визуал, аудиал или кинестетик? Особенности воспитания
- Виктория Чекушко
- Социум
- Просмотров: 8921
Тэги: #воспитание, #дети, #новости витебск, #Витебск, #новости витебска
Как правильно развивать способности ребенка? Этим вопросом я задавалась еще до рождения сына: читала специализированную литературу, искала информацию в интернете. Что на самом деле поможет сформировать гармоничную личность? Недавно по совету одной многодетной мамы обратилась к практикующему психологу Наталье Чернецкой, которая занимается ранним развитием детей.
– По тому, как люди воспринимают информацию, их условно можно разделить на аудиалов (слух), визуалов (зрение) и кинестетиков (ощущение). Эти особенности проявляются еще в детстве, – говорит Наталья. – При преобладающем визуальном типе ребенок может часами спокойно сидеть на одном месте, разглядывая всевозможные предметы, лишь бы мама была в поле зрения. Такие малыши спокойно спят в отдельной кроватке. Если хотите донести информацию до ребенка-визуала, который отказывается что-то делать, покажите ему для наглядности картинки.
Аудиал любит, когда ему поют колыбельные, читают сказки, часто обладает музыкальными способностями.
Маленькие кинестетики больше других детей нуждаются в прикосновениях, любят ласку, но часто не терпят, когда их трогают посторонние люди.
Постоянно находятся в движении. Разбитые подбородки и колени, поцарапанные руки, бесконечные синяки – результат их бурной деятельности. Предпочитают активные игры, обожают, когда их щекочут и подбрасывают.– Как определить тип ребенка?
– В раннем возрасте понаблюдайте за поведением малыша. У детей постарше обратите внимание на речь. Аудиал чаще использует слова, связанные со слухом, – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо». Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую». Визуалы основной упор делают на слова, которые связаны со зрением, – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю».
Есть и другие признаки. Визуалу важно хорошо выглядеть, чтобы рядом с ним все было аккуратно и красиво, при разговоре держит дистанцию. Кинестетик любит удобную одежду, мебель, для него очень важен комфорт. В разговоре много жестикулирует, использует мимику, может касаться собеседника, дергать за рукав.
– Значит ли это, что, скажем, игрой в «козу рогатую» дорогу к сердцу маленького визуала не проложишь?
– Вовсе нет. Как показывает практика, чистого типа восприятия практически не бывает. К примеру, у визуалов часто хорошо развиты умения и способности кинестетиков. Благодаря такому совмещению дети лучше запоминают ту или иную информацию, используя подходящие органы чувств. Вот почему, даже определив ведущий канал восприятия, старайтесь развивать и остальные. Успешность обучения, умение общаться во многом зависят от того, насколько всесторонне развит ваш ребенок.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны
Визуал аудиал кинестетик. Кто Вы?
Многие из тех, кто читал книги по нейро-лингвистическому программированию или проходил соответствующие тренинги, слышали о том, что всех людей можно разделить на три типа: визуалы, аудиалы и кинестетики.
К сожалению, не все авторы и преподаватели НЛП сообщают своим ученикам верную трактовку указанной классификации. В этой статье мы развеем мифы и расскажем о том, как пользоваться упомянутой типологией людей, но обо всем по порядку.
Откуда появилась классификация?
Никто не будет спорить с тем, что люди познают окружающий мир с помощью органов чувств. В НЛП мы говорим, что восприятие осуществляется с помощью сенсорных систем: визуальной, аудиальной и кинестетической (запахи, эмоции, ощущения). При этом в зависимости от особенностей личного развития каждый человек отдает большее предпочтение тем или иным аспектам полученного опыта.
Например, Ваш друг сходил на прогулку в лес. Вернувшись, он захочет поделиться своими впечатлениями и скажет: «Знаешь, летний лес такой невероятно зеленый! Пока я там был, светило золотое солнце, а на лужайках распустились цветы самых разных цветов: синие, красные, желтые, фиолетовые». При этом Вы можете быть уверены, что Ваш друг, находясь на прогулке, ощущал разные запахи леса и слышал пение птиц, но почему-то он не захотел об этом рассказать.
Ричард Бендлер и Джон Гриндер первыми обратили внимание на этот феномен. Исследовав его, они открыли, что помимо сенсорных у людей также имеются репрезентативные системы. Если первые ответственны за получение опыта, то вторые – за его хранение и обработку.
Джон и Ричард заметили, что в своей речи люди показывают нам предпочтение тех или иных репрезентативных систем, используя в формулировках определенные сенсорные предикаты – это глаголы, наречия или прилагательные, указывающие на тип задействованной репрезентативной системы (см. таблицу ниже).
Репрезентативная система |
Типовая фраза |
Визуальная |
Лампочка светит. Яркое событие. Темное изображение. Я вижу твою идею. |
Аудиальная |
В кафе очень громко. Тихая речь. Звонкий голос. Я слышу тебя. |
Кинестетическая |
Неожиданно запахло розами. Мягкий диван. Я чувствую твою боль. |
Умение слышать сенсорные предикаты в речи людей позволяет определять их ведущие репрезентативные системы. Зная их, Вы можете подстраиваться к стилю мышления собеседника и подбирать нужные слова, чтобы человек понял Вас лучше.
Например, тому, у кого развита визуальная система, лучше сказать: «Я вижу, о чем ты говоришь. Давай опишем яркие перспективы этой идеи!» Тот, у кого лучше развита кинестетическая система, лучше поймет фразу: «Да чувствую, что ты прав. Твоя идея вдохновляет меня!».
В чем ошибаются начинающие НЛП-ры?
Многие ошибочно полагают, что все люди жестко делятся на визуалов, аудиалов или кинестетиков. На самом же деле это абсолютно не так. Дело в том, что наше развитие откладывает отпечаток на пропорции, в которых развиты наши сенсорные и репрезентативные системы.
Не существует стопроцентных визуалов, но существуют люди у которых, например, визуальная система развита на 60%, кинестетическая – на 25%, а аудиальная – только на 15%.
Соотношение, конечно, может быть и другим.
Таким образом, определять репрезентативную систему собеседника в каждой ситуации нужно отдельно, иначе Вы рискуете ошибиться. Например, на отдыхе у человека может быть больше задействована кинестетическая репрезентативная система, а это значит, что он будет больше говорить об ощущениях, запахах и эмоциях. Когда этот же человек вернется в офис, у него могут активнее «включиться» визуальная или аудиальная системы.
Бывает и такое, что в речи собеседника слышны сразу нескольких видов. Такая речь называется полимодальной. Например, Вы можете услышать фразу: «Он выбешивает меня своим звонким и резким голосом». В ней задействованы слова сразу из двух систем: «выбешивает» – кинестетическая система, «звонким и резким» – аудиальная система. С таким собеседником полезно говорить, используя полимодальную речь, как и он.
Подводя резюме, мы хотим акцентировать Ваше внимание на том, что в каждой ситуации у человека в сознании могут «включаться» разные репрезентативные системы, а иногда они быстро чередуются. Будьте внимательны, и Вы услышите те слова, с помощью которых собеседнику привычнее думать. Подстройтесь к нему, используя в своих словах соответственно визуальные, аудиальные или кинестетические маркеры репрезентативных систем, и человек поймет Ваши идеи лучше и полнее.
Все рассмотренные навыки углубленно тренируются на курсе «НЛП-практик», проводимом в нашем центре на регулярной основе. Помните, что только практика открывает путь к изменениям.
Визуальные, слуховые и кинестетические стили обучения (VAK)
Примечание. Этот сайт переезжает на KnowledgeJump.com. Пожалуйста, сбросьте закладку.
Стиль обучения VAK использует три основных сенсорных приемника: визуальный, слуховой и кинестетический (движение) для определения доминирующего стиля обучения. Иногда его называют ВАКТ (визуальный, слуховой, кинестетический и тактильный). Он основан на модальностях — каналах, по которым может происходить человеческое самовыражение, и состоит из комбинации восприятия и памяти.
VAK происходит из мира ускоренного обучения и, кажется, является самой популярной моделью в настоящее время из-за своей простоты. Хотя исследование показало связь с модальностями и стилями обучения (Университет Пенсильвании, 2009 г.), исследование до сих пор не смогло доказать, что использование стиля обучения обеспечивает наилучшие средства для изучения задачи или предмета. Вероятно, это связано с тем, что это скорее предпочтение , а не стиля .
Учащиеся используют все три способа получения и изучения новой информации и опыта. Однако, согласно ВАК или теории модальности, один или два из этих стилей приема обычно являются доминирующими. Этот доминирующий стиль определяет наилучший способ для человека изучать новую информацию, фильтруя то, что должно быть изучено. Этот стиль может не всегда быть одинаковым для некоторых задач. Учащийся может предпочесть один стиль обучения для одной задачи и комбинацию других для другой задачи.
Классически, наш стиль обучения навязывается нам в жизни следующим образом: в классах от детского сада до третьего новая информация представляется нам кинестетически; визуально представлены классы с 4 по 8; пока 9 классв колледж и дальше в деловую среду информация представлена нам в основном через слуховые средства, такие как лекции.
По мнению теоретиков ВАК, нам необходимо представлять информацию, используя все три стиля.
Это дает всем учащимся возможность принять участие, независимо от того, какой стиль они предпочитают.Несмотря на то, что есть некоторые данные о сильных и слабых сторонах конкретных модальностей (Rourke, et al. 2002), не было установлено, что соответствие стиля обучения индивидуальным способностям к обучению улучшает их способности к обучению. Например, одно исследование (Constantinidou and Baker, 2002) показало, что визуальная презентация с использованием изображений выгодна для всех взрослых, независимо от высокого или низкого предпочтения визуального образа в стиле обучения. Действительно, это было особенно выгодно для тех, кто сильно предпочитал вербальную обработку.
Советы по распознаванию и применению трех стилей ВАК
Аудиалы часто разговаривают сами с собой. Они также могут шевелить губами и читать вслух. У них могут возникнуть трудности с чтением и письмом. Им часто лучше поговорить с коллегой или записать на магнитофон и услышать сказанное.
- Начните новый материал с краткого объяснения того, что будет дальше. Завершите кратким изложением того, что было рассмотрено. Это старая поговорка: «Расскажи им, кто они буду опираться, учить их и рассказывать им, чему они научились».
- Используйте сократовский метод чтения лекций, задавая вопросы учащимся, чтобы получить от них как можно больше информации, а затем заполнить пробелы собственным опытом.
- Включите слуховые действия, такие как мозговой штурм, шумовые группы или Jeopardy. Оставьте достаточно времени для подведения итогов деятельности. Это позволяет им установить связи между тем, на что они опирались, и как это применимо к их ситуации.
- Пусть учащиеся озвучат вопросы.
- Развивайте внутренний диалог между собой и учащимися.
Зрители имеют два подканала — лингвистический и пространственный . Учащиеся, которые визуально-лингвистические , любят учиться с помощью письменного языка, например, выполнять задания по чтению и письму. Они запоминают записанное, даже если не читают его более одного раза. Им нравится записывать направления и уделять больше внимания лекциям, если они их смотрят. Учащиеся с зрительно-пространственными обычно испытывают трудности с письменным языком и лучше справляются с диаграммами, демонстрациями, видео и другими визуальными материалами. Они легко визуализируют лица и места, используя свое воображение, и редко теряются в новом окружении. Чтобы интегрировать этот стиль в учебную среду:
- Используйте графики, диаграммы, иллюстрации или другие наглядные пособия.
- Включите планы, концептуальные карты, программы, раздаточные материалы и т. д. для чтения и заметок.
- Включите большое количество материалов в раздаточные материалы, чтобы перечитать их после сеанса обучения.
- Оставьте пустое место в раздаточных материалах для заметок.
- Предлагайте вопросы, чтобы помочь им оставаться начеку в слуховой среде.
- Разместите флипчарты, чтобы показать, что будет и что было представлено.
- Подчеркните ключевые моменты, чтобы указать, когда делать заметки.
- Устраните возможные отвлекающие факторы.
- По возможности дополняйте текстовую информацию иллюстрациями.
- Предложите им нарисовать картинки на полях.
- Пусть учащиеся представят себе тему или разыграют предмет.
Кинестетические учащиеся лучше всего учатся, касаясь и двигаясь. Он также имеет два подканала: кинестетический (движение) и тактильный (прикосновение). Они склонны терять концентрацию, если внешняя стимуляция или движение незначительны или отсутствуют. Во время прослушивания лекций они могут захотеть делать заметки, чтобы двигать руками. При чтении им нравится сначала просматривать материал, а затем сосредотачиваться на деталях (сначала получить общую картину). Обычно они используют цветные зажигалки и делают заметки, рисуя картинки, диаграммы или рисуя. Чтобы интегрировать этот стиль в учебную среду:
- Используйте занятия, которые воодушевляют учащихся.
- Включите музыку, когда это уместно, во время занятий.
- Используйте цветные маркеры, чтобы выделить ключевые моменты на флип-чартах или белых досках.
- Делайте частые перерывы на растяжку (мозговые перерывы).
- Дайте им такие игрушки, как шарики Куш и пластилин, чтобы они могли чем-нибудь заняться своими руками.
- Чтобы подчеркнуть точку зрения, предоставьте жевательную резинку, конфеты, ароматизаторы и т. д., которые обеспечивают перекрестную связь запаха (аромата) с рассматриваемой темой (запах может быть мощным сигналом).
- Предоставьте высокие зажигалки, цветные ручки и/или карандаши.
- Проведите учащихся через визуализацию сложных задач.
- Попросите их перенести информацию из текста на другой носитель, например, на клавиатуру или планшет.
Опрос VAK
Бесплатный опрос VAK.
Ссылки
Константиниду, Ф. и Бейкер, С. (2002). Стимулная модальность и эффективность вербального обучения при нормальном старении. Мозг и язык, 82(3), 296–311.
Рурк Б., Ахмад С., Коллинз Д., Хейман-Абелло Б., Хейман-Абелло С. и Уорринер Э. (2002). Детская клиническая/педиатрическая нейропсихология: некоторые недавние достижения. Ежегодный обзор психологии , 53, 309Ð339.
Пенсильванский университет (2009 г.). Визуальные ученики преобразуют слова в изображения в мозгу и наоборот, говорится в психологическом исследовании . ScienceDaily. Получено 10 июля 2011 г. с http://www.sciencedaily.com/releases/2009/03/0091834.htm.
Стили обучения — обманщики — учитесь масштабировать
Зрительно-слуховой кинестетический бред
Дэн Ньюман
Управление лучше
Визуальный, Аудиальный, Кинестетический. Вы слышали эти термины раньше, они называются стилями обучения. Возможно, у вас даже есть тот, который вы предпочитаете!
И они ложные.
Меня очень раздражает, что когда кто-то хочет взять на себя роль педагога, он говорит о визуальном, аудиальном и кинестетическом обучении. Это, безусловно, интуитивная концепция: вполне вероятно, что некоторые люди учатся по-разному, и разделение предпочтений по глазам, ушам и действиям кажется разумным. Это соблазнительно. Это псевдонаука.
Исследование, которое чаще всего упоминается как разоблачитель VARK (кстати, они добавили «Чтение» в качестве категории), — это Journal of Educational Psychology «Соответствие стиля обучения методу обучения: влияние на понимание», опубликованное Rogowsky, Calhoun. и Таллал. Резюме статьи заключается в том, что испытуемым было разрешено выбирать предпочитаемый ими стиль обучения, после чего их обучали этому конкретному стилю. Исследователи также проверили, насколько лучше учатся люди, которые учились в предпочитаемом ими стиле. Последнее предложение подводит итог:
«В текущем исследовании нам не удалось найти статистически значимую эмпирическую поддержку адаптации методов обучения к индивидуальному стилю обучения».
Вот, прочтите сами. Или, если вы предпочитаете более удобочитаемые дайджесты:
Проблема со «стилями обучения», из журнала Scientific American
Развенчанные стили обучения: нет никаких доказательств, подтверждающих слуховое и визуальное обучение, говорят психологи, от Ассоциации для психологических наук:
«Нейромиф» или полезная модель?, из Inside Higher Ed
Или, если вы поклонник движущихся картинок и ЛЮБИТЕ шутки о внутреннем образовании, вам понравится это видео:
Отправка «Learning Стили «вне стиля» — объясняет, как исследования в области образования развенчивают миф о том, что обучение учащихся предпочитаемым ими стилям (например, «визуальные учащиеся», «аудиальные учащиеся») является эффективной практикой в классе. Изучите исследование: http://s.si.edu/1IwH5zS Авторы: http://s.si.edu/1SGMX0J
Бонусные баллы, если поймаете отсылку Майерс-Бриггс.
С учетом сказанного, вот лучший способ адаптировать ваше обучение, чтобы лучше заинтересовать ваших учеников: спросите их . Подумайте о том, как вам удобно преподавать/инструктировать, а затем спросите своих людей, что они предпочитают. По мере того, как вы становитесь педагогом, продолжайте добавлять приемы и методы в свой набор инструментов и продолжайте спрашивать своих учеников, что с ними будет работать. Затем научите этому, выслушайте их отзывы и измерьте влияние обучения.
Разве это не выглядит/звучит/ощущается как лучший способ адаптировать обучение?
Оставить комментарий
Дэн Ньюман
Основатель и главный специалист по обучению в Learn to Scale, Дэн сопровождает организации на их пути к предпринимательству и поддерживает их на всех этапах жизни основателя.