Аудиалы визуалы кинестетики психология: ‌‌Визуал,‌ ‌аудиал,‌ ‌кинестетик,‌ ‌дискрет:‌ ‌почему‌ ‌важен‌ ‌тип‌ ‌ восприятия‌

Аудиалы, визуалы, кинестетики — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ВИЗУАЛЫ, АУДИАЛЫ,
КИНЕСТЕТИКИ»
ВЫПОЛНИЛА: ГАДЖИЕВА М.Р.
ПРОВЕРИЛА: ДУБИНСКАЯ Н.Р.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки
информации людей условно можно разделить на три
категории:
ВИЗУАЛЫ — люди, воспринимающие большую часть
информации с помощью зрения.
ВИЗУАЛЫ— это люди, которые «видят» окружающий мир.

У них обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты
горизонтальны, направлены от себя.
При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от
собеседника. Около 35% из нас – визуалы.
АУДИАЛЫ — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
АУДИАЛЫ — это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым
слухом и великолепной памятью.
При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к
нему, главное — слышать его.
Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют
25% населения.
КИНЕСТЕТИКИ — люди, воспринимающие большую часть информации
через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью
движений. КИНЕСТЕТИКИ — «чувствуют» окружающий мир. Люди
этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза,
поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты,
прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства.

Среди населения кинестетики составляют 40%.
ДИСКРЕТЫ — у них восприятие информации происходит в основном через
логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой
он полезный.» Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще
среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ
восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Если во время разговора следить за движением глаз собеседника, можно точно
определить его тип мышления. «Ключи глазного доступа».
Вывод:
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе,
использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей
природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него
практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше
каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет
процесс обучения.

English     Русский Правила

Книги по психологии.

Мои книги. Словарь — руководство по решению семейных и личностных проблем. В

Наиболее распространенная проблема, с которой супруги, как правило, обращаются к семейному психотерапевту — это проблема взаимопонимания, которая порождает множество конфликтов. Практический опыт показывает, что очень часто, эта проблема возникает между людьми с разными типами мышления и как следствие, с разной системой ценностей.

Три типа мышления по методу НЛП (Нейро-лингвистического программирования)

В НЛП (нейро-лингвистическом программировании) [1] выделяются три основных типа мышления, на основании сенсорных систем человека: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), сенсорный, чувствующий (кинестетический). В зависимости от предпочитаемого, «любимого» способа мышления происходит условное деление на визуалов (людей, предпочитающих думать с помощью зрительных образов), аудиалов (это те, кто основывает свой опыт на слуховых образах) и кинестетиков (людей, думающих с помощью чувств, интуитивно). При этом каждый человек, обладая пяти органами чувств, имеет в своем опыте, как зрительные образы, так и слуховые, кинестетические, обонятельные и осязательные. Однако, одна или две системы могут являться ведущими. Они называются репрезентативными. Как это определить?

Попробуйте представить себе кинестетика: человек полагается в основном на свою интуицию, для него является нормой тактильный контакт с другими, то есть он легко может вас обнять, дотронуться, пожать руку. Разговаривает он чаще глубоким, низким, грудным, приглушенным голосом. Темп речи: медленный с паузами. Он имеет яркий цвет лица, румянец. Мускулы чаще расслаблены, глубокое дыхание животом. Для кинестетика важно, чтобы окружающая обстановка и одежда были уютными, комфортными. Он может не заметить бардака в своей комнате. Чтобы он заметил грязную постель, нужно подсыпать в нее крошки еды, чтобы он их ощутил. Соответственно ему не очень важен внешний вид, он не гонится за модой. Это такой основательный тип людей, которые долго и тщательно все продумывают. Кинестетик долго не может что-то запомнить или понять, но раз запомнив, не забудет об этом никогда. Он склонен к более глубоким контактам с людьми. Для него большими ценностями являются чувства, телесный комфорт. Можно определить кинестетика по его высказываниям, глаголам, которые он чаще всего употребляет в речи. Например: «Погода мне кажется отвратительной. Я плохо себя здесь чувствую. День такой промозглый».

Дети, как правило, являются кинестетиками, они познают окружающий мир на ощупь и вкус, и только к школе у них начинают развиваться другие способы мышления. Известно, что школьная программа построена на слуховом и зрительном восприятии учебного материала, информации, и никак не учитывается тактильный контакт с ребенком — кинестиком. Те школьники, которые не могут сразу привыкнуть к такой форме подачи материала, учатся плохо.

Психологами было также замечено, что при взгляде вниз вправо, человек, как правило, вспоминает собственные чувства, ощущения (» К» — на рис. 1). Эти наблюдения были подтверждены также исследованиями головного мозга. В зависимости от того, куда направлен взгляд человека, он может представлять себе зрительные, аудиальные или кинестетические образы.

Если Ваш взгляд направлен вправо вверх, то, скорее всего, Вы конструируете зрительные образы («Вк» — на рис.1). Если — влево вверх, то Вы извлекаете из памяти зрительные картинки («Вп» — на рис.1). Аудиалы смотрят, обычно, прямо перед собой и в стороны («А» — на рис.1), либо проговаривают мысленно внутренний диалог, и тогда смотрят влево вниз («Ад» — на рис.1) .

Итак, Вы можете определить репрезентативную систему своего собеседника по тому, в каком направлении чаще всего направлен его взгляд, то есть какой системой он чаще пользуется.

Эта схема движений глаз характерна для правшей. У левшей обычно проявляется все наоборот, то есть смена левой позиции на правую. Иногда и у правшей могут наблюдаться такие же изменения. То есть существуют некоторые индивидуальные расхождения со стандартной схемой.

Продолжим теперь о визуалах. Их можно также определить по некоторым признакам поведения.

В отличие от кинестетиков, они не стремятся к тактильному контакту, в основном сохраняя дистанцию в отношении собеседника. Визуалы стараются держаться напротив партнера, смотреть прямо на него. Темп речи быстрый, торопливый, обычно, они говорят громко, на высоких интонациях. Заметно напряжение в шее, плечах, животе. Дыхание не глубокое. Цвет кожи бледный. Визуалы чаще кинестетиков следуют моде, им важно иметь красивую одежду, интерьер квартиры и офиса. Они обладают тонким эстетическим вкусом. Любят красивые подарки, комплименты. Любят ходить в музеи, театры, на выставки, устраивать светские приемы. Итак, их система ценностей несколько отличается от той, что имеют кинестетики, люди более основательные, склонные к более глубокому общению, ставящие на первое место телесный комфорт и предпочитающие светским раундам отдых на природе.

Визуалы схватывают информацию «налету» и быстро ее усваивают, но также легко могут ее забывать. Они склонны «охватывать взглядом» одновременно много вещей, идей, суммировать их в голове и потом анализировать их по частям. В своей речи визуалы больше используют зрительные образы: «Сегодня так ярко светит солнце. Лужайка во дворе выглядит чудесно. Я представляю, как можно было бы организовать здесь пикник». Самый яркий пример, когда визуал по телефону говорит, вместо «я слышу, я понял», «я вижу».

Другой стиль мышления имеют аудиалы. Они имеют линейное, последовательное мышление. Основной особенностью поведения аудиалов является их многоречивость. Они могут не слушать своего собеседника, важно, чтобы они говорили сами и слушали их. У аудиалов ровный ритмичный темп голоса, четкие резонирующие интонации. Они имеют ровное мускульное напряжение, делают малозаметные ритмические движения. Например, помахивают ногой в такт или похлопывают ладонью. Дышат ровно, грудью, обычно с долгим выдохом. В своей речи аудиалы используют слуховые образы: «Дождь шумит за окном. В такую погоду лучше послушать дома музыку, чем шлепать по лужам. Слышите, как воет ветер в трубе?».

Нужно отметить, что среди населения, в основном, встречаются кинестетики и визуалы. Они составляют чуть ли не 90% популяции, остальное приходится на аудиалов. Понятно, что редко можно встретить доминирование какого-то одного способа мышления, в основном, преобладает смешанный тип мышления, такой как визуально-кинестетический. Можно объяснить, почему аудиалы встречаются намного реже. С раннего детства мы воспринимаем на слух огромное количество информации. В результате у многих людей этот канал восприятия просто блокируется, срабатывает естественная защитная реакция. Вы, наверное, встречали во многих семьях такой феномен, когда дети не слышат своих родителей, хотя те могут звать их много раз и кричать на них? Как это происходит? У детей выработалась защитная реакция в ответ на крик родителей, они фильтруют звуковые сигналы таким образом, что замечают только более значимые и приятные для себя. Поэтому аудиальная репрезентативная система хорошо развита у людей таких профессий, которые требуют хорошего слуха, либо постоянной речевой практики. Это могут быть музыканты, писатели, переводчики, ди-джеи, звукорежиссеры и другие.

Изучая разные репрезентативные системы, читатель мог уже построить некоторые предположения, с какими трудностями в общении могут сталкиваться представители разных типов. Известно, что противоположности притягивают друг друга. Так, кинестетики и визуалы в самом начале знакомства прекрасно дополняют друг друга, и тянуться друг другу, находя в партнере черты, которые сами хотели бы иметь. Однако, еще в период ухаживания у них могут быть конфликтные ситуации. Например, молодой человек — кинестетик, захочет обнять девушку-визуала, пользуясь темнотой кинозала. В ответ девушка с ужасом отодвинется от него, решив, что он прямо здесь хочет овладеть ею. Она может позволять ухаживать за собой подобным образом только в определенной интимной обстановке. Для визуала прикосновение является скорее подарком, чем нормой общения. Он стремится к тактильному контакту, но в тоже время, боится его. В результате, когда они начнут жить вместе, мужу — кинестетику будет казаться, что жена не достаточно его любит, уделяет ему внимание, так как она редко его обнимает и не позволяет дотрагиваться до себя на людях, или когда занята другими делами, не связанными с сексуальными отношениями. В свою очередь жена — визуал также будет обижена на мужа, ей будет казаться, что он не достаточно к ней внимателен, и не любит ее, так как редко делает ей красивые подарки, преподносит сюрпризы, отказывается сводить ее в театр, и устраивает в квартире постоянный бардак, утверждая при этом: «Дорогая все в порядке, я на днях уже пылесосил полы, лучше подойди и обними меня». На что, жена будет раздраженно отталкивать его от себя и со злостью приниматься за уборку квартиры, проклиная тот день, когда она решилась выйти замуж за такого человека. В свою очередь муж — кинестетик будет чувствовать себя отвергнутым. Так они будут двигаться по замкнутому кругу, разговаривая друг с другом на совершенно разных языках, визуальном и кинестетическом, и не замечая этого. Языковые различия здесь такие, как если бы один говорил на французском, а другой на немецком, и при этом оба были удивлены, почему партнер не понимает и никак не реагирует на замечания, не пытается исправить свое поведение.

Так, молодая супружеская пара, в которой роли были распределены подобным образом, постоянно ссорилась. Дело дошло до того, что жена избегала прикосновений мужа — кинестетика, при этом требуя от него цветов, подарков и развлечений. А муж в свою очередь удивлялся, зачем ему все это делать, если она явно демонстрирует, что не любит его.

Роли могут проигрываться ровно наоборот, когда муж является визуалом, а жена кинестетиком. Тогда мы будем наблюдать праведный гнев супруга, обвиняющего жену в неряшливости, в том, что она не умеет хорошо одеваться и следить за собой. У такой супружеской пары, с большой долей вероятности будут расстроены сексуальные отношения, так как в силу существующих культурных стереотипов мужчина должен проявлять большую активность в сексуальном плане, а женщина должна быть более пассивной. Здесь более активной, будет скорее женщина — кинестетик, и она может быть фрустрирована отведенной ролью, и ожидать проявляния инициативы от мужа. Муж — визуал может быть закомплексован в этом отношении, либо не так часто нуждаться в сексуальных отношениях, как его супруга.

Очевидно, что кинестетики более активны в сексуальном плане, у них чаще возникают сексуальные желания, что может создавать дополнительный конфликт в их отношениях с визуалами.

Мы не рассматриваем сейчас аудиалов. Как было уже замечено, они встречаются намного реже, и скорее будут относиться к смешанному типу: аудиал — кинестетик или аудиал — визуал.

Отсюда ни в коем случае, не должен следовать вывод о том, что для кинестетиков лучше вступать в брачный союз с представителями своего типа, а визуалам делать то же самое. Можно построить гармоничные отношения с любимым человеком, независимо от того, какая система мышления является для него ведущей. Для этого важно разговаривать с ним на его языке. Что это значит? По указанным в первой части статьи признакам, вы можете определить ведущую репрезентативную систему своего избранника. То есть, общаясь с партнером, наблюдать за направлением движений глаз, за тем, какие глаголы он будет чаще использовать в своей речи. Вы можете задавать ему вопросы для выявления направления движения глаз, типа: «Какого цвета Ваша спальня?», «Кого Вы первым сегодня увидели?» (зрительные образы, извлекаемые из памяти), «Представьте, как бы мне шел такой парик?», «Что, если здесь поклеить розовые обои?» (визуально-конструируемые образы), «Какой звук у Вашего будильника?», «Можете вспомнить любимую мелодию?» (аудиальные образы), «Как Вы себя сейчас чувствуете?», «Что Вы обычно чувствуете, поглощая так много еды?» (кинестетический тип), «Спросите себя о планах на будущую неделю», «Спросите себя о том, как Вы к себе относитесь по-настоящему» (внутренний диалог). Задавая подобные вопросы и наблюдая за движением глаз собеседника, Вы будете понимать в каком направлении он обычно смотрит, конструируя зрительные образы или извлекая их из памяти, прокручивая в голове внутренний диалог или концентрируясь на собственных чувствах.

Немного понаблюдав за речью собеседника, особенно, если Вы попросите рассказать Вам какую-нибудь историю, например, как он отдыхал в этом году, Вы будете понимать какую репрезентативную систему он предпочитает использовать. При этом Вы можете наблюдать за изменением дыхания, цветом кожи и мускульного напряжения во время рассказа. Не глядя на собеседника, прислушайтесь к темпу речи и тональности его голоса.

Таким образом, Вы можете определить ведущую репрезентативную систему партнера. Далее будет необходимо подстроиться к его системе, пытаться разговаривать с ним на его языке. Если Ваш партнер окажется кинестетиком, Вы можете стараться использовать в своей речи те же самые глаголы, которые он употребляет для описания своих чувств, а также строить собственные высказывания, задействуя как можно больше тактильных образов, ощущений. При этом Вы можете позволять себе дотрагиваться и даже обнимать партнера, если у вас близкие отношения. Своими прикосновениями вы будете привлекать внимание кинестетика к вашим словам. Как мы уже отмечали ранее, прикосновения являются для кинестетика доказательством внимания к нему, любви и расположения. В зависимости от того, какой характер носят эти прикосновения.

Разговаривая с визуалом, вы наоборот должны стараться держаться напротив него, говорить более громко и четко, и понимать, что он может уловить Вашу идею с первого раза, в то время, как кинестетику, иногда приходится повторять слова по несколько раз. Проявлять внимание и любовь к визуалу, лучше с помощью приятных сюрпризов, подарков и комплиментов.

Важно не только использовать в своей речи аудиальные, визуальные или кинестетические образы, общаясь с представителями разных типов мышления, но и разделять их систему ценностей. Так, если жене — визуалу, хочется посмотреть недавно открывшуюся выставку, а мужу — кинестетику отправиться на спортивные соревнования, то нужно попытаться найти компромиссный вариант, предложив, например, в эти выходные сходить на соревнования, а в следующие на выставку. Нужно уметь уступать партнеру в его интересах, не забывая при этом о своих собственных. Не стоит стесняться высказывать друг другу желания и потребности. Вы можете не любить посещать выставки или театр, но если Вы делаете это ради своего партнера, то необходимо продемострировать уважение к его увлечениям. В семейной терапии мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда муж — кинестетик приводит жену на выставку или другое мероприятие, о котором она давно его просила, и с чувством исполненного долга закрывается газетой или начинает зевать, глядя на ничего не говорящие ему картины или, еще лучше, засыпая посреди концерта классической музыки. После этого они ссорятся, и жена начинает избегать ходить с ним туда вместе. Поэтому, отправляясь вместе на такое мероприятие, которое вам может быть не особенно интересно, вы можете найти там для себя какой-нибудь специфический интерес, либо считать, что таким образом расширяете свой кругозор. Конечно, не обязательно себя насиловать подобным образом. Так, муж может предоставить жене ходить куда-то с подругами, а сам в это время, заниматься собственными интересами. Но тогда важно, чтобы у супружеской пары были какие-то общие интересы, которыми они могли бы заниматься совместно. Не достаточно, когда супругов объединяют только дети и быт. Нужно иметь какие-то еще темы для общения, которые будут эмоционально обогащать жизнь супружеской пары.

Итак, можно отметить, что, присоединяясь подобным образом к языку партнера и его ценностям, Вы имеете прекрасную возможность не только устанавливать доверительные отношения и взаимопонимание, но и развиваете у себя способности воспринимать и думать на том же языке, что и партнер. То есть совершенствуете мышление, расширяете собственные возможности и интересы, становитесь более гибким.

Чтобы установить хороший контакт с любым собеседником, можно делать не только вербальную подстройку, то есть словесно отзеркаливать собеседника, говорить с ним на языке его репрезентативной системы, но отзеркаливать невербальные (несловесные) параметры поведения.

Чтобы установить раппорт — хороший контакт с собеседником, нужно внимательно наблюдать за его несловесными (невербальными) реакциями, такими как направление взгляда, мимика, изменение цвета кожи, дыхания, степени напряжения мышц. При этом вы начинаете лучше понимать, что происходит с собеседником, его состояние.

Эти реакции можно еще отзеркаливать. Процесс невербального отзеркаливания можно условно разбить на три упражнения:

  1. Отзеркаливать позу тела можно полностью, частично отзеркаливаются жесты, чтобы это было не так явно заметно, отзеркаливается мимика, направление взгляда почти полностью.
  2. Труднее отзеркаливать дыхание. Можно задать собеседнику какой-то вопрос, на который он будет долго отвечать и в это время обратить внимание на то, как он дышит: животом или грудью? Попытаться дышать с ним в такт, в течение 10 — 15 минут.
  3. Интонации тоже можно отзеркаливать полностью. Легче начать это делать, когда вы говорите с человеком по телефону, так как в это время вы его не видите, а только слышите. Отзеркаливается скорость речи: медленно, быстро ли говорит человек, эмоциональная окраска речи: голос может быть радостный, грустный, спокойный, громкость речи: громко или тихо говорит человек.

Проверка качества подстройки к собеседнику:

10 — 15 минут вы отзеркаливаете своего партнера, потом можно изменить один из параметров: интонацию голоса, частоту дыхания, по другому положить руку или ногу, изменить направление взгляда. Если собеседник через несколько секунд делает то же самое, значит вы хорошо к нему подстроились. Если он не повторяет это движение, значит вы еще не так хорошо его отзеркаливаете и нужно еще несколько минут это делать, а потом повторить проверку.

Чтобы освоить эти техники, нужно отзеркаливать буквально всех, с кем вам приходится общаться. Нужно помнить об этих упражнениях как о специальной задаче. Когда отзеркаливание начинает получаться, то вы уже делаете все это одновременно, то есть одновременно отзеркаливаете позу, жесты, мимику, дыхание и интонации. Это будет полная невербальная подстройка к партнеру [2].

Вы практикуетесь, пока это не станет автоматическим навыком.

Что дают эти методы?

У некоторых людей возникает ощущение, что они пытаются манипулировать собеседником, а манипулировать — это не хорошо. На самом деле, отзеркаливание — это естественный биологических механизм, который существует в природе, как среди животных (подражание), так и среди людей. С помощью этого механизма дети развиваются и осваивают новые навыки. Когда супруги долго живут вместе, у них появляются общие слова, которые они часто употребляют в речи, похожие привычки и вкусы, они даже внешне становятся похожими друг на друга. Это происходит потому, что они отзеркаливают друг друга не осознанно.

Выполняя эти упражнения, вы начинаете подстраиваться к собеседнику сознательно. При этом вы понимаете друг друга, человек становится с вами более открытым. При желании вы можете проникнуться чувствами собеседника, либо отзеркаливать его внешне, просто повторяя его движения и сохраняя свои обычные чувства внутри себя, что может быть важно, если партнер находится в очень негативном состоянии. Вам не обязательно загружать себя проблемами других людей, достаточно того, что вы относитесь к этому с пониманием и пытаетесь помочь человеку на рациональном уровне.

Многие люди считают, что нужно обязательно сопереживать близким людям, проникаясь их негативными чувствами, хотя это не обязательно. Вы можете быть более эффективным в сочувствии и сопереживании, если вы будете выслушивать человека, понимать, что с ним происходит и стараться что-то для него сделать. Если же вы полностью захвачены переживаниями этого человека, то фокус внимания сужается, вам становится трудно рассуждать и понимать, что лучше сделать в этой ситуации. Так, можно представить себе хирурга, который проникся проблемами своего пациента, и во время операции у него дрогнула рука. Это «сопереживание» может стоить больному жизни. Когда вы захвачены эмоциональным состоянием своего собеседника, то вы начинаете рассуждать также как и он, и не видите решения проблемы. Чтобы разобраться с ситуацией, нужно выйти за рамки привычного мышления, стать наблюдателем и тогда уже искать другие пути, о которых сам человек мог и не подумать.

Когда вы достаточно потренируетесь в вербальном и невербальном отзеркаливании, тогда это можно будет делать уже одновременно. Это будет полным раппортом, подстройкой к собеседнику.

Помимо разных ведущих репрезентативных систем, супруги имеют и другие поводы для непонимания друг друга и конфликтов.

Метапрограммы и отношения

В НЛП существуют и другие классификации, например, метапрограммы. Я приведу только наиболее часто встречающиеся метапрограммы и объясню, как они влияют на отношения. Те или иные метапрограммы указывают на противоположные, находящиеся на разных полюсах способы думать.

1. глобальный — специфичный (конкретный). Люди с глобальным мышлением умеют хорошо обобщать, легко переходят от частного к общему, продумывают планы на будущее, перспективы, в общем мыслят глобально. Например, муж говорит: «Нас женой объединяют общие интересы. У нас есть несколько интересных проектов: сейчас мы строим дом, мы также любим вместе путешествовать», При этом его жена любит погружаться в подробности: «Недавно мы купили хороший земельный участок. Муж уже составил смету, мы согласовали проект дома с заказчиком, но не хватает денег, чтобы приступить к строительству прямо сейчас. Я предлагаю мужу потуже затянуть ремни, чтобы быстрее начать строить дом, а он хочет потратить деньги на поездку в Тайланд». Здесь вмешивается муж: «Я бы не стал останавливаться на таких подробностях, это не главное».

Итак, на этом примере мы видим, что муж — человек, умеющий думать глобально, выделять главное. Его жена — специфична, мельчайшие подробности она считает важными. Мужа может раздражать ее детализированный рассказ, он скучает, пока она описывает детали. Жене может казаться, что муж думает и действует слишком поверхностно, что он нет достаточно внимателен.

При этом нужно отметить, что очень часто роли в браке распределяются таким образом, что супруги дополняют друг друга. В данном случае, чем более глобально будет изъяснять свои мысли муж, тем на большем количестве деталей будет останавливаться жена.

2. Внешне и внутренне референтный. Для многий людей важны внешние авторитеты, мнение окружающих. Если человек не уверен в себе, то ситуация может доходить до абсурда, например, девушка не знает, что ей одеть на вечеринку, звонит всем своим подругам и советуется или молодой человек, не знает, какой ему выбрать ВУЗ для поступления и предоставляет своим родителям все решать за него.

Если для человека очень значимо мнение окружающих, значит он внешне референтный.

Для внутренне референтных людей не так важны внешние авторитеты. Они сами для себя авторитет, у них есть собственные внутренние критерии оценки. Такие люди редко обращаются за помощью к психологу, так как они сами все лучше знают. Чаще всего это мужчины. Если внешне референтный человек легко идет на переговоры, с ним можно о чем-то договориться, то внутренне референтного человека бывает достаточно трудно в чем-то убедить. Ему нужно предлагать что-то не навязчиво, подчеркивая при этом, что вы хотите узнать его мнение, что конечно, он сам лучше знает, как лучше сделать, что окончательное решение он принимает сам. Например, жена предлагает мужу съездить в отпуск. Она говорит ему: «Посмотри на себя. У тебя уставший вид. Возьми отпуск, съезди отдохни». На что внутренне референтный муж скорее всего ответит: «Я сам лучше знаю, когда мне брать отпуск. Сейчас у меня много работы». Но тоже самое предложение можно сформулировать иначе: «Мне кажется у тебя уставший вид. Что ты думаешь по поводу отпуска?». На это муж может ответить: «Да, было бы неплохо. Закончу сейчас работу и пожалуй возьму отпуск»,

Итак, в общении с внутренне референтными людьми важно, чтобы они сами принимали решения (или по крайней мере так думали). В общении с внешне референтным человеком важно его выслушивать, проявлять сочувствие, давать советы.

3. Активный — пассивный — эти метапрограммы сразу понятны, даже если человек не обременен психологическим образованием и знаниями в области НЛП. Активная жизненная позиция характерна для людей к чему-то стремящихся, находящихся в вечном поиске. Человек активный сам что-то предлагает, первым знакомиться и так далее. Если же человек пассивен, то он не станет выступать в роли лидера, а скорее предпочтет оставаться в тени. Ему трудно продвигать свои предложения, идеи, защищать свои интересы. Такой человек скорее оказывается в роли жертвы, позволяя более активным членам семьи и трудового коллектива навязывать их желания, интересы. Например, жена предлагает мужу: «Пойдем в кино?». Муж молчит. Ему не хочется ни куда идти, но прямо об этом сказать он боится. Вдруг это обидит жену или еще чего доброго она закатит скандал? В итоге он не хотя собирается и идет, при этом во время просмотра фильма или еще до этого между супругами разгорается конфликт. Суть этого конфликта в том, что муж не хотел никуда идти, а его заставили. Если рассматривать жизненную историю пассивного человека, то часто оказывается, что в детстве родители также ему что-то навязывали, а если он пытался отказаться, то они обижались, либо ругались на него. То есть пассивный человек уже с детства был предметом манипуляций других людей. Если пассивная жизненная позиция доставляет человеку столько неприятностей, то почему бы ему не стать более активным и научиться отстаивать свои интересы?

Дело в том, что пассивная позиция удобна тем, что можно не брать на себя ответственность за принятие решений, за какие-то активные шаги, которые могут быть слишком рискованными. Эту ответственность приходится брать на себя более активным людям. А пассивные будут сопротивляться тем решениям, которые им не нравятся, но прямо они сказать этого не могут и даже часто не осознают то, что происходит.

Каждый из супругов приносит из родительской семьи традиции и образцы поведения, которые могут вступать в конфликт. Супруги могут иметь разные ожидания от брака. Например, один из них может мечтать иметь много детей, а другой согласен максимум на одного ребенка, что тоже может провоцировать конфликтные ситуации и непонимание друг друга. Но опять же, ожидания, убеждения, ценности и традиции являются некоторой надстройкой над описанными здесь типами мышления, то есть они взаимосвязаны. Поэтому приведенная здесь система описания различных способов восприятия и мышления охватывает наиболее часто встречающиеся причины отсутствия взаимопонимания в семье.

Литература

1. Д. Гриндер, Р. Бендлер «Из лягушек в принцы»

2. Материалы тренинга «НЛП мастер», 2001 г. , Институт групповой и семейной терапии, тренер — А. Виноградов

31 марта 2010 г.

4 330 просмотров

обучающих лайфхаков: стили обучения | Введение в психологию

Взлом

Хотя люди могут предпочитать учиться определенным образом, стилей обучения не существует

Пытайтесь изучать новые вещи разными способами, чтобы закрепить свое обучение

История

Визуалы утверждают быть людьми, которые более эффективно учатся с помощью изображений, диаграмм, графиков и видео. Аудиалы утверждают, что это люди, которые учатся более эффективно с помощью лекций, аудиокниг и подкастов. Кинестетические ученики утверждают, что это люди, которые учатся более эффективно, перемещаясь, работая руками или разыгрывая вещи. Правда в том, что, хотя у людей могут быть предпочтения в том, как они учатся, изучение вещей с помощью предпочитаемого ими метода обучения не помогает им учиться более эффективно, чем другие методы обучения. Это означает, что каждый является аудио-визуально-кинестетическим учеником, потому что мы все можем узнавать что-то новое из всех этих различных источников.

Исследование

Имеются неопровержимые данные исследований, показывающие, что, когда преподаватели корректируют свое преподавание с учетом предпочтительных стилей обучения учащихся, это не влияет на обучение. Это означает, что визуального ученика не существует. В то время как некоторые люди предпочитают учиться визуально, любой* может учиться визуально, точно так же, как любой* может учиться аудиально или кинестетически. На самом деле, если вы узнаете об одном и том же из многих разных источников, объясненных по-разному, вы узнаете больше, чем если бы вы столкнулись только с одним единственным объяснением или источником.

*у некоторых учащихся могут быть нарушения, препятствующие обучению в определенных режимах (слепота ухудшает визуальное обучение, глухота ухудшает слуховое обучение), и в этом случае учащиеся могут сосредоточиться на других режимах обучения

The Source

Kirschner, P. A. (2017). Прекратите распространять миф о стилях обучения. Компьютеры и образование, 106 , 166-171.

Вы также можете просмотреть дополнительные ресурсы ниже, чтобы узнать больше о том, почему стили обучения являются мифом.

Статьи в блоге:
  • Куэвас, Дж. А. (2016, 11 июля). Является ли научно-исследовательское обучение реальностью в образовании? Пример стилей обучения и двойного кодирования. Психология Кривая обучения . http://psychlearningcurve.org/learning-styles/
  • Гарвард, Б. (2017, 17 июля). Изучение мифов против изучения фактов. Кривая психологического обучения . http://psychlearningcurve.org/learning-myths-vs-learning-facts/
  • Надин. (2020, 11 июля). Вы не визуальный ученик: стилей обучения не существует. Освещение . https://medium.com/illumination/youre-not-a-visual-learner-learning-styles-don-t-exist-3219ec3203e2
  • Офганг, Э. (2022, 4 марта). Разрушение мифа о стилях обучения. Технологии и обучение . https://www.techlearning.
    com/news/busting-the-myth-of-learning-styles
Видео на YouTube:
  • Veritasium. (2021, 9 июля). Самый большой миф в образовании [Видео]. Ютуб . https://youtu.be/rhgwIhB58PA
Журнальные статьи:
  • Cuevas, JA (2016). Анализ текущих данных, подтверждающих две альтернативные модели обучения: стили обучения и двойное кодирование. Журнал педагогических наук и психологии, 6 (1). 1-13. http://jesp.upg-ploiesti.ro/index.php?option=com_phocadownload&view=category&id=24:journal-vol-vi-lxviii-no-12016&Itemid=16
  • Динсмор, Д.Л., Фрайер, Л.К., и Паркинсон, М.М. (2022). Гипотеза о стилях обучения неверна, но есть полезные образцы характеристик учащихся. Теория на практике . Предварительная онлайн-публикация. https://doi.org/10.1080/00405841.2022.2107333
  • Фьюри, В. (2020). Упрямый миф о «стилях обучения» — материалы для подготовки к получению удостоверения учителя в штате торгуют развенчанной теорией. Образовательная Рядом, 20(3), 8-12. https://www.educationnext.org/wp-content/uploads/2022/01/ednext_XX_3_furey.pdf
  • Хусманн, П. Р., и О’Лафлин, В. Д. (2018). Еще один гвоздь в гроб для изучения стилей? Различия между стратегиями изучения анатомии студентов бакалавриата, успеваемостью в классе и сообщаемыми стилями обучения VARK. Образование анатомических наук, 12 (1), 6-19. https://doi.org/10.1002/ase.1777
  • Крэтзиг, Г. П., и Арбутнотт, К. Д. (2006). Перцептивный стиль обучения и мастерство обучения: проверка гипотезы. Журнал педагогической психологии, 98 (1), 238–246. https://doi.org/10.1037/0022-0663.98.1.238
  • Нансекивелл, С.Э., Шах, П., и Герман, С.А. (2020). Может быть, они родились с этим, или, может быть, это опыт: к более глубокому пониманию мифа о стиле обучения. Журнал педагогической психологии, 112 (2), 221–235. https://www.apa.org/pubs/journals/releases/edu-edu0000366.pdf
  • Пашлер, Х. , Макдэниел, М., Рорер, Д., и Бьорк, Р. (2008). Понятия и доказательства стилей обучения. Психологическая наука в интересах общества, 9 (3), 105–119. https://doi.org/0.1111/j.1539-6053.2009.01038.x
  • Ринер, К., и Уиллингем, Д. (2010). Миф о стилях обучения. Изменение: Журнал вузов , 42(5), 32–35. https://doi.org/10.1080/00091383.2010.503139
  • Рорер, Д., и Пашлер, Х. (2012). Стили обучения: где доказательства? Медицинское образование, 46 , 634–635. https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.2012.04273.x
  • Уиллингем, Д. Т., Хьюз, Э. М., и Добольи, Д. Г. (2015). Научный статус теорий стилей обучения.
    Преподавание психологии, 42
    , 266–271. https://doi.org/10.1177/0098628315589505

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Стиль обучения ВАК — Как определить свой стиль обучения —

Теперь стиль обучения ВАК является одним из самых удобных стилей обучения, делая обучение простым и эффективным, как вы понимаете. VAK расшифровывается как Visual-Auditory-Kinesthetic.

Этот стиль обучения ВАК был представлен в 1920-х годах некоторыми экспертами и психологами. Этот стиль обучения ВАК содержит три типа стилей обучения — визуальный, слуховой и кинестетический. Но вот момент, какой тип обучения вы должны следовать. У всех разный подход к обучению. Некоторые считают визуал более эффективным, чем два других, в то время как другие считают аудиальный или кинестетический своими эффективными способами обучения.

Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что нет правильного или неправильного способа учиться. Это полностью зависит от вас.

Таким образом, мы должны проанализировать весь процесс обучения и найти любой из убедительных методов обучения, который нам подходит.

Исследователи также предполагают, что разные люди выбирают разные стили обучения в зависимости от задачи.

ЧТО В ЭТОМ

Преобладающие предпочтения в учебе

У каждого человека есть собственные доминирующие предпочтения в учебе с раннего возраста. Это означает, что кто-то учится чему-то новому быстрее и эффективнее, слушая его с самого начала, и использует слуховое обучение в качестве основного предпочтения. Напротив, другие считают визуальное обучение более эффективным для них способом обучения, их доминирующим предпочтением в обучении. Также другие выбирают кинестетические средства, практический стиль обучения как более эффективный, отдавая предпочтение ему.

По мнению исследователей, у каждого человека есть доминирующие один или два стиля обучения, которые он использует для правильного обучения; однако стиль обучения меняется в зависимости от учебной ситуации.

Также установлено, что люди также используют все способы обучения для изучения новой информации, ее обработки и т. д. совершенным образом используя три стиля ВАК: Визуальный, Аудиальный и Кинестетический. Обучаемый должен проверить, какой стиль ВАК ему более полезен.

Визуальный (учащиеся)

Эти типы учащихся предпочитают изучать новые знания, видя их или визуализируя в виде изображений или текста в своем уме.

Они учатся более эффективно, когда представлены в виде изображений, карт, диаграмм, графиков и т. д.

Визуальные учащиеся учатся более эффективно, когда содержание отображается с основной мыслью в тексте.

Они также включают интеллект-карты, поэтому диаграммы, графики и т. д. с большей вероятностью усвоят детали для этих типов учащихся.

Визуальные ученики обладают следующими качествами:-

  • Наслаждаться искусством, эстетикой и т. д.
  • Всегда делать много заметок.
  • Люблю учиться по графикам, диаграммам и картинкам с письменными инструкциями.
  • Они отлично пишут.
  • Они более изобретательны.
  • Большинство визуалов запоминают только лица, а не имена.

Аудиальный (учащиеся)

Этот тип стиля обучения учащегося ВАК предпочитает слушать как лучший способ обучения и всегда лучше всего реагирует на голос. Они всегда любят учиться с помощью словесного урока, обсуждая, разговаривая, говоря и т. д.

Большую часть времени аудиалы говорят сами с собой в соответствии со стилем обучения VAK, а также обнаруживают, что им труднее читать или писать задания и сосредотачиваться на них.

Качества аудиалов в стиле обучения VAK:-

  • Чувствительность в отношении тона голоса, высоты тона и т. д.
  • Удобство в устных инструкциях.
  • Найдите простые словесные инструкции.
  • Предпочитаю записывать, а не делать заметки.
  • Лучше учится под музыку.
  • Хорош в устной презентации и групповых дискуссиях.
  • Они могут быть хорошими ораторами.
  • Запоминайте только имена, а не лица.

Кинестетический (учащиеся)

В этом кинестетическом стиле обучения ВАК учащиеся всегда предпочитают учиться на реальном опыте. Они всегда хотят прямого контакта или движения с учебным материалом, который они получают физически, что в конечном итоге помогает им учиться более эффективно.

Произведение «Кинестетик» происходит от греческого произведения «Кинео и Аистезис». Значение Кинео движется, а значение эстетики — ощущение. Общее значение кинестетики — движение — ощущение.

Исследователи объясняют, что этот тип учащихся может терять концентрацию быстрее, когда нет внешнего движения или стимуляции.

Исследователи также говорят, что во время прослушивания лекции эти учащиеся могут делать заметки только потому, что двигают руками и в основном используют цветные маркеры.

Качества кинестетиков, изучающих стиль обучения ВАК:

  • Наслаждайтесь физическим обучением.
  • Они хороши в спорте и физической активности.
  • Всегда выражайте себя в естественном подходе.
  • Беспокойны, всегда находятся в движении.
  • Хорошо разбирается в практических предметах, таких как инженерное дело.
  • Также хорош в решении проблем.
  • Им всегда нравится заниматься спортом и играть в игры.

Полезные шаги для стиля обучения VAK

Есть много шагов, которые учащиеся VAK (визуально-аудиально-кинестетический) могут использовать для улучшения своего обучения по любой теме.

Здесь мы обсудим некоторые полезные шаги, которые ученик ВАК использует, чтобы сделать свое обучение более комфортным и продуктивным.

Для визуалов
  • Если вы визуал, воспринимайте информацию в виде диаграмм, графиков, графиков и т. д., а не в текстовом формате, это упрощает изучение и запоминание информации. .
  • Всегда старайтесь воспринимать свое обучение с помощью наглядных материалов, которые ускорят ваше обучение.
  • Постарайтесь сохранить полученные знания в виде цветов и картинок, чтобы запомнить их на более длительный период.
  • Используйте раздаточные материалы и делайте заметки по изучаемой теме и добавляйте ключевые слова.
  • Попробуйте создать ментальную карту темы, которую вы изучили.
  • Всегда выделяйте главное.
  • Всякий раз, когда у вас есть возможность выучить тему только в текстовом формате, попытайтесь связать текст с картинкой внутри вашего мозга и создать визуальную форму этого обучения, которая поможет вам учиться без осложнений.

Для аудиалов
  • Аудиалисты имеют широкие возможности для обучения с помощью аудио, а не любого другого формата. Поэтому всегда отдавайте предпочтение формату Аудио для вашего обучения, который будет более выгодным и полезным для вас.
  • Всегда старайтесь делать записи в виде аудио, если это возможно, а не делать обучение в виде заметок.
  • Фоновая музыка может быть вам полезна. Но дело за вами. Если вы считаете фоновую музыку полезной для себя, включите ее во время обучения. Это также полезно для запоминания.
  • Групповые обсуждения и устные презентации по изучаемой теме полезны для аудиалов. Поэтому старайтесь использовать его всякий раз, когда у вас есть возможность сделать это.
  • Дебаты и рассказывание историй также полезны для аудиалов.
  • Обсуждение и повторение изучаемой темы облегчает ее запоминание. Так что это также хорошая идея для аудиалов улучшить обучение.

Для кинестетиков
  • Кинестетики учатся в основном физически и практически. Поэтому, если вы кинестетик, постарайтесь выучить все на практике, чтобы сделать ваше обучение легким, более продуктивным и запоминать на более длительный период.
  • Старайтесь, если возможно, выбирать практические курсы в качестве своей карьеры, чтобы вы могли выполнять свою работу, получая от нее большое удовольствие.
  • Учащиеся-кинестетики более склонны к беспокойству. Они всегда находятся в движении. Поэтому убедитесь, что ваша беспокойная натура движется в правильном направлении. Например, кинестетики могут использовать свою неугомонную натуру в командной работе для достижения лучшего результата, что дает правильное направление их движениям.
  • Всегда предпочитайте учиться в практическом формате, а не в любом другом, более полезном для вас формате. Попробуйте преобразовать в практический, если он найден в любом другом формате, таком как текстовый, визуальный, аудио и т. д.

Заключение

Из стиля обучения VAK мы узнаем, что учащиеся должны определить свой стиль обучения, независимо от того, являются ли они визуальными, аудиальными или кинестетическими учениками. Они также могут учитывать свои доминирующие предпочтения в обучении.

Узнав, к какому типу учащихся они относятся, они могут использовать полезные шаги для улучшения своего обучения на основе предпочтительного стиля обучения.

Другое дело, что можно использовать разные стили обучения для разных задач, если им комфортно с этим стилем обучения.

Также читайте наш блог Стили обучения VAK – Узнайте свой стиль обучения

Часто задаваемые вопросы

Что такое полная форма VAK?

VAK расшифровывается как визуальное, слуховое и кинестетическое.

Почему VAK необходим?

VAK Стиль обучения в основном фокусируется на том, как учащийся может определить свой предпочтительный стиль обучения. Если он найдет свой лучший стиль обучения, который ему подходит. В результате Он станет лучше учиться, чем раньше.

Кто разработал стиль обучения VAK?

Уолтер Берк Барб изначально разработал стили обучения VAK.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *