное восприятие и перцептивные иллюзии, были эмпирически продемонстрированы и зарегистрированы гештальтистами. Примером такого вклада является открытие Вертгеймером фи-гипотезы.

Помимо открытия явлений восприятия, гештальт-психология внесла следующий вклад: (а) новая теоретическая структура и техника, (б) набор правил восприятия, (в) хорошо известный набор законов группировки восприятия, (г) теория решения проблем, ориентированная на интуицию, и (д) теория памяти. В следующих подразделах подробно рассматривается каждый из этих вкладов.

Теоретическая основа и методология

Гештальт-психологи следовали гештальт-подходу теоретических и методологических указаний, которые стремились изменить способ проведения психологических исследований. Это контрастирует с исследованиями начала двадцатого века, сосредоточенными на традиционных научных методах, которые разделяли объект анализа на набор элементов, которые можно было изучать отдельно, с целью минимизировать сложность объекта.

Теоретические принципы изложены ниже:

  • Принцип совокупности

  • Принцип психофизического изоморфизма

  • Экспериментальный анализ.

    Фигура-фон Организация: Поле восприятия (то, что человек видит и слышит) структурировано. Одной из форм перцептивной организации является фигурно-фоновая организация. Представление воспринимаемых элементов посредством их формы и относительного положения в структуре поверхностей в трехмерной среде известно как организация фигура-фон.

    Pragnanz: Перцептивная группировка (также известная как перцептивная сегрегация) — это форма перцептивной организации, подобная организации фигура-фон. Некоторые части поля восприятия организма, по-видимому, «связаны» более тесно, чем другие. Эти знания используются для обнаружения объектов. Процесс определения того, что представляют собой эти «биты» поля восприятия, известен как перцептивная группировка.

    Правило Прагнанца гласит, что люди избавляются от неуверенности и незнакомости, когда смотрят на вселенную, позволяя им видеть реальность в ее самой простой форме. Устранение ненужных стимулов помогает разуму развивать смысл. Восприятие порождает чувство глобальной регулярности, которому в сознании часто отдается приоритет над пространственными отношениями.

    Наследие

    Гештальт-психологии было трудно определить такие слова, как Prägnanz, сделать подробные поведенческие предположения и сформулировать проверяемые модели фундаментальных нейронных механизмов. Его наказали за излишнюю детализацию. Эти недостатки привели к росту недовольства гештальтизмом к середине двадцатого века, а также к уменьшению влияния гештальтизма на психологию. Вместо этого упадка гештальт-психология часто служила основой для гораздо большего количества исследований последовательности и восприятия объектов, а также поведения, рассуждений, решения проблем и психопатологии.

    • Квантовое моделирование познания: Сходство между гештальт-феноменами и квантовой механикой было отмечено такими учеными, как химик Антон Аманн, который заявил, что, хотя «сходства между квантовой механикой и гештальт-восприятием находятся на уровне притчи», они все же могут дать ценную информацию. понимание.

    • Применение в современной социальной психологии: вклад гештальт-теорий в обработку социальной информации может описывать эффект ореола. Индивидуальные предпочтения используются для применения конструктивных концепций социального познания. Они рассматривались в этом свете, и человек, который их оценивает, продолжает видеть их в этом свете.

    • Перцептивная психология и современная когнитивная психология: Некоторые из наиболее распространенных критических замечаний в отношении гештальтизма сосредоточены на предполагаемом предпочитании гештальтистами теории доказательствам, а также на нехватке количественного анализа для поддержки идей гештальта. Согласно новому сборнику количественных исследований восприятия гештальта, это не всегда обоснованная критика. Исследователи до сих пор проверяют свои теории о процессах, лежащих в основе гештальт-концепций, таких как теория подобия.

    Другие важные критические замечания включают отсутствие определения и обоснования некоторых физиологических выводов гештальтистов, а также отсутствие теоретической последовательности в современной гештальт-психологии.

    • Использование в дизайне: несколько областей графического дизайна, включая пользовательскую картографию и дизайн интерфейса, используют правила гештальта. Например, правила сходства и близости могут использоваться для управления размещением переключателей. Они также использовались для того, чтобы сделать компьютеры и приложения более удобными для пользователя. Компоновка и дизайн ярлыков рабочего стола в столбцах и строках являются двумя примерами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *