Выразительность речи это: Выразительность речи | Понятия и категории

Выразительность речи

Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств способна вызвать и поддержать внимание и интерес адресата, апеллируя к его чувствам.

Выразительность – это такое свойство речи, благодаря которому оказывается воздействие не только на логическую, но также и на эмоциональную сферу адресата. Данное коммуникативное качество речи может быть описано на базе соотношения «речь – эмоции». Выразительная речь действует на наши чувства сильнее, чем речь «механическая», однотонная.

Выразительность – сложное для описания качество речи. Почему? Во-первых, потому что каждый из нас оценивает выразительность текста с позиции своего риторического идеала. Во-вторых, выразительность особым, специфическим образом взаимодействует с другими коммуникативными качествами речи: она может быть усилена благодаря остальным достоинствам речи, а может быть достигнута благодаря её недостаткам (если это соответствует намерениям говорящего / пишущего).

В-третьих, набор и соотношение средств выразительности в разных речевых стилях и жанрах существенно различаются. В-четвёртых, степень выразительности, выбор средства для достижения нужного эффекта зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая диктует выбор стиля и жанра высказывания.

Такое коммуникативное качество хорошей речи, как выразительность, зависит от нескольких условий. Так, всестороннее знание предмета речи предопределяет способность построить речь убедительно, действенно, а это возможно только при условии самостоятельности мышления говорящего, поэтому знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, осмыслены говорящим.

Немаловажным является также отношение говорящего к содержанию речи: «внутренняя убежденность говорящего в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придаёт речи (особенно устной) эмоциональную окраску.

Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата» [Плещенко, Федотова: 167].

Помимо глубокого знания предмета речи, выразительность предполагает также умение донести это знание до адресата, вызвав у него интерес и внимание. Это становится возможным благодаря тщательному и умелому отбору языковых средств с учётом условий и целей общения, поэтому от говорящего требуется хорошее владение языком и его выразительными возможностями, а также умение пользоваться специфическими особенностями функциональных стилей. Поэтому намерение добиваться выразительности речи должно быть сознательным, т.е. у говорящего должна быть целевая установка на продуцирование выразительной речи.

Для воздействия на адресата говорящий может использовать два типа речи: речь автологическую, в которой все слова используются лишь в прямом значении, и речь металогическую, в которой могут быть актуализированы разнообразные средства создания выразительности.

Автологическая речь

(autos– я сам,logos– слово)

Металогическая речь

(meta– через,logos– слово)

Речь, в которой средства создания выразительности отсутствуют

Речь, оснащённая средствами создания выразительности

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

Фигура – способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста.

Компоненты металогической речи многообразны, их исследованию посвящено множество трудов учёных, ораторов, художников слова. Будучи ограниченными рамками данного учебного пособия, мы обратим своё внимание только на основные средства создания выразительности.

Среди средств выразительности выделяют тропы и фигуры, различия между которыми таковы: как правило, тропы основаны на переносе наименования, а фигуры – на изменении структуры предложения.

Выразительность речи и ее виды

9.06.2015

С композицией тесно связана категория «выразительность речи». Под выразительностью речи понимают способность речи привлекать к себе внимание, а также способность запоминаться. Во избежание путаницы отметим, что в литературоведении выразительность понимают как выражение авторских чувств. Однако мы понимаем выразительность по-иному. Речь может быть что называется серой, незапоминающейся, ускользающей от внимания. Такую речь мы и называем невыразительной. В то же время яркую речь, привлекающую к себе внимание, быстро схватываемую и запоминаемую, мы называем выразительной.

Выразительность — это очень важное качество речи. А дело в том, что она представляет собой средство управления вниманием, причем такое средство, которое является наиболее эффективным из тех, которые находятся в распоряжении оратора. И одновременно это средство, которое в целом остается незамеченным (в отличие от намеренно вводимых в речь выражений вроде «обратим внимание на то, что…», «самое же главное состоит в том, что…» и т. д.)

Очевидно, есть какие-то качества, за счет которых речь приобретает искомую выразительность, существуют приемы, с помощью которых можно невыразительную, серую речь превратить в выразительную. Следовательно, выразительность связана не только с содержанием речи и не является постоянной величиной. Можно говорить об усилении выразительности за счет использования тех или иных приемов, тех или иных языковых средств. Когда на школьника, изучающего спряжение, сваливаются одиннадцать глаголов-исключений, он испытывает трудность в запоминании их. Поколения школьников выработали против этого защиту, зарифмовав исключения: «гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть и вертеть, и дышать, и ненавидеть, и зависеть, и терпеть». В таком виде список слов оказался более выразительным. Кстати, этот список приобретает и какой-то дополнительный (вполне жизненный) смысл: не зря ведь периодически возникающий на страницах книги Саша Соколов взял его в качестве эпиграфа к своему первому роману «Школа для дураков».

По-видимому, это является прекрасным доказательством того, что это небольшое стихотворение достаточно выразительно.

Принято выделять два основных вида выразительности: внутреннюю выразительность и контекстно-обусловленную выразительность.

Внутренняя выразительность — это выразительность, создаваемая при помощи любых слов и выражений, которые экспрессивны, то есть выразительны и изобразительны, изначально; это свойство характеризует их как единицы языка. Сюда следует отнести любые слова и выражения, использование которых по каким-то причинам оказывается менее вероятным, а потому и отмеченным с точки зрения качеств текста. Если мы сравним пару высказываний:

  • Давай деньги!
  • Гони бабки!,

то без труда увидим, что первое высказывание воспринимается как обычное, нейтральное, тогда как воздействующий потенциал второго заметно выше. А создается этот эффект благодаря замене нейтральных по своему значению слов словами экспрессивно окрашенными.

Естественно, речь идет не только о грубых словах и выражениях. Помимо них существуют также высокие выражения. Следовательно, мы имеем дело со своего рода континуумом, на одном конце которого находятся высокие слова и выражения, на другом — грубые; нейтральная лексика находится посредине: лик — лицо — морда, харя, рожа.

Другими словами, средства усиления выразительности этой разновидности добавляют выразительность высказыванию в любом случае, независимо от условий их использования.

Контекстно-обусловленная выразительность возникает в силу того, что слова и выражения, которые могут и не обладать внутренней выразительностью, помещаются в специальный контекст, придающий им дополнительную выразительность. Контекстно-обусловленная выразительность в целом более важна, чем выразительность внутренняя, поскольку для ее создания могут использоваться практически любые языковые средства.

При помощи каких средств создается контекстно-обусловленная выразительность?

  1. Прежде всего, это разнообразные тропы, в первую очередь развернутые, то есть метафоры, метонимии, сравнения. Здесь же можно упомянуть и перифразисы (разные представления одного и того же объекта, ср. «верблюд» и «корабль пустыни»): если один и тот же объект представлять при помощи разных выражений, текст будет восприниматься как более живой и менее монотонный, однообразный. В следующем разделе учебника, где все эти средства рассматриваются более подробно, больше внимания уделяется их способности увеличивать изобразительность текста — его способность представлять реальные факты и мысли. Здесь же необходимо отметить, что эти же средства играют очень важную роль при повышении выразительности, делают текст выделенным, более заметным, ярким, бросающимся в глаза.
  2. Кроме того, это фигуры речи, в которых какой-то операции подвергается обычное достаточно распространенное выражение. Это могут быть или фигуры убавления, в которых какая-то часть выражения опускается, или фигуры прибавления, в которых один и тот же элемент повторяется.

Этот обзор, естественно, является поверхностным и вряд ли будет информативным для человека, который в этом вопросе является абсолютным новичком. Для того чтобы овладеть средствами контекстного усиления выразительности, необходимы знания, которые традиционно относятся к третьему разделу риторики — инвенции, особому этапу речи, на котором оратор обращается к языковому воплощению речи. Именно к нему мы и переходим.

Ключевые слова: Речь

Источник: Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. — Риторика (Учебники, учебные пособия)- 2004

Материалы по теме

Периодизация речевого развития

Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:…

Монологическая и диалогическая речь

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Типы речи текста (Я, ТЫ, ОН)

Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я….

Развитие речи в младенчестве

Урунтаева Г.А., Детская психология

Речь взахлеб

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Формы слова

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Речевые свойства личности

Поликарпов В.А., Психология личности

Характеристика речи

Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с…

Развитие выразительности

Недавно я имел честь видеть, как Ланг Ланг играет Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Бетховена с Симфоническим оркестром Торонто. Необычайный уровень выразительности, который он привнес в исполнение, был замечателен. Каждая отдельная нота была сформирована и сформирована, чтобы сказать что-то уникальное и важное. Не было предела нюансам, которые он извлекал из своего инструмента. Хотя я не был знаком с этой конкретной композицией, опыт был впечатляющим, потому что Ланг Ланг взял записи Бетховена на странице и превратил их в музыку — свою собственную музыку для этого конкретного момента. Какой урок для ораторов!

Так много ораторов встают и не дают нам ничего, кроме слов, слов, слов. С таким же успехом они могли бы напечатать речь и дать нам прочитать ее. Более того, даже говорящие с добрыми намерениями, которые прилагают усилия, чтобы заинтересовать своих слушателей, часто не осознают, как они на самом деле производят впечатление. Они думают  , что они экспрессивны, они чувствуют  как будто они полностью вложены, но они просто не выкладывают столько, сколько они себе представляют. Следовательно, важные сообщения не оказывают влияния, и слушатели не предпринимают никаких действий.

Попытки быть более выразительными не решают эту проблему. Выразительность нельзя создать, сознательно манипулируя темпом, высотой тона, громкостью и качеством тона. Мы все слышали ораторов, которые пытаются быть выразительными, и впечатление ложное и какое-то дилетантское. Это производит впечатление застенчивого и неаутентичного. В жизни так никто не говорит.

Выращивание правильных условий  и позволяющих происходить правильным вещам — правильный подход. Как люди, мы по своей природе интересны и выразительны,  если  мы можем уйти со своего пути и выпустить его.

Первый навык, который необходимо реализовать,    глубоко вдохнуть животом, прежде чем говорить. Дыхание соединяет вас с вашим внутренним опытом. Если вы научитесь дышать, поскольку это связано с речью, вы автоматически  будете выразительны. Вам не придется об этом думать.

Вторым навыком, который необходимо развивать, является способность говорить с преднамеренной скоростью . Быстрая речь имеет тенденцию сглаживать вашу подачу. Вариации высоты тона, громкости и тональности становятся трудными. Говоря в более медленном темпе, вы даете своему голосу больше времени и пространства для игры. Говоря в умеренном темпе, вы также помогаете себе быть более презентабельным по отношению к себе и своим слушателям. Это поощряет самовыражение.

Третий навык, и один из самых важных, заключается в том, чтобы установить  личную связь  с вашим контентом. Недостаточно просто сказать слова. Вы должны испытать  то, что вы говорите, пока вы это говорите. Вы должны говорить от сердца, а не от головы. Если вы  почувствуете это, мы  почувствуем это. И когда вы что-то чувствуете, вы будете выразительны.

Когда вы связаны с самим собой (через дыхание), связаны со своим сообщением (через переживание того, что вы говорите) и держите канал открытым (поддерживая расслабленную скорость передачи), выразительность возникает спонтанно и аутентично. Ваши слушатели вовлечены и восприимчивы. Важные сообщения оказывают влияние. И общение оживает.

 

Звук успеха
Запишитесь на этот БЕСПЛАТНЫЙ видео-мини-курс и откройте для себя невероятно привлекательный голос.

Ваш уверенный голос
Этот 145-минутный файл для скачивания в формате mp3 представляет собой полный курс устной речи. Простая, но удивительно эффективная программа поступила в продажу в этом месяце!

Преодоление страха перед сценой и
Performance Anxiety

В этом файле для скачивания в формате mp3 Джей Миллер объединяется с шестикратным обладателем наград гипнотизером доктором Майком Манделем, чтобы представить самую полную программу, доступную для уменьшения или устранения страха перед сценой.

4 способа добавить выразительности вашему голосу

4 способа добавить выразительности вашему голосу

17 августа 2015 г. Билл Розенталь

Когда вы обращаетесь к аудитории, есть четыре способа сделать ваш голос выразительным: громкость, высота тона, темп и тембр.

  1. Объем , вероятно, является самым сложным качеством для профессионалов бизнеса. Мы работаем в офисе весь день, и большинство из нас инстинктивно используют в разговоре наши «внутренние голоса». Мы сгорбились за своими столами и, вероятно, тихонько говорим в телефон, чтобы сохранить конфиденциальность. Подобные привычки делают нас тихими, а это последнее, чего вы хотите, когда находитесь перед публикой.

    Когда вы проводите презентацию, вы, вероятно, попытаетесь установить громкость по шкале от 1 до 10 примерно на 5. Но вряд ли при 5 вас услышат в последнем ряду. Кроме того, чтобы сделать голос наиболее выразительным, вам нужно поставить громкость на семь или восемь и держать ее на этом уровне. Встаньте прямо и позвольте груди расшириться. Таким образом, все ваше тело увеличивает ваш резонанс. Говорите не горлом, а лицом. И попробуйте это. Сделайте немного более глубокий вдох в начале предложения и делайте короткие восстанавливающие вдохи на протяжении всего предложения. Это несколько замедлит вашу речь (см. «скорость» ниже), а также позволит увеличить диапазон высоты тона и тембра.

  1. Высота звука описывает высокие и низкие ноты в вашей речи. Научные исследования показали, что младенцы, чрезвычайно восприимчивые к звучанию человеческого голоса, отдают предпочтение высокой, мелодичной речи. Это предпочтение, очевидно, предшествовало нашему пониманию языка, и, хотя со временем мы учимся приписывать большую часть значения словам, мы сохраняем некоторую способность извлекать значение из вариаций высоты тона. Например, окончание предложения на высокой ноте превращает его в вопрос. Завершение его уровнем или чуть более низким тоном делает его аффирмацией. Если вы закончите предложение на высокой ноте, когда это явно не вопрос, аудитория на каком-то уровне воспримет вас как выражающего сомнение в том, что вы говорите. Изучите значение шага и используйте его в своих интересах.
  1. Ставка может сигнализировать о намерениях аудитории. Когда вы замедляете скорость речи, вы увеличиваете акцент. Когда вы ускоряете свою речь, вы сигнализируете о волнении или юморе. Но помните о том, что я называю «относительностью презентации». У вас больше информации, чем у аудитории, и вы знаете, что произойдет, поэтому вы можете испытать своего рода сокращение времени. Пауза, которая кажется вам очень длинной, скорее всего, покажется вашей аудитории намного короче. И когда вы думаете, что говорите с нормальной скоростью, вы, вероятно, говорите быстрее, чем обычно. Включите относительность презентации в свои усилия по изменению скорости речи.
  1. Тембр (произносится как ТАМ-бер) определяется Американским национальным институтом стандартов в нескольких словах как вся разница между двумя звуками, которая не является громкостью, высотой или скоростью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *