Стереотипы что это: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

Содержание

Все ли стереотипы вредны и как жить с ними в ладу

4 октября 2022 Жизнь

Шаблоны мышления экономят время и энергию, но перестают работать, если в ситуации слишком много переменных.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое стереотипы и зачем они нужны

Обычно это слово употребляется в негативном значении. Его часто говорят, когда обвиняют кого‑то в шаблонном мышлении и нежелании разобраться в ситуации. Что отчасти правильно, но не совсем справедливо.

Стереотип — это заранее сформированная оценка чего‑то и готовность действовать соответственно ей. В социальной психологии так называют обобщённое убеждение об определённой группе людей, ожидание от них какого‑то определённого поведения.

Стереотипы могут быть положительными и отрицательными. Вообще шаблоны поведения — это не всегда плохо. Они помогают здорово сэкономить время именно за счёт того, что не нужно оценивать ситуацию каждый раз заново, есть уже работающие паттерны поведения. Иначе думать пришлось бы слишком много. А ещё стереотипы обеспечивают безопасность.

Например, обычно перед цунами вода сначала отходит от берега, прежде чем обрушиться на него высокой волной. Стереотип «если море уходит — это опасно, бери тревожный чемоданчик и беги в горы» буквально спасает жизни. Желание подумать, разобраться, выслушать все версии происходящего может закончиться трагически.

С людьми примерно так же — если вы видите вдалеке подозрительную группу мужчин с цепями и битами, вряд ли вы решите, что они собрались, чтобы огородить площадку и сыграть в бейсбол. Скорее всего, вы обойдёте их стороной. И даже если это всё-таки бейсболисты, кажется, лучше не рисковать.

Наши предки тоже прекрасно руководствовались стереотипами. Большое, жёлтое и пятнистое — должно быть, жираф, можно расслабиться. Среднее такой же расцветки — скорее всего, хищник из семейства кошачьих, надо бы быстро ретироваться. К стоянке племени подходит кто‑то похожий на нас — это свой. Если он не похож на нас, то чего пришёл — вряд ли с добрыми намерениями.

В общем, выглядит этот механизм довольно полезно. Но на практике далеко не всегда оказывается таким.

Почему стереотипы далеко не всегда эффективны

Термин «стереотип» впервые употребил американский журналист и политик Уолтер Липпман. Он позаимствовал его у типографов. У них стереотип — это печатная форма с набранным на ней текстом. С помощью такой заготовки можно делать множество оттисков.

Но теперь представьте, что наборщик ошибся и, скажем, в книге о грибах нечаянно вставил «не» в одну из глав. И вот люди с удивлением читают, что бледная поганка не ядовита, и обогащают гробовщиков.

Со стереотипами вероятность ошибки ещё более велика. Если они формируются через собственный опыт, у человека просто нет нужного объёма данных для объективной оценки. Допустим, ему на жизненном пути встретились два Анатолия, которые оказались так себе личностями. И вот он уже ко всем Толикам и Толянам относится с подозрением, хотя неприятным может оказаться человек с любым именем.

Стереотипы отлично работают в повторяющихся условиях — как в истории с цунами. Но не стоит полагаться на них, если речь идёт о чём‑то переменчивом.

Сложно представить что‑то более переменчивое, чем люди. Оценивая их по какому‑то формальному признаку или даже по группе таких признаков, легко попасть впросак. Ведь на поведение и привычки влияет множество условий. Например, как бы ни хотелось считать, что у той или иной национальности есть врождённый набор характеристик, люди будут вести себя по‑разному в зависимости от территории проживания, достатка, религии, личных убеждений и так далее.

Вместо слова «стереотипы» здесь можно использовать «предрассудки» или «предубеждения — сразу звучит не так невинно, не правда ли?

Есть несколько причин, почему стереотипы могут не соотноситься с действительностью.

Стереотипы формируются без критического осмысления

Ребёнок — как чистый лист, его взгляды на жизнь формирует окружение, которому он доверяет. Например, он тянется к плите. Мама говорит: «Осторожно, горячее. Будет больно!» У малыша ещё недостаточно опыта, чтобы осмыслить её слова. Он касается плиты и обжигается — и правда больно. Кажется, мама что‑то в этой жизни понимает, ей можно доверять. Ребёнок чуть подрастает, разбивает коленку, бежит к маме, чтобы она его пожалела… А мама говорит ему: «Что ты за тряпка! Мальчики не плачут». И вот он уже считает эмоциональных мужчин слабыми. Папа в этот момент пересматривает архивы Задорнова: «Ну американцы тупы‑ы‑ы‑е!» И этому тоже мальчик верит.

Верит на слово — в этом и проблема. Суждение усваивается иррационально. Человеку уже не надо проверять, горячая ли плита, общаться с американцами, наблюдать, как эмоциональные мужчины реагируют на стресс (спойлер: лучше, чем те, кто запрещает себе эмоции). Он верит на слово и основывает свои ожидания буквально ни на чём.

Стереотипы формируются от частного к общему

Вы ещё не забыли пример про Анатолиев? Именно так это и работает.

Учёные нередко проводят исследования на тысячах людей на протяжении десятков лет, а потом в комментариях всё равно пишут: результаты такие, но однозначных выводов мы сделать не можем. Людям, далёким от науки, нерелевантные выборки неважны. Они буквально могут пообщаться с одним человеком и распространить все присущие ему качества на тех, кто выглядит похоже. Стоит ли говорить, что это не так.

Это всё равно что увидеть, как кто‑то отравился красной ягодой, и вычеркнуть из жизни клубнику, малину и вишню.

Стереотипы формируются исходя из удобства, а не из истины

Как мы уже определились, многое здесь основано не на глубинных исследованиях, а на вере. А верить проще и приятнее в то, что выглядит удобнее и безопаснее. Например, стереотип о том, что в насилии виновата жертва (наверное, спровоцировала) основана на вере в справедливый мир. Это когнитивное искажение помогает думать, что если соблюдать какие‑то правила, то с тобой ничего плохого не случится.

Стереотипы устаревают

Казалось бы, у группы людей выборка должна быть достаточной, чтобы формировать верные стереотипы. Но тут снова велик риск промахнуться. Например, долгое время считалось, что высшее образование — гарантия лучшей жизни. И какое‑то время назад это было справедливо. Например, если человек родился в колхозе, поступление в вуз было для него одним из редких социальных лифтов. С дипломом он уже мог работать в конторе, а не на поле. Многие живут в соответствии с этим стереотипом и сейчас и готовы учиться где угодно, лишь бы получить диплом. Хотя само наличие корочек уже ничего не гарантирует.

Как стереотипы могут вредить

Казалось бы, ну не работают стереотипы и не работают, людям свойственно заблуждаться. Но всё несколько хуже. Стереотипы формируют неблагоприятную среду для тех, против кого работают. Например, смуглому брюнету с карими глазами будет сложнее снять квартиру. При этом нет большой разницы, строитель он или профессор в третьем поколении.

Более того, под воздействием стереотипов сами представители группы, на которую они направлены, могут с ними соглашаться. Например, в обществах, где девочкам не твердят постоянно, что математика не их дело, они справляются с задачами на том же уровне, что и мальчики.

И это не говоря о том, что человек, движимый стереотипами, сам себя запирает в своём узком и не всегда уютном мирке. Не случайно есть выражение «в плену стереотипов», а выражения «в райских кущах стереотипов» нет.

Как бороться с вредными стереотипами

Научитесь понимать, когда вами движут именно они

Это будет непростой бой, потому что стереотип — готовое решение, которое всплывает в мозгу без промедления. С другой стороны, иногда бывает достаточно пару раз себя поймать на предрассудке, после чего «развидеть» его уже не получится.

Примеров стереотипов, которые можно в себе заметить, множество. Например, вы можете думать, что если человек ВИЧ‑инфицирован, то он наркоман и маргинал. Или между врачом со славянской и неславянской фамилией автоматически выбирать первого. Хотя способов передачи ВИЧ множество, а оба доктора имеют плюс‑минус одинаковое образование.

Попытайтесь разрушить стереотип

Есть несколько способов:

  • Попробуйте найти другое объяснение поведению человека. Например, мужчина не может пришить пуговицу не потому, что это «не по природе», а потому что он раньше никогда этого не делал. Ведь это умение не врождённое. Попробует и научится.
  • Ищите исключения — людей из группы, которые не соответствуют стереотипу. Исключение вовсе не подтверждает правило, это абсурд. Оно лишь указывает, что в наших головах существует некое правило. А всё, что в него не вписывается, мы воспринимаем как нечто нестандартное. И первый порыв мозга, который ищет простые пути, — проигнорировать исключение как что‑то, что в его картину мира не вписывается. И вот тут как раз кроется точка роста: нестандартное даёт понять, что мир разнообразнее, чем нам кажется, а придуманные нами правила не всегда состоятельны.
  • Оценивайте человека по его личным качествам. Не стоит бежать впереди паровоза и развешивать ярлыки. Дайте людям проявить себя.

Расширяйте кругозор

Чем больше человек узнаёт о других людях, их жизни, культуре и так далее, тем менее он подвержен предрассудкам. Например, если кто‑то увлекается азиатской культурой, он довольно легко отличит китайца от корейца, а японца от филиппинца. Для него они не будут на одно лицо. Так что знание по‑прежнему сила.

Читайте также 📌

  • Как формируются гендерные стереотипы
  • Справедливость, равенство и двойные стандарты: что такое новая этика и как она меняет нормы общения
  • Почему мы развешиваем на людей ярлыки и к чему это приводит

Стереотипы — что это такое? Примеры популярных стереотипов и их роль в жизни человека.

Распространенные в современном обществе гендерные стереотипы

Содержание

  • Что такое стереотип?
  • Какие бывают стереотипы?
  • Гендерные стереотипы: женщины и мужчины
  • Дети
  • Счастье
  • «Правильное»…
  • Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры
  • Как бороться со стереотипами?
  • Заключение

Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т.

д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.

Мужчин-моделей традиционно относят к геям

Что такое стереотип?

Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций.  По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов:

  1. Экономия усилий;
  2. Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

Стереотип имеет следующие свойства:

  • Неизменность во времени;
  • Избирательность;
  • Эмоциональная полнота.

С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась

На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».

Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности: роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:

  • Вода мокрая;
  • Снег холодный;
  • Огонь горячий;
  • От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.

Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.

Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки

Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.

Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.

Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение

Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:

  • Половым;
  • Возрастным;
  • Уровню образования;
  • Профессиональным;
  • Верование и т. д.

Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь выйти удачно замуж, находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.

Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.

Какие бывают стереотипы?

Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:

Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

  1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание.  Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
  2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины: 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
    2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
  3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа. Опять-таки – несчастна!
  4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

  1. Мужчина не должен:
  • Говорить о своих чувствах;
  • Плакать;
  • Помогать женщине по дому.

Иначе, он не считает себя мужчиной.

  1. Мужчина должен:
  • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
  • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
  • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

Дети

Дети обязаны:

  • Слушаться родителей;
  • Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
  • Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
  • Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».

Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.

Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.

Счастье

Счастье – это:

  • Деньги;
  • Сбывшаяся мечта;
  • Высокий чин.

Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!

«Правильное»…

Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина

Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

    1. Полицейские. Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
    2.  Врачи. И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
    3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
    4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница. Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
    5.  Современные студенты: не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…

Как бороться со стереотипами?

Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения. В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и абсолютно счастливы. Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди. И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное

Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

Заключение

Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

Стереотипы — The Digital Wellness Lab

 

Стереотипы — это упрощенные и обобщенные представления об определенной группе людей. Хотя стереотипы могут быть полезны для принятия быстрых решений на основе прошлого опыта, они также могут ввести нас в заблуждение, думая, что что-то верно о человеке только потому, что он принадлежит к определенной группе или выглядит и ведет себя определенным образом. На детей влияют стереотипы, которые они видят и слышат в СМИ.

Как средства массовой информации могут способствовать формированию стереотипов?

Многие средства массовой информации, такие как телешоу, фильмы и музыка, используют стереотипы, чтобы рассказать историю. Иногда эти стереотипы ошибочны и усиливают ложные представления о том, как люди, принадлежащие к определенной группе, выглядят, думают и ведут себя. Это может повлиять на то, как дети относятся к людям и как они относятся к ним. Исследователи изучили связи между стереотипами в СМИ и тем, как люди думают и действуют, и обнаружили следующее:

  • Возраст (пожилые люди, молодежь, подростки). В средствах массовой информации существует множество различных стереотипов о возрасте, например, старики изображаются милыми, но не умеющими, а подростки — мятежными тусовщиками. Исследования показывают, что эти стереотипы могут влиять на то, как дети ведут себя и думают о старении.
  • Пол (мужской, женский, трансгендер). Стереотипы того, что значит быть мужчиной, женщиной, геем, натуралом, трансгендером или небинарным, можно найти в большинстве средств массовой информации, предназначенных для детей и подростков. Примеры включают рекламу, в которой используются цвета для демонстрации продуктов, предназначенных для мальчиков (синий) и девочек (розовый), сексистские видеоигры, усиливающие сексизм, или шоу, в которых гомосексуальные персонажи изображаются яркими. Исследования показывают, что гендерные стереотипы могут влиять на то, как дети считают, что они должны вести себя, выглядеть и даже кем они могут стать, когда вырастут.
  • Вакансии (врачи, учителя, модели). Во многих телешоу, фильмах и других средствах массовой информации люди работают стереотипно, например, библиотекарь всегда говорит детям «молчать». Исследования показывают, что это может повлиять на то, как дети относятся к этой работе, к людям, которые на ней работают, и могут ли они выполнять эту работу сами.
  • Культура и раса. Стереотипы часто используются в средствах массовой информации для описания или демонстрации людей, принадлежащих к определенным этническим или культурным группам. Исследования показывают, что эти изображения могут влиять на то, как дети думают и ведут себя по отношению к людям в зависимости от их цвета кожи и расовой принадлежности, включая детей, которые отличаются друг от друга.

What YOU Can Do

Несмотря на то, что стереотипы присутствуют почти во всех формах средств массовой информации, ограничение количества средств массовой информации, которым подвергаются дети и которые содержат негативные и неверные представления о людях, может помочь им научиться сначала узнавать других, прежде чем делать предположения о них. в зависимости от того, как они выглядят или действуют. Обсуждение стереотипов, которые дети видят, читают или слышат в средствах массовой информации, также может помочь детям научиться распознавать их и понимать, что настоящие люди более сложны. Вот несколько советов, которые помогут вам и вашим детям лучше понять, распознать и ограничить воздействие стереотипов в СМИ:

Делайте домашнее задание

Трудно ограничить подверженность вашего ребенка стереотипам, поскольку они повсюду в современных средствах массовой информации. Что вы можете сделать, так это ограничить их подверженность негативным и неправильным стереотипам, выбрав средства массовой информации, которые не полагаются на них, чтобы рассказать историю. Читайте обзоры, смотрите трейлеры и ознакомьтесь с контентом, прежде чем разрешить детям смотреть его и/или взаимодействовать с ним.

Практикуйте медийную грамотность

Обучение детей критическому осмыслению средств массовой информации может помочь им задавать вопросы и понимать, почему люди и группы людей представлены определенным образом. Поощряйте детей указывать и обсуждать стереотипы, которые они обнаруживают, особенно когда они идут против того, что знают из личного опыта. Умение распознавать и разрушать стереотипы может помочь детям научиться судить о людях по тому, кто они есть на самом деле, а не только по тому, как они выглядят, сколько у них денег или другим уникальным качествам. Ознакомьтесь с ресурсами MediaSmarts для получения дополнительной информации и инструментов.

Будьте образцом для подражания в средствах массовой информации

Помните о средствах массовой информации, которые вы используете, когда ваш ребенок находится с вами. Поймите, что даже если ваш ребенок может не понимать содержание, стереотипы все равно могут повлиять на него. Родители должны моделировать для своих детей поведение, которое они хотели бы поощрять, в том числе указывать на стереотипы и говорить о них, а также отключать или избегать стереотипов в средствах массовой информации в присутствии детей.

Уберите экраны из детских спален

Держите телевизоры, компьютеры и игровые приставки подальше от детских спален и убедитесь, что все другие подключенные к Интернету устройства, такие как планшеты и смартфоны, оставлены в общей комнате или вашей спальне для зарядки на ночь. Размещая эту электронику в общем месте, родители могут намного легче контролировать их использование и быть в курсе того, сколько средств массовой информации используют их дети и соответствует ли контент их развитию.

Каковы причины стереотипов?

Расовая справедливость — путь к расовому прогрессу. Следите за нами в твиттере  @GetRaceRight

Что хуже: фейковые новости. . .

. . . или реальная новость?

Обратите внимание на стереотипные комментарии и изображения, которые вы встретите в ближайшие несколько дней. Они довольно распространены. Но почему? Откуда они? Что дает им возможность формировать наши мысли и чувства по отношению к другим людям? Мелинда Джонс (2002) определила четыре разных происхождения стереотипов.

Наше мышление создает стереотипы: Классификация людей по группам

Мы мыслим категориями, которые создаем на основе нашего опыта. Эти категории проясняют для нас мир, но они также чрезмерно упрощают его. В какой-то момент эти естественные упрощения переходят черту в стереотипы. Мы не можем думать, не используя наши категории, что затрудняет понимание того, когда наши категории мешают, а не помогают, нашей способности понимать вещи.

Простое знание социальных групп может привести к стереотипному представлению их членов, потому что мы предполагаем, что должно быть что-то важное, что привело к их общей классификации, что-то, что делает их по существу похожими. Мы видим вблизи индивидуальные различия между членами наших собственных социальных групп, но различия в других социальных группах сливаются на расстоянии в однородное целое, каждый является незначительной вариацией одной и той же основной темы. Или, в лучшем случае, «исключение» — способ признать, что кто-то не соответствует вашему стереотипу об их группе, не признавая при этом, что ваш стереотип может быть ошибочным.

Эйден Грегг и его коллеги (2006) создали вымышленные социальные группы для участников исследования, стереотипный набор хороших и плохих парней, а затем решили посмотреть, как они могут изменить взгляды людей на группы. Они попытались добавить новую информацию, противоречащую стереотипам. Они рассказывали людям, что за эти годы состав групп существенно изменился. Одной группе они даже сказали, что перепутали имена и что все, что, по мнению людей, они знали об этих группах, было совершенно обратным.

Безрезультатно. Первоначальные взгляды двух групп сохранились. Как пришли к выводу авторы, 90 087 стереотипов, основанных на категориях, «подобны долгу по кредитной карте и избыточным калориям, их легче приобрести, чем отбросить».

То, что мы слышим, создает стереотипы: то, что мы узнаем от других людей и общества в целом

Мы также воспринимаем стереотипы из окружающего нас мира. Мы слышим стереотипные разговоры или видим стереотипные образы. Семья, друзья, школа, работа, церковь, СМИ и т. д.

Конечно, мы можем учиться у людей независимо от того, говорят они что-нибудь или нет. Три итальянских психолога (Castelli, Zogmaister и Tomelleri, 2009) измерили отношение белых детей как к белым, так и к черным людям. (В последние годы иммиграция из Африки в Италию была спорным вопросом.) Две трети детей заявили, что предпочли бы белого товарища по играм черному товарищу по играм, и многие из них описывали белых людей более позитивно, чем чернокожих. . Исследователи также измерили отношение родителей детей. Родители отвечали на прямые и четкие вопросы (например, «У чернокожих иммигрантов есть работа, которую должны иметь итальянцы»). Они также прошли тест на неявные ассоциации (IAT), измеряющий, насколько быстро люди связывают положительные и отрицательные термины с чернокожими и белыми лицами. (Скорость нашей реакции на пары слов или понятий является хорошей мерой того, насколько сильно они связаны в нашем сознании.)

Лучший предсказатель уровня явных предубеждений белых детей по отношению к чернокожим? неявное предубеждение матери , измеренное IAT. Дети улавливали тонкие намеки своих матерей и использовали их, а не явные заявления матерей, для формирования собственных стереотипов.

Конечно, здесь происходит такая же передача стереотипов. Если вы думаете, что молодое поколение не впитывает расистские сообщения, вы не обращали внимания.

Иногда сигналы не такие тонкие. В следующий раз, когда вы услышите, как кто-то описывает антиарабские настроения как результат 11 сентября, вспомните анализ Джеком Шахином изображений арабов в фильмах начала 20-го века: Reel Bad Arabs. После терактов 11 сентября мы были культурно настроены на то, чтобы видеть всех арабов в основном одинаковыми, что затрудняло различие между теми, кто действительно жесток, и теми, кто нет.

То, как мы помним, создает стереотипы: Иллюзорные корреляции

Мы устроены так, что замечаем отличительные вещи — одиночный O в поле X, ребенка в группе взрослых или небольшое количество женщин в группе, состоящей в основном из мужчин. Что происходит, когда два разных явления происходят одновременно? Мы преувеличиваем частоту, с которой это происходит.

Вот пример: большинство людей в этой стране белые, поэтому цветные люди (по крайней мере, во многих контекстах) отличаются друг от друга. Их замечают. Кроме того, большинство людей любого цвета обычно поступают хорошо, а не плохо, поэтому плохое поведение также привлекает больше нашего внимания. Сложите две отличительные характеристики вместе, и мы будем уделять двойное внимание цветным людям, совершающим плохие поступки. Связь преувеличивается в нашем сознании, и мы «видим» ее как более распространенную, чем она есть на самом деле. Женщина-менеджер с колючим характером. Молодой черный парень, который, кажется, пристально смотрит на вас на парковке. Пожилой белый мужчина, который особенно ничего не знает о людях, которые отличаются от него. Когнитивный механизм сложен (Ernst, Kuhlmann, and Vogel, 2019).), но суть в том, что особенный человек, совершающий особенный поступок, привлекает наше внимание и влияет на наше последующее мышление.

Выводы, которые мы делаем, создают стереотипы:  предполагая, что человек соответствует роли

В западных культурах существует тенденция переоценивать степень, в которой люди делают то, что они хотят делать, и недооценивать оценить степень, в которой люди делают то, что предписано их социальными ролями.

Поэтому, когда мы видим людей в определенной роли, мы склонны предполагать, что они хорошо подходят для нее (и, соответственно, не так хорошо подходят для других ролей). Например, женщины чаще несут ответственность за воспитание детей, поэтому в среднем они тратят больше времени, чем мужчины, на воспитание других. Видя это, мы приходим к выводу, что женщины естественным образом заботятся о нас, преуменьшая степень, в которой они могут просто выполнять свои обязанности. Поменяйте половые роли местами, и наши представления о полах тоже изменятся (Игли и Штеффен, 19 лет).84).

Раса, как и пол, определяет многие роли людей в этой стране. Цветные люди чрезмерно представлены на низкооплачиваемых должностях, и поэтому белым людям может показаться, что они каким-то образом предназначены для них. Таким образом, в той мере, в какой мы с большей вероятностью видим членов определенных групп в одних ролях и с меньшей вероятностью видим их в других ролях, в результате мы развиваем стереотипы.

Стереотипы могут меняться по мере смены ролей, иногда неожиданным образом. Психолог и эксперт по стереотипам Дэвид Шнайдер (2004) отмечает, что это воспринималось как «факт» в его детстве в 19 лет.Индиана 50-х, что чернокожие не были хорошими спортсменами, вывод, сделанный из их почти полного отсутствия в баскетбольных командах чемпионата. Оглядываясь назад, конечно, легко понять социологические факторы, которые мешали чернокожим студентам играть за лучшие команды или мешали лучшим черным командам играть в чемпионатах. Однако в то время это казалось Шнайдеру и его друзьям логическим выводом из их беспристрастных наблюдений за миром спорта Hoosier. Теперь люди смотрят игры НБА и приходят к столь же смехотворному выводу, что все чернокожие от природы гиператлетичны. То, во что мы верим, частично зависит от того, что мы видим, но то, что мы видим, является функцией социальных ролей и механизмов, которые создаются сложным набором исторических, политических и экономических факторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *