Стереотип примеры: Стереотипы: что это, примеры, виды и как их разрушить

Стереотипы: что это, примеры, виды и как их разрушить

Гендерные, этнические, религиозные — это только часть стереотипов, которым подвержены люди. Разбираемся, в чем польза и опасность стереотипов и как не стать их жертвой

  1. Что это
  2. Какими бывают
  3. Как влияют
  4. Как бороться

Что такое стереотипы

Стереотип (от др.-греч. στερεός — «твердый», «пространственный» и τύπος — «отпечаток») — это устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Изначально термин использовался в типографском деле. В современном понимании его первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в своей знаменитой книге Public Opinion («Общественное мнение») [1]. Липпман использовал понятие скорее в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания. Он критиковал средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов для манипулирования аудиторией.

При этом нельзя сказать, что стереотипы — это однозначно негативное явление. Изначально они появились как ментальные ярлыки, чтобы помочь нашему мозгу ориентироваться в мире. Так, в первобытных обществах стереотипы помогали людям быстро отличать хищников от безобидных животных, а соплеменников от чужаков. Мозг отмечал характерные внешние черты своей группы (цвет кожи и волос, язык, поведение), чтобы «сканировать» других и понимать, кто друг, а кто враг. Со временем круг общения человека перестал ограничиваться собственным племенем. Социальных групп становилось все больше, усложнялись взаимодействия между людьми, что порождало все больше и больше стереотипов.

Современный человек ус­ваи­ва­ет стереотипы через семью, средства массовой информации, профессиональные группы. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и принимаются «на веру». Более того, возможный последующий личный опыт часто «под­го­ня­ет­ся» под сте­рео­тип, а изменение укоренившихся убеждений происходит крайне медленно.

Стереотипы оказывают значительное влияние на взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами. При этом порой стереотипы содержат искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта — тогда их называют предубеждениями или предрассудками. Предубеждения часто используются пропагандой для формирования определенного общественного мнения, чтобы помогать заказчику пропаганды добиваться поставленных целей, пользуясь поддержкой людей. Так, стереотипные визуальные образы использовались нацистской Германией как один из инструментов для разжигания ненависти к еврейскому народу [2].

Виды стереотипов

Как пишет израильский историк и антрополог Юваль Харари, человек смог победить в межвидовой борьбе благодаря умению объединяться в большие группы по тем или иным признакам [3]. Если изначально люди сбивались в племена по сугубо физическим параметрам, то с течением времени они стали объединяться на базе все более сложных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее.

Характерные признаки каждой из групп считываются чужаками и со временем становятся стереотипами, часто имеющими мало общего с «исходником».

Сегодня существуют стереотипы о практически любой социальной группе. Наиболее широко распространены следующие виды стереотипов:

  • Гендерные. В зависимости от гендера предписывают людям разные характеристики и роли в обществе. Несмотря на успехи движения за права женщин в ХХ веке, гендерные стереотипы продолжают существовать. Все еще можно услышать фразы типа «мужчина в доме хозяин» или «женщина — хранительница очага». Кроме того, во многих странах мира женщины продолжают борьбу за равные доходы, получая меньше мужчин за одинаковую работу (в соответствии со стереотипом, что мужчинам еще нужно кормить семью, а женский доход — «дополнительный»).

  • Этнические/национальные. Набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных национальностей. Например, «русские много пьют» или «немцы всегда пунктуальны». Часто являются ложными и имеют мало общего с действительностью. При чрезмерной эксплуатации такие стереотипы могут стать причиной межнациональной розни.

  • Возрастные — в наши дни их часто именуют эйджизмом. Действуют в обе стороны: молодых воспринимают как некомпетентных или наивных, а пожилых — как немощных или застрявших в прошлом.

  • Религиозные — набор представлений о представителях разных конфессий. Например, «все буддисты спокойные и много медитируют».

  • Социальные или классовые. Делят людей на группы по уровню достатка и социальному статусу, например: «Все богатые люди укрываются от налогов» или «Рабочие на заводах неграмотны». Эксплуатировались, в частности, коммунистическими режимами для мобилизации населения на борьбу с «враждебным классом». Так, советская пропаганда создавала негативный образ зажиточных крестьян («кулаков»), чтобы спровоцировать другие группы на борьбу с ними [4].

  • О внешности — домыслы о личности и характере человека, основанные на его внешности. Например, «блондинки недалекие» или «бородатые мужчины мужественные». Тот самый случай, когда человека «встречают по одежке», делая выводы, даже не узнав его.

Влияние стереотипов

Опубликовано множество исследований о влиянии стереотипов на сознание. Так, психолог из Принстона Сьюзан Фиске в рамках исследования о расовых предрассудках провела эксперимент [5]. Она решила изучить, как миндалевидное тело мозга (амигдала), ответственное, в том числе, за страх, реагирует на представителей другой расы.

Во время эксперимента двум группам белых участников на протяжении нескольких секунд демонстрировались фотографии темнокожих людей. Участникам первой группы задавался вопрос, есть ли людям на карточках 21 год — в этом случае амигдала заметно активизировалась. В другой группе участникам показывали тех же людей, но на этот раз задавали другой вопрос: «Какой, по вашему, овощ они предпочитают?» Здесь ученые зафиксировали снижение активности амигдалы — люди перестали испытывать страх. Фиске считает, что во втором случае респонденты представляли людей с фотографий в привычных условиях, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. Опрашиваемые начинали невольно сравнивать людей с фотографий с собой, думая, что, возможно, им нравятся те же продукты.

Благодаря попыткам угадать персональные предпочтения респонденты воспринимали людей с фотографий как личностей. В первом же случае, когда вопрос был общего характера, их воспринимали как группу, и в сознании каждого опрашиваемого тут же всплывали соответствующие стереотипы.

Ученые объясняют это тем, что люди часто торопятся судить других по групповым признакам (как положительным, так и отрицательным). Но как только мы начинаем воспринимать представителей иной группы как отдельных личностей, стереотипы отходят на второй план.

Исследователи из университета Южной Джорджии в США провели другой эксперимент [6], который показал, что мы настолько подвержены стереотипам, что применяем их даже по отношению к себе. В эксперименте рассматривались сразу два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предлагалось пройти тест по математике одинаковой сложности. Перед тестом одной из групп напомнили о стереотипе про женщин, а другой про азиатов. По итогам первая группа показала слабый результат, а вторая, напротив, сильный.

Польский социопсихолог Анри Тэшфел смог объяснить, что именно в человеческой психологии делает ее предрасположенной к опоре на стереотипы. По его теории социальной идентичности [7], человеку важно ощущать себя частью группы. Это дает чувство принадлежности и способствует осознанию своего места в социуме. Эта теория объясняет тот факт, что людям свойственно делить людей на «своих» и «чужих». Чтобы доказать свою теорию, Тэшфел провел эксперимент. Он поделил на две группы мальчиков одного возраста, учащихся вместе в бристольской школе.

Каждому Тэшфел задал несколько вопросов и в итоге объявил, что первая половина из них предпочитают творчество Кандинского, а вторая — другого художника-абстракциониста Кале (при этом его вопросы на самом деле не имели никакого отношения к искусству). Далее он выдал им сумму денег, которую нужно было распределить между собой по какому угодно признаку. В результате участники давали больше денег членам своей — искусственно выделенной Тэшфелом — группы. Эксперимент показал, что мы автоматически начинаем относиться лучше к «своим», чем к «чужим», даже когда делимся на группы совершенно случайным образом.

Как бороться со стереотипами

Избавиться от предубеждений возможно, хотя это и требует усилий. Как правило, проблема стереотипного мышления решается работой над расширением кругозора и круга общения. Профессор Патриция Девайн из Университета Висконсин-Мэдисон по итогам проведенного исследования сформулировала рекомендации, как справиться с предубеждениями и стереотипами [8].

Пять техник для противостояния стереотипному мышлению от Патриции Девайн и ее коллег:

  • Замена стереотипа — осознать свои предубеждения по отношению к другим людям и найти альтернативное объяснение их действиям, отличное от стереотипа.

  • Контрстереотипная визуализация — вспомнить или вообразить людей из группы, которые не попадают под стереотип.

  • Индивидуализация — сосредоточиться на индивидуальности объекта, а не на стереотипных чертах его группы.

  • Перенятие перспективы — попытаться взглянуть на мир глазами другого человека, «побывать в его шкуре».

  • Контакт — найти связи с людьми из разных групп и таким образом расширить свой кругозор.

Исследования показывают, что истории успеха людей, принадлежащих к определенной группе, меняют представления о всей группе в лучшую сторону [9]. Более того, они помогают даже самим представителям группы добиваться большего. В качестве примера приводится «эффект Обамы». Так, результаты исследования выявили положительную корреляцию между действиями Обамы, который был на тот момент президентом США, и успеваемостью темнокожих студентов. В периоды, когда инициативы Обамы получали широкий отклик в прессе, результаты студентов улучшались. Здесь срабатывала техника контрстереотипной визуализации.

Один из самых действенных способов разрушать стереотипы — личный контакт. Примером этого является история американского темнокожего исполнителя кантри Дэрила Дэвиса [10]. Традиционно жанр кантри был популярен в американской глубинке среди людей с белым цветом кожи.

После одного из выступлений к Дэвису подошел белый мужчина, чтобы выразить свое восхищение его виртуозностью. К комплиментам он добавил, что и не думал, что темнокожий может оказаться таким талантливым исполнителем кантри. Между ними завязался диалог. Во время последовавшей беседы белый мужчина признался, что впервые сидит за барной стойкой с темнокожим. Более того, он рассказал Дэвису, что является членом ультраправой расистской организации «Ку-клукс-клан». Впоследствии он был изгнан из организации за то, что продолжал регулярно ходить на концерты Дэвиса. С музыкантом же они стали друзьями. Он передал Дэвису контакты других членов клана, с которыми музыкант начал встречаться, несмотря на опасность. Он задавал всем им вопрос: «Как вы можете меня ненавидеть, даже не зная меня?» В ходе разговоров представители клана приходили к выводу, что они больше не хотят иметь ничего общего с расистской идеологией, построенной на стереотипах. Помимо музыкальной карьеры, Дэвис посвятил много сил борьбе с расизмом и написал книгу о своем опыте, которую озаглавил «Похождения чернокожего в Ку-клукс-клане». В одном из интервью он так описал свой метод: «Устанавливайте диалог. Когда двое врагов разговаривают, они не дерутся».

Стереотипы и поверхностное восприятие действительности и сейчас продолжают доминировать в сознании многих людей. Порой бывает сложно отказаться от мыслительных паттернов, которые складывались годами — выйти из зоны комфорта, чтобы начать думать по-новому. Но важно помнить, что, предлагая простой и очевидный вариант жизни, стереотипы ограничивают нас, закрывая полную картину и лишая возможности существовать в гармонии с другими.

Стереотипы, с которыми вы точно сталкивались хоть раз – Москва 24, 14.

04.2019

«На «разведенке с прицепом» никто не женится»; «у хорошей матери дети воспитанные»; «кормить грудью в общественных местах неприлично» – любая мать каждый день сталкивается с огромным количеством паттернов, пытающихся загнать ее в рамки шаблонных представлений. О глупых и вредных стереотипах – в тексте журналиста и мамы четверых детей Анны Кудрявской-Паниной.

Фото: depositphotosArturVerkhovetskiy

Наша жизнь так насыщена стереотипами, что, наверное, если постараться, можно найти шаблон под любую ситуацию. Есть среди них и хорошие, правильные, которые помогают действовать в стандартных ситуациях почти автоматически, не изобретая каждый раз новый велосипед. Но есть и такие, которые не просто раздражают, а бесят. Все блондинки – дуры, все мужчины изменяют, невоспитанные дети бывают только у нерадивых родителей.

Может быть, я и ошибаюсь, но сильнее всего от шаблонных представлений страдают отношения мужчины и женщины и родительство, в частности, материнство. Или мне так кажется, потому что последние годы моей личной жизни – это как раз столкновение с десятками таких стереотипов.

Откуда ноги растут? Да отовсюду. За что-то спасибо аж Домострою, за что-то – советскому прошлому, что-то появляется от недостатка знаний, а что-то от их искажения, что-то становится отражением «ошибки выжившего». Человеку свойственно все подгонять под удобный для него шаблон. Поэтому все, что выходит за рамки, воспринимается как нечто невероятное и неправильное или скрывающее в себе какой-то подвох, все-таки подтверждающий правоту стереотипа.

Фото: depositphotos/Dmyrto_Z

Я точно знаю, что рождение моей младшей дочери стало для многих разрывом одного из шаблонов. Ну кто мог ожидать такого поворота? Мне далеко и глубоко за сорок, у меня есть двое взрослых детей от первого брака, два года назад родилась наша с мужем первая общая дочь (конечно же, согласно стереотипу, я родила ее исключительно для молодого супруга, у которого еще не было детей; к этому можно добавить совсем пошлый шаблон «чтобы привязать», но это уж совсем для тех, кто нас не знает). И тут оп-па. Как? Снова родила? Даже родственница сначала подумала, что я выкладываю в Сети фото не новенького младенчика, а ее старшей сестры, тоже родившейся в декабре, в честь очередного дня рождения. Зато теперь большинство знакомых не верят, когда я говорю, что мне, пожалуй, хватит, хотя на самом деле чисто теоретически я вовсе не против. Ну-ну, не удивимся, если через пару лет ты еще кого-нибудь родишь. И прекрасно, что не удивитесь! Просто замечательно. Потому что примеров таких хватит и без меня. Прямо сейчас моя подруга (ровесница и мама троих детей, один из которых как раз общий ребенок для нее с ее вторым мужем) снова готовится к прибавлению в семье.

Женился на женщине намного старше? Инфантил. Или альфонс. А еще уйдет к молодой, когда жена состарится. И этот стереотип про мою семью. К счастью, я небогата, а муж мой, который на 10 лет моложе меня, всегда производил впечатление очень зрелого человека. И не ушел никуда пока, мы вместе уже почти 12 лет. Да и на шаблоны нам плевать.

Конечно, так рассуждают не многодетные, потому что последние прекрасно знают цену пособиям и льготам, и насколько они не окупают даже близко тех затрат и издержек, которые многодетность с собой несет. Ну и как по мне, если ты не абсолютно асоциальная личность, надо быть носителем каких-то странных сомнительных ценностей, чтобы рожать детей для получения льгот. Это все равно что делать ребенка инвалидом, чтобы получать пособие. Хотя, безусловно, история знает и такие примеры. Только почему порождают шаблоны именно они?

Кстати, я, родив четверых детей, не имею ни одной льготы и не считаюсь многодетной. Так что опять долой стереотипы. Мой третий ребенок родился, когда старшим брату и сестре было уже больше восемнадцати, а прописка у меня была немосковской (только в Москве достаточно для получения статуса многодетной семьи, чтобы младший из детей не был совершеннолетним, что мне кажется, более чем логичным).

Еще из любимого: воспитывать погодков/двойню легче. Это из серии «ну а чо, сразу отстрелялась» или «ну они же сами играют, а когда один – все время на маме висит». Надо ли говорить, что транслируют этот стереотип исключительно те, у кого в помине погодков или двоен не было. Ну так рожайте погодков, что ж вы мешкаете, товарищи?! Если с ними так легко. У меня нет и не было двойни. Но есть приятельницы с двойнями и даже тройнями. И этого ада – особенно, первые годы – я не пожелаю никому. Это все «прелести» материнства в двойном-тройном размере. Это нон-стоп из кормлений, смены подгузников, мытья поп. Это абсолютно бессонные ночи, потому что заснул один – проснулся второй, или оба не спят. И даже если есть помощники, это мало что меняет. Ни одна из моих знакомых не вспоминает младенческие годы своих близнецов даже как терпимые, не то что как легкие. И лучше тем, кто «ой, как вам хорошо, отстрелялись», не попадаться этим «отстрелявшимся» на глаза со своими заявлениями.

Фото: depositphotos/Patryk_Kosmider

У меня нет близнецов, но есть почти погодки, аж две пары. И мне тоже лучше не попадаться под руку с такими заявлениями. Потому что, конечно, никто сам не играет, а все на маме висят, ведь именно мама – лучшая игрушка для всех. Потому что когда ты еще не начал даже пытаться высыпаться, тебе уже снова приходится нести новую ночную вахту, потому что в твоем доме сразу и младенец с коликами, и тоддлер с ершиком от унитаза, который, по его мнению, отлично смотрится в папином ботинке. Потому что тебе надо одновременно кормить одного, читать книжку другому и, в конце концов, хотя бы выпить утренний кофе к пяти вечера.

Да, сейчас они дружны, только бились не на жизнь, а на смерть практически до семнадцати лет. Младшая парочка еще не может драться в силу возраста одной из фигуранток, но я не сомневаюсь, что первый раз от старшей ей прилетит ровно тогда, когда она впервые дотянется до ее игрушки, как это и было у старших.

Любимые до тошноты стереотипы. Беременные тупеют. Рожать второго легче. Грудное вскармливание – это легко. Ну да, гормоны, физиология, так заложено природой. Так да не так. И эти стереотипы разбиваются миллионами женщин, которые не менее продуктивно работают во время беременности, чем их небеременные коллеги, и теми, кто не выдерживает всей легкости грудного вскармливания: с неправильными захватами, лактостазами, приливами и мокрыми лифчиками. И насчет вторых родов. Ну, понятное дело, что стереотип родился из якобы познаний в женской физиологии, но он справедлив только для сферического коня в вакууме, то есть для каких-то идеальных вторых родов. Появление на свет первых трех моих детей по шкале «трудности» от 1 до 10 я могла бы оценить по восходящей от примерно 6-7 до тех самых 10. А вот четвертые едва натянули на двоечку. Буду всем говорить, что четвертые роды самые легкие. Попробуйте, опровергните.

Фото: depositphotos/AndreyBezuglov

К слову, о родах. Мужчине, согласно стереотипу, там не место. Это, прости господи, таинство. Почему на этом таинстве есть место для самого разного медперсонала, но нет места для отца ребенка, – загадка. А, вот еще: посмотрит на роды – больше жену не захочет.

Так можно бесконечно. Мужчина должен зарабатывать деньги, а женщина хотеть замуж и детей. Если зарабатывает меньше жены – не мужик. Ребенок – дело женщины. Не мужское дело сопли вытирать: вот подрастет – тогда и папе с ним интересно станет. Девочкам надо покупать розовое, а мальчикам – голубое. Благодаря последнему почти невозможно найти одежду для девочки гендерно нейтральных тонов и не получить от любого мимокрокодила «какой милый мальчуган», если твоя девочка одета в синее, серое, зеленое, коричневое – одним словом, не в розовое/красное. Из той же серии: мальчикам – машинки, девочкам – куклы. Так моя подруга получила язвительное замечание в адрес своего двухлетнего сына от бабки с лавочки: «Ой, чего это он у вас с колясочкой. А чего тогда без куколки?!»

Еще про мальчиков-девочек: девочки ближе к маме, девочки послушнее (тут мне вообще хочется то ли громко смеяться, то ли рвать и метать, потому что мои девочки однозначно не были послушнее моего единственного мальчика).

Нет, хватит, пора остановиться. Все это и так выглядит нелепо, а на бумаге – особенно. Стереотипы глупы, но неубиваемы: не успевает отправиться в прошлое один, как тут же прорастает другой. Более того, нет человека, который хотя бы раз не судил о чем-то или ком-то по привычному и расхожему шаблону. Хотя я точно знаю, что каждый из нас каждый день, просто живя, как ему нравится и кажется правильным, разрушает не один идиотский стереотип.

И чтобы не злиться и не расстраиваться, когда кто-то пытается подогнать вашу жизнь под один из стереотипов, можно попробовать относиться к этому с юмором. Или вспомнить, что тот самый шаблон, который пытаются вам навязать, многое говорит исключительно о том человеке, а вовсе не о вас. И когда вы случайно или нет сами о ком-то начнете судить по шаблону, просто вспомните об этом.

Кудрявская-Панина Анна

общество дети

Примеры стереотипов: 5 распространенных типов

  • ОПИСАНИЕ

    Группа разных многонациональных людей как примеры стереотипов Справочная информация: Tolchik / iStock / Getty Images Plus

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии Getty Images

Всем известно, что нельзя судить о книге по ее обложке, но иногда стереотипы становятся настолько распространенными, что люди могут делать поспешные выводы, даже не осознавая этого. Это. Хотя стереотипы не обязательно всегда негативны, они редко бывают точными или полезными.

Что такое стереотип?

Стереотип — это широко распространенное мнение об определенной социальной группе или типе личности, основанное на предшествующих предположениях. Стереотипы также могут быть основаны на популярных культурных изображениях групп людей или глубоко укоренившихся убеждениях, передаваемых из поколения в поколение. Часто стереотипы могут быть негативными или даже вредными. К наиболее распространенным негативным стереотипам относятся:

Хотя стереотипы редко бывают правильными и уж точно не всегда точными, они не всегда негативны. На самом деле, некоторые из них проливают свет на определенную группу или тип людей в положительном свете. Тем не менее, они по-прежнему являются чрезмерными обобщениями и в конечном итоге бесполезны, поскольку отдельные лица и группы не могут быть ограничены несколькими стереотипными чертами.

Реклама

Примеры культурных стереотипов

Каждая культура имеет ключевые характеристики, которые делают ее яркой и уникальной. К сожалению, в каждой культуре также есть своя доля стереотипов — негативных и позитивных — о себе или о других культурах. Стереотипы часто бывают широкими и чрезмерно обобщенными, и это может привести к некоторым вредным убеждениям и неправильным представлениям об отдельных людях или целых культурах.

  • Люди из страны X лучше, чем люди из страны Y.

  • Все люди из страны X невежественны и грубы.

  • Люди из X стран менее образованы, чем люди из Y или Z стран.

  • Люди из страны X ненавидят людей из стран Y и Z.

  • Люди из страны Х агрессивны и нецивилизованны.

  • Люди из страны X имеют лишний вес.

  • Люди из страны X ленивы.

  • Люди из страны X плохо готовят.

  • Люди из страны X самые эффективные и изобретательные.

  • Люди из страны X приветливы и приветливы.

  • Люди из страны X все высокие и красивые.

  • Все люди из страны X умны и талантливы.

Реклама

Примеры социальных стереотипов

Будь то качки, ботаники, чирлидеры или готы в вашей школе или волк-одиночка на работе, люди иногда делают предположения о различных социальных группах, основываясь на их характеристиках, экономическом классе, возрасте, навыках и т. д. Хотя они могут быть положительными, существует множество негативных стереотипов о различных социальных группах.

  • Люди типа X лучше в чем-то, чем люди типа Y, просто потому, что они принадлежат к этой группе.

  • Группа

    X недружелюбна и чопорна.

  • X люди не привлекательны, потому что они являются частью определенной группы.

  • X типы людей странные.

  • Люди из социального класса X менее образованы, чем люди из класса Y.

  • Все люди класса X высокомерны и ведут себя высокомерно.

  • Люди из группы X не так способны, как люди из группы Y.

  • Люди из группы Х поверхностны и эгоистичны.

  • Люди из группы X менее умны, чем из группы Y.

  • X человек организованы и пунктуальны.

  • X возрастная группа самая мудрая.

  • X человек счастливы.

  • X люди умеют слушать.

Реклама

Примеры расовых стереотипов

Одним из самых вопиющих видов стереотипов являются расовые стереотипы. Эти стереотипы крайне вредны для окружающих и могут привести к дискриминации и даже насилию. Хотя стереотипы — особенно расовые и культурные стереотипы — часто вредны, есть и такие, которые, по-видимому, могут положительно отразиться на группах. Тем не менее, стереотипы способствуют неправильному представлению о группах и неравенству между ними, поскольку они сводят индивидуальный или коллективный опыт к нескольким характеристикам, которые не применимы ко всем.

  • Раса X превосходит расу Y.

  • Люди из расы X не так хороши в чем-то, как люди из расы Y.

  • X группа людей неразумны.

  • X группа людей жадная.

  • X люди опасны.

  • человек X не заслуживают доверия.

  • Люди расы Х добрые.

  • Люди расы Х веселые и энергичные.

  • Люди расы Х атлетичны.

  • Люди расы X хороши в музыке.

  • X группа людей хорошо разбирается в науке.

Реклама

Примеры гендерных стереотипов

Людей разного пола всегда сравнивали и противопоставляли друг другу, что может привести к возникновению стереотипов. Негативные стереотипы могут возникать, когда люди определенного пола делают обобщения относительно другого пола или даже своего собственного.

  • Пол X лучше в чем-то, чем пол Y.

  • Пол X более агрессивен, чем пол Y.

  • Пол X менее привлекателен, чем пол Y.

  • Все люди пола Х — плохие водители.

  • Люди пола X неопрятны и неорганизованны.

  • Люди из пола X плохо слушают и плохо общаются

  • Люди X пола красивы.

  • Люди пола X умны.

  • Люди пола X спортивны.

  • Люди пола X более умны.

Примеры религиозных стереотипов

Религия является важным аспектом жизни миллиардов людей во всем мире и тем или иным образом влияет на большинство людей. Поскольку религия настолько распространена, с годами сформировались как положительные, так и отрицательные стереотипы.

  • Люди, исповедующие религию X, являются экстремистами и лицемерами.

  • Все люди, которые следуют системе убеждений X, глупы или эгоистичны.

  • Люди, исповедующие религию X, нетерпимы.

  • Люди, которые исповедуют религию X, наивны.

  • Люди религии X опасны и разрушительны.

  • Людей религии Х волнуют только деньги.

  • Люди, которые исповедуют религию X, мудры.

  • Люди, исповедующие религию X, миролюбивы.

  • Люди, которые исповедуют религию Х, делают добро другим.

  • Люди, исповедующие религию X, щедры.

Реклама

Почему все стереотипы вредны

Стереотипы ведут к разделению людей на группы на основе определенных характеристик или представлений об этой группе. В лучшем случае это может быть ограничением, а в худшем — привести к непреднамеренной или преднамеренной дискриминации — и даже к насилию. Даже в случаях кажущихся положительными или нейтральными стереотипов стереотипизация все же может быть вредной, потому что она создает у людей предвзятые идеи или ожидания, которым они могут не соответствовать, или может заставить человека чувствовать себя ограниченным этими стереотипными чертами.

Например, если кто-то не соответствует «позитивным» стереотипам своей группы, он может думать, что соответствует негативным стереотипам по умолчанию. Кроме того, негативные стереотипы могут привести к чувству неполноценности или к тому, что человек будет стереотипным, что бы он ни делал.

Реклама

Разъяснение психологии

Стереотипы

Гендерные и другие стереотипы лежат в основе дискриминации. Стереотипы вредны, когда они приводят к нарушению или нарушению прав человека и основных свобод, когда они ограничивают возможности женщин и мужчин развивать свои личные способности, заниматься профессиональной карьерой и делать выбор в отношении своей жизни и жизненных планов. Вредные стереотипы могут быть явно враждебными/отрицательными (например, женщины иррациональны, слабы и т. д.) или могут казаться безобидными (например, женщины заботливы, общительны и т. д.), но непреднамеренно закрепляют дискриминационные идеи. Например, на основе стереотипа о том, что женщины более заботливы, обязанности по воспитанию детей часто ложатся непропорционально или даже исключительно на них. Что касается насилия в отношении женщин, то именно стереотипы и представления о том, что женщины должны или не должны делать (например, пить/устраивать вечеринки, носить открытую одежду, поздно гулять и т. д.), часто возлагают вину за изнасилование на жертву, а не на удержание внимания на преступнике и привлечение его к ответственности за совершенное им преступление.

Иллюстративные гендерные стереотипы и гендерные дискриминационные роли

  • Мужчины как жесткие, бесчувственные и агрессивные, от которых ожидается, что они будут скрывать или подавлять эмоциональную уязвимость — культура «жесткой верхней губы».

  • Мужчины доминируют в семье, в интимных отношениях и в социальной среде с женщинами.

  • Мужчины как инициаторы сексуальных отношений или имеющие право на секс с женщинами. Некоторые группы мужчин в группах меньшинств считаются более склонными к сексуальному насилию и более контролирующими (например, в зависимости от уровня дохода, региона, этнической принадлежности и / или религиозной принадлежности).

  • Культура принятия или обвинение жертвы в связи с изнасилованием, особенно если жертва употребляла алкоголь, носила вызывающую одежду, шла домой одна ночью или «вела» преступника «на себя».

  • Социальное положение и репутация мужчин, поддерживаемые лояльностью, послушанием и верностью своих жен, братьев, сестер и детей, отсутствие которых может служить оправданием для насилия.

  • Мужчины считаются женоподобными и слабыми, если они придерживаются гендерного равенства или поддерживают феминистские движения.

  • Представления о женственности, основанные на пассивности, уязвимости, чистоте и гетеросексуальности.

  • Женщины, которые отстаивают, высказываются или защищают равные права, как «ненавидящие мужчин» или неженские.

  • Лесбиянки, бисексуалы и трансгендерные женщины как не входящие в женскую «норму» и нуждающиеся в охране/исправлении.

  • Некоторые группы женщин из числа меньшинств по своей природе более доступны в сексуальном плане или «готовы к этому».

  • Семьи и пожилые люди имеют право более жестко контролировать поведение девочек и женщин, чем мальчиков/мужчин, и принимать решения о браке, свиданиях и других аспектах социальной жизни женщин и девочек.

  • Женщины, гиперсексуализированные, и их тела для удовольствия и зрелища мужчин.

  • Двойные стандарты в отношении наготы:

    — Цензура женских тел, которые считаются сексуализированными и непристойными по сравнению с мужчинами, особенно в социальных сетях и онлайн-платформах.

    — Женские тела должны соответствовать определенным стандартам красоты, но считаются непристойными в своем естественном состоянии (например, во время менструации, обнажение волос на теле, кормление грудью, различные формы тела и цвета кожи).

  • Контроль за женской и женской одеждой и представление о том, что определенные стили в одежде отвлекают внимание мужчин и мальчиков.

  • Обвинение и/или стигматизация и пристыжение жертв сексуального насилия, а также женщин и девочек, которые сообщают о сексуальном насилии как о беспорядочных половых связях, лжецах или стремящихся заполучить преступника.

  • Мужчины как кормильцы и женщины как сиделки/домохозяйки.

В ходе опроса, проведенного Ipsos и Female Quotient среди мужчин и женщин в 28 странах, было обнаружено, что (Unstereotype Alliance, 2018):

  • 72% считают, что «большая часть рекламы не отражает окружающий мир»
  • 63% заявляют: «Я не вижу себя в большей части рекламы»
  • 60% говорят: «Я не вижу точного представления моего сообщества друзей, семьи и знакомых в большей части рекламы»
  • 64 % считают, что «рекламодателям нужно сделать больше, чтобы исключить традиционные или старомодные роли мужчин и женщин в своей рекламе»
  • 84% «очень нравится, когда в рекламе содержится положительный посыл о том, как сделать мир лучше»
  • 75% потребителей говорят, что они «более позитивно относятся к компаниям, которые демонстрируют в своей рекламе, что мужчины и женщины имеют одинаковые возможности и роли»

Помимо существующих широких гендерных стереотипов, различные контексты порождают уникальные социальные нормы и гендерные роли, которые могут различаться даже в пределах одной и той же географической или социально-политической среды для разных групп женщин и девочек (Fergus 2012).

Смешанные гендерные стереотипы могут иметь несоразмерное негативное влияние на определенные группы женщин, такие как женщины-заключенные, женщины из меньшинств или коренных народов, женщины-инвалиды, женщины из низших каст или с более низким экономическим статусом, женщины-мигранты, женщины с ЛБТИ и т. д. Изменение социальных норм, чтобы можно было ликвидировать НОЖД, неизбежно является дискуссией о власти между женщинами и мужчинами. Это также более широкая дискуссия о власти между различными социальными группами. Решение проблемы НОЖД требует более широкого обсуждения, чтобы охватить гендерные нормы и пересечение множественного неравенства, чтобы гарантировать, что различные факторы риска, увековечивающие дискриминацию и жестокое обращение, охватываются всеми слоями населения.

В ходе опроса, проведенного в 2018 году (Unstereotype Alliance, 2018) среди 1000 женщин в Южной Африке, Бразилии и Индии, гендер вместе с другими факторами, такими как раса, класс, язык, образование, внешний вид и сексуальность, которые, как правило, усугубляют гендерную дискриминацию. В Южной Африке 66% незамужних чернокожих женщин считают, что общество ожидает от них женственности, исполнительности и послушания, при этом эта цифра возрастает до 72% для замужних чернокожих женщин. В Индии 62% молодых незамужних женщин чувствуют себя недостаточно представленными в средствах массовой информации, в то время как 51% молодых замужних женщин вынуждены оставаться дома, в отличие от 44% женщин в целом. В Бразилии 79% женщин считают, что они недостаточно представлены в обществе. Эта цифра еще выше для одиноких женщин, где 85% чувствуют себя непредставленными. Неспособность успешно отразить интерсекциональность в рекламе может привести к разрушительному и ограничительному представлению о «нормальности», из-за которого миллионы женщин будут чувствовать себя бесправными и исключенными.

Гендерная линза требует, чтобы программисты и сотрудники СМИ были знакомы с конкретной гендерной динамикой и социальными и культурными ориентирами, которые предписывают роли мужчин и женщин в любом данном обществе. Это требует социокультурных исследований и анализа, чтобы понять, каковы нормы и ожидания для мужчин и женщин в любом конкретном контексте и как это может повлиять на изображения, интерпретации и представление проблемы. Следует уделить особое внимание тому, как эти понятия взаимодействуют и влияют на отношение и поведение целевой аудитории и окружающего сообщества, чтобы гарантировать разрушение, а не усиление негативных гендерных стереотипов и дискриминации в отношении женщин и девочек.

Восприятие социальных норм в равной степени, если не в большей степени, укрепляет негативные стереотипы и обычаи, даже если они не отражают истинных взглядов и убеждений данного населения. Исследования (новые или существующие) могут быть полезны для выявления неверных представлений, показывая, что большинство людей в группе не придерживаются взглядов или поведения, которые предполагают гендерные нормы. Понимание того, что на самом деле общего в группе, имеет решающее значение для правильного обмена сообщениями и подхода, что может послужить стимулом к ​​изменениям и со временем может установить новые социальные ожидания.

Уроки, извлеченные из кампаний FGM

Ранние кампании по искоренению калечащих операций на женских половых органах были направлены на криминализацию и повышение осведомленности о последствиях для здоровья. Кампании в основном проводились по принципу «сверху вниз» без консультаций или участия наиболее пострадавших сообществ. Кампании стали более успешными позже, когда они были основаны на глубоком знании социальных норм, связанных с практикой. Постоянное взаимодействие с сообществами выявило глубоко укоренившиеся взгляды на воспитание детей и желание семей делать то, что, по их мнению, отвечает интересам их детей (например, убеждения, связанные с защитой их от сексуального насилия и обеспечением их возможности выйти замуж). Затем это создало возможности для продолжения диалога лицом к лицу и, в конечном итоге, для коллективного отказа от этой практики.

Для получения дополнительной информации см.: Heise, L. (2011) Что помогает предотвратить насилие со стороны партнера? Обзор фактических данных, Лондон: DFID http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *