Психологическая структура личности — это что такое? Понятие, особенности, структура
Знание основ психологии может пригодиться в жизни каждому из нас. Они позволят максимально продуктивно достигать поставленных целей. Понимание психологической структуры личности при этом даст возможность эффективно взаимодействовать с людьми. Понадобится для этого и представление о том, как происходит развитие каждого индивидуума, и какими особенностями обладает данный процесс. Сделать жизнь более гармоничной, комфортной и продуктивной позволят и знания о составляющих элементах, а также типах личности. Попробуем освоить эти столь важные для каждого из нас основы.
Что такое личность?
Та реальность, которая описывается данным понятием, находит свое проявление в самой этиологии термина. Первоначально словом «личность», или persona, называли актерские маски, закрепленные за теми или иными типами действующих лиц. В римском театре название было несколько иным. Там актерские маски называли «личинами», то есть лицами, обращенными к аудитории.
Позже слово «личность» стало означать роль, а также самого актера. А вот у римлян термин persona приобрел более глубокий смысл. Это слово употреблялось с обязательным указанием той социальной функции, которая была присуща роли. Например, личность судьи, личность отца и т. д. Какой из этого может быть сделан вывод? По своему первоначальному значению понятие «личность» указывало на определенную функцию человека или его социальную роль.
Сегодня психология трактует этот термин несколько иначе. Она указывает на личность как на социально-психологическое образование, сформировавшееся благодаря жизни индивида в обществе. Человек, являясь существом коллективным, при вступлении в отношения с окружающими его людьми непременно приобретает новые качества, которые прежде у него отсутствовали.
Стоит отметить, что феномен личности является уникальным. В связи с этим у этого понятия на сегодняшний день нет однозначного определения. Так, личностью называют человека, обладающего некоторым набором психологических свойств, являющихся основанием для его поступков, значимых для общества.
Этот же термин означает и внутреннее отличие человека от всех остальных.
Также под личностью понимают социальный субъект в совокупности с его социальными и индивидуальными ролями, привычками и предпочтениями, имеющимся у него опытом и знаниями.
Означает это понятие и человека, самостоятельно выстраивающего и контролирующего свою жизнь, полностью отвечающего за нее.
Сопутствующие понятия
Термин «личность» часто употребляют с такими словами, как «человек» и «индивид». По своему содержанию все эти термины не являются тождественными, но при этом отделить их друг от друга просто невозможно. Дело в том, что анализ каждого из этих понятий позволяет более полно раскрыть значение личности.
Что такое человек? Понятие это относят к родовым. Оно указывает на нахождение существа на самой высшей ступеньке развития природы. Данное понятие утверждает собой генетическую предопределенность в развитии человеческих качеств и признаков.
Под индивидом понимают отдельного члена общества, рассматриваемого в качестве уникальной совокупности имеющихся у него врожденных и приобретенных качеств.
Те специфические свойства и способности, имеющиеся у людей (сознание и речь, трудовая деятельность и т. д.), не передаются им по биологической наследственности. Они формируются в течение всей жизни при усвоении той культуры, которая создана предшествующими поколениями. Ни один человек не способен самостоятельно выработать у себя систему понятий и логическое мышление. Для этого он должен участвовать в труде и в различных видах общественной деятельности. Результатом этого является развитие специфических особенностей, которые уже были ранее сформированы человечеством. Будучи живыми существами, люди подчиняются основным физиологическим и биологическим законам. Если рассматривать их жизнь с социальной точки зрения, то здесь они находятся в полной зависимости от развития общественных отношений.
Еще одним понятием, тесно связанным с «личностью», является «индивид». Данный термин указывает на единичного представителя homo sapiens. В этом качестве все люди имеют отличия не только по своим морфологическим признакам (цвету глаз, росту, телесной конституции), но и по психологическим свойствам, выражающимся в эмоциональности, темпераменте и способностях.
Под термином «индивидуальность» понимают единство имеющихся у человека уникальных личностных свойств. Данное понятие означает своеобразие психофизической структуры каждого из нас, в которое входит тип темперамента, интеллект, психические и физические особенности, жизненный опыт и мировоззрение. Эту многогранность понятия «индивидуальность» сводят к обозначению духовных качеств человека, а его сущность связана со способностью человека быть самим собой, проявляя самостоятельность и независимость.
Этапы исследования личности
Проблема понимания сущности человека как социально-психологического образования не решена и до настоящего времени. Она продолжает оставаться в списке самых интригующих тайн и трудных задач.
В целом в понимание личности и путей ее формирования вносят свою лепту различные социально-психологические теории. Каждая из них дает свое объяснение тому, почему имеют место индивидуальные различия между людьми и как происходит развитие и изменение индивида на протяжение всей его жизни.
Однако ученые утверждают, что адекватной теории личности создать пока еще никому не удалось.
Теоретические исследования в этом направлении велись с древнейших времен. Их исторический период можно разбить на три этапа. Это философско-литературный и клинический, а также экспериментальный.
Истоки первого из них можно найти в трудах древних мыслителей. Причем длился философско-литературный этап вплоть до начала 19-го в. Основными проблемами, которые рассматривались в данный период, являлись вопросы, касающиеся социальной и нравственной природы человека, его поведения и поступков. Первые данные мыслителями определения личности были весьма широкими, включая в себя все то, что имеется в человеке, и все то, что он считает своим.
В начале 19-го в. проблемы психологии личности стали предметом интереса врачей-психиатров. Они занялись систематическими наблюдениями за личностью пациентов в клинических условиях. При этом исследователи изучали жизнь больного. Это позволяло им более точно объяснить его поведение.
Результатами таких наблюдений стали не только профессиональные заключения, непосредственно связанные с диагностикой душевных заболеваний и их лечением. Свет увидели и общенаучные выводы, касающиеся природы человеческой личности. При этом принимались во внимание различные факторы (биологический, психологический). Структура личности на данном этапе стала проявляться более полно.
Клинический период продолжался до начала 20-го в. После этого проблемы личности попали в поле зрения профессиональных психологов, которые ранее обращали свое внимание только на изучение состояний и познавательных процессов человека. Эти специалисты придали исследованиям в описываемой области экспериментальный характер. При этом для точной проверки выдвигаемых гипотез и получения максимально достоверных фактов проводилась математико-статистическая обработка данных. На основе полученных результатов и строились теории личности. Они включали в себя уже не умозрительные, а экспериментально проверенные данные.
Теории личности
Под этим термином понимают совокупность предположений или гипотез о механизмах и природе развития человека как социально-психологического образования.
Причем каждая из существующих теорий личности делает попытки не только объяснить поведение индивида, но и предсказать его. На сегодняшний день их существует несколько.
В их числе:
- Психодинамическая теория личности. Ее вторым, более известным названием является «классический психоанализ». Автор этой теории – ученый из Австрии З. Фрейд. В своих трудах он рассматривал личность как систему агрессивных и сексуальных мотивов. При этом он разъяснял, что эти факторы уравновешиваются защитными механизмами. Чем является психологическая структура личности по Фрейду? Она выражается в индивидуальной совокупности отдельных защитных механизмов, свойств и блоков (инстанций).
- Аналитическая. Эта теория личности по своей сути близка к выводам З. Фрейда и имеет с ними большое количество общих корней. Самым ярким представителем аналитического подхода к этой проблеме можно назвать швейцарского исследователя К. Юнга. Согласно высказанной им теории, личность является совокупностью врожденных, а также реализованных ею архетипов.
При этом психологическая структура личности определена индивидуальным своеобразием соотношений. Они касаются определенных блоков сознательного и бессознательного, свойств архетипов, а также интровертированной и экстравертированной установки индивида. - Гуманистическая. Основными представителями этой теории личности являются А. Маслоу и К. Роджерс. По их мнению, главным источником в развитии индивидуальных качеств человека являются врожденные тенденции, предполагающие самоактуализацию. А что означает понятие «личность»? В рамках гуманистической теории данный термин отражает тот внутренний мир, который характерен для человеческого «Я». Что при этом можно назвать психологической структурой личности? Это не что иное, как индивидуальное соотношение между реальным и идеальным «Я». При этом в понятие психологической структуры личности этой теории включается и тот индивидуальный уровень развития, которым обладает потребность к самоактуализации.
- Когнитивная. Суть этой теории личности близка к рассмотренной выше гуманистической.
Но при этом у нее все же имеется ряд довольно существенных отличий. Основоположником данного подхода, американским психологом Дж. Келли, было высказано мнение о том, что каждый человек в своей жизни хочет знать лишь то, что с ним уже произошло, и какие события ждут его в будущем. Согласно данной теории, под личностью понимают систему индивидуальных организованных конструкторов. В них и происходит переработка, восприятие и интерпретация полученного человеком опыта. Если рассматривать кратко психологическую структуру личности, то, согласно мнению, высказанному Дж. Келли, ее можно выразить в качестве индивидуальной и своеобразной иерархии конструкторов. - Поведенческая. Эту теорию личности называют еще и «наученческой». Данный термин имеет свои объяснения. Дело в том, что главным тезисом поведенческой теории является утверждение о том, что личность человека представляет собой продукт научения. Она является системой, в которую входят, с одной стороны, социальные навыки и условные рефлексы, а с другой – совокупность внутренних факторов, в числе которых самоэффективность, субъективная значимость и доступность.
Если изложить кратко психологическую структуру личности согласно поведенческой теории, то, по мнению ее автора, она представляет собой сложно организованную иерархию социальных навыков или рефлексов. Ведущая роль в ней отдана внутренним блокам доступности, субъективной значимости и самоэффективности. - Деятельностная. Эта теория личности наиболее популярна в отечественной психологии. Наибольший вклад в развитие деятельностной гипотезы внесли А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и С. Л. Рубинштейн. В рамках данной теории личность представляет собой сознательный объект, который занимает некоторое положение в обществе. При этом она выполняет определенную социально-полезную функцию. Что представляет собой при этом психологическая структура личности человека? Она является сложно организованной иерархией определенных блоков, состоящих из направленности, самоконтроля, характера и способностей, отдельных свойств, а также системных бытийных и экзистециональных качеств индивида.
- Диспозициональная.
Сторонники этой теории полагают, что личность в качестве своих главных источников для развития, использует факторы, характерные для генно-средового взаимодействия. Причем у этой гипотезы существуют различные направления. Представители некоторых из них полагают, что основное влияние на личность оказывает генетика. Существует и явно противоположное мнение. Представители несколько иных направлений диспозиционной теории утверждают, что основное влияние на индивида оказывает все же среда. Но тем не менее диспозициональное рассмотрение проблемы указывает на личность как на сложную систему темперамента или формально-динамических качеств. Сюда же входят основные черты человека и его социально-обусловленные свойства. Психологическая характеристика структуры личности, данная представителями диспозициональной теории, выражается в организованной иерархии определенных биологически детерминированных качеств. Причем все они включены в некие соотношения, что позволяет образовывать определенные типы черт и темперамента.
Кроме того, одним из элементов структуры психологических свойств личности является совокупность, включающая в себя содержательные свойства. Они также оказывают влияние на индивидуальность человека.
Структура личности
Данное понятие в психологии никоим образом не затрагивает отношения индивида с окружающим миром и социумом. Оно рассматривает их только с сточки зрения определенных свойств.
Понятие и психологическая структура личности наиболее детально стали изучаться во второй половине 20-го в. В этот период каждого человека исследователи стали представлять эпицентром социального и индивидуального. Все большее количество отечественных психологов стало склоняться к мысли о том, что личность представляет собой сложный узел, в который вплетены общественные отношения. Это позволило сделать вывод, что данное понятие является определенной мерой самовыражения, индивидуальной активности, творчества, самоутверждения. Кроме этого, личность стала рассматриваться как субъект истории, способный существовать лишь в социальной целостности.
Главной предпосылкой для ее становления при этом является деятельность. Этот факт окончательно признан отечественными исследователями. Каковы взаимоотношения деятельности и личности? Психологическая структура деятельности позволяет судить о ней как о субъективном факторе. При этом ее основным продуктом и условием существования является сам человек, определенным образом относящийся к окружающему миру. Сознание людей формируется исходя из структуры деятельности, основная цель которой состоит в удовлетворении потребностей. Те блага, которые человек получает в результате своего труда, прежде всего имеют место в его представлении. Сюда же заложено и то, что определяет структуру личности каждого из нас.
Так что же означает данное понятие? Психологическая структура личности в психологии – это системное целостное образование. Оно представляет собой совокупность определенных социально значимых качеств, отношений, позиций, поступков и алгоритмов действий человека, которые сложились у него прижизненно и которые определяют его деятельность и поведение.
Важнейшими элементами психологической структуры личности являются такие ее свойства, как характер и направленность, способности и темперамент, жизненный опыт, персональные особенности происходящих в индивиде психологических процессов, психические состояния, характерные для конкретного человека, самосознание и проч. Причем все эти черты приобретаются людьми постепенно, параллельно с процессом обучения социальным навыкам.
Развитие психологической структуры личности является продуктом жизненного пути, пройденного человеком. Каким образом функционирует данное образование? Это становится возможным при взаимодействии всех компонентов психологической структуры личности. Они представляют собой индивидуальные качества человека. Рассмотрим их подробнее.
Направленность
Это один из основных элементов психологической структуры личности. Что же представляет собой направленность?
Это первый компонент в психологической структуре личности. Направленность личности олицетворяет собой ее интересы, установки и потребности.
Один из этих компонентов и определяет всю деятельность человека. Он играет ведущую роль. Все же другие элементы психологической структуры личности в области направленности лишь подстраиваются к нему и на него опираются. Так, у человека может быть потребность в чем-то. Однако никакого интереса к определенной вещи он не проявляет.
Способности
Это второй из существующих элементов психологической структуры личности. Способности предоставляют человеку возможность самореализации в определенной сфере деятельности. Они представляют собой индивидуально-психологические качества личности, обеспечивающие успех человека в общении и работе. При этом способности нельзя сводить к навыкам, умениям и знаниям, которые есть у человека.
Ведь этот элемент в социально-психологической структуре личности лишь обеспечивает их более легкое приобретение, дальнейшую фиксацию, а также эффективное применение на практике.
Способности классифицируют на:
- Естественные (природные). Такие способности связаны с врожденными задатками человека и обусловлены его биологическими особенностями.
Их формирование происходит при имеющемся у индивида жизненном опыте и при использовании механизмов научения, представляющих собой условно-рефлекторные связи. - Специфические. Эти способности бывают общими, т. е. определяющими успехи человека в различных направлениях деятельности (память, речь и т. д.), а также специальными, характерными для определенной области (математики, спорта и т. д.).
- Теоретические. Эти способности в психологической структуре личности определяют склонность индивида к абстрактному и логическому мышлению. Они лежат в основе успехов человека к осуществлению конкретных практических действий.
- Учебные. Эти способности оказывают непосредственное влияние на успех педагогического воздействия на человека, усвоение им навыков, умений и знаний, приходящих к формированию основных жизненных качеств.
Существуют также способности к общению с людьми, предметной деятельности, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, художественными образами, знаковой информацией и т.
д.
Стоит отметить, что способности являются образованиями не статичными. Они находятся в динамике, а их первоначальное формирование и дальнейшее развитие является следствием организованной определенным образом деятельности, а также общения.
Характер
Это третий по значимости из всех существующих компонентов психологической структуры личности. Характер проявляется через поведение человека. Именно поэтому определить его и наблюдать в дальнейшем является задачей несложной. Недаром человека чаще всего судят только по его характеру, не учитывая при этом способности, направленность и прочие качества.
При изучении особенностей психологической структуры личности характер выступает как довольно сложная категория. Ведь он включает в себя эмоциональную сферу, волевые и моральные качества, а также интеллектуальные способности. Все они в совокупности главным образом и определяют поступки.
Отдельные компоненты характера связаны друг с другом и находятся во взаимной зависимости.
В целом они образуют единую организацию. Ее и называют структурой характера. Данное понятие включает в себя две группы черт, то есть тех или иных особенностей личности, которые регулярно проявляются в самых различных сферах деятельности человека. Именно по ним и можно давать предположение о возможных поступках индивида в определенных условиях.
В первую группу входят черты, которые выражают направленность личности, то есть ее цели и идеалы, склонности и интересы, установки и устойчивые потребности. Это целая система отношений между человеком и окружающей действительностью, представляющая собой характерные только для этого индивида методы осуществления подобных отношений. Во вторую группу входят волевые черты характера. Рассматриваются в ней и эмоциональные проявления.
Воля
Понятие и психологическая структура личности включают в себя и этот компонент. Что такое воля? Это способность человека сознательно регулировать свои поступки и действия, требующие определенного преодоления внешних и внутренних трудностей.
На сегодняшний день понятие воли начало терять научную ценность в области психологии. Вместо этого термина все чаще ставят мотив, сущность которого определена потребностями человека и теми явлениями, которые непосредственно с ними связаны.
Воля является одним из специфических и существенных свойств в поведении людей. При этом она имеет сознательный характер. Подобное обстоятельство позволяет человеку находиться на недоступном для животных уровне. Присутствие воли дает возможность людям осознавать поставленную цель, а также средства, необходимые для ее достижения, которые определяются еще до начала деятельности. Большинством психологов воля рассматривается в качестве сознательного характера поведения. Подобное мнение позволяет дать определение всякой активности человека. Ее можно считать одним из направлений волеизъявления, так как такая деятельность предполагает наличие осознанной цели. Причем основную природу данного компонента можно обнаружить в структуре всего поведения человека в целом, а для ее выяснения понадобится выявить особенность содержательной стороны поступков, их мотива и источника.
Темперамент
Данный элемент в психологической структуре личности представляет собой динамику и энергию поведения человека. Исходя из темперамента, проявляются скорость, сила и яркость эмоционального реагирования индивида.
Этот элемент психологической структуры личности является врожденным. Его физиологические основы были изучены академиком И. П. Павловым. В своих работах ученый обратил внимание на то, что темперамент зависит от типа нервной системы, которые были охарактеризованы им следующим образом:
- Безудержный. Этот тип высшей нервной деятельности является неуравновешенным, подвижным и сильным. Он соответствует темпераменту холерика.
- Живой. Это уравновешенный, но в то же время подвижный и сильный тип нервной системы. Он характерен для сангвиников.
- Спокойный. Под ним понимают инертный, уравновешенный и сильный тип НС. Такой темперамент можно встретить у флегматиков.
- Слабый. Малоподвижный, неуравновешенный и слабый тип НС. Данный темперамент встречается у меланхоликов.

Те различия, которые имеют место между людьми, довольно многоплановы. Именно поэтому порой становится так сложно понять человека, избежать конфликтов с ним и принять правильную линию поведения. Для того чтобы глубже понять других людей, и нужны приведенные в этой статье психологические знания, которые стоит применять в сочетании с наблюдательностью.
Ответы на практическое занятие по теме: Психологическая структура личности
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Практическое занятие 3 по теме Психологическая структура личности
- О некоторых общих подходах изучения личности в отечественной и зарубежной психологии.
- Личность в отечественной психологии.
Задание – устно ответить на вопросы:
- Перечислите основные структурные элементы психологической структуры личности? Дайте им характеристику.

- Изобразите схематично сравнительные характеристики структуры интегральной индивидуальности (по Мерлину В.С.) и структуру личности (по Платонову К.К., Леонтьеву А.Н., Ковалеву А.Г.).
- В чем суть зрелости личности?
- В чем разница между представлениями о личности в отечественной психологии и зарубежной психологии?
Основные направления изучения личности различных авторов в зарубежной психологии:
- Психоаналитическое направление (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, Хорни, Эриксон)
- Общая характеристика психоаналитического направления
- Структура личности по З. Фрейду
- Движущие силы развития личности в психоанализе 4. Характеристика защитных механизмов личности Структура личности в аналитической психологии
- Движущие силы развития личности в аналитической психологии
- Общая характеристика индивидуальной психологии
- Типология личности по А.
Адлеру
Общая характеристика межличностного психоанализа. Подход Хорни.
- Стратегия межличностных взаимодействий по К. Хорни
- Особенности невротической и зрелой любви (подходы Хорни, Фромма)
- Гуманистический психоанализ. Подход Э. Фромма
- Типология личности по Фромму
Задание – устно ответить на вопросы:
- В чем суть развития личности по З.Фрейду?
- Каковы основные признаки механизмов психологической защиты?
- Приведите примеры и охарактеризуйте основные психологические защитные механизмы.
- Какова структура личности по З.Фрейду? В чем ее отличительная особенность от других?
Задание – устно ответить на вопросы:
- В чем суть развития личности по К.Г.Юнгу?
- Какова структура личности в аналитической психологии?
- Каковы основные принципы в индивидуальной психологии А.

Адлера? - В чем суть личностного роста индивида по А.Адлеру?
Задание – устно ответить на вопросы:
- В чем суть развития личности по К.Хорни?
- Каковы стратегии поведения человека по К.Хорни?
- Чем отличаются между собой понятия невротической и зрелой любви?
- Каким образом разрешается конфликт между свободой, правом выбора и необходимостью быть объединенным с другими людьми, чтобы чувствовать себя в безопасности?
II. Основные условия для личностного роста в гуманистической психологии
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности
- Структура потребностей по А. Маслоу. Бытийные и дефицитарные потребности
2.Задание – устно ответить на вопросы:
- В чем суть развития личности по К.
Роджерсу? - Какова структура личности по А.Маслоу?
- В чем суть понятий бытийных и дефицитарных потребностей?
III. Диспозиционное направление (Оллпорт, Кеттел, Айзенк)
- Общая характеристика диспозиционного направления
- Функциональный подход Оллпорта в диспозиционном направлении
- Развитие личности по Оллпорту. Понятие проприума
- Факторная модель личности Кеттела
- Факторная модель личности Айзенка
Функциональный подход Норманна («большая пятерка») в диспозиционном подходе
Задание – устно ответить на вопросы:
- В чем суть диспозиционального направления в теории личности?
- Какова структура личности по Г.Оллпорту?
- Чем определяется развитие личности по Оллпорту? Раскройте понятие проприума.

- Какова структура личности по Р.Кетеллу?
- Какова структура личности по Г.Айзенку?
- Каковы главные измерения личности в функциональном подходе Норманна?
IV. Социально-когнитивное направление (Бандура, Роттер, Келли)
- Характеристика когнитивного направления. Подход Келли
- Социально-когнитивный подход Бандуры в бихевиоризме
- Социально-когнитивный подход Роттера в бихевиоризме
Задание – устно ответить на вопросы:
- В чем суть конструктов?
- В чем суть потенциала поведения, ожидания, ценности подкрепления, психологической ситуации?
V. Бихевиоральное направление (Уотсон, Скиннер)
- Характеристика бихевиорального направления.
Классический подход Уотсона - Бихевиоральное направление. Инструментальный подход Скиннера
Задание – устно ответить на вопросы:
- В чем суть развития личности в рамках бихевиорального направления Уотсона?
- В чем суть личности по Б.Ф. Скиннеру?
Практические задания: Задание 1: заполните таблицу «Теории личности». ТАБЛИЦА
| Автор, страна, период | Определение Личности | Структура Личности | Развитие личности | Мотивация | Методы исследования | Примечание |
Задание 2.
Выберите правильный ответ из предложенных ниже вариантов.
- Важнейшими элементами психологической структуры личности являются: а) способности, б) направленность, в) темперамент, г) характер, д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
- Подструктуры психологической структуры личности образуют: а) мировоззрение, б) социальные установки, в) эмоции, г) воля, д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
- Человека как индивида характеризуют: а) рост, б) цвет глаз и волос, в) тип высшей нервной деятельности, г) принадлежность к расе, д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
Контрольные вопросы для семинарского занятия:
- Преимущества и недостатки типологического подхода в психологии.
- Какова структура личности?
- Какой существует недостаток в «коллекционном» подходе, разработанный Петровским А.В.
- В чем суть системного подхода на проблему личности?
По мнению Лазурского А.
Ф., рассматривая его концепцию и в частности, структуру личности, что можно сказать о том, к чему нужно в конечном итоге стремиться человеку?- В рамках концепции Мясищева В.Н. через что человек как личность может себя проявить?
- Рассматривая структуру личности Ковалева А.Г., соотнесите основу, промежуточный период и конечный результат с интегральными образованиями личности.
- По мнению Мерлина В.С. входят ли в структуру личности такие психические свойства как темперамент, характер, направленность, способности и могут ли представлять собой систему?
- Что является центральным звеном структуры личности по Леонтьеву А.Н.?
- Нарисуйте схему образования ядра личности, опираясь на следующий текст:
- Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей, что порождает их развитие и образует ядро личности. В подобную иерархию входит потребность, мотив, эмоция, значение, смысл. Итак, мотив переходит в потребность при обнаружении своего предмета, в результате взаимодействия с которым субъект определяет значение.
Эмоции в свою очередь отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом деятельности субъекта. Эмоции сопровождают тип переживания человеком ситуации реализации – нереализации мотива деятельности, в результате чего происходит рациональная оценка, придающая смысл мотиву. - Какую роль играет направленность в структуре личности у Божович Л.И.?
- Что составляет неразрывное единство психического облика личности по Рубинштейну?
- Что входит в установку концепции личности Узнадзе?
- В чем суть концепции личности Ядова (основная идея)?
Что лежит в основе психоаналитического направления?- Каким образом, по мнению Фрейда, контролируется поведение человека?
- Каково значение психоанализа?
- Какой уровень (сознательный, бессознательный, предсознательный) является «проводником» между двумя другими?
- С помощью чего мы можем узнать о глубинах психической жизни человека, т.
е. как можно заглянуть в самые скрытые тайные стороны личности (с помощью каких средств или какими методами)? - Какой смысл бессознательного уровня? Зачем он нужен вообще?
- Какая составляющая личности по своему «функционалу» может воздерживаться от удовлетворения потребностей?
- А) Ид б) Эго
- Что является собственным ограничителем для человека в структуре личности:
- а) Ид б) Эго в) Суперэго
- Какая из составляющих структуры личности является «дипломатом» для двух других?
- А) Ид Б) Эго В) Суперэго
- Для чего нужны психологические защиты?
- Что является движущими силами развитие личности в психоанализе и в чем их суть?
- Всегда ли человек может отследить свое поведение и понять, что он пользуется психологической защитой? Обоснуйте.
- Как называется механизм, при котором заменяются истинные чувства и желания ложными.
- Страх признания собственных желаний проявляется в таком механизме, как
- Ситуация: нерешенный конфликт девушки с другом вымещается на коллеге и проявляется в виде криков, упреков и оскорблений в его адрес.
Какой применен психологический механизм? - Приведите пример механизма «идентификация».
- Ситуация: пациентка на консультации вспоминает некоторые ужасные события, происходившие с ней в детстве, но не способна говорить о них без проявления каких-либо эмоций. Какой механизм она применяет?
- Для чего нужно человеку рационализация?
- Что из себя представляет механизм под названием «интеллектуализация»?
- Как себя ведут вытесненные мысли по отношению к сознанию, и каким образом можно о них узнать?
- Приведите пример сублимации.
- Что самым главным является в индивидуальной психологии Адлера?
- Что является основой мотивационной силой в жизни человека?
- Откуда образуется комплекс неполноценности?
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Понимание Ид, Эго и Суперэго в психологии
В модели человеческой личности Зигмунда Фрейда каждый из нас ведет себя в соответствии с этими тремя ключевыми элементами:- Id: Место наших импульсов
- Эго: Договаривается с Ид, радует Суперэго
- Суперэго: Удерживает нас на прямом и узком пути
Его «история» личности — это история желания, власти, контроля и свободы. Сюжет сложный, герои соревнуются. Наши личности представляют собой своего рода драму, разыгрываемую в наших умах. «Вы» — продукт того, как взаимодействуют эти конкурирующие ментальные силы и структуры.Древние греки думали, что все люди были актерами в драме богов наверху. Для Фрейда мы просто актеры в драме нашего разума, движимые желанием, влекомые совестью. Под поверхностью наши личности представляют борьбу за власть, происходящую глубоко внутри нас.
Ид, эго и суперэго имеют собственное представление о том, каким должен быть исход этой драмы. Их борьба подпитывается мощными мотивами, и каждый из них сам за себя.
Я хочу, поэтому мне
Начальным структурным компонентом и первым персонажем фрейдовской драмы личности является Оно. Вы когда-нибудь чувствовали себя подавленным невероятно сильным побуждением, импульсом или желанием? Новая машина, сексуальное желание, работа мечты? Ответом, вероятно, будет громкое «Да!» Откуда такое желание? По Фрейду, желание исходит из той части вашей личности, которая называется ид, , расположенной в просторах нашего разума.
Итак, оглянитесь вокруг и загляните глубоко внутрь себя. Посмотрите на своих коллег, посмотрите на своего босса. Это во всех нас, даже в тихом пожилом человеке на автобусной остановке. Под этим тихим дедовским поведением скрывается бурлящий котел желания.
Оно содержит все наши самые основные животные и примитивные импульсы, требующие удовлетворения. Это мистер Хайд, выходящий из сдержанного доктора Джекила. Это тот маленький дьявол, который сидит у вас на плече, нашептывает искушения и подстегивает вас. Всякий раз, когда вы видите эгоистичного, избалованного ребенка в продуктовом магазине, требующего игрушку и закатывающего истерику, если он не добивается своего, вы будете знать, что это id в действии!
Идентификатор — это своего рода «контейнер», в котором хранятся наши желания. Неуклонно движимая силой, которую Фрейд назвал 9.0027 либидо, коллективная энергия жизненных инстинктов и воли к выживанию, ид должен быть удовлетворен! Мы все рождаемся с Ид в полной силе.
Он не регулируется и не затрагивается ограничениями мира за пределами нашего разума. Когда ребенок проголодается, сидит ли он тихо и ждет, пока кто-нибудь не вспомнит о том, чтобы его покормить? Любой, кто когда-либо вставал с постели посреди ночи, чтобы покормить ребенка, знает ответ на этот вопрос.
Но не ругайте id. Где бы вы были без желания? Ваше желание толкает вас по жизни; это заставляет вас искать то, что вам нужно, чтобы выжить. Без него мы бы умерли или, по крайней мере, нам было бы очень скучно. Так что имейте в виду, что большая часть вашей личности состоит из ваших желаний и ваших попыток их удовлетворить.
Введите эго
Разве не было бы здорово, если бы вы могли получать все, что хотите, когда и как бы вы этого ни хотели? К сожалению, большинство из нас знает иное. Мы все знаем, как это может быть неприятно, когда желание остается неудовлетворенным или подавляется. Что ж, вы можете обвинить в этом свое эго. Эго — это второй психический аппарат личности Фрейда.
Основная функция эго — быть посредником между требованиями Ид и внешним миром вокруг нас — другими словами, реальностью. На ум приходит песня The Rolling Stones «You Can’t Always Get What You Want»?Пока что кажется, что если бы не реальность, мы были бы намного более довольны. Даже если эго оказывается в конфликте с ид, удовлетворение не прекращается.
Эго похоже на спортивного агента для действительно талантливого спортсмена. Несмотря на то, что спортсмен может потребовать многомиллионный контракт, агент напоминает ему, что он может продать себя без работы. Таким образом, эго ведет переговоры с ид, чтобы получить то, что оно хочет, не слишком дорого в конечном итоге. Эго выполняет эту важную задачу, преобразовывая, отвлекая и трансформируя могущественные силы Оно в более полезные и реалистичные способы удовлетворения. Он пытается использовать силу Ид, регулируя ее, чтобы достичь удовлетворения, несмотря на ограничения реальности.
Окончательный приговор
Как будто работа эго не была достаточно тяжелой, играя роль арбитра между ид и реальностью, его действия находятся под постоянным контролем безжалостного судьи, суперэго.
Пока эго договаривается с ид, пытаясь предотвратить новую истерику, суперэго оценивает исполнение. Суперэго — другое название вашей совести. Он ожидает, что ваше эго будет сильным и эффективным в борьбе с силой либидо.Обычно наша совесть исходит от наших родителей или родительской фигуры. По мере нашего роста мы усваиваем их стандарты, те самые стандарты, которые заставляют нас чувствовать себя такими виноватыми, когда мы лжем или уклоняемся от уплаты налогов.
Но у всех ли есть совесть? На протяжении всей истории были люди, которые совершали такие ужасные акты насилия, что мы иногда задаемся вопросом, лишены ли они совести. Как серийные убийцы, такие как Тед Банди или Уэйн Уильямс, могут совершать такие ужасные преступления? Можно с уверенностью сказать, что у них отсутствует базовая способность чувствовать вину, поэтому ничто на самом деле не мешает им воплощать в жизнь свои жестокие фантазии.
Известный психиатр однажды сказал, что злые люди делают то, о чем хорошие только мечтают.
Об этой статье
Эту статью можно найти в категории:
- Общая психология,
Пятифакторная модель
Одной из наиболее выдающихся моделей в современной психологии является то, что известно как
пятифакторная модель личности (Дигман, 1990). Эта теория включает пять
различные переменные в концептуальную модель описания личности.
Эти пять
различные факторы часто называют «большой пятеркой» (Ewen, 1998, стр. 140).
пятифакторная теория является одной из новейших моделей, разработанных для описания
индивидуальность, и эта модель обещает стать одной из самых практичных и применимых
моделей, доступных в области психологии личности (Дигман, 1990). Тщательный
критическое внимание уделяется предположению о том, что пятифакторная модель на самом деле является
отличная теория.
Пять факторов
Как стало очевидным для многих психологов, математические комбинации пять факторов были полезны при описании личности, необходимо было четко определить что это были за факторы. Действительно, этот процесс привел к некоторому инакомыслию в рядах. Один несогласным с теоретиками пяти факторов был известный психолог Х. Дж. Айзенк. Айзенк считал, что из-за совпадения пяти факторов и их коррелятов на самом деле трехфакторная модель оказалась более адекватной и точной. Его теория называется PEN. модель (обозначающие психотизм, экстраверсию, невротизм) (Айзенк, 1991) или иногда даже сокращается до двухфакторной модели E-IN (экстраверсия-интроверсия, невротизм) (Айзенк, 1991).
По словам Айзенка, «факторный анализ улучшил
ситуации… но проблема именования факторов, конечно, все еще с нами» (Айзенк,
1991, с. 775).Многие психологи поддерживают модель PEN Айзенка. Однако из основных «факторно-аналитические модели… «Большая пятерка» доминирует в современной психологии. исследования» (Юэн, 1998, с. 141). В результате обширных дискуссий и экспериментов в настоящее время в области научной психологии существует общий консенсус относительно тождества пяти факторов, их основных интерпретаций и значений для анализа личность. Пять факторов: экстраверсия-интроверсия, невротизм, доброжелательность, добросовестность и открытость (Ивен, 1998).
Экстраверсия долгое время была одной из черт, появившихся в факторно-аналитическом анализе.
моделей и является одной из двух черт, появляющихся как в пятифакторной модели, так и в
Модели Айзенка PEN и E-IN. Экстраверсию также иногда называют социальной
приспособляемость, хотя популярность этого термина, похоже, ослабевает (Цукерман, 19 лет).
91).
Экстраверсия определяется как «черта, характеризующаяся большим интересом к другим людям и
внешними событиями и с уверенностью устремляться в неизвестное» (Ивен, 1998, с.
289).
Нейротизм — еще одна черта, играющая роль в большинстве современных факторов. модели личности. В некоторых исследованиях приспособление рассматривается как фактор, а не невротизм. В этом случае более высокие баллы будут свидетельствовать о положительном результате, последовательном с остальными четырьмя факторами. Это связано с тем, что термину невротизм присуще отрицательное обозначение (Брэдшоу, 1997). В основе невротизма лежат уровни тревожности. и волатильность. В этих пределах невротизм является «измерением личности, определяемым стабильностью и низкой тревожностью на одном конце, в отличие от нестабильности и высокой тревожности на другой конец» (Первин, 1989, с. Г-7).
Открытость, покладистость и добросовестность — вот те термины, которыми пользуется большинство людей.
знакомы за пределами психологии. В целом открытость означает, насколько
желающим приходится вносить коррективы в представления и деятельность в соответствии с новыми
идеи или ситуации. Доброжелательность измеряет, насколько люди совместимы с другими
люди, или в основном, насколько они способны ладить с другими. Добросовестность
относится к тому, насколько человек учитывает других при принятии решений.
Как и в случае с двумя факторами большой пятерки из E-IN Айзенка, эти три также размещены на раздвижных весах. Эти три шкалы, такие как невротизм и экстраверсия, скользят между их пределами, чтобы дать четкое представление о личности. Пределы этих шкал дают четкое представление об их применении и определяются как «доверяющие и полезные по сравнению с подозрительный и несговорчивый (покладистость), трудолюбивый и надежный против ленивого и небрежность (добросовестность), нонконформизм и креативность по сравнению с обычными и приземленный (открытость)» (Юэн, 1998, с. 140).
Клиническое использование пяти факторов
С пятью самими факторами, более или менее твердо установленными, модель мало значения для психологии, если его нельзя как-то применить.
Клинически,
Пятифакторная модель работает во многом подобно психоанализу Фрейда. Люди, обладающие определенным
характеристика, которая находится на крайних значениях на графике одного или нескольких из пяти
переменные, вероятно, имеют какую-то психологическую аномалию, связанную с этим
черта. Люди, вероятно, выбирают свое окружение таким образом, чтобы эта черта
увековечен. Чтобы этот цикл не повторялся, психологи заставляют своих пациентов приходить
смириться с дефектной чертой, позволяя пациенту разорвать порочный круг (Первин, 19 лет).89,
п. 318). Пятифакторная модель, возможно, еще более полезна в исследованиях и обучении.
чем в настоящее время для психологических пациентов. С этой целью сторонники
Пятифакторная модель указывает на тот факт, что факторный анализ «служит полезным мостом
между более клиническими теориями… и обучающими, поведенческими теориями» (Pervin,
1989, с. 326).
Во-первых, чтобы действительно считаться великой теорией, она должна быть
установлено, что теория не противоречит существующим или принятым теориям.
Кроме того, как только это будет установлено, великая теория будет включать какую-то таксономию. В
Кроме того, действительно великая теория была бы применима. Другими словами, теория будет
иметь какое-то клиническое применение и сможет предсказать экспериментальные результаты
без противоречий и с относительно высоким уровнем согласованности. Кроме того, отличный
теория требует кольца оригинальности. Ни по чьим меркам это не великий поступок
просто переформулировать давно существовавшее убеждение или слегка изменить его и назвать новым.
Наконец, великая теория личности также должна быть универсальной. Культурный или
ситуационно-зависимые модели, хотя и имеют определенное значение, не заслуживают внимания.
называют великим.Совместимость
Чтобы установить совместимость пятифакторной модели с другими моделями, Это необходимо для изучения других популярных или давних психологических теорий.
Первый и
Прежде всего, легко видеть, что пятифакторная модель согласуется с другими
факторно-аналитические модели. Как упоминалось ранее, Айзенк разработал свою модель PEN из
Шестнадцатифакторная модель Кеттелла. В том же духе факторно-аналитических моделей
предположил, что «структуру личности лучше всего представить как состоящую из пяти
основные черты, а не три типа Айзенка» (МакМартин, 19 лет).95, с. 138). Тем не менее, это
кажется естественным, что любая факторно-аналитическая модель не должна прямо противоречить другим факторным
аналитические модели. В последние годы установлено, что пятифакторная модель достаточно
совместима и с другими популярными психологическими теориями, а не только с теми, которые касаются
с факторным анализом. Недавно некоторые психологи попытались построить
мосты между пятифакторной моделью и теориями психоанализа Фрейда. За
например, недавние эксперименты показали корреляцию между фрейдовской концепцией эго
(и устойчивость или контроль над ним) и пять переменных в пятифакторной модели.
Как
говорится в отчете об одном таком эксперименте, проведенном Хьюи и Вайсом (1997), фокусируясь
относительно устойчивости эго и контроля эго у мальчиков-подростков: «Устойчивость эго, по-видимому, отражает,
частично, хорошо настроенный полюс каждого измерения FFM (пятифакторная модель), тогда как Эго
под контролем… отражает высокую экстраверсию, низкую доброжелательность и низкую добросовестность»
(стр. 412). Соотношение между элементами теории психоанализа Фрейда (известной
для его применения, но известен также из-за отсутствия таксономии) и элементы
пятифакторная модель (одна из наиболее поддающихся количественной оценке теорий в психологии) помогает продемонстрировать
совместимость пятифакторной модели.
Таксономия
С пятью факторами, помещенными на скользящие шкалы, это становится всего лишь упражнением в настойчивость (посредством экспериментов, опросов и интервью) связывать различные человеческие характеристики с одним или несколькими из пяти факторов. Сильные корреляты быстро становятся очевидно, и по мере развития тенденций становится возможным давать очень точные описания о людях через их размещение на скользящих шкалах, связанных с пятью факторами.
Конечно, представляется правдоподобным, что эти результаты можно использовать для экстраполяции многих
поведенческие характеристики, включая такие зависимые черты, как финансовый успех и
глубина религиозной веры. Над этим сейчас работают психологи.
пытаясь эмпирически установить, что Лэнгстон и Сайкс (1997) под названием «таксономия
личности» (с. 142). Естественно, что эта таксономия долгое время была целью личности
психологов, хотя кажется, что в последнее время в попытках
экстраполировать за пределы самых широких личностных черт (большая пятерка, по сути)
(Лэнгстон и Сайкс, 1997). Проблема с пятифакторной моделью заключается в том, что, хотя
часто очень категорична и таксономична, она не вникает глубоко в причинно-следственную связь.
определенные корреляты. На самом деле, некоторые отношения даже несколько парадоксальны,
что затрудняет экстраполяцию здравым смыслом. Например, одно недавнее исследование показало
поведение типа А, которое характеризуется общим оптимизмом и амбициозностью
(Юэн, 19 лет98), имел низкую корреляцию с добросовестностью (Morrison, 1997).
Заявка
В соответствии с указанным недостатком второго критерия величия пятифакторная модель сталкивается с наибольшими трудностями при подходе к ней через установленные стандарты. вперед по третьему критерию. Этот критерий требует применимости великой теории. МакАдамс (1992) утверждает: «Теории личности делают больше, чем просто определяют черты» (стр. 336). В Суть его в том, что пятифакторная модель (хотя она и дает отличная основа для описания многого из того, что в психологии относится к сфере изучения личности) не достигает или когда-либо имеет шанс достичь название единой психологической теории (МакАдамс, 1992). Как уже говорилось, пятифакторная модель эффективно используется в приложениях. Потому что
это, можно сказать, что это применимо, даже если это не относится к
утверждают, что теорию пяти факторов следует рассматривать не как теорию, а скорее как
соответственно просто список из пяти переменных, которые полезны при попытке определить
и классифицировать черты личности.
В целом, однако, большинство приложений
Пятифакторная модель в том виде, в каком она существует сейчас, кажется, появляется на академическом и экспериментальном форуме.
Говоря о полезности модели для ученых, Дигман (1990) говорит: «Как минимум,
исследование пятифакторной модели дало нам полезный набор очень широких измерений.
которые характеризуют индивидуальные различия. Эти размеры могут быть измерены с высокой
надежность и впечатляющая достоверность» (стр. 436). Подводя итог, Дигман утверждает, что пять
переменные, составляющие пятифакторную модель, «дают хороший ответ на вопрос
структура личности» (Дигман, 1990, с. 436).
Оригинальность
Можно было бы утверждать, что пятифакторная модель не соответствует критерию оригинальности. Действительно, когда Фиске впервые вывел модель для предсказания поведения, состояла из пяти факторов, шестнадцатифакторная система Кеттелла была уже почти пять лет старый (Дигман, 1990). Несмотря на это, пятифакторную модель можно считать достаточно далеко от модели Кеттелла, чтобы заслужить ярлык оригинальности.
Возможно
вместо этого, тем не менее, полезнее думать о факторных моделях вместе, как о едином
набор теорий, которые, хотя и сильно различаются по отдельности, все же вписываются в одну семью.
Это семейство моделей, начиная с шестнадцатифакторной системы Кеттелла и включая
Модель Айзенка и пятифакторная модель выросли из изучения языка, начатого
Немецкие психологи Оллпорт и Одберт (Дигман, 19 лет).90), которые были вдохновлены на их
исследования двух других немецких психологов, Баумгартена и Клагеса (Digman, 1990).
Благодаря этой семейной истории факторных моделей легко увидеть, что они пришли к
существуют более или менее независимо от каких-либо других основных психологических теорий.Универсальность
Выполнение четвертого критерия, перечисленного для великой теории личности, что эта теория должна быть почти универсальной. В нефизической науке, например психологии, естественно, слишком много требовать, чтобы теория всегда оставалась верной. Базовый предпосылка, тем не менее, состоит в том, что теория должна выйти за пределы культуры и ситуации.
Как
посылка состоит из двух частей, так же должен быть и ответ.Похоже, что пятифакторная модель очень хорошо работает в культурных и языковых условиях. линии. Дигман приводит три примера других культур (и языков), в которых пятифакторная теория прекрасно себя зарекомендовала. Его три исследования проходили в Японии, Филиппины и Германия, и во всех трех случаях явно было пятифакторное решение. очевидно в конце тестирования (Digman, 1990). К вопросу о способности пятифакторная модель преодоления культурных и языковых барьеров, Дигман (1990) пишет, «Здесь замешано что-то весьма фундаментальное. Так ли люди повсюду истолковывать личность независимо от языка или культуры?» (стр. 434).
Нынешняя ошибка пятифакторной модели, по-видимому, заключается в том, что она не может предвидеть
поведение во многих ситуациях. То же самое достоинство, которое позволяет пятифакторной модели
истинным вне культурных границ является его ошибка в конкретных ситуациях: пять переменных
слишком широкие (McAdams, 1992).
МакАдамс точно резюмирует эту проблему, говоря:
«Поскольку «Большая пятерка» работает на таком общем уровне анализа, оценки черт…
не быть особенно полезным в предсказании конкретного поведения в частности
ситуации» (МакАдамс, 1992, с. 338).
Пятифакторная модель имеет некоторые реальные проблемы, когда
подвергается тщательному анализу на предмет его теоретических качеств. Было высказано предположение, что пятифакторный
модель была не столько теорией, сколько просто идеей или средством классификации.
Это, безусловно, является камнем преткновения для шансов пятифакторной модели на успех.
Кроме того, в то время как пятифакторная модель с честью прошла тест на оригинальность,
когда исследуется, чтобы увидеть, верно ли это универсально (или так же близко, как психологическая теория
можно получить) еще один недостаток появился. Широкая таксономия, столь важная для модели
затрудняет конкретное прогнозирование поведения во многих ситуациях. «С точки зрения многогранной персонологии пятифакторная модель является одной из
важная модель в исследованиях личности, а не интегративная модель из личности», — говорит МакАдамс (1992, с. 355) в заключении своей критики
пятифакторная модель. Эта модель не отвечает всем критериям величия, и хотя
у него, кажется, большой потенциал, это, как предполагает МакАдамс, не окончательный
всеохватывающая теория психологии.
Это высокая отметка, но та, к которой,
когда такие модели, как пятифактор, сопровождаются теориями, подобными теории Фрейда.
психоанализ, современная психология становится все ближе. Так как эта модель не совсем
соответствовать стандартам великой теории личности (было бы трудно найти
теория, которая делает), возможно, более подходящим названием для нее было бы великолепная таксономия в
личность.
Бургер, Дж. М. (1997). Личность (4-е изд.). Пасифик Гроув, Калифорния: Брукс/Коул.
Дигман, Дж. М. (1990). Структура личности: появление пятифакторной модели. Ежегодный обзор психологии, 41, 417-440.
Юэн, РБ (1998). Личность: Актуальный подход. Махве, Нью-Джерси: Эрльбаум.
Айзенк, HJ (1991). Параметры личности: 16, 5 или 3?
таксономическая парадигма.
Личность и индивидуальные различия, 12, 773-790.
Хофсти, В.К.Б., де Раад, Б., и Голдберг, Л.Р. (1992). Интеграция большая пятерка и обходные подходы к структуре признаков. Журнал Личности и Социальная психология, 63, 146-163.
Хьюи, С.Дж., и Вайс, Дж.Р. (1997). Контроль эго, устойчивость эго и пятифакторная модель как предиктор поведенческих и эмоциональных проблем в клинике дети и подростки. Journal of Abnormal Psychology, 106, 404-415.
Лакатос, И. (1970). Фальсификация и методология научных исследований программы. В И. Лакатос и А. Масгрейв (ред.), Критика и рост знания (стр. 91-196). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Лэнгстон, Калифорния, и Сайкс, В.Е. (1997). Убеждения и большая пятерка. Журнал Исследование личности, 31, 142-165.
МакАдамс, Д. П. (1992). Модель пяти факторов личности: критический
оценка. Journal of Personality, 60, 329-361.
Макмартин, Дж. (1995). Психология личности: подход, ориентированный на студента. Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Моррисон, К. (1997). Личностные корреляты пятифакторной модели для выборки владельцев/менеджеров бизнеса: Ассоциации с баллами по самоконтролю, тип А поведение, локус контроля и субъективное благополучие. Психологические отчеты, 80, 255-272.
Первин, Лос-Анджелес (1989). Личность: теория и исследования (5-е изд.). Новый Йорк: Уайли.
Ревель, В. (1995). Процессы личности. Ежегодный обзор психологии, 46, 295-328.
Сосье, Г. (1992). Ориентиры: интеграция аффективных и межличностных кругов с большой пятеркой личностных факторов. Журнал личности и социальной психологии, 62, 1025-1035.
Сосье Г. и Голдберг Л. Р. (1996). Язык личности: Лексический
Взгляды на пятифакторную модель. В JS Wiggins (Ed.), Пятифакторная модель
личности: Теоретические перспективы (стр.
При этом психологическая структура личности определена индивидуальным своеобразием соотношений. Они касаются определенных блоков сознательного и бессознательного, свойств архетипов, а также интровертированной и экстравертированной установки индивида.
Но при этом у нее все же имеется ряд довольно существенных отличий. Основоположником данного подхода, американским психологом Дж. Келли, было высказано мнение о том, что каждый человек в своей жизни хочет знать лишь то, что с ним уже произошло, и какие события ждут его в будущем. Согласно данной теории, под личностью понимают систему индивидуальных организованных конструкторов. В них и происходит переработка, восприятие и интерпретация полученного человеком опыта. Если рассматривать кратко психологическую структуру личности, то, согласно мнению, высказанному Дж. Келли, ее можно выразить в качестве индивидуальной и своеобразной иерархии конструкторов.
Если изложить кратко психологическую структуру личности согласно поведенческой теории, то, по мнению ее автора, она представляет собой сложно организованную иерархию социальных навыков или рефлексов. Ведущая роль в ней отдана внутренним блокам доступности, субъективной значимости и самоэффективности.
Сторонники этой теории полагают, что личность в качестве своих главных источников для развития, использует факторы, характерные для генно-средового взаимодействия. Причем у этой гипотезы существуют различные направления. Представители некоторых из них полагают, что основное влияние на личность оказывает генетика. Существует и явно противоположное мнение. Представители несколько иных направлений диспозиционной теории утверждают, что основное влияние на индивида оказывает все же среда. Но тем не менее диспозициональное рассмотрение проблемы указывает на личность как на сложную систему темперамента или формально-динамических качеств. Сюда же входят основные черты человека и его социально-обусловленные свойства. Психологическая характеристика структуры личности, данная представителями диспозициональной теории, выражается в организованной иерархии определенных биологически детерминированных качеств. Причем все они включены в некие соотношения, что позволяет образовывать определенные типы черт и темперамента.
Кроме того, одним из элементов структуры психологических свойств личности является совокупность, включающая в себя содержательные свойства. Они также оказывают влияние на индивидуальность человека.
Их формирование происходит при имеющемся у индивида жизненном опыте и при использовании механизмов научения, представляющих собой условно-рефлекторные связи.

Адлеру
Роджерсу?
Классический подход Уотсона
Ф., рассматривая его концепцию и в частности, структуру личности, что можно сказать о том, к чему нужно в конечном итоге стремиться человеку?
Эмоции в свою очередь отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом деятельности субъекта. Эмоции сопровождают тип переживания человеком ситуации реализации – нереализации мотива деятельности, в результате чего происходит рациональная оценка, придающая смысл мотиву.
е. как можно заглянуть в самые скрытые тайные стороны личности (с помощью каких средств или какими методами)?
Какой применен психологический механизм?