Cash back что значит: Что такое кешбэк. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Содержание

Что такое кэшбэк и почему он выгоден

Программы лояльности с кэшбэк-сервисами предлагают многие российские банки. Но действительно ли кэшбэк всегда выгоден для держателей карт? И по какому принципу работают программы? В этом материале Rusbase рассказывает, что кэшбэк может дать пользователям банковских карт и почему он так выгоден банкам.

Светлана Зыкова

Что такое кэшбэк

Cashback («возврат наличных») – это термин, обозначающий возврат части стоимости покупки на счет карты. С помощью этой опции можно вернуть от 1% до 10% от суммы покупки. В случае с банковскими сервисами этот термин используется для обозначения услуги, представляющей собой бонусную программу, которая возвращает покупателю часть потраченных денег на покупку обратно на карту в конце отчетного периода. Чаще всего таким отчетным периодом выступает месяц.

В России возможность получить кэшбэк появилась в 2006 году, но западные компании используют банковские карты с этой функцией дольше.

Кэшбэк встречается не только в банковской сфере. Эту опцию используют также в интернет-торговле, в гостиничном и игорном бизнесе. В онлайн-торговле в роли агрегаторов бонусных программ выступают кэшбэк-сервисы и кэшбэк-порталы, которые предоставляют пользователям доступ к магазинам, работающим по этой схеме, и сотрудничают с ритейлерами в качестве агентов, самостоятельно возвращая покупателям процент от покупок.

Каким может быть банковский кэшбэк

Следует отметить, что кэшбэк – это не разовая скидочная акция, а отложенный возврат денег, который начисляется после определенного периода и накладывается поверх разовых или сезонных скидок, установленных в торговой точке.

Кэшбэк в банковской сфере может иметь разные формы и начисляется как деньгами, так и бонусами. Кроме этого банки могут возвращать наличные, пополняя счет мобильного телефона.

Банк может выпустить как кредитную, так и дебетовую карту с функцией кэшбэка. При этом чем выше будет статус банковской карты, тем больший возврат по ней можно ожидать пользователям.

Уровень ставки и лимиты дохода по кэшбэку могут различаться также в зависимости от категории покупки. Категории покупки определяются по коду торговой точки, который должен соответствовать ее основному виду деятельности.

Наконец, карты с кэшбэком могут отличаться в зависимости от принципа работы с партнерами. Так, возврат денег может распространяться либо на все покупки пользователей, либо только на товары или услуги, приобретенные в сети партнеров банка.

Чем кэшбэк выгоден банкам

  • Привлечение новых клиентов и повышение лояльности

Кэшбэк-сервисы позволяют банкам привлекать новых клиентов и переманивать пользователей других банков, которые раньше не думали о смене обслуживания. Кроме этого бонусная программа повышает лояльность среди существующих клиентов, стимулируя развитие повторных продаж.

  • Кэшбэк мотивирует тратить больше

Пользователи, ожидающие от своих покупок возврата денег, попадают в своеобразную психологическую ловушку, что заставляет их тратить больше.

  • Банки получают процент от партнерских платежных систем

Банк, эмитировавший пластиковую карту, получает комиссию от банка-эквайера – организации, которая осуществляет финансовые операции при расчете банковскими картами в торговых терминалах.

  • Стимулирование безналичного расчета среди клиентов

Одна из основных целей внедрения кэшбэка в банках – стимулирование использования пластиковых карт как альтернативы наличному расчету.

  • Банки оборачивают получаемые средства

Средства, привлеченные от дополнительных операций и открытия новых счетов, оборачиваются банком.

  • Стимулирование спроса на товары и услуги в сети партнеров банка

Ограничивая действие кэшбэк-сервисов только сетью торговых партнеров, банки стимулируют покупательский спрос на товары и услуги, продающиеся в конкретных магазинах и заведениях.

  • Кэшбэк собирает информацию о покупках

Это условие является стандартным пунктом договора, который клиент заключает с банком. Полученную информацию компании могут использовать для анализа рынка.

На что обратить внимание при оформлении карты с кэшбэком

  • Не превысит ли стоимость обслуживания карты размер полученных по ней кэшбэков;
  • Подойдет ли вам партнерская сеть банка – те торговые точки, на которые распространяется программа лояльности банка;
  • Пользователи кэшбэк-сервисов не всегда могут обналичить возвращаемые средства, пока не накопится необходимая для этого сумма;
  • Большинство банков устанавливает лимиты на операции с возвратами денег;
  • Держатель кэшбэк-карты может быть исключен из программы, если вовремя не погасит платеж по кредиту;
  • Банк-эмитент имеет право отключить клиента от программы лояльности за злоупотребление возможностями кэшбэк-сервиса;
  • Технические сбои в кэшбэк-сервисах могут обернуться недоначисленными деньгами на карте.

Больше о кэшбэке:

Что делать, если бизнес перестал расти и оказался на пороге кризиса: кейс «Биглиона»

Сервис «Яндекс.Деньги» ввел кэшбэк за оплату покупок и услуг

Лучшие карты с кэшбэком: главное в финтехе за неделю

Аудитория крупнейших российских сервисов кэшбэка выросла до 10 млн пользователей

Программа лояльности, которая повысит ваши продажи – советы и кейсы

Правда и ложь о кэшбэк-сервисах

Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика.

Что такое «cash back» по-азербайджански?

Если прогуглить слово «cash back», то далеко не сразу получится прийти к нужному варианту ответа. Мы предполагаем, что это заграничное слово читатели уже слышали, может даже случайно, где-то в торопливой обстановке и полной суматохе. В своих предположениях можем также допустить, что среднестатистический азербайджанец, скорее всего, станет ориентироваться на одно из первых толкований в поисковиках и примет «cash back» за название фильма британского режиссёра Шона Эллиса.

Между тем, впервые термин «cash back» (кешбек) появился в самом начале 80-ых в активном жаргоне банковских служащих США. Красноречивое название, а оно в переводе с английского означает возврат или сдачу наличности, говорило о внедрении в банковской сфере новой опции по возврату средств. Карт-холдеры после оплаты услуг посредством банковских карт с такой функцией смело могли рассчитывать на возврат части потраченных на товар или услуг средств. «Cash back» при этом мог составить от 0.5% до 3% от суммы покупки в зависимости от условий банка. Разумеется, что подобная опция была внедрена не столько для увеличения комфорта потребителей и пополнения пары пунктов в их графе «счастья», сколько для расширения клиентской базы – во имя завоевания новых и лояльности старых.

В ожесточённой битве за клиентов функцию «cash back» без промедления стали принимать на вооружение один банк за другим. Так, клиенты большинства американских банков стали владельцами кредитных карт системы «cash back», на которые возмещается часть потраченных ими средств за совершенные покупки. Возврат составляет 1% — за общие покупки, 2% — в продуктовых магазинах и ритейл-сетях, 3% — на автозаправочных станциях. Примеру американских банков последовали их коллеги из Старого света. В Западной Европе попутно начиняли новую услугу собственными «приправами» — посредством внедрения пластиковых карт премиум-уровня, улучшенных условий для постоянных клиентов и т.д.

Таким образом, взяв старт в американской банковской системе, «cash back» стал известен во всех странах мира. К сожалению, в те годы, новая опция, как и сам пластиковый бизнес банков, обошла стороной СССР.

Новое — это хорошо забытое старое

Наделав немало шума в западной банковской системе, «cash back» вполне предсказуемо перешёл в разряд обыденности и ушёл в тень. Наряду с финансовой неграмотностью основной части населения это стало одной из причин того, что опция возврата средств на карточный счёт долгие годы оставалась не замеченной в Азербайджане и многих странах СНГ.

Свою заслуженную пусть и запоздавшую славу «cash back» обрёл в Азербайджане спустя 25 лет после своего первого появления.

Первым азербайджанским банком, принявшим решение о внедрении опции «cash back», направленной на повышение лояльности клиентов, оказался «Bank of Baku». В октябре 2006 года банк включили новую функцию для всех пользователей карт. Благодаря этому, в копилку клиента начислялись бонусы за каждый перевод и получение средств. Конечно, назвать подобную акцию внедрением «cash back» на азербайджанском рынке можно лишь с натяжкой. Во-первых, бонусы не начислялись за оплату услуг, во-вторых, сама акция банка была ограничена по времени и действовала лишь до марта 2007 года. Тем не менее, именно она вошла в историю как начало внедрения опции «cash back» в Азербайджане.

Спустя два года, другой ритейл-банк в лице «AGBank» объявил о запуске своей «cash back»-программы под названием «Bumerang». Согласно правилам, функция возврата средств на карточный счёт распространялась исключительно на карты «Visa Classic» и «Master Card Standart». Владельцы этих карт могли рассчитывать на накопительный бонус в размере 0. 5% от стоимости каждой своей покупки. В 2012 году, поочерёдно, сначала «Unibank», а вслед за ним и «Bank Respublika», активируют в списке собственных услуг функцию «cash back». И, если в случае с «Unibank» возврат средств был доступен только по такситным картам «Albalı», то «Bank Respublika» решился на «cash back»-революцию. На основе принципа «cash back» запущена программа «Pay-kart», участниками которой стали все до единого владельцы пластиковых карт банка. Кроме того, откладываемые на специальном карточном счёте бонусы в партнёрской сети «Bank Respublika» могут составить до 15% от стоимости товара, что является своеобразным «рекордом» для азербайджанского рынка. Все накапливаемые карт-холдером средства именуются «рау»-ами, ими можно расплачиваться в торговых точках партнёров банка. По схожим с «Pay-kart» принципам запущена программа «AccessQazanc». Это «cash back»-система «AccessBank», которая позволяет клиентам производить оплату пластиковыми картами в торговых точках партнёров банка и получать обратно часть суммы с произведённой оплаты на карточный баланс.

Ən sərfəli kredit üçün müraciət et

Современная «cash back»-система в Азербайджане и за рубежом строится именно на принципе разделения партнёрского вознаграждения между владельцами пластиковых карт и торговых точек. При некоторой схожести системы с дисконтными программами и акциями по банковским картам, схема «cash back» имеет свои отличия.

Исключения умалчиваются

Не секрет, что банки не всегда заинтересованы в том, чтобы клиенты слишком обогащались за их счёт. По этой причине нередко умалчиваются некоторые исключения из правил и особые условия возврата денег на карточные счета. Ради объективности «Biznesinfo» приводит примеры такого рода ограничений в банковских «cash back»-схемах.

Изучая рекламу банков, некоторые весьма находчивые держатели карт «cash back» полагают, что смогут использовать их как полноценный инструмент для заработка. Чтобы исключить мнимые покупки банки исключают переводы на электронные кошельки и другие карты из перечня операций, по которым возвращается «cash back». В принципе каждая кредитная организация вправе оставлять для себя такие лазейки, чтобы предотвратить возврат излишней суммы. Причём эти лазейки распространяются и на клиентов с благими намерениями. Например, они могут столкнуться с ограничениями по сумме. Клиент не получит выше определенной банком суммы в виде «cash back», даже если он очень активно совершал покупки и в «правильных» торговых точках. Ради оправдания такого рода лимитов можно предположить вариант, когда официанты с помощью своих банковских карт расплачиваются за посетителей, а их наличные забирают себе. Если максимальная ставка по «cash back» составляет 2-3%, то несложно подсчитать, что при месячном обороте по такой карте в объёме 8-9 тысяч AZN «потери» банка будут равны 210-215 AZN. С одной стороны средний клиент вряд ли потратит по карте больше, а с другой — не исключено, что кто-то из держателей карт может оплатить семейное торжество в том же ресторане примерно на такую же сумму. Под исключение в банковских «cash back»-системах могут попасть не только рестораны. Порой и с магазинами-партнёрами случается путаница, особенно когда неверно определяется их категория, из-за чего держатель карты лишается или теряет часть вознаграждения. Поскольку большинство карт с опцией «cash back» это кредитки, банки всегда следят за тем, чтобы клиенты не превращали их в источник заработка, прежде всего, наблюдая за дисциплиной платежей. Бонусы в виде «cash back» могут быть ликвидированы в случае просрочек свыше 30 дней. Свою роль играет и период начисления «cash back», как правило, это происходит ежемесячно или раз в три месяца. Однако нередко банки умалчивают о времени возврата средств на карточные счета, что может неприятно удивить карт-холдеров.

С учётом всех «но», несложно понять, что первым и неоспоримым условием в «cash back» является оплата клиентом банка по карте розничной стоимости товара/услуги в аффилированной или партнёрской компании. Только потом владельцы карт могут рассчитывать на получение возврата части суммы от этой компании с учётом некоторых перечисленных нами исключений. При этом мало кого интересует, насколько выгодны цены в партнёрской сети банка или его процентная ставка по кредитке. Реальная эффективная ставка по кредитной линии может составлять 50-60% годовых, тогда как сумма возврата по безналичным операциям соответствовать лишь 1%. Очевидно, что «cash back», как розничный инструмент банков, в Азербайджане стал больше стимулятором продаж, нежели чем частью банковских программ лояльности.

Источник: biznesinfo.az

Кэшбэк

— определение, виды, примеры, плюсы и минусы, что это такое?

Кэшбэк или денежное вознаграждение относится к схеме лояльности, предлагаемой компаниями-эмитентами кредитных или дебетовых карт держателям карт в виде процента от суммы покупки, в основном в форме денежного возмещения. Компании разрабатывают вознаграждения, чтобы побудить своих клиентов регулярно оплачивать покупку по кредитной карте без дефолта.

Рис. 1: Кэшбэк