Термин психология возник в: 2. Возникновение термина «психология» и его различные значения. Развитие предмета психологии и его современная трактовка.

2. Возникновение термина «психология» и его различные значения. Развитие предмета психологии и его современная трактовка.

Вопросы к экзамену.

  1. Особенности научно-психологического познания. Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения.

Психология как наука, психика и ее хар-ки.

Психоло́гия(отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos— «учение») —наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Т.о., психология – наука о душе (психике). Изучает псих. явления и поведение; изучает филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие и функционирование психики и деятельности (Леонтьев). Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психологВ. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Специфика психологического знания.

Во-первых, психология — наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи».Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Психология — это наука, не только познающая, но иконструирующая, созидающаячеловека.

Предметпсихологии менялся: душа, сознание, поведение, потом психика.

Психика– системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.

Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотримпсихические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Псих. явления — все то, что эмпирически наблюдаемо, внешние проявления (но м.б. осознанным и неосознанным). 4 сферы псих. явлений: побуждения, познание, переживания, самосознание. Существует целый ряддругих форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Соотношение житейской и научной психологии

1. Житейские психологические знания конкретны (о различном поведении в различных ситуациях). Научная психология стремится к обобщениям. Терминология различна 2. Житейские знания носят интуитивный характер, а научные — рациональны и вполне осознанны. 3. Способы передачи знания — в житейских знаниях – на своих ошибках, в научных — накопление и передача. 4. Способ получения знаний — в житейских – наблюдения и размышления, в научных + эксперимент. 5. Индивид ограничен только своими знаниями, а наука имеет больший объем.

Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт;во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец,в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Психоло́гия(отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos— «учение») —наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себегуманитарныйиестественнонаучныйподходы.

Включает в себяфундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности,прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данныефундаментальнойпсихологии, психические явления в естественных условиях, ипракти́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Предмет психологиипонимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)

  • Явления сознания (английская эмпирическаяассоцианистская психология —Д. Гартли,Герберт Спенсер)

  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм—Вильгельм Вундт)

  • Поведение (бихевиоризм—Джон Уотсон)

  • Бессознательное (психоанализ—Зигмунд Фрейд)

  • Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология—Макс Вертгеймер)

  • Личный опыт человека (гуманистическая психология—Маслоу, Франкл, Мэй)

  • Процессы переработки информации информационной системой «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология— Джордж Миллер, Герберт Саймон, Джон Свитс и другие)

  • Психика (психически управляемая деятельность— теория деятельности Леонтьева)

Как менялся предмет исследований психологической науки: 4 этапа. На первом этапе психология существовала как

наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике.

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Демокрит:душа— это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

Аристотель: трактат «О душе» — первое специально психологическое сочинение, отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты.

Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.

Платон и Сократ– душа начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное.Душа и телонаходятся в сложныхвзаимоотношенияхдруг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

В последней четверти XIX в. оформилась научная психология. Рене Декартсознание— предмет психологии. Первое, что человек обнаруживает в себе, — этоего собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.

В. Вундт— простейшие элементы сознания. Наука заходит в тупик.

Дж. Уотсон — поведение человека и животных (система реакций).S — R(стимул — реакция) — единица поведения.

Леонтьевдеятельностный подход, психически управляемая деятельность.

Психология сейчас – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики и психических явлений. Психика– системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Отражение физическое, физиологическое и психическое.Особенности отражения: дает возможность правильно отражать окружающую действительность. Имеет активный характер, связано с поиском и отбором способов действий. В процессе деятельности отражение развивается. Отражение субъективно носит опережающий характер.

Сущность антропологического подхода в педагогике и психологии

Понятие психологической антропологии вошло в научный обиход значительно раньше, чем понятие педагогической антропологии. Впервые термин психологической антропологии появился с появлением работы Гескела «антропологическая психология» в 1547г.
Психологическая антропология выполняет роль связывающего звена между философской и биомедицинской антропологиями, давая вместе с тем основное научное обоснование. Психологическая  антропология ставит познавательной задачей выяснение иерархических уровней интегральной индивидуальности ( по Мерлину). При ином подходе (Слободчиков, Исаев) она раскрывает в человеке его проявления как индивида – субъекта – индивидуальности – универсума.

Термин психологическая антропология воспринимается многими исследователями неоднозначно и поэтому нуждается либо в определенных ограничениях, либо в известной трансформации. Поэтому психологическую антропологию можно рассматривать как оценивающую человеческую специфичность психики.

Итак, психологическая антропология понимается как наука о формах и факторах изменчивости психических свойств и психофизиологических проявлений человека. Она включает  в себя изучение влияний генетико-экологических факторов, Деятельности и духовности на психике психико-физиологические показатели в их развитии.

Термин  педагогическая антропология возник на особом научном и нравственном фоне 19 в. Его впервые употребил Пирогов в «Вопросах жизни», уточнил и наполнил содержанием Ушинский в книге «Человек как предмет восприятия».

Слободчиков и Исаев охарактеризовали ее общий настрой и задачи:

  • восприятие воспитания и образования как естественный состав частей человеческого бытия;
  • признание целостной природы и сущности человека;
  • привлечение к воспитательному процессу материалов и наработок ряда частных конкретных антропологических наук;
  • включение в категориальный аппарат педагогическую антропологию новых понятий гуманитарного характера (смысл жизни, душевное совершенство).

Основную задачу педагогической антропологии можно свести, таким образом, к индивидуализации и оптимизации восприятия и обучения при учете возможностей и способностей каждого ребенка, которые можно выяснить методами психологической диагностики. При этом нельзя забывать тенденцию постепенности в самораскрытии свойств индивида и личности, зависимость этих состояний от внешнего окружения, природных условий, материального достатка, приемов родительского восприятия, нормального климата в семье.

Таким образом, в психологической антропологии и педагогической антропологии объектом рассмотрения служит человек единый в самом себе, то есть, в виде соматопсихичекой целостности, состояние которой обсуждается в связи с ее природным или  культурным окружением при выяснении механизмов взаимодействия в системе человек- среда и выделением в пограничных областях соответствующих иерархических уровней.

Вклад Вундта в психологию | Психология

В этой исследовательской заметке мы рассматриваем истоки психологии и обрисовываем вклад Вундта — обычно считается отец экспериментальной психологии.

Истоки психологии

Хотя термин «психология», означающий «изучение души», использовался с 16 века, его современное употребление возникло в 19 веке, когда философы, физиологи и врачи применили научный метод к изучению разума .

Ключевым шагом в этом было признание того, что сознательная ментальная жизнь связана с биологическими процессами в теле — следствие теории эволюции Дарвина.

Это означало, что те же самые методы, которые используются в естественных науках, могут быть использованы для изучения психических явлений.

К концу XIX века:

  • Психология получила новое определение: «наука о душевной жизни, как о ее явлениях, так и об их условиях» (James, 1890)
  • Самоанализ был разработан, чтобы подвергнуть разум научным исследованиям
  • Первые лаборатории экспериментальной психологии начали появляться в университетах

Вундт

Вильгельма Вундта (1832-1920) принято считать отцом экспериментальной психологии.

После изучения медицины работал физиологом в Гейдельбергском университете, а затем в Лейпцигском университете. Находясь в Гейдельберге, он прочитал первый университетский курс научной психологии и написал первый учебник по психологии «Принципы физиологической психологии» (Вундт, 1873–1874). В 1879 г.в Лейпцигском университете он создал первую лабораторию, посвященную экспериментальной психологии.

При этом он отделил психологию от философии и биологии и стал первым человеком, которого назвали психологом .

Подход Вундта стал известен как структурализм , потому что он использовал экспериментальные методы, чтобы найти основные строительные блоки (структуры) мысли и исследовать, как они взаимодействуют. Для этого он изучал ощущения и восприятие, разбивая наблюдения участников за объектами, изображениями и событиями на составные части так же, как анатом изучает тело, пытаясь найти его составные части и то, как они взаимодействуют.

Сначала он делал это, изучая время реакции — систематически изменяя стимулы, которые он предъявлял участникам, и измеряя, сколько времени им требовалось, чтобы отреагировать, делая вывод, что чем больше времени требуется для ответа, тем больше должны быть вовлечены психические процессы.

Позже он адаптировал и разработал процесс, названный самоанализом , чтобы сделать больше выводов о природе задействованных процессов.

Вклад Вундта в психологию

  • Написал первый учебник психологии («Принципы физиологической психологии», 1873-4)
  • Создал первую лабораторию экспериментальной психологии (1879 г.)
  • Использовал научный метод для изучения структуры ощущений и восприятия
  • Показал, что самоанализ можно использовать для изучения психических состояний в воспроизводимых лабораторных экспериментах.

Психическое Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Слова, в которых используется Psych-
  • Примеры
  • Британский

1

или психика

[ sahyk ]

/ saɪk /

Сохранить это слово!

См. синонимы слова psych на Thesaurus.com


глагол (используется с дополнением), psyched, psych·ing.Informal.

, чтобы запугать или напугать психологически, или заставить нервничать (часто с последующим выходом из строя): чтобы вывести из себя конкурентов.

, чтобы психологически подготовиться к тому, чтобы быть в правильном настроении или выложиться на все сто (часто за этим следует подъем): настроиться на собеседование.

разобраться психологически; расшифровать (часто следует out): решить проблему.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение психики

1

1915–20 в более раннем смысле «подвергнуть психоанализу»; первоначально сокращение психоанализа; в более позднем употреблении (особенно в определ. 1, 2) возможно независимое использование психо-

Другие определения для psych (2 из 4)

psych 2

[ sahyk ]

/ saɪk /


существительное Неофициальный.

психология, особенно как курс или область исследования: Она прошла два семестра по психологии в колледже.

Происхождение психики

2

Впервые записано в 1890–1895 гг.; путем сокращения

Другие определения психики (3 из 4)

псих-


вариант психо- перед некоторыми гласными: психастения.

Другие определения психики (4 из 4)

псих.


аббревиатура

психологический.

психолог.

психология.

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

СЛОВА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ PSYCH-

Что означает

psych- ?

Психика — это комбинированная форма, используемая как префикс, означающий либо «психика», либо «психологический». Психика означает «человеческая душа, дух или разум», а психологический — родственный, но отдельный термин, означающий «относящийся к психологии, науке о разуме или психических состояниях». Психология — часто используется в медицинских и технических терминах, особенно в психологии.

Psych – происходит от греческого psȳchḗ , что означает «дыхание, дух, душа, разум». Подробнее о значении этого слова в древнегреческой мифологии читайте в нашей статье 9.0172 психика . Слово психика лежит в основе термина психоделический , который относится к действию галлюциногенных препаратов.

Какие есть варианты psych -?

Псих – это вариант псих –, который теряет свой – o – в сочетании со словами или элементами слова, начинающимися с гласных. Хотите знать больше? Прочтите нашу статью «Слова, которые используют» о психопате -.

Примеры

psych-

Одним из примеров термина, с которым вы можете быть знакомы в форме psych , является psychiatry , «практика или наука диагностики и лечения психических расстройств».

psych – часть слова означает «разум», а – iatry означает «лечение» или «медицинская практика», от греческого

iātreía . Психиатрия буквально означает «исцеление разума» или «практика исцеления психики».

В каких словах используется комбинированная форма psych -?

  • психалгия
  • психатаксия
  • психиатрический
  • психиатр
  • экстрасенс (используя эквивалентную форму псих — по-гречески)
  • психоз (используя эквивалентную форму psych – по-гречески)
  • психотик (используя эквивалентную форму psych — по-гречески)

Какие другие формы псих — можно спутать?

  • псевдо-
  • психро-
  • ру-
  • пиро-

Сломай его!

Комбинированная форма – algia означает «боль». Имея это в виду, что такое медицинское состояние психалгия ?

Слова, относящиеся к психике

отношение, этос, менталитет, психика, медицина, терапия, тревога, смущение, смущение, отвлечение, тревога, возбуждение, волнение, подстрекательство, воспламенение, возмущение, возбуждение, реклама, возбуждение, недоумение

Как использовать psych в предложении

  • В психиатрической больнице штата Миннесота ветеран стреляет себе в голову.

    VA платит 200 миллионов долларов за почти 1000 неправомерных смертей ветеранов | Аарон Гланц | 3 апреля 2014 г. | DAILY BEAST

  • Психологическое шоу всегда остро осознавало свое место во вселенной поп-культуры.

    Я смотрел «Псих» 8 лет, и все, что у меня было, — это тусклый финал|Канцлер Агард|27 марта 2014 г.|DAILY BEAST

  • После почти двухлетнего ожидания, Psych: The Musical наконец выйдет в эфир в это воскресенье в США.

    13 лучших музыкальных моментов экстрасенса|Канцлер Агард|15 декабря 2013|DAILY BEAST

  • Почему они не могли найти психиатрическую кровать где-нибудь на юго-западе Вирджинии для Гаса Дидса?

    Почему Гаса Дидса не госпитализировали|Майкл Томаски|20 ноября 2013|DAILY BEAST

  • Каждый заключенный, поступивший в Управление исправительных учреждений Аризоны, должен пройти обязательный психологический тест.

    NRA ошибается: миф о незаконном обороте оружия|Мэттью Паркер|26 мая 2013|DAILY BEAST

  • Обычно бригады, которым приходилось часами ждать, прежде чем пройти через психолога, поднимали большой шум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *