Виды творчества в психологии: виды творчества Общая психология

Содержание

это, виды, теории и разные подходы

Творчество — важная часть жизни многих людей. Без возможности творить невозможно развитие науки, общества в целом. Процесс развития искусства, особенности личности талантливых людей, феномен креативности изучает психология творчества. Она направлена на рассмотрение сущности творческого процесса, поиск методов развития креативности у всех людей, независимо от врожденных способностей.

Психология творчества: сущность науки, предмет изучения

Психологи изучают продукты человеческой деятельности, созданные в сферах науки, техники, искусства. Помимо самих продуктов, психологов также интересуют составляющие процесса созидания: роль мышления, воображения, интуиции, индивидуальные особенности личности.

В рамках психологии рассматривают личности великих творцов: изучают биографию, предпосылки, роль одаренности. По мнению психологов, креативные способности есть у всех людей, их можно развивать. Но важно отличать одаренность от гениальности — высшей формы проявления созидающей деятельности. Гениальность считается редким врожденным качеством, поэтому гениев мало.

История развития отрасли: становление науки, роль в обществе

Как наука психология искусства сформировалась в начале 20 века. Она еще не была в определена в отдельную сферу, поскольку рассматривала только одну область: биографию, литературные произведения. Анализируя материал, ученые изучали природу процесса создания, качества личности.

С началом развития экспериментальной психологии методы изучения изменились. Психологи стали работать не только с наследием, но и авторами-современниками. Они использовали анкетирование, экспериментальные методы, интервьюирование.

Научно-техническая революция повлияла на качество изучения искусства, поставила перед психологами новые задачи. Возросла потребность в работниках, способных не только выполнять задание, но и предлагать креативные идеи, брать на себя больше ответственности, принимать самостоятельные решения. В связи с этим появилось новое направление, изучающее творчество, как составляющую науки и техники.

Роль творчества в эпоху античности, мнение философов

Античность — первый период в истории человечества, отмечавшийся ускоренным развитием науки. Рассматривая различные проявления окружающего мира, философы выделили в отдельную сферу творчество. Они разделяли его на человеческое и божественное. К человеческому проявлению относилось искусство и ремесло. Божественным проявлением считали феномен создания космоса.

Аристотель отрицал вмешательство Бога в творческий процесс, называя его актом деятельности — созданием нового. Платон рассматривал создание как процесс созерцания — новое рождается из наблюдения.

Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия

Феномен творчества рассматривали психологи разных школ. Среди них выделяют:

  1. Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
  2. Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
  3. Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
  4. Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
  5. Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.

Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.

Концепция Пономарева: природа, особенности творческого процесса

Я. Пономарев рассматривал процесс создания искусства, как результат жизненного опыта. Он разделял логический и интуитивный опыт:

  1. Отвечающая за творчество часть опыта — в скрытой части сознания, чтобы получить к нему доступ, нужно подобрать подход.
  2. Ключ к открытию опыта — действие. Интуитивное выполнение действий приводит к нужному опыту.
  3. Для формирования интуитивного опыта не нужно участие сознания.

В структуре творчества Пономарев выделяет три подхода:

  • самовыражение;
  • общественно полезное созидание;
  • решение задачи.

Концепция Пономарева рассматривает творчество как результат взаимодействия субъекта и объекта или субъекта и другого субъекта.

Понятие, стадии процесса создания: развитие мысли творца

Определение термина «творчество» — деятельность, в результате которой индивид воплощает навеянные вдохновением образы в реальность. Продукты деятельности: научные открытия, книги, фильмы, любые произведения искусства.

В процессе создания предмета искусства выделяют 4 стадии:

 

  • подготовка;
  • обдумывание идеи;
  • разработка плана действий;
  • итоговое оформление.

Процесс творчества принадлежит только создателю, а его продукты — культуре.

Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства

Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:

  • изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
  • художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
  • искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.

Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:

  • научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
  • художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
  • техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
  • сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
  • педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
  • детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.

Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.

Признаки творческой личности: как развить врожденные таланты

Творческие люди отличаются от других мировоззрением, подходом к обыденным делам. Их можно отличить по таким характеристикам:

  • развитому воображению;
  • жажде деятельности;
  • постоянному возникновению новых идей.

Чтобы развивать врожденные способности, нужно преодолеть внутренние сомнения. В детстве каждый ребенок занимается искусством для собственного удовольствия. Он не задумывается о результате, наслаждаясь позитивным опытом, возникающими во время деятельности. Взрослея, индивид сталкивается с критикой результатов творчества. Если у него низкая самооценка, он замыкается в себе, перестает пытаться создавать.

Избавиться от внешнего давления можно, отказавшись оценивать свою деятельность через взгляд других людей. Пробудить творческую энергию помогут упражнения на развитие креативности: антистрессовые раскраски, лепка, рисование пальцами.

В каких ситуациях творчество влияет на личность отрицательно?

Воплощая в жизнь идеи, творец может столкнуться с проблемой, вызванной стремлением сделать все идеально. Воображение создает картину, которую он хочет воплотить, но уровень развития навыков или технические данные не позволяет этого сделать. Результат получается неудовлетворительным. Если это происходит постоянно, человек разочаровывается в своих способностях, может полностью отказаться от искусства.

Психологическое влияние мук созидания может сильно навредить личности, стать причиной депрессии, развития деструктивных привычек: алкоголизма, наркомании, других видов зависимости. Но такое же сильное влияние оказывает и преодоление кризиса. Выйдя из угнетенного состояния, он испытывает внутренний подъем, его взгляд на мир меняется. Высшая форма единения искусства и творца — катарсис — может полностью изменить жизнь индивида, его взгляды.

Проблема творческого кризиса: как преодолеть страх и лень

Творческий кризис возникает, когда индивид теряет интерес к созданию. Он может придумывать новые идеи, но постоянно откладывать реализацию. Страх неудачи сковывает, поэтому человек решает, что лучше ничего не делать, чем сделать слабый, неинтересный продукт. Выйти их этого состояния можно, пересмотрев отношение к искусству.

 

Главная цель процесса воплощения идеи – получение удовольствия.

На занятия искусством влияет общее настроение: если индивид болеет депрессией, переживает сложную жизненную ситуацию, ему сложно настроиться на продуктивную деятельность. Внутренний негатив следует направить в творческое русло, избавляясь от влияния внешних и внутренних проблем. Отвлечение от мира и сосредоточенность на процессе помогает преодолеть ступор, возникающий как реакция на внешнее давление.

Предназначение творчества: польза искусства для личности и общества

Занятия искусством полезны для людей, независимо от возраста и сферы работы. Креативное выполнение рутинной повседневной работы помогает избежать кризиса. Человек постоянно развивается, его мышление работает быстрее, чем у других людей. Искусство влияет на здоровье, повышая способность организма противостоять стрессу.

В глобальном смысле искусство — способ преобразования мира, изменения судеб народов и стран. С помощью книг, картин, фильмов миллионы людей меняют мнение о важных явлениях. Во многом значимые изменения общества происходят под влиянием деятелей искусства. Так, речь М. Л. Кинга стала причиной свержения расизма в Америке, книги В. Ленина создали почву для революции в России, идеи Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи изменили мир науки и искусства.

Полезное видео

На видео представлена запись лекции, посвященной психологии творчества.

Творческая деятельность – что это в психологии. Ее виды

Креативность долгое время считалась особенным даром, и выделялось всего две сферы, в которых этот дар можно было реализовать: научно-техническое творчество и художественное. Ну, иногда еще добавлялась конструкторская деятельность. Но сейчас доказано, что креативность может проявляться в любой сфере нашей жизни в особой творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Два уровня деятельности
    • 1.1 Деятельность репродуктивная
    • 1.2 Уровень творчества
  • 2 Продукт творческой деятельности
  • 3 Творчество как процесс
  • 4 Виды творческой деятельности
    • 4.1 Духовная творческая деятельность
      • 4.1.1 Стадия первоначального накопления информации
      • 4.1.2 Стадия формирования замысла или разработки идеи
      • 4.1.3 Разработка замысла
    • 4.2 Практическая творческая деятельность

Два уровня деятельности

Существует множество видов деятельности, которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.

Деятельность репродуктивная

Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.

Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.

И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.

Уровень творчества

В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.

Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и потребность в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.

Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.

Продукт творческой деятельности

Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.

Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.

Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д. А затем из этих деталей сконструировал такую жуткую, но реалистичную тварь, что увидев большой рисунок на круглом щите, трактирщик в ужасе убежал. Собственно, мастер Леонардо продемонстрировал саму суть творческой деятельности – комбинаторику.

С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:

  • В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
  • Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.

Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.

Творчество как процесс

Творческая деятельность иногда называется комбинаторной, но своеобразие ее процесса этим не ограничивается.

Изучение творчества началось задолго до нашей эры, и многие античные философы уделяли внимание этой удивительной деятельности, в которой отражается сама суть существования человечества. Но наиболее активно творчество начали изучать с начала XX века, и в настоящее время существует множество теорий и научных направлений исследования этого предмета. Им занимаются всемирно известные психологи, социологи, специалисты в области культурологии и даже физиологи. Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько специфических черт творческого процесса.

  • Это созидательный процесс, то есть его результатом всегда является не просто новый, а значимый для общества продукт. Правда, есть здесь и некоторое противоречие, которое является предметом спора специалистов в области психологии творчества. Если человек спроектировал новый вид смертельного оружия, то это тоже творчество. Однако созидательным его никак не назовешь.
  • Основа процесса творчества – особый тип мышления, которое отличается нестандартностью, спонтанностью и оригинальностью.
  • Творческая деятельность связана с подсознанием, и большую роль в ней играет вдохновение – особое измененное состояние сознания, которое характеризуется повышенной умственной и физической активностью.
  • Творческая деятельность имеет четко выраженную субъективную сторону. Она приносит творцу чувство удовлетворения. Причем удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс, а переживание состояния вдохновения иногда сродни действию наркотика. Такое восприятие творчества, чувство эйфории, которое переживает творец, является причиной того, что человек часто творит, создает уникальные вещи не потому, что это нужно, а потому что ему нравится. Автор может годами писать «в стол», художник раздаривать свои картины друзьям, не помышляя о выставках, а талантливый конструктор складировать свои изобретения в сарае.

Однако творчество все же социальная деятельность, она требует оценки общества и ориентирована на полезность, нужность создаваемого продукта. Поэтому социальное одобрение является очень важным и сильным стимулом, активизирующим творчество и способствующим развитию творческих способностей. Об этом обязательно нужно помнить родителям и активно поощрять, хвалить детей за любое проявление творчества.

Виды творческой деятельности

Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.

Духовная творческая деятельность

Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.

Эта неосознаваемость творческих процессов создает субъективное ощущение послания извне или замысла, дарованного свыше. Есть много высказываний творческих личностей, которые это подтверждают. Например, В. Гюго говорил: «Бог диктовал, а я писал». А Микеланджело считал: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука: он действует под давлением посторонней силы». Философ XIX века В. Шеллинг писал, что на художника «действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».

Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.

Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.

Стадия первоначального накопления информации

Как уже было сказано, в основе творческой деятельности преобразование имеющихся в памяти идей, образов, теоретических и практических знаний. Информация – это не только строительный материал для творчества, она осмысливается, анализируется и рождает ассоциации с теми знаниями, что хранятся в памяти. Без ассоциативного мышления невозможно творчество, так как оно подключает к работе над проблемой разные сферы мозга и блоки информации.

Уже на этом уровне проявляется способность креативного человека замечать детали, видеть необычные явления, умение посмотреть на объект с неожиданного ракурса. На стадии первоначального накопления информации рождается предчувствие замысла, смутное ожидание открытия.

Стадия формирования замысла или разработки идеи

Этот этап может протекать в двух формах:

  • в форме скрупулезного анализа возникшей идеи, ее планирования и проработки разных вариантов и путей решения;
  • в эвристической форме, когда накопление информации и размышление над возможным ее использованием внезапно рождают идею, яркую, как вспышка фейерверка.

Часто толчком к рождению замысла может быть какое-то малозначимое событие, случайная встреча, услышанная фраза или увиденный объект. Как случилось, например, с художником В. Суриковым, который нашел цветовое и композиционное решение картины «Боярыня Морозова», увидев сидящую на снегу ворону.

Разработка замысла

Этот этап уже не спонтанный, он отличается высоким уровнем осознанности. На нем происходит осмысление и конкретизация идеи. Научная теория «обрастает» строгими доказательствами, для реализации конструкторского замысла создаются схемы и чертежи, художник подбирает материал и технику исполнения, а писатель прорабатывает план и композицию романа, создает психологические портреты героев и определяет повороты сюжета.

Собственно, это последний этап творчества, который протекает на уровне сознания. А следующий этап – это уже практическая деятельность.

Практическая творческая деятельность

Разделение этих двух видов условно, так как даже на практическом этапе основную творческую работу выполняет мозг. Но все же есть и некоторые особенности, присущие именно практической творческой деятельности.

Этот вид креативности связан со специальными способностями, то есть со способностями к конкретной деятельности. Человек может создать гениальный замысел картины, но воплотить его в реальность, вывести с уровня сознания можно лишь имея способности к изобразительной деятельности. Причем не только в виде потенциала.

Поэтому так важно для творческой деятельности освоение профессиональных навыков, овладение мастерством в конкретной области. Недостаток профессионализма хорошо заметен в детском творчестве. Оно, конечно, яркое, свежее, самобытное, но чтобы потенциал ребенка раскрылся, его нужно научить владению карандашом и кистью, разным приемам и техникам изобразительного или литературного творчества. Без этого малыш быстро разочаруется в творчестве, ведь он не сможет достичь желаемого результата.

С другой стороны, практическая творческая деятельность тоже управляется сознанием и подсознанием. И самый кульминационный период творческого акта – вдохновение. Это состояние возникает тогда, когда оба вида творческой активности взаимодействуют.

Вдохновение, пожалуй, самое удивительное, что есть в творческой деятельности. Еще древнегреческий философ Платон писал об особом состоянии творца, которое он назвал ex stasis – вне себя, выход за пределы сознания. Но и неслучайно от этого же термина происходит слово «экстаз» — наивысшее наслаждение. Человек в состоянии вдохновения действительно ощущает всплеск психической и физической энергии и наслаждение процессом.

С точки зрения психологии, вдохновение сопровождается измененным состоянием сознания, когда человек творит, не замечая времени, голода, усталости, иногда доводя себя до физического истощения. Творческим личностям свойственно относиться к вдохновению с большим пиететом, что и не удивительно. Под его влиянием продуктивность деятельности возрастает в разы. К тому же эйфория, которая часто сопровождает вдохновение, вызывает стремление вновь и вновь переживать это состояние.

Тем не менее ничего сверхъестественного, потустороннего и мистического во вдохновении нет. Его физиологической основой является сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, который возникает под влиянием активной работы над идеей, замыслом, можно сказать, одержимости ими. Этот очаг возбуждение обеспечивает и высокую работоспособность, и активизацию уровня подсознания, и частичное подавление рационального контроля. То есть вдохновение – результат упорной мыслительной работы, поэтому бесполезно, лежа на диване, ждать, когда оно снизойдет, чтобы начать творить.

Творческая деятельность, хоть и предполагает наличие специальных способностей, доступна всем, ведь неспособных людей нет. Необязательно быть художником, поэтом или ученым, чтобы заниматься творчеством. В любой сфере можно создавать что-то новое, открывать новые закономерности или приемы деятельности. Найдите то, что вам по душе, к чему у вас есть склонности, и занимайтесь творчеством, получая удовольствие и от результата, и от самого процесса.

Четыре типа творчества

Вы наверняка слышали, как кто-то говорил: «О, он такой творческий! Хотел бы я быть таким креативным». Это звучит так, как будто творчество — это природный навык или талант, как способность петь или рисовать. В других случаях люди говорят: «Я иду на семинар, чтобы научиться быть более креативным». Это звучит так, как будто творчество — это навык, которому может научиться каждый. Итак, что это? Ну и то и другое.

Творчество предназначено не только для креативных дизайнеров, но и для всех. Независимо от вашей работы, творческий подход всегда необходим для впечатляющего выполнения ваших задач. Но, чтобы реализовать свой творческий потенциал, вы должны знать о типах и о том, какой из них является вашим творческим типом. Тогда вы действительно сможете дать волю своему творчеству, чтобы преодолеть любые проблемы, ожидающие впереди.

Арне Дитрих (2004) написал статью о творчестве с точки зрения мозга и неврологии. Дитрих выделяет четыре типа творчества с соответствующей активностью мозга:

  • Преднамеренное и когнитивное творчество
  • Преднамеренное и эмоциональное творчество
  • Спонтанное и познавательное творчество
  • Спонтанное и эмоциональное творчество

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Преднамеренное и познавательное творчество возникает в результате продолжительной работы в дисциплине. Например, Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, какой мы ее знаем, был преднамеренным и сознательным творцом. Он проводил эксперимент за экспериментом, пока не придумал изобретение.

По словам Дитриха, этот тип творчества исходит из префронтальной коры (ПФК). PFC находится прямо за вашим лбом. Дело не в том, что префронтальная кора — это место, где происходит творческое мышление; дело в том, что PFC позволяет вам делать две вещи:

  • Сосредоточенное внимание.
  • Установите связи между битами информации, хранящимися в других частях вашего мозга.

Для преднамеренного когнитивного творчества вам необходимо иметь уже существующую совокупность знаний по одной или нескольким конкретным темам. Когда вы сознательно и когнитивно креативны, вы объединяете существующую информацию новыми и новыми способами.

Преднамеренное и когнитивное творчество требует высокого уровня знаний и большого количества времени. Если вы хотите, чтобы люди демонстрировали этот тип творчества, вы должны убедиться, что предоставляете достаточно необходимой информации. Вы должны предоставить ресурсы, где люди могут получить информацию, необходимую им для творчества. Вы также должны дать им достаточно времени для работы над проблемой.

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Вместо того, чтобы сосредоточить внимание на определенной области знаний или опыта, люди, занимающиеся преднамеренным, эмоциональным творчеством, испытывают а-ха-моменты, связанные с чувствами и эмоциями. В миндалевидном теле обрабатываются эмоции и чувства, в частности, основные эмоции любви, ненависти, страха и так далее. Интересно, что префронтальная кора не связана с миндалевидным телом. Но есть и другая часть вашего мозга, которая также связана с эмоциями. Это поясная кора. Эта часть мозга работает с более сложными чувствами, связанными с тем, как вы взаимодействуете с другими людьми и с вашим местом в мире. А поясная кора связана с префронтальной корой.

Преднамеренное и эмоциональное творчество требует тишины. Вы можете предложить людям вопросы или вещи для размышления, но не ожидайте, что они смогут быстро найти ответы, просто общаясь с другими на веб-сайте. Например, создание сайта онлайн-поддержки для людей с определенной проблемой может в конечном итоге привести к преднамеренному и эмоциональному творчеству, но человеку, вероятно, придется выйти в интернет и провести время в тишине, чтобы получить информацию. Предложите им сделать это, а затем вернуться в сеть, чтобы поделиться своими мыслями с другими.

СПОНТАННОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Спонтанное и когнитивное творчество включает базальные ганглии головного мозга. Именно здесь хранится дофамин, и это часть мозга, которая работает вне вашего сознания. Во время спонтанного и когнитивного творчества сознательный мозг перестает работать над проблемой, и это дает возможность работать над ней бессознательной части мозга. Если проблема требует «нестандартного» мышления, вам нужно временно удалить ее из сознания. Выполняя другую, не связанную с ней деятельность, префронтальная кора способна по-новому связывать информацию с помощью вашей бессознательной умственной обработки. История об Исааке Ньютоне, который думал о гравитации, наблюдая за падающим яблоком, — пример спонтанного и когнитивного творчества. Обратите внимание, что этот тип творчества требует уже существующей совокупности знаний. Это познавательная часть.

Спонтанное и когнитивное творчество требует прекращения работы над проблемой и ухода от нее. Если вы разрабатываете веб-приложение или сайт, где вы ожидаете, что люди решат проблему с таким творческим подходом, вам нужно будет создать проблему на одном этапе, а затем через несколько дней они вернутся со своим решением.

СПОНТАННОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Спонтанное и эмоциональное творчество исходит из миндалевидного тела. В миндалевидном теле обрабатываются основные эмоции. Когда сознательный мозг и префронтальная кора находятся в состоянии покоя, могут возникать спонтанные идеи и творения. Именно таким творческим потенциалом обладают великие художники и музыканты. Часто такие спонтанные и эмоциональные творческие моменты весьма сильны, например, прозрение или религиозный опыт.

Для этого вида творчества не нужны специальные знания (не познавательные), но часто нужны навыки (письменные, художественные, музыкальные), чтобы создать что-то из спонтанной и эмоциональной творческой идеи.

Зная этот факт, спонтанное и эмоциональное творчество, вероятно, не может быть рассчитано.

Надеюсь, что теперь вы лучше понимаете свой творческий тип, так что у вас может быть новая перспектива, чтобы изучить больше идей о том, как вы можете справиться со своими проблемами или проблемами.

Всем хороших выходных!

Ссылка: Susan Weinchenk, Ph.D. — 100 вещей, которые каждый дизайнер должен знать о людях.

Мухаммад Фейсал Ренди

Соучредитель и генеральный директор

_ _ _ _ _ _

Мы здесь, чтобы помочь предприятиям, стартапам и частным лицам решить их проблемы, связанные с аспектами дизайна.

«Пусть искусство расскажет о вас»

_ _ _ _ _ _

Свяжитесь с нами

Веб-сайт  : www.artandtale.com

Instagram : @artandtale

Электронная почта        : [email protected]

Линия          : @thb6701f 

Различные виды творчества

. Поэтому, когда они не сильны ни в одном из этих творческих занятий, они не считают себя креативными . Им может нравиться его эстетика, но они не могут его произвести.

Эта концепция творчества слишком узка. Это нечто большее, чем произведение искусства. Подумайте о том, что вы создаете, меняете, улучшаете, инициируете в своей работе и в своей жизни. Это другие аспекты творчества. Ниже вы найдете основные исследования творчества, проведенные за последние 50 лет, чтобы вы могли определить, к какому типу творческой личности вы относитесь.

Конвергентное и дивергентное мышление

Американский психолог Дж. П. Гилфорд был одним из первых, кто занялся оценкой интеллекта и творчества. Он ввел термины «дивергентное» и «конвергентное» мышление в конце 50-х годов.

Гилфорд описал конвергентное мышление — это акт сбора фактов и данных, чтобы дать один простой ответ, возможно правильный, на проблему. Он не оставляет места для гибкости или двусмысленности. Это тип мышления, используемый при ответах на вопросники с несколькими вариантами ответов.

Дивергентное мышление противоположно конвергентному мышлению. Это процесс генерирования множества идей по одной теме, поиска как можно большего количества решений проблемы. В дивергентном мышлении нет правильного или неправильного ответа. Это тип мышления, используемый в сеансах мозгового штурма, когда участники делятся потоком идей, связанных с темой, прежде чем использовать конвергентное мышление для сужения решений.

Дивергентное мышление — это творческое мышление, потому что оно позволяет людям мыслить нестандартно, проводя связи между вещами, которые не обязательно были бы связаны в более ограниченной среде.

На рисунке ниже показано, как выглядит дивергентное и конвергентное мышление:

Иерархия идей

Еще одна замечательная концепция, на которую стоит обратить внимание при обсуждении творчества, — это иерархия идей . Это модель, используемая в коучинге, чтобы помочь клиентам исследовать тему различными способами, рассматривая общую картину или детали, при этом нестандартное мышление .

Если вы мыслите нестандартно и проводите мозговой штурм по конкретным решениям одной проблемы, ваш мыслительный процесс будет находиться в нижней левой части графика. Когда вы используете конвергентное мышление, вы идете сверху вниз по тому же графику.

Вы можете разместить любые свои идеи на этой карте, чтобы увидеть, где они находятся в настоящее время, и куда еще они могли бы пойти, чтобы увидеть тему в другом свете.

Множественный интеллект

Мы уже говорили о множественном интеллекте в блоге, но я подумал, что важно еще раз упомянуть об этом в статье о творчестве. У всех нас есть естественные предпочтения, и мы по-разному выражаем свои творческие способности в зависимости от того, кто мы есть и от нашего окружения. Взгляните на 8 интеллектов, разработанных Говардом Гарднером:

  • Visual — Spatial
  • тел — кинестетическая
  • Музыкал
  • Межличностный
  • Интраличностный
  • Linguistic
  • Логические — математические
  • натуралистика

. . Кто-то, кто более логичен — математический, будет иметь более творческий подход к числам, системам и процессам, чем тот, кто больше занимается лингвистикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *