Бихевиоризм: механизмы поведения человека | Блог РСВ
Вы никогда не задумывались, почему люди в одной и той же ситуации ведут себя по-разному, мечтают о разном, ставят цели совсем разные. Что влияет на их поступки и руководит ими? Многие научные направления уже несколько десятилетий изучают поведение человека, одним из таких является бихевиоризм. Давайте разберемся, что это за направление и какие основные теории существуют.
Бихевиоризм: определение и предмет изучения
Бихевиоризм — это направление в психологии, предметом изучения которого является поведение людей, животных посредством систематического подхода. Основная идея этого направления заключается в том, что человек ведет себя неосознанно, его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира и основаны на опыте предков. Ученые отрицали такое явление, как сознание, и утверждали, что действия человека напрямую зависят от происходящего вовне.
Психолог Джон Уотсон считается основателем бихевиоризма. Он разработал простую схему, на которой наглядно объяснил, как действует животное и человек — стимул провоцирует рефлекс. Согласно Уотсону любое поведение можно заранее предсказать и управлять им, если подобрать правильный подход к исследованию поведения. Такое доступное объяснение многим пришлось по душе. В философии также уделялось большое внимание данному направлению. Философ Джон Локк считал, что человек появляется на свет без какого-либо опыта, как чистый лист. А Томас Гоббс утверждал, что мыслящей субстанции не существует, человек является телесным существом.
Основные тезисы и особенности бихевиоризма
Чтобы лучше понять идеи и методы бихевиоризма, давайте рассмотрим основные положения данного направления:
- бихевиоризм исследует поведенческие реакции всех живых существ;
- действия человека изучаются только с помощью наблюдения за ними;
- все психические, интеллектуальные и физиологические действия диктуются поведением;
- все действия живых существ являются ответной реакцией на внешние триггеры;
- если заранее определить внешний раздражитель, то можно угадать дальнейшее поведение человека;
- точное прогнозирование поведения является основной задачей бихевиоризма;
- можно влиять или контролировать поведение любого человека;
- все поведенческие реакции приобретаются из опыта или достаются в наследство от предков;
- умения разрабатываются благодаря рефлексам, способность мыслить или говорить — это приобретенные навыки;
- на психику живого существа влияет окружение и условия жизни;
- эмоции возникают в ответ на позитивные или негативные триггеры окружающего мира.
Идеи бихевиоризма, основанные на эмпирическом опыте, оказали большое влияние на научное общество. Но у любой теории всегда найдутся как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их подробнее:
- Последователи бихевиоризма исследовали только внешние реакции человека, которые представлялись возможным для наблюдения. При этом они полностью игнорировали внутренние проявления человека: психологические и физиологические процессы.
- Ученые утверждали, что можно влиять и контролировать поведение любого живого существа. Но они исследовали только внешние простые реакции человека, для них не имели никакого значения комплексные действия личности в целом.
- Бихевиористы не учитывали разницу между животными и людьми, их действия и поведение они исследовали по одной и той же методике.
- При разработке механизмов поведения, ученые не изучали дополнительно важные факторы — это социум, мотивация и психический образ, которые также влияют на поступки человека.
Бихевиористы попытались охарактеризовать все действия человека через одну теорию, но такой подход не увенчался успехом. Человек — это сложное существо, которое необходимо изучать с разных сторон. В результате бихевиоризму удалось разработать внешние условия, которые способны влиять на личность и побуждать ее на определенные действия.
Если эта информация была полезна для вас, то переходите на сайт «Россия — страна возможностей». На платформе вы найдете более 100 курсов и вебинаров по маркетингу, психологии, менеджменту, финансам и другие. Используйте возможности по максимуму!
БИХЕВИОРИЗМ | это… Что такое БИХЕВИОРИЗМ?
(от англ. behavior – поведение) – господств. направление в амер. психологии 20 в., отрицающее сознание как предмет психологии и считающее таковым поведение, под к-рым понимаются телесные реакции на стимулы. Возникновение Б. было обусловлено как социальными, так и теоретич. причинами. Нарастание идеологич. реакции в период империализма вызвало появление концепций, принижающих роль сознания. Наиболее распространенные в США разновидности махистской философии – прагматизм и неореализм – отвергли реальность не только материи, но и сознания как свойства мозга.
Такова была атмосфера, в к-рой сложилась первая программа Б. , сформулированная Уотсоном (1913). Центр. пунктом программы было требование отказаться от понятия «сознание», якобы препятствующего превращению психологии в строгую науку. Выступая на словах против идеалистич. взгляда на сознание, Б. полностью принимал этот взгляд, т.к. понимал под сознанием совокупность субъективных данных, познаваемых только тем, кто их непосредственно переживает. Отвергая сознание как реальную функцию мозга, состоящую в отражении внешнего мира, Б. выступил и против физиологии мозга, изучающей материальный субстрат психики. Открытые Павловым закономерности высшей нервной деятельности он попытался интерпретировать в терминах «стимула и реакции», т. е. внешнего раздражения и двигат. ответа на него, полностью игнорируя динамику нервно-психич. процессов, обусловливающую характер акта поведения. Павлов выступил против Б. со спец. работой «Ответ физиолога психологам» («The reply of physiologist to psychologist», «Psychol. Rev.», 1932, v. 39, No 2). Б. требует замены исторически сложившейся системы психологич.
Исследователи, находившиеся под влиянием Б., внесли довольно значит. вклад в разработку конкретных вопросов психологии (в особенности проблем навыка и учения), однако получ. факты Б. интерпретирует с ложных теоретич. позиций. Так, напр., выработка навыка сводится к механич. закреплению связей в результате повторения, характер же отражения мозгом действительности полностью игнорируется. Мышление отождествляется с речью, сама же речь превращается в лишенный смыслового содержания речедвигат. акт. Б. свойственна установка на биологизацию человеч. поведения. Качеств. отличие последнего от поведения животных отрицается. Выдвигается мнение, будто всё, что есть важного в психологии, может быть в сущности исследовано путем продолжающегося теоретич. и экспериментального анализа поведения крысы в лабиринте.
Уже в начале 20-х гг. 20 в. начинается распад Б. на ряд направлений, сочетающих с осн. его доктриной элементы др. теорий, в частности гештальтпсихологии и фрейдизма.
Амер. психолог Э. Толмен пытался преодолеть механицизм Б. на основе своеобразной телеологич. концепции, названной им «молярным Б.» (Е. С. Tolman, Purposive behavior in animals and men, N. Y., 1932). Амер. психолог Вейс доказывал, что все психологич. факты могут быть безостаточно выражены в физико-химич. или социологич. терминах (A. A. Weiss, A theoretical basis of human behavior, 1925). Амер. психолог Г. Мид критиковал Уотсона за индивидуалистич подход к поведению и выдвинул теорию «социального Б.», согласно к-рой поведение складывается в процессе общения (G. Mead, Mind, self and society from the stand point of a social behaviorist, 1934).
Само общение при этом понимается сугубо идеалистически, как «обмен жестами» (речь относится к категории вокальных жестов). В 30–40-х гг. Б. сближается с семантич. идеализмом и операционализмом. В нем все сильнее нарастает тенденция к формализации психологии, замене индуктивного исследования, свойственного раннему Б., априористич. построениями. Таков, напр., «гипотетико-дедуктивный» метод одного из наиболее влият. представителей совр. Б. – амер. психолога К. Халла, строящего науку о поведении на общих постулатах, из к-рых извлекаются дедуктивным путем выводы, предлагаемые для эмпирич. проверки (С. L. Hull, Principles of behavior; an introduction to behavior theory, 1943). Для совр. Б. характерна тенденция к максим. ограничению круга явлений, объясняемых с позиций рефлекторной теории. Так, амер. бихевиорист Скиннер объявил типичным для живых существ т.н. «оперантное» поведение, причинная обусловленность к-рого внешней стимуляцией отрицается. Ряд сторонников Б., перенеся центр тяжести с приобретенных реакций на инстинкты, психич.Глубокие противоречия, разъедающие Б. на протяжении всей его истории, – результат порочности его методологич. филос. основы.
Лит.: Thorndike Ε. L., Animal intelligence (Animal behavior), Ν. Υ., 1911; его же, Man and his works, Camb (Mass), 1943; Watson J. B., Psychology as a behaviorist views it, «Psychol. Rev.», 1913, v. 20; Τolman Ε. С., Purposive behavior in animals and men, Ν. Υ., 1932; Mead C., Mind, self and society from the stand point of a social behavionst, Chi., 1946; Hull С. L., Principles of behavior, Ν. Υ., 1943; Павлов И. П., Ответ физиолога психологам, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, M.–Л., 1951; Рубинштейн С. Л., Нео-бихевиоризм Тольмана, «Уч. зап. кафедры психологии Ленингр.
гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена», 1939; его же, Философия и психология, «Вопр. философии», 1957, No 1; Ярошевский Μ. Γ., Буржуазные психологи США в борьбе за ликвидацию сознания, там же, 1948, No 3.M. Ярошевский. Куляб.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Бихевиоризм – Социальные основы образования K-12
БихевиоризмЧтобы лучше понять бихевиоризм, в этой главе будет представлен обзор ключевых характеристик бихевиоризма. Также будет представлена информация о том, как эта философия образования отражена в учебной программе и ее методах обучения. В рамках этой презентации будет обсуждаться роль учителя и роль ученика. Наконец, будут представлены ключевые сторонники бихевиоризма и их вклад в эту философию образования.
В конце этого раздела будут даны ответы на следующие основные вопросы:
- Каковы философские основы бихевиоризма?
- Каковы некоторые образовательные последствия бихевиоризма?
- Каковы некоторые примеры бихевиоризма в классе?
Когда вы слышите термин «бихевиоризм», что приходит вам на ум? Многим первое, что приходит на ум, — это формирование поведения в ответ на определенные раздражители. В классе бихевиоризм часто связывают с «поощрением» или положительным подкреплением.
Согласно Зирполи (2005), основные принципы или философские основы бихевиоризма таковы:
Модель бихевиоризма- Большинству моделей поведения можно научиться.
- Большинство моделей поведения зависят от стимула.
- Большинству моделей поведения можно научить, изменить или модифицировать.
- Цели изменения поведения должны быть конкретными и четко определенными.
- Программы изменения поведения должны быть индивидуальными.
- Программы изменения поведения должны быть сосредоточены на том, что происходит здесь и сейчас.
- Программы изменения поведения должны быть сосредоточены на окружении ребенка (стр. 13).
Как показывают эти философские основания, бихевиоризм сосредоточен на изучении наблюдаемого поведения.
Краткий обзор основ бихевиоризма и его современного влияния на образовательную практику см. в прикрепленном видео «Бихевиоризм». Во время просмотра видео подумайте о вопросах, которые необходимо рассмотреть, чтобы улучшить свое понимание видео.
- Чем бихевиоризм отличался от других теоретических взглядов?
- Кто были два ключевых исследователя бихевиоризма?
- Какое применение бихевиористского обучения в классе упоминается?
- Какие примеры прямого обучения в классе?
- В классе, использующем бихевиоризм, обучение ориентировано на ученика или на учителя? Почему?
