Техники консультирования: 17. Базовые техники консультирования.

Содержание

17. Базовые техники консультирования.

Важной техникой консультирования является постановка вопроса, используется с двумя целями: получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу.

Активное слушанье

Можно выделить следующие приемы слушания.

1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2. Поддакивание.

3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.

4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение.

  1. Уточняющие вопросы.

Согласно их системе, активное слушание состоит из трех последовательных этапов:

— поддержки;

— уяснения;

— комментирования.

Первым этапом является поддержка речи собеседника. На этом этапе собеседник высказывается, выражает свою позицию. Наиболее часто поддержка речи собеседника осуществляется в форме «угу-ага-поддакивания», периодического повторения последнего слова фразы, сказанной собеседником («эхо»), эмоциональными реакциями («Да!», «Я понимаю Вас», «Невероятно!» и т.

п.). Перечисленные формы поддержки собеседника помогают почувствовать ему, что его внимательно слушают, вникая в детали рассказа. Однако на данном этапе важно не переусердствовать с поддержкой, в противном случае у собеседника возникнет ощущение, что его передразнивают.

Вторым этапом системы выслушивания является уточнение правильности понимания воспринятой информации. Уяснение необходимо, чтобы собеседники четко осознавали, что они говорят об одном предмете/объекте, причем достаточно точно и конкретно представляют себе точку зрения друг друга. На данном этапе полезно задавать собеседнику уточняющие вопросы и использовать технику резюмирования (на протяжении всего разговора периодически проговаривать основные мысли, высказанные собеседником).

Третьим этапом является комментирование. Эта стадия играет особую роль в процессе активного слушания, так как позволяет высказать собственную точку зрения. На стадии комментирования важно соблюдать несколько простых, но действенных условий:

— называть собеседника по имени;

— соблюдать темп речи собеседника;

— соблюдать интонации собеседника;

— говорить с собеседником на его языке;

— чаще смотреть собеседнику в глаза.

Как известно, вопросы разделяются на открытые и закрытые.закрытые вопросы используются для получения конкретной информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном — двух словах, подтверждение или отрицание. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Примеры открытых вопросов: «С чего Вы хотели бы начать сегодня?», «Что Вы теперь чувствуете?», «Что Вас опечалило?» и т.п.

Ободрение и успокаивание

Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо», «Так» и т.п.

Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта. Атмосфера поддержки, в которой клиент чувствует себя свободно, позволяет исследовать возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в ориентированном на клиента консультировании.

Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: «Очень хорошо», «Не волнуйтесь из-за этого», «Вы поступили правильно», «Время от времени каждый чувствует себя так же», «Вы правы», «Это будет нелегко»

Однако, говоря об успокаивании клиента, мы не должны забывать, что, как и любая техника, этот метод может использоваться правильно и неправильно. Частой ошибкой «успокаивания» является то, что консультант предлагает себя в качестве «подпорки» беспокойному клиенту. Это ограничивает возможности клиента самостоятельно решать свои проблемы. Рост личности всегда связан с чувством неопределенности и некоторой дозой напряжения и тревоги. Кроме того, если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т.е. начинает преобладать в консультировании, оно создает зависимость клиента от консультанта

Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний.

Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках

выделяет три основные цели перефразирования:

  • показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;

  • выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;

  • проверить правильность понимания мыслей клиента.

При перефразировании надо помнить три простых правила:

  1. Перефразируется основная мысль клиента.

  2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.

  3. Надо избегать «попугайства», т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.

Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа

Отражение чувств

Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей.

Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента.

Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования. Их возникновение представляет собой своеобразный резонанс на переживания клиентов

Паузы молчания

. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:

  • увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;

  • предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;

  • позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

  • Интерпретация

  • Практически все откладывает отпечаток на «образ личности». Нет ничего бессмысленного и случайного даже в малейшем движении человека. Личность постоянно выражает себя словами, тоном голоса, жестами, позой, и от компетентности консультанта зависит, сможет ли он «прочитать» сложные психологические письмена. Каждый клиент — это не открытая книга, а неизвестная страна, где все ново и вначале трудно поддается пониманию. Ориентироваться в этой неизведанной стране консультанту помогает техника интерпретации — пожалуй, самая сложная методика консультирования.

типах интерпретаций очевидным является момент объяснения, т.е. суть интерпретации в том, чтобы непонятное сделать понятным.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами.определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента.

Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента.

На второй — противоречие чаще всего представляется, словечками «но», «однако»

Например:

Клиент: Я так ждал сегодняшнюю встречу, потому что должен многое рассказать.

Консультант: Да, но Вы опоздали на пятнадцать минут, и теперь уже некоторое время сидите со скрещенными руками.

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем

Уточнение –дополнить фразу.

Прояснения- разъяснить позиции

Присоединение чувств к содержанию

Отражение собственных чувств

Обратная связь.

Переформулирование- фраза консультанта строится на основе фразы клиента.

Прояснения проблемной ситуации — задавание вопросов.

Резюмирование: подведение итогов, чувств.

18. В системе регуляции деятельности профессионала существенную роль играют этические принципы. Они закрепляют права и ответственность, тип отношений. Основные этические принципы 1)Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.2. Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом.выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями, супругом, неизбежна дилемма. 3. Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:Повышенный риск для жизни клиента или других людей. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.Необходимость госпитализации клиента.Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях. другой важный этический принцип, который обсуждается столь же часто, как и конфиденциальность, — это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации. Уважение к автономии клиента. Клиент должен быть проинформирован о диагнозе, прогнозе, терапевтическом плане и возможных сроках терапии. Также клиента необходимо информировать как о риске, который сопровождает терапевтический процесс, так и о возможных ограничениях и трудностях, иногда даже «психологической» болезненности терапевтического процесса. Моральные правила поведения и их этическое обоснование всегда необходимы там, где люди своими действиями оказывают друг на друга влияние. Это справедливо и для области профессиональной деятельности психотерапевтов.

19. Полезные и вредные поведенческие приемы консультирования.

Поведенческие приемы консультирования подразделяют на вербальные и невербальные, которые в свою очередь также делятся на полезные и вредные.

Полезные вербальные: использовать понятные слова, повторять и уточнять утверждения клиента, обобщать сказанное клиентом, использовать подкрепление («да-да», «конечно»), обращаться к клиенту по имени, предоставлять информацию, адекватно интерпретировать, отвечать на вопросы о себе, юмор для снятия напряжения.

Полезные невербальные: поддерживать хороший зрительный контакт, проявлять мимику, общение на комфортном расстоянии, умеренный темп речи, расслабленная открытая поза, приветливость в выражении лица.

Вредные вербальные: осуждать, льстить, уговаривать, задавать много вопросов, сверх интерпретировать, использовать слова или жаргон которые вы не понимаете, пугать, выражать недоверие, много говорить о себе, давать советы, говорить слишком быстро/слишком медленно, не повторять то что сказано если человек медленно воспринимает информацию.

Вредные невербальные: смотреть в сторону от клиента, сидеть очень близко или далеко, усмехаться, хмуриться, смотреть сердито, сжимать зубы, трясти указательным пальцем, суетиться, зевать, смотреть на часы.

Процедуры и техники консультирования | Диплом по психологии

Постановка вопросов

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.

Вопросы разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»). Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт: они дают возможность делиться своими заботами с консультантом, позволяют обсуждать чувства. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

  1. Начало консультативной встречи («С чего сегодня Вы хотели бы начать?»).
  2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное («Что Вы почувствовали, когда это случилось?»).
  3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять («Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?»),
  4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах («Что Вы чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?»).

В консультировании используются как закрытые, так и открытые вопросы.

Однако в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.

Ободрение и успокаивание

Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо», «Так» и т.п. Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта.

Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: «Очень хорошо», «Не волнуйтесь из-за этого», «Вы поступили правильно», «Вы правы» и т.д.

Частой ошибкой «успокаивания» является то, что консультант предлагает себя в качестве «подпорки» беспокойному клиенту. Это ограничивает возможности клиента самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т.е. начинает преобладать в консультировании, оно создает зависимость клиента от консультанта. В этом случае клиент перестает быть самостоятельным, не ищет собственных ответов, а полностью полагается на одобрение консультанта, т.е. ничего не делает без санкции консультанта.

Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, установках.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа.

Отражение чувств

Познание и отражение чувств клиента является одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием.

Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам.

Паузы молчания

Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной.

Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.

Предоставление информации

Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.

Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают консультанту самые разные вопросы. Особенно существенны вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем, здоровье. Озадаченность клиентов значима не сама по себе, а в контексте ее возникновения. На вопросы клиента следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них. Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу.

Интерпретация

В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие латентного содержания, скрытого за словами клиента. Для этого используется интерпретация повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Выделяют пять типов интерпретации:

  1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний клиента.
  2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: «Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако, когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете».
  3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: «Судя по нашей беседе, побег является для Вас способом борьбы со страхом неудачи». Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи).
  4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.
  5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.

Практически во всех перечисленных типах интерпретаций очевидным является момент объяснения, т.е. суть интерпретации в том, чтобы непонятное сделать понятным. Интерпретация, как правило, не снимает невротический симптом, однако уменьшает тревогу, превращая симптом из непонятного препятствия в ясно установленную проблему, которую можно решать.

Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.

Консультанту необходимо уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.

Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию. Интерпретационные утверждения неуместно формулировать авторитарным, категорично-поучительным тоном. Клиенту легче принимать интерпретации, формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергать их. Гипотетический характер интерпретаций не умаляет их ценности, если они оказываются точными и приемлемыми для клиента.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтация – это всякая реакция консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т. е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией также добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильного использования техники конфронтации важно знать и понимать ее ограничения:

  1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.
  2. Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности. Здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает клиента и вызывает его сопротивление.
  3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта.

Конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: «мне кажется», «пожалуйста, попробуйте объяснить», которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации.

Чувства консультанта и самораскрытие

Откровенность консультанта является важным аспектом современного консультирования, помогающим сложиться искренним отношениям между консультантом и клиентом. Спускаясь с пьедестала анонимности, консультант придает смелости клиентам в раскрытии значимых событий и увеличивает взаимное доверие. Откровенность клиентов часто зависит от обоюдности, т.е. от эмоционального участия специалиста в консультировании.

Различают позитивную и негативную откровенность консультанта. В первом случае клиенту выражается поддержка и одобрение. Например: «Я тоже чувствую, что наши отношения складываются прекрасно, и Вы заметно преуспели». Во втором случае имеет место конфронтация с клиентом. Например: «Вы говорите, что все хорошо, однако, если кто-нибудь подобным образом реагировал бы на мое появление, я крайне рассердился бы». Раскрываясь, консультант в любом случае должен быть искренним, спонтанным и эмоциональным.

Техника самораскрытия используется лишь при наличии хорошего контакта с клиентами, как правило, на поздних стадиях консультирования.

Структурирование консультирования

Эта процедура проходит через весь процесс консультирования. Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают.

Работа с клиентом осуществляется по принципу «шаг за шагом». Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, создает возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь вернуться к нему.

Методы и техники психологического консультирования

1. Методы и техники психологического консультирования

МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Психологическое консультирование – это особая область практической
психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста – психолога
непосредственной психологической помощи людям, которые
нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций; совокупность
процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и
принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака,
семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.
Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их
жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на
основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и
межличностного характера.
Методы психологического консультирования – это совокупность
конкретных приемов и способов оказания психологической помощи
клиенту в процессе психологического консультирования с целью повышения эффективности терапевтического воздействия и достижения
целей консультирования.
Основные методы психологического консультирования:
беседа
интервью
наблюдение
активное слушание
эмпатическое слушание
БЕСЕДА
Беседа в психологическом консультировании рассматривается как
основной механизм взаимодействия консультанта и клиента, так как
весь процесс консультирования построен на речевом диалоге между
ними. Для того чтобы процесс консультирования двигался в нужном
направлении, консультант должен обладать определенными речевыми
способностями, а также специальными техниками и приемами ведения
беседы, которые способствовали бы ее развитию.
Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и
техник, используемых с целью достижения соответствующего
эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения
мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность
речи психолога и др.
Особенности речи консультанта
при проведении психологической беседы:
• ограниченность по времени
• соответствие речи консультанта языку клиента
• краткость и точность высказываний консультанта
Этапы консультативной беседы по Алешиной Ю.Е.
1. Начало беседы. Знакомство клиента и консультанта. Создание
атмосферы комфорта.
2. Распрос клиента. Формулирование и проверка консультативных
гипотез. Гипотеза в консультировании – это предположение
консультанта о причине проблем, способов ее разрешения и изменение
клиентом своей жизненной позиции. Важно иметь много гипотез.
3. Коррекционное воздействие. Оказание
воздействия, интерпретация, ролевые игры.
психокоррекционного
4. Завершение беседы. Подводятся итоги сотрудничества. Предоставить
клиенту возможность осмыслить, что с ним происходило за время
терапии. Эмоциональное ободрение, прощание.
Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее
составленному плану, программе. Такая структурированная беседа
называется методом интервью.
Разновидности интервью:
стандартизированнное — имеет стойкую стратегию и четкую тактику;
частично стандартизированнное — опирается на стойкую стратегию и
более пластичную тактику;
• свободно управляемое диагностическое интервью — основывается на
стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая
зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.
Активное слушание — восприятие речи клиента, при которой идет
прямое и непрямое взаимодействие между участниками процесса,
когда психолог-консультант включается в процесс разговора, слышит и
осознает значение слов говорящего, воспринимает его речь.
Активное слушание имеет целью точное отражение информации
говорящего.
Эмпатическое слушание — это слушание, ориентированное на
чувства, отношение, глубокое понимание человека, его состояния.
Эмпатия — это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на
место другого, проникновение в субъективный мир другого человека,
так что эмпатическое слушание — это «сочувственное» слушание.
Техника психологического консультирования представляет собой
специально организованную психологом системную процедуру,
включающую
комплекс
приемов,
предписаний,
действий,
осуществляемых им в отношении клиента в рамках консультативного
процесса. Техника преследует определенную цель и направлена на
решение одной или нескольких консультативных задач.
Основные техники:
Постановка вопросов
Ободрение и успокаивание
Отражение содержания: перефразирование и обобщение
Отражение чувств
Паузы молчания
Предоставление информации
Интерпретация
Конфронтация
Чувства консультанта и самораскрытие
Структурирование консультирования
Специальные вопросы в психологическом консультировании
используются достаточно часто, и их целью служит получение
информации о клиенте, углубление понимания высказываний клиента,
раскрытие их точного смысла, а также направление речи клиента в
нужное для терапевтического эффекта русло и стимулирование его к
более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более
глубокому осознанию своей проблемы.
Виды вопросов:
• Закрытые вопросы — используются для получения конкретной
информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном-двух
словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»).
• Открытые вопросы — служат не столько для получения сведений о
клиенте, сколько позволяют обсуждать чувства.
• Парадоксальные вопросы – служат для того, чтобы поставить
позицию клиента под сомнение
Ободрение и успокаивание
Очень важные техники для создания и укрепления консультативного
контакта.
Ободрение выражается фразами, означающими согласие или (и)
понимание.
Такая
фраза
побуждает
клиента
продолжить
повествование.
Ободрением выражается поддержка – основная составляющая
консультативного контакта.
Другой важной составляющей поддержки клиента является
успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту
поверить в себя и рисковать, испытывая новые способы поведения.
Отражение содержания: перефразирование и обобщение
Перефразирование высказывания клиента или обобщение нескольких
высказываний необходимо для того, чтобы отражать содержание речи
клиента. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно
выслушивают и понимают.
Цели перефразирования:
• — показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается
понять то, что он говорит;
• — выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова, однако в
сжатом виде;
• — самому консультанту проверить, правильно ли он понял слова
клиента.
В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных
между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания.
Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли,
вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых
тем и помогает выдержать последовательность консультирования.
Ситуации, в которых чаще всего используется обобщение:
• — когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы
объединить ее с прежними беседами;
• — когда клиент говорит очень долго и запутанно;
• — когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к
следующей теме или к следующему этапу беседы;
• — при стремлении придать некое направление беседе;
• — в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные
моменты беседы и дать задание на промежуток времени до
следующей встречи.
Отражение чувств
Познание и отражение чувств клиента представляется одной из
главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано
с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в
том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на
содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за
содержанием.
Основные принципы отражения чувств клиента:
• Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать
чувств как свои, так и клиентов;
• Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство
клиента – любое действие консультанта должно быть
целесообразным в контексте процесса консультирования;
• Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:
— вызывают проблемы в консультировании;
— могут поддержать клиента, помочь ему.
Паузы молчания
Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в
консультировании иногда означает нарушение консультативного
контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Для
консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам
тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и
использовать паузы в консультировании, молчание становится
особенно терапевтически ценным, т.к. оно:
• увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и
клиента;
• предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать
свои чувства, установки, ценности, поведение;
• позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на
его плечах.
Предоставление информации
— это предоставление выверенных опытом знаний в форме
объяснений, изложения фактов или мнений либо по собственной
воле, либо в ответ на вопросы клиента. Может быть в виде ссылки
на авторитеты, произведения литературы и т.п.
Функции: выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и
желаний;
расширение
взгляда,
кругозора;
увеличение
психологического поля поиска ответов.
Применяется, когда клиент ищет ответы на волнующие его вопросы,
просит дать ту или иную информацию, также при отсутствии
достаточного знания или ложном понимании чего-либо.
Интерпретация
В консультировании интерпретация повествования используется с
целью выявить большее, нежели содержится в поверхностном
повествовании клиента.
Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный
смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают
установить причинные связи между поведением и переживаниями. Это
помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой
перспективе и новым способом.
Правильное понимание происходящего лежит в основе адекватного
поведения. (А. Адлер)
Конфронтация
— это всякая реакция консультанта, противоречащая поведению
клиента.
Противостояние направлено на противоречивое поведение клиента.
Конфронтации подвергается привычный стиль межличностного
поведения клиента. Этот стиль поведения воспроизводится и в
консультативном контексте.
Основные случаи использования
конфронтации в консультировании:
1.
Конфронтация с целью обратить внимание клиента на
противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями
и чувствами, намерениями и поведением и т. п.
2.
Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой,
какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней
клиента в контексте его потребностей.
3.
Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его
уклонение от обсуждения некоторых проблем.
Чувства консультанта и самораскрытие
Самораскрытие – это сознательное, преднамеренное раскрытие
консультантом информации о своей жизни, мыслях, чувствах,
совершаемое в процессе консультирования и в целях повышения его
эффективности.
Особенности:
• выражение консультантом собственных чувств, возникающих в
ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ
клиента, его поведение и т. п.;
• через выражение своих чувств консультант раскрывается перед
клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к
событиям и людям;
• чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в
консультативное пространство для совместного анализа, а также
служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то
есть консультант может быть «зеркалом» для клиента;
• эмоциональное участие консультанта должно служить интересам
клиента, а не самого консультанта;
• своевременность и адекватность самораскрытия консультанта.
Структурирование консультирования
— представляет собой некоторые действия консультанта в пространстве
психологического консультирования, направленные на определение
сущности, пределов и целей консультационного процесса,
структурирование границ консультационного пространства и границ
взаимоотношений с данным конкретным клиентом.
Структурирование означает организацию отношений консультанта с
клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их
результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе
консультирования. Каждый новый этап начинается с оценки того, что
достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать
с консультантом, а также создает возможность в случае неудачи на
отдельном этапе вновь вернуться к нему.
Способы ограничения и структурирования
консультационного процесса:
• ограничения по времени
• ограничения действий
• ограничения процедуры или процесса
• структурирование ценностей процесса

20 базовых навыков консультирования, чтобы стать эффективным терапевтом

Навыки эффективного консультирования жизненно важны для формирования прочного союза между клиентом и терапевтом.

В совокупности такие компетенции поддерживают клиентов в процессе лечения и помогают им достичь своей цели — преодолеть давление современной жизни и вести более полноценную жизнь (Tan, Leong, Tan, & Tan, 2015).

Можно изучить и развить различные навыки консультирования, чтобы стимулировать и поддерживать психологический процесс, включая хорошее общение, решение проблем и постановку целей, а также внедрение методов преодоления трудностей, таких как разговор с самим собой и визуализация (Nelson-Jones, 2014; Sommers-Flanagan). и Соммерс-Фланаган, 2015).

В этой статье рассматриваются и изучаются навыки и методы консультирования для поддержки психологического процесса, лежащего в основе терапии, а также постановки и достижения целей консультирования.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три силовых упражнения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вашим клиентам реализовать свой уникальный потенциал и создать жизнь, полную энергии и подлинности.

Эта статья содержит:

  • Что такое навыки консультирования?
  • 3 реальных примера хороших навыков консультирования
  • 20 основных навыков консультирования: контрольный список
  • Объяснение микронавыков консультирования
  • Эффективные методы, используемые консультантами
  • Как улучшить свои навыки консультирования
  • Оценка навыков консультирования: шкала
  • 3 книги для развития навыков консультирования
  • Инструменты от PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое навыки консультирования?

Большинство терапевтов и консультантов согласятся с тем, что хорошие отношения при консультировании имеют основополагающее значение для эффективной работы с клиентами. Такие союзы строятся на нескольких предлагаемых консультантом качествах, основных условиях и навыках , включая «эмпатическое понимание, уважение и принятие текущего состояния клиентов, а также конгруэнтность или искренность» (Nelson-Jones, 2014, стр. 9).

В то время как практикующие психологи признают важность консультационных отношений, они также соглашаются с необходимостью вмешательств с использованием навыков, определяемых их теоретической ориентацией.

При рассмотрении отношений с основными состояниями и набором вмешательств консультирование признается психологическим процессом, обычно имеющим цель «изменить то, как люди чувствуют, думают и действуют, чтобы они могли жить более эффективно» (Нельсон -Джонс, 2014, стр. 10).

Различные навыки консультирования лежат в основе психологического процесса и необходимы для того, чтобы стать эффективным терапевтом. У них пять различных целей (Nelson-Jones, 2014):

  • Поддерживающее слушание
    Клиенты чувствуют себя услышанными, понятыми и одобренными.
  • Решение проблемной ситуации
    Клиентам часто требуется помощь в разрешении конкретной проблемной ситуации.
  • Управление проблемами
    Человеку требуется помощь в преодолении более общих проблем, таких как чувство депрессии.
  • Укрепление недостаточно сильных навыков
    Клиенты могут развивать или заменять слабые и недостаточные навыки, из-за которых они постоянно сталкиваются с одними и теми же проблемами, такими как разрыв отношений или проблемы на работе.
  • Цели повышения силы навыков
    Клиенты не всегда обращаются за помощью в решении конкретных проблем; иногда им просто нужны навыки, чтобы работать лучше.

Навыки терапевта помогают клиенту достичь одной или нескольких из вышеперечисленных целей, преодолеть проблемы, с которыми он сталкивается, и освоить методы, поддерживающие новые способы мышления и поведения.

3 реальных примера хороших навыков консультирования

Эффективное консультирование и терапия требуют многих навыков; они объединяются для построения и поддержания терапевтических отношений и повышения вероятности положительного результата психологического процесса (Cochran & Cochran, 2015; Nelson-Jones, 2014).

Хотя существуют различные навыки, ниже приведены практические примеры, требующие положительных и конкретных навыков консультирования.

Создание визуальных образов

Визуальные образы могут быть мощным инструментом для входа и понимания системы отсчета клиента (Nelson-Jones, 2014).

Когда клиент объясняет свою ситуацию и проблемы, с которыми он сталкивается, может быть полезно сформировать мысленное представление о том, какой может быть для него жизнь. Визуализация может дать представление о том, как они проблематично интерпретируют события, используя свой личный опыт и убеждения для формирования своего внутреннего представления (Нельсон-Джонс, 2014).

Разговор с самим собой

Разговор с самим собой является ценным вмешательством для клиентов, которые учатся справляться со стрессом и гневом (Nelson-Jones, 2014). Квалифицированные терапевты помогают клиентам вести внутренний диалог следующими способами:

  • Выделяют негативный внутренний диалог
    Клиенты часто полагаются на разрушительный, негативный внутренний диалог. Квалифицированные терапевты могут показать клиентам, как исследовать свои утверждения в проблемных ситуациях, например, на работе или в отношениях.
  • Обучение клиентов тому, как справляться с разговором с самим собой
    Клиенты могут научиться позитивному разговору с собой в качестве полезной стратегии преодоления трудностей, поддерживая внутренний диалог, который успокаивает нервы и сосредотачивает внимание на текущей задаче.
  • Захват полезного разговора с самим собой
    Клиенты узнают, как зафиксировать позитивный разговор с самим собой и использовать его в нужное время.

Кризисное консультирование

Терапевты могут время от времени консультировать клиентов, находящихся в потенциальной или непосредственной опасности. Хотя их влияние может показаться ограниченным, «основным источником влияния консультантов для обеспечения безопасности клиентов в ситуациях неминуемой опасности являются терапевтические отношения, которые они формируют с каждым клиентом» (Cochran & Cochran, 2015, стр. 201).

Сильные навыки терапевтических отношений, такие как следующие, помогают справляться с кризисами клиента:

  • Принятие
    При искушении видеть только стоящую перед ним дилемму крайне важно знать человека и принимать его. Крайне важно установить связь с клиентом и показать свое понимание.
  • Эмпатия
    Эмпатия необходима в любых терапевтических отношениях, но ее может потребоваться усилить во время кризиса. Это должно быть четко сообщено клиенту, чтобы он знал об установленном соединении.
  • Объясните, что происходит
    Если терапевт отвлекся, возможно, слушая и оценивая сигналы опасности, он должен сообщить об этом клиенту. В противном случае, если клиент ощущает что-то меньшее, чем полное внимание терапевта, он может предполагать осуждающие и критические мысли или даже скуку.
  • Аккуратно выражайте чувства
    Клиенты могут не всегда осознавать, что терапевт заботится о них. Заявление о том, что они хотят, чтобы клиенты были в безопасности, здоровы и счастливы, а также о том, что они беспокоятся об их благополучии, может помочь оправдать просьбу о планировании, проведении оценки или проведении курса лечения.
  • Терапевтическое слушание и размышление
    Терапевтическое слушание и размышление на протяжении каждого сеанса показывают заботу и связь.
  • Составление планов
    Планирование благополучия и безопасности клиента требует согласования с клиентом шагов, которые он предпримет, и действий, которые он готов осуществить.

20 Основные навыки консультирования: контрольный список

Следующие контрольные списки содержат навыки, которыми терапевт или консультант обычно обладают или над которыми работают, чтобы помочь своим клиентам эффективно достичь терапевтических целей.

Навыки слушания и общения

Хотя «хорошее терапевтическое слушание встречается крайне редко», эффективные терапевты должны развивать следующие навыки (Cochran & Cochran, 2015, p. 25):

  • не менее нескольких минут при полной концентрации.
  • Суммируйте основное содержание сказанного (без предвзятости собственного мнения), избегая при этом упускать ключевые детали или добавлять суждения или мнения.
  • Распознавайте, когда они добавляют свои собственные, невысказанные мысли.
  • Следите за языком их тела, как слушатель, и распознавайте физические и эмоциональные чувства.
  • Спокойно относитесь к молчанию и поощряйте клиента владеть им.

Грамотное устное общение является ценным навыком в терапии. Такие заявления, как «Я понимаю, что вы говорите» или «Я вижу, что вам больно», могут значительно повлиять на доверие клиента к терапевтическому процессу и терапевту.

Квалифицированные терапевты должны спросить себя (Nelson-Jones, 2014):

  • Соответствует ли язык ситуации и клиенту?
    У клиента может быть небольшой опыт терапии или его отсутствие, а также ограниченный словарный запас.
  • К чему относится содержание сказанного?
    Терапевт должен настроиться на то, что и о ком говорится; например: «Кажется, меня это больше не волнует».
  • Сколько сказано?
    Слишком мало речи может указывать на застенчивость клиента или трудности в разговоре на деликатную тему; слишком много может быть тактикой, чтобы не делиться тем, что на самом деле неправильно. Точно так же возникает проблема, если терапевт говорит больше, чем клиент, или регулярно перебивает его.
  • Владение речью
    Местоимение «ты» может звучать осуждающе. Использование «я», чтобы рассказать о том, что чувствует говорящий, может быть менее конфронтационным и более увлекательным.

Навыки рефлексии

Рефлексия сложна и требует значительных навыков терапевта для общения с клиентами, которых они стремятся понять (Cochran & Cochran, 2015).

Эффективный терапевт должен овладеть искусством рефлексии и быть способным продемонстрировать следующее (с изменениями из Cochran & Cochran, 2015):

  • Отражение их версии того, что сообщил клиент.
  • Используйте декларативные утверждения, когда они считают, что понимают сказанное.
  • Делайте размышления краткими.
  • Сосредоточьтесь на главном, что было сказано, особенно на самых эмоциональных утверждениях.
  • Принять исправления к тому, что они сказали.
  • Перебивайте клиента размышлениями только тогда, когда это способствует ясности или чтобы не перегружать его.
  • Используйте размышления, чтобы поощрять общение клиента, не нарушая ход беседы.

Навыки помощи

Навыки помощи обычно включают определенные вербальные навыки, которым обучают студентов, готовящихся стать специалистами в области психического здоровья, в том числе (Hill & Lent, 2006):

  • Открытые вопросы
    ссылка (например, «Расскажите мне об этом» ).
  • Отражение чувств
    Осознание более глубоких эмоциональных сообщений и демонстрация того, что терапевт настроен на клиента.
  • Интерпретации
    Раскрытие смысла сказанного.
  • Прямое руководство
    Установление реалистичных и достижимых ожиданий в отношении целей и надлежащего поведения.

Навыки оказания помощи можно освоить с помощью инструкций или путем моделирования экспертов .

Объяснение микронавыков консультирования

Посещение и слушание являются жизненно важными навыками для формирования полезного постоянного диалога между терапевтом и клиентом и часто называются микронавыками (Tan et al., 2015).

Посещение

Посещение относится к тому, как терапевт представляет клиента физически, психологически и эмоционально. Терапевт должен присутствовать, быть доступным для клиента и, вместо того чтобы появляться с фиксированной повесткой дня, быть гибким и готовым поставить себя на место клиента.

Терапевты должны сохранять открытую и расслабленную позу, включая нескрещенные руки и ноги и зрительный контакт, внимательно следя за разговором.

Слушание

Слушание связано с важностью понимания рассказа клиента. Эмпатия — ключ к хорошему слушанию. Способность видеть мир с точки зрения клиента может создать терапевтическую среду, способствующую росту.

Вместе микронавыки образуют эффективную беседу с психологом (Tan et al. , 2015).

Эффективные методы, используемые консультантами

Консультанты сочетают несколько методов, чтобы быть эффективными с клиентами, в том числе вызов, и отражение чувств.

Сложные навыки

Изменение существующих представлений клиентов может помочь предложить новые точки зрения, переосмыслить то, как они видят проблемы или предыдущие события (Nelson-Jones, 2014).

Следующие рекомендации могут помочь развить навыки бросания вызовов без конфронтации (с изменениями из Nelson-Jones, 2014 г.):

  • Отражение мыслей
    Начните с демонстрации клиенту, что он был услышан и понят.
  • Помогая клиентам бросить себе вызов
    Отправка смешанных сообщений или просьбы клиентов подтвердить свои аргументы побуждают клиентов подвергать сомнению их внутреннюю систему взглядов.
  • Проблемы не должны быть уничижительным
    Избегайте сообщений, начинающихся с «вы», которые могут быть восприняты негативно.
  • Избегание сильных вызовов
    Слишком жесткий вызов может вызвать сопротивление.
  • Избегайте угроз
    Избегайте вербальных или невербальных угроз, таких как указывание пальцем или повышенный голос.
  • Возложение ответственности на клиента
    Позвольте клиенту выбирать, будет ли он двигаться дальше с вызовом.
  • Ни переусердствовать, ни избегать вызовов
    Вызовы могут быть ценными, подталкивая клиента к изменению. Слишком много может создать ощущение небезопасного эмоционального климата.

Отражение чувств

«Отражение чувств, а не только отражение мыслей, может создать климат для начальных и последующих сессий, когда клиенты делятся своими чувствами, а не прячут их» (Нельсон-Джонс, 2014, стр. 102).

В отличие от перефразирования, отражение чувств предполагает улавливание как вербальных, так и невербальных сообщений и требует навыков как получателя, так и отправителя (с изменениями из Nelson-Jones, 2014).

Навыки приемника включают:

  • Понимание лица, тела, голосовых и вербальных сообщений клиента.
  • Быть в гармонии со своими эмоциональными реакциями.
  • С учетом контекста отправленного сообщения.
  • Осознание как поверхностных, так и более глубоких сообщений от клиента.

Навыки отправителя включают:

  • Отвечать клиенту, демонстрируя осведомленность и понимание чувств.
  • Использование экспрессивных ответов вместо деревянных ответов.
  • Подтверждение правильности понимания.

Как улучшить свои навыки консультирования

Специалисты в области психического здоровья должны стать сами себе лучшими консультантами; если терапевты действительно верят в свой подход применительно к клиентам, это также должно помочь им «жить более счастливой и полноценной жизнью» (Нельсон-Джонс, 2014, стр. 483).

Стажеры могут подумать о самостоятельном прохождении терапии. Этот опыт принесет пользу их личностному росту, эмпатическому пониманию и знанию психологического процесса и терапевтических отношений (Нельсон-Джонс, 2014).

После обучения специалисты в области психического здоровья должны взять на себя ответственность за свое постоянное профессиональное развитие. Такое обучение будет держать терапевтов в курсе последних событий в своей области и достижений в области технологий, которые поддерживают их в профессиональном плане (Nelson-Jones, 2014).

Другие способы улучшить свои навыки консультирования включают супервизию, участие в конференциях и участие в конференциях, а также чтение книг и статей по профессиональным консультациям.

Кроме того, чтобы получить дополнительные рекомендации по вашим обсуждениям с клиентами, мы поделимся 40 вопросами консультационного интервью, чтобы упростить процесс адаптации и текущие разговоры.

Оценка навыков консультирования: шкала A

Терапевты, особенно студенты и стажеры, должны регулярно анализировать свои навыки и определять возможности для развития и роста.

Несмотря на то, что существует ограниченное количество инструментов для непосредственной оценки навыков специалистов в области психического здоровья, следующие ресурсы могут оказаться полезными для терапевтов или супервизоров:

  • Форма оценки навыков – Кентский государственный университет выпустил форму «Навыки и методы консультирования» , который, хотя и разработан для студентов, может быть актуален для стажеров и более опытных терапевтов.
  • Этический кодекс Американской ассоциации консультирования. Этот Этический кодекс включает подробную информацию о компетенциях, необходимых для консультанта, а также этические соображения и стандарты консультационных отношений.
  • Q-Set для процесса психотерапии. Эта анкета из 100 пунктов используется для подсчета терапевтических сеансов и классификации всего терапевтического процесса.

3 книги для развития навыков консультирования

Несмотря на то, что существует множество книг по навыкам консультирования, следующие три из них являются нашими любимыми.

1.

Суть консультирования: навыки консультирования через терапевтические отношения – Джефф Кокран и Нэнси Кокран

Это ценное и подробное руководство помогает студентам и стажерам опираться на имеющиеся у них знания и развивать качества и навыки, необходимые для формирования эффективных терапевтические отношения и достижение результатов лечения.

Книга включает тематические исследования, четкие рекомендации по применению теоретических концепций в терапии и вспомогательные видеоролики.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Практические навыки консультирования и оказания помощи – Ричард Нельсон-Джонс

Эта книга Ричарда Нельсона-Джонса, выходящая уже в шестом издании, представляет собой подробное пошаговое руководство по применению его трехэтапной модель (отношение, понимание и изменение) к консультированию.

Эта подробная и практическая книга поможет читателю развить навыки, необходимые для того, чтобы стать эффективным консультантом и достигать целей лечения.

Найдите книгу на Amazon.


3.

Теории консультирования и психотерапии в контексте и на практике: навыки, стратегии и методы – Джон Соммерс-Фланаган и Рита Соммерс-Фланаган

применять их в клинической практике.

Включая планы глав, графики, тесты, диаграммы и ссылки на видео, это ценный ресурс для студентов и преподавателей.

Найдите книгу на Amazon.


Инструменты от PositivePsychology.

com

У нас есть много инструментов, которые помогают в процессе консультирования и терапии, включая рабочие листы, которые помогают улучшить общение и эмпатию.

Почему бы не попробовать следующие бесплатные рабочие листы?

  • С моего пути – Нет, мой путь к НАШЕМУ пути
    Этот рабочий лист помогает парам исследовать свои конфликтующие подходы или точки зрения и совместно вырабатывать общую норму или решение проблемы.
  • Рабочий лист «Внимательное слушание»
    В этом материале представлены пять простых шагов для облегчения точного слушания, и его можно использовать для установления норм общения в начале терапевтических отношений.
  • ЛОВУШКИ, которых следует избегать, и СОВЕТЫ для достижения успеха
    В этой брошюре представлен ряд предложений, которые помогут лучше разрешить конфликт.
  • Уровни проверки
    Эта краткая самооценка помогает терапевтам и консультантам оценить уровень, на котором они обычно оценивают чувства и переживания своих клиентов, начиная от внимательного слушания и заканчивая радикальной искренностью.
  • 17 упражнений на развитие силы
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить свои сильные стороны, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 инструментов для развития силы для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим лучше понять и использовать их сильные стороны для улучшения жизни.

Важная информация

Для того, чтобы стать эффективным консультантом и оставаться в нем, требуется опыт и богатый и разнообразный набор навыков (Hill, Spiegel, Hoffman, Kivlighan, & Gelso, 2017). Эти навыки можно развивать посредством образования, обучения, практики, опыта и контроля.

Хорошие навыки консультирования жизненно важны для создания надежных и позитивных терапевтических альянсов, достижения согласованных целей и достижения успешных результатов в рамках психологического процесса.

Вкладывая время и энергию, консультанты могут приобретать новые и развивать существующие наборы навыков и помогать людям приблизиться к тому, как они хотят жить, изменяя то, как они думают, чувствуют и действуют.

В то время как открытое общение и проявление сопереживания жизненно важны, мы также делимся инструментами, необходимыми клиенту для решения своих проблем. Получив полномочия, они могут преодолевать новые и существующие трудности.

Изучите навыки, описанные в этой статье, и определите, какая поддержка вам необходима для их дальнейшего развития. В конечном счете, вам и вашим клиентам выгодно, чтобы вы стали самым опытным консультантом.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три силовых упражнения.

  • Кокран, Дж. Л., и Кокран, Н. Х. (2015). Суть консультирования: навыки консультирования через терапевтические отношения . Рутледж.
  • Hill, CE, & Lent, RW (2006). Описательный и метааналитический обзор обучения навыкам помощи: время возродить бездействующую область исследований. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение , 43 (2), 154–172.
  • Hill, C.E., Spiegel, S. B., Hoffman, M.A., Kivlighan, D.M., & Gelso, CJ (2017). Пересмотр опыта терапевта в области психотерапии. Психолог-консультант , 45 (1), 7–53.
  • Нельсон-Джонс, Р. (2014). Практические навыки консультирования и помощи (6-е изд.). Мудрец.
  • Соммерс-Фланаган, Дж., и Соммерс-Фланаган, Р. (2015). Теории консультирования и психотерапии в контексте и на практике: навыки, стратегии и техника s. Уайли.
  • Тан, К.Т., Леонг, Дж., Тан, А., и Тан, Д. (2015). Основы навыков консультирования: практическое руководство . Пишите издания.

Навыки и методы консультирования

Процесс консультирования | Навыки консультирования | Теории консультирования

По данным Американской ассоциации консультирования (ACA), профессиональное консультирование – это процесс построения отношений с людьми, которые позволяют им достигать целей в области психического здоровья и благополучия, образования и карьеры. Это отношения сотрудничества между консультантом и его клиентом.

Профессиональное консультирование может принимать форму:

Когда вы становитесь консультантом, вы, вероятно, будете участвовать во многих из этих видов консультирования на протяжении всей своей терапевтической работы.

Школа культуры, образования и человеческого развития Стейнхардта Нью-Йоркского университета

info

Магистр консультирования по вопросам психического здоровья и хорошего самочувствия

Начинающие консультанты по психическому здоровью готовы получить лицензию от аккредитованной MPCAC программы онлайн-консультирования NYU Steinhardt. Студенты могут получить степень всего за 21 мес. GRE не требуется

  • Подготовка к работе консультантом по психическому здоровью
  • Аккредитован MPCAC
  • Всего 21 месяц для завершения
  • GRE не требуется

Высшая школа образования и психологии

info

Магистр психологии

Онлайн-программа магистра психологии Университета Пеппердин готовит студентов к обучению в докторантуре или карьере в сфере социальных услуг.

  • Открыто для всех специальностей бакалавриата
  • GRE не требуется
  • Можно выполнить примерно за 18 месяцев

Традиционный процесс консультирования включает следующие компоненты.

Открытие : Процесс открытия, пожалуй, одна из самых важных частей взаимодействия с вашим клиентом. Это ваш шанс познакомиться с вашим клиентом, а он — с вами. Здесь же вы будете задавать тон остальным терапевтическим отношениям.

Изучение понимания клиента:  В процессе исследования вы начнете понимать своего клиента. Вы изучите их прошлое и оцените их текущие проблемы. Здесь вы вместе поставите цели и определите ожидания.

Понимание:  Что важно для развития прочных отношений с вашим клиентом, вы можете продемонстрировать понимание, используя вербальные и невербальные сигналы, а также размышления и пересказы.

Вмешательство:  Процесс вмешательства заключается в выборе подходящих методов консультирования, которые будут способствовать развитию вашего клиента.

Изучение проблем:  Исследование — это процесс получения дополнительной информации о вашем клиенте и о том, почему он пришел на консультацию. Исследование необходимо для того, чтобы по-настоящему понять мысли и чувства клиента по отношению к его насущной проблеме.

Расширение возможностей для создания собственных решений:  Расширение возможностей вашего клиента не означает предоставление ему всех ответов. Речь идет о расширении их возможностей с помощью ваших навыков консультирования, чтобы они могли найти свои собственные решения.

(Вернуться к началу)

Будучи студентом, ваша степень магистра консультирования предназначена для развития и расширения навыков консультирования, которые лучше всего помогут вашим клиентам. Это некоторые из наиболее важных методов консультирования, которые вы, вероятно, будете использовать на своих сеансах консультирования.

Слушание/Наблюдение : Умение слушать – один из самых ценных навыков консультирования в терапевтических отношениях. Его можно использовать тремя способами:

Задавать вопросы : Вопросы полезны в терапевтической среде, поскольку они позволяют вам больше узнать о своем клиенте. Тип вопросов, которые вы задаете, задает тон сессии и всего процесса консультирования. Вопросы встречаются в двух формах.

Отражение : Отражение используется в процессе консультирования для точного описания состояния клиента на основе его вербальных или невербальных сигналов.

Эмпатия : Эмпатия — это способность поставить себя на место другого человека. Это гораздо больше, чем сочувствие, поскольку вы можете показать свое понимание того, что ваши клиенты чувствуют в связи с опытом.

Искренность : Начни с подлинности — это создание соответствия между собой и своими словами. Каждый терапевт индивидуален и предлагает различный терапевтический процесс. Важно оставаться искренним во всех методах консультирования и вербальных и невербальных сигналах.

Безусловное положительное отношение : Демонстрация безусловного положительного отношения – это идея принятия вашего клиента таким, какой он есть. Это средство выражения тепла и уважения.

Консультант по самораскрытию : Это сложный консультационный навык. Общее правило, которому необходимо следовать, заключается в том, чтобы делиться только той личной информацией, которая полезна для терапевтического процесса. Его также можно использовать, чтобы помочь консультанту лучше общаться со своим клиентом.

(наверх)

Теории консультирования используются в качестве руководства для понимания человеческой природы и определения того, какие навыки консультирования вы будете использовать на своих сеансах консультирования.

Консультирование направлено на создание прочных отношений с вашими клиентами, которые помогут им обрести психическое здоровье и достичь своих целей. Используя методы преднамеренного консультирования и понимание человеческой природы, разработанное с помощью теорий консультирования, вы можете помочь своему клиенту достичь оптимального психического здоровья.

Последнее обновление: апрель 2020 г.

Навыки и методы консультирования

Консультанты должны обладать глубокими знаниями и навыками, если они хотят эффективно помогать клиентам. На работе эти специалисты используют определенный набор навыков консультирования для лечения одной или нескольких уникальных групп населения. Эти методы консультирования могут различаться в зависимости от того, какую группу людей обслуживает консультант (например, методы консультирования, подходящие для школьных консультантов, могут не работать для консультантов по горю). В магистерской программе консультанты-стажеры оттачивают навыки посредством практики и опыта работы под наблюдением.

Все специалисты в области психического здоровья обладают одинаковыми навыками. В программах консультирования для выпускников все консультанты-стажеры сначала осваивают стандартный набор навыков. Только после специализации в определенной области консультирования (например, консультирование по вопросам зависимости, школьное консультирование и т. д.) они начинают изучать новые навыки, которые могут помочь их будущим клиентам.

Навыки консультанта и терапевта

На работе у консультантов и терапевтов много схожих обязанностей. Кроме того, профессионалы обеих профессий обычно имеют степень магистра. Однако терапевты (например, семейные и семейные терапевты) обладают более отточенным набором навыков, когда дело доходит до интерпретации клинических исследований. Кроме того, в отличие от консультантов, терапевты играют более важную роль, помогая клиентам найти решения проблем.

Навыки консультанта и психолога

Хотя некоторые психологи имеют степень магистра, многие получают докторскую степень, особенно если они планируют преподавать психологию в колледже. На работе они просматривают последние исследования, чтобы найти новые способы обращения с клиентами, а эту задачу берут на себя немногие консультанты. Психологи также обладают отточенными исследовательскими и аналитическими навыками, что является благом, если они планируют внести свой вклад в оригинальные исследования в области психологии.

Навыки консультанта и психиатра

Психиатры обладают самым передовым набором навыков среди всех специалистов в области психического здоровья. Сначала они получают медицинскую степень, а затем проходят ординатуру по психиатрии. В дополнение к навыкам межличностного общения, которыми обладают психологи и консультанты, они используют свои фармакологические знания для назначения лекарств, когда это необходимо.

Хотя социальные работники и консультанты помогают клиентам аналогичным образом, социальные работники должны обладать навыками сотрудничества и межличностного общения, необходимыми для исследования и предоставления общественных ресурсов. Например, школьный социальный работник, который считает, что ребенок живет в небезопасной среде, должен координировать свои действия с правоохранительными органами и службами защиты детей, а также с другими соответствующими государственными учреждениями.

5 навыков, которыми должен обладать каждый консультант

Коммуникативные навыки:  Отличный консультант может передать информацию в сжатой форме, что гарантирует, что клиент понимает проблемы, советы и т. д. консультанта. Таким образом, клиент может покинуть сеанс не чувствуя себя смущенным и уверенным, что консультант ответил на все его или ее вопросы.

Слушание и внимание:  Консультантам нужно нечто большее, чем отличные навыки слушания и понимания. Во время сеанса с клиентом консультанты также должны показать, что они искренне заинтересованы в благополучии клиента. Они делают это, устанавливая зрительный контакт и используя соответствующий язык тела — навыки и методы консультирования, которые также применимы в области психиатрии и терапии.

Фокусировка и перефразирование:  Когда клиент впервые встречается с консультантом, он или она может не знать первопричины своих проблем. Консультант должен определить проблемы клиента и помочь клиенту решить, какие из них причиняют наибольший вред. Таким образом, консультант и клиент могут сосредоточиться на этих проблемах и разработать решения.

Подтверждение и оспаривание:  Поскольку консультанты оказывают услуги в области психического здоровья, они должны давать клиентам почувствовать, что их оценивают – что нормально чувствовать себя расстроенным, нервным, злым и т.  д. против этих чувств, от которых клиенты могут не захотеть отказаться. Эффективный вызов требует отличных межличностных и дипломатических навыков.

Мультикультурная компетенция:  Консультанты, особенно методические и школьные консультанты, должны обладать мультикультурной компетенцией. Другими словами, консультант должен понимать, как расовое, культурное и социально-экономическое происхождение клиента влияет на него. Консультанты могут использовать эти знания, чтобы лучше сопереживать клиентам, завоевывать их доверие и разрабатывать эффективные решения.

Методы консультирования по вопросам психического здоровья

Чтобы консультирование было эффективным, консультанты должны не только владеть навыками и методами консультирования, но также понимать различные теории, которыми руководствуются специалисты по психическому здоровью. Комплексные магистерские онлайн-программы консультирования по психическому здоровью обычно делают упор на следующие четыре теории: их историю, влияние и постоянную актуальность.

1. Теория поведения

Теория поведения объясняет поведение людей, исследуя жизненный опыт. Психолог Б. Ф. Скиннер был сторонником поведенческой теории, поскольку он показал с помощью испытаний на животных, что обусловливание может значительно повлиять на поведение. В современном контексте бихевиорист может утверждать, что кто-то обладает склонностью к насилию, потому что этот человек в детстве подвергался физическому насилию.

2. Когнитивная теория

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на действиях, когнитивная теория исследует, как мысли людей влияют на их поведение. В клинических условиях психологи и психиатры используют разговорную терапию, чтобы помочь клиентам выявить и устранить негативные мысли. Например, клиент, который может вербализовать свою тревогу от полета, может начать развивать новые позитивные модели мышления, которые уменьшают стресс.

3. Гуманистическая теория

После Второй мировой войны многие специалисты в области психического здоровья отвернулись от традиционных поведенческих и когнитивных теорий. Гуманистическая теория предполагает, что люди хорошие и желают свободы действий в своей жизни. Консультанты, использующие гуманистическую теорию, сосредотачиваются на субъективных чувствах клиентов и используют эти чувства как способ решения основных проблем.

4. Интегративная теория

Как следует из названия, интегративная теория синтезирует среди прочего поведенческие, когнитивные и гуманистические теории. Специалисты, использующие интегративную теорию, анализируют потребности клиентов в области психического здоровья с разных точек зрения, а также рассматривают, как возраст и жизненный опыт могут определять лечение. Наконец, интегративная теория меньше фокусируется на поиске «лечения» психического здоровья. Скорее, профессионалы помогают клиентам стать лучше, насколько это возможно.

Методы школьного консультирования

Школьные консультанты обладают различными методами/навыками, которые позволяют им помогать учащимся, сотрудничать с преподавателями и внедрять новые политики на уровне округа и школы. В программах онлайн-магистров школьного консультирования учащиеся начинают развивать эти навыки, прежде чем оттачивать их в школьных условиях (например, на практических занятиях). Однако многие профессионалы не овладевают этими навыками до тех пор, пока не приобретут значительный опыт работы.

1. Решение проблем и разрешение конфликтов

Не имея большого жизненного опыта, учащиеся начальных и средних школ не обладают развитыми навыками решения проблем и разрешения конфликтов (например, общение с хулиганом, конфликт между учеником и учителем и т. д.). .). В результате консультанты должны помочь учащимся выявить и исправить проблемное поведение. Когда участвует более одного студента, консультанты используют методы консультирования в малых группах.

2. Теории группового консультирования

Групповое консультирование имеет много преимуществ в школьной среде. Во-первых, он объединяет студентов, которые могут иметь схожую проблему или были частью конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *