Почему болит душа? | Правмир
Что такое душа? И как человеку понять, все ли в порядке с его душой? Размышляет священник Стивен Фриман – клирик Православной Церкви в Америке, настоятель храма святой Анны в городе Оук Ридж, штат Теннесси, создатель православного блога Glory To God For All Things («Слава Богу за все»), автор многочисленных статей и книги Everywhere Present: Christianity in a One-Storey Universe («Вездесущий: Христианство в одноэтажной вселенной»).
Скажите-ка – доводилось ли вам в последнее время слышать, чтобы кто-то беспокоился: а все ли у него в порядке с душой? Зато, наверное, вам не придется напрягать память, чтобы вспомнить, как вы выслушивали жалобы друга на трудности психологического или эмоционального плана.
Священник Стивен Фриман
Разница есть, согласитесь. Мы стали «обездушенным», зацикленным на своих психологических проблемах обществом. Обычная раньше, традиционная забота о «душевном здоровье» у нас сейчас подменена всепоглощающим интересом к своему психологическому и эмоциональному благополучию.
Мы превратились в «хорошо отлаженное» – как некий механизм – общество.
А душа… она всегда была чем-то таинственным, не поддающимся анализу. По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».
Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).
Психологический термин «self», «самость» или, для простоты, «Я» — очень модный нынче концепт. Классические труды Фрейда были написаны в конце 19 – начале 20 веков. Его идеи были моментально подхвачены поп-культурой, «популярной психологией» после Первой мировой войны. В «ревущие двадцатые», в эпоху возвращения к мирной жизни после ужасов войны, люди повально увлекались учением Фрейда.
Его рассуждения о том, что нравственные и сексуальные запреты «опасны и вредны», стали особенно популярны. Это было десятилетие, ставшее свидетелем первых всполохов приближающейся сексуальной революции.Современные, с головы до ног исследованные психологами, зацикленные на своих психологических проблемах люди просто зачарованы собой. Мы анализируем, квалифицируем, классифицируем, со всех сторон рассматриваем мельчайшие составляющие нашего «Я».
«Работа над своим «Я», «психологическая самопомощь», «стань психологом самому себе» – такие типичные выражения из арсенала «кухонной психологии». Однако цель этого насквозь «психологизированного» подхода к человеку имеет мало отношения к тому, что называется «душевным здоровьем».
Современное христианство подхватило это мировосприятие и приспособило Писание к современным требованиям. Всевозможные варианты «Евангелия благосостояния» (идеология, главный посыл которой – Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо.
Сторонники этой идеологии утверждают, что люди, по Библии, должны быть богатыми и обеспеченными. Согласно этому учению, к материальному процветанию ведет подлинная вера, и оно является признаком Божьего благословения – прим. ред.) – все они основаны на «психологизированной» картине мира. Даже в популярных евангелических церквях считается, что «рожденная свыше» жизнь, жизнь воцерковленного человека должна быть счастливее прежней. Христос стал средством для достижения более успешного в социуме, более довольного собой, более благополучного психологически «Я».
«Психологизированное Я» включает в себя и то, как мы зациклены на «успешности». Но говорить о том, что, вот, мол, дела у меня стали получше – совершенно некстати на исповеди. «Все ли хорошо у меня с душой?» — вот гораздо более уместный вопрос. И душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами.
«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 16:18)
Святые вовсе не были «хорошо сбалансированными», «уравновешенными» людьми.
«Психологизированное Я» отлично сочетается с нашей потребительской культурой – уместнее было бы назвать его «потребительское Я». Когда мы покупаем что-то ради удовольствия, ради комфорта – мы покупаем это для нашего «Я», для того чтобы оно стало, как сейчас считается, «более здоровым». Никто не спорит, душевные страдания должны быть облегчены, но не ценой же наших душ. Современное понятие «Я» — это блеклое подмена понятия «душа».
А что же такое «душа»?
Душа – это то, чем мы живы. Она нематериальна, она как бы растворена в нас.
Святой Григорий Нисский предложил такое определение: «Душа есть сущность рожденная, сущность живая, умственная, сама собою сообщающая органическому и чувственному телу силу жизненную и способность воспринимать чувственное, доколе соприсутствует природа, способная к принятию того».
Многое из того, что мы описываем как «личность», «индивидуальность», чем мы так страстно интересуемся и о чем так усиленно заботимся – по большей части всего лишь работа тела. Тело можно лечить, изменять, оно может даже исчезнуть при определенных обстоятельствах. Наша память, желания, страсти, наш «стиль общения» — это не наша личность, не то, что нас определяет.
Скажем, мой мозг может быть подвержен синдрому дефицита внимания с гиперактивностью, но к моей душе это никакого отношения не имеет. Мозг – это инструмент, с помощью которого душа выражает себя (говоря словами современного афонского старца), но мозг и его деятельность – это не душа.
Фото Джаспера Джеймса
Мне представляется интересным поразмышлять над опытом тех, кто претерпел великие мучения за веру – и над их наблюдениями над природой души. Один их таких достойных внимания примеров – воспоминания отца Романа Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при коммунистическом режиме.
Он писал: «Никуда нельзя пойти, нельзя даже выглянуть в окно – в камере-одиночке окон нет. Но все равно нужно куда-то двигаться. И ты идешь вглубь себя, вглубь своего сердца и разума. Спрашиваешь себя – кто я? зачем Господь привел тебя в этот мир? Даже сомневаешься – есть ли Господь и какие у меня с Ним отношения?
Когда мы свободны, у нас нет времени задаваться такими вопросами, и вера наша поверхностна. Можно ведь очень много знать, и ум твой может быть подобен энциклопедии, но если ты самого себя не знаешь, в себе самом не разберешься – даже если ты все на свете знаешь – ты скользишь по поверхности, если не спрашиваешь себя: «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Зачем Господь создал меня?», «Если я верю в Бога, чего Он хочет от меня?».
Такие вопросы, особенно задаваемые человеком самому себе в ситуации, которая кажется безвыходной, в окружении врагов, могут свести с ума.
Или, как в случае с отцом Романом, дать истинное знание о душе и пролить свет подлинного знания о чуде дарованной нам жизни.На вопрос «Зачем я живу?» нельзя ответить, используя ресурсы только лишь своей личности. Велики ли возможности личности в камере-одиночке?
Эти вопросы направляют наше внимание напрямую к душе. Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.
И эта тишина – лучший звук для души. Шум же разума – болтовня, пустая болтовня.
Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия.
И это разочаровывает современный ум, — ведь нам надо все увидеть, взвесить, измерить и сравнить. Мы даже сомневаемся, что душа на самом деле есть, — мол, может, так просто принято называть что-то другое, например, некую функцию мозга? И все, чего мы хотим от души – это чувство самоощущения, самосознания. Нам подавай некое селфи души – неоспоримое и самое убедительное подтверждение существования чего-либо в современном мире.
Наша жизнь – это нечто большее, чем просто описание метаболических процессов в клетках наших тел. Душа, в которой заключается наша жизнь, воплощает, несет в себе смысл, цель нашего бытия. Душа была создана, чтобы познать Бога, и все ее внимание направлено именно на Него. Нам становится яснее, что такое nous, божественное сознание, когда мы искренне молимся, когда мы ощущаем присутствие Господа. Самосознание в nous – оно в раскаянии, покаянии, когда мы «возвращаемся к себе».
Искреннее раскаяние – это не когда ты чувствуешь себя плохо из-за того, что сделал что-то не так, некая грусть, которая может быть просто нашими эмоциями. На самом деле это осознание, глубокое осознание того, что без Бога, отдаленные от Него – мы ничто. В монашеской традиции это называется «память смертная». Это знание души о ее истинном состоянии. И именно в этом состоянии душа жаждет вернуться к Господу.
Вспомните слова из Великого покаянного канона Андрея Критского, которые поют в самом начале Великого Поста, обращающие наше внимание на это: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».
Душа – это наша жизнь, это в буквальном смысле якорь нашего бытия.
«Потребительское Я» плохо приспособлено для истинного бытия. Стоит такому «Я» столкнуться с невозможностью выбора, как присущий ему нарциссизм повергает «потребительское Я» в отчаяние. Люди в современном мире часто делают покупки, чтобы хоть немного «приглушить» депрессию.
Но наше истинное бытие – это душа. Только в душе неизбежные в нашем мире боль, страдания, недуги обретают смысл. «Потребительское Я» не выносит страданий и цепляется за всякую ложную надежду, обещающую избавление от страданий.
Но вот послушайте снова отца Романа: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму режимом, который Солженицын описывал как «страшнейшее варварство современного мира».
Господь Сам прямо говорил, что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание совершенной воле Господа.
Современный мир душу свою потерял. К счастью, мир в любой момент готов предоставить нам сколько угодно боли и страданий и тем самым дать нам шанс вновь обрести ее.
Проснись, восстани, душа моя.
ancientfaith. com
Перевод Анны Барабаш
Словарь «Правмира» — Душа
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
У меня голова болит, у меня душа болит — Bojalar
Доступна новая версия Last.fm. Чтобы продолжить беспрепятственное использование сайта, обновите его.
Стань одним из тех, кто может отслеживать эту песню
Отслеживай, ищи и открывай по-новому музыку в аккаунте Last.fm
Зарегистрироваться на Last.fm
Ты что-нибудь знаешь о видеоролике YouTube для этой композиции? Добавить видео
- Тексты песен
- Тексты песен
Ты что-нибудь знаешь про эту композицию? Написать вики-статью
Похожие теги
- uzbek
- pop
Ты что-нибудь знаешь о видеоролике YouTube для этой композиции? Добавить видео
Представлено на
У нас пока нет альбомов для этой композиции.
Показать все альбомы этого исполнителя
Представлено на
У нас пока нет альбомов для этой композиции.
Показать все альбомы этого исполнителя
Надоела реклама? Стань подписчиком
Внешние ссылки
Надоела реклама? Стань подписчиком
Об этом исполнителе
Изображения исполнителя
Показать полный профиль исполнителя
Похожие исполнители
- org/MusicGroup»>
Показать всех похожих исполнителей
Перспективные композиции
Показать все перспективные композиции
Избранное
API Calls
3 признака того, что у вас глубоко внутри болит душа | Кимберли Фосу | Mystic Minds
3 признака того, что у вас глубоко внутри болит душа | Кимберли Фосу | Мистические умы | СреднийКогда тело чувствует себя некомфортно, вы чешетесь.
Как поцарапать душу? Опубликовано в·
Чтение: 7 мин.·
2 ноября 2021 г. Глаза – зеркало души. (Фото: Pixabay)Душевная боль совсем не похожа на физическую боль. С физической болью вы точно знаете, что болит. Когда тебе больно глубоко в душе, ты знаешь только, что что-то болит…
Автор Кимберли Фосу
23 тыс. подписчиков
·РедакторМоя книга «100 миллиардов душ» поможет вам проснуться с правильной стороны. https://a.co/d/9wzTXP7
Еще от Кимберли Фосу и Mystic Minds
Кимберли Фосу
в
У худенькой девушки тоже есть чувства
Мы должны перестать подпитывать эту культурную идею что существует только один стандарт женской красоты
·Чтение через 4 минуты·2 9 мая0005Джесси Энтони
в
Мы любим себя больше, и это приносит больше вреда, чем пользы
Может ли любовь к себе вылечить одиночество?
·5 минут чтения·21 апреляРами Дханоа
в
Прежде чем вы сможете проснуться, вы должны полностью отказаться от 3 соблазнительных, удобных убеждений
Не пытайтесь учить материалистичных людей видеть через эти
·5 минут чтения·10 маяКимберли Фосу
в
3 способа раскрыть цель вашей жизни
Вы не просто играете в угадайку 2
Посмотреть все товары Kimberly Fosu
Рекомендуется from Medium
Kimberly Fosu
in
Практическое руководство по преодолению страха и беспокойства, связанных с духовностью
Советы и стратегии для обретения мира и принятия, когда все не так, как кажется
·9 мин чтения·11 маяКимберли Фосу
в
3 признака того, что у вас может быть духовный дар
·Чтение 4 мин· 23 январяСписки
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история · 66 сохранений
Некоторые из моих любимых личных эссе
16 историй · 35 сохранений
Руководство по выбору, планированию и достижению целей личные цели
13 этажей·77 сохранений
Продуктивность 101
20 этажей·82 сохранения
May Pang
in
Don’t Let People Live Rent Free in Your Mind — Вот как их выселить
Вы не стал бы выбирать жильцов на основании того, насколько они вас напрягают, так что не делайте того же с мыслями, которые вы допускаете в своем уме.
·Чтение через 9 мин·16 маяКимберли Фосу
в
От земли к любви: различные способы связи людей с Богом
Пути столь же разнообразны, как и сам человеческий опыт
·Чтение через 8 минут·14 маяSinem Günel
в
Вы должны проводить больше времени в одиночестве
Жестокая правда ты пытаешься игнорировать.
·4 минуты чтения·16 маяКимберли Фосу
в
Как выглядит духовный обход
Очень заманчивый путь, который никуда не ведет.
·5 минут чтения·19 апреляПосмотреть больше рекомендаций
Статус
Карьера
Текст в речь
Но что мне делать с этой глубокой болью в моей душе?
Загрузка плеера…
«И молюсь, чтобы вы, укорененные и утвердившиеся в любви, могли иметь силу вместе со всем святым Господним народом постичь, как широка и длинна, и высока и глубока любовь Христос. » Ефесянам 3:17б-18 (НИВ)
Я не люблю страдать. В любом случае. И если я не буду осторожен, это отвращение к боли может привести к тому, что я буду хвататься за что-то, чтобы заполнить глубокую боль в моей душе.
Может быть, вы можете рассказать.
Когда тебе одиноко и ты видишь, как твой бывший парень выкладывает фото с новой девушкой — смеется, держится за руки, выглядит самым счастливым, каким он когда-либо был, — твоя плоть захочет схватиться за что-нибудь. Трудно не утешить себя, отправив сообщение другому парню, чтобы привлечь немного внимания и почувствовать себя лучше.
Когда вы слушаете, как другие мамы рассказывают об успехах их детей в чтении, а ваш ребенок еще не может различать буквы, ваша плоть захочет схватиться за что-нибудь. Трудно не бросить заявление, чтобы превзойти хвастливых мам в области, в которой ваш ребенок преуспевает.
И все эти вещи, за которые мы так и пытаемся ухватиться? Они не наполнят нас так, как мы думаем. В конце концов, они только заставляют нас чувствовать себя более опустошенными. Но как сказать плоти «нет», когда мы отчаянно нуждаемся в помощи?
Я обнаружил, что чем больше мы наполняемся животворящей любовью Божией, тем меньше нами будет управлять жадность нашей плоти.
Одно из самых прекрасных описаний полноты Бога содержится в молитве Павла к ефесянам:
«По этой причине я преклоняю колени перед Отцом, от которого всякая семья на небе и на земле берет свое имя. Я молюсь, чтобы из своего славного богатства он мог укрепить вас силой своего Духа в вашем внутреннем существе, чтобы Христос мог вселиться в ваши сердца через веру. И я молю, чтобы вы, будучи укоренены и утверждены в любви, могли иметь силу вместе со всем святым народом Господним постичь, как широка, и длинна, и высока, и глубока любовь Христова, и познать эту превосходящую разумение любовь — дабы вам исполниться в меру всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:14-19, NIV).
Мне больше всего нравится в молитве Павла то, что он просит, чтобы у нас была сила постигнуть полноту любви Христовой… ибо тогда мы будем наполнены полнотой Божьей.
Если мы осознаем всю любовь Христа, мы не будем хвататься за другие вещи, которые нас наполняют. Или, если мы это сделаем, мы это почувствуем. Мы почувствуем укол в своем духе, когда наша плоть сделает бешеные взмахи счастья, и мы остановимся.
В этой паузе мы находим большой ежедневный выбор, который мы можем сделать. Готов ли я сказать своей плоти «нет», чтобы я мог сказать «да» всей полноте Бога в этой ситуации?
И дело не в том, что мы делаем храброе лицо и надеемся на лучшее, когда чувствуем себя бессильными. У нас есть сила через Христа, Который над всякой властью, включая притяжение плоти. Когда у нас есть Христос, мы полны — полностью любимы, приняты и наделены силой сказать «нет».
Это верно в те дни, когда мы чувствуем это, и это все еще верно, когда мы вообще не чувствуем любви Иисуса. Если мы живем, укорененные и утвержденные в Его любви, мы не просто познаем Его любовь в своем уме, но она становится реальностью, которая удерживает нас. Хотя дуют ветры боли, они не могут вырвать нас с корнем и разорвать на части. Его любовь держит нас. Его любовь поддерживает нас. Его любовь — это славная тяжесть, не позволяющая резким словам и обидным ситуациям стать разрушительной силой. Мы чувствуем ветер, но не разрушаемся им. это «полнота Бога».
В знании этого есть сила. Это не зависит от того, чего вы достигли. Или на другого человека, любящего вас или принимающего вас. И не потому, что вы всегда чувствуете себя сытым. Вы полны, потому что Христос принес вам полноту.
Да, я полностью любим, полностью принят и полностью уполномочен сказать нет своей плоти. Говорите эту истину в силе, которую Он дал вам. Верьте этой истине в силу, которую Он дал вам. Живите этой истиной в силе, которую Он дал вам.
Так мы говорим своей плоти нет. Вот как мы живем полностью подготовленными в полноте Бога.
Отец Боже, спасибо Тебе за Твою любовь ко мне, которая не знает конца. Помоги мне смотреть на Тебя и только на Тебя, чтобы наполнить меня.