Архетипический это: архетипический | это… Что такое архетипический?

Страница не найдена — РОО «Ассоциация победителей олимпиад»

Ваши ФИО*

Ваш email*

Ваш номер телефона*

Какой предмет вы хотели бы преподавать?*

Расскажите кратко о своих олимпиадных достижениях*

Приложите резюме*
Объём файлов не должен превышать 20 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt

Please leave this field empty.

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

Ваша электронная почта*

Из какого вы региона?*

Расскажите, как мы могли бы сотрудничать*

Please leave this field empty.

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО*

Ваша электронная почта*

Ваш номер телефона*

Образовательное учреждение*

Расскажите кратко, какая у вас сложилась ситуация с олимпиадным движением в школе и какого результата вы ожидаете от сотрудничества с АПО*

Please leave this field empty.

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

Ваш email

Каким предметом вы интересуетесь

Выберите наиболее подходящий статус Статус не выбранУченикРодительПредставитель школыПедагог

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО ученика

Дата рождения ученика

Класс

Образовательное учреждение

Город образовательного учреждения

ФИО родителя

Телефон родителя

Email родителя

Выберите группу Группа не выбрана

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО ученика

Дата рождения ученика

Класс

Образовательное учреждение

Город образовательного учреждения

ФИО родителя

Телефон родителя

Email родителя

Выберите группу Группа не выбрана

Мотивационное письмо Объём файла не должен превышать 2 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО

Телефон

Email

Образовательное учреждение

Город образовательного учреждения

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО

Телефон

Email

Проект / отдел

Должность

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО ребенка

Название образовательного учреждения

Город образовательного учреждения

ФИО родителя

Телефон родителя

Email родителя

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

Войти


Родитель

Буду покупать курсы для своего ребёнка Зарегистрироваться

Обучающийся

Сам буду проходить курсы Зарегистрироваться

Представитель школы

Буду заказывать услуги для своего образовательного учреждения и контролировать их исполнение Зарегистрироваться

Архетипы персонажей в литературе | Литературные архетипы

Какими могут быть герои книг? Как написать правдоподобный характер? Собрали для вас подробный справочник

Термин «архетип» предложил психолог Карл Густав Юнг в 20 веке. Так называют прообраз, сложившийся на основе человеческого опыта. Он характеризуется общими свойствами и признаками.

Понятие архетипа в литературе предполагает разнообразные толкования. Согласно общепринятой версии, под этим термином подразумеваются некие шаблоны, который автор берет за основу при создании сюжета, книги или образа литературного героя.

Содержание

  • Архетипические персонажи
  • Сюжетные архетипы
  • Несколько архетипических сюжетов в одном произведении
  • Сюжетные штампы

Архетипы персонажей в литературе помогают автору книги в создании литературного персонажа со сложным, противоречивым характером. У каждого из базовых прообразов есть как слабые, так и сильные стороны.

Архетипические персонажи

В книге «Герои и героини» была предложена классификация литературных персонажей на разнообразные архетипы. Согласно такому подразделению, существуют:

  • женские персонажи;

  • мужские персонажи.

Архетип в литературе порой бывает «смешанным» — пример подобного авторского замысла мы видим в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». В характере героини книги Оксаны сочетаются черты и «соблазнительницы», и «начальницы».

Литературный архетип — вещь относительная: образ героя может претерпевать значительные изменения по ходу развития сюжета. Наташа Ростова Льва Толстого сначала проявляет себя как «отважная девчонка», а затем предстаёт перед читателем в амплуа «утешительницы». Тем не менее, начинающим авторам будет полезно узнать об особенностях архетипов героев, описанных в книге.

Мужские персонажи

Различают такие архетипы, которым соответствуют литературные герои художественных книг:

Начальник. Человек с сильным, мужественным характером привык все контролировать. Он требует повышенного уважения к себе, безусловного подчинения. Пример архетипа «начальник» — дон Корлеоне из произведения «Крестный отец» Марио Пьюзо.

Плохиш. Такой литературный герой харизматичен, умен. В глубине души плохиш сентиментален, добр. Его бунтарское поведение — скорее средство самозащиты от коварства окружающих. Пример такого литературного прообраза — Ретт Батлер из книги «Унесенных ветром».

Лучший друг. Такой герой всегда готов прийти на помощь, оказать моральную поддержку.

Очаровашка. К примеру, Остап Бендер в книге «12 стульев». Подобный литературный персонаж креативен, отличается остроумием, умело манипулирует окружающими людьми.

Потерянная душа. Герой книги Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Такой литературный герой привык жить прошлым. Он словно видит людей насквозь, отличается особой проницательностью, повышенной ранимостью.

Искатель приключений. Он изобретателен, бесстрашен, не привык сидеть на одном месте. Искателю приключений свойственно желание любой ценой докопаться до истины.

Профессор. Тот же Шерлок Холмс из рассказов Артура Конан Дойла. Это неординарная личность, обладающая глубокими знаниями в той или иной сфере, мастер своего дела, с головой погружённый в работу.

Женские персонажи

В художественных произведениях встречаются разнообразные типы женских персонажей:

Начальница. Высокомерная и предприимчивая героиня резка в суждениях, требует повиновения от окружающих. Пример: царевна Софья из произведения Алексея Толстого «Петр I».

Соблазнительница. Представительница этого типа — Лолита из одноименного произведения Владимира Набокова. Как правило, это красивая и умная женщина, отлично знающая, как привлечь внимание представителей противоположного пола.

Безбашенная. К этому типу женских персонажей принадлежат импульсивные, словоохотливые дамы, привыкшие верить любому вранью. Такие представительницы прекрасного пола находятся во власти эмоций при принятии решений.

Отважная девчонка. Это цельная натура, которой свойственны такие черты характера, как дружелюбие, искренность. Отважная девчонка стойкая, храбрая, готовая оказать помощь в трудной ситуации.

Библиотекарша. Такой умной, начитанной женщине свойственен перфекционизм. Героиня этого типа нередко прячет свои чувства от окружающих, но в её душе могут кипеть нешуточные страсти. Пример — милая старушка мисс Марпл из произведений Агаты Кристи.

В романе «Мать» Максима Горького встречается иной тип женского персонажа — «утешительница» (в образе Пелагеи Ниловны). У героини такого склада характера явная потребность помогать другим людям. Утешительнице нужно, чтобы в ней нуждались. Такая женщина всегда даст полезный совет, с лёгкостью идёт на компромисс. Как нетрудно догадаться, утешительница не выносит одиночества.

Сюжетные архетипы

Существуют определенные сюжетные архетипы, которые периодически встречаются в художественных произведениях. Ниже перечислены основные их категории.

Взросление

Такой архетипический сюжет означает, что ребенок растет и постепенно познаёт жизнь (с ее тяготами и испытаниями). Яркий тому пример — художественное произведение «Приключения Тома Сойера».

Месть

По сюжету такой литературный персонаж в прошлом пострадал от действий коварных злодеев и теперь полон решимости их наказать. Основная цель, которую ставит перед собой главный герой, — восстановление справедливости. Пример использования сюжетного архетипа «месть» — книга «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма.

Жертвенность

Во многих произведениях художественной литературы фигурирует такой сюжетный архетип. Он означает, что герой книги принимает решение пожертвовать всем во имя благополучия своих близких, высоких идеалов. Именно так решает поступить героиня сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена.

Загадка

Подобные сюжетные архетипы в художественной литературе подразумевают, что персонаж оказывается в запутанной ситуации. Читателю словно предлагается решить ребус. Но отгадка, как правило, лежит на поверхности.

Такие архетипы сюжетов характерны преимущественно для детективов. В качестве примера стоит привести произведение Дэна Брауна «Код да Винчи».

Искушение

Согласно теории, архетипы такого рода предполагают, что конфликт произведения основан на эмоциях героев. Литературный персонаж не в силах противостоять собственным желанием. При этом герой отдаёт себе отчёт в том, что такое поведение может погубить его. Произведение Владимира Набокова «Лолита» проникнут подобными архетипическими мотивами.

Любовь

Герои многих художественных произведениях переживают сильные чувства и в итоге соединяют свои сердца, преодолев множество испытаний (альтернативные варианты: возлюбленные теряют друг друга, один из главных героев гибнет). Пример архетипического сюжета такого рода — произведение Александра Дюма «Графиня де Монсоро».

Открытие

Подобный литературный архетип — это, простыми словами, история о познании истины об окружающем мире, самом себе. В этой связи на ум приходит, прежде всего, книга Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Преображение

Архетипический персонаж меняется в лучшую сторону. Причиной такого преображения становятся: обретение любви, признание новой идеологии. Пример использования такого архетипа в литературе — книга «Воскресение» Льва Толстого.

Преследование

Герою литературного произведения приходится скрываться от погони или, напротив, ловить преступника. Основные черты такого архетипа угадываются в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Противостояние

Ключевой момент подобных художественных произведений — противоборство двух сил (не обязательно равных друг другу по силе). Пример такого противостояния в литературе — сюжет книги Бориса Васильева «Завтра была война».

«Из грязи в князи»

Этот литературный архетип предусматривает историю падения или возвышения человека как личности. Пример произведения с подобным сюжетом — «Похождения Невзорова или Ибикус» Алексея Толстого.

Путешествие

Литературному герою довольно часто приходится отправиться в путешествие, чтобы найти важную для него вещь или встретиться с близким человеком. По мере прохождения сложного пути персонажи с завидным постоянством попадают в необычные ситуации. Такой архетип сюжета знаком многим читателям, увлеченным творчеством Джона Толкина, в частности, его книгой «Властелин колец».

Разложение

Сюжет произведения с такой авторской идеей подразумевает, что литературный персонаж постепенно деградирует. Именно так происходит в книге Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Спасение

Литературный герой оказывается жертвой, нередко получившей несправедливое наказание. В дальнейшем персонаж выпутывается из затруднительного положения либо самостоятельно, либо благодаря поддержке друзей. Характерные черты подобного сюжетного архетипа явственно прослеживаются в произведении Стивена Кинга «Побег из Шоушенка».

Несколько архетипических сюжетов в одном произведении

Использование сразу нескольких архетипов помогает полнее раскрыть замысел автора. Яркое тому свидетельство — роман «Война и мир» Льва Толстого. Здесь мы видим переплетение сразу нескольких архетипов: «любовь», «жертвенность», «взросление», «противостояние», преображение».

Основная тема произведения «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — жертвенная любовь. Но в книге, помимо этого, присутствует и активная борьба за справедливость.

Сюжетные штампы

При написании литературных произведений рекомендуется избегать перечисленных ниже штампов:

Небесное создание, попавшее на землю, влюбляется в простого смертного. Альтернативный вариант развития подобного сюжета: представитель более развитой цивилизации испытывает глубокие чувства к девушке-туземке.

Литературный персонаж переносится в параллельный мир, где он становится волшебником, королем, богатырем.

Главная героиня влюбляется в злодея, понимая при этом, что подобный поступок может стоить ей жизни.

Наступает Апокалипсис, людям приходится жить в подземелье и вести борьбу с мутантами.

Герои пытаются завладеть волшебным предметом, способным изменить ход истории.

Персонаж книги мстит за безвременно погибших родителей.

Любое литературное произведение так или иначе вписывается в один из базовых архетипов. Тем не менее автору нужно быть осторожнее со штампами: поворотами сюжета, неоднократно используемыми в книгах и кино.

Опубликовать свою книгу

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Как написать хоррор?

Как писатели справлялись с выгоранием

Атмосфера в произведениях

Как привлечь читателей на авторскую страницу ЛитРес

Стратегия и ваш ИТ-архетип

Стратегия и ваш ИТ-архетип

ИТ-руководители, воплощающие стратегию в жизнь, делают ИТ-организацию незаменимой.

  • Джилл Дайче
  • 19 ноября 2019 г.

Когда я писал свою последнюю книгу, The New IT , концепция «двухскоростных ИТ» (она же: бимодальная ИТ, она же: операционная или стратегическая ИТ) была горячей темой в высшем руководстве. Руководители оплакивали ИТ-отделы, которые, по их мнению, слишком сильно сосредоточивались на каналах и скоростях, платформах и новых технологических прототипах, почти игнорируя то, что нужно бизнесу.

Для дальнейшего чтения:

Как продать ИИ вашему предприятию

Вам нужен директор по управлению данными?

Итак, вы хотите нанять CDO?

Проблема заключалась в том, что это были те самые руководители, которые устанавливали показатели успеха в области ИТ. Даже сегодня руководители компаний проверяют такие показатели, как время безотказной работы системы, сдерживание бюджета и количество дефектов, чтобы оценить эффективность ИТ. Разочарованные ИТ-директора сопротивляются. Почему генеральный директор не понимает роли технологий в росте продаж, уровне конверсии потенциальных клиентов, улучшении продуктов и инновациях?

В то время как ИТ изо всех сил пытается доказать свою стратегическую ценность, вопросы, подобные этому, продолжают возникать:

Дорогая Джилл,

Я вице-президент по разработке приложений в растущей компании, занимающейся розничной торговлей программным обеспечением. Недавно мой начальник, главный операционный директор компании, попросил меня определить критерии ценности моей команды. Я не уверен, потому ли это, что он не знает, как их определить, или потому, что он думает, что может что-то упустить.

Разработка и ИТ в целом превратились в коммодитизацию в моей компании, что иронично, поскольку мы так сильно зависим от технологических достижений, чтобы продавать нашу продукцию. Я не уверен, что я должен измерять, но, похоже, насколько быстро мы можем получить новый функционал. В этом нет ничего плохого, если вы стартап, но все это маскирует другую ценность, которую мы создаем.

Мне кажется, что нам нужно сопоставить то, где мы находимся, с тем, где мы хотим быть. Есть ли у вас какие-либо указания?

— Заранее спасибо, Даррен

Честно говоря, я всегда был в противоречии с рубрикой ИТ с двумя скоростями. С одной стороны, достаточно просто разделить две операционные модели и определить их поведение. Один тактический и основанный на производительности, другой более дальновидный. Один фокусируется на том, чтобы избежать отступления, другой — на инновациях для будущего. Один управляет бизнесом, другой занимается обеспечением будущего.

Конечно, большинство ИТ-менеджеров утверждают, что их организации имеют характеристики и скоростей, так что это вопрос того, где ваша компания находится в этом континууме и, что более важно, какие ценности ваша компания.

Проблема в том, что ни один ИТ-отдел не может оторваться от корпоративной культуры. Цитируя известное изречение Питера Друкера: «Культура ест стратегию на завтрак».

Вот почему — после интервью с более чем дюжиной лидеров для

The New IT — Далее я разделил «две скорости» на шесть различных архетипов ИТ. Эти архетипы определяют не только то, как ведут себя ИТ, но и то, как они воспринимаются его составляющими. Вкратце, архетипы таковы:

Тактический. Tactical IT фокусируется на выполнении операций, гарантируя, что системы будут работать, а бизнес-пользователи будут довольны. В тактической модели соглашения об уровне обслуживания — это доктрина, главное — время безотказной работы, а слово «модернизация» произносится только шепотом.

Принятие приказа. Стремясь удовлетворить межфункциональные бизнес-потребности, ИТ-отделы, принимающие заказы, преуспели в планировании проектов. Менеджеры тратят время на совершенствование процессов сбора требований и полировку функциональных спецификаций. Подбор персонала — постоянная проблема, поскольку лидеры жонглируют спросом и предложением.

Выравнивание. ИТ-команды, характеризующиеся тем, что они сосредоточены на удовлетворении потребностей разнородных бизнес-подразделений, часто за счет назначения бизнес-архитекторов или представителей бизнес-ИТ. Эти команды преуспевают в приоритизации проектов, часто изо всех сил пытаясь удовлетворить конкурирующие потребности многочисленных и разнообразных участников.

Предоставление данных. ИТ-отдела, занимающиеся предоставлением данных, увидели предзнаменование. Поскольку данные являются «новой нефтью» (или «новой водой», или «новым воздухом»), ИТ-команда, которая управляет информацией и развертывает ее между бизнес-подразделениями, получает непосредственные полномочия и новый уровень престижа.

Брокерская деятельность. Брокерские ИТ-отделы понимают концепцию использования своих сильных сторон, предоставляя то, в чем они разбираются, и развивая сеть партнеров для более специализированной работы или экономически эффективных решений.

Облако имеет большое значение для этих команд, но это лишь один из многих способов доставки в этой модели.

ЭТО повсюду. Архетип «ИТ повсюду» означает, что ИТ считаются неотъемлемой частью бизнес-стратегии и операций. Право собственности на технологии переходит к тем, кто их использует, и ИТ-команды часто переходят непосредственно к направлениям бизнеса. ИТ-отдел все чаще играет роль в управлении программами и закупках, координации выполнения проектов, минимизации дублирования усилий, ведении дорожной карты на уровне предприятия и функционировании в качестве авторитетного отчетного органа.

Важно отметить, что это не столько модель зрелости, сколько моментальное признание духа времени в сфере ИТ в вашей компании, и это имеет непосредственное отношение к лидерству.

Также важно — и это, возможно, уже пришло вам в голову — что ни один из этих архетипов не является чистым и что другие учитывают его. Типичным примером является ИТ-директор, который признает, что его классифицировали как «тактического», в то время как он культивирует культуру более широкого владения технологиями в рамках направлений бизнеса, продвигая ее организацию дальше к выравнивающей модели.

Поскольку мы находимся здесь на сайте TDWI Upside , я вынужден добавить, что аналитика — это идеальный набор дисциплин для ИТ-отделов и бизнес-отделов, которым можно эффективно делиться, помогая ИТ-директорам развивать отдел. Ведь прилив поднимает все лодки. (Я не уверен, кто это сказал, но мы можем исключить Питера Друкера.)

Не заблуждайтесь: существует корреляция между существующим архетипом ИТ и его стратегической компетенцией. Проводя исследование для этой книги, я также обнаружил тесную связь между стратегической строгостью и культурой планирования, включая лидерство в сфере ИТ. На следующем рисунке показано, как сопоставляются архетипы:


Переиздано с разрешения McGraw-Hill Education из The New IT: How Technology Leaders Are Enable Business in the Digital Age by Jill Dyché, 2015; разрешение передано через Copyright Clearance Center, Inc.

Как я сказал в книге, переход от одного архетипа к другому обычно означает эволюцию, а не революцию. Этот вид прогресса включает в себя постепенные изменения и поддержку со стороны ключевых союзников и партнерских организаций, которые сотрудничали с ИТ и имеют положительные результаты, которыми можно поделиться.

Самое сложное, как предполагает Даррен, — убедить руководство поддержать изменения. Здесь также есть корреляция: покажите мне лидера, который понимает, как применять стратегию на практике, и я покажу вам ИТ-организацию, которая считается незаменимой!

Об авторе

Джилл Дайче, , сколько себя помнит, консультирует клиентов и руководителей по их программам аналитики и данных. На самом деле дольше. Она является автором четырех книг о ценности технологий для бизнеса и регулярно беседует с командами о том, что не дает им спать по ночам. Двойственное отношение к аналитике? Бесит руководство? Ограничены вашей культурой? Ознакомьтесь с колонкой вопросов и ответов Джилл, Вопросы и ответы с Джилл Дайче , здесь.

Архетипическая критика

Архетипическая критика

Введение в литературу
Майкл Делахойд

Архетипическая критика

Архетипическая критика утверждает, что архетипы определяют форму и функцию литературных произведений, смысл текста формируется культурными и психологическими мифами. Архетипы – это непознаваемые основные формы, персонифицированные или конкретизированные в повторяющихся образах, символы или узоры, которые могут включать в себя такие мотивы, как квест или небесное восхождение, узнаваемые типы персонажей, такие как трикстер или герой, символы, такие как яблоко или змея, или изображения, такие как распятие (как в Кинг-Конг или Невеста Франкенштейн ) — все нагруженные смыслом уже при использовании в конкретная работа.

Архетипическая критика получает импульс от психолога Карла Юнга, который постулировал, что у человечества есть «коллективное бессознательное», т. вид универсальной психики, которая проявляется в снах и мифах и который таит в себе темы и образы, которые мы все наследуем. Литература, следовательно, имитирует не мир, а скорее «тотальную мечту человечества.» Юнг назвал мифологию «учебником архетипов». (цит. по Уокеру 17).

Архетипические критики находят, что новая критика слишком атомистична в игнорировании интертекстуальные элементы и в подходе к тексту, как если бы он существовал в вакуум. В конце концов, мы распознаем сюжетные модели и символические ассоциации. по крайней мере из других текстов, которые мы читали, если не врожденно; мы знаем, как формировать предположения и ожидания от встреч с черными шляпами, весенние настройки, злые мачехи и так далее. Так что наверняка означает не может существовать исключительно на странице произведения, и это произведение нельзя рассматривать как самостоятельный субъект.

Архетипические образы и модели рассказов побуждают читателей (и зрителей фильмы и реклама) ритуально участвовать в основных убеждения, страхи и тревоги своего возраста. Эти архетипические черты не только обеспечивают разборчивость текста, но и затрагивают уровень желаний и тревог человечества.

[В то время как фрейдистская, лакановская и другие школы психологической критики действовать в рамках лингвистической парадигмы в отношении бессознательного, Юнгианский подход к мифу подчеркивает понятие изображение (Уокер 3).]


Консультации по работам

Абрамс, М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *