Википедия пессимизм: Пессимизм | это… Что такое Пессимизм?

Пессимизм | это… Что такое Пессимизм?

Наполовину полон или наполовину пуст?

Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.

Весьма распространённую элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма — естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия[1]. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём крайним из отрицательных ответов является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Э.

Гартмана.

Содержание

  • 1 Четыре благородные истины
  • 2 Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Четыре благородные истины

Русский философ Владимир Соловьев полную формулу безусловного пессимизма пытался найти в основном буддийском учении «Четыре благородные истины»:

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Нирвана — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Спасение от «сансары» (бесконечного страдания) возможно только через указанный Восьмеричный путь.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретив нищего, больного, старика и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть — общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достижения, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя» и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума.

Но эта точка зрения необоснованна, ибо страдание природа сансарического бытия, обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечой топливом являются заблуждения. Огонь это страдание.

Что же до несуществования ничего, в буддийской онтологии отрицается бытие не обусловленное причиной и следствием. Бытие обусловленное признаётся.

Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Э. Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается — а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания — людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления — и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это — высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если всё дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута.  — На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье — за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится во многих философских и большинстве религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

См. также

  • Оптимизм
  • Мелиоризм
  • Реализм
  • Прогресс
  • Теодицея

Примечания

  1. (см. Прогресс).

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

кто это такой, как его распознать и как с ним общаться

Анализируя различные типы личностей, больше всего жалости вызывает пессимист. Он представляется в роли слабого и беззащитного человека, который абсолютно не верит в себя. Но так ли это на самом деле? Насколько сложно ему жить, по сравнению с оптимистом? Какие у него преимущества и недостатки? Стоит ли перевоспитывать пессимиста, либо и у него имеются сильные стороны? От чего зависит этот тип мышления? Что делать, если ребенок проявляет склонность к пессимизму? Стоит ли бить тревогу? Разберемся в этих вопросах вместе.

Кто такой пессимист?

Пессимист — это человек, который во всем видит негатив и не надеется на удачный исход событий. У окружающих складывается такое впечатление, что ему даже нравится «коллекционировать» неудачи. Если вдруг начатое дело увенчается успехом, все равно пессимист найдет множество «подводных камней», чтобы испортить настроение себе и окружающим. Конечно, речь идет о крайней степени такого мировоззрения.

Пройти тест: оптимист или пессимист

Чаще всего, встречаются люди, склонные к пессимизму, но в меньшей мере. Они могут быть уверены в победе, там, где объективно осознают свое превосходство. Но, в случае неопределенности, склонны сомневаться в успехе. К таким можно зачислить основную массу населения нашей планеты, ведь большинство людей не рискнут взяться за дело, в котором не уверены. Ярким примером служат бизнесмены, которыми становятся далеко не все, а лишь те, кто способен рисковать и мыслить позитивно. Если бы в мире было меньше пессимистов, то планету бы заполонили сплошные предприниматели и стартаперы. Но этого не происходит, значит, склонность к негативному мышлению засела в коллективное подсознание достаточно глубоко.

Физиологической предрасположенностью к пессимизму можно считать меланхолический темперамент. Именно он чаще всего присущ людям, которые не уверены в себе и своем успехе. Такие люди отличаются слабой и неуравновешенной психикой, которая «награждает» их регулярными депрессиями и апатией.

Но не только врожденные особенности делают из человека пессимиста. Огромную роль играет воспитание и социальная среда, а также жизненный опыт, который укрепляет его уверенность в определенном сценарии развития событий. Не стоит забывать о принципе обратной связи, согласно которому люди получают то, на что рассчитывают. Так что, пессимист, так же как и оптимист, с возрастом только укрепляет уверенность в своей правоте. В зависимости от того, насколько обоснованы его взгляды, этот типаж можно разделить на несколько видов. О них сейчас и поговорим.

Виды пессимистов

Четкой классификации пессимистов нет. Условно их можно разделить на несколько разновидностей: рациональные и иррациональные. Первые объективно оценивают события и понимают, что шансов на успех в определенном деле у них мало. Например, массовый пессимизм народа перед выборами в нашей стране. Здесь действительно поводов для оптимизма мало. Можно привести и десятки других примеров, которые подмечены следующей фразой «пессимист – это хорошо проинформированный оптимист».

Пройти тест на темперамент

В отличие от этого вида, иррациональный пессимист просто страдает заниженной самооценкой и склонен к фатализму в его негативном проявлении. То есть, такой человек считает, что его обязательно ждет неудача, и он ничего сделать не может. Это чувство только укрепляется по принципу обратной связи, с возрастом усиливая уверенность человека в его никчемности.

Также, между первым и вторым видом имеется много переходных форм, которые не имеют четких названий, просто могут быть расположены ближе к объективности, либо субъективности. Независимо от выраженности этого признака, распознать пессимиста не так и сложно. Как это можно сделать, описано далее.

Как распознать пессимиста

Любой пессимист отличается скепсисом и негативным мышлением. Просто у одних людей эти качества выражены слабее, а у других сильнее. Если речь идет о состоянии, близком к норме, то такой пессимист будет хандрить только в действительно сложной ситуации. Если же говорить о чрезмерном проявлении (акцентуации) такого типа мышления, то оно распространяется на все сферы жизни. За чтобы этот человек не взялся, он всюду сомневается в успехе. Причем, даже в тех случаях, когда имеет преимущество.

Самое интересное, что такой человек не всегда осознает свою психологическую характеристику. Редко, когда услышишь от него «я пессимист», поскольку он уверен в своем реализме.

Пройти тест на уверенность в себе

Хорошо или плохо быть пессимистом

Почему-то считается, что пессимист – это плохо. Многие тренера и коучи пытаются отучить своих клиентов от такого типа мышления. Но настолько ли плохо «сгущать краски»? Об этом сейчас и поговорим.

Преимущества пессимистов

Кто такие пессимисты? По сути – это реалисты, которые склонны к нагнетанию ситуации. Соответственно, они более трезво оценивают события и свои силы, готовы к появлению препятствий и не сломаются, если что-то пойдет не так. В этом их неоспоримые преимущества перед оптимистами, которые порой переоценивают свои силы и относятся поверхностно к серьезным вещам, тем самым оказываясь неготовыми к провалу. А ведь неудачи случаются регулярно. Игнорировать их тоже глупо. Пессимисты чаще анализируют причины своего провала, тем самым предотвращая подобное в будущем.

Если в рабочем коллективе присутствуют оптимист и пессимист, то мозговой штурм приобретает конструктивное русло. Оптимизм одного сталкивается с обдуманностью другого, тем самым выдавая самые жизнеспособные варианты.

Считается, что интеллектуальный уровень пессимистов один из самых высоких, по сравнению с другими типами личности, поскольку их переживания и «сгущения красок» как бы подталкивают мозг к постоянному обдумыванию ситуации. Но на этом их преимущества заканчиваются, поскольку вреда от пессимизма не меньше.

Недостатки пессимистов

Пытаясь вспомнить известных пессимистов, человек сталкивается с достаточно сложной задачей, ведь пессимисты редко когда становятся популярными. Все это связано с их заниженной самооценкой.

Пройти тест на самооценку

Окружающие не сильно любят таких людей. Чаще всего это школьные лузеры, которые, если не наберутся хоть немного оптимизма, становятся «серыми мышками» и во взрослые годы. Почти как в сказке о гадком утенке, только с единственным отличием – вместо прекрасного лебедя, появляется гадкая утка. Вряд ли кто-нибудь захочет длительное время общаться с человеком, который вечно ноет и все время настраивает себя и окружающих на негатив. Ведь он не только лишает себя радостей жизни, но и не дает окружающим мечтать и о чем то надеяться.

В этом пессимист заметно проигрывает оптимисту. Последнему рады во всех компаниях. Он вызывает интерес и симпатию у противоположного пола, его охотнее берут на работу, чаще заключают сделки и договора. В бизнесе доминируют оптимисты, поскольку они не боятся рисковать, в отличие от людей, которые не верят в успех, даже, когда он гарантирован.

Как себя вести с пессимистом

Общение с пессимистом требует «железных» нервов от собеседника. Необходимо быть поистине дипломатом, чтобы не задеть его ранимую психику, при этом, сохранив хоть каплю собственного оптимизма. Ведь не зря придумали поговорку «с кем поведешься, от того и наберешься».

Что такое пессимист, ощущается практически сразу же. Он не уверен в себе, в окружающих, в целом мире. Вариантов развития событий может быть несколько: попытаться его перевоспитать, воспринимать таким, каким он есть, или просто не общаться. Для тех, у кого в душе проснулся педагог, отметим сразу, что чем пессимист старше, тем сложнее в него вселить дух оптимизма. Можно воспринимать его по факту, но в таком случае, главное самому не «заразиться» его унынием. Вариант прекращения диалога уместен в случае запущенной формы пессимизма, а так отказываться от человека, поскольку он немного мрачный, тоже не вариант. Ведь, как было указано ранее, среди них много умных людей, а интеллект в наше время – большая ценность. В общем, разговаривать или нет – дело каждого, но если нотки пессимизма проявляются у ребенка, лучше их искоренять.

Как воспитывать пессимиста

Даже самого искреннего меланхолика можно сделать оптимистом, если воспитывать человека с самого детства. Что для этого нужно? В первую очередь, необходимо дать ему позитивные психологические установки, объяснить, что события можно программировать. Если верить в успех, то намного больше шансов его достичь.

Ребенок-пессимист появляется под влиянием воспитания. Если все в его семье имеют такой тип мышления, то и он с самого детства переймет такой подход. Так что, воспитание пессимиста необходимо начинать с его родителей. Если они не перестанут программировать ребенка на неудачи, то ему сложно будет вырасти хотя бы реалистом.

Порой, попытки перевоспитания предпринимаются по отношению к уже взрослому человеку. Это еще сложнее, поскольку с каждым прожитым годом, психологический тип все глубже укореняется в подсознание. Придется потратить много времени, чтобы доказать человеку несостоятельность его взглядов. Чем старше пессимист, тем увереннее он в своей правоте и несправедливости мира. Для перевоспитания потребуется желание самого «пациента» и целая череда удачных моментов, свидетелем которых он станет.

Еще эффективным приемом можно назвать самовнушение, в первую очередь – аффирмации. Они представляют собой повторяющиеся фразы утвердительного характера. Например, «я везучий», «мне сопутствует успех», «все задуманное реализуется» и т.д. Постепенно подсознание привыкнет к этим утверждениям и начнет в них верить. Как только это произойдет, любой пессимист постепенно станет превращаться в оптимиста. И чем раньше к этому прибегнуть, тем быстрее удастся избавиться от неуверенности.

Тип личности пессимист – не приговор, но повод призадуматься. Безусловно, предусматривать негативные сценарии развития событий – полезный навык. Но недооценка своих сил и возможностей отдаляет человека от успеха. Всегда следует проводить четкую грань между нормой и перебором. И если скепсис чрезмерен, лучше его разбавить ноткой позитива.

Пройти тест на тип личности

Категория:Пессимисты | Герои Вики | Фэндом

в: Герои по характеру, Герои по типу, Жертвы,

и 3 more

Английский

Страница категории

Посмотреть источник
» Извините, я пойду искать контейнер для своей радости.
~ Дебби Торнберри.
» Преступность и коррупция вернутся. Олле назвал бы меня пессимистом. Я просто реалист.
~ Бэтмен.

Герои-песимисты , или просто Пессимисты — это люди, предвидящие нежелательные последствия или «худшие». Эти люди часто выражают сомнения по поводу чего-либо положительного и большую часть времени проявляют мрачное или гневное отношение. В отличие от своих противоположностей, оптимистов, пессимисты смиряются с поражением.

Яркими примерами являются Щупальца Сквидварда, Шики, Мэнди, Рэйвен, Зак, Печаль и Юми Йошимура.

Их не следует путать с Героическими Мизантропами, так как у пессимистов нет настоящей враждебности к людям. Их также не следует путать с нигилистическими, поскольку некоторые пессимисты могут все еще верить, что жизнь имеет цель, в то время как нигилисты придерживаются убеждения, что все бессмысленно.

У пессимистов есть шанс стать чисто хорошими, если они соответствуют всем критериям и лишены и/или избавляются от своих разлагающих качеств.

Популярные страницы

  • Уэнсдей Аддамс
  • Эрвин Смит
  • Нанно (Девушка из ниоткуда)
  • Армин Арлерт
  • Сэм Карпентер
  • Райнер Браун
  • Кацуки Бакуго
  • Endeavour (Моя геройская академия)

Все позиции (2666)

  • А
  • Б
  • С
  • Д
  • Е
  • Ф
  • Г
  • Н
  • я
  • Дж
  • К
  • Л
  • М
  • N
  • О
  • Р
  • Вопрос
  • Р
  • S
  • Т
  • У
  • В
  • В
  • Х
  • Y
  • Z
  • Другое

3

  • 3-ЦАП

4

  • 4-ЦАП

7

  • 7723

Б

  • Невезучий Джек
  • Багира (2016)
  • Багира (Дисней)
  • Наживка
  • Бакура Рё
  • Бальдр
  • Бами
  • Бан
  • Бандит Дарвилл
  • Бандо (Эльфийская песня)
  • Банши (Marvel)
  • Барбара Буш (Симпсоны)
  • Барбара Кин
  • Барбара Мейтленд
  • Бардок
  • Мальчик-ракушка
  • Барни Гамбл
  • Баррис Оффи
  • Басара
  • Василий (Омори)
  • Бэзил Фолти
  • Бас (Мегамен)
  • Летучая мышь (Кулак Полярной звезды)

Следующий Последние

Polski

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Пессимизм | Определение и происхождение

Артур Шопенгауэр

Все медиа

Связанные темы:
этика одиночество отношение оптимизм

Просмотреть весь связанный контент →

пессимизм , безнадежное отношение к жизни и к существованию вкупе со смутным общим мнением о том, что в мире преобладают боль и зло. Оно образовано от латинского pessimus («худший»). Пессимизм — это антитеза оптимизму, отношение всеобщей надежды в сочетании с мнением о том, что в мире существует баланс добра и удовольствия. Однако описание отношения как пессимистического не обязательно означает, что оно вообще не предполагает никакой надежды. Он может поместить свои объекты надежды и оценки в области за пределами обычного опыта и существования. Это может также направить такую ​​надежду и оценку на полное прекращение и отмену существования.

Бессистемный пессимизм является отражением материальных обстоятельств, физического здоровья или общего темперамента. На языке Екклесиаста характерно выражено, что «все суета». Однако существуют систематические формы пессимизма, как философские, так и религиозные. Орфико-пифагорейский взгляд на мир был пессимистичным: плотское существование рассматривалось как периодическая епитимья, которой подвергается нечистая или виновная душа до тех пор, пока она, наконец, не сможет освободиться от «цикла становления» посредством церемониального очищения или философского созерцания. . Тот же ограниченный пессимизм в отношении плотского существования и опыта обнаруживается в платонизме, для которого вещи в этом мире неизбежно отклоняются от своих идеальных образцов и не соответствуют им. У Платона

Федон плотские склонности и переживания представляют собой лишь помехи в выполнении деятельности, которая будет полностью осуществлена ​​после смерти. Восточный пессимизм (определенного рода) можно проиллюстрировать в буддизме, где считается, что всякое сознательное личное существование связано с болью или болезнью, где причина такого зла лежит в личных стремлениях или желаниях и где положительная оценка направлена ​​на завершение. нирвана), что включает в себя прекращение стремления и сознательного личного существования. Точно так же это представлено в основных течениях индуистской мысли с дополнительным тезисом, что мир не только болезненный и злой, но и иллюзорный. Условный пессимизм глубоко характерен для христианства, где Земля есть падший мир, в котором человеческий разум и воля испорчены, и где только искупительным действием, приходящим из-за пределов мира и осуществляющим себя в ином порядке, могут быть исправлены такие недуги. .

Философский пессимизм был силен в XIX веке и был представлен в системах Артура Шопенгауэра и Карла Роберта Эдуарда фон Гартмана. Шопенгауэр представил синтез кантианства и буддизма, причем кантианская вещь в себе отождествлялась со слепой иррациональной волей, стоящей за явлениями; мир, будучи проявлением такой несчастной воли, сам должен быть несчастен. В первой половине 20-го века критическая философия имела тенденцию избегать всего вопроса оптимизма и пессимизма; чувствуя себя неспособными сделать много общих утверждений о мире, философы особенно не желали давать общие оценки его добра или зла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *