Теории мотивации в психологии кратко: Психологические теории мотивации

Различные теории мотивации, понятие мотивации

Перед тем как приступить к рассмотрению теорий, определим значение слова мотивация.

Мотивация – один из процессов психологии, подталкивающий человека к совершению действий. Мотивация является главным фактором в создании поведения и направлена на удовлетворение собственных потребностей.Проще говоря, мотивация это двигатель к действию.

Теории мотивации начали изучать с древних времен.

На сегодняшний день их насчитано несколько десятков.

Существуют мотивации разных видов:
  • внешняя;
  • внутренняя;
  • положительная и отрицательная;
  •  а также устойчивая и неустойчивая.

Внешняя мотивация определяется внешними факторами. К примеру, знакомые поехали за границу, и человек начинает копить средства на поездку.

Внутренняя мотивация зарождается независимо от внешних факторов. Например, человек давно хотел поехать за границу, исходя из своих личных соображений.

Положительная основывается на позитивных стимулах. Например, «получу хорошую отметку в школе, родители подарят велосипед».

Отрицательная, напротив, основана на стимулах негативных. Например, «если буду плохо учиться, родители ничего не подарят».

Устойчивая мотивация обусловлена нуждами человека. К примеру, утолить жажду и чувство голода.

Неустойчивая нуждается в постоянной поддержке извне.

Мотивационные основы часто используются в организациях с целью стимулирования персонала к работе.

Итак, рассмотрим наиболее популярные.

Одними из первых стали теория автомата и теория принятия решений.

Теория автомата объясняет поведение животных, а теория принятия решений — поведение людей. При более подробном изучении этих теорий, психологи пришли к выводу, что животные и люди довольно схожи в эмоциональном плане, формах поведения, инстинктах и потребностях.

Успехом пользуется теория мотивации Маслоу.

На основании того, что все люди нуждаются в определенных вещах, психолог из Америки Абрахам Маслоу выявил шесть уровней потребностей человека. Причем каждый уровень, который следует ниже предыдущего, зарождает мотивацию на более высоком уровне. Рассмотрим их, начиная с самого низшего.

  • Первый уровень – Физиологический. Это первичные потребности человека, такие как еда, доход, комфорт;
  • Второй уровень – уровень безопасности. Потребность защищать себя от недоброжелателей, вреда и прочих лишений;
  • Третий уровень — Любовь и чувство принадлежности. Выражается в желании быть кому-то нужным: создать семью, завести друзей, коллег по работе;
  • Четвертый уровень — Достаток, почёт. Отнесем сюда признание общества, статус, похвалу;
  • Пятый уровень — Уровень знаний. Проявляется любопытство и интерес к новому;
  • Шестой уровень – Самореализация. Это потребность в раскрытии своего творческого потенциала.

Иерархия уровней Маслоу показывает, что пока человек не добьется чувства удовлетворения первых уровней, не возникнет мотивации переходить на следующие. Причем в физиологическом уровне и уровне безопасности, мы нуждаемся сильнее остальных, так как от них напрямую зависит процесс жизнедеятельности.

Теория К. Альдерфера схожа с теорией А. Маслоу. Альдерфер также разбивает потребности по группам, расставляя их в иерархическом порядке, но делит всего на три уровня: существования, связи и роста.

Уровень существования подразумевает потребность в выживании, уровень связи – в обособленности, а роста – в готовности к обучению и познанию нового. Вспомним как Маслоу в своей теории предусмотрел движение в иерархии потребностей снизу вверх; здесь же движение может двигаться в обе стороны: если не удовлетворена потребность низшего уровня, то вверх, а если не удовлетворена потребность высшего уровня, то вниз. Тем не менее, теория Альдерфера включает в себя и движение в оба направления, что дает шансы выявить в поведении человека новые возможности мотивации.

Однако в 1959 году входе своих исследований Фредерик Герцберг опроверг тот факт, что удовлетворение потребностей усиливает мотивацию к действиям. Он утверждал обратное — в зависимости от мотивирования человека, его настрой и эмоциональное состояние колеблется в сторону удовлетворенности либо недовольства своими действиями. Теория Герцберга выделяет две группы, которые влияют на удовлетворенность человека своей работой — гигиенические и мотивирующие факторы.

Гигиенические (по другому их называют факторы «здоровья») включают в себя безопасность, статус, правила, отношение коллектива, режим работы, распорядок рабочего дня и т.п. Такие условия способны снизить чувство недовольства работой.

Мотивирующие или удовлетворяющие факторы. Ими могут быть ответственность, достижения, признание, карьерный рост. Ведь именно эти причины побуждают работников выкладываться по полной.

Но многие ученые не поддержали вышеизложенную теорию, находя ее недостаточно обоснованной.

Теория Герцберга не учла ряд моментов, которые могут меняться в зависимости от той или иной ситуации.

Приняв во внимание все аспекты, были созданы процессуальные теории мотивации, где помимо потребностей учитывается: какие усилия человек прилагает для достижения цели, восприятие ситуации и предпринятые действия.

В современной управленческой деятельности наиболее популярны четыре процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория равенства и справедливости, теория постановки целей, теория стимулирования
Теория ожидания (К. Левина, Э.Лоулера. В.Врума и др.)

Включает в себя ряд ожидаемых обстоятельств: ожидание того, что итоговый результат стоит затраченных усилий, ожидание вознаграждения за достигнутую цель, а также ожидание именно того размера вознаграждения, на который человек рассчитывал с самого начала, т.е. который бы соответствовал ожидаемому.

Теория равенства и справедливости Стейси Адамса.

Говорит о том, что в рабочем процессе человек сравнивает свой труд и полученную за него плату с теми же факторами других работников. Проведя сравнительную характеристику, человек формирует уровень своей дальнейшей самоотдачи. В случае вознаграждения, не соответствующего ожиданиям, он будет вкладывать меньше усилий в рабочий процесс; если же вознаграждение достойное, значит, труд оправдан, и вероятность того, что он готов работать с удвоенной силой, возрастает.

Теория постановки целей.

Человеческое поведение напрямую зависит от целей, к которым он стремится. Отметим, что качество работы зависит также от уровня ее сложности, специфики и приемлемости.

Теория моральной и материальной мотивации.

Моральная обращена к признанию обществом. Например, получив за хорошую работу грамоту, человек с удвоенной силой приступит к работе, рассчитывая заполучить статус лучшего работника. Это и будет являться моральным стимулированием.

Материальная, пожалуй, самая важная часть в мотивации, которая направлена на материальное поощрение сотрудника.

Итак, выше были представлены самые главенствующие из теорий, но проведем краткий обзор еще трех деятелей, которые играют немаловажную роль в данной области.

А.Н. Леонтьев выделил две главные величины для мотивации — побуждение и смыслообразование.

Г. Мюррей решил, что в корне всего лежит два понятия — потребность со стороны личности и давление внешнего.

Д. Макклелланда поставил в основу своей теории три группы потребностей:

во власти, в успехе и причастности. Сопоставив компоненты нужды в уважении и самовыражении, психолог ввел новую производную — потребность во власти.

На основе вышеизложенного придем к заключению, что мотивация человека достаточно сложная система, у истоков которой как психофизиологические, так и остросоциальные элементы. Все это стоит учитывать при проведении анализа того или иного индивида.

3. Психологические теории мотивации.

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков.

Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действии, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Схематично история исследования проблемы мотивации представлена на рис. 1. Изображенная на нем схема была предложена американским ученым Д. Аткинсоном и частично модифицирована Р. С. Немовым.

Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистнческой основе поведение животного. Первая была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий (одной — для человека, другой — для животных) продолжалось вплоть до конца XIX в.

Рис. 1. История исследования проблемы мотивации

Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности. Более того, Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие «потребность» чаще всего для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека. Следует отметить, что использование понятия «потребность» в отношении человека привело к расширению этого понятия. Стали выделять не только биологические, но и некоторые социальные потребности. Однако главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.

Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3.Фрейда и У.Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX в. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Разработанные теории инстинктов все же не смогли ответить на многие вопросы и не позволили решить ряд весьма существенных проблем. Например, как доказать существование у человека этих инстинктов и в какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий? А также как в этих формах поведения разделить собственно инстинктивное и приобретаемое в результате научения?

Споры вокруг теории инстинктов не смогли дать научно обоснованного ответа ни на один из поставленных вопросов. В итоге все дискуссии закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало употребляться все реже. Появились новые понятия для описания поведения человека, такие как потребность, рефлекс, влечение и другие.

В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могу! приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Следует отметить, что использование понятий «инстинкт» и «потребность» в данной концепции имело один существенный недостаток: их использование устраняло необходимость учета в объяснении поведения человека когнитивных психологических характеристик, связанных с сознанием и с субъективными состояниями организма. Поэтому данные понятия впоследствии были заменены понятием влечения, или драйва. Причем под влечением понималось стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленному в виде некоторой цели, ожидания или намерения на фоне соответствующего эмоционального переживания.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значительной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями этого направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул—реакция».

Другая теория — теория высшей нервной деятельности — была разработан; И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, среди которых были следующие: Н. А. Бернштейн — автор теории психофизиологической регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамика поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Одной из теорий, возникших на рубеже Х1Х-ХХ вв. и продолжающих разрабатываться сейчас, является теория органических потребностей животных. Она возникла и развивалась под влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии —Г.Мюррея, А. Маслоу, Г.Олпорта, К.Роджерса и др. Рассмотрим некоторые из них.

Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюррея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры. неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впоследствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, предложенную Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (рис. 2): физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. В определенной мере они близки друг к другу и имеют ряд общих положений.

Во-первых, в большинстве данных теорий отрицалась принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека.

Во-вторых, подчеркивалось, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.

В-третьих, в большинстве данных теорий утверждалось, что человек не реактивен, а изначально активен. Поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека неприемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психологии.

В-четвертых, данные теории признавали наряду с ролью бессознательного существенную роль сознания человека в формировании его поведения. Более того, по мнению большинства авторов, сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения.

В-пятых, для большинства теорий данной группы было свойственно стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации, например «социальные потребности, мотивы» (Д.Мак-клелланд, Д.Аткинсон, Г.Хекхаузен), «жизненные цели» (К.Роджерс, Р.Мей), «когнитивные факторы» (Ю.Роттер, Г.Келли и др.).

В-шестых, авторы теорий этой группы были едины во мнении о том, что для исследования мотивации человека неприемлемы методы исследования причин поведения у животных. Поэтому они предприняли попытку найти специальные методы изучения мотивации, подходящие только для человека.

Рис. 2. Структура потребностей по А. Маслоу

В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека.

теорий о мотивации | Введение в психологию

Цели обучения

  • Описать основные теории мотивации, включая такие концепции, как инстинкты, снижение влечения и самоэффективность
Уильям Джеймс (1842–1910) внес важный вклад в ранние исследования мотивации, и его часто называют отцом психологии в Соединенных Штатах. Джеймс предположил, что поведение определяется рядом инстинктов, помогающих выживанию (рис. 1). С биологической точки зрения 9Инстинкт 0008 — видоспецифичная модель поведения, которой не учат. Однако между Джеймсом и его современниками возникли серьезные разногласия по поводу точного определения инстинкта. Джеймс предложил несколько десятков особых человеческих инстинктов, но у многих его современников были свои списки, которые отличались. Защита матерью своего ребенка, стремление лизать сахар и охота на добычу были среди человеческих поведений, которые в эпоху Джеймса считались истинными инстинктами. Эта точка зрения, согласно которой человеческим поведением управляют инстинкты, подверглась значительной критике из-за неоспоримой роли обучения в формировании всех видов человеческого поведения. Фактически уже в 19 г.В 2000-х годах было экспериментально продемонстрировано, что некоторые инстинктивные формы поведения являются результатом ассоциативного обучения (вспомните, когда вы узнали об условном рефлексе реакции страха Уотсона в «Маленьком Альберте») (Faris, 1921).

Рисунок 1 . а) Уильям Джеймс предложил инстинктивную теорию мотивации, утверждая, что поведение управляется инстинктами. (b) У людей инстинкты могут включать в себя такие действия, как стремление младенца ухватиться за сосок и сосание. (кредит b: модификация работы «Mothering Touch»/Flickr)

Другая ранняя теория мотивации предполагала, что поддержание гомеостаза особенно важно для управления поведением. Вы можете вспомнить из ранее прочитанного, что гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе. В системе организма центр управления (который часто является частью мозга) получает информацию от рецепторов (которые часто представляют собой комплексы нейронов). Центр управления направляет эффекторы (которые могут быть другими нейронами) на исправление любого дисбаланса, обнаруженного центром управления.

Согласно теории мотивации отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности. Эти потребности приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и, в конечном счете, возвращают систему к гомеостазу. Например, если вы давно не ели, уровень сахара в крови упадет ниже нормы. Этот низкий уровень сахара в крови вызовет физиологическую потребность и соответствующее состояние влечения (например, чувство голода), которое заставит вас искать и потреблять пищу (рис. 2). Прием пищи устранит чувство голода, и, в конечном счете, уровень сахара в крови вернется к норме. Интересно, что теория влечений также подчеркивает роль привычек в типе поведенческой реакции, которой мы занимаемся. А привычка — это модель поведения, которой мы регулярно занимаемся. Как только мы добились поведения, которое успешно ослабляет влечение, мы с большей вероятностью повторим это поведение всякий раз, когда столкнемся с этим влечением в будущем (Graham & Weiner, 1996).

Рисунок 2 . Голод и последующее переедание являются результатом сложных физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз. (кредит «слева»: модификация работы «Грейси и Вив»/Flickr; кредит «в центре»: модификация работы Стивена Деполо; кредит «справа»: модификация работы Моники Ренаты)

Расширения теории влечений учитывают уровни возбуждения в качестве потенциальных мотиваторов. Точно так же, как теория влечения стремится вернуть тело к гомеостазу, теория возбуждения стремится найти оптимальный уровень возбуждения. Если мы недостаточно возбуждены, нам становится скучно, и мы ищем какую-то стимуляцию. С другой стороны, если мы чрезмерно возбуждены, мы будем вести себя так, чтобы снизить возбуждение (Berlyne, 1960). Большинство студентов испытывали эту потребность поддерживать оптимальный уровень возбуждения в течение своей академической карьеры. Подумайте о том, какой стресс испытывают студенты ближе к концу весеннего семестра. Они чувствуют себя перегруженными кажущимися бесконечными экзаменами, бумагами и важными заданиями, которые необходимо выполнить вовремя. Они, вероятно, жаждут отдыха и релаксации, которые ждут их во время продолжительных летних каникул. Однако, как только они заканчивают семестр, не проходит много времени, прежде чем они начинают скучать. Как правило, к началу следующего семестра осенью многие студенты вполне счастливы вернуться в школу. Это пример того, как работает теория возбуждения.

Рисунок 2 . Здесь представлена ​​концепция оптимального возбуждения по отношению к выполнению задачи. Производительность максимальна при оптимальном уровне возбуждения и снижается при недостаточном и чрезмерном возбуждении.

Так какой же оптимальный уровень возбуждения? Какой уровень обеспечивает лучшую производительность? Исследования показывают, что лучше умеренное возбуждение; когда возбуждение очень сильное или очень низкое, производительность, как правило, страдает (Yerkes & Dodson, 1908). Подумайте о своем уровне возбуждения перед сдачей экзамена по этому классу. Если ваш уровень очень низкий, например, скука и апатия, ваша производительность, скорее всего, пострадает. Точно так же очень высокий уровень, например крайняя тревожность, может парализовать и мешать работе. Рассмотрим пример команды по софтболу, сталкивающейся с турниром. Им нравится выигрывать свою первую игру с большим отрывом, поэтому они вступают в игру с более низким уровнем возбуждения и проигрывают менее опытной команде.

Но оптимальный уровень возбуждения сложнее простого ответа, что средний уровень всегда лучше. Исследователи Роберт Йеркс (произносится как «Йерк-ЭЭС») и Джон Додсон обнаружили, что оптимальный уровень возбуждения зависит от сложности и сложности выполняемой задачи (рис. 4). Эта взаимосвязь известна как закон Йеркса-Додсона , согласно которому простая задача выполняется лучше всего при относительно высоком уровне возбуждения, а сложная задача лучше всего выполняется при более низком уровне возбуждения.

Рисунок 4 . Выполнение задачи лучше всего, когда уровни возбуждения находятся в среднем диапазоне, при этом сложные задачи лучше всего выполнять при более низких уровнях возбуждения, а простые задачи лучше всего выполнять при более высоких уровнях возбуждения.

Попробуйте

Самоэффективность и социальные мотивы

Самоэффективность — это вера человека в свою способность выполнить задачу, которая может включать в себя ранее успешное выполнение конкретной задачи или аналогичной задачи. Альберт Бандура (1994) предположил, что чувство собственной эффективности человека играет ключевую роль в мотивации поведения. Бандура утверждает, что мотивация проистекает из наших ожиданий в отношении последствий нашего поведения, и, в конечном счете, именно оценка нашей способности участвовать в данном поведении будет определять то, что мы делаем, и будущие цели, которые мы ставим перед собой. Например, если вы искренне верите в свою способность достичь высочайшего уровня, вы с большей вероятностью возьметесь за сложные задачи и не позволите неудачам помешать вам довести задачу до конца.

90–10 Ряд теоретиков сосредоточили свои исследования на понимании социальных мотивов (McAdams & Constantian, 1983; McClelland & Liberman, 1949; Murray et al., 1938). Среди мотивов, которые они описывают, потребности в достижениях, принадлежности и близости. Именно потребность в достижениях движет достижением и производительностью. Потребность в принадлежности побуждает к позитивному взаимодействию с другими, а потребность в близости заставляет нас искать глубокие, значимые отношения. Генри Мюррей и др. (1938) разделил эти потребности на домены. Например, потребность в достижениях и признании относится к области амбиций. Доминирование и агрессия были признаны потребностями в сфере человеческой власти, а игра была признанной потребностью в сфере межличностной привязанности.

Ссылка на обучение

Посмотрите это видео из выступления Дэна Пинка на тему «Удивительная правда о том, что нами движет». Подумайте о том, что мотивирует вас , и как вы ожидаете, что вы можете отреагировать на типы стимулов, объясненные в выступлении.

Вы можете просмотреть стенограмму «RSA ANIMATE: Drive: Удивительная правда о том, что нас мотивирует» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Глоссарий

теория влечений: отклонений от гомеостаза создают физиологические потребности, которые приводят к психологическим состояниям влечений, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и в конечном итоге возвращают систему к гомеостазу

инстинкт:  специфический для вида образец поведения, который не усвоен

мотивация:  хочет или нуждается в таком поведении, направленном на достижение какой-либо цели

Закон Йеркса-Додсона: простые задачи лучше всего выполняются при относительно высоком уровне возбуждения, тогда как сложные задачи лучше всего выполняются при более низком уровне возбуждения

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Теории мотивации [5 известных теорий мотивации]

Мотивация – это состояние ума, наполненное энергией и энтузиазмом, которое побуждает человека работать определенным образом для достижения желаемых целей. Мотивация — это сила, которая побуждает людей работать с высокой степенью приверженности и концентрации, даже если дела идут против них. Мотивация выражается в определенном типе поведения человека. Короче говоря, мотивация является движущей силой человеческих действий.

Есть множество различных сил, которые направляют и направляют наши мотивы. Важно убедиться, что каждый член команды в организации мотивирован и соответствует лучшим результатам курса по управлению проектами. Различные психологи изучали человеческое поведение и формализовали свои выводы в виде различных мотивационных теорий. Эти мотивационные теории дают представление о том, как люди ведут себя и что ими движет.

Теория мотивации — это способ изучения мотивации человека и того, как она влияет на его поведение по личным или профессиональным причинам. Это важно для всех аспектов жизни общества, но особенно актуально для бизнеса и управления. Мотивация является ключом к более прибыльным сотрудникам, поскольку мотивированный сотрудник более продуктивен.

Каковы 5 теорий мотивации?

Мотивация — это огромная область исследований. Психологи предложили множество различных теорий мотивации. К числу наиболее известных теорий мотивации относятся следующие:

1. Теория иерархических потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу постулировал, что человек будет мотивирован, когда все его потребности будут удовлетворены. Люди работают не ради безопасности или денег, они работают, чтобы внести свой вклад и использовать свои навыки. Он продемонстрировал это, создав пирамиду, чтобы показать, как люди мотивированы, и упомянул, что НЕЛЬЗЯ ВОЗНЕСТЬСЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ, ЕСЛИ ПОТРЕБНОСТИ НИЖНЕГО УРОВНЯ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ. Потребности самого низкого уровня в пирамиде являются базовыми потребностями, и пока эти потребности более низкого уровня не будут удовлетворены, люди не будут пытаться работать над удовлетворением потребностей более высокого уровня.

Ниже представлена ​​иерархия потребностей:  

  • Физиологические потребности: — это основные потребности для выживания, такие как воздух, сон, пища, вода, одежда, секс и кров.
  • Потребности в безопасности: Защита от угроз, лишений и других опасностей (например, здоровье, надежная работа и собственность)
  • Социальные потребности (принадлежность и любовь): Потребность в общении, принадлежности, дружбе и т. д. на.
  • Потребность в самоуважении: Потребность в уважении и признании.
  • Потребности в самореализации: Возможность личного развития, обучения и веселой/творческой/сложной работы. Самоактуализация — это высшая потребность, к которой может стремиться человек.

Лидер должен будет понять, на каком уровне находятся члены команды в настоящее время, и стремиться помочь им удовлетворить эти конкретные потребности и, соответственно, работать над их удовлетворением. Это поможет членам команды работать лучше и продвигаться вперед в проекте. Сертификация PMP поможет вам лучше понять эту концепцию. Кроме того, когда их потребности будут удовлетворены, члены команды начнут работать до тех пор, пока они не начнут думать об удовлетворении потребностей следующего верхнего уровня, как указано в пирамиде.

2. Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг разделил потребности на две широкие категории; а именно гигиенические факторы и мотивирующие факторы: 

  • плохие гигиенические факторы могут разрушить мотивацию, но их улучшение в большинстве случаев не улучшит мотивацию команды
  • одних гигиенических факторов недостаточно для мотивации людей, но также необходимы мотивирующие факторы Двухфакторные принципы Герцберга Influenced by Hygiene Factors (Dis-satisfiers) Improving motivator factors increases job satisfaction Influenced by motivator factors (Satisfiers)  
    • Working condition
    • Coworker relations
    • Policies & rules
    • Качество руководителя
    Улучшение факторов гигиены снижает неудовлетворенность работой
    • Достижения
    • Признание
    • Ответственность
    • Сама работа
    • Личностный рост

    Один из этих влечений будет доминировать в нашем поведении.

    Доминирующее стремление зависит от нашего жизненного опыта.

    Три мотиватора:  

    • Достижение : потребность в достижении и демонстрации собственной компетентности. Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, предусматривающие личную ответственность и результат, основанный на собственных усилиях. Они также предпочитают быстрое признание своего прогресса.
    • Принадлежность : потребность в любви, принадлежности и социальном признании. Люди с высокой потребностью в принадлежности мотивированы тем, что их любят и принимают другие. Они, как правило, участвуют в общественных собраниях и могут чувствовать себя некомфортно из-за конфликтов.
    • Сила : потребность контролировать свою работу или работу других. Люди с высокой потребностью во власти желают ситуаций, в которых они проявляют власть и влияние на других. Они стремятся к статусным и авторитетным должностям и, как правило, больше озабочены уровнем своего влияния, чем эффективностью работы.

    4. Теория ожиданий Врума 

    Теория ожиданий мотивации Врума утверждает, что на мотивацию человека влияют его ожидания относительно будущего. По его мнению, на мотивацию человека влияет –

    • Ожидание:  Убежденность в том, что увеличение усилий приведет к повышению производительности, т. е. если я буду работать усерднее, то это будет лучше. На это влияют такие факторы, как:
      • Наличие соответствующих ресурсов (например, сырья, времени)
      • Наличие соответствующих управленческих навыков для выполнения работы
      • Наличие необходимой поддержки для выполнения работы (например, поддержка руководителя , или исправить информацию о вакансии) 
    • Инструментальность:  Здесь считается, что если вы хорошо работаете, то результат будет ценным для меня. то есть, если я делаю хорошую работу, в ней что-то есть для меня. На это влияют такие вещи, как: 
      • Четкое понимание взаимосвязи между производительностью и результатами – например, правила «игры» вознаграждения 
      • Доверие к людям, которые будут принимать решения о том, кто какой результат получит 
      • Прозрачность в процессе решает, кто получит какой результат
    • Валентность:  это то, насколько большое значение человек придает ожидаемому результату. Например, если кого-то мотивируют деньги, он или она могут не ценить предложения дополнительного свободного времени.

    Мотивация = V * I * E  

    Три элемента важны при выборе одного элемента вместо другого, потому что они четко определены: усилия приведут к требуемому уровню производительности.

  • P>O ожидание:  наша оценка вероятности того, что наша успешная деятельность приведет к определенным результатам.

5. Теория X и Теория Y МакГрегора

Теория X и Теория Y были впервые объяснены МакГрегором в его книге «Человеческая сторона предприятия», и они относятся к двум стилям управления – авторитарному (Теория X) и участие (теория Y).

Теория X:  Менеджеры, которые принимают эту теорию, считают, что если вы чувствуете, что члены вашей команды не любят свою работу, мало мотивированы, нуждаются в ежеминутном наблюдении и неспособны нести ответственность за свою работу, избегайте ответственности и избегайте работайте, когда это возможно, то вы, скорее всего, будете использовать авторитарный стиль управления. По словам МакГрегора, этот подход очень «практический» и обычно включает микроуправление работой людей, чтобы убедиться, что она выполняется должным образом.

Теория Y:  Менеджеры, которые принимают эту теорию, считают, что если люди готовы работать без надзора, гордятся своей работой, рассматривают ее как вызов и хотят достичь большего, они могут направлять свои собственные усилия, брать на себя ответственность своей работы и делать ее эффективно самостоятельно. Эти менеджеры используют децентрализованный, основанный на участии стиль управления.

6. ЭРГ-теория Альдерфера

К. П. Альдерфер, американский психолог, развил иерархию потребностей Маслоу в собственную теорию.

Его теория предполагает, что есть три группы основных потребностей: существование (E), связь (R) и рост (G). Эти группы соответствуют уровням физиологических потребностей, социальных потребностей и потребностей в самореализации по Маслоу соответственно.

Потребности существования касаются наших основных материальных потребностей для жизни, которые включают то, что Маслоу классифицировал как физиологические потребности, такие как воздух, сон, пища, вода, одежда, секс и кров, а также связанные с безопасностью потребности, такие как здоровье, стабильная работа и имущество.

Потребности в отношениях связаны с важностью поддержания межличностных отношений. Эти потребности основаны на социальных взаимодействиях с другими и соответствуют уровням потребностей, связанных с любовью / принадлежностью, по Маслоу, таких как дружба, семья, сексуальная близость и потребности, связанные с уважением, такие как получение уважения других.

Потребности роста  описывают наше внутреннее стремление к личному развитию. Эти потребности совпадают с другой частью потребностей Маслоу, связанных с уважением, таких как самооценка, уверенность в себе и достижения, а также потребности в самореализации, такие как мораль, творчество, решение проблем и открытия.

Альдерфер считает, что когда определенная категория потребностей не удовлетворяется, люди удваивают свои усилия для удовлетворения потребностей более низкой категории.

Теория Маслоу очень жесткая и предполагает, что потребности следуют определенной и упорядоченной иерархии, и если потребность более низкого уровня не удовлетворена, человек не может перейти к потребности более высокого уровня, т. е. человек остается на определенном уровне потребности до тех пор, пока эта потребность удовлетворена.

В то время как, согласно теории Альдерфера, при обострении потребности более высокого уровня человек может вернуться к увеличению удовлетворения потребности более низкого уровня. Это называется аспектом фрустрационной регрессии теории ЭРГ. Теория ERG очень гибкая, поскольку Альдерфер воспринимал потребности как диапазон/разнообразие, а не как иерархию, т. е. человек может работать над потребностями роста, даже если его потребности в существовании или родстве остаются неудовлетворенными.

Например, когда обостряется потребность в росте, человек может быть мотивирован на удовлетворение потребности в родстве, а если возникают проблемы с удовлетворением потребности в родстве, то он может быть мотивирован потребностью в существовании. Таким образом, фрустрация или раздражение могут привести к регрессии к потребности более низкого уровня.

Другой пример: если чья-то самооценка страдает, он или она будет вкладывать больше усилий в категорию потребностей в родстве.

Значение теории ERG    

Все руководители должны понимать, что у сотрудника есть разные потребности, которые необходимо удовлетворять одновременно. Согласно теории ERG, если менеджер фокусируется исключительно на одной потребности в каждый момент времени, это не будет эффективно мотивировать сотрудника. Аспект фрустрации-регрессии теории ERG оказывает дополнительное влияние на мотивацию на рабочем месте. Например, если сотруднику не предоставлены возможности роста и продвижения в организации, он или она может вернуться к связанным потребностям, таким как потребности в общении.

Чтобы удовлетворить эти потребности в общении, если окружающая среда или обстоятельства не позволяют этого, он может вернуться к потребности в деньгах для удовлетворения этих потребностей в общении. К тому времени, когда менеджер осознает и обнаружит это, он предпримет более немедленные шаги для удовлетворения тех потребностей, которые не удовлетворены, до тех пор, пока сотрудник снова не сможет продолжить рост.

Вы можете дополнительно изучить лучший курс по управлению проектами от KnowledgeHut , в котором подробно рассматривается то же самое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *