Аскеты это: АСКЕТ | это… Что такое АСКЕТ?

Содержание

Чем аскетизм ценен для бизнеса

Основатель компании TexTerra о ценности свободного времени, самоограничении и неприятии окружающих

Я родился в застой, учился в перестройку, панковал и тусил на Арбате в беспредельные 1990-е. Остепенился и завел семью в «нулевые». В бизнес пришел поздно — в 2007 году, в неполные 30 лет, не имея никакого предпринимательского опыта. У меня не было даже знакомых предпринимателей в ближнем круге общения. О них я судил шаблонно: жадные до денег эксплуататоры появляются на работе на пару часов в неделю и нюхают в ночных клубах кристально белый порошок через стодолларовые купюры. Малиновый пиджак, Bentley, золотая цепь…

В свой бизнес я уходил разумеется не за этими атрибутами. Хотелось просто заработать на квартиру. Вру, хотелось заработать не на квартиру, а на достойное существование. Снова вру. Хотелось свободы — ни от кого не зависеть и самому нести ответственность за свою жизнь.

Я приехал в Москву из заполярного шахтерского поселка, занесенного снегом десять месяцев в году. Окончил Литинститут и возвращаться назад особого желания не имел. Работал копирайтером, писал рецензии на книги в НГ Ex Libris, занимался рекламой, а потом подался в поисковую оптимизацию. Прожекты по поводу своего дела зрели долго, но только когда я наконец решился, то понял насколько тяжелее достается предпринимателю хлеб, чем офисному служащему — креветки с пивом.

Богатые аскеты

Владелец сети магазинов Ikea Ингвар Кампрад, ездит на стареньком Volvo, в чужом городе селится в трехзвездочном отеле и ездит в общественном транспорте, чтобы «узнать вкусы народа». У крупнейшего в мире инвестора Уоррена Баффетта нет роскошных яхт и автомобилей. Он живет в штате Небраска на скромном ранчо, купленном в 1958 году за $30 000, в доме с пятью комнатами.

Миллиардер и владелец IT-компании Wipro Limited Азим Премджи ездит на Ford 1996 года, а Джим Уолтом, которому по наследству перешла сеть магазинов Walmart, — на 15-летнем Dodge Dakota. Марк Цукерберг до сих пор носит растянутые футболки и перекусывает в McDonalds.

Я уже не хотел зарабатывать, я хотел просто прожить месяц — не закрыться, заплатить за аренду, выплатить зарплату сотрудникам. И ради этой цели я пахал так, как никогда в жизни не пахал ни для одного работодателя. Все, что могло пойти против меня, — против меня и шло. За любую вещь, которая двигала бизнес вперед, мне приходилось платить в полной мере: случалось даже, что платил зарплату сотрудникам из своего кармана.

Аскетизм стал нормой моего существования. Я не имею в виду нехватку жизненно важных вещей, я говорю о жизни без излишеств. У меня, а позднее у моих детей, была нормальная здоровая еда, одежда и отдых. Но продукты — из «Дикси», а не из «Азбуки Вкуса», одежда из «Спортмастера» и купленная через E-bay, а не из дорогих московских бутиков, отдых у бабушки в деревне, а не в экзотических странах.

В таком режиме шли годы, и я вдруг обратил внимание, что этот образ жизни мне не просто привычен — я не хочу от него отказываться. И вот почему.

Концентрация на развитии компании

Когда ты находишься вне бизнеса, то предпринимательский успех представляется чем-то вроде запуска машины «с толкача», а дальше она сама поедет. Аналогия верная, но потом появляются новые трудности — правильно выбирать скорость на поворотах, учиться ездить в пробках, вовремя ремонтировать узлы и детали. В малом и среднем бизнесе просто «отойти от дел» и передать бразды наемному управленцу — выполнимая задача, но чаще всего это приводит к стагнации, а потом и к деградации компании.

Я до сих пор контролирую все участки работы, участвую в планерках, я в курсе дел по поводу работы с каждым клиентом. Я прихожу на работу раньше других сотрудников, а ухожу позже всех — и мне это дается легко. Мне действительно не на что тратить свое время, кроме работы. А она приносит удовольствие.

Самообучение

Многие думают, что работа — это трата времени впустую, что есть настоящая, подлинная жизнь, а работа — это сублимация жизни, нужная только для того, чтобы иметь возможность проживать жизнь подлинную.

Аскетизм в жизни дает уйму свободного времени. Я не хожу по ресторанам, весь круг моего общения — коллеги по работе, партнеры и клиенты. Значительную часть своего свободного времени я посвящаю самообучению. Назову лишь пару важных вещей, которым научился за годы предпринимательства. Первая — «слепой» метод печати. Я потратил два месяца на обучение и три — на практику, после чего моя жизнь изменилась. Полученный навык я считаю даже более важным, чем знание иностранных языков. Вторая вещь — это как раз иностранный язык. Я не знал его никогда. Каждый учитель иностранного языка в моей жизни не упускал возможности отметить меня как самого неспособного в классе. В 25 лет я худо-бедно мог досчитать по-английски до десяти. В 32 года стал ходить на курсы просто от нечего делать. За три года я добрался до уровня upper intermediate, могу общаться с носителями языка и читаю профессиональную литературу.

Порядок вокруг себя

Помните, как в древнегреческой мифологии? Сначала был хаос. Потом из хаоса возник космос — гармоническая упорядоченность времени и пространства. Самоограничение стало упорядочивать пространство вокруг меня. Раньше мир был страшным и чужим, но он стал послушным. Я знаю, как пройдет мой день на работе: у нас будут планерки, споры, конфликты, будет драйв и удовольствие от того, что ты делаешь. Мир искривляется под проявления моего собственного бытия.

Обратная сторона

У самоограничения есть обратная сторона — непонимание со стороны окружающих. В глазах знакомых я выгляжу в лучшем случае фриком, и их  это смущает. Я простой, неприхотливый в одежде и еде, со мной спорят подчиненные. Недавно мне пришлось сменить двенадцатилетнюю машину просто потому, что она стала разваливаться. На новой планирую проездить столько же.

В глазах большинства людей, которые знают меня поверхностно, я скучный, обычный, неинтересный. Мещанин со свечным заводиком чуть выше приказчика в лавке, но ниже городового. Но в условиях современного гедонизма протестантская аскеза весьма оригинальна.

Что аскетизм может дать бизнесу? На красивую жизнь нужны не только деньги, но и время — время, которое отнимается у бизнеса. Человеку не так уже много нужно, а бизнесу нужны все твои компетенции и все то время, которые ты раньше считал личным. И когда ты дашь ему это, он потребует еще немного больше. Тогда и наступает точка невозврата: если сможешь дать еще больше один, второй, третий раз — он будет жить и развиваться. Аскетизм предпринимателя не жадная экономия каждого рубля, которая ведет к урезанию зарплат сотрудников и к тому, что директор приходит в офис раз в месяц, чтобы забрать выручку. К этому ведет как раз стремление к красивой жизни.

Неверие в работу, как в самое очевидное проявление человеческой личности, рождает привычку жить, зацепившись за бревно и положившись на течение. Уверенность, что государство обязано нас спасать, не изъять раскаленными щипцами. Не пора ли это прекратить? Вы не верите, что труд — это реальность, которая делала из подростков, убегающих из дома без гроша, генри фордов?  Извините, в таком случае вы сумасшедший.

Аскетизм простыми словами и в чем его преимущества

В последнее время большую популярность приобретает добровольный отказ от материальных благ в пользу духовности – аскетизм.

Аскетизм – это духовное путешествие человека, не связанное с мирскими делами. Но могут ли аскеты на самом деле изолировать себя от физического мира, в котором они живут? Вызывают ли у них беспокойство мировые новости и события, происходящие во внешнем мире? Если да, то как они совмещают аскетизм и мирские проблемы?

В этой статье мы попытаемся простыми словами ответить на вопрос, что такое аскетизм и как это направление влияет на жизнь человека в современном мире.

Что такое аскетизм?

Аскетизм в философии – это практика отказа от физических или психологических желаний, строгого самоотречения от мирских удовольствий как мера личной и особенно духовной дисциплины. Это жесткий контроль над разумом, телом и чувствами, вызванный желанием уйти от переизбытка потребления [Inquiries, 2014].

Аскетизм всегда был неотъемлемой частью христианской духовности. Само слово происходит от греческого слова askesis, означающего «упражнение» или «тренировка». Данный термин восходит к стоикам, циникам и восточным религиям, включая буддизм [Eureka street, 2007].

Аскетические практики применяются для множества целей. Многие религиозные традиции поощряют добровольный отказ от привычных благ в периодическое или определенное время религиозного календаря, обычно для очищения души человека или подготовки к значительному ритуальному событию [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].

Пожалуй, в мире нет ни одной религии, которая обошлась бы без аскетических практик. Ценность аскетизма в укреплении воли человека и его более глубоких духовных сил была частью многих философских и религиозных направлений на протяжении всей истории. Немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр, например, защищал тип аскетизма, который уничтожает волю к жизни. Его соотечественник и более ранний современник, философ Иммануил Кант придерживался морального аскетизма для развития добродетели [Britannica, 2021].

Атлетические аскезы («тренировка») были разработаны для обеспечения максимально возможной степени физической подготовки спортсмена для достижения идеала. У древних греков атлеты, готовившиеся к соревнованиям (например, Олимпийским играм), дисциплинировали свое тело, воздерживаясь от обычных удовольствий и выдерживая тяжелые физические испытания. Чтобы достичь высокого мастерства в боевых искусствах, многие воины также применяли различные аскетические практики. Например, древние израильтяне воздерживались от половых связей перед сражением [Britannica, 2021].

По мере развития ценностей, не связанных с физическими способностями, концепция, выраженная аскетизмом и родственными ему понятиями, применялась к другим идеалам, например, умственным способностям, моральной жизнеспособности и духовным ценностям.

Представление о том, что нужно отрицать свои низшие желания (например, физиологические потребности) в отличие от желаний духовных, стало центральным принципом этической мысли. Древнегреческий философ Платон считал, что необходимо подавлять телесные желания, чтобы душа могла свободно искать знания [Britannica, 2021].

Возникновению и культивированию религиозного аскетизма

способствовали многие факторы:

  • страх перед враждебным влиянием демонов и темных сил;
  • уверенность в том, что человек должен находиться в состоянии ритуальной чистоты для вступления в общение с высшим разумом;
  • желание привлечь внимание божественных или священных существ к самоотречению их просителей;
  • попытка заслужить жалость, сострадание и спасение по заслугам из-за самоотверженных действий;
  • чувство вины и греха, побуждающее к искуплению.

К факторам, влияющим на возросшую популярность аскетизма, во многих религиях (например, индуизме, буддизме и христианстве) относится также осознание проходящей природы земной жизни, которое вызывает желание закрепить надежду на лучшую жизнь в потустороннем мире [Britannica, 2021].

Аскетизм делится на два типа:

  1. Естественный аскетизм, состоящий из образа жизни, при котором материальные аспекты сведены к предельной простоте и минимуму, но без нанесения увечий и суровых аскез, от которых страдает тело человека.
  2. Неестественный аскетизм – практика, включающая причинение себе боли, например, сон на гвоздях или членовредительство [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].

Аскетизм также включает в себя развитие моральных качеств, требующих самоограничения и дисциплины, таких как терпение и снисходительность. Он рассматривается как важный компонент духовного роста, включающий в себя широкий спектр практик, направленных на выявление пороков и воспитание добродетели.

Формы религиозного аскетизма

В традиционной религии не существует универсально приемлемой формы аскетизма, которая подходила бы и другим религиозным традициям. Чтобы поддерживать связь с высшими силами, человек должен соблюдать определенные табу [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].

Большинство религий имеют хотя бы некоторые практики, которые можно считать аскетическими: пост, безбрачие, уединение, добровольное или полное воздержание от интоксикантов, отказ от мирских благ и имущества, а в некоторых случаях даже религиозное самоубийство.

В ранней церкви и во время римских гонений мученичество было идеальной формой аскетизма, который позже трансформировался в культ воздержания, а затем в отшельничество.

Этот принцип аскетизма часто демонстрируется в Африке, как обряд посвящения. Большинство обрядов перехода или жизненного цикла требуют некоторой формы самоотречения и самодисциплины со стороны человека, совершающего ритуалы [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].

В некоторых случаях аскетические практики используются, как своего рода ритуалы для привлечения магических или божественных сил. В других ситуациях добровольный отказ воспринимается, как способ обеспечить себе счастливую загробную жизнь или перерождение.

Во всех строго аскетических движениях безбрачие считалось первой и основной заповедью. Целомудрие в первых христианских общинах занимало видное место. В некоторых религиях только практикующим обет безбрачия разрешалось становиться священниками (например, в религии ацтеков и католицизма).

Отречение от мирских благ – еще один фундаментальный принцип аскетизма. Особенно ярко он проявляется в монашеских общинах. В христианском монашестве этот идеал был провозглашен в наиболее радикальной форме Александром Акойметосом, основателем монастырей в Месопотамии [Britannica, 2021].

Александр обрек себя на бедность и через своих учеников расширил собственное влияние в восточно-христианских монастырях. Монахи жили за счет милостыни, которую просили, но не позволяли дарам накапливаться и создавать проблемы с домашним хозяйством. На Востоке странствующие индуистские аскеты и буддийские монахи также живут согласно правилам, предписывающим отрицание мирских благ [Britannica, 2021].

Воздержание от еды и пост являются наиболее распространенными из всех аскетических практик. У первобытных народов пост возник отчасти из-за веры в то, что принимать пищу опасно, поскольку демонические силы могут проникать в тело во время еды.

Пост, связанный с религиозными праздниками, имеет очень древние корни. В древнегреческой религии отказ от мяса особенно часто встречался среди орфиков – мистического вегетарианского культа. Среди ряда церквей наиболее важным периодом поста в литургическом году являются 40 дней перед Пасхой (Великий пост), а для мусульман самым важным периодом является священный месяц Рамадан.

Однако обычные циклы поста не удовлетворяли потребности аскетов, поэтому они создавали свои собственные традиции. Сирийские подвижники испробовали все, что могло уменьшить сон и сделать кратковременный отдых максимально неприятным. В своих монастырях они привязывали веревки к животу и затем подвешивали себя в неудобном положении, а некоторых привязывали к стоящим столбам.

Личная гигиена также подверглась осуждению среди подвижников. Среди пустынь и палящего солнца отказ от воды считался серьезной формой аскезы. Еще одна аскетическая практика – ограничение движений – была особенно популярна среди сирийских монахов, любивших полное уединение в келье.

Практика ограничения контактов с людьми достигла кульминации в одиночном заключении в пустыне, на скалах, в приграничных районах пустыни и в горах. В целом, любое оседлое жилище было неприемлемо для аскетического мышления, как отмечается в аскетических движениях многих религий.

Помимо физических форм большую популярность имеют и психологические формы аскетизма. Техника причиняющего боль самоанализа использовалась буддийскими аскетами в связи с их практиками медитации. Сирийские монахи, стремящиеся к высшим целям, создали психологическую атмосферу, в которой систематически культивировались страх и тревога.

Болезненный аскетизм проявился во многих формах. Был распространен обычай выполнять определенные физически изнурительные или болезненные упражнения.  Ярким примером людей-аскетов, предпочитающих данный формат, были индусские факиры. Согласно некоторым источникам, аскеты смотрели на солнце до тех пор, пока не ослепнут, или поднимали руки над головой, пока они не теряли чувствительность [Britannica, 2021].

Вызывающие боль формы аскетизма включают членовредительство, например, порезы, порку и даже кастрацию. Данное направление возникло как массовое движение в Италии и Германии в средние века и до сих пор практикуется в некоторых частях Мексики и на юго-западе Соединенных Штатов Америки.

Сирийское христианское монашество также проявило изобретательность в отношении форм самоистязания. Высоко оцененный обычай включал использование железных приспособлений, таких как пояса или цепи, которые надевали на поясницу, шею, руки и ноги и часто прятали под одеждой.

Плюсы и минусы аскетизма

Через аскетизм интеграция в культуру происходит на всех уровнях человеческого существования: сознательно и бессознательно, добровольно или принудительно, физиологически и психологически, эмоционально и рационально.

По мнению многих философов, аскетизм способствует:

  • духовному исцелению, очищению и омоложению;
  • поддержанию добродетельной жизни;
  • подготовке ко встрече с высшими силами;
  • достижению просветления и самореализации;
  • улучшению морального и духовного содержания человека;
  • определению цели в жизни;
  • появлению стремления к будущему [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].

Первый вид опасности, которой подвержен аскетизм, – чрезмерность. Например, длительное голодание может привести к излишней гордости за свои достижения, что в конечном итоге приведет к обратным результатам. Практически любой, кто пробовал соблюдать длительную и изнуряющую диету, знает, что подобное голодание быстро сменяется перееданием.

Чрезмерный отказ может вылиться в другую негативную крайность. Например, затяжной период диет иногда является катализатором такого тревожного расстройства как анорексия.

Очевидно, что и культурные, и религиозные взгляды влияли на пищевые привычки средневековых женщин, во многом так же, как популярная культура или социальные архетипы влияют на женское потребление сегодня. Таким образом, кажется совершенно очевидным, что аскетизм сохранился до современности и, безусловно, имеет в ней место. Но до сих пор неясно, идентичен ли он Античности или представляет собой нечто новое [Inquiries, 2014].

Традиционным средством исправления чрезмерного поста является доктрина «среднего». Святой Фома Аквинский говорил о том, что нельзя поститься до такой степени, чтобы навредить своему здоровью или слишком ослабить организм. Он рекомендовал постепенный подход: начинать с малого, постепенно приближаясь к среднему [Thinking Faith, 2011].

Второй способ искажения аскетизма более тонкий, а потому более коварный. В католической духовности те аскеты, кто стремится к прогрессу в духовной жизни, часто поощряют «умерщвление» собственной плоти, буквально предавая ее смерти.

Риск заключается в том, что некоторые аскетические практики бессознательно транслируют пренебрежение к телу. Смысл истинного аскетизма не в том, чтобы освободить душу от тела и даже не в подавлении физических побуждений, а в том, чтобы поднять их до истинно духовного уровня. Простыми словами, большой минус аскетизма – это риск возникновения дуализма, что подразумевает возникновение двойных стандартов  [IAFOR Journal of Ethics, Religion & Philosophy, 2017].

Основная идея аскетизма – жить в достаточной изоляции, чтобы можно было понять истинную природу человека. Поскольку ни одно существо не может быть полностью отделено или изолировано от окружающей действительности, аскетические практики – это своего рода формальный способ создания пространства и времени для практики самопознания.

Теперь, чтобы лучше понять свои чувства, эмоции и желания, вам не обязательно становиться отшельником или проводить несколько часов в день за медитацией. Чтобы лучше разобраться в себе, вы можете, например, пройти онлайн-программу «Самопознание». Мы подобрали самые эффективные и полезные техники, освоить которые вы сможете всего за несколько уроков в неделю. Из них вы узнаете много нового о своих лидерских стилях, типе самомотивации, роли в команде, творческих особенностях и многом другом, что добавит бонусов в копилку знаний о себе.

Аскетизм в современном мире

Раньше отказ от мирского ассоциировался только с монахами-отшельниками, добровольно лишившими себя всех материальных благ и удовольствий. Суть аскетизма в классическом его понимании сводится к возвеличиванию целомудрия и жизни, полной лишений и отказов, а также неприятия любых удовольствий [Inquiries, 2014].

Когда-то аскетизм был процветающей практикой. Монашеский закон управлял церковными народами с поразительной жесткостью, и даже миряне были подвержены сложному миру праздников и постов. Но с началом эпохи Реформации в обществе аскетизм оказался утерянным навсегда.

Однако было бы ужасной ошибкой полагать, что Реформация навсегда похоронила аскетическую жизнь. Фактически, можно утверждать, что добровольный отказ процветает невиданными ранее способами. С упадком религиозных верований и практик аскетические инстинкты превратились в своих светских двойников. Пища для души перестала быть актуальной, а ей на смену пришел фокус на теле. Желание служить высшим силам быстро уменьшается, но вместо этого появляется стремление искать материалистические способы спасения через строгий контроль тела.

Сегодня аскетизм не исчезает, он превращается в интеллектуальные практики, а не телесные страдания. Для многих людей их дисциплина сосредоточена вокруг таких вещей как поддержание физической формы, в том числе строгие тренировки или занятия в тренажерном зале [Medium, 2017].

В современном мире аскетизм может распространяться на следующие направления:

Питание

Чтобы держать аскезу в еде, совершенно не обязательно соблюдать пост. Отказ от сладкой и вредной пищи, вегетарианство, сыроедение и другие виды питания могут быть формой аскезы в еде.

Умеренное и адекватное исключение некоторых продуктов из рациона может способствовать не только улучшению духовных ценностей, но и совершенствованию физического тела.

Разумное потребление

В современном мире господствуют догмы экономического рационализма и консьюмеризма, а радикальное духовное стремление к справедливости и равенству кажется совершенно несовместимым с такой культурной атмосферой [Eureka street, 2007].

Отказ от чрезмерного потребления материальных благ будет полезен, даже если вы не собираетесь держать аскезу. Пожалуй, одним из самых главных достоинств разумного потребления и аскетизма в одежде является значительная экономия денег и защита планеты от экологической катастрофы.

К тому же зацикленность на материальном может значительно тормозить развитие духовное. Происходит это в том случае, когда удовольствие человеку начинают приносить вещи исключительно материального порядка.

Отказ от развлечений

Отказ от развлечений совершенно не означает, что человек, выбравший такой путь аскетизма, должен закрыться дома и забыть обо всех мирских радостях.

Конечно, более радикальные его сторонники выбирают уединение, означающее отказ от общения ради религиозных целей. Такая изоляция может проходить в пустыне, лесу, горах. Физическая и психическая изоляция от общества означает, что шансы на соблазны материального мира значительно сокращаются из-за уединения от них. Например, в африканской традиционной религии большинство святынь были построены либо на берегу моря, либо в лесу. А монахи и отшельники существуют практически в каждой религии.

К счастью передовые технологии современного мира вполне обеспечивают возможность уединения в собственной квартире.

Информационный детокс

Количество потребляемой информации растет с каждым годом. Если не фильтровать весь информационный поток, можно очень быстро заблудиться во всем этом обилии новостей, рекламы, образовательных и рабочих проектов.

Чтобы расчистить голову, необходимо периодически устраивать дни тишины, во время которых вы откажетесь от просмотра телевизора, посещения Интернета и общения с другими людьми. Информационный детокс на день, неделю или даже месяц позволит вам очистить разум от ненужного шума и начать прислушиваться к себе и своим чувствам.

Аскетизм в интерьере

В последние несколько лет мода в дизайне интерьеров значительно изменилась. На смену пышному и кричащему стилю пришел лаконичный и практичный минимализм. Данный вид аскетизма стал настолько популярен, что ему посвящено большое количество книг с пошаговым алгоритмом и руководством к действию. Сторонники направления убеждены, что освобожденное от ненужной мебели пространство высвобождает большое количество энергии, необходимой для реализации в других важных сферах.

Минимализм – это современный подход к аскетизму. Чтобы придерживаться его, вовсе не обязательно уезжать в отдаленные уголки. Можно жить в городе, но сознательно и намеренно жить с минимально возможным имуществом.

Физические вещи, их состояние и расположение в вашем жизненном пространстве часто отражают состояние вашего ума. Если в вашем физическом пространстве много мусора, то, скорее всего, такое же количество информационного «хлама» будет и в вашей голове.

Дисциплина

Дисциплина как форма аскетизма может включать в себя:

  • ранний подъем по утрам;
  • занятия спортом;
  • работу в интенсивном режиме;
  • отказ от вредных привычек;
  • установление собственных рекордов.

Любое ограничение собственных желаний в пользу достижения целей или повышения личной эффективности может быть формой проявления дисциплины. Как только человек делает данную черту своей привычкой, его результаты как в личной жизни, так и на работе значительно растут.

Социальный аскетизм

Социальный аскетизм – относительно молодое направление, которое, тем не менее, смогло завоевать популярность среди жителей США и стран Западной Европы. Данный вид отказа подробно осветил психолог Патрик Дж. Холл в своей книге «Социальный аскетизм». В ней он подробно рассказывает, что это за философское течение, как к нему прийти и какую пользу оно несет человечеству.

По мнению автора, осознанное ограничение социальных контактов позволяет не только лучше узнать себя и понять смысл жизни, но и избавляет от чувства одиночества.

Часто желание выкладывать каждый свой шаг в социальные сети и ждать позитивного подкрепления в виде положительных комментариев и лайков обусловлено внутренней неуверенностью в собственных силах. Проработав это самостоятельно или с психологом, вы сможете в значительной степени повысить самооценку.

Заключение

На сегодняшний день существует тысяча способов заставить чувствовать себя хорошо с помощью материальных и вполне «приземленных» вещей: съесть лакомство, полистать социальные сети, посмотреть фильм, купить новые вещи или поиграть в компьютерную игру.

В каждом из этих действий нет ничего плохого. Однако если человек постоянно использует их, чтобы чувствовать себя лучше, он может стать их рабом. Он попадает в самую настоящую зависимость, желая получать их каждый раз, когда ему грустно или плохо, и расстраиваясь, когда сделать этого не получается.

Совершенно очевидно, что разумный аскетизм может помочь человеку обрести надлежащую власть над собой. Минимализм в еде, разумное потребление, размеренный образ жизни – все это может быть проявлением аскетизма. Конечно, подобный минималистский образ жизни может быть невыгоден для экономики, основанной исключительно на товарно-денежных отношениях, но, безусловно, имеет большой смысл с экологической точки зрения и благоприятным образом влияет на душевное равновесие самого человека.

А как считаете вы? А кроме этого вопроса, предлагаем ответить еще на один:

Ключевые слова:1Самопознание

Аскетическое уединение и любовь к ближнему / Православие.Ru

Очевидно, что твердая позиция аскета по отношению к людскому общению вызывает в душе человека эпохи технического прогресса неоднозначную и часто противоречивую реакцию.

И, прежде всего, современный человек, неустанно осуждающий непоколебимую жизненную позицию аскета, возможно, испытает большое удивление, если проанализирует свою собственную общительность. Потому что, как было открыто психологией, все, чему человек сопротивляется, все, что он настойчиво отрицает, уходит корнями в его собственный внутренний мир. Агрессия, как навязчивая идея, подтверждает внутреннюю склонность человека к тому, против чего он восстает. Таким образом, насколько бы отталкивающей в глазах современного человека не представлялась суровая уединенность аскетической жизни, настолько и обнаруживается глубокая связь человека с этой уединенностью. Поэтому мы можем задаться вопросом: когда современный человек критикует аскетическую тишину, значит ли это, что одновременно он осуждает и собственное одиночество, которое бессознательно скрыто в глубинах его человеческой сущности?

    

Психологические функции отторжения и демонстрации бессознательного могут помочь современному человеку внести ясность в противоречия, которые он таит внутри себя.

Если внешние психологические проявления современного техногенного человека являются «центробежными», то есть обладают яркой экстравертностью, бессознательная часть его личности страдает от накопления отвергнутых стремлений, которые, наоборот, имеют «центростремительный» характер, иными словами – интровертный. То есть, когда современный человек заинтересован в осуждении суровости монашеской тишины, он, в сущности, вступает в диалог с бессознательной стороной личности, со своей отвергнутой предрасположенностью к интровертности. То, что он отрицает ее, означает, что он ее ненавидит, так как направленность личности на внешний мир навязывается человеку современным обществом.

Но с другой стороны, человек жаждет этой тишины, так как бессознательно чувствует ее спасительность.

Кроме того, кто установил, что для личности современного человека общительность является неоспоримым авторитетом и ее ключевой характеристикой? Безусловно, что внешняя сторона современной жизни имеет ярко выраженный социальный характер. Но кто сможет доказать подлинность и неподдельность этого социального общения?

В бесспорно трагичной повседневной современной жизни можно найти огромное количество подтверждений поразительного одиночества современного человека. Технический прогресс породил общество абсолютно «техническое», «механическое», которое так часто разрушает человеческие чувства и необратимо угнетает межличностные отношения. Современная жестокость, равнодушие к ближнему, преступность, нравственная черствость и многие другие пагубные факторы человеческой жизни наглядно показывают человеконенавистническую направленность нынешнего общества. И поэтому попытка современного человека разрешить свои внутренние противоречия открывает путь к самопознанию и разрушает ложные идеалы и мнимые чувства «социального» общества. Современный представитель техногенного общества, подвергая критике аскетическое уединение, бессознательно стремится к нему. И, кичась своей внешней общительностью, человек неизбежно ощущает трагичность своего одиночества. Поэтому, производя впечатление социального человека, он, по сути, отстраняется от окружающих его людей. Внутренние конфликты обрекают человека на асоциальное одиночество. Такой человек не готов к диалогу с аскетом, пребывающим в тишине, и в то же время он не в силах критиковать твердую позицию ухода от человеческой суеты. Общение, во имя которого человек осуждает аскетические «крайности», представляет собой побег от одиночества, которого он в то же время желает.

Но с другой стороны, аскетическое уединение имеет важное социальное содержание, которое может многому научить современного человека, стремящегося узнать своего ближнего. Аскетический уход от человеческой суеты представляет собой высший уровень христианского общения. Это утверждение, безусловно, кажется парадоксальным, но, тем не менее, оно верно. Аскетический «атомизм» – это переживание истинной преданности и любви к своему брату. Этот аскетический парадокс в определенной степени может понять тот, кто, пускай лишь поверхностно, но знаком с содержанием уединенной жизни. На самом деле, аскет-пустынник, преданный приверженец тишины, являет собой «идеального ближнего».

Главное стремление аскета – это, конечно, переживание Божественного присутствия. Аскеза ставит своей целью очищение души и разума от всего, что может помешать этому стремлению. Любовь к ближнему, к «брату» понимается аскетом как плод мистического опыта Божественной любви. Только когда его разум наполнится Божественным присутствием и любовью, он сможет полюбить своего брата с подлинным чувством преданности и, если понадобится, самопожертвования. Если же эта первоначальная «работа» – жизнь в единении с Богом – подвергается препятствиям и колебаниям, аскет оказывается не в состоянии исполнить долг любви к брату, чего как раз и требует Божественная любовь. Поэтому можно заметить, что аскет, не прекращающий проявлять братолюбивые чувства к ближнему, достигнув высот добродетели и святости, обнаруживает более глубокие проявления братской любви и понимания.

Безусловно, неоспоримым является факт, что «всякий раз, когда приходит борец дать ответ миру, душа его теряет силу». И наоборот, настолько человек отдалится от общения с другими людьми, насколько усилится в его душе откровенность с Богом. Именно такой опыт является принципом, определяющим отношение аскета к человеческому общению и социальным связям, в том смысле, в котором их понимает современный человек.

Логически организованный мирской дух не способен понять, что даже в тех случаях, когда аскет избегает общения с людьми, за этим скрывается его любовь и участие по отношению к ним. Аскет избегает людей «ради Бога». А поскольку Бог есть любовь, переживание Божественного присутствия как неиссякаемого источника истинной любви дает аскету возможность полюбить своего брата «Божественной любовью».

Но в случае любви к брату кто-то может разглядеть аскетический «парадокс» и «противоречивое» психическое и духовное поведение. «Хочешь, – спрашивает авва Исаак, – стяжать любовь к ближнему в сердце своем, как того требует евангельская заповедь? Отдали его от себя, и тогда в тебе разгорится пламя любви к нему, и радость при виде него, как при виде ангельского света». Дистанция по отношению к ближнему взращивает евангельскую любовь во внутреннем мире аскета. Речь идет о неком экзистенциальном противоречии, которое закладывает прочную основу психологической и духовной гармонии, являющейся, в свою очередь, необходимым условием истинного общения. «Другом стань всем людям, но пребывай в одиночестве в помышлениях своих». Пустынный подвижник должен любить всех людей, дарить им свои чувства, свое сердце, но в то же время пребывать в уединении, без которого он не сможет встретиться с Богом. «Стань причастником всех людских страстей, но телом держись от них на расстоянии».

В этом экзистенциальном противоречии можно увидеть подлинное внутреннее равновесие, на котором зиждется здоровое общение. Очень часто современный техногенный человек, гордящийся своей социальностью, оказывается лишенным равновесия, так как он является односторонне социальным, то есть ярко выраженным экстравертом, по выражению Юнга. Он растворяется в обществе и, таким образом, теряет свою индивидуальность. Как может социально распыленный человек обладать истинной любовью к ближнему, есть он утратил свое внутреннее единство? Если все, что он делает, он делает для того, чтобы казаться хорошим или же просто ради общения, как он может проявить неподдельное чувство любви? Компетентные гуманитарные науки констатируют трагическое одиночество современного человека, которое своим существованием обязано качеству общения этого человека. Только переживание собственной индивидуальности как опыт духовного единства и сплоченности, может создать и сохранить истинное социальное поведение. Разобщенный и разрываемый душевными конфликтами человек не может выразить себя с социальной точки зрения, так как не может «предстать» перед обществом и начать диалог с окружающими его людьми.

Напротив, аскет, живущий в пустыне, обладает внутренним «коммуникативным» равновесием, и, несмотря на жизнь вдали от социума, им движет любовь к ближнему. «Мы знаем, – говорит святой Исаак, – что без любви к ближнему наш разум не способен просветиться Божественной любовью и богообщением». Вопрос единения с Богом – это вопрос, прежде всего, «общения», так как речь здесь идет об установлении взаимоотношений с Троичным Богом. В духовной сфере этого общения присутствует и любовь к ближнему. Таким образом, как аскет, пребывая в одиночестве, может стать участником такого общения? Если бы он был по-настоящему отделен от своего брата, его разум не смог бы «просветиться Божественной любовью и богообщением». Но аскет искренне любит своего ближнего и в тишине своей жизни выражает истинную социальность.

Подлинная любовь к брату своему выражается, прежде всего, в поддержке, оказанной в главной проблеме жизни – чувстве вины. «Не ненавидь грешника, ибо все мы виновны. И если ради Бога ты восстаешь на ближнего, плачь о его грехах». И не только это, но и «расстели хитон свой на виновного и укрой его». «Но если ты не можешь, – продолжает святой Исаак, – принять грехи ближнего и пережить вместо него стыд и вину, то хотя бы не презирай его, ибо он твой брат». Аскет-пустынник считает, что в межличностных, человеческих отношениях необходимым условием является проявление глубокой и истинной любви, которая может восполнить все слабые стороны брата. Тот, кто любит, не только приносит пользу ближнему, но одновременно исцеляет свою собственную душу.

«Тот, кто исправляет своего брата, лечит свои собственные пороки, но тот, кто осуждает ближнего, делает более глубокими свои собственные раны».

Руководствуясь этой аскетической мыслью, современный человек может увидеть живое проявление любви. Любовь в этом смысле не является здесь ни чувственным порывом и страстью, ни проявлением нейтралитета. Прежде всего, это сильная, динамичная взаимосвязь, характерной чертой которой является то, что чем сильнее проявляется эта взаимосвязь, тем полнее она исцеляет себя. Тот, кто знает слабости своего брата и с уважением к ним относится, выражает непосредственное уважение к себе самому. Ведя себя благородно по отношению к нему, он «излечивает собственные пороки». Это обусловливает созидательный характер человеческих взаимоотношений. Личный духовный рост может быть достигнут только в социальной взаимности. И даже если человек удалится в самую суровую пустыню, он не будет отчужден от братской любви, которая созидает и учит. Достаточно, чтобы эта любовь не препятствовала общению с Богом. Если соблюдается это условие, аскет должен проявлять глубокую симпатию к общению с ближним.

«Какой прекрасной и достойной похвалы является любовь к ближнему, если эта забота не отвлекает нас от любви к Богу. Как прекрасно будет положение наших духовных братьев, если мы сможем держаться и любви к ним, и любви к Богу».

Но позиция аскета по отношению к любви к ближнему не заключается лишь в поучении других. Он восхваляет эту любовь отнюдь не для того, чтобы побудить других людей ей следовать, а самому остаться изолированным в абсолютной «тишине». «Многие из них (из подвижников) диким животным, мечу и огню предали свои тела ради ближнего». Пустынный подвижник незамедлительно принесет в жертву свою «тишину» и даже собственную жизнь ради любви к своему ближнему. Такие примеры мы видим в многочисленных рассказах о подвижниках, где нам показаны невообразимые и удивительные богатства живой братской любви.

Авва Агафон проявлял большую любовь к ближнему и не предавался аскезе, если не мог сделать нечто хорошее для ближнего. Пытаясь превзойти свои собственные возможности выражении любви к ближнему, он говорил: «Я хотел найти искалеченного, взять его тело, а ему отдать свое». «Видишь, какова истинная любовь»?

Некогда, как рассказывают отцы аскеты, святой Макарий, посещая больного брата, во время своего визита спрашивал, нет ли у него нужды в чем-либо. Больной ответил: «Хотелось бы немного свежего хлеба». В монашеском братстве, где жил этот немощный человек, хлеб пекли всего единожды, так, чтобы его хватило на целый год. Больной же человек не мог есть черствые сухари. Тогда «этот досточтимый муж тотчас же поднялся, чтобы исполнить просьбу, хотя был уже девяностолетним старцем». Из скита болящего брата он отправился в Александрию. Там «поменяв сухой хлеб на свежий, он принес его болящему брату, проделав весь этот путь пешком». В этом братском жесте, можно увидеть подлинное социальное содержание аскетической тишины.

Об авве Агафоне, который был «самым опытным из всех монахов своего времени, уважавшим молчание и тишину более всего», рассказываю следующее.

Когда в находящемся поблизости от скита городе начался праздник, святой отправился туда, чтобы продать свои рукоделия и на вырученные деньги купить сухари на целый год. Но ему случилось встретить на рынке «некоего незнакомца, брошенного и больного». Тогда святой не упустил возможности проявить свою глубокую братскую любовь. Он взял на себя заботу о всеми покинутом больном брате. Он снял ему жилище, чтобы у него была крыша над головой, сделал все, чтобы обеспечить ему скорейшее выздоровление. В то же время он работал «своими собственными руками», чтобы оплачивать расходы, возникающие из-за его помощи больному. Спустя шесть месяцев незнакомец выздоровел, и святой вернулся в свою обитель. «Это было проявлением совершенной любви».

В одном из своих писем святой Исаак рассказывает, что некий отец-подвижник научил его, что ничто так не спасает монаха от демона гордости и блуда, как практика исполнения какой-либо «общественной» миссии. Таким образом, монах, ухаживающий за больными и страдающими телесными недугами, восполняет многие духовные усилия, которые необходимо приложить, чтобы освободиться от беспокойств лукавого.

Однако существуют и множество других рассказов и случаев из монашеской жизни, которые демонстрируют, каким удивительным образом аскетическое совершенство выражается в любви к ближнему. Скорее, даже сама эта любовь, воплощаемая в жизни, является критерием совершенства. «Это признак тех, кто достиг совершенства. Даже если они по десять раз на дню будут преданы огню за любовь к ближнему, им и этого будет недостаточно».

Таким образом, уединенность аскетической жизни, кажущаяся на первый взгляд асоциальной, представляет собой лишь внешнюю смиренную оболочку, скрывающую ни с чем не сравнимую духовную красоту. Духовная глубина аскезы в ее самом крайнем проявлении – «предельного одиночества» – это опыт братской любви, рождающейся из мистического единения с Богом, Который являет собой образец абсолютной и безграничной любви.

Иоаннис Корнаракис, “Отблески святоотечественной пустыни в современном мире”, стр. 41-50, изд-во Пурнара, Салоники.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Аскетизм как религиозный перегиб — Блог