«Вампиршу» с серпом у горла нашли на старинном кладбище польские археологи
10 сентября 2022 12:00 Ольга Мурая
Даже в позднем Средневековье жители Восточной Европы верили в то, что умершие могут вернуться в мир живых. И им нужно помешать это сделать.
Фото Mirosław Blicharski/ Uniwersytet Warszawski.
Неизвестно, была ли необычная внешность женщины причиной такого странного обращения с её останками.
Фото Mirosław Blicharski/ Uniwersytet Warszawski.
В польской деревне Пьен были найдены останки «вампирши». Тело женщины было прижато к земле серпом, перекинутым через горло, а на большой палец ноги был надет замок, чтобы помешать ей «восстать из мёртвых».
На голове покойной, которая была найдена на кладбище XVII века, была шёлковая шапочка, указывающая на её высокий социальный статус. Один из передних зубов выпирал из её челюсти.
Неизвестно, была ли необычная внешность женщины причиной такого странного обращения с её останками.
Фото Mirosław Blicharski/ Uniwersytet Warszawski.
По всей видимости, местные жители боялись, что покойница попытается ожить. Чтобы предотвратить это, находчивые граждане помести на её шею серп. Он лежал не плашмя, а упирался в шею женщины.
Так её голова была бы отрезана или повреждена, если бы она попыталась подняться из могилы, объясняет руководитель раскопок археолог Дариуш Полиньский из Университета Николая Коперника.
Средневековые жители Восточной Европы боялись вампиров и разработали широкое разнообразие «антивампирских» ритуалов. Они верили, что они точно не позволят умершим вырваться из могил, став кровососущими монстрами, наводящими ужас на живых.
К XVII веку такие практики захоронения стали обычным явлением в Польше.
Другие способы защиты от восстания мертвецов включали отсечение головы или ног, расположение умершего лицом вниз, чтобы он буквально вгрызался в землю, сжигание или придавливание тела большим камнем.
Нередко в том же регионе находят захоронения, где череп умершего проткнут металлическим стержнем. Люди в то время считали это одним из способов гарантировать, что усопший останется мёртв.
Новая находка археологов стала ещё одним интересным экспонатом в этом списке.
Ранее мы писали о том, что найденные в похожих захоронениях покойники с серпом у шеи были жертвами холеры. Возможно, страшное заболевание стало причиной того, что об этих людях пошли пугающие слухи, и их соседи хотели защититься от «нечисти».
Также мы рассказывали о болгарских «вампирах»: в грудную клетку одного из них воткнули лемех от плуга, а ещё у двоих вырвали резцы после смерти.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим».
наука история Польша археология вампиры суеверие ритуал захоронение женщина новости
Ранее по теме
168 новых геоглифов найдены на плато Наска в Перу
Самые яркие находки из гробницы Тутанхамона
Мумии с золотыми языками найдены в египетском некрополе
Люди научились готовить на 600 тысяч лет раньше, чем считалось
Каннибалы и любители искусства: какими были древнейшие жители Британии
Доисторическая могила младенца поведала трогательную историю
Что такое эффект ореола в психологии
Анна Соколова
не судит по внешности
Профиль автора
Известно, что судить о человеке по первому впечатлению — неправильно, но люди все равно так делают.
На наше мнение могут повлиять черты лица, рост, одежда, манера говорить или акцент — в результате мы получим поверхностную и, возможно, ложную картину. Такую ошибку ума называют эффектом ореола, или гало-эффектом. Рассказываем о нем в новом выпуске путеводителя по психике.
В предыдущем выпуске: что такое экзистенциальный кризис.
Что нужно знать о работе мозга
Главное о действенных способах не поддаваться стрессу и ошибкам мышления — в вашей почте дважды в месяц по пятницам. Бесплатно
Что это
Эффект ореола — это ошибка мышления, при которой первое впечатление от одной черты или характеристики формирует наше мнение о личности, товаре или бренде. Это мешает составить справедливое суждение. В итоге мы можем попасться на уловку симпатичного мошенника или купить не самую удачную модель известного бренда.
Это явление более ста лет назад описал американский физиолог Эдвард Торндайк. В 1920 году он обратил внимание, что в экспериментах, когда начальники должны были оценить ум и лидерские характеристики своих подчиненных, они часто опирались на внешность. В итоге более привлекательные люди получали более высокие оценки своих профессиональных и личностных качеств, а в дальнейшем чаще получали повышение.
/tinder-swindler/
Почему «аферисту из „Тиндера“» не стыдно? Обсуждаем фильм с психологом
Это наблюдение позже многократно подтверждалось другими экспериментами. Так, в ходе одного из них участникам предложили оценить женщин по фото и описанию с информацией об их жизни и увлечениях. В первом случае фотографии были обычные, во втором женщины надели костюмы, создающие иллюзию избыточной массы тела. Профили с «худыми» фото получили более высокие оценки не только внешности, но и личных качеств.
Помимо этого, эффект ореола может влиять на приговоры суда. По данным исследования ученых из Университета Мэриленда, подсудимые с более привлекательной внешностью получали менее строгое наказание. Правда, только если их преступление не было связано с использованием этой внешности. Если с ее помощью они злоупотребляли чьим-то доверием, то им выносили более строгий вердикт.
Польский исследователь Соломон Аш показал, что на мнение влияет не только внешность, но и любое первое впечатление. Он предложил оценить человека по двум спискам характеристик. В них были одинаковые пункты, расставленные в разном порядке: «умный — трудолюбивый — импульсивный — критический — упрямый — завистливый» и «завистливый — упрямый — критический — импульсивный — трудолюбивый — умный». В итоге участники поставили более высокие оценки человеку, список качеств которого начинался с «умный», а второй вариант, где первым словом было «завистливый», получил низкий балл.
Такую ошибку мышления может совершить любой. Однажды ее заметил у себя будущий нобелевский лауреат Даниэль Канеман. Будучи молодым профессором, он оценивал две письменные работы студентов, читая все сразу. Если первое эссе казалось ему хорошим, то и второму он ставил высокую оценку. При этом если сначала ему попадалась неудачная работа, то следующую он начинал оценивать строже. «Я говорил студентам, что оцениваю две работы одинаково, на деле же первая имела большее влияние на финальный балл», — писал он в своей книге «Думай медленно, решай быстро».
Маркетологи активно используют эффект ореола, чтобы продавать больше товаров. Так, создав узнаваемый бренд люксовой одежды, компании часто запускают парфюм — чтобы расширить аудиторию за счет тех, кто не может позволить себе дорогие вещи, но готов потратиться на духи. Производители гоночных машин начинают продавать куртки для мотоциклистов, которые ассоциируются с качеством и высокими скоростями. Компании зовут сниматься в рекламе знаменитостей, чтобы сделать свои продукты более узнаваемыми, и разрывают контракт, когда звезда оказывается в центре скандала, чтобы это не повредило репутации бренда.
/list/dark-patterns/
Темные паттерны интернета: 10 уловок онлайн-магазинов
Эффект ореола проявляется в таких мыслях и фразах:
- «У нее такое доброе лицо»;
- «Он толстый, а значит, ленивый»;
- «Такой умный, ходит в очках»;
- «Японский — значит качественный»;
- «Он окончил МГУ — далеко пойдет»;
- «Я в массмаркете вещи не покупаю, они все одноразовые»;
- «Он пришел в джинсах и кроссовках — сразу видно, несерьезный человек»;
- «Разве девушка с сиреневыми волосами может сказать что-то умное?»;
- «Видела эту вещь у популярной блогерши — наверно, хорошая, надо брать».
Почему возникает
Из-за стремления подтвердить свою правоту. Осознание своей проницательности помогает поддерживать самооценку. Признавая ошибку, можно разочароваться и в объекте суждения, и в собственном умении разбираться в людях. С этим связана другая ошибка ума — необходимость подтверждения своего мнения. Например, если человек показался нам умным, мы будем и дальше искать свидетельства его ума, а если мы сочли его простоватым и доверчивым, то другие его поступки мы будем оценивать уже с этой точки зрения.
10 когнитивных искажений, которые мешают жить
Из-за невозможности дать независимую оценку. Отделить личные симпатии от фактов бывает непросто. Так, нам может быть трудно оценить компетентность коллеги вне зависимости от того, как мы к нему относимся, как он выглядит, что говорит о политике и оставляет ли грязную кружку на рабочем столе.
Из-за нежелания перегружать себя информацией. Оценивая человека или вещь по первому впечатлению, мы можем быстрее принять решение. Даниэль Канеман описал две системы мышления. Первая система оперативно оценивает все вокруг на основании прошлого опыта. Такие суждения могут быть ошибочны, но они требуют гораздо меньше энергии, чем тщательное обдумывание информации, характерное для второй системы. Во многих ситуациях люди готовы пожертвовать точностью выводов в обмен на возможность не напрягаться.
Из-за спешки. Время обдумывать каждый шаг у нас есть не всегда. Именно поэтому мы предпочитаем быстро что-то выбрать на основе одной характеристики. Особенно часто это проявляется во время похода по магазинам, когда из-за нехватки времени мы можем взять не тот товар в похожей упаковке. Маркетологи учитывают такое поведение и используют в оформлении цвета, вызывающие определенные ассоциации. Так, черный часто добавляют, чтобы подчеркнуть премиальность, зеленый — экологичность.
В чем опасность
Эффект ореола помогает нам быстрее определиться с выбором простых вещей — вместо того, чтобы часами стоять у витрины с шоколадками или стиральным порошком, можно выбрать приятную упаковку или знакомый бренд. Но когда дело доходит до принятия важных решений, цена ошибки из-за поверхностного суждения возрастает.
Специалист по найму может взять на работу некомпетентного, но внешне привлекательного человека. При этом менее симпатичный, но подходящий кандидат рискует получить отказ. Купив квартиру, поддавшись обаянию удачных фото, можно не заметить серьезных проблем с документами.
/list/understand-what-you-want/
Как понять, чего вы хотите на самом деле: 5 советов
Еще более серьезную ошибку могут совершить врачи. По данным исследований, они склонны менее серьезно воспринимать жалобы на проблемы с сердцем у женщин. Их недомогания чаще списывают на психосоматику, а значит, риск поставить неверный диагноз или пропустить важный симптом возрастает. При этом преодолеть воздействие эффекта ореола можно. Достаточно лишь поразмыслить над проблемой чуть глубже и избавиться от стереотипов. В этом помогут несколько упражнений.
Что делать
Для устранения эффекта ореола используют техники преодоления предвзятости. Вот несколько из них:
- Распознавайте предвзятость. В некоторых случаях даже простое понимание наличия ошибки ума помогает от нее избавиться или уменьшить ее влияние. Осознавая, что первое впечатление обманчиво, можно дать себе возможность глубже проанализировать ситуацию, познакомиться с человеком ближе, прежде чем делать выводы.
- Улучшайте качество информации. Стоит приучить себя делать выводы на основании разных источников информации. Помимо рекламы стоит посмотреть обзоры продукта, почитать отзывы, спросить совета знакомых. Так на основе различных данных можно принять более взвешенное решение о покупке.
- Стандартизируйте процесс принятия решения. Чтобы учесть разные факторы в процессе принятия решения, можно составить их список и придумать для себя алгоритм действий. При этом постарайтесь замедлить свои рассуждения — это задействует вторую систему мышления. Например, прежде чем принимать важное решение, можно сделать паузу и вернуться к своим размышлениям на следующий день.
- Создавайте комфортные условия. Люди часто делают поспешные и неверные выводы, когда находятся в неблагоприятной ситуации. Например, они голодны, плохо спали, вокруг стоит шум. Поэтому не стоит принимать важные решения в некомфортной ситуации — если есть такая возможность, сначала нужно улучшить условия.
- Рассматривайте альтернативы. Люди часто не любят размышлять о том, что бы произошло, поступи они иначе. Но это полезно делать во избежание ошибок в будущем. Беспристрастно взглянув на свои решения и обнаружив воздействие эффекта ореола, можно снизить свою склонность к поспешным выводам.
- Дистанцируйтесь от своего мнения. Стоит создать психологическую дистанцию между своей точкой зрения и финальным решением, которое вы принимаете на основе объективных фактов. Для этого можно попытаться посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Например, спросить себя, какой совет вы бы дали своему другу в такой ситуации. Также бывает полезно задавать себе вопросы как будто от лица другого человека: что вас беспокоит, почему вы так относитесь к этому человеку, чем вас привлекает именно этот вариант? Таким образом можно посмотреть на ситуацию со стороны.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.
Тотемные столбы
Название подразделения/веб-сайта
Карта сайта
Что такое тотемные столбы?
Фронтальные столбы дома за пределами Центра наследия Хайда, Каай Ллнагай, Британская Колумбия. Фото (с) 2010 г., Робин Хэнсон.
Тотемные столбы — это монументы, созданные коренными народами Тихоокеанского Северо-Запада для представления и увековечивания предков, истории, людей или событий. Тотемные столбы обычно изготавливаются из красного кедра, податливого дерева, относительно распространенного на северо-западе Тихого океана, и их устанавливают так, чтобы они были видны в сообществе.
На большинстве тотемных столбов изображены существа или гербовые животные, обозначающие родословную семьи и подтверждающие могущественные права и привилегии, которыми обладала семья. Тотемные столбы не обязательно будут рассказывать историю в такой степени, как они будут служить для документирования историй и историй, знакомых членам сообщества или отдельным членам семьи или клана.
Тотемный столб обычно имеет символические и стилизованные изображения людей, животных и сверхъестественных явлений. 1 Тотемные столбы в первую очередь являются визуальным представлением родства, изображая фамильные гербы и принадлежность к клану. Например, некоторые семьи кваквака’вакв на севере острова Ванкувер, принадлежащие к клану Громовой птицы, будут иметь герб Громовой птицы и семейные легенды на своих шестах. Другие распространенные гербы прибрежных коренных народов включают волка, орла, медведя гризли, громовую птицу, касатку, лягушку, ворона и лосося. 2 Богатые и влиятельные семьи могут иметь более одного герба. Тотемные столбы также могут быть созданы в честь определенного события или важного человека.
Из всей материальной культуры, созданной прибрежными коренными народами, тотемный столб, вероятно, является одним из самых узнаваемых культурных символов Тихоокеанского Северо-Запада. Множество различных стилей и конструкций тотемных столбов отражают богатое разнообразие историй и культур первых наций, которые их породили. В этом разделе будут рассмотрены значение и назначение тотемных столбов, способы их изготовления, стилистические вариации и их значение в инициативах по возрождению культуры среди коренных народов.
Типы столбов
Большинство тотемных столбов имеют высоту от 3 до 18 метров, хотя некоторые могут достигать высоты более 20 метров. 3 Различные типы тотемных столбов устанавливаются для различных архитектурных и церемониальных целей. У большинства длинных домов было столбов , вырезанных в виде людей или животных, для поддержки основных балок здания. Точно так же некоторые длинные дома имели переднюю опору дома , которая располагалась у главного входа и часто содержала отверстие для входа в дом. Погребальные столбы , в которых находились останки умерших в могильных ящиках, служили и надгробием, и надгробием. Точно так же мемориал или памятный знак ораторский столб часто создавался в честь важного умершего человека, обычно его или ее преемником. Мемориальные столбы, как правило, являются самым высоким типом столбов, особенно среди цимшиан рек Насс и Скина в центральной части Британской Колумбии. Реже некоторые коренные народы вырезали «столбы позора», чтобы высмеивать соседние группы, у которых были невыплаченные долги. Столбы позора были более распространены в девятнадцатом веке, но сегодня некоторые коренные народы воздвигают эти столбы в знак протеста против потери территории аборигенов или в связи с другими политическими недовольствами. Один известный столб позора, который стоит в Кордове, Аляска, был вырезан рыбаком-тлинкитом Майком Уэббером в знак протеста против экологической катастрофы и политических злоупотреблений 19-го века.89 Разлив нефти Exxon Valdez в проливе Принца Уильяма. 4
Конструкции тотемных столбов, которые сегодня узнают большинство людей, по большей части были разработаны за последние 200 лет. 5 Большинство историков и других экспертов сходятся во мнении, что резьба по тотемным столбам не достигла своего пика до девятнадцатого века, когда многие прибрежные коренные народы были вовлечены в торговлю рыбой и мехом с европейцами. За это время прибрежные коренные народы приобрели новые инструменты, которые позволили им строить более сложные столбы. Большинство столбов, даже если они сделаны из устойчивого к гниению кедра, служат всего около ста лет, прежде чем начинают разрушаться. 6 Этот распад признан естественной частью жизненного цикла шеста.
Вырезание столба
Вырезание тотемного столба требует не только художественных навыков, но и глубокого понимания истории культуры и экологии леса. Большинство тотемных столбов сделаны из западного красного кедра, устойчивого к гниению дерева с прямыми волокнами, которое легко резать. 7 Прежде чем срубить кедровое дерево для тотемного столба, многие прибрежные общины коренных народов проводят церемонию благодарности и уважения в честь этого дерева. Несколько деревьев могут быть осмотрены, прежде чем будет выбрано конкретное дерево по его красоте и характеру. По словам Роя Генри Викерса, художника из рода Цимшиан и Хайда, «каждое дерево похоже на человека; у него есть своя индивидуальность и уникальность». 8
Традиционно резьбой по тотемным столбам занимались мужчины, хотя сегодня и мужчины, и женщины стали искусными резчиками. Многие резчики тотемных столбов оттачивали свое мастерство с детства, обычно наблюдая, как их отцы и дяди вырезают из кедрового дерева. После того, как дерево срублено, древесину окорывают и придают ей форму с помощью таких инструментов, как тесла, топоры, стамески, разделочные ножи и бензопилы. Другие художники утверждают, что технологические инновации являются важной частью культурной трансформации и роста9.Какими бы ни были их личные предпочтения, художники используют эти инструменты для создания закрученных овальных форм, характерных для прибрежных произведений искусства коренных народов, также известных как «яйцевидный» дизайн. 10 Художник часто обращает пристальное внимание на текстуру и цвет дерева, чтобы передать ощущение жизни и движения в своей резьбе. После того, как дерево вырезано, некоторые художники раскрашивают свои шесты или предпочитают оставить шест неокрашенным. Многие столбы окрашены синтетическими красками, а некоторые окрашены натуральными пигментами, полученными из молотого древесного угля и охры. 11
Культурные стили
Для визуального ознакомления с различными стилями тотемных столбов обратитесь к этой коллекции фотографий [PDF], подготовленной Royal B.C. Музей.
Культурные вариации стилей тотемных столбов сложны и выходят за рамки данного раздела, но можно сделать несколько обобщений относительно региональных особенностей. Береговой Салиш из Нижнего Фрейзера, как правило, вырезал столбы для домов, а не отдельные отдельные столбы. Эти домашние столбы часто появлялись внутри длинных домов. На центральном побережье хайда из Хайда-Гвайи и цимшиан вырезали возвышающиеся тотемные столбы, часто достигающие более 100 футов в высоту, которые обычно устанавливались рядом с длинным домом. Столбы прибрежного цимшиана часто имели разрывы горизонтальных линий между фигурами тотема, в то время как столбы хайда имели тесно переплетенные узоры с неглубоким рельефом. Напротив, шесты кваквака’вакв отличались глубоко выгравированной поверхностью и выступающими крыльями и клювами. 12 Знаменитые тотемные столбы Стэнли-парка, хотя и расположены на территории побережья Салиш, включают в себя тотемные столбы со всего побережья Британской Колумбии, в том числе конструкции хайда, салиш, кваквака’вакв, нисгаа и нуу-ча-нулт.
Несмотря на известность тотемных столбов на северо-западе Тихого океана, существует несколько распространенных заблуждений о значении и назначении столбов. Некоторые ошибочно полагают, что коренные народы поклонялись тотемным столбам как идолам или священным предметам, содержащим души божеств, или почитали их как талисманы, способные отогнать зло. Это заблуждение могло быть результатом культурного непонимания среди христианских миссионеров, которые ошибочно полагали, что тотемные столбы использовались в шаманских ритуалах. Полезный список правды и вымысла о тотемных столбах можно найти на веб-сайте автора Пэта Крамера здесь или в отличной статье Tyee «Тотемные столбы: мифы и факты».
Социально-культурное значение тотемных столбов
С момента своего появления до сегодняшнего дня тотемные столбы играют важную социально-культурную роль во многих общинах коренных народов. Большинство коренных народов отмечают возведение тотема церемонией поднятия тотемного столба, которая часто проводится одновременно с пиршеством или потлачем . Щелкните здесь, чтобы посмотреть видео церемонии установки тотемного столба в Юго-восточном университете Аляски. На этих церемониях рассказывается о значении шеста и историях гербов, а посетители становятся свидетелями событий, в том числе прав семьи на изображенные гербы.
Фотография (c) 2009 г. Робин Хэнсон
На протяжении многих лет в истории Британской Колумбии наличие тотемных столбов в провинции подвергалось угрозе со стороны поселенцев, не являющихся аборигенами, которые в основном рассматривали столбы как языческие и препятствующие колонизации усилия по христианизации и «цивилизации» коренных народов. Колониальные власти пытались ассимилировать аборигены, запрещая культурное самовыражение и обычаи, такие как потлач в 1884 году, исходя из ожидания, что аборигены затем примут христианские традиции. Наряду с объявлением церемоний вне закона тысячи предметов, таких как церемониальные регалии, были насильственно изъяты у аборигенов и отправлены в музеи и частным коллекционерам по всей Северной Америке и Западной Европе. Это включало тотемные столбы. Большая часть этого дискриминационного законодательства не была отменена до 1951, хотя перемещение и репатриация украденных материалов продолжается. 14
В 1872 году вождь Г’псголокс поручил художникам Хемзиду и Вакасу вырезать столб в память о покойной жене и детях вождя. Начиная с начала 1920-х годов федеральное правительство приняло политику спасения антропологии и, опасаясь упадка искусства коренных народов, начало выкупать тотемные столбы у общин, живущих вдоль реки Скина. В 1927 году Ивер Фугнер, индейский агент в Белла Кула, написал в Департамент по делам индейцев письмо с просьбой дать разрешение шведскому консулу в Британской Колумбии на покупку шеста G’psgolox.
16 Однажды в 1929 году шест был отрезан и увезен из деревни Хайсла Миск’уса, когда жители деревни были на рыбалке. 17 Затем шест был отправлен в Швецию, где он оставался на хранении до 1980 года, когда, наконец, был выставлен в Национальном этнографическом музее в Стокгольме. В конце концов, в 1991 году Haisla узнала о местонахождении шеста и начала долгий путь по репатриации шеста. Хайсла и музей согласовали план репатриации: музей согласился вернуть шест, а Хайсла выкроит замену. Наконец, в апреле 2006 года поляк вернулся в Ванкувер. 1 июля 2006 года Haisla официально приветствовала поляка в Китимате. Это был первый шест в Канаде, репатриированный из-за границы. Луиза Смит, пресс-секретарь вождя хайсла, резюмировала эмоции дня: «Репатриация тотемного столба Г’псголокс была путешествием длиной в сто лет и тысячами миль… Наши дети и будущие поколения смогут увидеть, коснуться и почувствовать часть их истории, восстановленную нацией, несмотря ни на что». 18
Эта история задокументирована режиссером Гилом Кардиналом в документальном фильме Национального совета по кинематографии (NFB) под названием Тотем: Возвращение полюса G’psgolox . Полностью фильм можно посмотреть на сайте NFB здесь.
На протяжении поколений коренные народы прилагали огромные усилия для сохранения своих культурных традиций перед лицом политики ассимиляции. После отмены дискриминационного законодательства в 1951 году новое поколение художников начало изучать и продвигать искусство резьбы по тотемным столбам как форму культурного возрождения. Среди известных резчиков тотемных столбов Генри Хант (кваквака’вакв), Мунго Мартин (кваквака’вакв), внук Мартина Дуг Кранмер (кваквака’вакв), Эллен Нил (кваквака’вакв) и Билл Рид (Хайда), работы которых выставлены в Музее антропологии Университета Британской Колумбии и некоторых в Королевском музее Британской Колумбии.
В начале 1990-х годов народ хайсла из района Китимат в Британской Колумбии. начали процесс репатриации погребального столба, который был увезен из их общины в 1929 году. Столб был взят без согласия индийским агентом, который продал его шведскому музею. Несмотря на то, что прошло почти 80 лет, хайсла выстояли и преуспели в своем стремлении репатриировать поляка г’псголокс.
Алиса Хуанг.
Рекомендуемые ресурсы
Интернет-ресурсы
Церемония поднятия тотемного столба – Юго-восточный университет Аляски
http://vimeo.com/11303883
Тотемные столбы 90.nb – 2 National Film Board http://vimeo.com/11303883 ca/explore-by/keyword/en/totem_poles/
Фотографии тотемного столба – Музей археологии и этнологии ЮФУ
https://www. sfu.ca/archaeology/museum/exhibits/virtual-exhibits/northwest-coast-totem -poles.html
Тотемные столбы — Центр Билла Рида — Университет Саймона Фрейзера
https://www.sfu.ca/brc/art_architecture/totem_poles.html
Книги и статьи
Блэк, Марта. «Тотемные столбы в Королевском музее Британской Колумбии». Королевский музей Британской Колумбии. Виктория, Британская Колумбия http://staff.royalbcmuseum.bc.ca/wp-content/uploads/2017/05/WARSAW.pdf
Дженсен, Вики. Тотемные столбы Стэнли-парка . Ванкувер: Westcoast Words and Subway Books, 2004.
Kramer, Pat. Тотемные столбы. Калгари: Altitude Publishing, 2004.
Йонайтис, Алдона и Аарон Гласс. Тотемный столб: межкультурная история. Сиэтл: University of Washington Press, 2010.
Рамзи, Хизер. «Тотемные столбы: миф и факт». Тайи . 31 марта 2011 г. http://thetyee.ca/Books/2011/03/31/TotemPoles/
Стюарт, Хилари. Глядя на тотемные столбы . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 1993.
Примечания
1 Марджори М. Халпин, 9 лет.0014 Тотемные столбы: иллюстрированное руководство (Ванкувер: UBC Press, 1981), 16.
2 Эдвард Малин, Тотемные столбы тихоокеанского северного побережья (Портленд: Timber Press, 1986), 45-51.
3 Халпин, 23 года.
4 Уильям Ярдли, «Восстановление все еще не завершено после разлива Вальдеса», The New York Times (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), 5 мая 2010 г.
5 Халпин, 24 года.
6 Халпин, 23.
7 Хилари Стюарт, Сидар (Ванкувер: Дуглас и Макинтайр: 1984), 25.
8 Рой Генри Викерс, Преображение духа: путешествие от дерева к тотему (Ванкувер: Raincoat Books, 1996), 26.
9 Алдона Йонайтис и Аарон Гласс, «Тотемные столбы и современный туризм, » в Проблемы исследований коренных американцев: очерки празднования двадцать пятого семинара американских индейцев , ред. Барбара Сондерс и Леа Зуйдерхудт (Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 2004 г.
10 Халпин, 35.
11 Викерс, 60.
12 Халпин, 40.
13 Халпин, 18.
14 Рене Р. Гадач, «Потлач», Канадская энциклопедия, https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/potlatch (по состоянию на 22 декабря 2020 г. ).
15 Halpin, 25.
16 «Полюс G’psgolox возвращается домой через 77 лет, первый тотем, репатриированный из-за границы», Ecotrust Canada, https://www.terracestandard.com/news/highway-of- слезы-мемориал-тотем-столб-будет-поднят-на-китсумкалум-территории-западнее-террасы/(по состоянию на 22 декабря 2020 г.).
17 «Totem: The Return of the G’psgolox Pole — Описание фильма», National Film Board of Canada, https://www.nfb.ca/film/totem_the_return_of_the_gpsgolox_pole/ (по состоянию на 22 декабря 2020 г.).
18 Экотраст Канада.
Подробнее | Без комментариев
Печать/сохранение в формате PDF
Как выглядит Северный полюс и почему Санта не стал бы там жить
- На Северный полюс особо смотреть нечего: это водное место, где морской лед дрейфует по Северному Ледовитому океану.
- Там не живут люди, но живут моржи и белые медведи.
- Санта, вероятно, чувствовал бы себя более комфортно в Антарктиде, где полосатый столб конфетной трости отмечает самую южную точку в мире.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Северный полюс, пожалуй, одно из худших мест на планете для мастерской, полной игрушек.
Если бы Санта-Клаус действительно открыл магазин в самой северной точке земного шара, ему пришлось бы носить гидрокостюм.
Это потому, что Северный полюс вовсе не суша; это водянистое место, где обитают движущиеся морские льды и моржи.
Туристы наблюдают за самцом моржа, отдыхающим на льду в арктическом море недалеко от Шпицбергена, Норвегия. Артерра/UIG через Getty ImagesВозможно, поэтому жители Лапландии, Финляндия, долгое время утверждали, что живут в родном городе Санты. Но они даже не самые близкие к Северному полюсу люди. Этот приз достается жителям Лонгйира, самого северного города в мире, расположенного на норвежском архипелаге Шпицберген, примерно в 650 милях от полюса.
Люди, живущие на этих широтах, четыре месяца выдерживают в полной темноте и еще четыре месяца купаются в круглосуточном свете. Другие северные регионы, такие как Россия, Аляска, Канада и Гренландия, также получают очень мало света в зимнее время, так как солнечные лучи заливают южное полушарие.
11 января 2018 года люди приветствовали восход солнца над Мурманском, Россия, впервые с начала декабря 2017 года. Лев Федосеев\ТАСС via Getty ImagesПодробнее : Наступил самый темный день в году — вот несколько научно обоснованных способов борьбы с зимней хандрой
Но никто из этих людей не живет точно на вершине мира. Очень немногие люди когда-либо посещали это место.
Полярный исследователь Эрик Ларсен отправился в 500-мильный поход к Северному полюсу в 2014 году вместе с альпинистом Райаном Уотерсом. Часть пути они проехали на лыжах, но чтобы добраться до настоящего Северного полюса, им пришлось спустить свое снаряжение в воду и плыть.
Предоставлено Эриком ЛарсеномЭто потому, что на полюсе нет суши. На карте ниже вы можете увидеть, где находится полюс по отношению к Аляске (слева) и Европе (справа). Большой снежный ком — это Гренландия.
Здесь мало что происходит. Гугл ЗемляСеверный полюс может выглядеть не так, как его изображают в детских книгах, но там есть таинственный океанский портал: бассейн Фрам глубиной 14 070 футов. В этом районе, где океанское дно раздвигается, температура поверхности соленой воды в среднем ежегодно составляет около точки замерзания.
Что касается мастерской Санты, то Южный полюс может быть лучшим выбором. Эта точка находится на реальном континенте: Антарктиде. И там даже в земле валяется палочка цвета леденца, чтобы отметить точное местонахождение полюса.
Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг представляет ледяную скульптуру полярного исследователя Роальда Амундсена 14 декабря 2011 года. Амундсен и его команда стали первыми людьми, достигшими Южного полюса 14 декабря 1911 года. Оле Матизмоэн/AFP/Getty ImagesВот это, друзья мои, похоже на то, что могло бы украсить вход в мастерскую Санты, если таковая когда-либо существовала.
Если бы Санта жил на Южном полюсе, ему тоже было бы с кем тусоваться. Каждое лето на южнополярной станции Амундсен-Скотт в США приезжает до 250 астрономов и астрофизиков. Ученые, изучающие сейсмологию и атмосферу Земли, также используют измерения, сделанные на этом месте. Вы можете проверить, чем сейчас занимаются люди, через веб-камеру в реальном времени.
Южнополярная станция Амундсен-Скотт в США. Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA)На южной оконечности мира также часто бывают исследователи Антарктики, такие как 33-летний Колин О’Брэйди, американец, который в настоящее время путешествует по южному континенту.