Мотив и стимул – Учительская газета
Мотив – одно из главных понятий психологии. Очень часто его путают со стимулом. Давайте определим фундаментальную разницу двух понятий.
Понятия
Мотив – это побудительная причина. От латинского слова movere – «приводить в движение», «толкать».
Стимул – это принуждающая причина. В латинском языке слово stimulus означает остроконечную палку, которой погоняли животных.
Мотив – это то, чего мы хотим, к чему стремимся.
Стимул – это то, чего мы боимся, чего избегаем.
Мотив – это наше внутреннее желание.
Стимул – это внешнее воздействие.
Мотив – это пряник, поощрение.
Стимул – это кнут, наказание.
Мотив подразумевает отношение к человеку как к личности.
Стимул подразумевает отношение к человеку как к животному или как к вещи.
В статье «Учитель против следователя» («Учительская газета», №45 от 6 ноября 2018 года) я писал о принципиальном отличии позиции следователя и педагога в отношении детей. Задача следователя – подозревать детей. Задача учителя – верить детям. Можно сказать, что полицейский – это человек-стимул, а педагог – это человек-мотиватор. Полицейский должен устрашать детей, а педагог должен вдохновлять детей.
Часто слова «мотив» и «стимул» используют как синонимы. Например, называют стимул внешней мотивацией. Или говорят о мотивации избегания неудач. Или есть термин трудового законодательства «выплаты стимулирующего характера», который, конечно, про мотивирование, а не стимулирование. Общее у мотива и стимула то, что они направляют активность человека. Но сущностную разницу способов направления активности нужно обязательно понимать.
Когда спрашивают, как мотивировать человека на что-то, имеют в виду как стимулировать. Сама конструкция вопроса – как мотивировать человека – указывает на принуждение: «Как заставить человека сделать то, что мне нужно?». Не путайте свои и чужие желания.
Стимулирование
Стимулирование – очень эффективный способ управления. Но только при двух условиях: у вас должно быть право на применение достаточной степени насилия и вам нужно добиться от человека простых действий.
В прошлые века стимулирование было распространено гораздо шире, чем сейчас. Людей, особенно рабов (крепостных, холопов), можно было бить. От людей, подвергавшихся принуждению, требовались простые действия: махать веслами, пахать землю, стрелять из ружья.
В рассказе Льва Толстого «После бала» есть пример стимулирования прошлых веков. Там кратко описана сцена наказания шпицрутенами: это когда человека избивают палками. Такое стимулирование вызывало ужас.
Сегодня добиваться от людей нужных действий стимулированием весьма затруднительно. Во-первых, насилие запрещено. Например, за физическое насилие над детьми родителей лишают родительских прав, а учителей увольняют с работы. Во-вторых, в современной экономике много сложных видов работ, выполнения которых невозможно добиться с помощью плетки.
Еще один аргумент против использования стимулирования – оно портит отношения между людьми. Никто не любит насилия над собой.
При этом важно, конечно, как люди воспринимают насилие. В прошлые века оно было разрешено, родители не скрывали насилия над детьми, и применялось оно повсеместно. В этих условиях насилие не портило детско-родительские отношения, потому что дети, как и родители, считали его нормальным и правильным.
В сегодняшних условиях дети знают, что насилие запрещено, что это ненормально, что насильники не афишируют свои методы воспитания. Поэтому современные дети не любят жестоких родителей.
Дворником будешь
Теперь у обычных граждан в наличии есть лишь психологические методы стимулирования: упреки, обиды, угрозы, недовольства, лишение любви. Такие методы действуют только на незрелых людей, склонных к созависимым отношениям. Зрелые люди такое стимулирование игнорируют или легко пресекают простым посыланием куда подальше.
Дети не могут послать родителей и учителей, поэтому они используют пассивные методы противодействия стимулированию – тихий саботаж и злонамеренное послушание. Злонамеренное послушание – это когда человек формально делает то, что от него требуют, но фактически не делает того, что нужно делать. Также дети используют ответное стимулирование – демонстрируют свое недовольство и обиды.
Вот типичный образец стимулирования детей: «Ты должен хорошо учиться, иначе дворником будешь». Это внушение страха. Невозможно ходить в школу одиннадцать лет с мыслью о дворнике в голове. Содержание современного образования слишком сложно, чтобы его можно было осуществить через запугивание.
Лень
Еще один популярный метод психологического стимулирования – обвинение человека в лени.
В психологических словарях нет слова «лень». Это не научный термин. Я предлагаю пару своих определений.
Лень – это отсутствие мотивации.
Лень – это ощущение бессмысленности деятельности.
Например, мне лень заниматься макраме. У меня нет в этом потребности, нет желания, поэтому я не занимаюсь этим прикладным искусством.
Иначе говоря, лень – это нейтральное понятие. Но взрослые часто его используют в качестве упрека, и с таким видом, как будто они дали исчерпывающее объяснение поведения человека.
Но это слово ничего, в сущности, не объясняет. Какая мудрость в утверждении, что мне лень заниматься макраме?
Обвинение человека в лени и другие методы психологического стимулирования только портят отношения, а нужного результата не дают. Попытка применять стимулирование в XXI веке является неэффективной стратегией.
Польза стимулов
Применение стимулов уместно лишь в некоторых случаях.
В наше время использование стимулов целесообразно, в основном чтобы пресекать нежелательные действия. Например, стимулами являются Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и вся система государственного принуждения, которая включает правоохранительные органы, суды, службы судебных приставов, службы исполнения наказания.
Роберт Чалдини в книге «Психология влияния» приводит результаты интересного исследования. Женщинам давали брошюры, в которых говорилось о необходимости регулярно самостоятельно обследовать грудь, чтобы выявить рак на ранней стадии. Женщины чаще выполняли рекомендации врачей, если совет формулировался в форме стимула: «Вы можете потерять свою грудь, если не будете тратить всего пять минут каждый месяц на ее осмотр и прощупывание». Совет в форме мотива действовал менее убедительно: «Ваша грудь всегда будет здоровой, если вы станете тратить только пять минут каждый месяц на ее осмотр и прощупывание». То есть большее влияние на нас оказывает мысль о потере, чем мысль о приобретении или сохранении.
В «Учительской газете» №1 от 2021 года опубликована моя статья «Чтобы стать лучшим», в которой в качестве эпиграфа я привожу слова Уилсона Канади: «Чтобы быть лучшим, ты должен быть в состоянии справиться с худшим». Смысл этой статьи в стимулировании читателей задуматься о различных потерях и приготовиться к ним.
Потребности
Мотив – это то, чего мы хотим, к чему стремимся. В основе мотивов лежат потребности. Наиболее удачный список потребностей человека составил Абрахам Маслоу: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и принадлежности; 4) потребность в уважении; 5) потребность в самоактуализации (полном развитии и применении своих талантов и способностей) (см. рис. 1).
Потребности представлены в виде пирамиды, символизирующей их иерархию. Потребности в основании пирамиды должны быть удовлетворены в первую очередь.
рис. 2Еще мне нравится концепция четырех основных потребностей всех людей Стивена Кови: 1) жить; 2) любить; 3) учиться; 4) оставить после себя наследие (см. рис. 2).
Эти потребности соответствуют четырем частям личности: 1) тело; 2) сердце; 3) разум; 4) дух (см. рис. 3).
рис. 3Парадигма стимулирования порождает вопрос: «Как принудить человека сделать то, что мне нужно?»
Парадигма мотивирования подразумевает другие вопросы: «Какие у человека потребности?», «Как я могу помочь человеку удовлетворить его потребности?», «Как нам добиться взаимного удовлетворения потребностей, чтобы все выиграли?».
Деятельность
Поскольку эффективность стимулирования очень ограничена, многие современные теории управления и обучения делают ставку на мотивирование.
Например, системно-деятельностный подход строится на мотивах человека. Первым элементом деятельности являются потребности (мотивы). На основе потребностей формулируются цели. Затем составляется план достижения целей. Затем план реализуется и оценивается результат (см. рис. 4).
рис. 4Системно-деятельностный подход означает позволить человеку делать то, что он хочет. И, более того, нужно помогать человеку реализовать его потребности и желания.
рис. 5Теории деятельности противоположна теория действий, которая опирается на стимулирование. Согласно теории действий человек – это животное, которое должно выполнять определенные действия. От животного не требуется понимания смысла, цели, плана – только действия. Выполнение действий обеспечивается внешним стимулированием (см. рис. 5).
Резюме
Итак, что же все-таки лучше – мотивировать или стимулировать? Истина, как обычно, в умеренности и балансе.
В основе жизни и отношений должна быть опора на мотивацию. Нормальная жизнь строится на удовлетворении желаний и потребностей, на стремлении к благу.
А в некоторых моментах нужно использовать и стимулирование. Государство должно грозить людям наказаниями за преступления. Врач должен предупредить пациента, что если он не бросит пить и курить, то умрет. Страховой агент должен предложить потенциальному клиенту задуматься о последствиях пожара в квартире. Учитель должен предупредить ученика, что из-за низкой успеваемости по русскому языку и математике ребенок не сдаст ОГЭ и не получит аттестат.
Здесь есть важное практическое замечание. Если вы строили отношения с ребенком на стимулировании, а потом, наслушавшись психологов, решили перейти на мотивирование, то сначала никакого позитивного сдвига вы не увидите. Отношения стимулирования можно назвать отношениями «сражайся или сдавайся». Если ребенок привык защищаться от вас, то он по привычке продолжит это делать, даже когда принуждение пропадет. Требуется время, чтобы он перестал отстаивать «свободу от» и начал думать о «свободе для».
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Как мотивировать себя и начать худеть
Мотивация и стимул — что это?
Мотивация — мощная сила, которая позволяет человеку сделать практически все. Именно благодаря ей человечество пришло к тому, что мы сейчас имеем, а не охотимся с палками на диких зверей и не живем в пещерах. Люди совершенствовали все вокруг, познавали себя, открывали то, что было ранее неизвестно — все это они делали благодаря мотивации. Не зря говорят, что мотивация — двигатель прогресса.
Но часто люди путают мотивацию и стимул. На первый взгляд эти слова имеет очень близкий смысл, но в их основе лежат большие различия. Для достижения целей людям обязательно нужна будет мотивация и, возможно, стимул. Давайте разберемся чуть подробнее.
Слово «мотив» произошло от латинского moveo — «двигаю», movere — «побуждение к действию». Сам же термин «мотивация» впервые применил немецкий философ А. Шопенгауэр и если «мотивация» — это «побуждение к действию», то ее отсутствие — наоборот, приводит к бездействию. Образно говоря, мы с места не сдвинемся, если не будем знать, зачем нам это нужно.
Кто-то не первый год говорит себе “Все! Со следующей недели пойду заниматься в фитнес-клуб”, перенося это самое начало или просто забывая об этом. А кто-то берет и идет тренироваться, т.к. хочет хорошо выглядеть, быть здоровым, жить долго, быть бодрым и активным всю жизнь.
А что же такое стимул? Слово «стимул» произошло от латинского stimulus – палка с острым металлическим наконечником, которой погоняли быка, запряженного в повозку. С помощью такого внешнего воздействия упирающихся быков понуждали идти дальше.
Стимул, в отличии от мотивации, подразумевает воздействие внешнего фактора, побуждающего к действиям. Вы наверняка встречались с ним в своей жизни: премии, ценные подарки, корпоративы, а так же выговоры, предупреждения и т. п. — это все форма стимула.
Поступками человека управляют именно мотивы, а роль стимула — в их пробуждении. Пойти заниматься в тренажерный зал — это внутреннее желание действовать, которое возникает у человека, а значит это мотивация. При этом стимулом к этому могло быть что угодно, например, врач сказал, что нужно больше двигаться и укрепить мышечный корсет. Более того, многие пользуются услугами персональных тренеров, т.к. они не только следят за техникой выполнения, составляют правильную программу тренировок и питания, но тренеры так же выступают в роли сильнейшего стимула, который заставит Вас выкладываться на тренировке.
Ставим перед собой цель, например, как убрать живот и бока.
Если человек знает, зачем и ради чего он должен что-то сделать, и понимает, в чем состоит смысл его работы, он добьется желаемого.
Цель — это то, что очень тесно связано с мотивацией: без мотивации цель так и останется недосягаемой, ведь как мы уже выяснили, в отсутствии мотивации мы будем стоять на месте. Чем сильнее мотивация, тем больше шансов у человека достичь поставленной цели. Соответственно, все нереализованные цели, которых у людей накапливается очень много, именно из-за недостатка мотивации.
Например, вы хотите убрать живот и бока, но лишь на одном желании они не исчезнут, а, скорее, наоборот увеличатся, если вы не начнете тренироваться дома или в фитнес клубе. Возможно, вам придется отказаться от какой-то еды, перейти на более сбалансированное питание, все же обратиться к тренеру или купить какую-то экипировку.
Мотивация — это топливо, но оно не бесконечно, поэтому умейте быстро и правильно оценить то, насколько быстро вы приближаетесь к цели и приближаетесь ли вообще. Ведь неудачи могут снизить самооценку и только отдалить вас от цели. Что же делать?
Для этого многие цели нужно разбивать на более маленькие цели — подцели, этапы. Это называется «деревом целей». От нашей конечной цели, а именно избавлению от живота и боков, будут идти «ветви», в которых будут более мелкие подцели. Это позволит отслеживать прогресс приближения, но и постоянно достраивать новые ветви, которые, вы, возможно не добавили в самом начале. Например, вы занимаетесь дома, делаете пресс, выполняете берпи (это были 2 ветки у вашей цели), сидите на каком-нибудь марафоне в инстаграме, но уже прошел месяц, а живот и бока выглядят так же. Что делать? Можно пойти на хитрость спросить у специалистов. Записаться на гостевой визит в фитнес клуб и, когда вам будут проводить вводную тренировку, поинтересоваться у тренера, в чем может быть проблема. Опытный тренер укажет, что выполняя упражнения на пресс от живота не избавиться, а нужно развивать все тело равномерно. Кроме того, он выявит ошибки в питании и подскажет упражнения, которые лучше подойдут именно вам, возможно предложит увеличить кардио-нагрузки и т.д. В итоге ваше дерево начнет обрастать действительно важными подзадачами, которых вам не хватало в самом начале.
Если подцель тоже сложна, дробим и ее на более мелкие и т.д. Прогресс виден, мотивация не угасает — идеально для достижения любой цели.
Как вернуть мотивацию?
Давайте разберемся, как же нам подпитывать мотивацию, чтобы добиться поставленной цели. На самом деле, существует 2 очень простых и действенных способа.
Первый способ — окружите себя единомышленниками. Идеальное место — фитнес клуб, куда ходят люди, стремящиеся примерно к той же цели, что и вы. Подружитесь с ними, начните общаться и, если вдруг, ваша мотивация начнет угасать, а вера в свои силы ослабеет, эти люди обязательно вас поддержат. Это работает и в обратную сторону, так что вы тоже можете оказать поддержку тем, кто в ней нуждается.
А вот от людей, которые будут сомневаться в ваших возможностях, нужно стараться держаться подальше. “Не трать время зря”, — можно услышать от них, но это не потому, что они желают вам только лучшего. Они бы и сами были рады получить то, к чему стремитесь вы, но их лень им этого не позволит. Мы же своим настроем “стать лучше” ломаем их внутренние устои и они всячески стараются оставить вас на своем уровне.
Второй способ — расскажите о своих планах близким людям. Это очень действенный способ, который способен придать энергии вашей мотивации. Дело в том, что озвучивая свой план, вы ставите себя в положение, при котором либо вы добьетесь его, либо люди перестанут воспринимать ваши слова всерьез. Мало кому хочется прослыть пустословом, не так ли? Это опасение будет двигать нас вперед, если вдруг наша мотивация начнет угасать.
Здесь стоит быть внимательным, т.к. говорить об этом всем — это плохая затея. Дело в том, что когда мы посвящаем в наши планы всех подряд, наше подсознание начинает считать, что эта цель уже осуществлена. Чем больше мы говорим незнакомым людям о нашей цели, тем меньше нам хочется ее выполнять. Не совершайте эту ошибку!
Найдите баланс в мотивации.
Британские психологи Робертом Йерксом и Джоном Додсоном выяснили, что наиболее высокие результаты достигаются при среднем уровне мотивации (закон оптимума мотивации). Опытным путем психологи установили, что при слишком высоком уровне мотивации человек начинает нервничать, опасаясь не оправдать ожиданий и не справиться с ответственностью. Страх не позволяет ему адекватно мыслить, и он совершает ошибки.
Старайтесь ставить цели последовательно. Пусть “сбросить 20 кг, убрать живот и бока, подтянуть мышцы” — будет мечтой и, когда-то, станет целью, но начните с цели “сбросить 3 кг, похудеть на 2 размера”, затем увеличьте ее и т.д. Двигаясь последовательно, вы гораздо быстрее сможете добиться результата.
Самовнушение и как оно работает
Напоследок хотели бы рассказать вам про самовнушение. С помощью установок, влияющих на подсознание, можно изменить себя, только делать это нужно правильно.
Повторением таких фраз, как «Я точно знаю, что смогу», «Я верю, что справлюсь», можно настроить себя на успех. Повторяйте их с утра, как только проснулись, ведь они создадут настрой на весь день.
А вот фраз, в которых есть частица «не» лучше избегать. Например, «Я не буду толстым» — это плохая фраза, лучше заменить ее на «Я точно буду стройным». Фразы должны вызывать у вас только положительные эмоции.
В следующий раз мы расскажем о том, с чего лучше начать, когда приходите в тренажерный зал.
стимулов — Викисловарь
Английский [править]
Произношение0016
Существительное[править]
стимулы
- множественное число от stimulus
Эсперанто
Этимология
Произношение0016
Глагол [Редактировать]
Стимулы ( Присутствует Стимулы , Phare Стимул , Future STIMULOS , . 4444 STIMULOS , 4444 STIMULOS , . 944444444449 , 9000. 9444444444444499.. 9000.
44444444444444449. .
- для стимуляции
Конъюгация[править]
Сопряжение раздражителей
|
Производные термины
Произношение[править]
- МФА (ключ) : /sti.my.li/
Audio (Paris) (file)
Noun[edit]
stimuli m
- множественное число от stimulus
Произношение
Существительное[править]
раздражители
- перегиб стимул :
- именительный/звательный падеж множественного числа
- родительный падеж единственного числа
Анаграммы
- ultimis
Норвежский букмол
- множественное число от стимул
стимулы m или n ( определенное единственное число стимулятор или стимулятор )
- (совместно, также в единственном числе) несколько раздражителей вместе
- (ошибочно) одиночный раздражитель; повышение
- (спорт) вещество, повышающее работоспособность; наркотик
Норвежский нюнорск[править]
Существительное[править]
стимулы
- множественное число от стимул
стимул m или n ( определенное единственное число стимулятор
или стимулятор )- (совместно, а также в единственном числе) несколько раздражителей вместе
- одиночный стимул; повышение
Romanian[edit]
Pronunciation[edit]
- IPA (key) : [ˈsti. mulʲ]
Noun[edit]
stimuli m pl
- множественное число от stimul
stimuli — Викисловарь
Английский[править]
Произношение[править]
Существительное[править]
стимулы
- множественное число от stimulus
Эсперанто
Этимология
Произношение0016
Глагол. условный
стимул , произвольный стимул )- для стимуляции
Конъюгация[править]
Сопряжение раздражителей
|
Производные термины
Произношение[править]
- IPA (ключ) : /sti.my.li/
Audio (Paris) (file)
Noun[edit]
stimuli m
- множественное число от stimulus
Произношение
Существительное[править]
стимулы
- перегиб стимул :
- именительный/звательный падеж множественного числа
- родительный падеж единственного числа
Анаграммы
- ultimis
Норвежский букмол
- множественное число от стимул
стимул m или n ( определенное единственное число стимуляторы или стимуляторы )
- (совместно, также в единственном числе) несколько раздражителей вместе
- (ошибочно) одиночный раздражитель; повышение
- (спорт) вещество, повышающее работоспособность; наркотик
Норвежский нюнорск[править]
Существительное[править]
стимулы
- множественное число от стимул
стимул m или n ( определенное единственное число стимул или стимул )
- (совместно, а также в единственном числе) несколько раздражителей вместе
- одиночный стимул; повышение
Romanian[edit]
Pronunciation[edit]
- IPA (key) : [ˈsti.