Тест: Угадай советский фильм по кадру и покажи свое знание кино Ustaliy.ru
in Тесты по советским фильмам
опубликовано PopTesti.ru
Предлагаем вам снова погрузиться в мир советского кинематографа. Угадывайте фильмы и прекрасно проводите время.
Пройти тест
Понравилось?
70 Баллов
Да Нет
relap2киноотечественное кинопо кадрусоветское киносссртестфильм по кадру
Не пропустите
Кинотест: Хорошо ли вы знаете фильмы Андрея Тарковского?
Работы Андрея Тарковского оказали большое влияние не только на наше кино, но и на весь мировой кинематограф. Тарковский написал сценарии к нескольким короткометражным и семи […] Больше
Тест: Узнаете ли вы героев детских советских фильмов?
Предлагаем вам вспомнить героев любимых детских фильмов, снятых в СССР на киностудии «Беларусьфильм».
Тест про кино СССР: Насколько хорошо вы помните фильм «Мэри Поппинс, до свидания»?
Фильму «Мэри Поппинс, до свидания» в этом году исполняется уже целых 35 лет. Любимое кино нашего детства старается следовать британскому оригиналу, но сохраняет свою верность […] Больше
Тест на зрительную память: что спрятано на кадрах из советских фильмов?
Насколько хорошо вы знаете советский кинематограф? Если думаете, что помните все основные фильмы наизусть, то этот тест может заставить вас сомневаться. На кадрах из популярных […] Больше
Тест: Хорошо ли вы помните советские фильмы о школе?
Школьная пора: друзья, учителя, домашние задания, экзамены. Много замечательных советских фильмов снято об этом важном периоде в жизни каждого человека. Эти отличные фильмы про школу […] Больше
Тест: Способен ли ты угадать отечественный фильм по простой картинке?
Наши любимые фильмы времен СССР настолько хороши, что одним кадром они могут улучшить настроение. Предлагаем вам попробовать свои силы в угадывании киноребусов. Задание не сложное, […] Больше
Тест: Как хорошо вы знаете российское кино? Проверьте себя на знание отечественного кинематографа
С момента съемок первой игровой кинокартины в России прошло уже 115 лет. Многие считают, что российское кино плохое, а кто то наоборот — радуется каждому […] Больше
Тест на хорошее знание фильма «Любовь и голуби»
Комедия вышла на экраны в самом начале 1985 года. Это был третий фильм, снятый Владимиром Меньшовым. Первые два — «Розыгрыш» и «Москва слезам не верит» […] Больше
Тест: Вы знаете, где снимали заграницу в советском кино?
Получить разрешение на съемку за рубежом в Советском Союзе было сложно, поэтому, когда режиссеры планировали снимать кино про заграницу, они уже сразу знали, что искать […] Больше
Тест про удивительное Советское кино: что вы помните о фильмах того времени?
Тест: Угадаете ли вы советский фильм по цитате?
В какой советской комедии вы могли слышать эту фразу: «Слабонервных просим удалиться!»? Как быстро вы вспомнили, из какого фильма взяли эти слова? «Век тебя учи, […] Больше
Тест: Угадайте цитаты из легендарных работ Cоветского кино
Пройдите тест и вспомните фильмы легендарных советских режиссёров. Узнайте насколько хорошо вы помните культовые цитаты из этих фильмов. Больше
Тест: Что спрятано на кадрах из любимых советских фильмов? Сможете угадать все?
В этом тесте из кадров удалены отдельные персонажи. Ваша задача попытаться вспомнить, кто скрывается за черным силуэтом. Больше
Тест на знание русских фильмов о начале Великой Отечественной войны
Летом 1941 года на СССР напали немецкие захватчики. Страшные события того времени были показаны в большом количестве художественных фильмов. Предлагаем вам проверить, как хорошо вы […] Больше
Тест: сможете узнать советский фильм по фразе доктора?
Предлагаем вам пройти тест, чтобы вспомнить фильмы, среди героев которых были врачи. Больше
Тест: Как звали второстепенных героев из известных советских фильмов?
Многие актеры советского кино играли только второстепенных персонажей, но стали не менее известны, чем исполнители главных ролей. А знаете ли вы имена второстепенных героев из […] Больше
Тест по цитатам из советских кинокомедий Леонида Гайдая
Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году. Он известен, прежде всего, своими кинокомедиями, большинство из […] Больше
Тест: Угадаете все фразы из фильмов Марка Захарова?
Тест: Сможешь узнать советский фильм по его зарубежному названию?
В этом тесте собраны советские картины, которые выходили в зарубежных кинотеатрах. Сможешь угадать их заграничные названия? Больше
Тест: Угадаете ли из какого советского фильма цитата?
Определите, из каких фильмов взяты эти 10 ярких цитат, и узнайте, так ли хорошо вы знакомы с классикой советского кинематографа, как вам кажется. Больше
Угадай советский фильм по кадру!
Автор Игорь Понкратьев. Тип теста: Блиц Тест. Категория: Разное.
Угадай советский фильм по кадру!
Советские фильмы весьма популярны и в наше время, а их аудитория — очень разнообразная. Как хорошо вы помните шедевры советского кинематографа? Предлагаю проверить! В тесте будут предоставлены стоп-кадры из известных фильмов, нужно указать правильное название.
Начало теста:
1 вопрос
Начнем с простого! Откуда этот милиционер?
Варианты ответов:
- Сержант милиции
- МУР
- Кавказская пленница
2 вопрос
Откуда этот кабриолет?
Варианты ответов:
- Улица полна неожиданнстей
- Верные друзья
- Иван Васильевич меняет профессию
3 вопрос
А эту бабушку где вы могли видеть?
Варианты ответов:
- Морозко
- Операция Ы и другие приключения Шурика
- Вечера на хуторе близ Диканьки
4 вопрос
А эти санитары спешат на вызов! В каком фильме?
Варианты ответов:
- Иван Васильевич меняет профессию
- 34-й скорый
- Невероятные приключения итальянцев в России
5 вопрос
Опять медики! Откуда?
Варианты ответов:
- Тревожное воскресение
- Кавказская пленница
- Здравствуй, доктор!
6 вопрос
Где вы могли видеть эту красотку?
Варианты ответов:
- Бриллиантовая рука
- Три плюс два
- Отпуск за свой счет
7 вопрос
Вопрос посложней! Откуда этот водитель?
Варианты ответов:
- Кавказская пленница
- Невероятные приключения итальянцев в России
- Двойной обгон
8 вопрос
Милая девочка! Из какого фильма?
Варианты ответов:
- Джентльмены удачи
- Чародеи
- Гостья из будущего
9 вопрос
Из какого фильма эта панорама?
Варианты ответов:
- Иван Васильевич меняет профессию
- Люди и манекены
- Москва слезам не верит
10 вопрос
Вспоминайте, это просто!
Варианты ответов:
- Москва слезам не верит
- Покровские ворота
- Операция Ы и другие приключения Шурика
11 вопрос
Серьезный мужчина! Из какого фильма?
Варианты ответов:
- Следствием установлено
- Кавказская пленница
- Сувенир для прокурора
12 вопрос
Милиция куда то спешит! В каком фильме это происходит?
Варианты ответов:
- Самогонщики
- Операция Ы и другие приключения Шурка
- Пес Барбос и необычный кросс
13 вопрос
В каком фильме вы могли видеть эту брошюру?
Варианты ответов:
- Самогонщики
- Джентльмены удачи
- Кавказская пленница
14 вопрос
Из какого фильма эти джентльмены?
Варианты ответов:
- Старики-разбойники
- Берегись автомобиля
- Джентльмены удачи
Идет подсчет результатов
11
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Отправить сообщение
11 878 просмотров Верно 570 / С ошибками 4 091
- 1
- 0
Вставить на сайт:
HTML-код
Новые тесты от Игорь Понкратьев
Забытые вещи родом из СССР, о назначении которых молодежь вряд ли догадается!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 1 437 4 274 просмотров — 08 мая 2021 Пройти тестТест! Прекрасное далёко…
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 457 1 643 просмотров — 02 мая 2021 Пройти тестНазад в СССР! Вспоминаем как мы жили! Вторая часть!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 380 2 060 просмотров — 30 апреля 2021 Пройти тестНазад в СССР! Вспоминаем как мы жили!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 2 569 7 246 просмотров — 24 апреля 2021 Пройти тест«Любовь и голуби» Вспоминаем фильм!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 337 1 392 просмотров — 22 апреля 2021 Пройти тест«Бриллиантовая рука» Закончите фразу!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 285 1 745 просмотров — 21 апреля 2021 Пройти тестОбщественный транспорт в советском кино!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 235 1 282 просмотров — 19 апреля 2021 Пройти тест«Кавказская пленница или Новые приключения Шурика» Разминаем мозг!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 246 1 432 просмотров — 19 апреля 2021 Пройти тестРоли второго плана
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 683 2 283 просмотров — 18 апреля 2021 Пройти тестКотики в советском кино!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 299 1 434 просмотров — 18 апреля 2021 Пройти тестСамые необычные автомобили советских фильмов
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 412 1 774 просмотров — 17 апреля 2021 Пройти тестМастера эпизода: советские актеры, которых мы запомнили по эпизодическим ролям
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 277 1 674 просмотров — 17 апреля 2021 Пройти тест
Ещё новые тесты
Популярные тесты от Игорь Понкратьев
Котики в советском кино!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 299 1 434 просмотров — 18 апреля 2021 Пройти тестСамые необычные автомобили советских фильмов
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 412 1 774 просмотров — 17 апреля 2021 Пройти тест«Бриллиантовая рука» Закончите фразу!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 285 1 745 просмотров — 21 апреля 2021 Пройти тестМастера эпизода: советские актеры, которых мы запомнили по эпизодическим ролям
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 277 1 674 просмотров — 17 апреля 2021 Пройти тестНазад в СССР! Вспоминаем как мы жили! Вторая часть!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 380 2 060 просмотров — 30 апреля 2021 Пройти тестЗабытые вещи родом из СССР, о назначении которых молодежь вряд ли догадается!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 1 437 4 274 просмотров — 08 мая 2021 Пройти тестНазад в СССР! Вспоминаем как мы жили!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 2 569 7 246 просмотров — 24 апреля 2021 Пройти тест«Любовь и голуби» Вспоминаем фильм!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 337 1 392 просмотров — 22 апреля 2021 Пройти тест«Кавказская пленница или Новые приключения Шурика» Разминаем мозг!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 246 1 432 просмотров — 19 апреля 2021 Пройти тестОбщественный транспорт в советском кино!
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 235 1 282 просмотров — 19 апреля 2021 Пройти тестРоли второго плана
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 683 2 283 просмотров — 18 апреля 2021 Пройти тестТест! Прекрасное далёко. ..
HTML-код Игорь Понкратьев Количество прохождений: 457 1 643 просмотров — 02 мая 2021 Пройти тест
Ещё популярные тесты
Популярные тесты
Сможем ли мы определить ваш пол, узнав, что вы ненавидите?
HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 333 680 501 914 просмотров — 20 декабря 2016 Пройти тестБлесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно
HTML-код Андрей Количество прохождений: 562 867 1 499 829 просмотров — 26 февраля 2019 Пройти тестА насколько вы умны?
HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 863 315 1 367 778 просмотров — 20 февраля 2017 Пройти тестКакое имя подходит вам по знаку зодиака
HTML-код Андрей Количество прохождений: 371 372 523 436 просмотров — 14 августа 2019 Пройти тестТест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
HTML-код Андрей Количество прохождений: 853 950 1 697 965 просмотров — 16 ноября 2019 Пройти тестТест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 395 934 586 696 просмотров — 22 января 2019 Пройти тестТест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 413 704 650 576 просмотров — 15 марта 2019 Пройти тестТест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 641 431 1 008 968 просмотров — 13 марта 2019 Пройти тестИз какой страны вы душой?
HTML-код Коклягина Полина Количество прохождений: 754 884 1 120 100 просмотров — 05 января 2017 Пройти тестДогадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 310 325 611 865 просмотров — 12 марта 2019 Пройти тестПроверьте свой интеллект
HTML-код Владлена Количество прохождений: 328 900 541 144 просмотров — 23 января 2020 Пройти тестСможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 355 223 559 603 просмотров — 11 марта 2019 Пройти тестНасколько чиста ваша карма?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 358 096 643 006 просмотров — 29 ноября 2018 Пройти тестСумеешь угадать фильм с одного кадра?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 300 784 557 620 просмотров — 15 июня 2018 Пройти тестНикто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ
HTML-код Андрей Количество прохождений: 355 365 705 447 просмотров — 25 октября 2019 Пройти тестТест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит
HTML-код Анна Количество прохождений: 446 705 741 748 просмотров — 30 марта 2020 Пройти тестВас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов
HTML-код Андрей Количество прохождений: 481 533 781 275 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тестНа какое животное вы похожи, когда злитесь?
HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 695 675 1 107 787 просмотров — 22 декабря 2016 Пройти тестЕсли в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард
HTML-код Андрей Количество прохождений: 434 049 682 403 просмотров — 03 марта 2019 Пройти тестСможете ли вы пройти тест для разведчиков?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 576 437 1 148 928 просмотров — 24 июля 2018 Пройти тест
Ещё популярные тесты
HTML-код для вставки на сайт Разрешить комментарии Автор теста запретил комментарии Блок Новинок и Популярных тестов Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз! Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!
OK
Советское искусство, культура СССР
« Лучшие советские актеры 1962-1991
Советская рок-опера Юнона и Авось »
Ранний советский киноплакат. Человек с киноаппаратом, 1929
Киноплакаты уже давно стали отдельным видом искусства. Ранний советский киноплакат украшал собой главные театры страны и места массовых гуляний. Популярность кино в те годы была настолько высока, что иногда людям приходилось стоять в длинных очередях, чтобы купить заветные билеты! Почему старые советские киноафиши были сделаны в виде картинки, а не постановочной фотографии, фотоколлажа или кадра из фильма? Ответ очевиден: потому что это было намного дешевле. Цифровые технологии того времени не позволяли издавать миллионы фотоафиш больших размеров для всех театров, культурных центров и других учреждений гигантской страны. Это было бы невозможно и нецелесообразно. К тому же сделать большую картинку большого размера и хорошего разрешения будет весьма проблематично.
Ранние советские киноплакаты. Человек с киноаппаратом, 1929
Киноафиши были двух видов: 1. печатная иллюстрация, 2) киноафиша разных размеров – от одного квадратного метра до нескольких десятков квадратных метров, рисовалась прямо на фасадах кинотеатров, заборах, специальные столбы, так называемые «живые» плакаты. К сожалению, пока никто не догадался вести летопись нарисованных гуашью плакатов, они не были сфотографированы, так что весь пласт нашей киноистории и киноиндустрии можно считать утраченным. Сохранились только печатные плакаты.
Ранние советские киноплакаты. Человек с киноаппаратом, 1929
Мужчина с киноаппаратом , 1929, СССР. Документальный фильм Вертова, показывающий жизнь советской России 1920-х годов. Это больше похоже на разрозненные кадры из реальной жизни. Этот фильм состоит из множества сцен, каждая из которых длится менее 10 секунд. Здесь показаны красивые виды столицы, разнообразные общественные места, где постоянно находятся люди.
Ранние советские киноплакаты. Мужчина с кинокамерой, 19 лет.29
Человек с кинокамерой. В кадре кинокамера снимает людей, места, предметы… Здесь Кинокамера — главный герой съемочного процесса: в воздухе, под землей, в гуще событий… Киноглаз, который наблюдает, улавливает каждый нюанс, без давать оценки без следующего сценария. Оно просто смотрит на мир и все видит, вернее, есть видение!
Аэлита, 1924 г., СССР
Аэлита, 1924 г., СССР. Первый советский фильм в жанре фантастики. В качестве литературной основы был опубликован незадолго до этого одноименный роман Алексея Толстого, пользовавшийся популярностью у читателей. Сюжетная линия (межпланетная экспедиция) дала интересный и разнообразный материал для создания развлекательного фильма.
Аэлита, 1924 г., СССР
В ней переплелись пикантные будничные сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими сценами – полетом на Марс, встречей «земного» инженера с владычицей Марса Аэлитой, попытка восстания «пролетариата марсиан» против своих угнетателей и поражение. Роман закончился благополучным возвращением межпланетной экспедиции на Землю. Фильм не был принят ни критикой, ни зрителем.
Аэлита, 1924, СССР
Аэроград, 1935 г.
Начало 1930-х гг. Дальний Восток. В центре фильма — сибиряки, борющиеся с самураями-диверсантами, пытающимися сорвать строительство форпоста у восточных границ Советского Союза. Название фильма «Аэроград» — название города, которого нет на карте. Аэроград – плод мечты, фантазии великого поэта социального кино. Мир фильма расколот на две конфликтующие сферы. Новое и старое. Добро и зло. Друзья и враги. Свет и тьма.
режиссер Александр Довженко.
Дубровский, 1936
По роману А.С. Пушкина.
Крестьянский бунт, картины праведного гнева – вот то, что в центре внимания фильма Александра Ивановского. Рукопись романа была найдена уже после смерти Пушкина в его бумагах. Роман не имел названия и остался незаконченным. Идея «Дубровского» навеяна реальным происшествием. Ивановский ознакомился с романом и написал его конец: восставшие крестьяне убили деспота Троекурова.
Советские фильмы | ВКР онлайн
Д. С. Мирский
ВЫПУСК: Осень 1931 г.
Всякий, сколько-нибудь интересующийся кино как искусством, знает, что за последние четыре-пять лет в Советском Союзе создана замечательная режиссерская школа, которую наиболее компетентные люди считают самым значительным достижением во всей истории кинематографии. Специальная кинопресса уделяет им большое внимание, а в светских кругах названия советских фильмов стали нарицательными. Чисто техническое значение работ Эйзенштейна и его школы для киноискусства трудно переоценить, и оно общепризнано даже в Голливуде. Однако меня здесь беспокоит то, не может ли быть обнаружено большее значение в этих работах и не могут ли они повлиять на весь статус искусства и его отношение к науке.
Кино — самое молодое из искусств, фактически единственное искусство, выросшее в наше время, а не на общей почве вековых ритуалов. Его следующий по старшинству брат, архитектура, хотя и связана уже с относительно поздней стадией культурного развития — централизованной сельскохозяйственной политикой древнего Востока, — все же старше на добрых пять или шесть тысяч лет, а что касается других сестер, то их рождение должно быть помещено перед началом любой истории и не очень далеко во времени от изобретения речи и открытия огня. Все они — пережитки давно умерших культурных условий. Кино — дитя индустриального и научного века, единственное искусство, с самого своего рождения связанное с научной техникой; уже одно это сделало бы его гадким утенком среди своих почтенных сестер.
Конечно, у других искусств тоже были точки соприкосновения с наукой. Музыка какое-то время была замужем за математикой и была одним из четырех членов квадривиума, этого высшего уровня средневековых знаний. Живопись тоже в великие дни кватроченто блестяще приблизилась к тому, чтобы стать отраслью точных наук, когда Паоло Уччелло и Леон Баттиста Альберти впервые раскрыли тайны «божественной перспективы». В конце девятнадцатого века тяга к науке снова была поймана, когда великий коммунист Сёра надеялся с помощью оптики превратить ее в стремление к обучению, подобному тому, как изучают инженерное дело. Но во всех этих случаях научная и техническая база союза была слишком узка, чтобы повлиять на изначальный характер этих искусств. Щупальцев, которые наука могла протянуть к нему, было слишком мало и они были слишком тонкими, чтобы она могла их ухватить. Наука — общественная наука — могла бы сильнее овладеть художественной литературой, отдав ей в качестве предмета всю жизнь человеческого общества, но она была не в состоянии дать ей достаточно точную технику, чтобы навязать ей дисциплину, которая могла бы обуздать ее субъективную сторону. свобода. Только архитектура, самое молодое из древних искусств, находится в несколько ином положении, и на нее сильно повлияла прикладная наука — инженерия. Но вряд ли это привело к научной трансформации искусства; напротив, с ростом современной капиталистической цивилизации, существенной чертой которой является то, что она обязуется производить дешево то, что может быть полезно, архитектура перестала быть искусством, поскольку она оставалась полезной, и поскольку она оставалась искусством. оторвалась от живительного влияния науки и поставила своей единственной целью скрыть под антикварными одеяниями свою подлинную техническую природу. Только в последние годы такое положение вещей стало меняться.
Этот существенный отрыв искусства от науки привел, среди прочего, к тому факту, что после упадка организованной теологической религии именно искусство узурпировало функции последней как объединяющей площадки для всей оппозиции науке, как убежище тех тенденций в человеческой природе, которые восходят к первобытному мышлению или которые предпочитают строить себе воображаемый мир в соответствии с сердечным желанием, вместо того, чтобы принять (и в конечном итоге переделать) мир, как он открывается чувствами и наукой. Эта кристаллизация антинаучной оппозиции вокруг искусства началась с Ж. Ж. Руссо, достигла блестящего выражения в возрождении романтизма и, потерпев краткую неудачу в эпоху великого прогресса биологии и техники, снова стала повесткой дня и нашла теоретическое обоснование в работах таких разных (и неодинаково значимых) мыслителей, как Фрейд, Кроче и г-н Миддлтон Мюрри. Даже наука, и не только воображаемая догадка психоаналитиков, но и наука математиков и физиков, сочла целесообразным, как в трудах профессора Уайтхеда, отдать дань уважения новому Эрзац религии и заявить, что Вордсворт и Шелли, возможно, глубже проникли в тайну вселенной, чем Ньютон или Лавуазье. Перед лицом такого малодушия со стороны самой науки неудивительно, что искусство возгордилось, и хотя его едва ли можно упрекнуть в том, что оно сегодня живее и жизненнее, чем в прежние времена, оно, несомненно, стало более самоуверенным. ; сегодня он выставляет себя напоказ как ничего не знающий, который пренебрегает идеей, что он может чему-то научиться | от иностранца, наука. Незнание всех физических знаний, вероятно, никогда не было более полным и более самодовольным, чем у современных поэтов и художников (или, во всяком случае вчера).
II
При таком раскладе неудивительно, что новоявленное искусство кинематографа не спешило признавать свою связь с наукой. На первых этапах это было ремесло, не слишком амбициозная техника, которая избегала знаний, которые не окупались, и была не более научной, чем странствующий фокусник. Долгое время это было вовсе не искусство, а просто платное предложение, как и всякое шоу. То, что Голливуд коммерциализировал фильмы, не более верно, чем то, что Аркрайт коммерциализировал хлопковую промышленность. Довоенный кинематограф был таким же коммерческим, как и все в мире, только коммерческим в малом и устаревшем смысле. Что Голливуд сделал, так это превратил мелкий бизнес в большой бизнес, а не разрушил художественное ремесло, чтобы создать индустрию. Фильмы как искусство — если не считать самых первых движений нерожденного младенца — моложе Голливуда.
Но даже когда к 1920 году кино действительно стало превращаться в искусство, оно поначалу не проявляло признаков признания своего научного родства. На самом деле, судя по их эстетическому содержанию, самые ранние фильмы, которые можно считать произведениями искусства, были обращением к чрезвычайно примитивным формам мышления, ближайшую аналогию которым можно найти в сказках. То, что столь примитивные пласты эстетического сознания были перепаханы самым современным искусством, может показаться странным, но легко объяснимым. Первый способ, которым кинематограф проявил свою современность, состоял в том, что он был гораздо более демократическим , чем любое другое искусство, обращаясь к самой широкой аудитории, аудитории, которая никогда не вступала в какой-либо контакт с современными формами искусства, с теми низшими слоями среднего класса, менталитет которых все еще был укоренен в чрезвычайно старых формах жизни. Поэтому было вполне естественно, что первые великие художники фильмов, Чарли Чаплин и Дуглас Фэрбенкс, воссоздали в современной одежде вековой мир сказок. Ибо что такое Дуглас Фэрбенкс, как не слегка приукрашенный и рационализированный Джек-убийца великанов, и что такое Чарли Чаплин, как не современная и американская версия старейшего из народных фаворитов, Счастливчика Дурака?
В Европе возникло более сознательное движение к превращению фильмов в искусство. Обычно он датируется 1919 годом, датой «Кабинета доктора Калигари», знаменитого немецкого фильма, который в вульгате постепенно формирующейся киноистории уже занимает место, подобное лирическим балладам в вульгатная история английского романтизма. Фильм типичен для выросшего из него высокоинтеллектуального кинематографа тем, что представляет собой чистую фантазию по форме, начисто лишенную всякого значительного эмоционального содержания. Эта чисто формалистическая позиция, хотя и явно убийственная для кино как искусства, была тем не менее с известной точки зрения прогрессивной, ибо во многом исследовала имманентные возможности научной техники, лежащей в основе нового искусства. Это был определенный шаг от беспомощного и наивного театрального реализма первобытного кино к тем принципам, которые сейчас лежат в основе советской школы кинематографии.
С тех пор высокоинтеллектуальный кинематограф Западной Европы дал два важных ответвления. С одной стороны, фильм был подхвачен поэтами и режиссерами, вдохновленными современным поэтическим мировоззрением, то есть сознательно озабоченными выражением подсознания. Эта школа процветала главным образом во Франции (хотя одним из ее главных представителей является американец Ман Рэй) и создала произведения, которые по меркам современной поэзии едва ли будут признаны недостаточными, такие как «Морской моллюск и священнослужитель». » Жермен Дюлак и «Тусалава» австралийского любителя Лена Лая. Между прочим, «Морской моллюск» — это фильм, который был запрещен британской цензурой на том основании, что он «настолько загадочен, что почти лишен смысла. Если и есть смысл, то он, несомненно, неприемлем». Постановление, заслуживающее почетного места в анналах официальной глупости. Но создание такого произведения, которое может быть оценено лишь небольшой аудиторией сверхинтеллектуалов и которое отличается от поэзии только использованием материала вместо метафорических образов, вряд ли может способствовать эстетическому обоснованию такого сложного приема, как кино. Это, несомненно, отказ от права научного происхождения фильмов и позорный компромисс со старыми иррациональными искусствами.
Не является и другой левой тенденцией западноевропейского кинематографа, представленной главным образом одаренным голландским режиссером Йорисом Ивенсом, которая состоит в том, чтобы использовать современную технику как материал для эстетической обработки, реальное признание тех неотъемлемых прав самого молодого из искусство. Ибо это не брак между научным и эстетическим аспектом фильмов, а всего лишь использование предмета научной инженерии в эстетических целях. Это открытие эстетических ценностей в машинной реальности, а не ценности машинной науки для построения научно обоснованного искусства. Для всей этой школы (а также для очень активной немецкой школы экспрессивной фотографии) характерно то, что, несмотря на то, что она говорит о красоте функциональной формы, ее тенденция состоит в том, чтобы затемнить структурную сущность и работу изображения. механизмы, которые он изображает, благодаря искусному использованию ракурсов и разрезов, которые придают машинам романтический и фантастический вид, тем самым отделяя их эстетическое значение от их реальной функции. Этот вид искусства является искусством эстетического интеллектуала, который очарован созданным машиной миром научной инженерии, но не имеет никакого отношения к реальной работе этого мира.
III
Только с возникновением советской школы кинорежиссеров выявилось неотъемлемое родство кинематографического искусства с наукой, и новое искусство вступило на путь, который лишь изредка и бессистемно был протоптан его старшие родственники. Это произошло с выходом в 1925 году знаменитого фильма Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».
До этого русская кинематография прошла через обычную примитивную коммерческо-театральную стадию, главным выжившим из которой сегодня является Иван Мосжукин, и через более сложную театральную фазу, соответствующую той, которая ассоциируется на Западе с Эмилем Яннингсом, а в России тесно связана с с МХТ Станиславского. Передовые технические эксперименты начались только в начале двадцатых годов, и отчасти они были вызваны изобретательностью бедности, вызванной нехваткой новой пленки. Принцип 9Монтаж 0066, , которому суждено было стать одной из опор новой школы, возник из приема соединения кусочков старых картинок для создания новых (прием, недавно возрожденный в Англии учеником «русских» — Джоном Грирсон). Практика монтажа способствовала утверждению режиссуры в качестве оригинального искусства, поскольку она в значительной степени тренировала творческие и комбинаторные способности режиссера. Изобретение монтажа шло рука об руку с введением нового научного подхода в сам процесс творчества. Показательно в этой связи, что оба ведущих режиссера поколения получили техническое и научное образование: Эйзенштейн — инженер, а Пудовкин — химик.
Принцип монтажа , , то есть творческой практики «нарезки» отдельных кадров и соединения их в порядке, направленном на максимальную эффективность, к настоящему времени стал известен кинорежиссерам во всем мире и будет уже произвели бы революцию в кинотехнике, если бы этой революции не противодействовало появление звукового кино. как искусство к научной технике, лежащей в их основе. Непосредственное воздействие звуковых фильмов, несомненно, было реакционным и отбросило искусство кинематографии, по крайней мере, в Америке, туда, где оно стояло до войны. Он еще раз потерял свою независимость и стал Эрзац театр, каким он был до дней Чарли Чаплина и Дугласа Фэрбенкса. Таким образом, большое техническое усовершенствование вместо того, чтобы стать основой для преобразования искусства движущихся изображений в прогрессивном направлении, привело к неудаче. и вернул кинематограф к точке, в которой он прошел много лет назад. Это, конечно, не означает, что звуковое кино останется там, где оно есть, но должно пройти длительное развитие, прежде чем коммерческое кино снова достигнет того уровня художественной эффективности, на котором оно стояло в 1919 году.28.
Революция Эйзенштейна, с другой стороны, не была связана с каким-либо прогрессом в самой технике кино. Это лишь признание присущих, но неразвитых возможностей, содержащихся в научной технике нового искусства. Это шаг вперед в понимании научных законов, а не в накоплении научных данных, скорее философский, чем технологический прогресс. Эйзенштейна можно сравнить с Галилеем, значение которого в истории науки заключается не столько в новых наблюдениях (какими бы важными они ни были), сколько в осознании фундаментальной важности точных измерений для построения физической науки. Важность новой советской школы не только для киноискусства, но и для современной культуры и философии в целом заключается в том, что она вносит новое отношение к самому творческому процессу, новый способ производства образных ценностей. Революция Эйзенштейна в известной степени воспроизводит революцию, которую претерпела живопись в кватроченто, когда математический расчет был введен в творческий процесс живописца, но гораздо более сложная техническая база кинематографии по сравнению с живописью и бесконечно большая научная база современной цивилизации, обещают сделать новую трансформацию более прочной и стабильной, чем это могло быть в кватроченто.
Искусство Эйзенштейна и следующих за ним режиссеров основано прежде всего на научных расчетах, на сложных методах взвешивания и измерения множества величин, связанных не только с фотографической техникой кинопроизводства, но и с психологическим действием. последовательности нарезок на зрителя. В мои намерения не входит давать отчет о фактической теории и практике этих методов, поскольку для этого потребовалось бы богатство научной культуры, равное собственному Эйзенштейну, на которое я не могу претендовать. К сожалению, он еще не изложил свои взгляды по этому вопросу в виде книги, и их следует искать по частям в его разрозненных статьях и в трудах его учеников, если только не посчастливится посетить его лекции, которых мало и далеко друг от друга и редко публичны. Те, кто имел возможность следить за ходом его лекций в Лондонском киносообществе в 1919 г.29 смогли осознать, насколько огромен фон научного мышления, лежащего в основе его художественной практики. Они двигались в атмосфере, где самые заумные философские концепции Гегеля или Маркса постоянно неожиданно плодотворно соприкасались с опытами Фрейда или рефлексологией Павлова. Чтобы дать представление о его литературной культуре, можно предположить, что среди полудюжины литераторов, которых он считает потенциально полезными для кинопродюсера, он включает Бена Джонсона и Джеймса Джойса. Объясняя своей аудитории размеры, числовые отношения, лежащие, например, в основе сложных ритмических монтажа эпизода великого крестного хода в собственном фильме «Генеральная линия» или в критике сцены священных танцев в пудовкинском «Наследнике Чингисхана» он заставлял осязательно ощущать интеллектуальный по своей сути характер творческого процесса. в результате чего был снят фильм.
Интеллектуальный и научный характер процесса не исключает, конечно, элемента вдохновения, той своеобразной и непостоянной способности ума к созидательной работе, которая, по словам Пушкина, так же необходима в геометрии, как и в поэзии. Этот научный и кропотливый метод производства также не исключает вмешательства случая: напротив, он особенно хорошо готовит ум к любому счастливому дару или внушению природы. План произведения не рождается готовым, как Паллада из головы Зевса, а растет вместе с работой. Чем больше режиссер продвигается в своей работе, тем больше возможностей открывает перед ним сам процесс работы. Самый известный эпизод «Броненосца Потемкина» — бойня на крыльце — натолкнулся на мысль Эйзенштейна только тогда, когда в разгар работы над этим фильмом он приехал в Одессу и, увидев монументальную лестницу набережной этого города, , во вспышке вдохновения увидел потенциальный эффект такой настройки.
IV
Не следует думать, что Эйзенштейн уже реализовал все возможности, заложенные в его методе. Несмотря на всю его новаторскую энергию, он еще не снял фильм, который был бы полным шедевром. Его работа и работа его школы идет вверх, от мельчайшей единицы, от этого кинематографического атома — кадра — и еще не освоил окончательного единства фильма. Отправной точкой было отношение фигуры к кадру внутри плана и плана к кадру. Высшим единством, которое до сих пор интегрировал новый процесс, является эпизод. Фильм Эйзенштейна — это последовательность эпизодов: каждый из них — шедевр, но они не соединяются в шедевр более высокого порядка. В этом положении вещей есть определенная аналогия с творчеством Леонардо да Винчи, который, также начав с мельчайших единиц живописи, рисунка и композиции, не смог построить из этих первоэлементов законченный шедевр. Вопреки Браунингу, благороднее и труднее нарабатывать свой миллион один за другим, и продвигаться к нему только после того, как будет выбита каждая промежуточная сотня, чем стремиться к миллиону на пустом месте. Не умаляя гениальности Эйзенштейна, можно отметить, что его фильмам не хватает единства, которым, несомненно, обладает хороший фильм Бастера Китона. Единство, к которому стремился Эйзенштейн, является единством более высокого порядка и, возможно, может быть достигнуто только усилиями более чем одного человека.
Другие советские режиссеры сняли фильмы, которые как цельные фильмы более удовлетворительны, чем фильмы Эйзенштейна, но они сделали это только за счет отступления от основных принципов новой школы. ) скрепляется сценарием сказочного или мифологического характера, который отличается от сценариев фильмов Бастера Китона только тем, что связан с великой политической идеей — отличие, конечно, важнейшее, но еще не является отходом от донаучной эстетики. Фильм, который станет единством, основанным на новом эстетическом мироощущении, еще впереди.
Тем не менее теория и практика Эйзенштейна уже составляют прочную основу для преобразования искусства в современное и научное направление. Исходя из этого, мы можем предвидеть тот день, когда разрыв между искусством и наукой уйдет в прошлое и искусство перестанет быть прибежищем отживших анимистических и субъективных установок.
Было бы естественно и правильно, если бы идеи и работа Эйзенштейна нашли плодотворную почву в Америке.