Чистолюбивый или честолюбивый: «Чистолюбие» или «честолюбие» как пишется правильно?

Содержание

Честолюбие — что это такое и кто такой честолюбивый человек

Обновлено 22 июня 2022 Просмотров: 142 490 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «честолюбие» состоит из двух частей: «честь» и «любить», оба вроде бы «хорошие», вызывают приятные ассоциации.

Однако настоящий смысл слова далек от первого впечатления, в связи с чем многие люди используют это понятие не «по назначению».


Честолюбие — это…

В русском толковом словаре С.И.Ожегова:

честолюбие – это «жажда известности, почестей, стремление к почётному положению».

Если говорить проще – это эгоизм, который толкает человека на достижение всевозможных высот в личной жизни и общественной деятельности: славе, востребованности, уважению.

Честолюбивый человек хочет быть лучше всех, гонится за первенством буквально во всем – так он подкармливает свое вечно голодное эго.

Честолюбие часто путают с тщеславием (что это такое?). Второе является составляющей частью первого, но не его синонимом.

Тщеславие – понятие более «мелкое» – жажда славы в любом ее проявлении. Честолюбивость же направлена на глобальные свершения.

Черты честолюбивой личности

  1. Ставит нереальные цели и упорно к ним идет;
  2. считает себя умнее, красивее, успешнее и т.д. других, открыто заявляет об этом;
  3. честолюбивый человек на полном серьезе уверен в своем превосходстве над другими: думает, что окружающие ему завидуют;
  4. слабо развитая эмпатия (что это такое?) либо ее отсутствие – не умеет сочувствовать, жалеть других, поэтому легко переступает через тех, кто встает на пути;
  5. единственное чего боится честолюбивец – провала своих планов;
  6. критика может вывести его из себя, так как воспринимается весьма болезненно;
  7. склонен к гиперконтролю, любит командовать, навязывает везде свои «порядки».

Психологический подход

Психологи заявляют, что честолюбие – это черта характера, то есть устойчивое, а не «точечное» проявление личности. Индивид ведет себя так всегда и со всеми.

Откуда берется чрезмерно завышенная самооценка, необузданная гордыня и нереалистичный взгляд на мир?

Американский психоаналитик Карен Хорни писала, что честолюбие – есть невротическая потребность (книга «Невротическая личность нашего времени»).

Это значит, что желание быть «впереди планеты всей» продиктовано детскими травмами: любой ребенок хочет быть любимым родителями, получать от них похвалу, быть им нужным. Если этого не происходит, то страдает самооценка: малыш делает выводы о своей никчемности, незначимости, ощущает себя пустым местом.

«Непринятые» дети быстро улавливают, что хорошие поступки вызывают у взрослых позитивную реакцию. С этого момента их ведущей стратегией по жизни становится лозунг «Я буду лучше всех, и тогда меня полюбят».

Взрослый человек с такой установкой уважает себя только тогда, когда достигает очередной вершины. Собственные неудачи обрушивают и без того неустойчивую самооценку, заставляют чувствовать себя униженным, загоняют в состояние ничтожества, что для него подобно смерти.

Такой индивид не принимает себя целиком: он запрещает себе злиться, завидовать, плакать, болеть и т.д. Он мнит себя идеальным, суперменом, героем.

Человеческие проявления, которые воспринимаются им, как негативные (постыдные, говорящие о слабости) подавляются, а все, что есть хорошего (одобряемое обществом), выпячивается в десятикратном размере. Часто такая «политика» приводит к невротическим расстройствам.

Плюсы и минусы честолюбия

Так что же такое честолюбие – хорошо это или плохо, бороться с ним или не надо? Хочется ответить словами Парацельса:

«Каждое лекарство может стать ядом, и каждый яд может стать лекарством, все дело в дозе».

С одной стороны, наша планета «вертится», благодаря честолюбивым людям:

  1. они являются первооткрывателями – двигателями прогресса;
  2. создают величайшие произведения искусства;
  3. мотивированные на успех, они устанавливают новые рекорды.

С другой, чем сильнее травмирован ребенок в детстве – разрушено ядро его личности (что это такое?), тем в большей степени будет проявляться его честолюбие. И мотивом в этом случае будет не просто желание доказать всему миру свою значимость, а ненависть ко всему человечеству.

Неосознанное стремление отомстить за свои обиды, уменьшить психическую боль делают поступки личности опасными для окружающих (убить соперницу, подставить и посадить в тюрьму конкурента и т.д.). И тогда здесь не приходится говорить о созидании: поведение человека направлено на разрушение.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

как распознать и что означает, как избавиться

Каждый индивид имеет своё представление о плохих и хороших чертах характера. Одни качества определённая личность может оценить как положительные, другие – как отрицательные. В то время как другая личность даст этим понятиям совсем другую характеристику. Все мы сами решаем, что для нас плохо, а что хорошо, и нельзя дать точную дефиницию понятию «честь» или «честолюбие».

Оглавление:

  • Определение термина честолюбие
  • Признаки честолюбивой личности
  • Как избавиться от честолюбия

Определение термина честолюбие

Википедия даёт нам следующее определение термину «честолюбие»: закреплённое в характере стремление личности достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. Таким образом, честолюбие – это желание индивида добиться определённых успехов. Можно сделать вывод, что это качество является положительным по своему характеру, ведь нельзя посчитать желание индивида достичь высот отрицательным качеством личности. Однако многие психологи придерживаются обратной точки зрения.

Это интересно: что является условием успешной деятельности?

Честолюбивая личность в психологии – это индивид, который находится в постоянном поиске почитания, уважения со стороны других людей. Ему нравится, когда люди буквально «смотрят ему в рот», восхищаясь его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить и в сказке, и в реальной жизни. Приведём пример из литературы. Персонаж по имени Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Сент-Экзюпери во всей красе представляет индивида в «Маленьком принце», который хочет, чтобы все восхищались им и подражали ему.

Признаки честолюбивой личности

Термин «честолюбие» можно разбить на два слова: честь и любить. Словосочетание «любить честь» звучит положительно только в том случае, если индивид, жаждущий чести, действительно делает хорошие поступки и добивается успехов на пути к поставленной цели. Другая сторона этого аспекта – желание добиться поставленных целей несмотря ни на что, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя собственную персону выше других. Это в психологии является показателем эгоистичного поведения, что не является положительным качеством личности. Многие великие психологи говорили о том, что эгоизм – это грех человеческой души.

Это интересно: воля — это что такое, основное понятие.

Существует несколько признаков, по которым можно узнать честолюбивую личность.

  1. Эгоизм – это первый признак эгоистичного индивида. Личность, стремящаяся к почитанию — это эгоист. В этике существует понятие «эксплуататорской ориентации», согласно которой личность пользуется окружающими людьми для достижения собственных целей. Такие люди не воспринимаются обществом, им тяжело завести друзей и знакомых. Для честолюбивой личности честь – это лишь мираж, который они хотят создать, чтобы подняться в глазах окружающих.
  2. Амбиции у честолюбивых людей обычно завышены, однако не оправданы. Индивид может поставить слишком много целей, которых он не может достичь как физически, так и эмоционально. Честолюбивая личность может соврать об объёме работы, который он в состоянии выполнить. Такой индивид может с лёгкостью врать для своей выгоды.
  3. Гордыня – это один из признаков, отличающих честолюбивую личность. Её ни в коем случае нельзя путать с гордостью. Гордыня является одним из смертных грехов. У таких людей обычно завышенная самооценка, они высокого мнения о себе и о своих возможностях. Такие люди также не принимаются обществом, отвергаются им.
  4. Острое реагирование на критику – это довольно распространённый признак, встречающийся у честолюбивых людей. При формировании личности возникает два пути – принимать критику и адекватно её оценивать или отвергать критику и остро на неё реагировать. Люди, которые желают чести, обычно не могут адекватно воспринимать критику и реагируют агрессивно и раздражительно.

Как избавиться от честолюбия

Корни этого качества лежат в детстве. Если ребёнка всегда учили быть первым, получать отличные оценки, преуспевать во всех видах деятельности и делать всё «лучше всех», в нём может развиться желание получать почести и похвалу за проделанную работу. Стоит помнить, что честолюбие – отрицательное и положительное качество, которое имеет свои преимущества и недостатки. Если же индивид почувствовал, что хочет от него избавиться, стоит поискать причины возникновения такой черты характера в раннем детстве.

Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют бороться с честолюбием.

Это интересно: какова связь между деятельностью и качествами человека?

Важный пункт в любом из таких упражнений – это определение самооценки индивида и правильный анализ. Самооценка может быть:

  • адекватной;
  • неадекватной;
  • средней;
  • высокой;
  • низкой.

Идеальный показатель – это средняя адекватная самооценка. При адекватном анализе люди, стремящиеся к почитанию, замечают, что их самооценка высокая и неадекватная. В некоторых случаях честолюбивые люди имеют высокую адекватную самооценку.

Честолюбивые люди в некоторых случаях действительно добиваются больших успехов. Яркий пример – Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику. Таким образом, каждый индивид сам решает, является честолюбие положительным или отрицательным качеством личности, а затем принимает решение, стоит ли избавляться от этого качества или, наоборот, развивать его.

Чистый разум — Vaniquotes

Исследованные выражения:
«ум и сердце чисты» |»разум полностью чист» |»ум не чист» |»разум чист» |»разум чистый» |»разум непременно будет чист» |»чистый разум» |»чистый разум» |»чистые мысли» |»чистое состояние души» |»чистый незагрязненный разум» |»чистый дух»

Примечания составителя: Запрос VedaBase: «чистый ум*»@5

Содержание

  • 1 Бхагавад-гита как она есть
    • 1.1 BG, главы 1–6
  • 2 Шримад-Бхагаватам
    • 2.1 СБ Песнь 1
    • 2.2 СБ Песнь 3
    • 2.3 СБ Песнь 5
    • 2.4 СБ Песнь 8
    • 2.5 SB Cantos с 10.14 по 12 (только переводы)
  • 3 Шри Чайтанья-чаритамрита
    • 3.1 ЧЧ Мадхья-лила
    • 3. 2 CC Антья-лила
  • 4 Другие книги Шрилы Прабхупады
    • 4.1 Кришна, Верховная Личность Бога
  • 5 лекций
    • 5.1 Лекции по Бхагавад-гите как она есть
    • 5.2 Общие лекции
  • 6 Разговоры и утренние прогулки
    • 6.1 1970 Разговоры и утренние прогулки
  • 7 Переписка
    • 7.1 1969 Переписка
  • Бхагавад-гита как она есть с помощью занятий йогой. Это совершенство характеризуется способностью человека видеть себя чистым умом, а также наслаждаться и радоваться себе. В этом радостном состоянии человек пребывает в безграничном трансцендентном счастье, познаваемом через трансцендентные чувства. Утвержденный таким образом, человек никогда не отступает от истины, и, обретя ее, он думает, что нет большей выгоды. Находясь в таком положении, человек никогда не колеблется, даже посреди величайших трудностей. Это и есть настоящая свобода от всех страданий, возникающих в результате контакта с материей.

    Шримад-Бхагаватам

    ШБ Песнь 1

    Никто не может уделять пристальное внимание тому, у кого нет чистого ума.

    ШБ 1.3.44, Комментарий:

    Человек должен с восторженным вниманием слушать из уст настоящего человека, и тогда он сразу сможет осознать присутствие Господа Кришны на каждой странице. Здесь упоминается секрет познания Бхагаватам. Никто не может уделять пристальное внимание тому, кто не чист умом. Никто не может быть чист в уме, если не чист в действии. Не может быть чистым в действии тот, кто не чист в еде, сне, страхе и совокуплении. Но так или иначе, если кто-то внимательно слушает от нужного человека, в самом начале он, несомненно, может увидеть Господа Шри Кришну воочию на страницах «Бхагаватам».

    Бхишмадева советовал всем людям быть чистыми разумом и гигиеничным телом.

    ШБ 1.9.26, Комментарий:

    Варнашрама-дхарма предписана цивилизованному человеку только для того, чтобы научить его успешно завершать человеческую жизнь. Самореализация отличается от жизни низших животных, занятых едой, сном, страхом и совокуплением. Бхишмадева советовал всем людям девять качеств: (1) не гневаться, (2) не лгать, (3) поровну распределять богатство, (4) прощать, (5) иметь детей только от законной жены, (6) быть чистым разумом и гигиеничным телом, (7) ни к кому не быть враждебным, (8) быть простым и (9)) для поддержки слуг или подчиненных. Нельзя называться цивилизованным человеком, не приобретя вышеуказанных предварительных качеств. Кроме того, брахманы (разумные люди), административные работники, коммерсанты и рабочий класс должны обладать особыми качествами, связанными с профессиональными обязанностями, упомянутыми во всех ведических писаниях.

    ШБ Песнь 3

    ШБ 3.13.39, Перевод:

    О Господь, Ты — Верховная Личность Бога, и Тебе поклоняются с помощью всеобщих молитв, ведических гимнов и жертвенных ингредиентов. Мы предлагаем наши поклоны Тебе. Вы можете реализоваться чистым умом, свободным от всей видимой и невидимой материальной скверны. Мы предлагаем наши почтительные поклоны Тебе как высшему духовному учителю знания в преданном служении.

    Тот, кто занимается преданным служением Господу в соответствии с регулирующими принципами, автоматически освобождается от материальных желаний и в этом чистом состоянии ума может осознать Личность Бога.

    ШБ 3.13.39, Комментарий:

    Качество бхакти, преданного служения Господу, состоит в том, что преданный должен быть свободен от всех материальных загрязнений и желаний. Эта свобода называется вайрагьей, или отказом от материальных желаний. Тот, кто занимается преданным служением Господу в соответствии с регулирующими принципами, автоматически освобождается от материальных желаний, и в этом чистом состоянии ума он может осознать Личность Бога. Личность Бога, пребывающая в сердце каждого, наставляет преданного в отношении чистого преданного служения, чтобы в конечном итоге он мог обрести общение с Господом. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (10.

    10) следующим образом:

    тешам сатата-юктанам
    бхаджатам прити-пурвакам
    дадами буддхи-йогам там
    йена мам упайанти те

    «Тому, кто постоянно занимается преданным служением Господу с верой и любовью, Господь непременно дает разум, чтобы достичь Его в конечном итоге».

    ШБ Песнь 5

    ШБ 5.3.2, перевод:

    При совершении жертвоприношения есть семь трансцендентных способов получить милость Верховной Личности Бога: (1) принесение в жертву ценных вещей или пищи , (2) действуя с точки зрения места, (3) действуя с точки зрения времени, (4) вознося гимны, (5) проходя через священника, (6) предлагая дары священникам и (7) соблюдая регулирующие принципы. Однако с помощью этих атрибутов не всегда можно обрести Верховного Господа. Тем не менее, Господь любит Своего преданного; поэтому, когда Махараджа Набхи, который был преданным, поклонялся Господу и возносил молитвы Господу с великой верой и преданностью, с чистым незагрязненным умом, поверхностно совершая ягью в линии праваргьи, добрый Верховный Господь из-за Его привязанности для Своих преданных предстал перед царем Набхи в Своей непобедимой и пленительной форме с четырьмя руками. Таким образом, чтобы исполнить желание Своего преданного, Верховная Личность Бога явил Себя в Своем прекрасном теле перед Своим преданным. Это тело радует ум и глаза преданных.

    Нечистый ум думает: «Я есть это тело». Чистый ум знает, что он не материальное тело; поэтому ум считается корнем всех материальных обозначений.

    ШБ 5.11.16, Комментарий:

    Ум является причиной как материального рабства, так и освобождения. Нечистый ум думает: «Я есть это тело». Чистый ум знает, что он не материальное тело; поэтому ум считается корнем всех материальных обозначений. Пока живое существо не отстранится от общения и загрязнений этого материального мира, ум будет поглощен такими материальными вещами, как рождение, смерть, болезнь, иллюзия, привязанность, жадность и вражда. Таким образом живое существо обусловливается и страдает от материальных страданий.

    ШБ Песнь 8

    ШБ 8.3.16, Перевод:

    Мой Господь, как огонь в арани покрыт, Ты и Твоё безграничное знание покрыты материальными гунами природы. Однако ваш ум не внимателен к действиям гун природы. Те, кто продвинулся в духовном знании, не подчиняются регулирующим принципам, изложенным в ведических писаниях. Поскольку такие продвинутые души трансцендентны, Ты лично являешься в их чистом уме. Поэтому я предлагаю Тебе свои почтительные поклоны.

    SB Cantos с 10.14 по 12 (только переводы)

    SB 10.51.58, Перевод:

    Верховный Господь сказал: О император, великий правитель, твой разум чист и могуч. Хотя я соблазнил Тебя благословениями, твой разум не был побежден материальными желаниями.

    ШБ 10.63.43, Перевод:

    Я, Господь Брахма, другие полубоги и чистосердечные мудрецы всем сердцем предались Тебе, нашему самому дорогому Я и Господу.

    СБ 15.11.17, Перевод:

    Тот, кто устремляет свой чистый ум на Меня в Моем проявлении в качестве безличного Брахмана, обретает величайшее счастье, когда все его желания полностью исполняются.

    Шри Чайтанья-чаритамрита

    ЧЧ Мадхья-лила

    ЧЧ Мадхья 8.51-52, Перевод:

    Рамананда Рай ответил: «Мой Господь, хотя Ты и пришел, чтобы исправить мой падший ум, еще не очистился, просто увидев Тебя. Пожалуйста, останься на пять или семь дней и будь добр, очисти мой загрязненный ум. По прошествии стольких лет мой ум, несомненно, станет чистым».

    ЧЧ Мадхья 12.106, перевод:

    Когда храм был очищен, он стал чистым, прохладным и приятным, как если бы явился собственный чистый ум Господа.

    ЧЧ Антья-лила

    ЧЧ Антья 1.108, Перевод:

    «Верховная Личность Бога, известная как Пурушоттама, величайшая из всех личностей, обладает чистым умом. если раб замешан в великом проступке, то Он не принимает его всерьез. Ведь если раб Его сослужит какую-нибудь маленькую услугу, то Господь примет ее за очень большую. его. Таковы Его великие качества».

    Другие книги Шрилы Прабхупады

    Кришна, Верховная Личность Бога получает право появиться в своем изначальном духовном теле, подобно тому как восходит солнце со всем сиянием».

    Кришна Книга 46:

    Уддхава продолжал: «Если в момент смерти человек может сосредоточить свой чистый ум на Кришне хотя бы на мгновение, после того, как он оставил свое материальное тело, он получает право появиться в своем изначальном, духовном теле, точно так же, как солнце восходит со всем сиянием. Уходя таким образом из своей жизни, он сразу же входит в духовное царство, Вайкунтху».

    Это результат практики сознания Кришны. Если мы будем практиковать сознание Кришны в этом нынешнем теле, будучи здоровыми и с добрым умом, просто повторяя святую маха-мантру Харе Кришна, у нас будут все возможности сосредоточить ум на Кришне в момент смерти. Если мы это сделаем, то наша жизнь, несомненно, станет успешной. Но если мы будем постоянно поглощены кармической деятельностью ради материальных наслаждений, то, естественно, в момент смерти мы будем думать о такой деятельности и снова будем вынуждены войти в материальные, обусловленные тела, чтобы страдать от тройственных страданий материального существования. Поэтому всегда оставаться погруженными в сознание Кришны было нормой для обитателей Вриндавана, как показали Махараджа Нанда, Яшода и гопи. Если мы сможем просто следовать по их стопам, пусть даже в незначительной степени, наша жизнь обязательно увенчается успехом, и мы войдем в духовное царство, Вайкунтху.

    Лекции

    Бхагавад-гита как она есть Лекции

    Прежде чем зачать ребенка, человек должен совершить несколько церемоний, чтобы сделать свой ум совершенно чистым и освященным.

    Лекция по БГ 3.21-25 — Нью-Йорк, 30 мая 1966 г.:

    В соответствии с ведическими обрядами очень хорошо изложено зачатие ребенка. Это называется гарбхадхана-самскара. Гарбхадхана-самскара. Прежде чем зачать ребенка, нужно совершить некоторые церемонии, чтобы его ум был полностью чистым и освященным. И муж, и жена становятся освященными, и тогда они принимают участие в сексуальной жизни, и этот ребенок становится очень хорошим ребенком. Итак, с самого начала рождения существуют системы, как произвести хорошее население. Так что эти вещи есть.

    Чистый ум означает понять себя, что «я принадлежу Кришне». Это чистый ум.

    Лекция по БГ 6.16-24 — Лос-Анджелес, 17 февраля 1969 г.:

    Преданный: «Это характеризуется способностью человека видеть себя чистым умом и наслаждаться и радоваться…»

    Шрила Прабхупада: Чистый разум. Это чистый ум. Чистый ум означает понять себя, что «я принадлежу Кришне». Это чистый ум. Ум, в настоящий момент мой ум загрязнен. Почему? Я думаю, что я принадлежу этому, я принадлежу этому, я принадлежу этому. Но когда мой ум сосредоточен, «я принадлежу Кришне». Это мое совершенство.

    Общие лекции

    Как я вижу. я не вижу; мой разум видит. Итак, если мой ум чист, то и мое видение чисто. Точно так же, если мое сознание чисто, мой ум чист.

    Лекция — Сиэтл, 9 октября 1968 г.:

    Вишнуджана: Тогда все наши способности восприятия очистятся, приняв это сознание Кришны, и мы сможем понять.

    Шрила Прабхупада: Да. Сознание Кришны означает очищение всех способностей. Потому что способности работают на основе сознания. Если ваше сознание чисто… Также как я вижу. я не вижу; мой разум видит. Итак, если мой ум чист, то и мое видение чисто. Точно так же, если мое сознание чисто, мой ум чист. Это поверхностно. Я двигаю рукой. я не двигаюсь; мой разум движется. Итак, все чувства, десять чувств… И центральное чувство — это ум. А за умом стоит разум, а за разумом стоит сознание. Это сознание, если оно очищено, тогда очищается и все. Если это сознание загрязнено, то загрязнено все. Итак, мы должны очистить сознание. Это сознание Кришны.

    Беседы и утренние прогулки

    1970 Беседы и утренние прогулки

    Если атма находится в чистом состоянии, то ум чист.

    Комната для бесед — 13 декабря 1970, Индаур:

    Шрила Прабхупада: Ум – это своего рода дым атмы. Итак, ум становится, меняет цвет дыма в соответствии с состоянием атмы. Если атма находится в чистом состоянии, тогда и ум чист. Если атма находится в нечистом состоянии, ум нечист. Итак, мы учили всех наших учеников: сататам киртайанто мам (БГ 9.14), постоянно воспевая Харе Кришна. Сататам киртайанто мам (БГ 9.14).

    Переписка

    1969 Переписка

    Согласно ведической системе, всем домохозяевам предписано держать Божество дома и строго следовать процессу поклонения. Это делает дом чистым, тело чистым, разум чистым и быстро продвигает человека на чистый уровень духовной жизни.

    Письмо к Химавати, Гавайи, 18 марта 1969 г. :

    Если человек достигает совершенства в поклонении Божествам, это называется Арчана Сиддхи. Арчана-сиддхи означает, что просто поклоняясь Божествам, человек возвращается к Богу сразу же после этой жизни. Итак, эта программа Арчана Сиддхи дана в Нарада Панчаратре специально для домохозяев. Домохозяева не могут подвергаться строгим дисциплинарным мерам аскезы, поэтому каждому домохозяину очень рекомендуется путь Арчана Сиддхи. Согласно ведической системе, всем домохозяевам предписано держать Божество дома и строго следовать процессу поклонения. Это делает дом чистым, тело чистым, разум чистым и быстро продвигает человека на чистый уровень духовной жизни. Храм также специально предназначен для домохозяев. В Индии в каждом городе, в каждой деревне, в каждом районе до сих пор есть храмы Вишну для удобства окружающих домохозяев. Так что я рад, что вы идеальный домохозяин. А у вас очень красиво получается вместе муж и жена. Пожалуйста, делайте это так, как вы делаете, и постепенно Кришна даст вам все возможности.

    Честолюбие — это хорошо или плохо?

    [Статья изменена 18 января 2020 г.]

    Источник: Pixabay

    Амбиции можно определить как стремление к каким-либо достижениям или отличиям, которое включает, во-первых, стремление к достижению и, во-вторых, готовность работать над этим даже перед лицом невзгод или неудач.

    Быть честолюбивым — значит добиваться в первую очередь не ради самого достижения (то есть быть многообещающим), а ради отличия себя от других. Будь мы последним человеком на земле, было бы мало или вообще не было бы смысла быть честолюбивым.

    Амбиции часто путают со стремлением. В отличие от простого стремления, которое имеет конкретную цель в качестве объекта, честолюбие — это черта или склонность, и как таковая она настойчива и всепроникающа. Человек не может изменить свое честолюбие не больше, чем любую другую черту характера: достигнув одной цели, по-настоящему амбициозный человек вскоре формулирует другую, к которой следует продолжать стремиться.

    Об амбициях часто говорят на одном дыхании с надеждой, как о «надеждах и амбициях». Надежда — это желание, чтобы что-то произошло, в сочетании с ожиданием того, что это произойдет. Напротив, амбиции — это стремление к достижениям или отличиям в сочетании с готовностью работать в направлении 9.0005 это. Противоположностью надежде является страх, безнадежность или отчаяние; противоположность амбициям — это просто «отсутствие амбиций», что не является негативным состоянием.

    Пожалуй, это даже предпочтительное состояние. Во многих восточных традициях честолюбие рассматривается как зло, которое, привязывая нас к мирским занятиям, удерживает нас от духовной жизни и ее плодов добродетели, мудрости и спокойствия. Напротив, на Западе честолюбие превозносится как предварительное условие или предвестник успеха, даже несмотря на то, что сам западный канон склонен противоречить ему.

    Например, в Республике Платон говорит, что, будучи лишенными амбиций, хорошие люди избегают политики, оставляя нас во власти плохих людей и их амбиций. Даже если бы его попросили или пригласили, хороший человек отказался бы править. Чтобы заставить хороших людей занимать руководящие должности, Платон заходит так далеко, что предлагает ввести наказание за отказ править.

    У Аристотеля было более тонкое понимание амбиций. В Никомаховой этике он определяет добродетель как склонность стремиться к промежуточному звену между избытком и недостатком, что, в отличие от избытка или недостатка, является формой успеха и поэтому достойно похвалы. Например, те, кто бросаются сломя голову во всякую опасность, — опрометчивы, а те, кто убегает от всякой опасности, — трусы, но мужество обозначается средним или промежуточным.

    По Аристотелю, чтобы быть добродетельным в сфере, нужно быть близким к среднему между избытком и недостатком в этой сфере. Итак, хотя потерпеть неудачу можно во многих отношениях, добиться успеха можно только одним способом — вот почему потерпеть неудачу легко, а добиться успеха трудно. Точно так же люди могут быть плохими во многих отношениях, но хорошими только в одном.

    Аристотель продолжает обсуждение основных добродетелей и связанных с ними пороков. В сфере «малой чести и бесчестия» он называет «честолюбие» порочным излишеством, «отсутствие честолюбия» порочным недостатком и «должным честолюбием» добродетельной серединой.

    По сей день люди все еще говорят об амбициях после Аристотеля, как о «здоровых амбициях», «нездоровых амбициях» и «отсутствии амбиций». Здоровое честолюбие можно понимать как размеренное стремление к достижению или отличию, а нездоровое честолюбие — как неумеренное или неупорядоченное стремление к таковому. Здоровые амбиции индивидуальны и социально конструктивны, в то время как нездоровые амбиции мешают и разрушительны и больше похожи на жадность.

    В Политике Аристотель признает, что человеческие амбиции и жадность являются одними из наиболее частых причин преднамеренных актов несправедливости. Несколько столетий спустя Фрэнсис Бэкон усовершенствовал это положение: пока честолюбивым людям ничто не мешает, они скорее заняты, чем опасны; но как только им препятствуют или понижают в должности, они становятся «тайно недовольными, смотрят на людей и дела дурным глазом и больше всего радуются, когда дела идут в обратном направлении». Бэкон советовал правителям быть осторожными в привлечении амбициозных людей и обращаться с ними, «чтобы они оставались прогрессивными, а не ретроградными».

    Высокоамбициозные люди чувствительны к сопротивлению и неудачам и почти постоянно испытывают неудовлетворенность или разочарование. Как и в случае с Сизифом, их задача никогда не выполняется, и, как и в случае с Танталом, их добыча всегда недосягаема. Как у Тантала над головой висел камень, так и у амбициозных людей на шее висит петля неудачи.

    Действительно, именно страх неудачи сдерживает амбиции всех, кроме самых смелых или опрометчивых людей. Как мания может закончиться депрессией, так и честолюбие может закончиться страданием и отчаянием. Жить с амбициями — значит жить в страхе и беспокойстве, если только тяжесть наших амбиций не может быть облегчена благодарностью, то есть чувством признательности за все, что у нас уже есть. Хотя благодарности особенно не хватает людям, ориентированным на будущее, честолюбие гораздо менее ядовито, если даже без скалолазания жизнь все еще кажется достойной жизни.

    Люди не являются по-настоящему честолюбивыми, если они не готовы идти на жертвы во имя своих амбиций — даже если цель их амбиций может не стоить их жертв, и не только потому, что она может никогда не быть достигнута или даже приблизиться к ней. Можно даже утверждать, что при чистом, неприкрытом честолюбии конец никогда не стоит жертв. К счастью, честолюбие редко бывает чистым, а обычно смешивается с бескорыстными целями и мотивами, даже если они могут быть скорее случайными, чем преднамеренными и определяющими; и может случиться так, что все наши величайшие достижения — это все или почти все случайности честолюбия.

    В этом смысле амбиции подобны подвешенной морковке, которая подгоняет осла, тянущего телегу. Исследования показали, что в среднем амбициозные люди достигают более высокого уровня образования и дохода, строят более престижную карьеру и, несмотря на пагубные последствия своих амбиций, сообщают о более высоком уровне общей удовлетворенности жизнью. Из-за невезения и недальновидности самые амбициозные люди в конечном итоге терпят неудачу в своих амбициях, но это все равно ставит их далеко впереди своих более непритязательных сверстников.

    Почему одни люди более амбициозны, чем другие? Короче говоря, амбиции — это сложная конструкция, основанная на множестве факторов, включая, помимо прочего, родительские образцы для подражания и ожидания, порядок рождения и соперничество между братьями и сестрами, чувство неполноценности или превосходства, страх неудачи и отвержения, интеллект, прошлые достижения, соперничество, зависть, гнев, месть и инстинктивное стремление к жизни и сексу.

    С чисто психологической точки зрения амбиции можно рассматривать как защиту эго, которая, как и все защиты эго, служит для защиты и поддержки определенного представления о себе. Вместо амбиций, которые представляют собой довольно изощренную защиту эго, люди, которым не хватает силы, чтобы взять на себя ответственность за свои действия, с большей вероятностью ответят менее зрелыми защитами эго, например, рационализируя, что «жизнь несправедлива» или что они «несправедливы». меньше дивы и больше командного игрока». Если их эго намного больше, чем их храбрость, они могут стать пренебрежительными или даже деструктивными, последнее также является средством привлечения внимания или саботажа, чтобы предоставить готовое оправдание своей неуспешности: «Дело не в том, что я потерпел неудачу, а в том, что я потерпел неудачу. Я был сорван».

    Одной из защит эго, заслуживающей особого изучения в контексте амбиций, является сублимация, которая является одной из наиболее зрелых и успешных из всех защит эго. Если Джон злится на своего босса, он может пойти домой и выразить свой гнев, разбив несколько тарелок, или вместо этого он может пробежаться по беговой дорожке.

    Первый случай (разбитие тарелок) является примером смещения, перенаправления неприятных чувств на кого-то или что-то менее важное, что является защитой незрелого эго. Второй случай (бег на беговой дорожке) является примером сублимации, направления непродуктивных или деструктивных сил на социально одобряемую и часто созидательную деятельность, что, конечно, является гораздо более зрелой защитой эго.

    Примером сублимации, относящейся к амбициям, является человек с садистскими или смертоносными побуждениями, который реализует эти импульсы, вступая в армию или, как судья Уоргрейв в романе Агаты Кристи « И никого не стало» , становясь судьей повешенным. В конце романа, в постскриптуме, письмо находят в бутылке недалеко от побережья Девона. Письмо содержит признание покойного судьи Уоргрейва, в котором он раскрывает пожизненный садистский темперамент в сочетании с яростным чувством справедливости. Хотя он жаждал запугать, пытать и убить, он не мог оправдать причинение вреда невинным людям. Поэтому вместо этого он стал повешенным судьей, который пришел в трепет при виде осужденных (и виновных) преступников, дрожащих от страха.

    В жизни мало что бывает либо хорошим, либо плохим. Скорее их хорошее и плохое зависит от того, что мы можем или не можем сделать из них. Люди с высокой степенью здорового честолюбия обладают проницательностью и силой (силой, которая часто порождается проницательностью), чтобы контролировать слепые силы честолюбия, то есть формировать свои амбиции так, чтобы они соответствовали их интересам и идеалам, и используйте его так, чтобы он поджигал их, не сжигая при этом ни их, ни окружающих. Наивысшее понимание, рожденное из смирения, возможно, заключается в том, что не обязательно быть честолюбивым, чтобы достигать высоких результатов или даже чувствовать себя живым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *