Свойства и признаки сознания: Сознание, его свойства и признаки. Состояния сознания. Классификация измененных состояний сознания.

39. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ. Психология: Шпаргалка

39. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ. Психология: Шпаргалка

ВикиЧтение

Психология: Шпаргалка
Автор неизвестен

Содержание

39. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

Понимание сознания, возникшее в древности и просуществовавшее столетиями, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека. Все, что связано с душой человека, все, в чем она проявляется, древние ученые относили к содержанию сознания, поскольку психика – это и есть, в сущности, сознание и другой психики (несознаваемой) не существует.

Благодаря трудам Рене Декарта и Джон Локка, основанным на данном утверждении, психология надолго превратилась в науку сознания (хотя бессознательное в психике также признается, но все же эта тема мало затрагивается).

Существует точка зрения, связывающая сознание человека с переживаниями, образами, мыслями, которые он в состоянии описать каким-либо способом и о которых так или иначе способен сообщить другим людям. Сознание в этом определении – совместное, всеобщее знание людей, знание, разделяемое людьми, которое в состоянии передавать от человека к человеку и в результате стать всеобщим или коллективным знанием. Многие ученые соотносят сознание исключительно с языком и речью, т. е. в сознание входит и может существовать в нем лишь то, что передается с помощью слов. Иначе говоря, в сознание входит только общее знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, которые отражены в языке.

Существует трактовка сознания как особого состояния психики человека, в котором он находится, когда правильно воспринимает происходящее с ним и вокруг него в отдельно взятый момент и не спит. Эта точка зрения предполагает появление и исчезновение сознания у человека, а также переход его к бессознательному состоянию, т.

 е. возможность нахождения человека и психики вне сознания.

О наличии у человека сознания можно судить по тому, есть или нет в данный момент признаки, свидетельствующие о нахождении человека в данном состоянии. Таких признаков несколько: возможность описать его словами и представить с помощью определенных образов; возможность сообщить о собственных ощущениях и мыслях другим людям, возможность отграничения себя от происходящего вокруг и определения того, что происходит внутри.

В связи с тем что это состояние психики человека, мы воспринимаем его как динамическое, так как оно время от времени может изменяться. Отсюда следует, что возможно изменение и самого состояния сознания. Оно может усиливаться и ослабляться, оно имеет свою меру, т. е. бывает сильным и слабым.

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ Ронни играл в футбол и получил удар в голову. Следующее, что он помнит, это как кто-то сказал: «Не волнуйтесь, он в сознании». Но что значит «потерять сознание»? Что такое вообще сознание? Уильям Джемс на заре XX века предположил, что сознание — это постоянно

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство,

39. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

39. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ Понимание сознания, возникшее в древности и просуществовавшее столетиями, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека. Все, что связано с душой человека, все, в чем она проявляется, древние

5.

 ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство,

Сознание

Сознание Антиципация процессуальная характеристика мыслительной деятельности, отражающая момент прогнозирования, предвосхищения, опережения текущих событий. Это элемент так называемой смысловой догадки, рождения предположения о том, каким должен быть конечный

Психика

Психика инструмент приспособления к окружающей среде, система регуляции взаимодействия живых существ с внешним миром. Психика – это не сама материя, а ее системное свойство, заключающееся в активном отражении субъектов реальности, в виртуальном сжатии природы и

Сознание

Сознание сложнейшая реальность, особая форма отражения действительности, дающая человеку знание о мире, представление о его роли, смысле жизни и т.  д.Сознание является идеальной формой отражения действительности, ее воспроизведения и создания. Оно проявляется в нашей

Сознание

Сознание При оценке тяжести состояния пострадавшего или больного обязательно обращают внимание на наличие или отсутствие у него сознания.Нарушения сознания могут различаться по тяжести и продолжительности. На короткое время потеря сознания происходит при обмороках;

1.2. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие

1.2. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: гомеостаз, единство живой и

Сознание — это…

Сознание — это… Можно сказать, что сознание — это осмысленное знание, осмысленное восприятие происходящих событий. Можно сказать и так: это осознанность своего положения, умение управлять своими поступками, а также контролировать свои чувства и мысли. Далее. Говоря о

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях,

Общая психология — СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

« Предыдущий вопрос

ВОЛЯ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ

Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда. Направленное на какую-либо цель

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПСИХИКЕ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свой

Понимание сознания, возникшее в древности и просуществовавшее столетиями, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека. Все, что связано с душой человека, все, в чем она проявляется, древние ученые относили к содержанию сознания, поскольку психика – это и есть, в сущности, сознание и другой психики (несознаваемой) не существует.

Благодаря трудам Рене Декарта и Джон Локка, основанным на данном утверждении, психология надолго превратилась в науку сознания (хотя бессознательное в психике также признается, но все же эта тема мало затрагивается).

Существует точка зрения, связывающая сознание человека с переживаниями, образами, мыслями, которые он в состоянии описать каким-либо способом и о которых так или иначе способен сообщить другим людям. Сознание в этом определении – совместное, всеобщее знание людей, знание, разделяемое людьми, которое в состоянии передавать от человека к человеку и в результате стать всеобщим или коллективным знанием. Многие ученые соотносят сознание исключительно с языком и речью, т. е. в сознание входит и может существовать в нем лишь то, что передается с помощью слов. Иначе говоря, в сознание входит только общее знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, которые отражены в языке.

Существует трактовка сознания как особого состояния психики человека, в котором он находится, когда правильно воспринимает происходящее с ним и вокруг него в отдельно взятый момент и не спит. Эта точка зрения предполагает появление и исчезновение сознания у человека, а также переход его к бессознательному состоянию, т. е. возможность нахождения человека и психики вне сознания.

О наличии у человека сознания можно судить по тому, есть или нет в данный момент признаки, свидетельствующие о нахождении человека в данном состоянии. Таких признаков несколько: возможность описать его словами и представить с помощью определенных образов; возможность сообщить о собственных ощущениях и мыслях другим людям, возможность отграничения себя от происходящего вокруг и определения того, что происходит внутри.

В связи с тем что это состояние психики человека, мы воспринимаем его как динамическое, так как оно время от времени может изменяться. Отсюда следует, что возможно изменение и самого состояния сознания. Оно может усиливаться и ослабляться, оно имеет свою меру, т. е. бывает сильным и слабым.

Является ли сознание свойством всего во Вселенной?

Откуда берется сознание? Традиционная точка зрения, в которую верят 6 миллиардов человек в мире, принадлежащих к религиям, предполагающим жизнь после смерти, состоит в том, что люди состоят из двух разных вещей: тела и души. Материалистическая точка зрения, которой придерживаются многие современные нейробиологи и психологи, а также все большее число философов, состоит в том, что человеческий разум — это мозг. С этой точки зрения разум — чисто физическая система, и он угасает вместе с телом.

Однако в последнее время наблюдается возрождение менее знакомой позиции, называемой панпсихизмом. Панпсихизм — это утверждение, что сознание — это не просто свойство мозга, и не свойство какой-то особой духовной субстанции вроде души, а скорее свойство всего во Вселенной. Даже в камне, гальке или атоме есть немного сознания. Панпсихизм был одобрен двумя выдающимися нейробиологами, Кристофом Кохом и Джулио Тонони. Почему кто-то придерживается этой точки зрения?

Основная поддержка панпсихизма, кажется, является своего рода аргументом от невежества. Кажется загадочным, как специфические свойства сознания, такие как осознание и чувство, могут быть результатом чего-либо физического. Такая непостижимость, наряду с религиозными мотивами, традиционно использовалась для поддержки дуализма, представления о том, что человек состоит из двух отдельных вещей, разума и души. Но из-за отсутствия каких-либо доказательств существования души и упадка религиозных верований некоторые люди предпочитают панпсихизм дуализму. Мы просто не можем понять, как такие свойства, как опыт и осознание, могут быть результатом простого движения молекул. Таким образом, должно быть немного сознания во всем, что может затем обобщить опыт, обнаруженный у людей.

Я думаю, что в этом рассуждении много недостатков. Он пренебрегает важностью появления, о чем я писал в предыдущем посте в блоге. Мир природы содержит много случаев, когда целые обладают свойствами, сильно отличающимися от свойств их частей. Молекула воды, состоящая из водорода и кислорода, обладает такими свойствами, как жидкое состояние при комнатной температуре, которых нет у атомов водорода или атомов кислорода. Чтобы взять более сложный пример, рассмотрим жизнь. Атомы и молекулы неживые, но жизнь есть у клеток и одноклеточных организмов и гораздо более сложных растений и животных. В 1920-го века принято считать, что жизнь настолько отличается от неживых вещей, что должно существовать особое свойство, называемое жизненной силой, которое присуще только живым существам и отличает их от неживых вещей. Однако в 20 веке стало широко признаваться, что жизнь — это не особое свойство, а скорее результат многих механизмов, таких как генетика, обмен веществ, деление клеток и размножение. Точно так же сознание может быть эмерджентным свойством нейронных механизмов.

Любопытно, что никто никогда не предлагал жизнеориентированного аналога панпсихизма, который можно было бы назвать «панлайфизмом», чтобы сказать, что для объяснения жизни мы должны думать, что во всем, что существует, есть частички жизни. Причиной того, что панлайфизм так и не был предложен, был быстрый прогресс биологии 20-го века, когда открывалось все больше и больше деталей того, как жизнь работает на материальном уровне. У нас пока нет такого точного представления о биологических механизмах сознания, как о механизмах, поддерживающих жизнь. Это невежество позволяет людям предлагать панпсихизм в качестве альтернативы тому, что я считаю более правдоподобным объяснением того, что сознательный разум представляет собой нейронные процессы.

Однако у нас есть убедительные доказательства существования сознания только у организмов, имеющих мозг. Я знаю, что нахожусь в сознании, благодаря своему собственному опыту осознания, ощущений и эмоций. Для меня разумно распространять сознание на других людей, потому что это описание является лучшим объяснением их поведения, очень похожего на мое. Дополнительная поддержка исходит от осознания того, что у других людей почти такой же мозг, как у меня. Тогда разумно расширить описание сознания на другие организмы, поведение и структура мозга которых в чем-то сходны с человеческими, например млекопитающие. Нейронная схема и поведение млекопитающих подтверждают мнение о том, что их переживания боли и таких эмоций, как страх, имеют много общего с переживаниями людей. Разумно предположить, что рыбы также чувствуют боль, как это убедительно доказывается в книге Виктории Брейтуэйт. Но нет никаких поведенческих доказательств того, что деревья, скалы, галька или атомы обладают хоть малейшей частицей сознания.

Напротив, сознание, вероятно, является эмерджентным свойством мозга. Сознание — это не свойство отдельных нейронов, а результат взаимодействия многих нейронов, точно так же, как жизнь возникает в результате взаимодействия многих молекул. Я предлагаю в новой статье, что наиболее важными нейронными механизмами для производства сознания являются следующие три. Во-первых, существуют представления, такие как CAT, осуществляемые за счет взаимодействия большого количества нейронов. Во-вторых, эти представления могут генерировать более сложные виды представлений в процессе связывания, например, создавая ЧЕРНУЮ КОШКУ. Чтобы достичь полного уровня репрезентации, на который способны люди, нам нужна способность к привязке привязок к привязкам, то есть к репрезентациям репрезентаций репрезентаций, как в ЧЕРНОЙ КОШКЕ, ПОГНАВШЕЙСЯ ЗА БЕЛОЙ МЫШЬЮ. Наконец, третий механизм, который, по моему мнению, отвечает за сознание, — это конкуренция, которая позволяет лишь небольшому подмножеству доступной информации быть активной в мозгу как достаточно важную, чтобы победить другие представления.

Остается выяснить, действительно ли эти три механизма ответственны за основные явления, которые необходимо объяснить с помощью теории сознания. Но если я на правильном пути, то нам не нужно распространять атрибуцию сознания на каждый бит вселенной. Сознание — эмерджентное свойство особых видов сложных систем, а именно больших групп нейронов. Возможно, сознание может оказаться свойством и других чрезвычайно сложных систем, например, работающих в компьютерах. Но если компьютеры когда-нибудь окажутся сознательными, я подозреваю, что это будет результатом наличия приблизительных аналогов трех видов механизмов, которые, как я думаю, заставляют сознание работать людьми: репрезентация, повторяющееся связывание и конкуренция между сложными репрезентациями. Как только будет разработано это более сложное описание сознания, не будет необходимости предполагать, что в различных частях Вселенной, помимо мозга и столь же сложных систем, существует даже крошечная частица сознания.

Чтобы сказать, что такое сознание, наука исследует, где его нет

В 2014 году 24-летняя женщина из Китая попала в больницу из-за месячного приступа головокружения и рвоты. Ей не были чужды эти симптомы: она никогда не могла устойчиво ходить и почти всю жизнь страдала от головокружения. Это были серьезные, изнурительные симптомы. И все же они могли казаться почти легкими, когда компьютерная томография и магнитно-резонансная томография поставили диагноз: у женщины отсутствовала большая часть ее мозга — так сказать. Да, присутствовало большинство игроков на «сцене» мозга: кора головного мозга, самая большая, самая удаленная часть мозга, отвечающая за большую часть нашего мышления и познания, присутствовала и учитывалась; подкорка и средний мозг с их бесчисленными функциями, включающими движение, память и регуляцию тела, также присутствуют; ствол мозга, необходимый для управления дыханием, сном и общением с остальным телом – присутствует и учитывается.

Но ни одна из этих арен не содержит большую часть валюты мозга — нейронов, клеток, которые запускают импульсы для передачи информации или передачи двигательных команд. Это различие относится к мозжечку, структуре, расположенной позади ствола мозга и ниже коры головного мозга. На латыни «маленький мозг» очень компактный мозжечок занимает всего 10 процентов объема мозга, но содержит от 50 до 80 процентов нейронов мозга. И действительно, именно в этом смысле у госпитализированной китаянки отсутствовала большая часть мозга. Невероятно, но она родилась без мозжечка, но прожила почти два с половиной десятилетия жизни, не зная, что он отсутствует. Сравните это с инсультами и поражениями коры головного мозга, число нейронов в которой составляет лишь часть от числа нейронов в мозжечке. Эти пациенты могут потерять способность распознавать цвета или лица и понимать язык, или у них может развиться то, что известно как «расстройство сознания», состояние, приводящее к потере способности реагировать или какого-либо осознания вообще.

Понимание сознания может стать величайшей научной задачей нашего времени. Как физические вещи, например электрические импульсы, могут объяснить ментальные вещи, например сны или самоощущение? Почему сеть нейронов в нашем мозгу ощущается как опыт, тогда как сеть компьютеров или сеть людей, насколько нам известно, ни на что не похожа? Увы, эта проблема кажется неразрешимой. И все же неудовлетворенная потребность в прогрессе в области расстройств сознания, при которых частота ошибочных диагнозов составляет от 9и 40 процентов требует, чтобы мы старались больше. Без особых усилий мы никогда не узнаем, действительно ли раненые пациенты находятся в бессознательном состоянии или не реагируют, но тайно находятся в сознании с истинной внутренней жизнью. Без этих знаний как врачи могут знать, есть ли вероятность выздоровления пациента и этично ли прекращение лечения?

Многие пациенты, находящиеся в скрытом сознании, отличаются от тех, кого мы знаем из популярной культуры, например, французский журналист Жан-Доминик Боби. После инсульта, повредившего ствол мозга, Боби не мог двигаться произвольно, кроме как моргать левым веком. Лежа на больничной койке, Боби моргал глазами, чтобы продиктовать воспоминания о своем мучительном опыте, Водолазный колокол и бабочка (1997). В случае с Боби, называемом синдромом запертости, потеря произвольного контроля была вызвана повреждением ствола мозга, который необходим для контроля над остальным телом и, таким образом, для общения с внешним миром.

К скрытому сознанию относятся не только синдром запертого человека, но и больные с поражением коры головного мозга. В этом случае скрытое сознание труднее идентифицировать, потому что умственные способности, сохраняемые у этих пациентов, вероятно, нарушены. Например, такая пациентка может не реагировать не потому, что она без сознания, а потому, что поражение коры головного мозга лишило ее способности понимать устную речь. И, в отличие от Боби, МРТ-изображение мозга этих пациентов показывает обширное повреждение головного мозга, что вызывает неуверенность у невролога, пытающегося определить, есть ли кто-нибудь дома. Даже после того, как такие пациенты открывают глаза и выходят из комы, часто следует полное отсутствие реакции или произвольных движений, что ставит диагноз вегетативного состояния, также известного как синдром невосприимчивого бодрствования.

Чтобы обнаружить скрытое сознание у пациентов с диагнозом «расстройство сознания», международная группа исследователей, включая моего нынешнего руководителя, Мартина Монти, использовала хитрую задачу, которая использует мысленные образы, которые некоторые другие пациенты, которые в противном случае не реагируют, могут генерировать по команде. Команда поместила 54 пациента — от тех, кто непоследовательно реагировал, до тех, кто совершенно не реагировал — внутри сканера мозга. Там команда визуализировала работу их мозга с помощью функциональной МРТ (fMRI), чтобы определить, какая часть, если таковая имеется, может быть скрыто в сознании. «В небольшом меньшинстве случаев мы можем использовать МРТ для выявления некоторого сознания у пациентов, которые в противном случае казались бы без сознания», — сказал Монти.

Монти и его коллеги сначала попросили пациентов, которые находились в бессознательном состоянии, представить, что они ходят по своим домам. «Мы видели вспышку активности фМРТ в парагиппокампальной извилине у всех участников, кроме одного», — сказал Адриан Оуэн, другой исследователь, участвовавший в проекте. Но попросить людей представить, как они ходят по своим домам, было недостаточно. Чтобы повысить их уверенность в том, что человек в сканере не спит и следует инструкциям, исследователи также хотели выполнить второе задание, которое показывало бы другую схему активации. Наконец, одна из коллег Монти и Оуэна, Мелани Боли, упомянула, что, согласно исследованию, сложные задачи могут работать лучше, чем простые. — А как насчет тенниса? — спросил Оуэн.

Мы не обязательно находимся в блаженном бессознательном состоянии, когда хирург помещает нас под

К большому удовольствию исследователей, когда мы попросили здоровых участников представить себе игру в теннис, мы получили четкие и последовательные признаки активации мозга. Сработает ли та же задача с пациентами, находящимися в скрытом сознании? Оказавшись внутри аппарата МРТ, исследователи попросили пациентов, которые не отвечают, представить себе одну из двух задач: игру в теннис или прогулку по дому. Никто не мог догадаться, сколько именно пациентов будут реагировать, сказал мне Монти. Но с первым взмахом ракетки, так сказать, команда обнаружила невосприимчивого пациента, который, казалось, понял теннисную задачу. Пациент соответствовал всем критериям диагноза вегетативного состояния, но фактически находился в сознании.

Полученное в результате исследование, опубликованное в 2010 году, было одновременно обнадеживающим и отрезвляющим: пять из 54 пациентов, помещенных в сканер, были способны генерировать мысленные образы по требованию, что свидетельствовало о разумах, которые могли думать, чувствовать и понимать, но не общаться. Или могли? Что, если бы пациенты могли использовать эти две задачи, чтобы отвечать на вопросы, отвечая «да» посредством самих внутренних образов. Короче говоря, «да» можно передать, представив теннис, а «нет» — прогуливаясь по дому. В очередной раз команда добилась успеха с первой же попытки. Задав пациенту несколько вопросов, таких как «Вашего отца зовут Томас?», исследователи получили соответствующие ответы, обозначенные изображением подписи каждой задачи, зарегистрированной в МРТ. «Оказывается, даже пациенты, находящиеся в коме, могут иметь больше когнитивных функций, чем можно наблюдать с помощью стандартных клинических методов», — сказал Монти.

Следуя по стопам Монти и его коллег, исследование, опубликованное в 2018 году другой группой исследователей из Мичиганского университета, использовало аналогичную задачу фМРТ с мысленными образами, чтобы показать скрытое сознание там, где никто не хочет его находить: анестезию. Вызывает тревогу тот факт, что один из пяти здоровых добровольцев, подвергшихся общей анестезии ради науки с использованием препарата пропофол, смог сделать то, что не должно было быть возможным: генерировать мысленные образы по запросу в сканере. Последствия очевидны: мы не обязательно находимся в блаженном бессознательном состоянии, когда хирург делает операцию.

Теннисная задача фМРТ показала, что под завесой общей анестезии и вегетативного состояния иногда скрывается сознание. Но эффективность задачи зависит от того, смогут ли пациенты слышать вопросы и понимать разговорную речь, что не всегда верно для людей с травмами головного мозга и церебральными поражениями.

Сознание также может происходить без понимания языка или слуха. В их отсутствие пациент все еще может испытывать боль, скуку или даже немые сны. Действительно, если бы были поражены только определенные области коры головного мозга, яркие сознательные переживания могли бы сохраняться, в то время как пациент не мог бы слышать вопросы, заданные командой Монти. Из-за этого МРТ-сканирование может, в конце концов, пропустить многих людей, находящихся в сознании. Вместо того, чтобы полагаться на ментальные образы, которые должны сознательно генерироваться пациентами с травмами мозга, которые могут слышать и понимать язык, необходим альтернативный маркер сознания — высший детектор сознания — чтобы сиять пронзительным светом в темноте.

Сознание — это тайна. Множество научных теорий пытаются объяснить, почему наш мозг воспринимает мир, а не просто получает ввод и производит вывод, не чувствуя. Некоторые из этих теорий уже существуют — например, модель, разработанная британским физиком-теоретиком сэром Роджером Пенроузом и американским анестезиологом Стюартом Хамероффом.

Пенроуз и Хамерофф связывают сознание с микротрубочками, нитевидными структурами, которые помогают формировать скелеты нейронов и других клеток. Внутри микротрубочек электроны могут прыгать между различными отсеками. На самом деле, согласно правилам, которые управляют нашей Вселенной на уровне меньшем, чем атомы, эти электроны могут существовать в двух отсеках одновременно, состояние, известное как квантовая суперпозиция. Сознание появляется на картине во многом благодаря интерпретации квантовой физики: утверждению, что сознательный наблюдатель необходим для того, чтобы частица, такая как электрон, занимала определенное место в пространстве, тем самым заканчивая суперпозицию. Как сказал Хамерофф в интервью для 9 серии PBS0025 Ближе к истине :

У вас есть суперпозиция возможностей, которые сводятся к одной или другой, и когда это происходит, возникает момент субъективности. Это казалось натяжкой и до сих пор кажется многим людям, но, как сказал Шерлок Холмс: «Если вы исключите невозможное, все, что останется, каким бы невероятным оно ни казалось, должно быть правильным». . Следуя поговорке Холмса об «устранении невозможного», я отвергаю смешение квантовой призрачности с сознанием. Во-первых, сложная теория сознания, разработанная Пенроузом и Хамероффом, требует новой физики — квантовой гравитации, которая еще не разработана. Но более того, схема Пенроуза и Хамероффа не может объяснить, почему мозжечок не участвует в сознании. Нейроны мозжечка также имеют микротрубочки. Так почему же мозжечок может быть потерян или поврежден, не затрагивая сознательный разум?

Более многообещающий подход принадлежит нейробиологу Джулио Тонони из Университета Висконсина. Вместо того, чтобы спрашивать, какие мозговые процессы или структуры мозга вовлечены в сознание, Тонони подходит к вопросу с другой стороны, спрашивая, какие существенные черты лежат в основе самого сознательного опыта.

Для контекста сравните его подход к другому важному вопросу: что такое жизнь? Живые существа передают признаки своим потомкам, поэтому генетическая информация должна передаваться от родителя к ребенку (или теленку, или сеянцу). Но живые существа также эволюционируют и приспосабливаются к окружающей среде, поэтому эта генетическая информация должна быть податливой, изменяясь от поколения к поколению. Подходя к проблеме снизу вверх, вы могли бы предсказать существование сложной молекулы, такой как ДНК, которая хранит генетическую информацию, но также мутирует, допуская эволюцию путем естественного отбора. Фактически, физик Эрвин Шредингер почти предсказал ДНК в своей книге 9.0025 Что такое жизнь? (1944), рассматривая проблему с этой стороны. Противоположный подход — смотреть на множество живых существ и спрашивать, что у них общего — может не показать вам ДНК, если у вас нет чрезвычайно мощного микроскопа.

Так же, как 100 лет назад жизнь ставила в тупик биологов, сегодня сознание ставит в тупик нейробиологов. Далеко не очевидно, почему одни области мозга необходимы для сознания, а другие нет. Таким образом, подход Тонони вместо этого рассматривает основные черты сознательного опыта. Когда у нас есть опыт, что его определяет? Во-первых, каждый сознательный опыт специфичен. Ваше восприятие синего цвета таково, отчасти потому, что синий не желтый. Если бы вы никогда не видели никакого другого цвета, кроме синего, у вас, скорее всего, не было бы понятия или представления о цвете. Точно так же, если бы вся пища имела одинаковый вкус, вкусовые ощущения не имели бы смысла и исчезли бы. Это требование, согласно которому каждое сознательное переживание должно быть конкретным, известно как дифференциация.

Сознательный мозг подобен демократическому обществу; бессознательный мозг как тоталитарное общество

Но, в то же время, сознание интегрировано. Это означает, что, хотя объекты в сознании обладают разными качествами, мы никогда не переживаем каждое качество отдельно. Когда вы видите, как баскетбольный мяч летит к вам, его цвет, форма и движение сливаются в единое целое. Во время игры вы никогда не замечаете оранжевый цвет мяча независимо от его круглой формы или его быстрого движения. Точно так же у вас нет отдельных переживаний правого и левого полей зрения — они взаимозависимы как единая визуальная сцена.

Тонони определил дифференциацию и интеграцию как две существенные черты сознания. И так же, как основные черты жизни могли привести ученого к выводу о существовании ДНК, основные черты сознания привели Тонони к выводу о физических свойствах сознательной системы.

Будущие инженеры детекторов сознания, обратите внимание: эти свойств как раз то, что такая фантастическая машина должна искать в мозгу невосприимчивых пациентов. Поскольку сознание специфично, физическая система, такая как мозг, должна выбирать из большого репертуара возможных состояний, чтобы быть осознанной. Как и в случае связи между жизнью и ДНК, этот вывод в решающей степени зависит от концепции информации. Переживания информативны, поскольку исключают другие переживания: вкус шоколада — не вкус соли, а запах роз — не запах мусора. Поскольку эти переживания информативны, а мозг отождествляется с сознанием, мы делаем вывод, что по мере того, как увеличивается сознание, увеличивается и информация в мозгу. На самом деле, когда мозг переполнен информацией, его репертуар возможных состояний увеличивается.

Это как игра в палача. Во-первых, рассмотрите возможность игры в палача на английском языке. Английский алфавит содержит 26 букв, и каждая правильно угаданная буква в меру информативна раскрываемому слову. Обычные буквы, такие как «e», менее информативны, а редкие буквы, такие как «x», более информативны (в конце концов, сколько английских слов пишутся с помощью «x»?). персонажи. Каждый символ очень информативен, потому что он встречается реже, чем почти любая буква в английском языке, подобно редкому маяку, сигнализирующему об особом случае. Итак, поскольку китайский сценарий имеет более широкий набор возможных символов, всю игру в палача можно выиграть, угадав один символ.

То же самое и с мозгом: чем больше репертуар возможных состояний мозга, тем больше его информационное содержание, равно как и его способность к высокодифференцированным сознательным переживаниям. Но в то же время сознание зависит от интеграции: нейроны должны общаться и обмениваться информацией, иначе качества, содержащиеся в сознательном опыте, больше не связаны друг с другом. Это одновременное требование как дифференциации, так и интеграции может показаться парадоксом. Здесь метафора, заимствованная у Тонони, дает ясность: сознательный мозг подобен демократическому обществу. Каждый волен голосовать по-разному (дифференциация) и свободно разговаривать друг с другом (интеграция). С другой стороны, бессознательный мозг больше похож на тоталитарное общество. Гражданам может быть запрещено свободно разговаривать друг с другом (отсутствие интеграции) или они могут быть вынуждены голосовать одинаково (отсутствие дифференциации).

Как дифференциация, так и интеграция необходимы для демократии, они также необходимы для сознания. Это не просто размышления в кресле: идеи Тонони основаны на клинических наблюдениях. Среди наиболее убедительных из этих данных — отчеты о пациентах, таких как анонимная китаянка, у которых отсутствует мозжечок, но которые сохраняют сознание. Мозжечок, оказывается, это тоталитарное общество. Его нейроны, хотя их и много, не взаимодействуют свободно друг с другом. Вместо этого нейроны мозжечка организованы в цепочки: каждый нейрон посылает сообщение следующему нейрону в цепочке, но между цепочками мало связи, и нет обратной связи, идущей в другом направлении вниз по цепочке. Чтобы визуализировать этот стиль общения, вы можете представить множество людей, стоящих в очереди, каждый из которых хлопает следующего человека по плечу. Таким образом, в то время как мозжечок содержит большинство нейронов в мозге, его нейроны подобны гражданам в обществе с минимальной интеграцией или вообще без нее. Без интеграции нет сознания. С другой стороны, кора головного мозга представляет собой свободное общество. Чтобы визуализировать его стиль общения, представьте себе сообщество людей, свободно взаимодействующих не только со своими соседями, но и с более отдаленными людьми по всему городу.

Конечно, сознание не всегда присутствует в коре головного мозга. Ночью, во время сна без сновидений, дифференциация теряется. Большие популяции нейронов вынуждены согласовываться, возбуждаясь вместе по одному и тому же шаблону. Исследователи, подслушивающие с помощью ЭЭГ (технология, которая записывает электрическую активность мозга с кожи головы), могут слышать, как эти нейроны поют вместе, как монолитная толпа на спортивной арене. Такая же потеря дифференцировки происходит во время генерализованного эпилептического припадка, когда все большие популяции нейронов активируются вместе из-за неконтролируемой бури возбуждения. Когда нейроны приходят к соглашению, сознание исчезает из разума.

Теория Тонони о том, что для сознания необходимы как дифференциация, так и интеграция, известна как теория интегрированной информации (ИИТ). Используя ИИТ, можно систематически прогнозировать, какие области мозга участвуют в сознании (кора головного мозга), а какие нет (мозжечок). В клинике идеи, полученные из ИИТ, уже помогают исследователям делать выводы о том, какие пациенты с травмой головного мозга находятся в сознании, а какие нет. Основываясь на том, что IIT говорит о том, как должна выглядеть сознательная система, исследователи могут сделать вывод, какой ответ должен давать сознательный мозг вслед за импульсом энергии — детектор сознания гораздо более чувствительный, чем размышления о теннисе на МРТ.

Как любит говорить Монти, это все равно что постучать по дереву, чтобы определить его плотность по полученному звуку. В этом случае «стук» осуществляется с помощью катушки с проволокой для создания магнитного импульса. Этот метод называется транскраниальной магнитной стимуляцией (ТМС). Затем исследователи используют ЭЭГ для прослушивания «эха» этого магнитного возмущения, обнаруживая, к какому «обществу» на самом деле относится этот конкретный мозг.

Если реакция очень сложная, интегрированная и дифференцированная, то мы имеем дело с плюралистическим обществом; разные области мозга реагируют по-разному; пациент, вероятно, находится в сознании. Но если реакция однородна, проявляется везде одинаково, то мы имеем дело с тоталитарным обществом, и пациент, вероятно, находится без сознания.

Описанный выше подход — наилучшая версия детектора сознания — был представлен международной группой исследователей под руководством нейробиолога Марчелло Массимини из Миланского университета в 2013 году. Этот метод, официально известный как пертурбационный индекс сложности, иногда называется «застегнуть и застегнуть», потому что он включает в себя сначала запугивание мозга магнитным импульсом, а затем рассмотрение того, насколько сложно сжать ответ ЭЭГ, или застежка-молния , как меру его сложности. Исследователи уже использовали zap-and-zip, чтобы определить, бодрствует ли человек, глубоко спит, находится ли он под наркозом или в состоянии расстройства сознания, такого как вегетативное состояние. Вскоре этот подход мог сказать нам, какие невосприимчивые пациенты с травмами головного мозга (не говоря уже о пациентах под наркозом перед операцией) скрыто в сознании: все еще чувствуют и переживают, несмотря на неспособность общаться. Действительно, наука ближе всех подошла к «количественной оценке не поддающегося количественной оценке», как это достижение описано в журнале 9.0025 Наука Трансляционная медицина .

Возможно, мы сможем обратиться к искусственному интеллекту и оценить, обладают ли они сознанием

Но остается еще больше загадок сознания. В лаборатории Монти Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе я в настоящее время изучаю, почему у детей с редким генетическим заболеванием, называемым синдромом Ангельмана, электрическая активность мозга не дифференцирована, даже когда дети бодрствуют и познают окружающий мир. Нет никаких сомнений в том, что эти дети сознательны, в чем можно ясно убедиться, наблюдая за их богатым спектром целенаправленного поведения. И тем не менее, надевание ЭЭГ-шапочки на голову ребенка с синдромом Ангельмана раскрывает метафорическое тоталитарное общество Тонони — нейроны, которые, кажется, заперты в согласии.

Показав нам, какие типы мозговой активности необходимы, а какие нет для сознания, пациенты с синдромом Ангельмана могли бы предложить понимание сознания, аналогичное тому, которое предлагают пациенты, лишенные части или всего мозжечка. Моя недавняя работа в этой области показывает, что, несмотря на громкое пение, выявляемое на ЭЭГ при синдроме Ангельмана, нейроны тем не менее меняют свое поведение, когда эти дети спят: они поют еще громче, а их пение менее богато и разнообразно. Я оптимистично настроен, что когда кто-то, наконец, измерит нейронное эхо с помощью zap-and-zip у детей с синдромом Ангельмана, это подтвердит, что zap-and-zip достаточно чувствителен, чтобы отличить сознание от сна без сновидений. Если нет, то вернемся к чертежной доске для детектора сознания.

Сознание может быть последним рубежом науки. Если ИИТ продолжит вести нас в правильном направлении, мы разработаем более совершенные методы диагностики расстройств сознания. Однажды мы даже сможем обратиться к искусственному интеллекту — потенциальному разуму, отличному от нашего собственного — и оценить, сознательны они или нет. Это не научная фантастика: многие серьезные мыслители, включая покойного физика Стивена Хокинга, технологического предпринимателя Илона Маска, ученого-компьютерщика Стюарта Рассела из Калифорнийского университета в Беркли и философа Ника Бострома из Института будущего человечества в Оксфорде, серьезно относятся к недавним достижениям в области ИИ и глубоко обеспокоены экзистенциальным риском, который может представлять ИИ человеческого или сверхчеловеческого уровня в будущем. Когда отключать ИИ этично? Тот, кто отключит супер-ИИ в ближайшие десятилетия, захочет знать, какими бы срочными не были его действия, действительно ли существует искусственный разум, ускользающий во тьму, или просто сложный цифровой компьютер, издающий звуки, имитирующие страх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *