2. Возникновение термина «психология» и его различные значения. Развитие предмета психологии и его современная трактовка.
Вопросы к экзамену.
Особенности научно-психологического познания. Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения.
Психология как наука, психика и ее хар-ки.
Психоло́гия(отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos— «учение») —наука,
изучающая закономерности возникновения,
развития и функционирования психики и
психической деятельности человека и
групп людей. Т.о., психология – наука о
душе (психике). Изучает псих. явления и
поведение; изучает филогенетическое
возникновение, онтогенетическое развитие
и функционирование психики и деятельности
(Леонтьев). Официальное оформление
научная психология получила немногим
более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в
этом году немецкий психологВ. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию
экспериментальной психологии.
Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.
Специфика психологического знания.
Во-первых, психология — наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи».Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Психология — это наука, не только познающая, но иконструирующая, созидающаячеловека.
Предметпсихологии менялся: душа, сознание, поведение, потом психика.
Психика– системное свойство
высокоорганизованной материи (мозга),
заключающееся в активном отражении
субъектом окружающей реальности.
Соотношение житейской и научной психологии
1.
Житейские психологические знания
конкретны (о различном поведении в
различных ситуациях). Научная психология
стремится к обобщениям. Терминология
различна 2. Житейские знания носят
интуитивный характер, а научные —
рациональны и вполне осознанны. 3. Способы
передачи знания — в житейских знаниях
– на своих ошибках, в научных — накопление
и передача. 4. Способ получения знаний
— в житейских – наблюдения и размышления,
в научных + эксперимент. 5. Индивид
ограничен только своими знаниями, а
наука имеет больший объем.
Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт;во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец,в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Психоло́гия(отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos— «учение») —наука,
изучающая закономерности возникновения,
развития и функционирования психики и
психической деятельности человека и
групп людей. Объединяет в себегуманитарныйиестественнонаучныйподходы.
Предмет психологиипонимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.
Душа (все исследователи до начала XVIII века)
Явления сознания (английская эмпирическаяассоцианистская психология —Д. Гартли,Герберт Спенсер)
Непосредственный опыт субъекта (структурализм—Вильгельм Вундт)Поведение (бихевиоризм—Джон Уотсон)
Бессознательное (психоанализ—Зигмунд Фрейд)
Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология—Макс Вертгеймер)
Личный опыт человека (гуманистическая психология—Маслоу, Франкл, Мэй)
Процессы переработки информации информационной системой «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология— Джордж Миллер, Герберт Саймон, Джон Свитс и другие)
Психика (психически управляемая деятельность— теория деятельности Леонтьева)
Как
менялся предмет исследований
психологической науки: 4 этапа.
На первом этапе психология существовала
как наука
о душе,
на втором — как наука
о сознании,
на третьем — как наука
о поведении,
а на четвертом — как наука
о психике.
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.
Демокрит:душа— это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Аристотель: трактат «О душе»
— первое специально психологическое
сочинение, отрицал взгляд на душу как
на вещество. В то же время он не считал
возможным рассматривать душу в отрыве
от материи (живых тел), как это делали
философы-идеалисты.
Платон и Сократ– душа начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное.Душа и телонаходятся в сложныхвзаимоотношенияхдруг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.
В последней четверти XIX в. оформилась научная психология. Рене Декарт–сознание— предмет психологии. Первое, что человек обнаруживает в себе, — этоего собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.
В. Вундт— простейшие элементы сознания. Наука заходит в тупик.
Дж. Уотсон — поведение человека и животных (система
реакций).S — R(стимул — реакция)
— единица поведения.
Леонтьев — деятельностный подход, психически управляемая деятельность.
Психология сейчас – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики и психических явлений. Психика– системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Отражение физическое, физиологическое и психическое.Особенности отражения: дает возможность правильно отражать окружающую действительность. Имеет активный характер, связано с поиском и отбором способов действий. В процессе деятельности отражение развивается. Отражение субъективно носит опережающий характер.
Сущность антропологического подхода в педагогике и психологии
Понятие психологической антропологии вошло в научный обиход значительно раньше, чем понятие педагогической антропологии.
Впервые термин психологической антропологии появился с появлением работы Гескела «антропологическая психология» в 1547г.
Психологическая антропология выполняет роль связывающего звена между философской и биомедицинской антропологиями, давая вместе с тем основное научное обоснование. Психологическая антропология ставит познавательной задачей выяснение иерархических уровней интегральной индивидуальности ( по Мерлину). При ином подходе (Слободчиков, Исаев) она раскрывает в человеке его проявления как индивида – субъекта – индивидуальности – универсума.
Термин психологическая антропология воспринимается многими исследователями неоднозначно и поэтому нуждается либо в определенных ограничениях, либо в известной трансформации. Поэтому психологическую антропологию можно рассматривать как оценивающую человеческую специфичность психики.
Итак, психологическая антропология понимается как наука о формах и факторах изменчивости психических свойств и психофизиологических проявлений человека.
Она включает в себя изучение влияний генетико-экологических факторов, Деятельности и духовности на психике психико-физиологические показатели в их развитии.
Термин педагогическая антропология возник на особом научном и нравственном фоне 19 в. Его впервые употребил Пирогов в «Вопросах жизни», уточнил и наполнил содержанием Ушинский в книге «Человек как предмет восприятия».
Слободчиков и Исаев охарактеризовали ее общий настрой и задачи:
- восприятие воспитания и образования как естественный состав частей человеческого бытия;
- признание целостной природы и сущности человека;
- привлечение к воспитательному процессу материалов и наработок ряда частных конкретных антропологических наук;
- включение в категориальный аппарат педагогическую антропологию новых понятий гуманитарного характера (смысл жизни, душевное совершенство).
Основную задачу педагогической антропологии можно свести, таким образом, к индивидуализации и оптимизации восприятия и обучения при учете возможностей и способностей каждого ребенка, которые можно выяснить методами психологической диагностики.
При этом нельзя забывать тенденцию постепенности в самораскрытии свойств индивида и личности, зависимость этих состояний от внешнего окружения, природных условий, материального достатка, приемов родительского восприятия, нормального климата в семье.
Таким образом, в психологической антропологии и педагогической антропологии объектом рассмотрения служит человек единый в самом себе, то есть, в виде соматопсихичекой целостности, состояние которой обсуждается в связи с ее природным или культурным окружением при выяснении механизмов взаимодействия в системе человек- среда и выделением в пограничных областях соответствующих иерархических уровней.
Вклад Вундта в психологию | Психология
В этой исследовательской заметке мы рассматриваем истоки психологии и обрисовываем вклад Вундта — обычно считается отец экспериментальной психологии.
Истоки психологии
Хотя термин «психология», означающий «изучение души», использовался с 16 века, его современное употребление возникло в 19 веке, когда философы, физиологи и врачи применили научный метод к изучению разума .
Ключевым шагом в этом было признание того, что сознательная ментальная жизнь связана с биологическими процессами в теле — следствие теории эволюции Дарвина.
Это означало, что те же самые методы, которые используются в естественных науках, могут быть использованы для изучения психических явлений.
К концу XIX века:
- Психология получила новое определение: «наука о душевной жизни, как о ее явлениях, так и об их условиях» (James, 1890)
- Самоанализ был разработан, чтобы подвергнуть разум научным исследованиям
- Первые лаборатории экспериментальной психологии начали появляться в университетах
Вундт
Вильгельма Вундта (1832-1920) принято считать отцом экспериментальной психологии.
После изучения медицины работал физиологом в Гейдельбергском университете, а затем в Лейпцигском университете. Находясь в Гейдельберге, он прочитал первый университетский курс научной психологии и написал первый учебник по психологии «Принципы физиологической психологии» (Вундт, 1873–1874).
В 1879 г.в Лейпцигском университете он создал первую лабораторию, посвященную экспериментальной психологии.
При этом он отделил психологию от философии и биологии и стал первым человеком, которого назвали психологом .
Подход Вундта стал известен как структурализм , потому что он использовал экспериментальные методы, чтобы найти основные строительные блоки (структуры) мысли и исследовать, как они взаимодействуют. Для этого он изучал ощущения и восприятие, разбивая наблюдения участников за объектами, изображениями и событиями на составные части так же, как анатом изучает тело, пытаясь найти его составные части и то, как они взаимодействуют.
Сначала он делал это, изучая время реакции — систематически изменяя стимулы, которые он предъявлял участникам, и измеряя, сколько времени им требовалось, чтобы отреагировать, делая вывод, что чем больше времени требуется для ответа, тем больше должны быть вовлечены психические процессы.
Позже он адаптировал и разработал процесс, названный самоанализом , чтобы сделать больше выводов о природе задействованных процессов.
Вклад Вундта в психологию
- Написал первый учебник психологии («Принципы физиологической психологии», 1873-4)
- Создал первую лабораторию экспериментальной психологии (1879 г.)
- Использовал научный метод для изучения структуры ощущений и восприятия
- Показал, что самоанализ можно использовать для изучения психических состояний в воспроизводимых лабораторных экспериментах.
Психическое Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Слова, в которых используется Psych-
- Примеры
- Британский
1
или психика
[ sahyk ]
/ saɪk /
Сохранить это слово!
См.
синонимы слова psych на Thesaurus.com
глагол (используется с дополнением), psyched, psych·ing.Informal.
, чтобы запугать или напугать психологически, или заставить нервничать (часто с последующим выходом из строя): чтобы вывести из себя конкурентов.
, чтобы психологически подготовиться к тому, чтобы быть в правильном настроении или выложиться на все сто (часто за этим следует подъем): настроиться на собеседование.
разобраться психологически; расшифровать (часто следует out): решить проблему.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение психики
1
1915–20 в более раннем смысле «подвергнуть психоанализу»; первоначально сокращение психоанализа; в более позднем употреблении (особенно в определ.
1, 2) возможно независимое использование психо-
Другие определения для psych (2 из 4)
psych 2
[ sahyk ]
/ saɪk /
существительное Неофициальный.
психология, особенно как курс или область исследования: Она прошла два семестра по психологии в колледже.
Происхождение психики
2
Впервые записано в 1890–1895 гг.; путем сокращения
Другие определения психики (3 из 4)
псих-
вариант психо- перед некоторыми гласными: психастения.
Другие определения психики (4 из 4)
псих.
аббревиатура
психологический.
психолог.
психология.
Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
СЛОВА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ PSYCH-
Что означает
psych- ? Психика — это комбинированная форма, используемая как префикс, означающий либо «психика», либо «психологический».
Психика означает «человеческая душа, дух или разум», а психологический — родственный, но отдельный термин, означающий «относящийся к психологии, науке о разуме или психических состояниях». Психология — часто используется в медицинских и технических терминах, особенно в психологии.
Psych – происходит от греческого psȳchḗ , что означает «дыхание, дух, душа, разум». Подробнее о значении этого слова в древнегреческой мифологии читайте в нашей статье 9.0172 психика . Слово психика лежит в основе термина психоделический , который относится к действию галлюциногенных препаратов.
Какие есть варианты psych -?
Псих – это вариант псих –, который теряет свой – o – в сочетании со словами или элементами слова, начинающимися с гласных. Хотите знать больше? Прочтите нашу статью «Слова, которые используют» о психопате -.
Примеры
psych- Одним из примеров термина, с которым вы можете быть знакомы в форме psych , является psychiatry , «практика или наука диагностики и лечения психических расстройств».
psych – часть слова означает «разум», а – iatry означает «лечение» или «медицинская практика», от греческого iātreía . Психиатрия буквально означает «исцеление разума» или «практика исцеления психики».
В каких словах используется комбинированная форма psych -?
- психалгия
- психатаксия
- психиатрический
- психиатр
- экстрасенс (используя эквивалентную форму псих — по-гречески)
- психоз (используя эквивалентную форму psych – по-гречески)
- психотик (используя эквивалентную форму psych — по-гречески)
Какие другие формы псих — можно спутать?
- псевдо-
- психро-
- ру-
- пиро-
Сломай его!
Комбинированная форма – algia означает «боль». Имея это в виду, что такое медицинское состояние психалгия ?
Слова, относящиеся к психике
отношение, этос, менталитет, психика, медицина, терапия, тревога, смущение, смущение, отвлечение, тревога, возбуждение, волнение, подстрекательство, воспламенение, возмущение, возбуждение, реклама, возбуждение, недоумение
Как использовать psych в предложении
В психиатрической больнице штата Миннесота ветеран стреляет себе в голову.

VA платит 200 миллионов долларов за почти 1000 неправомерных смертей ветеранов | Аарон Гланц | 3 апреля 2014 г. | DAILY BEASTПсихологическое шоу всегда остро осознавало свое место во вселенной поп-культуры.
Я смотрел «Псих» 8 лет, и все, что у меня было, — это тусклый финал|Канцлер Агард|27 марта 2014 г.|DAILY BEAST
После почти двухлетнего ожидания, Psych: The Musical наконец выйдет в эфир в это воскресенье в США.
13 лучших музыкальных моментов экстрасенса|Канцлер Агард|15 декабря 2013|DAILY BEAST
Почему они не могли найти психиатрическую кровать где-нибудь на юго-западе Вирджинии для Гаса Дидса?
Почему Гаса Дидса не госпитализировали|Майкл Томаски|20 ноября 2013|DAILY BEAST
Каждый заключенный, поступивший в Управление исправительных учреждений Аризоны, должен пройти обязательный психологический тест.
NRA ошибается: миф о незаконном обороте оружия|Мэттью Паркер|26 мая 2013|DAILY BEAST
Обычно бригады, которым приходилось часами ждать, прежде чем пройти через психолога, поднимали большой шум.


