Возрастная норма: 4.3. Возрастная норма

4.3. Возрастная норма

Норма развития, согласно современным представлениям, – не только количественная, но и непременно качественная оценка особенностей функционирования организма, обеспечивающие его приспособление к условиям внешней среды.

На каждом возрастном этапе существуют более или менее определенные критерии для оценки зрелости организма ребенка, что позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Но определить и операционализировать, представить понятие нормы вообще и возрастной в частности в форме доступной для измерения весьма сложно.

К определению понятия норма выделены следующие подходы.

Статистический подход. В качестве критерия периодизации используется метаболизм, изменения которого проявляются в количественных морфологических характеристиках: росте, весе, смене зубов и др. Величины измеренных по определенной шкале признаков всегда будут находиться в некотором диапазоне.

Распределение большинства присущих людям свойств или признаков может быть представлено графически в виде кривой Гаусса или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

По мнению известного словацкого ученого Л.Пожар, с точки зрения статистической нормы, нормальным считается такое явление, которое находится в рамках средней величины или оговоренной меры распределения, как правило, выраженной в виде стандартного квадратичного отклонения. В противном случае такое явление считается ненормальным.

Количественной характеристикой частоты служит средняя величина или мода, соответствующие общей норме, согласно которой большинство людей (детей и/или взрослых) признаются нормальными. Статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.

Недостатки метода заключаются в следующем:

1) редко встречающиеся значения изучаемого признака признаются аномальными; в частности, при статистическом подходе одаренность, по сути являющаяся отклонением от нормы, рассматривается как патология;

2) статистически определяемая норма имеет ситуативный характер, давая представление о признаке «здесь и сейчас», что не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;

3) она применима при использовании одного репрезентативного показателя; использование двух и более приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение приведет к сужению диапазона нормы, взятого одновременно по двум и более показателям;

4) статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;

5) все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, вообще не могут быть оценены в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. Понятие нормы, с точки зрения теории функциональных систем, понимается не как набор стандартных критериев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой и сохраняется оптимальное согласование всех функций организма.

Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Функционально-системный подход позволяет по-новому подойти к толкованию понятия нормы и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Недостатком является обобщенный характер толкования, отсутствие конкретизации. Способы описания возрастной нормы и установления ее критериев остаются при этом подходе дискуссионными

Медико-биологический подход. В основе подхода – эмпирический опыт, лежащий в основе оценки функционального состояния организма, в том числе центральной нервной системы. Согласно ему, о норме функционирования организма и психики человека можно судить по нормам психических реакций и поведения, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, общепринятым показателям строения тела. Предполагается, что сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения в зависимости от конкретных внутренних и внешних обстоятельств (индивидуальных особенностей, социальных условий, развития науки и т.п.).

Очевидно, понятие нормы оказывается динамичной категорией, функционирующей, тем не менее, в структурных и функциональных пределах, обеспечивающих нормальную жизнедеятельности организма и психики. Многолетние наблюдения, проводимые в медицине и возрастной физиологии, дают вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются и на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

Основные параметры характеристики возраста. Среди параметров выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

К основаниям развития относятся:

— социальная ситуация развития;

— круг отношений;

— ведущий тип деятельности;

— сензитивность.

Среди результатов развития принято выделять:

— новообразования личности;

— формы общения;

— эмоционально-волевую сферу;

— способности общие и специальные;

— новый вид деятельности.

Описание изменений в развитии личности по данным параметрам дает нам полную характеристику возраста.

Вопросы для повторения:

  1. На чем базируется периодизация развития?

  2. Какие хронологические закономерности прослеживаются в схеме периодизации И.А.Аршавского?

  3. Какие схемы периодизации развития человека приняты в наше время?

  4. Что входит в понятие биологического, социального, психического возраста?

  5. По каким критериям принято оценивать зрелость организма ребенка?

  6. Какие подходы выделены к определению понятия «возрастная норма»?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология. — М: Наука, 1975

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001

Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М: МГУ, 1998

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: «Академия», 2002

Выготский Л.С. Проблема возраста //Собрание сочинений. — М, 1984

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М: ВЛАДОС, 2000

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. — М., 1941

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.:МГУ, 1981

Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд. Эксмо, 2004

Никитин В. Н. О физиолого-биохимических критериях и качественных особенностях возрастов /Труды VI научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии». — М.:Просвещение.1965

Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии.- Москва-Майкоп. Изд-во Адыг. гос. ун-та. 1995

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология.-Москва-Воронеж.:Модек, 1996

Реан А. А. Психология среднего возраста, старения, смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003

Северцов А. Я. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3: Общие вопросы эволюции /Ред. И. И. Шмальгаузен. — М., Л., 1945. — Гл. 3.

Слободчиков В.И.Категория возраста в психологии и педагогике развития //Вопросы психологии. 1991. № 2

Судаков К.В. Функциональные системы организма. — М.: Медицина, 1984

Чтецов В.П. Морфология человека. М.: Изд-во МГУ. 1983

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4

Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности //Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара.: Бахрах, 1996

Возрастная норма

21.07.2012

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что понятие возрастная норма определить и операционализировать, т. е. представить в доступной для измерения форме, весьма сложно. Выделяются следующие подходы к определению данного понятия.

Возрастная норма и статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:

  • редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматриваются как аномальные; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;
  • статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;
  • статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;
  • статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;
  • все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию возрастной нормы. В этом случае возрастная норма понимается не как набор стандартных критериев, а как провес, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В. Судаков, психологическая и физиологическая возрастная норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное сопа-сование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию такого понятия, как возрастная норма и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания понятия возрастная норма и установления ее критериев.

Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития науки и т.п.).

Иными словами, понятие возрастная норма является динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, возрастная норма рассматриваться как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические возрастные нормы.

Ключевые слова: Возраст

Источник: Марцинковская Т.Д., Психология развития

Материалы по теме

Категория возраста в психологии развития

Слободчиков В.И., Психология развития человека

Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом?

Е. П. Ильин: Психология индивидуальных различий

Интеллект (IQ) и возраст

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил

Кризис середины жизни и связанные с ним мифы

Метод наблюдения в возрастной психологии

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Психология взросления: концепты и феномены

Фиофанова О. А., Психология взросления и воспитательные практики нового поколения

Климакс как возрастной психофизиологический кризис

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Кризисы возрастных периодов

Юрьева Л.Н., Кризисные состояния

определение возрастной нормы | Open Education Sociology Dictionary

Home

> A Words

> возрастная норма

Содержание

Определение возрастной нормы

( существительное ) Соответствующие культурным условиям, формальные и неформальные правила (нормы), определяющие «быть» и «делать» в определенном возрасте.

Примеры возрастной нормы

  • В Соединенных Штатах 18-летний подросток, носящий подгузник и использующий соску в общественных местах, нарушает неформальную возрастную норму.
  • 10-летний ребенок, управляющий бульдозером на стройке, нарушил бы формальную возрастную норму.

Возрастная норм произношение

Руководство по использованию произношения

СИЛЛИФИФИЦИЯ: Возраст Норма

Аудиопрокация

— Американский английский

— Британский английский

Фонетическое заклинание

  • АМЕРИКАНСКОЕ АРГЛИВО — /

    1011910119.9001 /

    101119.9001 /

    1119.9001 /

    0119.9001.19.9001. Английский – /AYj nAWm/

Международный фонетический алфавит

  • Американский английский — / eɪʤ nɔrm /
  • Британский английский — / eɪʤ nɔːm /

Примечания к использованию

  • Plural: возрастные нормы
  • Возрастные нормы — это либо , , или ,
  • . Нормы — это либо , или .
  • Возрастные нормы одинаковы для возрастной когорты в конкретной популяции.
  • Преступление, основанное главным образом на возрасте правонарушителя, является статусным правонарушением, например употребление алкоголя несовершеннолетними.
  • Возрастные нормы усваиваются в ходе социализации и регулируются санкциями, которые бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными.
  • Тип нормы.

Дополнительная информация

  • Слово Происхождение «Возраст» и «Норма» — онлайн -этимологический словарь: Etymonline.com

Связанные термины

  • Ageism
  • COHORT Исследование
  • 1919191919191019.
  • Преступление статуса

Works Consulted

Словарь английского языка American Heritage Dictionary . 5-е изд. 2011. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт.

Английский словарь Коллинза: полный и полный текст . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.

Хьюз, Майкл и Кэролин Дж. Кролер. 2011.  Социология: ядро ​​ . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.

Макмиллан. (N.d.) Словарь Macmillan . (https://www.macmillandictionary.com/).

Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Приведите определение возрастной нормы

ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «Возрастная норма». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 23 марта 2023 г. (https://sociologydictionary.org/age-norm/).

АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

возрастная норма. (2013). In K. Bell (Ed.), Словарь социологии открытого образования . Получено с https://sociologydictionary.org/age-norm/

Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «Возрастная норма». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 23 марта 2023 г. https://sociologydictionary.org/age-norm/.

MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)

«возрастная норма». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 23 марта 2023 г. .

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. возрастная норма средний возраст, в котором ожидается появление конкретных действий

  2. жанр вид литературного или художественного произведения

  3. повестка дня список вопросов для рассмотрения (как на собрании)

  4. 77″>

    акнеподобные, напоминающие акне

  5. игнорировать отказ от подтверждения

  6. агностик человек, утверждающий, что существование Бога непознаваемо

  7. агрономия применение наук о почве и растениях в управлении земельными ресурсами и растениеводстве

  8. невежда вообще необразованный; отсутствие знаний или опыта

  9. невежда человек, лишенный ума или образованности

  10. воображение способность формировать мысленные образы вещей или событий

  11. игнорируется игнорируется

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *