Воспоминания что такое: воспоминание | это… Что такое воспоминание?

Содержание

Конфабуляция: что это, симптомы и виды ложных воспоминаний

Тренды

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

РБК Тренды

Фото: Unsplash

Разбираемся, зачем мозг создает некорректные воспоминания и можно ли с этим справиться

Содержание:

  • Что это
  • Виды
  • Признаки
  • Причины
  • Диагностика
  • Лечение

Что такое конфабуляция

Конфабуляция — это когнитивная ошибка, при которой пробелы в памяти человека бессознательно заполняются выдуманной, неверно истолкованной или искаженной информацией. Когда человек подвергается конфабуляции, он путает воображаемые вещи с реальными воспоминаниями. Важно отметить, что при этом люди не лгут, когда упорно рассказывают о том, чего не было. Просто они уверены в правдивости своей памяти, даже если доказательства говорят не в их пользу.

Виды конфабуляции и у кого она встречается

Через конфабуляцию сознание пытается скрыть тот факт, что какая-то часть информации пропала из памяти, и генерирует вместо нее ложное воспоминание. Конфабуляция бывает двух видов.

  • Спровоцированная конфабуляция возникает, когда человек придумывает ложную историю в ответ на конкретный вопрос. Этот тип конфабуляции наиболее распространен у людей с деменцией или амнезией.
  • Спонтанная конфабуляция встречается реже. Она возникает, когда человек рассказывает ложную историю просто так, без какой-либо мотивации или запроса извне.

Конфабуляция часто связана с нарушениями памяти, черепно-мозговыми травмами или заболеваниями, а также с психическими расстройствами. Кроме того, на ее возникновение может влиять злоупотребление наркотиками. Однако она также наблюдается и у здоровых ментально и физически людей.

Существует несколько общих характеристик конфабуляции.

  • Отсутствие осознания того, что воспоминание искажено. Когда человеку указывают на ошибки, его не беспокоит очевидная нереальность его рассказа.
  • Отсутствие попытки обмануть. У человека нет скрытой мотивации для неправильного запоминания информации.
  • Ложная история взята из памяти. Основой для неверно запомненной информации обычно служат опыт и мысли человека.
  • Ложная история может быть любой. Вызванная конфабуляцией история может быть как абсолютно последовательной и правдоподобной, так и крайне странной, нереалистичной.

Причины возникновения конфабуляции

Конфабуляция может образоваться просто так. Не существует конкретной области мозга, которая за нее отвечает, однако с ней связывали повреждение лобной доли (играет важную роль в формировании воспоминаний) и мозолистого тела (ключевая роль в зрительной и слуховой памяти).

К конфабуляции также могут привести:

  • синдром Вернике-Корсакова, неврологическое расстройство, связанное с острым дефицитом витамина В1, который обычно вызывается хроническим алкоголизмом;
  • болезнь Альцгеймера, форма деменции, которая связана с потерей памяти, когнитивными нарушениями, языковыми и другими неврологическими проблемами;
  • черепно-мозговая травма, повреждение определенных областей мозга;
  • шизофрения, психическое расстройство, которое влияет на способность человека распознавать и понимать реальность, вызывая аномальные переживания и поведение.

Как выявить конфабуляцию

Конфабуляцию бывает трудно распознать. Это способно усложнить диагностику психического здоровья и состояния памяти. Для ее определения специалисты используют несколько способов.

  • Задавать вопросы. В процессе интервью врач задает вопросы об опыте, симптомах или истории болезни человека. Если будут отмечены несоответствия или другие очевидные примеры конфабуляции, человека могут направить к неврологу для дальнейшего обследования.
  • Расспросить близких. Семья и друзья также могут предоставить информацию о конфабуляции, поскольку специалистам бывает очень трудно ее распознать. Во многих случаях только близкие, живущие с человеком или проводящие с ним много времени, могут заметить, что что-то не так.
  • Проверить с помощью нескольких источников. При подозрении на конфабуляцию врач может задавать дополнительные вопросы, а затем проверить полученную информацию с помощью других источников.

Лечение конфабуляции

Исследования показывают, что конфабуляция трудно поддается лечению. Рекомендуемый подход зависит от основной причины возникновения (если возможно ее определить). Например, споры о достоверности воспоминаний у людей с деменцией не имеют смысла. Куда лучше работают принятие и поддержка. В некоторых случаях с конфабуляцией можно бороться с помощью психотерапевтических и когнитивно-поведенческих методов лечения. Они дают возможность людям лучше осознать неточности в своих воспоминаниях.

Результаты исследования 2017 года подтверждают необходимость нейропсихологического лечения конфабуляции у людей, которые перенесли травму головного мозга. Ученые попросили участников выполнить задание на запоминание, а затем продемонстрировали их ошибки. После этого добровольцам давали конкретные указания быть внимательнее к материалу и обдумывать свои ответы. Результаты исследования показали, что этот подход был эффективен для снижения уровня конфабуляции.

Обновлено 09.12.2022

Текст

Семен Башкиров

Главное в тренде

Материалы по теме

14 ловушек памяти, которые меняют наше прошлое и влияют на будущее

17 марта Жизнь

Знать об этих когнитивных искажениях стоит каждому, чтобы не дать собственной памяти себя обмануть.

Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления, влияющие на суждения и решения. Примеров подобных ловушек существует множество, и некоторые из них связаны с ошибками нашей памяти.

Мысль о том, что будущее непредсказуемо, каждый день опровергается той лёгкостью, с которой, как нам кажется, можно объяснить прошлое.

Даниэль Канеман

израильско-американский психолог, лауреат Нобелевской премии

Мы верим, что наша память нас не подведёт, ориентируемся на неё. Но она полна ловушек, которые могут повлиять на дальнейшие действия. Одни ловушки нацелены на повышение самооценки, защищают нас и помогают сохранить позитивное мышление. Другие могут показаться вполне безобидными на первый взгляд, но на самом деле являются преградой на пути принятия верных решений.

1. Ложная память или парамнезия

Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. Заполнение пробелов в памяти компенсируется ложными воспоминаниями: произошедшие в реальности события существенно смещаются во времени, вымышленное кажется реальным. Парамнезия может быть вызвана психическими расстройствам. Также она может проявиться в процессе лечения амнезии.

Однако существуют примеры, когда ложные воспоминания были внушены во время сеанса психотерапии. Медсестра Надин Кул обратилась к психиатру, чтобы тот помог ей справиться с переживаниями о душевных травмах её дочери. Врач применял гипноз и другие суггестивные методы, обратившись даже к экзорцизму. В результате он внушил Надин, что она принадлежала к сатанинскому культу, была изнасилована и вообще у неё было 120 разных личностей.

Когда Надин поняла, что психиатр внушил ей ложные воспоминания о событиях, которых на самом деле не было, она подала на него в суд за преступную халатность и получила компенсацию 2,4 миллиона долларов.

2. Криптомнезия

Иногда мы помним информацию, но забываем её источник. И, как следствие, выдаём воспоминание за продукт нашего воображения и занимаемся неосознанным плагиатом. Например, напеваем мелодию, которую когда-то услышали, принимая её за сочинённую нами.

Это может быть очень старое воспоминание, неожиданно появившееся в голове и воспринятое как нечто новое, только что придуманное нами лично.

3. Путаница с источником информации

Мы думаем, что помним о ситуации, так как были её свидетелями, хотя на самом деле нам рассказал о ней другой человек, мы прочитали об этом в газете или услышали по телевизору.

Полученная из внешних источников информация может засесть у нас в голове и выдавать себя за воспоминание, основанное на личном опыте.

4. Эффект дезинформации

Информация, полученная позднее, искажает предшествующие воспоминания о событии. Это когнитивное искажение относится к ретроактивной интерференции.

Если нам дадут новую ложную информацию о событии, которое мы помним по-своему и, возможно, при котором даже лично присутствовали, она будет принята как истинная. А оригинальное воспоминание изменится.

5. Ретроспективное искажение или ошибка хайндсайта

Эту ловушку также называют «Я так и знал!». Мы характеризуем случившиеся события как очевидные и предсказуемые, опираясь при этом на сегодняшние знания.

Мы помним ситуацию так, будто её исход был очевиден заранее, хотя решающие факторы стали известны только тогда, когда событие уже произошло.

Казалось бы, ничего страшного в ошибке хайндсайта нет. Но это не совсем так: люди, склонные повторять её вновь и вновь, становятся излишне самоуверенными, не анализируют «предугаданные» ситуации, исход которых они якобы знали наперёд. Это может подтолкнуть к необдуманным поступкам, результат которых будет предугадан по аналогии с прошлыми. В действительности, конечно, это не так.

6. Ретроспектива сквозь розовые очки

Феномен, при котором мы вспоминаем события из прошлого в более позитивном ключе, чем всё было на самом деле.

Мы смотрим на полученный опыт через призму розовых очков, даже если в тот момент происходящее казалось нам не самым приятным.

Это связано с тем, что со временем мы перестаём акцентировать внимание на мелочах, а вспоминаем о событии в целом.

Подтверждением этому служит эксперимент, в рамках которого испытуемые описывали свой отпуск сразу после него и спустя некоторое время. Первые отзывы включали в себя конкретные фрагменты, которые участники эксперимента воспринимали как негативные. Однако по истечении времени их воспоминания стали более позитивными, а моменты, обозначенные ранее как негативные, даже не упоминались.

7. Искажение уже определённого места

В ситуациях, когда мы заведомо оцениваем свои способности выше среднего, мы запоминаем свои результаты как лучшие по сравнению с результатами остальных. И наоборот: когда мы даём себе оценку ниже среднего, то запоминаем себя как показавших худшие результаты, чем продемонстрировали другие.

8. Эффект телескопа

События, произошедшие давно, кажутся нам недавними (прямой телескоп), в то время как недавние — более отдалёнными (обратный телескоп).

Отправная точка для эффекта телескопа — три года. События, случившиеся более трёх лет назад, попадают в категорию прямого телескопа, а менее трёх — обратного. Восприятие того, что случилось на стыке трёх лет, может сместиться как вперёд, так и назад.

9. Эгоцентрическое искажение

В воспоминаниях наши заслуги преувеличены, особенно если речь идёт о сравнении с достижениями других людей. И помним мы собственные успехи иначе, чем их помнят остальные.

Мы гораздо проще запоминаем информацию, если она имеет отношение к нам — это называется эффектом самореференции.

Чтобы побаловать собственное эго, мы зачастую приписываем себе несколько дополнительных очков: сдали тест лучше, чем на самом деле, вложились в совместный проект больше, чем наш напарник.

Чрезмерный эгоцентризм может быть признаком тревожности и нервного расстройства человека, а сведённое к минимуму чувство собственной важности — сигналом депрессивного состояния.

10. Эффект генерации или самогенерации

Нам проще вспомнить информацию, которую сгенерировали мы сами. Мы охотнее запоминаем то, что было сказано нами, чем то, что мы услышали или прочитали.

Дело в том, что процесс создания информации сложнее, чем её аудио- или визуальное восприятие. Нам требуется приложить больше усилий, чтобы сгенерировать информацию, нежели считать её, а это способствует лучшей запоминаемости.

11. Целесообразность выбора

Мы запоминаем и преувеличиваем положительные характеристики выбранного товара, игнорируя отрицательные аргументы.

По сути, мы просто оправдываем свой выбор, даже если он был не самым удачным.

Можно привести пример из жизни: выбирая между несколькими товарами и купив только один, мы будем помнить его характеристики лучшими, чем они есть на самом деле, забывая о недостатках. В то время как о товаре, который мы не купили, мы будем помнить скорее в негативном ключе, делая акцент именно на недостатках.

12. Эффект контекста

Мы вспоминаем отдельные элементы в контексте обобщающего события или ситуации. В нашей памяти сохраняется совокупность внешних факторов и наших собственных ощущений и восприятий. Так, например, студенту проще будет сдавать экзамен и воспроизводить выученную информацию, если подготовка к нему проходила в помещении, близком по интерьеру к экзаменационной аудитории.

Этот эффект работает, когда мы вспоминаем конкретное место, время года или даже определённый запах. Вместе с ними в памяти может возникнуть любая деталь, ассоциирующаяся с тем или иным эпизодом жизни.

Эта ловушка памяти — благодатная почва для маркетологов. Потребители охотнее покупают те товары, знакомство с которыми произошло в приятной обстановке. Ведь они запоминают не только продукт, но и всё, что его окружало, а также собственное эмоциональное состояние.

13. Эффект сглаживания и заострения

При сглаживании информация хранится в памяти в упрощённом виде, без конкретики и деталей. Мы запоминаем контекст и общие данные.

При заострении дела обстоят ровно наоборот: мы запоминаем отдельные фрагменты и выделяем существенные детали имеющейся в памяти информации.

14. Эффект затухания негативных воспоминаний

Мы быстрее и охотнее забываем плохое, чем хорошее. Исследователи полагают, что это необходимо для нашей самооценки и стимуляции позитивных эмоций.

Эта ловушка памяти — своеобразная защита от отрицательных воспоминаний. Она помогает сформировать позитивное мышление и усилить мотивацию. Однако эффекту затухания не подвержены люди, склонные к депрессии.

Читайте также 🧐

  • Помнить всё: 4 неожиданных способа улучшить память
  • Ловушки мышления, которые заставляют тратить больше
  • Почему на нашу память нельзя положиться
  • «Всё так и было!»: почему мы помним то, чего никогда не происходило
  • Почему люди теряют память с возрастом и как этого избежать

Где в мозгу хранятся воспоминания? — Институт мозга Квинсленда

Воспоминания не хранятся только в одной части мозга. Различные типы хранятся в разных, взаимосвязанных областях мозга. Для явных воспоминаний — которые относятся к событиям, которые произошли с вами (эпизодические), а также к общим фактам и информации (семантические) — существуют три важные области мозга: гиппокамп, неокортекс и миндалевидное тело. Имплицитные воспоминания , такие как моторные воспоминания, зависят от базальных ганглиев и мозжечка. Краткосрочный Рабочая память больше всего зависит от префронтальной коры.

Части мозга, участвующие в памяти (Иллюстрация Левента Эфе)

Эксплицитная память

В экспрессивной памяти участвуют три области мозга: гиппокамп, новая кора и миндалевидное тело.

Гиппокамп

В гиппокампе, расположенном в височной доле мозга, формируются и индексируются эпизодические воспоминания для последующего доступа. Эпизодические воспоминания — это автобиографические воспоминания о конкретных событиях нашей жизни, например о кофе, который мы пили с другом на прошлой неделе.

Откуда мы это знаем? В 1953 году пациенту по имени Генри Молисон хирургическим путем удалили гиппокамп во время операции в США по лечению эпилепсии. Его эпилепсия была вылечена, и Молезон прожил еще 55 здоровых лет. Однако после операции он смог сформировать только эпизодические воспоминания, которые длились считанные минуты; он был совершенно неспособен постоянно хранить новую информацию. В результате память Молисона в основном ограничивалась событиями, произошедшими за годы до операции, в далеком прошлом. Однако он все еще мог улучшать свои результаты при выполнении различных двигательных задач, хотя он не помнил, чтобы когда-либо сталкивался с ними или практиковал их. Это указывало на то, что, хотя гиппокамп имеет решающее значение для запоминания воспоминаний, он не является местом постоянного хранения памяти и не нужен для моторных воспоминаний.

Исследование Генри Молисона было революционным, потому что оно показало, что существует множество типов памяти. Теперь мы знаем, что неявное моторное обучение происходит не в гиппокампе, а в других областях мозга — базальных ганглиях и мозжечке.

Неокортекс

Неокортекс — самая крупная часть коры головного мозга, слой нервной ткани, образующий внешнюю поверхность мозга, отличающийся у высших млекопитающих своим морщинистым внешним видом. У людей неокортекс участвует в более высоких функциях, таких как сенсорное восприятие, генерация двигательных команд, пространственное мышление и язык. Со временем информация из определенных воспоминаний, которые временно хранятся в гиппокампе, может быть передана в неокортекс как общие знания — например, знание того, что кофе дает тонизирующее действие. Исследователи считают, что этот переход от гиппокампа к неокортексу происходит во время сна.

Миндалевидное тело

Миндалевидное тело, миндалевидная структура в височной доле мозга, придает эмоциональное значение воспоминаниям. Это особенно важно, потому что сильные эмоциональные воспоминания (например, связанные со стыдом, радостью, любовью или горем) трудно забыть. Постоянство этих воспоминаний предполагает, что взаимодействие между миндалевидным телом, гиппокампом и неокортексом имеет решающее значение для определения «стабильности» памяти, то есть того, насколько эффективно она сохраняется с течением времени.

Есть еще один аспект участия миндалевидного тела в памяти. Миндалевидное тело не просто изменяет силу и эмоциональное содержание воспоминаний; он также играет ключевую роль в формировании новых воспоминаний, конкретно связанных со страхом. Страшные воспоминания могут формироваться уже после нескольких повторений. Это делает «обучение страхом» популярным способом исследования механизмов формирования, консолидации и припоминания памяти. Понимание того, как миндалевидное тело обрабатывает страх, важно из-за его связи с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), от которого страдают многие наши ветераны, а также полицейские, парамедики и другие лица, пережившие травму. Тревога в учебных ситуациях также, вероятно, связана с миндалевидным телом и может привести к избеганию особенно сложных или стрессовых задач.

Исследователи QBI, в том числе профессор Панкадж Сах и доктор Тимоти Бреди, считают, что понимание того, как воспоминания о страхе формируются в миндалевидном теле, может помочь в лечении таких состояний, как посттравматическое стрессовое расстройство.

Имплицитная память

В имплицитной памяти участвуют две области мозга: базальные ганглии и мозжечок.

Базальные ганглии

Базальные ганглии — это структуры, лежащие глубоко в мозгу и участвующие в широком спектре процессов, таких как эмоции, обработка вознаграждения, формирование привычек, движение и обучение. Они особенно вовлечены в координацию последовательностей двигательной активности, что необходимо при игре на музыкальном инструменте, танцах или игре в баскетбол. Базальные ганглии — это области, наиболее пораженные болезнью Паркинсона. Это проявляется в нарушении движений у пациентов с болезнью Паркинсона.

Мозжечок

Мозжечок, отдельная структура, расположенная в задней части основания мозга, играет наиболее важную роль в управлении мелкой моторикой, которая позволяет нам пользоваться палочками для еды или чуть мягче нажимать клавиши пианино. Хорошо изученным примером двигательного обучения мозжечка является вестибуло-окулярный рефлекс, который позволяет нам удерживать взгляд на определенном месте, когда мы поворачиваем голову.

Рабочая память

Префронтальная кора

Префронтальная кора (ПФК) — это часть неокортекса, расположенная в самой передней части мозга. Это самое последнее дополнение к мозгу млекопитающих, и оно участвует во многих сложных когнитивных функциях. Исследования нейровизуализации человека с использованием аппаратов магнитно-резонансной томографии (МРТ) показывают, что, когда люди выполняют задачи, требующие хранения информации в их кратковременной памяти, например определение местоположения вспышки света, префронтальная кора становится активной. Также, по-видимому, существует функциональное разделение между левой и правой сторонами префронтальной коры: левая более активна в вербальной рабочей памяти, а правая более активна в пространственной рабочей памяти, например, в запоминании того, где произошла вспышка света.

 

Что такое воспоминания и зачем они нам?

Так какое отношение это имеет к твоему любимому воспоминанию? «Уникальность нейронов заключается в том, что они могут соединяться с тысячами других нейронов, причем каждый очень специфично», — говорит Кукушкин. И что делает эти соединения сетью, так это тот факт, что эти специфические соединения, эти синапсы могут регулироваться более сильными или более слабыми сигналами. Таким образом, каждый опыт — каждый удар по жабрам — может перенаправить относительную силу всех этих нейронных связей.

Но было бы ошибкой полагать, что эти молекулы или даже контролируемые ими синапсы являются воспоминаниями. «Когда вы копаетесь в молекулах и состояниях ионных каналов, ферментов, программ транскрипции, клеток, синапсов и целых сетей нейронов, вы понимаете, что в мозгу нет ни одного места, где хранятся воспоминания», — говорит Кукушкин. . Это происходит из-за свойства, называемого пластичностью, свойства запоминающих нейронов. Память — это сама система.

На древе жизни есть свидетельства создания памяти даже у существ без нервной системы — ученые научили бактерии предвосхищать вспышку света. Кукушкин объясняет, что примитивные воспоминания, такие как реакция морского слизня, выгодны в эволюционном масштабе. «Это позволяет организму интегрировать что-то из своего прошлого в свое будущее и реагировать на новые вызовы», — говорит он.

Человеческие воспоминания — даже самые драгоценные — начинаются с очень мелкого масштаба. Лицо вашей матери началось со шквала фотонов на вашей сетчатке, которые посылали сигнал в вашу зрительную кору. Вы слышите ее голос, и ваша слуховая кора преобразует звуковые волны в электрические сигналы. Гормоны накладывают опыт на контекст — этот человек заставляет вас чувствовать себя хорошо. Эти и практически бесконечное количество других входных данных каскадом проходят через ваш мозг. Кукушкин говорит, что ваши нейроны, сопутствующие им молекулы и результирующие синапсы кодируют все эти связанные возмущения с точки зрения относительного времени их возникновения.

Более того, они упаковывают весь опыт в так называемое временное окно.

Очевидно, память не существует сама по себе. Мозг разбивает опыт на несколько временных масштабов, переживаемых одновременно, подобно тому, как звук разбивается на разные частоты, воспринимаемые одновременно. Это вложенная система с отдельными воспоминаниями, существующими в нескольких временных окнах разной длины. А временные окна включают в себя каждую часть памяти, включая молекулярный обмен информацией, которые невидимы в том масштабе, в котором вы действительно воспринимаете событие, которое помните.

Да, нейробиологам тоже очень трудно это понять. А это значит, что пройдет немало времени, прежде чем они поймут азы формирования памяти. «В идеальном мире мы могли бы отслеживать поведение каждого отдельного нейрона во времени», — говорит Кукушкин. Однако на данный момент такие проекты, как Human Connectome, являются передовыми, и они все еще работают над полной картиной мозга в тупике. Как и сама память, реализация этого проекта — вопрос времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *