Самые серьезные аварии в истории Формулы-1
История
08:00, 02 июля 2022
11
мин.
Пилоты «королевских гонок», ушедшие в вечность — как они изменили автоспорт?
С 1950 года чемпионат мира Формула-1 заслуженно считается самой престижной гоночной серией, с самой большой зрительской аудиторией и с самым большим бюджетом. Попасть в число гонщиков Формулы-1 — значит навсегда увековечить своё имя в мировой автоспортивной истории. И нет ни одного гонщика, который не мечтал бы о «Королеве автоспорта». К сожалению, многим пилотам участие в Формуле-1 принесло не только триумф, но и смерть.
Не стоит лишний раз говорить, что любые автогонки всегда сопряжены со смертельным риском. Потому что по другому быть не может — формульный болид может разгоняться до 350 км/ч, и малейшая ошибка гонщика, техническая неисправность или просто неудачное стечение обстоятельств могут привести к трагедии. Формула-1 знает немало примеров того, как даже опытнейшие пилоты и многократные чемпионы погибали, совершив всего одну незначительную ошибку. И даже не совершая её, а просто став жертвой обстоятельств.
Ранние годы, первые трагедии
Самая первая смерть в «Королевских гонках» показала, что на гоночной трассе все равны — и новичок, и опытный гонщик — и что скорость не прощает ошибок никому. 15 мая 1953 года американец Чет Миллер, выступавший за команду Kurtis Kraft, погиб во время тренировки перед Гран-При США на знаменитой «кирпичнице» Индианаполиса.
Миллер начал гоняться ещё до Второй мировой войны, трассу Индианаполиса знал лучше, чем свои пять пальцев, однако роковым днем 15 мая его болид влетел в отбойник, и всё было кончено. Специалисты до сих пор не могут понять, как опытнейший гонщик разбился там, где он разбиться никак не должен был, ведь в Индианаполисе он за свою карьеру выступал немало и проехал по этой трассе почти 10 тысяч километров. Попасть в аварию он, конечно, мог, но вот чтобы разбиться насмерть…
Самая жуткая авария за всю историю мирового автоспорта произошла во время суточного марафона «24 часа Ле-Мана» 11 июня 1955 года. И хотя к Формуле-1 этот марафон отношения не имеет, в нем участвовало большое количество пилотов «королевских гонок», включая французского гонщика Пьера Левега, который, собственно, и стал главным действующим лицом этой трагедии. На 35 круге гонки Mercedes-Benz 300 SLR под управлением Левега, на скорости 240 км/ч врезался в болид другого гонщика, Ланса Маклина, и отлетел на защитную земляную насыпь, которая сыграла роль трамплина.
От удара машина Левега начала разваливаться и масса обломков, включая элементы подвески и двигатель, полетели в зрителей. После падения обломков болида на трибуну взорвался топливный бак, а сам французский гонщик погиб, вылетев из машины. По официальным данным в тот день погибло 84 человека, включая Пьера Левега, и более 120 было ранено. Правда, при этом забывают про машину Ланса Маклина, которая после удара Левега также потеряла управление и вылетела с трассы, убив ещё одного зрителя.
В мировой автоспортивной истории ни до 11 июня 1955 года, ни после не было аварий с таким количеством погибших и раненых, и именно после этой аварии стали ежегодно совершенствоваться стандарты безопасности. Это может показаться диким, но в 1955 году гонщики не знали, что такое ремни безопасности, что стоило Левегу (и не только ему) жизни.
А зрители вообще могли находиться в нескольких метрах от несущихся на огромной скорости машин. Самым распространенным видом «отбойников» в 50-е годы были…. тюки с соломой или несколько старых покрышек. Неудивительно, что едва ли не каждая гонка той эпохи могла закончиться трагедий — и нередко заканчивалась. Помимо Левега, в 1955 году погиб во время тренировки двукратный чемпион мира Альберто Аскари, а Гран-При США был омрачен гибелью американских гонщиков Манни Айюло и Билла Вуковича. Всего с 1950 по 1960 год на гоночных трассах погибли тринадцать гонщиков Формулы-1.
Безопасность растет, но трагедии продолжаются
Несмотря на то, что в шестидесятые годы формульные болиды стали безопаснее, а требования к гоночным трассам жестче, пилоты «королевских гонок» и зрители продолжали погибать. Самая известная трагедия шестидесятых годов произошла 10 сентября 1961 года на итальянской трассе Монца. Немецкий гонщик Вольфганг фон Трипс имел очень хорошие шансы стать чемпионом мира в том году, выступая за Ferrari. Но на Гран-При Италии, на одной из самых скоростных трасс чемпионата, он столкнулся с будущим двукратным чемпионом, британцем Джимом Кларком. Неуправляемый болид фон Трипса, вылетев с трассы, убив 13 зрителей. Сам немецкий гонщик также погиб.
Но если фон Трипс разбился на одной из самых скоростных трасс мира, то другой гонщик Ferrari, Лоренцо Бандини, попал в смертельную аварию 7 мая 1967 года на одной из самых медленных трасс — Монте-Карло. Выиграть Гран-При Монако мечтают все без исключения гонщики, но городская трасса Монте-Карло требует от них ювелирного управления машиной и не прощает ошибок.
Так как скорости на этой изобилующей поворотами трассе относительно небольшие, то шанс попасть в серьезную аварию невелик. Однако Лоренцо Бандини стал одним из немногих гонщиков, кто попал не просто в серьезную аварию, а в смертельную. Под самый занавес гонки он потерял концентрацию, врезался в отбойник, его машина перевернулась и загорелась. Пожарные долго не могли потушить пламя, к тому же в те годы ещё не были созданы огнеупорные гоночные комбинезоны. Всё это привело к тому, что Бандини получил серьезные ожоги и через три дня скончался в госпитале Монте-Карло.
Год спустя, 7 июля 1968 года, в аналогичной аварии на Гран-При Франции погиб французский гонщик Жо Шлессер, родной дядя известного раллийного гонщика Жан-Луи Шлессера. Заводская команда Honda решила попытать счастья в «королевских гонках» с революционным болидом Honda RA302. Машина разрабатывалась по личному указанию Соитиро Хонды, имела сверхлегкий кузов из магниевого сплава и двигатель воздушного охлаждения. Тесты машины проводил чемпион Формулы-1 Джон Сёртис, которому машина очень не понравилась. Он отказался её пилотировать, считая небезопасной и откровенно «сырой».
К сожалению, Джо Шлессер не внял его предупреждениям. Он смог проехать менее трех кругов Гран-При Франции, после чего вылетел с трассы. От удара о заграждение машина развалилась, топливный бак был поврежден, и моментально начался пожар. Как и во время знаменитой аварии Пьера Левега в Ле-Мане в 1955 году, крайне негативную роль сыграл магниевый кузов болида, потушить который не удавалось долгое время. Шлессер сгорел заживо, а компания Honda приняла решение уйти из Формулы-1.
Ревущие семидесятые-восьмидесятые. Наперегонки со смертью
Магниевый кузов сыграл роковую роль и в аварии британского гонщика Пирса Кариджа на Гран-При Нидерландов 21 июня 1970 года. На 23 круге гонки De Tomaso 505 в цветах гоночной конюшни Williams вылетела с трассы, перевернулась и загорелась. Как и в случае с Левегом и Шлессером, пожарные долго не могли потушить машину, поэтому шансов у Кариджа не было.
А менее двух месяцев спустя, 5 сентября 1970 года, во время квалификации Гран-При Италии погиб австрийский гонщик Йохен Риндт, который на момент смерти уже досрочно выиграл чемпионский титул. Если бы Риндт ушел в загул, отмечая чемпионскую корону, или вообще не вышел бы на гонку, автоспортивный мир от этого только выиграл бы. Но Риндт отличался бескомпромиссным характером и, несмотря на выигранный титул, хотел сражаться до конца. Поэтому в квалификации он боролся за лучшее время с таким упорством, как будто чемпионский титул ему только предстояло завоевать.
Но, как уже неоднократно было доказано, трасса Монца была и ещё долгое время оставалась одной из самых коварных и опасных. Несмотря на весь свой опыт, Риндт не удержал свой Lotus 72 на трассе и врезался в отбойник. Как позже выяснилось, неправильно установленный. Учитывая те скорости, какие машины развивали в Монце и их несовершенные по части безопасности конструкции, можно сказать, что только чудо могло спасти Риндта в тот день. Но чуда не произошло, и австрийский гонщик останется, скорее всего, единственным пилотом за всю историю Формулы-1, ставшим чемпионом посмертно.
Через восемь лет, 10 сентября 1978 года, опять таки на Гран-При Италии, произошел едва ли не самый массовый «завал» в истории Формулы-1, когда на первых секундах гонки столкнулись сразу десять машин. Девять гонщиков отделались, можно сказать, легким испугом, чего не скажешь про шведского пилота Ронни Петерсона, получившего в результате аварии несколько переломов. И хотя травмы были признаны не опасными для жизни, на следующий день после гонки Петерсон скончался в миланском госпитале от тромбоза, вызванном полученными травмами.
Международная автоспортивная федерация (FIA) предпринимала титанические усилия для того, чтобы сделать гонки более безопасными, и эти усилия приносили свои плоды. Если с 1973 по 1977 год на гоночных трассах погибли 12 человек и более тридцати получили ранения, то в восьмидесятые годы в гонках погибли всего два гонщика. Одним из которых был любимец Энцо Феррари, канадец Жиль Вильнёв, отец будущего чемпиона мира Жака Вильнёва.
8 мая 1982 года во время квалификации Гран-При Бельгии Ferrari Вильнёва задела заднее колесо March немецкого гонщика Йохена Масса, взлетела в воздух и, совершив несколько кульбитов, буквально рассыпалась на части. Вильнёва выбросило из машины, при падении он сломал позвоночник, но остался жив. Врачи долго боролись за его жизнь, но при травмах такой тяжести спасти его не представлялось возможным. Энцо Феррари и раньше очень тяжело переживал гибель своих пилотов, но после смерти Вильнёва замкнулся, ушел в себя, стал крайне раздражительным и малообщительным. Так что и для него участие в «королевских гонках», пусть и в статусе руководителя гоночной команды, не прошло бесследно.
Трехкратный чемпион, ушедший в вечность
Долгих двенадцать лет, вплоть до «чёрного первомая» 1994 года, в гонках Формулы-1 не погиб ни один гонщик, но 30 апреля 1994 года в скорбный список погибших пилотов было вписано имя австрийца Роланда Ратценбергера, разбившегося во время квалификации Гран-При Сан-Марино. Однако самое большое потрясение мировой автоспорт ждало впереди.
1 мая, во время гонки, в повороте Tamburello, в бетонную стену на скорости более 200 км/ч врезался болид трехкратного чемпиона, бразильца Айртона Сенны. После аварии сразу стало ясно, что Сенна серьезно пострадал: сидя в машине он не подавал признаков жизни, из кокпита его доставали спасатели и сразу же отправили в госпиталь на медицинском вертолете. По прибытии в госпиталь бригада реаниматологов констатировала клиническую смерть и обнаружила травмы головы, несовместимые с жизнью. По официальной версии, смертельную рану «Бразильскому Волшебнику» нанес элемент подвески, пробивший шлем гонщика. А неофициальных версий было столько, что до сих пор многие эксперты спорят, из-за чего именно погиб один из лучших — а может и самый лучший — гонщик всех времен.
Гибель Сенны и Ратценберга, плюс другие тяжелые аварии нескольких пилотов в сезоне 1994 года показали, что, несмотря на все принятые FIA меры, «королевские гонки» остаются чрезвычайно опасным видом спорта. В FIA сделали выводы из случившихся трагедий и за последующие годы как сами болиды, так и гоночные трассы, были серьезно переделаны. Скоростные повороты обзавелись большими зонами безопасности, а где этого нельзя было сделать, то там появились снижающие скорость шиканы. Проектирование новых трасс было доверено немецкому архитектору Герману Тильке, который в прошлом сам был автогонщиком и не понаслышке знал, как должна выглядеть безопасная трасса. Именно он создал все современные гоночные трассы, включая автодром в Сочи, на котором проводилось Гран-При России.
Что касается гоночных болидов, то они стали в обязательном порядке проходить ежегодный краш-тест. Кроме того их конструкция отныне предусматривала крепление колес тросами к кузову машины, а гонщики получили систему HANS, защищающую шею и голову пилота от больших перегрузок.
Новейшая история и новые трагедии
В отличие от своего трагически погибшего отца Жиля Вильнёва, канадский гонщик Жак Вильнёв смог стать чемпионом Формулы-1. Однако и он сам несколько раз был на волосок от смерти. Самая серьезная авария с его участием произошла на Гран-При Канады в 2001 году. На пятом круге гонки канадец не поделил трассу с немецким гонщиком Ральфом Шумахером, родным братом семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера. В результате столкновения болид канадца взмыл в воздух и упал в зоне безопасности, теряя колеса, антикрылья и прочие детали. По невероятному стечению обстоятельств одно из колес угодило точно в амбразуру защитного ограждения и убило 52-летнего маршала гонки. Помимо этого обломками болида Вильнёва было ранено ещё 11 зрителей. Сам Жак получил незначительные травмы, но впоследствии признавался, что никогда ещё не был так близко к смерти, как в тот день.
Казалось бы, усиление мер безопасности должно было исключить повторение трагедий со смертельным исходом, но 5 октября 2014 года на Гран-При Японии в тяжелейшую аварию попал французский гонщик Жюль Бьянки, выступавший за российскую команду Marussia. Несмотря на режим желтых флагов, обязывающих гонщиков снизить скорость, Бьянки этого не сделал, его болид вылетел с мокрой трассы и столкнулся с трактором, который эвакуировал с трассы другую машину. В результате аварии французский пилот получил тяжелую травму головы, впал в кому и скончался 17 июля 2015 года. По состоянию на сегодняшний день, Жюль Бьянки является последним пилотом Формулы-1, умершим в результате аварии на гоночной трассе.
После гибели Бьянки возобновились разговоры о том, что пора закрыть последнюю «брешь» в системе безопасности гонщиков, а именно — защитить голову пилотов. Но прошло только три года, как на формульных болидах стала обязательной титановая дуга, получившая название Halo. Именно этот элемент безопасности, позволил сохранить жизнь как минимум одному гонщику. 29 ноября 2020 года французский пилот команды Haas Ромэн Грожан врезался в ограждение трассы во время Гран-При Бахрейна. Его болид на скорости 200 км/ч пробил металлическое ограждение, и если бы не защитная дуга Halo, то Грожан, вне всякого сомнения, погиб бы. Однако он смог самостоятельно выбраться из горящей машины и серьезных травм не получил. Попади он в такую аварию тремя годами ранее, его имя однозначно пополнило бы список погибших пилотов «королевских гонок».
В наше время автогонки — о какой бы гоночной серии ни шла речь — стали гораздо безопаснее, чем гонки середины ХХ века. В ту эпоху Смерть постоянно и незримо присутствовала на любой гонке, и бывало так, что её костлявая рука хватала не отдельных гонщиков, а целые семьи. Вспомним гибель на гоночных трассах мексиканских пилотов, братьев Родригес. В те годы гонщики соревновались не только с друг с другом, но и в прямом смысле участвовали в гонках наперегонки со смертью. Десятки пилотов разных гоночных серий, включая «Формулу-1», ушли в вечность за рулем своих быстрых, но крайне опасных болидов и, несмотря на кратно возросший уровень безопасности, даже в наши дни никто не может гарантировать того, что в один не самый прекрасный день трагедия не повторится на какой-нибудь гонке. Тем не менее, сотни гонщиков по всему миру продолжают садиться за руль гоночных машин и испытывать судьбу. Как известно, трус не играет в хоккей. Эту прописную истину можно дополнить — трус не садится в гоночный болид. Никогда не зная, добреется он до финиша или нет…
Материалы по теме
Автор:Александр Плеханов
Теги:
#аварии
,
#Формула-1
,
#автоспорт
,
#История
Все новости Quto в VK
Подписаться
Новости партнеров
самые страшные аварии в Формуле-1
Азарт, драйв, сверхскорости и максимальная концентрация, невероятные победы и великолепное шоу − все это Формула‑1. Но в истории гонок есть и «черные страницы», ведь самые страшные аварии в Формуле‑1 − аварии со смертельным исходом.
Миллионы поклонников автоспорта во всем мире с большим интересом следят за гонками Формулы 1. Именно высокие скорости делают высший класс автоспорта таким интересным. В то же время безрассудные скорости представляют собой риск и раз за разом приводят к страшным авариям в Формуле 1.
Первые смерти на трассе
В первые годы существования Формулы 1 безопасность гонщиков оставалась на низком уровне. Автомобили не были оснащены механизмами безопасности современных гоночных машин, а сами правила далеки были от совершенства.
Именно по этой причине уже через 3 года после основания Формулы 1 (в 1953 году) произошло огромное количество серьезных аварий, которые часто заканчивались трагически для гонщиков.
На архивной записи в 3:35 можно увидеть первую жертву Формулы‑1 − американский гонщик Карл Скарборо, который проехав 69 кругов, выйдя из машины, потерял сознание. В тот день было очень жарко, многие гонщики сошли с дистанции из-за этого, Карл Скарборо боролся до конца. Он умер в тот же день в больнице от теплового удара.
Смерть из-за аварии
Первая авария со смертельным исходом в Формуле 1 произошла в первом сезоне гоночной серии на Гран-при Германии 31 июля 1954 года.
Аргентинец Онофре Маримон погиб в аварии во время тренировочного заезда. Неисправность в его Maserati привела к блокировке переднего колеса и сходу автомобиля с трассы. Первая помощь на месте аварии была оказана слишком поздно и гонщик от полученных травм скончался.
Гран-при Бельгии 19 июня 1960 года
Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршам считается одним из самых мрачных этапов Формулы‑1.
Стирлинг Мосс уже попал в серьезную аварию во время тренировки. Во время гонки у Майкла Тейлора отказало рулевое управление, и его автомобиль был полностью разрушен при вылете с трасы. Оба водителя выжили, получив серьезные травмы.
youtube.com/embed/rscoLqaPIvM» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>На 20‑м круге британец Крис Бристоу боролся за третье место и вылетел с трассы. Он неудачно врезался под барьер трека. Согласно медицинским заключениям, Бристоу погиб сразу после столкновения.
The 1960 Belgian Grand Prix was a disastrous weekend for Formula One, it claimed the life of drivers Alan Stacey and Chris Bristow and caused severe injuries for Stirling Moss, and paralyzed Mike Taylor. It remained the deadliest weekend of Formula 1 until the 1994 San Marino GP pic.twitter.com/8iPueXul2q
— F1 World Championships (@TheLionoftheNo1) January 1, 2022
Всего несколько кругов спустя птица попала в шлем Алана Стейси, другого британского гонщика. Автомобиль Lotus-Climax вылетел с трассы и загорелся. Освободить Алана Стейси из-под обломков не удалось.
В тот день мрачный гоночный уик-энд унес жизни двух человек, а еще два водителя получили серьезные травмы.
Гран-при Италии 10 сентября 1961 года
Гран-при Италии проводили в Монце 10 сентября 1961 года. В то время немецкий гонщик Вольфганг Граф Берге фон Трипс в сезоне 1961 года был лидером в чемпионы. Он также выиграл квалификацию в Монце и стартовал с поул-позишн.
Уже на первом круге произошла серьезная авария, в которую едва не попал Граф Берге фон Трипс. Когда он обогнал Джека Брэбхема, произошло столкновение между последним и Гэрри Эшмором. Эшмор выжил в этой аварии Формулы‑1, получив серьезные травмы.
Всего один круг спустя на повороте произошла одна из самых серьезных аварий в истории Формулы 1 − Фон Трипс обогнал Джима Кларка, но столкнулся с его Lotus.
Из-за высокой скорости – около 230 км/ч – автомобиль Графа Берге фон Трипса выбросило на насыпь и столкнуло с улавливающим ограждением. Автомобиль отскочил от ограждения и влетел в зрителей.
#OnThisDay in 1961, #German #Formula1 driver Wolfgang von Trips collided with another car during the Italian Grand Prix and careened off the track, resulting in his death and the deaths of 15 spectators. #F1 #Motorsport #history #crash #racing #1960s #60s #Italia #Italy pic.twitter.com/rlg1Otq0W2
— Photos of Old (@PhotosOfOld) September 10, 2018
Вольфганг Граф Берге фон Трипс был выброшен из машины и погиб от удара. Среди зрителей также были погибшие и раненые. В общей сложности 15 зрителей погибли, еще 60 получили ранения, некоторые из них очень серьезные.
Вольфганг Граф Берге фон Трипс посмертно завоевал титул гонщика в сезоне 1961 года.
Гран-при Италии 5 сентября 1970 года
Очередной Гран-при Италии проходил в Монце 5 сентября 1970 года. На тот момент австриец Йохен Риндт уже набрал 45 очков за чемпионат мира и возглавлял турнирную таблицу.
В тренировочной сессии перед гоночным уикендом Йохен Риндт обогнал Дениса Халма на своем Lotus-Ford незадолго до поворота. Из-за технического дефекта, вероятно, обрыва тормозного вала, Йохен Риндт потерял контроль над своим автомобилем.
Поскольку ни один из гонщиков не смог набрать достаточно очков в оставшихся гонках, чтобы догнать Йохена Риндта в зачете чемпионата мира, он стал чемпионом мира. Посмертно.
Гран-при Германии 1 августа 1976 года
Сезон 1976 года начался для Ники Лауды великолепно. После восьми гонок он лидировал в чемпионате мира среди гонщиков с пятью победами. 1 августа 1976 года на трассе Нюрбургринг состоялся Гран-при Германии.
Перед началом гонки пошел дождь, и Ники Лауда стартовал на дождевых шинах. Поскольку трасса быстро высыхала, команда Ferrari перешла на слики всего через один круг. В результате Лауда потерял несколько мест, но смог обогнать нескольких соперников на втором круге. После поворота он потерял контроль над машиной и врезался в боковой барьер.
В этот момент его Ferrari была почти полна топлива (около 200 литров бензина) из-за раннего пит-стопа. От удара Ники Лауда потерял сознание, а бензин мгновенно воспламенился.
Следовавший за ним автомобиль протаранил Ferrari Лауды, которая остановилась на трассе. Сразу же три гонщика, Бретт Лунгер, Гай Эдвардс и Харальд Эртль, попытались освободить Лауду из автомобиля.
On This Day In 1976 Formula 1 racing driver Niki Lauda was in a critical condition following an horrific crash at the Nurburgring Grand Prix in Germany. Within 6 weeks of the the accident Lauda was back behind the wheel. #OnThisDay #F1 #NikiLauda #Nurburgring #Germany pic.twitter.com/8SafJQf4VL
— Richard Norman Poet (@ElmerPalaceSE25) August 1, 2018
Только Артуро Мерцарио, который также остановился, смог расстегнуть ремни безопасности примерно через полминуты. В результате аварии Ники Лауда потерял шлем, поэтому область лица была защищена только тонким, невоспламеняющимся капотом. В результате он получил сильные ожоги лица, а его легкие также были сожжены токсичными испарениями.
Сначала было неясно, выживет ли Лауда после аварии. Однако чудесным образом он вернулся в кокпит своего Ferrari всего через 42 дня после серьезной аварии.
Гран-при Италии 10 сентября 1978 года
До начала Гран-при Италии в Монце 10 сентября 1978 года оставалось всего несколько секунд, когда произошла одна из самых серьезных аварий в Формуле‑1 − десять автомобилей попали в «мясорубку», которая произошла перед первым поворотом.
Lotus-Ford Ронни Петерсона задел заднее колесо соперника, закрутился и врезался в барьер. Это привело к взрыву бензобака, и мгновенному воспламенению автомобиля.
Ronnie Peterson Monza Grand Prix Italy 1978 John Player Special Lotus pic. twitter.com/sVvuYYJzSC
— PHN16 (@PHN16) September 28, 2021
Петерсон, который в результате аварии получил переломы ног, оказался зажат в машине, но был очень быстро освобожден своим коллегой-водителем Джеймсом Хантом. Помимо переломов, Петерсон получил несколько ожогов, но оставался в сознании.
Ему сделали операцию на ноге, но произошла эмболия, и он умер утром 11 сентября 1978 г.
По количеству набранных очков он на чемпионате мира 1978 г. занял второе место. Посмертно.
Гран-при Сан-Марино 30 апреля 1994 года
Гоночный уик-энд с 30 апреля по 1 мая 1994 года вошел в историю Формулы‑1 как один из самых мрачных.
В субботу австрийский гонщик Роланд Ратценбергер проходил квалификационный круг на своем автомобиле Simtek-Ford, когда сломалась часть переднего крыла. В результате Роланд Ратценбергер потерял контроль над автомобилем, так как необходимая прижимная сила пропала.
youtube.com/embed/itEukKwo1nA» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>В повороте Villeneuve гоночный автомобиль вылетел с трассы, и Роланд Ратценбергер на скорости около 300 км/ч врезался в стену. Автомобиль продолжал скользить на протяжении многих метров и остановился только на следующем повороте. Все попытки реанимации на месте происшествия не увенчались успехом.
Заезд 1 мая 1994 года
Несмотря на серьезную аварию Роланда Ратценбергера в Формуле‑1, организаторы решили начать регулярную гонку на следующий день.
Гран-при Сан-Марино 1994 года в Имоле был полон плохих предзнаменований, да и сама гонка прошла не так, как планировалось. Первая авария произошла сразу после старта.
Pedro Lamy and JJ Lehto crash at the start of the San Marino Grand Prix on May 1st 1994. #F1 pic.twitter.com/GXh75jT9qt
— 20th Century F1 (@20thCenturyF1) April 30, 2016
У финна Джей Джей Лехто сломалась машина, и он остановился на старте. Педро Лами не смог избежать столкновения и на высокой скорости врезался сзади в автомобиль Джей Джей Лехто.
К счастью, оба водителя не пострадали.
Айртон Сенна
Когда автомобиль безопасности освободил трассу, Айртон Сенна лидировал, опережая Михаэля Шумахера. Сразу после рестарта последовал быстрый набор скорости, после чего автомобиль Айртона Сенны выехал на прямую, вылетел с трассы и на большой скорости врезался в стену на обочине.
До конца так и не установлено, что стало причиной тяжелых травм головы Айртона Сенны, есть подозрение, что шина ударила по шлему гонщика.
Айртон Сенна был доставлен в больницу в Болонье на спасательном вертолете, где и скончался от тяжелых травм головы.
Гран-при Японии 5 октября 2014
После гибели Айртона Сенны меры безопасности в Формуле 1 значительно усилились. Прежде всего, автомобили стали обеспечивать дополнительными системами безопасности, которые не единожды спасали жизни гонщиков в случае аварий.
Однако 5 октября 2014 года удача была не на стороне француза Жюля Бьянки.
На Гран-при Японии в Сузуке после дождя на трассе было сложно ездить. Сначала Адриан Сутил вылетел с трассы на извилистом участке.
Эвакуатор был занят закреплением машины Сутила, когда Жюль Бьянки не справился с управлением Marussia Ferrari в том же месте.
Он врезался в заднюю часть эвакуатора, получив тяжелые травмы головы. Врачи боролись за жизнь Жюля Бьянки в течение девяти месяцев, но он так и не вышел из комы и умер 17 июля 2015 года в результате аварии.
Читать также:
- Формула‑1 отменяет «Гран-при России»?
- Формула‑1 согласовала проведение гонок в Бахрейне до 2036 года
- Новейший болид Формулы‑1: возвращение «серебряной стрелы»
Подпишитесь на наш Telegram
Получайте 1 сообщение с главными новостями за день, каждый вечер по будням.
Список несчастных случаев со смертельным исходом | Формула 1 Вики
в: Смертность, Списки, Смертность по
годамЖюль Бьянки — последний гонщик Формулы-1, получивший смертельную травму во время Гран-при Японии 2014 года в возрасте 25 лет. Гран-при Сан-Марино в возрасте 34 лет.
Йохен Риндт выиграл чемпионат мира 1970 года, несмотря на то, что был убит в середине сезона во время тренировки перед Гран-при Италии, что сделало его единственным посмертным чемпионом мира
Как и во всех автоспортах, в Формуле-1 случаются несчастные случаи со смертельным исходом. С 1950 года 32 гонщика погибли во время уик-энда Гран-при Формулы-1, 7 — во время тестов и 12 — во время соревнований, не связанных с чемпионатом.
Первым гонщиком, погибшим в серии Формулы-1, стал Кэмерон Эрл, погибший во время частной тестовой сессии английских гоночных автомобилей на испытательном полигоне Ассоциации исследований автомобильной промышленности в Англии. Он умер в больнице в возрасте 29 летот переломов черепа после того, как его машина ERA R14B перевернулась.
Чет Миллер был самым старым гонщиком, погибшим в машине Формулы-1, в возрасте 50 лет. Он погиб во время тренировки на гонке Indianapolis 500 1953 года, которая в то время была частью чемпионата Формулы-1. Рикардо Родригес, самый молодой гонщик в истории, участвовавший в гонках за Scuderia Ferrari, является самым молодым гонщиком, погибшим во время гонок Формулы-1, в возрасте 20 лет. Подвеска его Lotus 24 не удалась во время неофициальной тренировки для не-чемпионата. 1962 Гран-при Мексики на автодроме Hermanos Rodríguez.
В 1970 году Йохен Риндт стал единственным посмертным чемпионом мира Формулы-1. Он погиб во время тренировки к Гран-при Италии 1970 года на Lotus 72C, когда потерял контроль над своей машиной при резком торможении. Он выиграл чемпионат с преимуществом в 5 очков над Джеки Иксом, несмотря на то, что пропустил последние три гонки сезона.
Часто считающийся одним из самых мрачных уик-эндов Формулы-1, Гран-при Сан-Марино 1994 года был омрачен множеством инцидентов. Рубенсу Баррикелло повезло, что он избежал тяжелой авиакатастрофы во время пятничной тренировки, потеряв сознание после столкновения со стеной на скорости более 225 км/ч. В субботу Роланд Ратценбергер трагически погиб, когда переднее крыло его Simtek S941 провалился на скоростном перегибе Villeneuve Kink. Он погиб мгновенно, когда его машина врезалась в стену на скорости более 300 км/ч. К сожалению, в эти выходные погиб еще один водитель. На этот раз это был трехкратный чемпион мира Айртон Сенна, после того как из-за отказа рулевого управления его Williams FW16 врезался в внешние барьеры в Тамбурелло, и он был поражен рулевым рычагом по голове. Он единственный чемпион мира, получивший смертельную травму, за исключением Риндта, который выиграл чемпионат после его смерти.
В течение следующих 20 лет в Формуле-1 больше не было аварий со смертельным исходом, во многом благодаря различным инновациям в области безопасности, внедренным в спорт за его долгую историю. Некоторые из этих нововведений были прямым результатом уроков, извлеченных из предыдущих смертельных случаев в Формуле-1 и других категориях автоспорта. 2000-е — единственное десятилетие, за которое не погиб ни один водитель.
Тем не менее, на Гран-при Японии 2014 года пилот Marussia Жюль Бьянки получил диффузную травму аксона после того, как в сильно влажных условиях врезался в эвакуационную машину. Во время аварии машина на обочине увозила машину Адриана Сутила, после того как он вылетел из гонки за пару кругов до этого. Авария была очень похожа на аварию Марии де Вильота на испытаниях в 2012 году с той же командой. Бьянки был доставлен в больницу, где провел девять месяцев в коме и в конце концов скончался от полученных травм 17 июля 2015 года. Авария была тщательно расследована FIA, в результате чего были добавлены виртуальная машина безопасности и Halo.
Ниже приводится список водителей, погибших за рулем автомобиля Формулы-1, в том числе погибших во время:
- Гран-при
- Отборочный
- Практика
- Тест перед гонкой
- Частная тестовая сессия
- Событие, не связанное с чемпионатом
- Историческое событие
Содержание
- 1 Драйверы
- 2 направляющих гусеницы
- 3 Каталожные номера
- 4 Внешние ссылки
Драйверы[]
Драйвер | Возраст | Дата аварии | Событие | Автомобиль | Сессия |
---|---|---|---|---|---|
Кэмерон Эрл | 29 | 18 июня 1952 г. | Н/Д | ЭРА | Тест |
Чет Миллер | 50 | 15 мая 1953 г. | 1953 Индианаполис 500 | Куртис Крафт | Практика |
Шарль де Торнако | 26 | 18 сентября 1953 г. | Гран-при Модены 1953 года | Феррари | Практика |
Онофре Маримон | 30 | 31 июля 1954 г. | Гран-при Германии 1954 года | Мазерати | Практика |
Марио Альборгетти | 26 | 11 апреля 1955 г. | Гран-при По, 1955 г. | Мазерати | Гонка |
Мэнни Аюло | 33 | 16 мая 1955 г. | 1955 Индианаполис 500 | Кузьма | Практика |
Билл Вукович | 36 | 30 мая 1955 г. | 1955 Индианаполис 500 | Куртис Крафт | Гонка |
Эудженио Кастеллотти | 26 | 14 марта 1957 г. | Н/Д | Феррари | Тест |
Кит Эндрюс | 36 | 15 мая 1957 г. | 1957 Индианаполис 500 | Куртис Крафт | Практика |
Пэт О’Коннор | 29 | 30 мая 1958 г. | 1958 Индианаполис 500 | Куртис Крафт | Гонка |
Луиджи Муссо | 33 | 6 июля 1958 г. | Гран-при Франции 1958 года | Феррари | Гонка |
Питер Коллинз | 26 | 3 августа 1958 г. | Гран-при Германии 1958 года | Феррари | Гонка |
Стюарт Льюис-Эванс | 28 | 19 сентября 1958 г. | Гран-при Марокко 1958 года | Ванволл | Гонка |
Джерри Ансер мл. | 26 | 17 мая 1959 г. | 1959 Индианаполис 500 | Куртис Крафт | Тест перед гонкой |
Гарри Шелл | 38 | 13 мая 1960 г. | Международный трофей BRDC 1960 г. | Купер | Практика |
Боб Кортнер | 32 | 19 мая 1959 г. | 1959 Индианаполис 500 | Корнис | Тест перед гонкой |
Крис Бристоу | 22 | 19 июня 1960 г. | Гран-при Бельгии 1960 года | Купер | Гонка |
Алан Стейси | 26 | 19 июня 1960 г. | Гран-при Бельгии 1960 года | Лотос | Гонка |
Шейн Саммерс | 24 | 1 июня 1961 г. | Серебряный городской трофей 1961 года | Купер | Практика |
Джулио Кабьянка | 38 | 15, 19 июня61 | Н/Д | Купер | Тест |
Вольфганг фон Трипс | 33 | 10 сентября 1961 г. | Гран-при Италии 1961 года | Феррари | Гонка |
Рикардо Родригес | 20 | 1 ноября 1962 г. | Гран-при Мексики 1962 года | Лотос | Практика |
Гэри Хокинг | 25 | 21 декабря 1962 | Гран-при Натала 1962 года | Лотос | |
Карел Годин де Бофор | 30 | 2 августа 1964 г. | Гран-при Германии 1964 года | Порше | Практика |
Джон Тейлор | 33 | 7 августа 1966 г. | Гран-при Германии 1966 года | Брэбэм | Гонка |
Лоренцо Бандини | 31 | 7 мая 1967 г. | Гран-при Монако 1967 года | Феррари | Гонка |
Боб Андерсон | 36 | 14 августа 1967 г. | Н/Д | Брэбэм | Тест |
Джо Шлессер | 40 | 7 июля 1968 г. | Гран-при Франции 1968 года | Хонда | Гонка |
Герхард Миттер | 33 | 2 августа 1969 | Гран-при Германии 1969 года | БМВ | Практика |
Мартин Брэйн | 25 мая 1970 г. | Встреча клуба спортивных автомобилей Ноттингема | Купер | Гонка | |
Пирс Кураж | 28 | 7 июня 1970 г. | Гран-при Нидерландов 1970 года | Де Томазо | Гонка |
Йохен Риндт | 28 | 5 сентября 1970 г. | Гран-при Италии 1970 года | Лотос | Отборочный |
Джо Зифферт | 35 | 24 октября 1971 г. | Гонка за победу на чемпионате мира 1971 года | БРМ | Гонка |
Роджер Уильямсон | 25 | 29 июля 1973 г. | Гран-при Нидерландов 1973 года | марта | Гонка |
Франсуа Север | 29 | 6 октября 1973 г. | Гран-при США 1973 года | Тиррелл | Отборочный |
Питер Ревсон | 35 | 22 марта 1974 г. | Гран-при Южной Африки 1974 года | Тень | Тест перед гонкой |
Гельмут Койнигг | 25 | 6 октября 1974 г. | Гран-при США 1974 года | Сертис | Гонка |
Марк Донохью | 38 | 19 августа 1975 г. | Гран-при Австрии 1975 г. | Пенске | Практика |
Том Прайс | 27 | 5 марта 1977 г. | Гран-при Южной Африки 1977 года | Тень | Гонка |
Брайан Макгуайр | 31 | 29 августа 1977 г. | Чемпионат Shellsport 1977 г. | Макгуайр | Практика |
Ронни Петерсон | 34 | 10 сентября 1978 г. | Гран-при Италии 1978 года | Лотос | Гонка |
Патрик Депайе | 35 | 1 августа 1980 г. | Н/Д | Альфа Ромео | Тест |
Жиль Вильнёв | 32 | 8 мая 1982 г. | Гран-при Бельгии 1982 года | Феррари | Отборочный |
Риккардо Палетти | 23 | 13 июня 1982 г. | Гран-при Канады 1982 года | Оселла | Гонка |
Элио де Анджелис | 28 | 15 мая 1986 г. | Н/Д | Брэбэм | Тест |
Роланд Ратценбергер | 33 | 30 апреля 1994 г. | Гран-при Сан-Марино 1994 года | Симтек | Отборочный |
Айртон Сенна | 34 | 1 мая 1994 г. | Гран-при Сан-Марино 1994 года | Уильямс | Гонка |
Джон Доусон-Дамер | 59 | 24 июня 2000 г. | 2000 Фестиваль скорости в Гудвуде | Лотос | Демонстрация |
Фриц Глатц | 58 | 14 июля 2002 г. | Сезон серии EuroBOSS 2002 г. | Работа ногами | Гонка |
Мария де Вильота | 33 | 3 июля 2012 г. | Н/Д | Маруся | Тест |
Жюль Бьянки | 25 | 5 октября 2014 г. | Гран-при Японии 2014 | Маруся | Гонка |
Не участвует в чемпионате мира Формулы-1. |
Маршаллы гусеницы[]
Наименование | Возраст | Дата аварии | Событие |
---|---|---|---|
Гюнтер Шнайдер | 19 | 4 августа 1963 г. | Гран-при Германии 1963 года |
Янсен ван Вуурен | 19 | 5 марта 1977 г. | Гран-при Южной Африки 1977 года |
Паоло Гислимберти | 33 | 10 сентября 2000 г. | Гран-при Италии 2000 г. |
Грэм Беверидж | 52 | 4 марта 2001 г. | Гран-при Австралии 2001 г. |
Марк Робинсон | 38 | 9 июня 2013 г. | Гран-при Канады 2013 г. |
Ссылки[]
- ESPN — Гонщики Формулы-1
- Formula One — History Of F1 Safety
Внешние ссылки[]
- Formula One — History Of F1 Safety
- Описание фаталити F1scarlet
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Список погибших водителей F1
Автоспорт в целом является одним из самых рискованных видов спорта в мире.
Как и во всех автоспортах, в Формуле-1 с момента ее создания в 1950 году происходили несчастные случаи со смертельным исходом.
18 июня 1952 года автомобиль для команды English Racing Automobiles. Кэмерон Эрл получил переломы черепа, когда машина перевернулась, и он умер в возрасте 29 лет. .
Смерть Жюля Бьянки стала первой гибелью гонщика в Формуле-1 после смерти Айртона Сенны 1 мая 1994 года, когда легендарный бразильец Уильямс врезался в стену на Гран-при Сан-Марино. . Жюль Бьянки умер 17 июля 2015 года, через девять месяцев после аварии. Бьянки находился в коме в результате столкновения своей машины Marussia F1 с эвакуатором на Гран-при Японии 2014 года и получил диффузную травму аксона. Ему было всего 25 лет.
Авария Бьянки была очень похожа на аварию Марии де Вильота на испытаниях в 2012 году. Хотя гибель этих гонщиков Формулы-1 была трагическим событием, они помогли спорту разработать многие современные устройства безопасности и правила, которые используется в F1 сегодня.
В 2014 году Формула-1 отпраздновала 20-й сезон без смертельных случаев, вплоть до аварии Бьянки в Японии. 2000-е остаются единственным десятилетием на сегодняшний день, когда ни один водитель не погиб.
Driver | Date Of Accident | Event | Car | Session | ||
Martin Brain | May 25, 1970 | Nottingham Sportscar Club Meeting | Cooper | Гонка | ||
Рикардо Родригес | 1 ноября 1962 г. | Гран-при Мексики 1962 г.0073 | ||||
Chris Bristow | June 19, 1960 | 1960 Belgian Grand Prix | Cooper | Race | ||
Riccardo Paletti | June 13, 1982 | 1982 Canadian Grand Prix | Osella | Race | ||
Шейн Саммерс | 1 июня 1961 | 1961 Silver City Trophy | Купер | Практика | ||
Гэри Хокинг | 60721 декабря 601005 1962 Натал Гран -при Гран -при | Lotus | Практика | |||
Роджер Уильямсон | 29 июля 1973 г. | 1973 голландский гран -пример | гонка | . Гран-при Японии | Marussia | Race |
Хельмут Койнигг | 6 октября 1974 | Гран-при США 1974 | Surtees | Race | ||
Peter Collins | August 3, 1958 | 1958 German Grand Prix | Ferrari | Race | ||
Charles de Tornaco | September 18, 1953 | 1953 Modena Grand Prix | Ferrari | Тренировка | ||
Джерри Ансер мл.0076 | June 19, 1960 | 1960 Belgian Grand Prix | Lotus | Race | ||
Mario Alborghetti | April 11, 1955 | 1955 Pau Grand Prix | Maserati | Race | ||
Eugenio Castellotti | 14 марта 1957 | — | Ferrari | Test | ||
Том Прайс | 5 марта 1977 | 1977 Гран-при Южной Африки | 6 | 60076 | Race | |
Piers Courage | June 7, 1970 | 1970 Dutch Grand Prix | De Tomaso | Race | ||
Stuart Lewis-Evans | September 19, 1958 | 1958 Moroccan Grand Prix | Vanwall | Гонка | ||
Йохен Риндт | 5 сентября 1970 г. | Гран-при Италии 1970 г.0076 | May 15, 1986 | — | Brabham | Test |
Cameron Earl | June 18, 1952 | — | ERA | Test | ||
François Cevert | October 6, 1973 | Гран-при США 1973 | Тиррелл | Квалификация | ||
Пэт О’Коннор | 30 мая 1958 | 1958 Индианаполис 500 | Гонка0076 | |||
Onofre Marimón | July 31, 1954 | 1954 German Grand Prix | Maserati | Practice | ||
Carel Godin de Beaufort | August 2, 1964 | 1964 German Grand Prix | Porsche | Practice | ||
Брайан МакГуайр | 29 августа 1977 г. | Чемпионат Shellsport 1977 г.0076 | May 7, 1967 | 1967 Monaco Grand Prix | Ferrari | Race |
Gilles Villeneuve | May 8, 1982 | 1982 Belgian Grand Prix | Ferrari | Qualifying | ||
Bob Cortner | 19 мая 1959 | 1959 Индианаполис 500 | Корнис | Тест перед гонкой | ||
Джон Тейлор | 7 августа 1966 | Гран-при Германии 19660076 | Brabham | Race | ||
Gerhard Mitter | August 2, 1969 | 1969 German Grand Prix | BMW | Practice | ||
Wolfgang von Trips | September 10, 1961 | 1961 Italian Grand Prix | Ferrari | Гонка | ||
Роланд Ратценбергер | 30 апреля 1994 | Гран-при Сан-Марино 1994 | Simtek | Квалификация | ||
Maria de Villota | July 3, 2012 | — | Marussia | Test | ||
Manny Ayulo | May 16, 1955 | 1955 Indianapolis 500 | Kuzma | Practice | ||
Luigi Musso | 6 июля 1958 г. | 1958 Гран-при Франции | Ferrari | Гонка | ||
Ронни Петерсон0076 | Lotus | Race | ||||
Ayrton Senna | May 1, 1994 | 1994 San Marino Grand Prix | Williams | Race | ||
Jo Siffert | October 24, 1971 | 1971 World Championship Victory Race | BRM | Race | ||
Patrick Depailler | August 1, 1980 | — | Alfa Romeo | Test | ||
Peter Revson | March 22, 1974 | 1974 South African Grand Prix | Shadow | Pre-race test | ||
Bob Anderson | August 14, 1967 | — | Brabham | Test | ||
Bill Vukovich | 30 мая 1955 г. |