Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.
Из чего состоит человеческая память. Принципы работы памяти.Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 11 декабря, 2021
Память людей – способность мозга, которая лежит в основе других когнитивных функций. Она дает людям способность запечатлевать текущие явления, сохранять в сознании и подсознании. Так мы накапливаем знания и опыт, используем полученную ранее информацию тогда, когда она нужна, то есть – вспоминаем [1].
Почему при реконструкции события, два человека, участвовавшие в нем, описывают произошедшее по-разному? Причина в одном неприятном моменте: обрывочности, фрагментированности запоминания. Порой, такое качество мешает усваивать информацию, но это часто исправимо.
Содержание статьи:
- 1 Виды памяти человека
- 1.
- 1.2 Временные параметры
- 1.3 По характеру воспоминаний
- 1.4 По типу данных
- 1.5 Волевые параметры
- 1.
- 2 Связь памяти с психикой
- 2.1 Эмоции укрепляют
- 2.2 Мотивация к усвоению
- 2.3 Личностные ценности
- 3 Законы работы памяти
- 4 Искажения памяти
- 5 Список использованной литературы
Виды памяти человека
Человеческая память обладает целым рядом особенностей, сделавших нас доминирующим видом на планете. Она позволяет нам обрести сознание, формирует портрет личности.
Каждый из нас строит свое поведение, исходя из суждений и реакций, сформировавшихся на основе полученного ранее опыта. За это отвечают соответствующие процессы: запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание.
В статье мы рассмотрим все о памяти человека и расскажем, про ее особенности.
Этапы запоминания
Начнем с того, что воспоминание, для его формирования, проходит три этапа:
- Восприятие информации через зрение, слух, касание, эмоцию и т. д.
- Обработка сигналов в коре и подкорковых структурах (гиппокамп, лимбическая система, височная доля) [2].
- Формирование устойчивых следовых структур в коре полушарий, то, что называется долговременной памятью. Считается, что происходит это во время сна.
Изучая процессы, протекающие в мозгу, специфику реакции человека, методы запоминания и воспроизведения информации, ученые выделили из чего состоит память человека, выделив ее виды.
Временные параметры
Характеризует то, насколько долго запечатлевается событие. Бывает:
- мгновенной или сенсорной, работает до ½ секунды;
- кратковременной, сохраняет обобщенный образ в пределах 20 секунд;
- оперативной, харит данные на время решения поставленной задачи;
- долговременная – та, что позволяет вспоминать таблицу умножения спустя десятилетия.
По характеру воспоминаний
Эксплицитная и имплицитная. Первый вариант предполагает, что запомненное вы сможете произвести собственным волевым усилием, когда захотите что-то вспомнить. А имплицитная память работает “на автомате”, выдавая образы без волевого усилия. Например, человека бросает в дрожь, когда он видит табличку “Стоматолог”, хоть ему туда и не нужно.
В той же категории рассматривают ретроспективный и проспективный типы. Ретроспективная память – это воспоминания о уже произошедших событиях, то есть прошлое. В то время как проспективная – будущее, предполагаемая информация о делах и событиях, которые вы наметили для себя в будущем.
Нужна для стратегического мышления.
По типу данных
Здесь критерий – через какое восприятие человек получает информацию:
- эмоциональные переживания;
- вербальные источники – речь;
- двигательная память – заучивание движений, например;
- образная – через зрение, слух, сенсорные ощущения.
Волевые параметры
Произвольная и непроизвольная. Первый вариант – намеренное сохранение конкретной информации, имеющее цель и требующее определенных усилий и концентрации. Так учат стихи, рабочую информацию, номера телефонов.
Второй вид представляет собой немотивированное случайное запоминание информации, которая «прилипает» к цели данного момента, связывается с выполняемой деятельностью.
Связь памяти с психикой
Запоминание – непрерывный и не отграниченный от остального сознания человека процесс. Хотя суть памяти в том, чтобы сохранить ту или иную информацию, она также оказывается тесно переплетенной с эмоциональной сферой человека.
Рассматривая взаимоотношение психики личности и способности к сохранению информации, ученые выявили ряд закономерностей.
Эмоции укрепляют
Чувственная окраска запоминаемого связывается с информацией раз и навсегда. Приводит к тому, что вспоминать о положительном легче в добром состоянии духа. А вот негативные воспоминания проще восстановить, когда настроения нет.
При этом дополнительная эмоциональная окраска в момент запоминания повышает цепкость памяти [3].
Как и шансы на то, что информация отложится на долговременное хранение. В то время, как заученное без эмоциональной окраски, рискует быстро забываться.
Мотивация к усвоению
Типичная проблема в детском возрасте, когда ребенок не хочет заучивать школьные задания, невнимателен. Наличие или отсутствие мотивации делает воспоминание более или менее закрепленным, соответственно.
Не даром мы помним дела, которые так и не смогли или не успели завершить, остались с чувством недоделанности или недосказанности.
Личностные ценности
Человек запоминает события и данные выборочно, основываясь на распределении ее по ценности в данный момент. То, что кажется важным, центральным, мы запомним крепче, чем несущественные, по мнению сознания, детали.
Основоположник психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек забывает то, что для не представляет ценности для его сознательного и бессознательного.
Исследования подтверждают этот тезис.
Информация о памяти человека, каких-то событиях, явлениях, предметах, таким образом, накрепко связана с эмоциями. Причем не только теми, что возникали при поступлении информации, но и теми, что всплывают в ходе вспоминания.
Законы работы памяти
На протяжении веков ученые и философы пытались разобраться, как работает этот механизм нашего сознания. Почему у человека в принципе есть память и срабатывает она так, а не иначе.
Перечислим эти законы:
- Закон позиционного эффекта. Различные элементы запоминаются лучше или хуже в зависимости от того, где располагается материал. Лучше всего закрепится информация, с которой вы столкнулись в начале и в конце работы. То, что было в середине потока данных, закрепляется в памяти не крепко. Поэтому значимые данные советуют учить первыми или последними.
- Закон общего времени. Зависимость между количеством времени, которое тратится на запоминание информации, и длительностью способности воспроизвести ее. То есть, чем дольше вы это учите и повторяете, тем более продолжительное время будете это помнить [4].
- Закон накопления и распределения повторений. Информация закрепится лучше, если повторять ее через, промежутки времени (сразу, спустя 20 минут, через 8 часов и через сутки). Не перегружайте сознание частым многоразовым повторением одного и того же.
- Эффект новизны. Что-то необычное, выбивающееся из ряда подобных, заставляет обращать на себя внимание. А потому – запоминается лучше всего. Если выстроить ряд предметов или слов, добавив туда один отличающийся элемент, то лучше всего запомнится эта, инородная часть.
Сегодня сообщение о особенностях памяти человека – общая информация, позволяющая сделать вывод о том, как в его случае срабатывают законы этой функции мозга. А изменение ее состояния – важный повод для обращения к медикам. Ведь для процесса запоминания нужно, чтоб мозг был здоров и работал.
В клинике помогут определить, почему у вас ухудшается память. А выявив причину – устранить ее и восстановить способность к запоминанию. Даже усилят изначальные способности с помощью подобранного комплекса препаратов и тренировок.
Искажения памяти
Одним из явлений, связанных с памятью, выступает феномен искаженного запоминания.
Типы искажения воспоминаний:
- Полная потеря информации, амнезия. Травматические события, оставившие грубый след на психике, часто стираются. Также, повреждение определенных участков мозга, приводит к временной, частичной или полной потере воспоминаний.
- Ошибки в локализации и определении продолжительности происходившего. Так мы можем забыть точное место или длительность того, что происходило.
- Изменение последовательности цепочки событий или информации. Также путаемся в том, из какого источника получили данные.
- Пропадают из памяти фрагменты информации, воспоминание делается бледным и неполным.
- Сознание сочиняет дополнительные элементы воспоминания, заставляя верить в то, чего на самом деле не было [5]. Называется это ложными воспоминаниями, конфабуляцией.
Память каждого человека уникальна. Но, зная законы ее работы, мы способны тренировать ее так, чтоб получить заметный результат.
Это поможет научиться заучивать большие объемы информации.Правда, для этого нужно найти метод, который подойдет конкретно вам. И регулярно выполнять упражнения, подобранные специалистами.
Список использованной литературы
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Ваш e-mail
Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Please leave this field empty.
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
7 удивительных фактов о человеческой памяти
Впечатления
© Becca Tapert/Unsplash
Автор Ульяна Смирнова
16 ноября 2018
Способность нашего мозга запоминать одни события и забывать другие всегда привлекала ученых. От простых экспериментов с музыкой для беременных они смело переходят к опытам по созданию фейковых воспоминаний. Разбираемся, что волнует исследователей сегодня.
Память похожа на большую библиотеку, в которой хранятся детские воспоминания, математические формулы, профессиональные знания и когда-то испытанные ощущения. Она продолжает формироваться на протяжении всей жизни, накапливая индивидуальный опыт человека и позволяя ему в любой момент оперативно извлекать нужные данные.
Исследования американских нейрофизиологов показали, что наша память способна вместить петабайт (или тысячу терабайт) данных. Это в десять раз больше, чем предполагалось ранее. И все же многие психические процессы и механизмы, связанные с запоминанием, до конца не изучены.
Резерв памяти можно увеличить
Считается, что человеческая память продолжает развиваться до 25 лет. В среднем пик ее возможностей проявляется в возрасте 19–20 лет, а первые признаки затухания — после пятидесяти. Однако с помощью регулярных тренировок этот процесс можно замедлить. Как и многие функции мозга, память поддается развитию. Для улучшения ее характеристик существуют самые разные приемы, методы и технологии, совокупность которых называют мнемоникой.
Особых успехов в развитии памяти добился Самвел Гарибян, российский предприниматель и двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. С помощью тренировок он вывел объем усваиваемой информации на такой уровень, что мог мгновенно запоминать любые устные и печатные материалы. Один из рекордов Гарибян поставил в 1990 году. Мнемонист почти безошибочно повторил тысячу неизвестных ему иностранных слов из десяти разных языков. Спустя десять лет он запомнил и воспроизвел две тысячи не связанных смыслом русских слов.
© Jason Leung/Unsplash
Механизм дежавю — ошибка
Этим понятием принято обозначать состояние, при котором человеку кажется, будто он уже был в подобной ситуации. Мы начинаем узнавать незнакомые интерьеры, голоса и лица новых людей, смутно предвидим дальнейшее развитие событий. Эффект дежавю напоминает повторный просмотр фильма, когда-то увиденного и давно забытого. При этом длится он всего несколько секунд и не может быть вызван искусственно.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его природы. Одни говорят, что это явление может быть связано с генетической памятью. Другие уверены, что все дело в нарушении работы гиппокампа. Из-за сбоев в глубинных слоях височной доли головного мозга мы воспринимаем новую ситуацию как хорошо знакомую. Третьи считают дежавю следствием реинкарнации. А Зигмунд Фрейд связывал его с сюжетами забытых снов.
© Ethan Hoover/Unsplash
Первые воспоминания появляются еще до рождения
Еще в прошлом веке ученые верили, что младенцы появляются на свет с совершенно чистой памятью. Однако современные исследования позволили выяснить, что эмбрион начинает запоминать некоторые события уже в утробе матери. В ряде экспериментов ученые с помощью специальной аппаратуры посылали младенцам определенный звуковой сигнал.
Подобное явление наблюдается уже на девятнадцатой неделе беременности. Интересно, что так называемую пренатальную музыку младенцы помнят даже после появления на свет. Это дает возможность говорить о существовании у плода не только краткосрочной, но и долгосрочной памяти.
© Xavier Mouton Photographie/Unsplash
Память индивидуальна
На способности человека к запоминанию влияют индивидуальные факторы. По этой причине у одних преобладает зрительный вид памяти, у других — слуховой. Третьи лучше всего запоминают мышечные комбинации, движения и их схемы. Кроме того, объем кратковременной памяти у всех разный, также как прочность и скорость запоминания новой информации.
К числу определяющих факторов относятся возраст, состояние здоровья, гормональный фон, особенности нервной системы, уровень воспитания, характер работы и даже рацион. Например, скудное питание при диете и злоупотребление алкоголем оказывают на память негативное воздействие. Образная память сильнее всего развита у артистов, а вкусовая и обонятельная — у дегустаторов.
© Rawpixel/Unsplash
Бывают и ложные воспоминания
Человеческая память — не самое надежное устройство для записи данных. Воспоминания, которые мы храним у себя в голове, со временем меняются и поддаются искажениям. Они не только тускнеют, но и дополняются новыми подробностями, которых не существовало в реальности. Кроме того, ложные сведения можно намеренно внедрить в чье-то сознание. Речь идет не только об отдельных вымышленных деталях, но и о событиях, которых никогда не было.
К таким выводам пришли ученые. Например, американский психолог Элизабет Лофтус убеждал своих испытуемых в том, что в детстве они подвергались нападению животных, надолго терялись в зоомагазине и даже целовали лягушек. Для этого она использовала поддельные видеоролики, в которых соединялись выдуманные и реальные детали. Родители участников подтвердили Лофтус, что ничего подобного с их детьми не происходило. Однако около 30% опрошенных присваивали себе ложные воспоминания и даже начинали давать подробные описания этих событий.
© Jon Tyson/Unsplash
Память необходимо включать
Память и внимание тесно взаимосвязаны. Чтобы начать усваивать новую информацию, необходимо сконцентрироваться и настроить себя на процесс запоминания. В противном случае нужные сведения не будут усвоены и не дойдут до хранилища памяти. Пассивно воспринятая информация не откладывается в голове и быстро забывается. Именно поэтому в процессе обучения так важно исключить отвлекающие факторы. Например, смартфоны и интернет.
Если озвучить какие-либо сведения без предупреждения о том, что их потребуется повторить, — вероятнее всего, человек их не запомнит. Чтобы активизировать память, нужно заинтересоваться материалом, сосредоточиться на нем.
© Le Tan/Unsplash
Плохие воспоминания стираются быстрее
Забывание — одна из основных функций памяти. Оно помогает стереть неактуальную информацию и уберечь нервную систему от перенапряжения. При этом мозг быстрее вытесняет негативные впечатления, оставляя в памяти наиболее приятные и желанные моменты. Если бы плохие воспоминания со временем не стирались, то накопленные отрицательные эмоции продолжали бы оказывать деструктивное воздействие на психику. Сегодня существуют специальные тренинги, направленные на блокировку ненужной информации.
© Thomas Ehling/Unsplash
В психотерапевтической практике встречается такое явление, как гипертимезия. Люди с этим редким синдромом, например американская писательница Джилл Прайс, помнят всю свою жизнь в мельчайших подробностях. Защитный механизм, который вытесняет из памяти негативные эмоции и воспоминания, в их случае просто не работает.
Как работает человеческая память | Как работает
«» Человеческая память — это сложный, охватывающий весь мозг процесс, необходимый для того, кто мы есть. Тара Мур / Getty ImagesЧем больше вы знаете о своей памяти, тем лучше вы поймете, как ее улучшить. Вот общий обзор того, как работает ваша память и как старение влияет на вашу способность запоминать.
Первый плач вашего ребенка… вкус бабушкиного печенья с патокой… аромат морского бриза. Это воспоминания, которые составляют непрерывный опыт вашей жизни — они дают вам ощущение себя. Это то, что заставляет вас чувствовать себя комфортно со знакомыми людьми и окружением, связывает ваше прошлое с вашим настоящим и обеспечивает основу для будущего. Глубоко, именно наш коллективный набор воспоминаний — наша «память» в целом — делает нас теми, кто мы есть.
Advertisement
Большинство людей говорят о памяти так, как если бы она была у них чем-то вроде плохих глаз или хорошей шевелюры. Но ваша память не существует в том смысле, в каком существует часть вашего тела — это не «вещь», которую вы можете потрогать. Это концепция, которая относится к процессу запоминания.
В прошлом многие эксперты любили описывать память как своего рода крошечный картотечный шкаф, заполненный отдельными папками памяти, в которых хранится информация. Другие сравнивали память с нейронным суперкомпьютером, зажатым под черепом человека. Но сегодня эксперты считают, что память гораздо сложнее и неуловима, и что она расположена не в одном конкретном месте мозга, а является процессом, охватывающим весь мозг.
Вы помните, что ели сегодня утром на завтрак? Если образ большой тарелки с жареными яйцами и беконом возникал у вас в голове, вы не вытаскивали его из какого-то отдаленного нейронного переулка. Наоборот, эта память была результатом невероятно сложной конструктивной силы — той, которой обладает каждый из нас, — которая собирала разрозненные впечатления памяти из паутины клеток, разбросанных по всему мозгу. Ваша «память» на самом деле состоит из группы систем, каждая из которых играет свою роль в создании, хранении и воспроизведении ваших воспоминаний. Когда мозг нормально обрабатывает информацию, все эти разные системы идеально работают вместе, обеспечивая связное мышление.
То, что кажется единым воспоминанием, на самом деле представляет собой сложную конструкцию. Если вы думаете об объекте, скажем, о ручке, ваш мозг запоминает название объекта, его форму, функцию, звук, когда он царапает страницу. Каждая часть воспоминания о том, что такое «ручка», исходит из разных областей мозга. Весь образ «ручки» активно реконструируется мозгом из самых разных областей. Неврологи только начинают понимать, как части собираются в единое целое.
Если вы едете на велосипеде, память о том, как управлять велосипедом, исходит от одного набора клеток мозга; память о том, как добраться отсюда до конца квартала, исходит от другого; память о правилах безопасности при езде на велосипеде от другого; и то нервное чувство, которое вы испытываете, когда машина в опасной близости отклоняется от еще одной. Тем не менее, вы никогда не осознаете ни эти отдельные ментальные переживания, ни то, что они исходят из разных частей вашего мозга, потому что все они так хорошо работают вместе. На самом деле эксперты говорят нам, что нет четкого различия между тем, как вы помните, и тем, как вы думаете.
Это не значит, что ученые точно выяснили, как работает система. Они все еще не до конца понимают, как именно вы помните или что происходит во время припоминания. Поиск того, как мозг организует воспоминания и где эти воспоминания приобретаются и хранятся, был бесконечным поиском среди исследователей мозга на протяжении десятилетий. Тем не менее, информации достаточно, чтобы сделать некоторые обоснованные предположения. Процесс памяти начинается с кодирования, затем переходит к хранению и, наконец, к извлечению.
На следующей странице вы узнаете, как работает кодирование и какая активность мозга связана с восстановлением воспоминаний.
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:
Richard C. Mohs
«Как работает человеческая память»
8 мая 2007 г.
HowStuffWorks.com.
Нейробиология памяти человека
. 2011;104(1):69-87.
Пьерлуиджи Фьетта 1 , Пьеранна Фьетта
принадлежность
- 1 Отделение психиатрии, Aienda Ospedaliera di Lodi, Via Fleming 1, 26841 Casalpusterlengo, Lodi. [email protected]
- PMID: 22220356
Пьерлуиджи Фьетта и др. Теор Биол Форум. 2011.
. 2011;104(1):69-87.
Авторы
Пьерлуиджи Фьетта 1 , Пьеранна Фьетта
принадлежность
- 1 Отделение психиатрии, Aienda Ospedaliera di Lodi, Via Fleming 1, 26841 Casalpusterlengo, Lodi. [email protected]
- PMID: 22220356
Абстрактный
Память можно определить как способность получать, обрабатывать, хранить и извлекать информацию. Память необходима для обучения, адаптации и выживания каждого живого организма. У человека процесс запоминания приобрел большую гибкость и сложность, достигнув тесной связи с другими психическими функциями, такими как мышление и эмоции. Изменения в синаптических связях и взаимодействиях между несколькими нейронными сетями обеспечивают нейробиологические субстраты для кодирования, сохранения и консолидации памяти. Память можно разделить на кратковременную и долговременную (в зависимости от временной продолжительности хранения), на имплицитную и эксплицитную память (в отношении сознания воспоминания), на декларативную (знание этого [факта]) и процедурную (знание как [навык]) память, или как сенсорная (эхическая, иконическая и гаптильная), семантическая и эпизодическая память (в соответствии с различными областями запоминания). Значительные успехи были достигнуты в понимании нейробиологии памяти, но многое еще предстоит изучить в ее когнитивных, психологических и феноменологических аспектах.
Похожие статьи
Модель систем памяти, основанная на режимах обработки, а не на сознании.
Хенке К. Хенке К. Нат Рев Нейроски. 2010 июль; 11 (7): 523-32. doi: 10.1038/nrn2850. Нат Рев Нейроски. 2010. PMID: 20531422 Рассмотрение.
[Влияние внимания на тест слухо-вербального обучения у больных шизофренией].
Хьюгелет П., Никастро Р., Дзанелло А. Хьюгелет П. и др. Энцефал. 2002 июль-август; 28 (4): 291-7. Энцефал. 2002. PMID: 12232538 Французский.
Поведенческий анализ вклада гиппокампа и теменной коры в обработку информации: взаимодействия и диссоциации.
Кеснер РП. Кеснер РП. Гиппокамп. 2000;10(4):483-90. дои: 10.1002/1098-1063(2000)10:43.0.CO;2-Z. Гиппокамп. 2000. PMID: 10985288 Рассмотрение.
Отношения между системами памяти и стадиями сна.
Рауш Г., Дегранж Б., Форе Дж., Юсташ Ф. Раукс Г. и соавт. J Сон Res. 2005 июнь; 14 (2): 123-40. doi: 10.1111/j.1365-2869.2005.00450.x. J Сон Res. 2005. PMID: 15910510 Рассмотрение.
[Память и мозг — нейробиологические корреляты нарушений памяти].
Калабрезе П., Маркович Х.Дж. Калабрезе П. и соавт. Fortschr Neurol Psychiatr. 2003 г., апрель 71(4):211-9. doi: 10.1055/s-2003-38506. Fortschr Neurol Psychiatr. 2003. PMID: 12677555 Рассмотрение. Немецкий.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Быть в прошлом и действовать в будущем в виртуальном мире: приложения виртуальной реальности для оценки и улучшения эпизодической и проспективной памяти при нормальном и патологическом старении.
Риццо А., Гамбино Г., Сардо П., Риццо В. Риццо А. и др. Передний шум нейронов. 2020 4 авг; 14:297. doi: 10.3389/fnhum.2020.00297. Электронная коллекция 2020. Передний шум нейронов. 2020. PMID: 32848672 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Демографические факторы, образ жизни и память пожилых людей в Европе.
Штеффл М., Яндова Т., Дадова К., Холмерова И., Витулли П., Пьердоменико С.Д., Пьетранжело Т. Штеффл М.