В конце этого раздела будут даны ответы на следующие основные вопросы:
- На что направлена учебная программа в классе бихевиоризма?
- Каковы ключевые элементы учебной программы бихевиористского подхода к обучению?
- Считаете ли вы, что фокус этой учебной программы полезен для учащихся? Почему или почему нет?
Учебная программа в бихевиористском классе сосредоточена не на самой учебной программе. Скорее, это переменные среды в классе (т. е. учебные материалы, методы обучения и поведение учителя в классе), поскольку каждая из этих переменных непосредственно влияет на поведение учащегося (Witrock, 19).87). Примером переменной среды может быть план ученика. Как показано на рисунке ниже, на этой поведенческой диаграмме показано, каковы поведенческие ожидания учащихся в классе. Чтобы оставаться «синими», ученики должны следовать всем правилам в классе и вести себя как удивительное поместье. «Зеленый» означает, что учащиеся соблюдают правила в классе, как и ожидалось, и делают отличную работу . «Желтый» показывает, что учащийся получает 9 баллов.0065 Предупреждение за несоблюдение одного или нескольких правил работы в классе и необходимость вернуться в прежнее русло. «Оранжевый» означает, что учащийся получает тайм-аут . Наконец, «красный» означает, что студент теряет привилегию .
Образец диаграммы поведения
Дизайн учебного плана
В бихевиористском классе учебная программа разработана в очень предписывающей манере. Причина этого в том, что студенты должны освоить представленную учебную программу. Чтобы помочь учащимся достичь мастерства, инструкция представлена в виде пошагового подхода.
Шаг первый: Учитель дает стимул.
Шаг второй: Обучаемый реагирует на стимул.
Шаг третий: Подкрепление предоставляется учителем.
Как было показано выше, учебная программа определяется обучением и изменением поведения в бихевиористском классе. Создавая учебный план, учителя ориентируются на результат. Чтобы увидеть, достигнуты ли результаты, учитель тщательно анализирует результаты учащихся. Если результаты не достигаются, для достижения желаемого поведения реализуются дополнительные запрограммированные инструкции.
Для более подробного ознакомления с бихевиоризмом в классе прочитайте следующую статью под названием: Бихевиоризм в классе. Пока вы читаете, подумайте над следующими вопросами:
- Почему различие между обучением и успеваемостью, а также между когнитивными и наблюдаемыми изменениями важно для обучения?
- Какие характеристики учащихся должны быть учтены классными руководителями при планировании уроков?
- Как учитель проводит обучение таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность того, что учащиеся сделают ошибки? Какие четыре фактора важны?
- Какие два примера подсказок учителя могут использовать во время обучения?
- Каковы некоторые примеры информационной обратной связи?
- В чем разница между положительными последствиями и положительным подкреплением?
Бихевиоризм в классе
В конце этого раздела будут даны ответы на следующие основные вопросы:
- Каковы основные методы обучения в классе бихевиоризма?
- Какова роль учителя в классе?
- Какова роль учеников в классе?
- Какие стратегии используют учащиеся в бихевиористских классах?
Как указывалось ранее, бихевиористская теория обучения сосредоточена на обеспечении подкрепления поведения, которое было определено как подходящее для учебной среды. Для достижения такого поведения могут применяться различные методы обучения. Ключевым моментом является обеспечение того, чтобы любой реализуемый метод обучения можно было наблюдать и измерять. Например, учащиеся могут работать на компьютере, чтобы получать немедленную обратную связь и поощрение. Зирполи (2005) обнаружил, что следующие методы обучения эффективны для изменения познания и поведения учащихся, а также для решения проблем, контроля гнева, самообучения и обучения самоподкреплению.
Standridge (2002) определил следующие бихевиористские методы, которые уже давно используются в классах по всей стране для поощрения позитивного поведения и предотвращения нежелательного поведения:
- Поведенческие контракты: помогая детям сосредоточиться на изменении поведения.
- Последствия: Последствия могут возникать сразу после поведения и могут быть положительными или отрицательными, ожидаемыми или неожиданными, немедленными или долгосрочными, внешними или внутренними, материальными или символическими (неудовлетворительная оценка), эмоциональными/межличностными или даже бессознательными .
- Положительное подкрепление: Представление стимула, повышающего вероятность ответа (например, улыбка учащимся после правильного ответа).
- Отрицательное подкрепление: Повышенная вероятность реакции, которая устраняет или предотвращает неблагоприятное состояние (т. е. идеальная посещаемость вознаграждается «пропуском за домашнее задание»).
- Наказание: Включает предъявление сильного стимула, снижающего частоту определенного ответа (т. е. учащиеся, которые ругаются, немедленно отправляются к директору).
- Исчезновение: Снижает вероятность реакции за счет случайного отказа от ранее подкрепленного стимула (т. работа).
Роль учителя
Учитель является центром обучения в бихевиористском классе. Его или ее роль заключается в том, чтобы обеспечить надлежащее управление классом, чтобы гарантировать, что учащиеся могут учиться. Согласно исследованиям Эммера (1987), есть два общих принципа управления, которым учителя-бихевиористы должны следовать в классе:
- Определить ожидаемое поведение учащихся, чтобы определить уместное и неуместное поведение до начала обучения.
- Превратите ожидания в процедуры и распорядок, создав основные правила поведения в классе.
В дополнение к этим двум общим принципам управления другие роли учителя включают: наблюдение за событиями в классе, своевременное и точное устранение неподобающего поведения, применение системы вознаграждения и подотчетности, создание контрольного списка для выполненных заданий и контроль участия/вовлеченности в классе (Эммер, 1987).
Все эти роли требуют навыков со стороны учителя-бихевиориста для успешного выполнения. Например, учителю необходимо знать педагогическую психологию, чтобы установить в классе соответствующую поведенческую систему вознаграждения (Webb et. al., 2010). Это включает в себя знание того, какие подкрепления будут подходящими и как лучше всего установить правильный график подкрепления. Поскольку бихевиоризм также делает упор на эмпирическую проверку, учителя также должны быть обучены научному методу (Webb et. al., 2010).
Эти системы мониторинга и отслеживания учащихся сегодня используются во многих классах по всей стране. Особенно для учащихся, участвующих в учебных планах (IEP), которые нуждаются в большем личном контроле и обратной связи. Вот почему учителей-бихевиористов иногда называют «контролерами поведения» и «организаторами непредвиденных обстоятельств» (Webb et. al., 2010, стр. 80). Независимо от того, какое имя им присвоено, учителя, применяющие эту философию образования, несут очень большую ответственность, когда речь идет об управлении классом и учениками.
- Считаете ли вы, что уровень управления классом, описанный бихевиористами, действительно необходим? Почему или почему нет?
- Если бы вам пришлось организовать класс бихевиористов, какой тип подкрепления вы бы использовали? Почему?
Роль студентов
Согласно исследованию Webb et. др. (2010), бихевиористская философия предполагает следующие две вещи об учениках:
- Во-первых, каждый ученик способен и предрасположен модифицировать или изменять свое поведение.
- Во-вторых, каждый ученик способен научиться новому поведению.
Исходя из этих двух предположений, роль учащегося состоит в том, чтобы научиться модифицировать или изменить выученное поведение на основе введения конкретных стимулов со стороны учителя.
Успех учащихся измеряется с помощью определенных «поведенческих целей (например, поведения в отношении знаний, которые учащиеся должны продемонстрировать или усвоить), которые поддаются наблюдению и предпочтительно измерению» (Webb et. al., 2010, стр. 79).). Для учащихся более высокая успеваемость в классе достигается за счет изменения поведения при наличии следующих шести основных компонентов:
- Четкое формулирование желаемого результата, включая указание того, что учащиеся должны изменить и как будет оцениваться поведение. Например, более активное участие учащихся в обсуждениях в классе, измеряемое подсчетом оценок в заметках учителя каждый раз, когда учащийся участвует в занятиях.
- Создание позитивной и заботливой среды, в которой учащиеся чувствуют себя в безопасности и комфортно. Например, призывая учащегося поделиться ответом, когда вы знаете, что он может успешно дать правильный ответ.
- Определение и применение соответствующих внутренних и внешних вознаграждений. Примечание. Каждому учащемуся может потребоваться разный тип вознаграждения.
- Подкрепление желаемого поведения до тех пор, пока учащийся не сможет самостоятельно применять поведение в классе.
- Постепенное уменьшение наград, чтобы учащийся не требовал от них желаемого поведения.
- Оценка и оценка методов модификации поведения, чтобы гарантировать, что ожидания учителя и результаты учащихся соответствуют желаемым (Брюэр, Кэмпбелл и Петти, 2000).
- Считаете ли вы, что каждый учащийся способен и предрасположен к модификации или изменению своего поведения? Почему или почему нет?
- Как вы думаете, насколько важно иметь поведенческие цели?
В конце этого раздела будут даны ответы на следующие основные вопросы:
- Кто был основными сторонниками бихевиоризма?
- Какое влияние на эту философию образования оказал каждый из основных сторонников бихевиоризма?
Корни бихевиоризма можно проследить до начала 20 века. Среди ключевых философов, повлиявших на развитие бихевиоризма, были Иван Павлов, Джон У. Уотсон и Б. Ф. Скиннер. В этом разделе будет представлен краткий обзор каждого из этих философов и их вклада в философию бихевиоризма. Когда вы читаете о каждом из них и смотрите видеоклипы, содержащие дополнительную информацию о многих представленных здесь исследователях, критически подумайте о сходствах и различиях между ними. В частности, посмотрите, сможете ли вы определить какие-либо общие темы между ними.
Иван Петрович Павлов (1849 – 1936)
Русский физиолог и психолог Иван Петрович Павлов наиболее известен своим экспериментом, в ходе которого он научил голодную собаку пускать слюни при звуке колокольчика.
Классическое обусловливание ПавловаТем не менее, интересным фактом в его исследовании является то, что первоначальное исследование Павлова было сосредоточено только на взаимодействии между количеством слюны, вырабатываемой собаками, и процессом их пищеварения (Standridge, 2002). Только когда он проводил свое исследование, он обнаружил, что у собак началось выделение слюны до того, как они получили пищу. Найдя это очень интересным, Павлов решил определить, будут ли внешние раздражители, такие как звук колокольчика, также вызывать слюноотделение у собак. Обучение собак реагировать на звонок привело к тому, что Павлов назвал «условным раздражителем», а слюноотделение собак было «условным ответом» (Standridge, 2002).
Для получения дополнительной информации об Иване Петровиче Павлове и его новаторских исследованиях, пожалуйста, посмотрите следующий видеоклип. Пока вы смотрите, используйте Вопросы для размышления, которые были заданы о его работе и последствиях его исследований в области бихевиоризма.
- Как Павлов определил, что собаки реагировали на раздражитель до его введения?
- Что сделал Павлов для проверки своей гипотезы?
- Что сделал Павлов после введения колокола? Как работу Павлова можно применить в классе?
- Каким образом, по вашему мнению, работа Павлова сформировала философию бихевиоризма?
Как показано в видео, эксперименты Павлова демонстрируют три основных принципа бихевиоризма: предъявляли один и тот же стимул вместе с едой несколько раз.
В результате своих исследований Павлов выиграл 1904 Нобелевская премия по физиологии и медицине.
Джон Б. Уотсон (1878 – 1958)
Опираясь на работу Павлова, Уотсон утверждал, что процесс классического обусловливания способен объяснить все аспекты человеческой психологии. На самом деле он утверждал, что индивидуальные различия в поведении просто объясняются разным опытом обучения (McLeod, 2014). Основываясь на этом убеждении, он однажды сказал:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформировавшихся и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его». ему стать любым специалистом, которого я выберу, — доктором, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призвания и расы его предков» (Watson, 1924, стр. 104).
Возможно, наиболее известный своим «Экспериментом с Маленьким Альбертом». Уотсон намеревался продемонстрировать, как определенный опыт обучения может формировать поведение человека в 1920 году. раздражители. Работая с его партнером, Уотсон и Рейнер наблюдали за реакциями маленького Альберта и заметили, что на него не оказывали неблагоприятного воздействия различные раздражители. Однако, когда специфический раздражитель (белая крыса) сопровождался внезапным громким звуком, маленький Альберт вздрогнул и заплакал. Приучив маленького Альберта бояться белой крысы путем многократного сочетания крысы с шумом, Уотсон и его партнер смогли продемонстрировать, что классическое обусловливание можно использовать для создания фобии (McLeod, 2014).
Посмотрите следующий видеоролик, в котором представлен обзор эксперимента. Во время просмотра видео используйте Вопросы для размышления в качестве руководства.
- Как вы думаете, насколько этичным был этот эксперимент?
- Что вы узнали о классическом обусловливании в результате этого эксперимента?
- Как вы думаете, будет ли разрешен такой эксперимент сегодня?
- Каковы последствия исследования Уотсона бихевиоризма?
Сегодня эксперимент с Маленьким Альбертом не считался бы этичным. Однако эксперимент продемонстрировал, что, контролируя окружение Альберта, его поведение изменилось. Тем самым демонстрируя, что обучение имело место.
Б. Ф. Скиннер
Скиннер наиболее известен своей концепцией оперантного обусловливания. Основываясь на своем эксперименте с ящиком Скиннера, Скиннер смог определить следующее:
- Оперантное обусловливание — это вознаграждение за часть желаемого поведения или случайное действие, приближающееся к нему.
- Оперативной реакцией будет нажатие на стержень, чтобы получить пищевую таблетку.
- Поощрение – это сами пищевые гранулы.
- Наказание — это последствие, подавляющее реакцию и уменьшающее вероятность ее возникновения в будущем (например, получение удара током за нажатие на планку для получения пищевой гранулы).
Скиннер сказал: «То, что мы называем приятным, возбуждает или укрепляет наше поведение» (Скиннер, 19 лет).72, с. 74). Проводя исследования на животных, Скиннер пришел к выводу, что и животные, и люди будут повторять действия, приводящие к благоприятным результатам, и подавлять действия, приводящие к неблагоприятным результатам (Shaffer, 2000). Следующее изображение, купленное Standridge (2002), демонстрирует концепцию оперантного обусловливания.
Другими словами, мы являемся теми, кто мы есть, на основе полученного нами оперантного обусловливания. Следовательно, Скиннер считал, что поведение отдельного человека можно сформировать или обусловить, если использовать правильные оперантные реакции и подкрепления.
Чтобы увидеть пример работы Скиннера на практике, посмотрите следующий видеоклип и ответьте на направляемые вопросы.
- Как в видео применяется положительное подкрепление?
Как вы думаете, шоколад действительно эффективное средство? Является ли это действительным примером оперантного обусловливания? - Допустимо ли «менять» поведение других?
- Каковы последствия этого видео, когда дело доходит до бихевиоризма?
- Как вы могли бы применить то, что узнали о работе Скиннера, в своей будущей профессиональной деятельности?
Хотя приведенное выше видео показывает довольно экстремальный пример работы Скиннера на практике, оно иллюстрирует основные принципы работы Скиннера на практике. Применительно к обстановке в классе бихевиористские методы часто использовались для поощрения позитивного поведения в классе и предотвращения поведения, которое таковым не является.
Подумайте о том, что вы узнали о бихевиоризме! Запишите три вещи, которые вы узнали об этой философии образования, две вещи, которые вас удивили, и одну профессиональную связь, которую вы можете установить в своей будущей профессиональной практике.
Брау, Б., Фокс, Н., и Робинсон, Э. (2022). Бихевиоризм. В Р. Киммонс (ред.), Education Research . Книги EdTech. https://edtechbooks.org/education_research/behaviorismt
Маклеод, С. (2014). Классическое кондиционирование. Общий лит. https://www. commonlit.org/en/texts/classical-conditioning
Standridge, M.. (2002). Бихевиоризм. В М. Ори (ред.), Новые взгляды на обучение, преподавание и технологии. Получено с http://epltt.coe.uga.edu/ 9, март 2022 г.0003
Атрибуции СМИ
- Ch 6 ВНУТРЕННАЯ ЦИТАТА © Mocah HD Обои
- Характеристики поведения поведения © CHIA YEE YONG
- Поведенческий диаграмма © в основном. 26 в 23.11.39
- Мозговой штурм
Бихевиоризм — Энциклопедия Нового Света
Бихевиоризм — это подход в психологии, основанный на предположении, что поведение, как человека, так и животного, может быть исследовано с научной точки зрения и понято без обращения к внутренним психическим состояниям. Три основные фигуры привели к развитию этого подхода: Иван Павлов, Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер. Их исследования создали теории обучения, полностью основанные на реакциях или «ответах» организма (человека или животного) непосредственно на стимулы в окружающей среде посредством процессов кондиционирования. Это был важный поворотный момент в психологии как научной дисциплине, который привел к обширным исследованиям в области сравнительной психологии и экспериментальной психологии, которые предоставили ценные данные о том, как животные и люди учатся соответствующим реакциям на внешнюю среду.
Содержание
- 1 Определение
- 1.1 Ключевые понятия
- 2 Основоположники бихевиоризма
- 2.1 Джон Б. Ватсон
- 2.1.1 Методологический бихевиоризм
- 2.2 Б. Ф. Скиннер
- 2.2.1 Связь с языком
- 2.1 Джон Б. Ватсон
- 3 Бихевиоризм в философии
- 4 Критика бихевиоризма
- 5 Наследие
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Хотя такие теории больше не считаются адекватными для объяснения всех форм обучения и поведения, тем не менее, методологии, разработанные в ходе таких исследований, продолжают использоваться в многочисленных исследовательских программах, которые значительно расширили понимание человеческой природы.
Определение
Бихевиоризм был разработан с требованием, чтобы только наблюдения, удовлетворяющие критериям научного метода, а именно, что они должны быть воспроизведены в разное время и независимыми наблюдателями, должны были приниматься в качестве доказательства. Это фактически отвергло интроспекцию, основной метод психологов, последовавших за экспериментальной психологией Вильгельма Вундта, доминирующей парадигмой в психологии в начале двадцатого века. Таким образом, бихевиоризм можно рассматривать как форму материализма, отрицающую какое-либо самостоятельное значение психических процессов. Похожий подход можно найти в политической науке, известной как «бихевиорализм».
Бихевиористская школа мысли существовала одновременно с психоаналитическим движением, зародившимся благодаря работам Зигмунда Фрейда, который также был сторонником механистического взгляда на человеческую природу, но рассматривал разум, особенно бессознательное, как арену, на которой исключительно человеческое произошли мероприятия.
Одно из предположений многих бихевиористов состоит в том, что свобода воли — это иллюзия. В результате бихевиоризм диктует, что любое поведение определяется комбинацией генетических факторов и окружающей среды либо посредством классического, либо оперантного обусловливания. Его главными вдохновителями были Иван Павлов, исследовавший классическое обусловливание, Джон Б. Уотсон, который ввел термин «бихевиоризм» и стремился ограничить психологию экспериментальными методами, и Б. Ф. Скиннер, который стремился обосновать бихевиоризм, проводя исследования оперантного обусловливания.
Ключевые понятия
- Обучение: Изменение поведения, связанное с результатом опыта.
- Экономия: Принцип, который утверждается в философии науки, человек всегда должен выбирать самое простое объяснение.
- Стимул: Все, что может повлиять на окружающую среду и тем самым повлиять на поведение человека.
- Ответ: Любая реакция на раздражитель. Для бихевиористов реакция ограничивается любым измеримым поведением.
- Рефлекс: Необученная реакция, вызываемая определенными раздражителями.
- Добровольный ответ: Ответ, который человек может контролировать.
- Классическое обусловливание: Исследование обучения, которое фокусируется на рефлекторных реакциях.
- Оперантное обусловливание: Исследование обучения, которое фокусируется на изменениях произвольных реакций в результате их последствий.
- Радикальный бихевиоризм: Позиция, принятая Уотсоном и Скиннером, которые утверждали, что изучение внутренних процессов невозможно для объективного изучения и не имеет отношения к пониманию поведения человека.
- Модификация поведения: Применение принципов обусловливания для изменения поведения человека.
- Эквипотенциальность: Идея о том, что принципы состояния должны применяться ко всем формам поведения и ко всем видам.
- Этология: Изучение поведения животных в их естественной среде обитания.
- Видоспецифичное поведение: Иногда называемое инстинктами, это поведение, характерное для определенного вида.
Основатели бихевиоризма
Джон Б. Уотсон
В начале двадцатого века Уотсон в своей книге «Психология с точки зрения бихевиориста» утверждал, что психология занимается исключительно объективным наблюдением за поведением. . В то время это был существенный разрыв с преобладающей структуралистской психологией, которая использовала метод интроспекции и считала изучение поведения устаревшим.
Уотсон, в отличие от многих своих коллег, изучал приспособление организмов к окружающей среде. В частности, его интересовало определение конкретных стимулов, которые заставляли организмы реагировать. На подход Уотсона большое влияние оказала работа русского физиолога Ивана Павлова, открывшего феномен классической обусловленности в своем знаменитом исследовании пищеварительной системы собак. Уотсон принял модель Павлова, подчеркнув физиологические реакции и роль стимулов в формировании условных реакций. По этой причине Уотсона можно назвать психологом «стимул-реакция» (СР).
Методологический бихевиоризм
Теория Уотсона убедила большинство академических исследователей в важности поведенческих исследований. В частности, в области сравнительной психологии это соответствовало предупреждению, сделанному каноном Ллойда Моргана против некоторых более антропоморфных работ, таких как работа Джорджа Романеса, в которой психические состояния свободно приписывались животным. . Подход Уотсона охотно подхватили такие исследователи, как Эдвард Л. Торндайк, изучавший способность кошек убегать из коробок с головоломками. Однако большинство психологов заняли позицию, которую сейчас называют «методологическим бихевиоризмом»: они признавали поведение либо единственным, либо наиболее эффективным методом объективного наблюдения в психологии.
Среди известных бихевиористов двадцатого века, придерживавшихся этой позиции, были Кларк Л. Халл, назвавший свою позицию «необихевиоризмом», и Эдвард С. Толмен, разработавший многое из того, что впоследствии стало когнитивистской программой. Толмен (1948) утверждал, что крысы составляли «когнитивные карты» лабиринтов, которые они научились проходить, даже в отсутствие вознаграждения, и что связь между стимулом и реакцией (S->R) опосредована третьим компонентом — организмом. (С->О->Р).
Методологический бихевиоризм остался позицией большинства психологов-экспериментаторов. С ростом интереса к познанию животных с 1980-х годов и более неортодоксальными взглядами, такими как аргумент Дональда Гриффина (1976) о том, что животные обладают сознательным разумом, подобным человеческому, менталистический язык все чаще стал использоваться даже в дискуссиях по психологии животных, в сравнительной психологии и этологии. Однако даже обсуждение сознания никоим образом не противоречит позиции методологического бихевиоризма. 9Скиннер Б.Ф. получил название «радикальный бихевиоризм». Ему приписывают создание новой версии психологической науки, названной поведенческим анализом или «Экспериментальным анализом поведения» (EAB) после изменений в подзаголовке к его 1938 работа, Поведение организмов: экспериментальный анализ поведения.
В то время как EAB отличается от других подходов к поведенческим исследованиям по многочисленным методологическим и теоретическим аспектам, радикальный бихевиоризм отличается от методологического бихевиоризма прежде всего тем, что принимает трактовку чувств, состояний ума и самоанализа как существующих и поддающихся научной обработке. Однако радикальный бихевиоризм останавливается перед идентификацией чувств как причин поведения. Среди других различий был отказ от рефлекса как модели любого поведения и защита науки о поведении, дополняющей физиологию, но независимой от нее.
Эта философская позиция укрепилась благодаря успеху ранней экспериментальной работы Скиннера с крысами и голубями, изложенной в его книгах «Поведение организмов» (1938) и Графики подкрепления (1957, совместно с К. Б. Ферстером). Особое значение имело его открытие «оперативной реакции», которая, как известно, запомнилась благодаря тому, что стало известно как «ящик Скиннера». Оперантный ответ отличается от рефлекторного тем, что он состоит из класса структурно отличных, но функционально эквивалентных ответов. Например, в то время как крыса может нажимать на рычаг левой, правой лапой или даже хвостом, все эти различные реакции воздействуют на мир одинаковым образом и приводят к общему результату, а именно к нажатию рычага. . Таким образом, операнты можно рассматривать как ряд ответов, которые достигают сходных целей или последствий.
Эмпирическая работа Скиннера расширилась на более ранние исследования обучения методом проб и ошибок такими исследователями, как Торндайк и Гатри. Скиннер также наблюдал влияние различных режимов подкрепления на скорость оперантных реакций животных. Он добился выдающихся успехов в обучении животных неожиданным реакциям, большому количеству ответов и демонстрации множества эмпирических закономерностей в поведении. Эти выводы придали некоторую достоверность его радикальному концептуальному анализу.
Отношение к языку
Когда Скиннер переключился с экспериментальной работы на философские основы науки о поведении, его внимание переключилось на человеческий язык. В его книге « Verbal Behavior » (1957) изложена теория функционального анализа вербального поведения. Книга подверглась резкой критике со стороны лингвиста Ноама Хомского (1959). Скиннер подробно не ответил; но позже он утверждал, что «[Хомский] не знает, о чем я говорю, и по какой-то причине не может этого понять» (Скиннер 1972).
Для бихевиористского анализа человеческого поведения важно не столько усвоение языка, сколько взаимодействие между языком и явным поведением. В эссе, опубликованном в его книге 1969 года « непредвиденные обстоятельства подкрепления», Скиннер высказал мнение, что люди могут конструировать лингвистические стимулы, которые затем приобретают контроль над их поведением так же, как внешние стимулы. Возможность такого «инструктивного контроля» над поведением означала, что непредвиденные обстоятельства подкрепления не всегда будут оказывать такое же влияние на поведение человека с той же надежностью, как у различных изученных животных.
Бихевиоризм в философии
Во многих отношениях бихевиоризм является как психологическим, так и философским движением. Основная предпосылка радикального бихевиоризма состоит в том, что изучение поведения должно быть эмпирической наукой, такой как химия или физика. Бихевиористы стремились создать дисциплину, которая отказалась бы от всех гипотетических и субъективных внутренних состояний изучаемых ими организмов.
В рамках аналитической философии существуют подходы, которые назвали себя или были придуманы другими как бихевиористские. В логическом бихевиоризме (которого придерживаются, например, Рудольф Карнап и Карл Гемпель) значением психологических утверждений являются условия их проверки, которые состоят в совершаемом явном поведении. Куайн использовал тип бихевиоризма, на который повлияли некоторые идеи Скиннера, в своей собственной работе над языком. Гилберт Райл защищал особую разновидность философского бихевиоризма, изложенную в его книге 9.0504 The Concept of Mind, , в котором его центральным утверждением было то, что случаи дуализма часто представляли собой «ошибки категорий» и, следовательно, что они действительно были непониманием использования обычного языка.
Дэниел Деннет также признал себя своего рода бихевиористом (Bennett 1993). Иногда утверждалось, что Людвиг Витгенштейн защищал бихевиористскую позицию, и между его философией, логическим бихевиоризмом и радикальным бихевиоризмом есть важные области совпадения. (Например, аргумент «жук в ящике», в котором Витгенштейн сослался на концепцию, согласно которой кто-то воображает, что у каждого есть ящик с жуком внутри. Никто не может заглянуть внутрь ящика пыльника, и каждый утверждает, что знает, что такое жук, только путем изучения своих собственных. Витгенштейн предположил, что в такой ситуации слово «жук» не может быть названием вещи, так как каждый может воспринимать жука по-разному; жук «выпадает из рассмотрения как не относящийся к делу».) Однако Витгенштейн не был бихевиористом, и его стиль письма достаточно эллиптичен, чтобы допустить ряд интерпретаций. Математика Алана Тьюринга также иногда считали бихевиористом, но он сам этого не идентифицировал.
Критика бихевиоризма
Бихевиоризм можно критиковать как чрезмерно детерминистский взгляд на человеческое поведение — игнорируя внутренние психологические и психические процессы, бихевиоризм чрезмерно упрощает сложность человеческого поведения. Некоторые даже утверждают, что строгая природа радикального бихевиоризма по существу определяет человека как механизм без свободы воли.
Бихевиористский подход также подвергался критике за его неспособность объяснить обучение или изменения в поведении, которые происходят в отсутствие воздействия окружающей среды; такие явления сигнализируют о наличии внутреннего психологического или психического процесса.
Наконец, исследования этологов показали, что принципы обусловливания не являются универсальными, что противоречит заявлению бихевиористов об эквипотенциальности принципов обусловливания.
Бихевиоризм был разработан в противовес интроспективному подходу, который полагался прежде всего, если не полностью, на внутреннюю саморефлексию сознательной умственной деятельности. Хотя радикальный бихевиоризм может быть весьма ограничен в своей объяснительной силе, тем не менее, он сыграл важную роль, позволив психологии развить научное стремление к знаниям о человеческой природе и поведении.
Тем не менее связь между стимулом и реакцией не является простой, прямой, причинно-следственной связью. Факторы помимо стимула участвуют в определении реакции. Действия происходят на основе цели, а цель определяется разумом субъекта. Таким образом, более полное понимание человеческого поведения должно включать как внешние действия тела, так и внутреннюю жизнь разума.
Наследие
Несмотря на такую критику бихевиоризма, изучение оперантного и классического обусловливания в значительной степени способствовало пониманию человеческого поведения в психологии. Хотя бихевиоризм больше не был авторитетным голосом, он был доминирующей силой в североамериканской психологии в течение значительного периода двадцатого века.
Естественным следствием бихевиоризма является поведенческая терапия, метод изменения неадекватных реакций человека на определенные раздражители. Он включает в себя самые основные методы изменения человеческого поведения, такие как поощрение и наказание, подкрепление и даже биологическая обратная связь с использованием методов обусловливания. Развитие жизненных навыков часто находится в центре внимания. Хотя такие формы модификации поведения основаны на бихевиоризме, они используются психотерапевтами, родителями и лицами, осуществляющими уход за инвалидами, как правило, без какой-либо основополагающей бихевиористской философии.
Бихевиоризм развился как реакция на интроспективный подход, не способный объяснить психические процессы. Во многих отношениях бихевиоризм проложил путь к новой, научно обоснованной психологии, которая значительно продвинула понимание человеческого поведения.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Baum, W.M. 2005. Понимание бихевиоризма: поведение, культура и эволюция . Блэквелл.
- Беннетт, Дэниел К. 19 лет93. Сообщение: среды нет. Философия и феноменологические исследования. 53(4): 889-931.
- Хомский, Ноам. 1959. «Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера». Язык . 35 (1): 26-58.
- Ферстер, С. Б. и Б. Ф. Скиннер. 1957. Графики подкрепления. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Гриффин, Дональд Р. 1976. Вопрос о сознании животных. ISBN 0865760020.
- Латталь К.А. и П.Н. Гнаться. 2003. Теория поведения и философия. Пленум.
- Миллс, Джон А. 2000. Контроль: история поведенческой психологии. Издательство Нью-Йоркского университета.
- Плотник, Род. 2005. Введение в психологию. Томсон-Уодсворт. ISBN 0534634079.
- Рахлин, Х. 1991. Введение в современный бихевиоризм, 3-е издание. Нью-Йорк: Фримен.
- Скиннер, Б. Ф. 1938. Поведение организмов. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Skinner, BF 1945. «Оперативный анализ психологических терминов» Psychological Review . 52: 270-277, 290-294.
- Скиннер, Б. Ф. 1953. Наука и поведение человека. ISBN 00292
- .
- Скиннер, Б. Ф. 1957. Вербальное поведение. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Skinner, B.F. 1969. Непредвиденные обстоятельства подкрепления: теоретический анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Скиннер, BF 1972. «Меня неправильно поняли…». В журнале Центр . март-апрель стр. 63.
- Скиннер, Б.Ф. 1981. «Отбор по последствиям». В Science 213: 501-514.
- Скиннер, Б.Ф. 2002. За гранью свободы и достоинства . Издательство Хакетт.
- Staddon, J. 2001. Новый бихевиоризм: разум, механизм и общество. Филадельфия: Psychology Press.
- Tolman, EC 1948. «Когнитивные карты у крыс и людей». Психологический обзор . 55: 189-208.
- Watson, JB 1913. Психология с точки зрения бихевиористов. В Психологический обзор . 20: 158-177.
- Watson, JB 1919. Психология с точки зрения бихевиориста.
- Уотсон, Дж. Б. 1924. Бихевиоризм.
- Цурифф, Г.Э. 1985. Бихевиоризм: концептуальная реконструкция. Издательство Колумбийского университета.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 17 января 2022 г.
- Книги и журнальные статьи о бихевиоризме.
- Фонд Б. Ф. Скиннера.
- Кембриджский центр поведенческих исследований.
- Классика истории психологии.
- Статья в Стэнфордской философской энциклопедии.
- Международная ассоциация анализа поведения.
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии с Энциклопедия Нового Света стандартов. Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.