4.3. Возрастная норма
Норма развития, согласно современным представлениям, – не только количественная, но и непременно качественная оценка особенностей функционирования организма, обеспечивающие его приспособление к условиям внешней среды.
На каждом возрастном этапе существуют более или менее определенные критерии для оценки зрелости организма ребенка, что позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Но определить и операционализировать, представить понятие нормы вообще и возрастной в частности в форме доступной для измерения весьма сложно.
К определению понятия норма выделены следующие подходы.
Статистический подход. В качестве критерия периодизации используется метаболизм, изменения которого проявляются в количественных морфологических характеристиках: росте, весе, смене зубов и др. Величины измеренных по определенной шкале признаков всегда будут находиться в некотором диапазоне.
По мнению известного словацкого ученого Л.Пожар, с точки зрения статистической нормы, нормальным считается такое явление, которое находится в рамках средней величины или оговоренной меры распределения, как правило, выраженной в виде стандартного квадратичного отклонения. В противном случае такое явление считается ненормальным.
Количественной характеристикой частоты служит средняя величина или мода, соответствующие общей норме, согласно которой большинство людей (детей и/или взрослых) признаются нормальными. Статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.
Недостатки метода заключаются в следующем:
1) редко встречающиеся значения изучаемого признака признаются аномальными; в частности, при статистическом подходе одаренность, по сути являющаяся отклонением от нормы, рассматривается как патология;
2) статистически определяемая норма имеет ситуативный характер, давая представление о признаке «здесь и сейчас», что не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;
3) она применима при использовании одного репрезентативного показателя; использование двух и более приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение приведет к сужению диапазона нормы, взятого одновременно по двум и более показателям;
4) статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;
5) все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, вообще не могут быть оценены в категориях статистической нормы.
Функционально-системный подход. Понятие нормы, с точки зрения теории функциональных систем, понимается не как набор стандартных критериев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой и сохраняется оптимальное согласование всех функций организма.
Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.
Функционально-системный подход позволяет по-новому подойти к толкованию понятия нормы и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Недостатком является обобщенный характер толкования, отсутствие конкретизации. Способы описания возрастной нормы и установления ее критериев остаются при этом подходе дискуссионными
Медико-биологический подход. В основе подхода – эмпирический опыт, лежащий в основе оценки функционального состояния организма, в том числе центральной нервной системы. Согласно ему, о норме функционирования организма и психики человека можно судить по нормам психических реакций и поведения, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, общепринятым показателям строения тела. Предполагается, что сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения в зависимости от конкретных внутренних и внешних обстоятельств (индивидуальных особенностей, социальных условий, развития науки и т.п.).
Очевидно, понятие нормы оказывается динамичной категорией, функционирующей, тем не менее, в структурных и функциональных пределах, обеспечивающих нормальную жизнедеятельности организма и психики. Многолетние наблюдения, проводимые в медицине и возрастной физиологии, дают вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются и на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы.
Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.
Основные параметры характеристики возраста. Среди параметров выделяют две группы: основания развития и результаты развития.
К основаниям развития относятся:
— социальная ситуация развития;
— круг отношений;
— ведущий тип деятельности;
— сензитивность.
Среди результатов развития принято выделять:
— новообразования личности;
— формы общения;
— эмоционально-волевую сферу;
— способности общие и специальные;
— новый вид деятельности.
Описание изменений в развитии личности по данным параметрам дает нам полную характеристику возраста.
Вопросы для повторения:
На чем базируется периодизация развития?
Какие хронологические закономерности прослеживаются в схеме периодизации И.А.Аршавского?
Какие схемы периодизации развития человека приняты в наше время?
Что входит в понятие биологического, социального, психического возраста?
По каким критериям принято оценивать зрелость организма ребенка?
Какие подходы выделены к определению понятия «возрастная норма»?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология. — М: Наука, 1975
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001
Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М: МГУ, 1998
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: «Академия», 2002
Выготский Л.С. Проблема возраста //Собрание сочинений. — М, 1984
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М: ВЛАДОС, 2000
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. — М., 1941
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.:МГУ, 1981
Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд. Эксмо, 2004
Никитин В. Н. О физиолого-биохимических критериях и качественных особенностях возрастов /Труды VI научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии». — М.:Просвещение.1965
Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии.- Москва-Майкоп. Изд-во Адыг. гос. ун-та. 1995
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология.-Москва-Воронеж.:Модек, 1996
Реан А. А. Психология среднего возраста, старения, смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003Северцов А. Я. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3: Общие вопросы эволюции /Ред. И. И. Шмальгаузен. — М., Л., 1945. — Гл. 3.
Слободчиков В.И.Категория возраста в психологии и педагогике развития //Вопросы психологии. 1991. № 2
Судаков К.В. Функциональные системы организма. — М.: Медицина, 1984
Чтецов В.П. Морфология человека. М.: Изд-во МГУ. 1983
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4
Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности //Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара.: Бахрах, 1996
Возрастная норма
Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что понятие возрастная норма определить и операционализировать, т. е. представить в доступной для измерения форме, весьма сложно. Выделяются следующие подходы к определению данного понятия.
Возрастная норма и статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.
Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.
Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:
- редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматриваются как аномальные; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;
- статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;
- статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;
- статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;
- все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.
Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию возрастной нормы. В этом случае возрастная норма понимается не как набор стандартных критериев, а как провес, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В. Судаков, психологическая и физиологическая возрастная норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное сопа-сование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.
Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию такого понятия, как возрастная норма и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания понятия возрастная норма и установления ее критериев.
Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития науки и т.п.).
Иными словами, понятие возрастная норма является динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы.
Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, возрастная норма рассматриваться как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические возрастные нормы.
Ключевые слова: Возраст
Источник: Марцинковская Т.Д., Психология развития
Материалы по теме |
---|
Категория возраста в психологии развития Слободчиков В.И., Психология развития человека |
Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом? Е. П. Ильин: Психология индивидуальных различий |
Интеллект (IQ) и возраст Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил |
Кризис середины жизни и связанные с ним мифы … |
Метод наблюдения в возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Психология взросления: концепты и феномены Фиофанова О. А., Психология взросления и воспитательные практики нового поколения |
Климакс как возрастной психофизиологический кризис Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Кризисы возрастных периодов Юрьева Л.Н., Кризисные состояния |
определение возрастной нормы | Open Education Sociology Dictionary
Home
> A Words
> возрастная норма
Содержание
Определение возрастной нормы
( существительное ) Соответствующие культурным условиям, формальные и неформальные правила (нормы), определяющие «быть» и «делать» в определенном возрасте.
Примеры возрастной нормы
- В Соединенных Штатах 18-летний подросток, носящий подгузник и использующий соску в общественных местах, нарушает неформальную возрастную норму.
- 10-летний ребенок, управляющий бульдозером на стройке, нарушил бы формальную возрастную норму.
Возрастная норм произношение
Руководство по использованию произношения
СИЛЛИФИФИЦИЯ: Возраст Норма
Аудиопрокация
— Американский английский
— Британский английский
Фонетическое заклинание
- АМЕРИКАНСКОЕ АРГЛИВО — /
1011910119.9001 /
101119.9001 /
19.9001. Английский – /AYj nAWm/1119.9001 /
0119.9001.
Международный фонетический алфавит
- Американский английский — / eɪʤ nɔrm /
- Британский английский — / eɪʤ nɔːm /
Примечания к использованию
- Plural: возрастные нормы
- Возрастные нормы — это либо , , или ,
- . Нормы — это либо , или .
- Возрастные нормы одинаковы для возрастной когорты в конкретной популяции.
- Преступление, основанное главным образом на возрасте правонарушителя, является статусным правонарушением, например употребление алкоголя несовершеннолетними.
- Возрастные нормы усваиваются в ходе социализации и регулируются санкциями, которые бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными.
- Тип нормы.
Дополнительная информация
- Слово Происхождение «Возраст» и «Норма» — онлайн -этимологический словарь: Etymonline.com
Связанные термины
- Ageism
- COHORT Исследование
- 1919191919191019.
- Преступление статуса
Works Consulted
Словарь английского языка American Heritage Dictionary . 5-е изд. 2011. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт.
Английский словарь Коллинза: полный и полный текст . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.
Хьюз, Майкл и Кэролин Дж. Кролер. 2011. Социология: ядро . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.
Макмиллан. (N.d.) Словарь Macmillan . (https://www.macmillandictionary.com/).
Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Приведите определение возрастной нормы
ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «Возрастная норма». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 23 марта 2023 г. (https://sociologydictionary.org/age-norm/).
АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)
возрастная норма. (2013). In K. Bell (Ed.), Словарь социологии открытого образования . Получено с https://sociologydictionary.org/age-norm/
Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «Возрастная норма». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 23 марта 2023 г. https://sociologydictionary.org/age-norm/.
MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)
«возрастная норма». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 23 марта 2023 г.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
возрастная норма средний возраст, в котором ожидается появление конкретных действий
жанр вид литературного или художественного произведения
повестка дня список вопросов для рассмотрения (как на собрании)
77″>игнорировать отказ от подтверждения
агностик человек, утверждающий, что существование Бога непознаваемо
агрономия применение наук о почве и растениях в управлении земельными ресурсами и растениеводстве
невежда вообще необразованный; отсутствие знаний или опыта
невежда человек, лишенный ума или образованности
воображение способность формировать мысленные образы вещей или событий
игнорируется игнорируется
акнеподобные, напоминающие акне