Способности человека виды: Способности человека: уровни, виды и способы их развития

Содержание

Способности. Виды способностей — презентация онлайн

Похожие презентации:

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей

Способности. Виды способностей

Способности

Способности человека

Способности. Природа человеческих способностей

Психология способностей

Способности человека

Способности к практическим видам деятельности

Понятие о способностях. Способности и задатки

Признаки и критерии наличия способностей

1. Способности

Выполнила:
Студентка
Группы ДО-4-15
Иванова Анастасия
Преподаватель: Михайлова Ольга Клементьева

2. Понятие

Способности
– такие индивидуально психилогические особенности человека,
которые отвечают требованиям данной
деятельности и являются условием
успешного выполнения.

3. Признаки

Способности
включают в себя три признака:
1. Под способностями понимают
индивидуальные психологические
способности отличающие одного человека от
другого.
2. Способностями называют лишь такие
индивидуальные способности, которые имеют
успешность выполнения деятельностей.
3. Под способностями подразумевают
индивидуальные особенности которые не
сводятся к наличным знаниям, умениям и
навыкам, но которые могут объяснить
легкость и быстроту приобретения этих
знаний, умений и навыков.

4. Виды способностей

1. Учебные – связаны с
усвоением уже известных
способов выполнения
деятельности приобретением
знаний, умений и навыков.
2. Творческие – связаны с
созданием нового
оригинального продукта с
нахождением новых способов
выполнения деятельности.
3. Общие – проявляются во
многих областях знаний и
деятельности.
4. Специальные – связаны с
определенной
деятельностью, которые
помогают человеку достигать
высоких результатов.

5. Виды специальных способностей

Математические
– большую роль играет
математическая память, легкое и свободное
переключение от одной операции к другой.
Конструктивно – технические – точность и
живость пространственных представлений.
Музыкальные – ладовое чувство,
проявляющееся в эмоциональном восприятии
и легком узнавании мелодий.
Литературные – творческая активность и
эстетическая позиция.
Художественно – изобразительные –
способность правильной оценки пропорций,
чувствовать выразительную функцию цвета.

6. Природные предпосылки

Формирование
способностей происходит на
основе врожденных задатков.
Задатки – анатомо – физиологические
особенности мозга, нервной системы,
составляющие природную основу развития
способностей.
В способностях неразрывно переплетаются
природное (задатки) и приобретенное человеком
в процессе деятельности (социальное). Ведущую
роль играет социальный фактор.

7. Уровни развития способностей

Выделяют
два уровня:
1. Репродуктивный – высокая способность
овладевать умениями, усваивать знания,
овладевать деятельностью и осуществлять
ее по предложенному образцу в
соответствии с предложеной идеей.
2. Творческий – создание нового
оригинального продукта.

8. Уровни развития творческих способностей

Одарённость – своеобразное
сочетание способностей,
которое обеспечивает
человеку возможность
успешного выполнения какой –
либо деятельности.
Талант – высокая ступень
развития способностей.
Талантливыми называют
людей способных быстро
усваивать знания и правильно
применять их в жизни и в
своей деятельности.
Гениальность – наивысшая
ступень проявления
творческих сил человека.

English     Русский Правила

как способности влияют на профессию – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».

Уолтер Айзексон главный редактор журнала TIME, биограф Стива Джобса

В 2016 году в журнале TIME была опубликована статья «Что делает гения гением?». Уолтер Айзексон выделил 5 пунктов:

  1. Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»

  2.  Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.

  3. Умение заставить других сделать немыслимое.

    Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а  потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».

  4. Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

  5. Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.

Задатки

Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.

Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.

Способности

Способности

 — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:

  • от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;

  • будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;

  • от того, как его будут обучать;

  • от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?

А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей»

.

«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».

Артур Владимирович Петровский советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности

В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.

Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.

Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.

Уровни развития способностей

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:

  1. Одаренность.

  2. Талант.

  3. Гениальность.

«Гений: 1% вдохновения и 99% пота».

Томас Эдисон

Одаренность

Это особый уровень развития способностей. Одаренность —  системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант

Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.

Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.

Гениальность

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.

Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.

Талант и гениальность: сходства и различия понятий

Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.

Система способностей

Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?

Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Общие и специальные способности

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;

  • математические;

  • конструктивно-технические;

  • музыкальные;

  • литературные;

  • художественно-изобразительные.

Интересы и склонности

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Применительно к выбору профессии выделяют виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;

  • склонность к работе с техникой;

  • склонность к работе с условными знаками;

  • склонность к работе с растениями и животными;

  • склонность к работе с художественными образами.

Педагогические способности

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Базовые педагогические способности
  1. Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

  2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.).

  3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способность воспринимать ученика, воспринимать другого человека.

  4. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

  5. Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

  6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  7. Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

  9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Специальные педагогические способности
  1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

  2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

  3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

  4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям ребенка. Когда в классе 25 человек, важно понимать, у кого какой темперамент и характер.

  5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

  6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

  7. Способность вызывать к себе уважение со стороны ребенка, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Креативность как компонент педагогической одаренности

«Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Стив Джобс

Креативность (от англ. сreation — «создание») — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания.

Чаще всего креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах на интеллект и академических достижениях. Тесты на определение IQ не дают возможность понять творческое мышление и креативность человека.

Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Параметры креативности

Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:

  1. способность к обнаружению и постановке проблем;

  2. способность к генерированию большого количества проблем;

  3. семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;

  4. оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

  5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

  6. способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, (способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование).

Креативность = Конвергентное мышление + Дивергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — «сходиться») — использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere — «расходиться») — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов.

Как развить креативность?

  1. Читайте вывески с конца к началу. Иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные.

  2. При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть действия будут происходить в обратном порядке.

  3. В свободную минутку  займитесь придумыванием разнообразных имен путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв.

  4. Рисуйте – несуществующих существ, вещи.

  5. Пока никто не видит, попробуйте писать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами.

  6.  Сочетайте на первый взгляд несочетаемые слова.

  7. Представьте любое слово в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать.

  8. К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение.

  9. Можно один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.

Методы Стива Джобса

Развивайте разнообразные интересы 

Окончив колледж, Стив Джобс решил продолжить заниматься тем, что его интересовало, например, каллиграфией. Хотя в его знаменитой речи в Стэнфорде не 

говорилось о практической стороне применения каллиграфии, он сказал, что многие вещи для Macintosh были созданы благодаря этому навыку.

Ходите пешком 

В книге «Становление Стива Джобса» Брент Шлендер отмечает, что Джобс часто принимал участие в прогулках-мозговых штурмах с другими людьми. Недавние исследования подтверждают, что такие прогулки могут помочь разблокировать творческие идеи.

Медитируйте

Завершив обучение в Колледже Рид, Джобс провел несколько месяцев в Индии, где практиковался в медитации дзэн-буддистов. Джобс был настолько восхищен дзен, что решил переехать в Японию, чтобы продолжить свою практику. Он рассказал своему биографу Уолтеру Айзексону:

«Если вы просто посидите и понаблюдаете, вы заметите, насколько беспокоен ваш ум. Если вы попытаетесь его успокоить, это только усугубит ситуацию. Но когда это все-таки произойдет, вы сможете услышать очень тонкие вещи — ваша интуиция начинает раскрываться, вы начинаете видеть все более четко и учитесь быть в настоящем моменте».

Стив Джобс

Медитация помогла Джобсу развить творчество. Особые медитативные практики не только повышают творческий потенциал, но также могут способствовать развитию эмпатии. 


Предостережение общественности США по поводу использования биомедицинских технологий для усовершенствования человека

02.11.2016: Этот отчет был пересмотрен, чтобы включить обновленные данные о распределении белых протестантов по категориям «белые протестанты-евангелисты» и «белые основные протестанты». Первоначально отчет частично опирался на данные предыдущей волны American Trends Panel для создания этих категорий.

Передовые биомедицинские технологии, которые могут раздвинуть границы человеческих возможностей, скоро могут быть доступны, делая ум людей более острым, а их тела сильнее и здоровее, чем когда-либо прежде. Но новый опрос взрослого населения США, проведенный исследовательским центром Pew Research Center, показывает, что большинство встречает возможность этих прорывов с большей осторожностью и беспокойством, чем с энтузиазмом и надеждой.

Многие в обществе ожидают, что постоянные научные и технологические инновации, в широком смысле, принесут полезные изменения в общество. Тем не менее, когда людей спрашивают о потенциальном использовании новых технологий для «улучшения человека», их отношение далеко не так утвердительно.

В ходе опроса изучается отношение общественности к потенциальному использованию трех новых технологий, которые могут коренным образом улучшить здоровье людей, их когнитивные способности или физические способности. Конкретными примерами были: редактирование генов, чтобы дать детям продолжительность жизни со значительно сниженным риском серьезных заболеваний, имплантация мозговых чипов, чтобы дать людям значительно улучшенную способность концентрироваться и обрабатывать информацию, и переливание синтетической крови, чтобы дать людям гораздо большую скорость, силу и выносливость. . Это лишь три из многих улучшений, которые, по мнению ученых и специалистов по биоэтике, могут быть получены благодаря разрабатываемым в настоящее время биомедицинским технологиям. Ни один из трех в настоящее время не доступен для улучшения здоровья младенцев или взрослых, хотя все они находятся в стадии исследований и разработок или тестируются в очень ограниченных обстоятельствах для терапевтического использования, такого как помощь пациентам в восстановлении после инсульта или спинального мозга. травма шнура. (Для получения дополнительной информации см. «Совершенствование человека: научные и этические аспекты стремления к совершенству».)

Когда американцев спрашивают о перспективах этих специфических улучшений для здоровых людей, их мнения осторожны и часто сопротивляются:

  • Большинство взрослых американцев говорят, что они были бы «очень» или «в некоторой степени» обеспокоены редактированием генов ( 68 %), мозговые чипы (69 %) и синтетическая кровь (63 %), при этом не более половины заявили, что были бы в восторге от каждой из этих разработок. Некоторые люди говорят, что они были бы одновременно полны энтузиазма и беспокойства, но в целом беспокойство важнее волнения.
  • Больше сказали, что , а не хотели бы улучшения своего мозга и крови (66% и 63% соответственно), чем заявили, что хотели бы этого (32% и 35%). Взрослые американцы расходятся во мнениях относительно того, хотели бы они, чтобы редактирование генов помогло предотвратить болезни их детей (48% хотели бы, 50% не хотели).
  • По крайней мере, семь из десяти взрослых предсказывают, что каждая из этих новых технологий станет доступной до того, как они будут полностью протестированы или поняты. Около 73% говорят то же самое о редактировании генов, и такая же доля говорит то же самое о синтетической крови; 74% говорят об имплантации мозговых чипов.
  • Большинство считает, что эти улучшения могут усугубить разрыв между имущими и неимущими. Например, 73% считают, что неравенство увеличится, если станут доступны мозговые чипы, потому что изначально они будут доступны только богатым.
  • Кроме того, многие американцы считают, что получатели улучшений будут чувствовать себя выше тех, кто их не получил; 63% говорят это, в частности, о переливаниях синтетической крови. Точно так же, но более оптимистично, половина американцев или больше считают, что получатели улучшений будут чувствовать себя более уверенно.
  • Значительные доли говорят, что они не уверены, являются ли эти вмешательства морально приемлемыми. Но среди тех, кто выражает мнение, больше людей говорят, что улучшения мозга и крови были бы морально неприемлемы, чем говорят, что они приемлемы.
  • Взрослые чаще говорят, что недостатки улучшения мозга и крови перевешивают пользу для общества, чем наоборот. Американцы немного более позитивно относятся к возможности редактирования генов для снижения заболеваемости; 36% считают, что у него будет больше преимуществ, чем недостатков, а 28% считают, что у него больше недостатков, чем преимуществ.
  • Мнения расходятся, когда речь заходит о фундаментальном вопросе о том, являются ли эти потенциальные разработки «вмешательством в природу» и пересекают ли они черту, за которую не следует переходить, или же они «не отличаются» от других способов, которые люди пытались улучшить себя со временем.

Данные опроса показывают несколько закономерностей, связанных с настороженностью американцев в отношении этих событий. Во-первых, существуют сильные различия во взглядах на использование этих технологий для улучшения в зависимости от того, насколько религиозны люди. В общем, самые религиозные люди больше всего настороженно относятся к потенциальным улучшениям. Например, те, кто набрал высокие баллы по индексу религиозной приверженности из трех пунктов 1 чаще, чем те, кто менее религиозен, говорят обо всех трех видах усовершенствования: редактирование генов, чтобы дать детям жизнь с гораздо меньшим риском заболевания, имплантаты мозговых чипов, чтобы дать людям значительно улучшенные когнитивные способности, и переливание синтетических крови, чтобы дать людям значительно улучшенные физические возможности, было бы вмешательством в природу и пересечением черты, которую нельзя пересекать. Американцы с более низким уровнем религиозной приверженности более склонны рассматривать потенциальное использование этих методов просто как продолжение многовекового стремления людей к самосовершенствованию.

 

Во-вторых, люди считают, что технологии, которые могут привести к более радикальным или экстремальным изменениям человеческих способностей, менее приемлемы, чем технологии, которые вызывают менее драматические или временные изменения. Например, 47% американцев считают использование синтетических заменителей крови для улучшения физических способностей «надлежащим использованием технологий», если в результате изменения скорости, силы и выносливости людей будут «равны их собственным пиковым способностям». Но если такое же улучшение приводит к физическим способностям, «намного превосходящим возможности любого человека, известного на сегодняшний день», гораздо меньше (28%) говорят, что это будет уместным использованием технологии. Та же картина возникает, когда американцы рассматривают потенциальное использование редактирования генов и устройств, имплантированных в мозг для увеличения человеческих способностей.

В-третьих, женщины, как правило, более колеблются, чем мужчины, в отношении того, хотят ли они получить улучшения, потенциально доступные благодаря этим передовым технологиям. Они также более негативны, чем мужчины, в своих суждениях и ожиданиях относительно того, что такие улучшения будут означать для общества. Интересно, что хотя большинство населения ожидает, что эти улучшения приведут к усилению социального неравенства, в лучшем случае существуют лишь незначительные различия в отношении к этим темам в зависимости от расы, этнической принадлежности, уровня образования, дохода или возраста.

Наконец, есть некоторое сходство между тем, что американцы думают об этих трех потенциальных, будущих усовершенствованиях, и их отношением к видам усовершенствований, которые уже широко доступны сегодня. Многие скептически относятся к необходимости косметических процедур и других усовершенствований текущих . Например, 61% американцев говорят, что люди слишком быстро идут на косметические процедуры, чтобы изменить свою внешность не очень важными способами. Примерно треть (34%) считают, что плановая косметическая хирургия «заходит слишком далеко в технологиях». И в целом 54% взрослых американцев говорят, что плановая косметическая хирургия приносит обществу как пользу, так и вред, в то время как 26% ​​выражают убеждение, что недостатков больше, чем преимуществ, и только 16% говорят, что общество получает от косметической хирургии больше пользы, чем недостатков. .

Вот некоторые из основных результатов нового репрезентативного общенационального опроса 4726 взрослых американцев, проведенного Pew Research Center в Интернете и по почте со 2 по 28 марта 2016 г. Предел погрешности выборки при 95% доверительном интервале для результатов, основанных на общая выборка составляет плюс-минус 2,2 процентных пункта. 2

Что мы подразумеваем под усовершенствованием человека?

Улучшение человека включает в себя широкий спектр биомедицинских вмешательств, направленных на увеличение способностей человека. Проще говоря, это означает внесение биохимических, хирургических или других изменений, направленных на улучшение когнитивных, психологических или физических способностей, и может включать изменения, направленные на улучшение физического и психического здоровья. Современное обсуждение усовершенствования человека часто восходит к эссе Джулиана Хаксли в 1919 г.57. В эссе предполагалось, что человеческий вид может «превзойти себя» посредством биологического вмешательства. 3 На протяжении тысячелетий люди пытались улучшить свои способности, обучаясь, а также используя инструменты и гаджеты. Улучшение отличается от тех попыток улучшить человека, потому что оно включает в себя биомедицинское вмешательство в тело, чтобы улучшить способности человека.

Многие также думают об улучшении человека в отличие от терапевтических вмешательств. Таким образом, медикаментозное лечение, направленное на восстановление способности человека видеть или слышать, например, на восстановление двигательного контроля после инсульта или травмы спинного мозга, будет противоречить улучшению способностей у здоровых и хорошо функционирующих людей, превышающих их нынешние возможности (см. или какой-то типичный уровень). 4 Граница между терапией и улучшением часто размыта, но это различие обеспечивает основу для размышлений об улучшении человека в повседневных условиях.

Хотя фраза «человеческое усовершенствование» в основном используется специалистами по этике, сегодня существует множество усовершенствований. Примеры включают: анаболические стероиды, используемые для развития мышц; репродуктивные технологии, в том числе перевязка маточных труб и вазэктомия для усиления контроля человека над репродуктивной системой; и ряд косметических вмешательств для изменения физических характеристик людей. Два широко доступных когнитивных улучшения включают (не по прямому назначению) использование модафинила и риталина (метилфенидат) для стимуляции внимания, концентрации или памяти человека. Некоторые также считают вакцины формой усовершенствования, направленной на то, чтобы сделать людей более здоровыми за счет снижения вероятности заболевания, хотя другие считают, что вакцины прочно укоренились в медицинском или терапевтическом лечении, а не в улучшении. 5

До сих пор ученые-биомедики имели возможность вносить лишь относительно скромные улучшения в людей. Однако слияние инноваций в области биотехнологий, нанотехнологий, информационных технологий и других областей повышает вероятность того, что будущие усовершенствования могут привести к гораздо более радикальным изменениям человеческих способностей. Темпы инноваций трудно предсказать, и иногда они застают врасплох большую часть научного сообщества, не говоря уже о широкой публике. Разработка CRISPR, метода редактирования генов, является одним из примеров того, как потенциально далеко идущие методы развивались очень быстро, всего за несколько лет.

Исследовательский центр Pew провел большую часть этого исследования, изучая общественное отношение к прорывам, которые могут расширить границы человеческих возможностей, потенциально делая людей еще более здоровыми, сильными и умными. В частности, исследование сосредоточено на реакции общественности США на три возможных вида усовершенствований: редактирование генов, чтобы значительно снизить риск серьезных заболеваний и состояний у здорового ребенка в течение жизни, имплантация компьютерного чипа в мозг, чтобы дать здоровому человеку значительно улучшилась способность концентрироваться и обрабатывать информацию, а использование синтетических заменителей крови дало здоровому человеку гораздо большую скорость, силу и выносливость. (Для сравнения, респондентов опроса также спросили о ряде процедур, таких как плановая косметическая хирургия, которые сегодня широко доступны.)

Три сценария, ориентированные на будущее, призваны отразить ряд усовершенствований, обсуждаемых учеными и другими людьми как потенциальные на горизонте, но это ни в коем случае не исчерпывающий список. 6 Ни один из методов, лежащих в основе этих идей, сегодня не используется в «целях улучшения», хотя все они существуют в той или иной форме для терапевтических или медицинских целей. Они были выбраны отчасти потому, что каждый из них создает потенциально заманчивые перспективы. Что, если бы мы, как общество, могли бы фактически покончить с болезнью? Что, если бы все люди могли во много раз увеличить свои мыслительные способности? А что, если синтетическая «суперкровь» могла повысить физическую силу до уровня «супермужчины» и «суперженщины»?

Какими бы привлекательными ни были эти идеи, они также поднимают фундаментальные вопросы о том, что значит быть человеком. С самых первых дней цивилизации люди стремились улучшить свое состояние с помощью инструментов, лекарств, операций и других методов лечения. Но по мере того, как возникают новые научные и технологические прорывы, возникают вопросы о том, выходят ли такие разработки за пределы, установленные Богом, природой или разумом. Таким образом, это исследование частично направлено на то, чтобы понять, где общественность может «подвести черту» в отношении усовершенствований человека и возможностей, которые они могут принести обществу.

Разговор о потенциальных выгодах и затратах на усовершенствование человека: отчет шести фокус-групп

Чтобы обогатить результаты опроса, Исследовательский центр Pew провел шесть обсуждений в фокус-группах по всей стране. «Американские голоса о том, как совершенствование человека может повлиять на наше будущее» исследует темы, возникшие в ходе этих дискуссий, многие из которых были сосредоточены на том, где провести моральные и этические границы при рассмотрении научных прорывов, которые могут расширить возможности человека.

  • Многие считали, что, хотя не следует жалеть усилий для помощи больным, общество должно действовать с осторожностью, прежде чем позволить биомедицинским достижениям увеличить возможности здоровых людей, опасаясь скользкого пути к созданию «сверхлюдей» или человеческих «роботов». ”
  • В то время как каждое из этих улучшений можно рассматривать как людей, «играющих в Бога», некоторые участники утверждали, что эти биомедицинские достижения могут быть морально оправданы, потому что Бог предназначен для того, чтобы люди максимально использовали свои способности и делали человечество лучше.
  • Потенциальные риски и злоупотребления этими улучшениями подчеркивают необходимость контроля; многие считали, что ориентирами для правил должны быть «не навреди» и «будь справедлив».
  • Существовал широкий консенсус в отношении того, что никакие улучшения никогда не должны навязываться кому-либо против его или ее воли.
  • Расчеты и ориентиры, используемые людьми, имеют отличительный характер в зависимости от типа улучшения.

Более подробные результаты и цитаты из этих подробных обсуждений см. в прилагаемом отчете.

Человеческие способности и дизайн

Следующий фрагмент текста является выдержкой из European Ref: CEN/CENELEC Guide 6 «Руководство для разработчиков стандартов по удовлетворению потребностей пожилых людей и людей с ограниченными возможностями ».

В нем говорится, что: Физические, сенсорные и умственные способности варьируются от человека к человеку и у людей по мере взросления. Разнообразие — это нормально. Дизайнеры должны знать о различиях в диапазоне человеческих способностей и связанных с ними проектных соображениях.

(a) Физические способности 

Это включает в себя ходьбу, равновесие, обращение с руками, тягу, толчок, подъем и дотягивание. Многие виды деятельности предполагают одновременное использование более чем одного из этих навыков. Физическая сила и выносливость также могут влиять на способность людей выполнять эти действия.

Ходьба

Некоторым людям трудно ходить по ровной поверхности или вверх по склону. Некоторые люди могут иметь ограниченный диапазон ходьбы, могут испытывать трудности с поворотами или могут использовать устройства для передвижения, такие как костыли или ходунки. Им может потребоваться частая остановка, чтобы восстановить силы или отдышаться. Соображения по проектированию включают в себя обеспечение поручней, сидений через равные промежутки, удобную стоянку и достаточное время для более медленных пешеходов на переходах дорог. Дизайнеры также должны учитывать потребности людей, идущих пешком и использующих язык жестов, при проектировании доступа к зданиям и из них, а также внутри самих зданий.

Баланс

Ограничения равновесия могут повлиять на походку или контроль движений рук. Соображения по дизайну включают поручни, стандартные сиденья и обеспечение удобного доступа к органам управления. Поверхность, на которую человек может наткнуться или на которую может наступить, должна быть спроектирована таким образом, чтобы ограничить истирание.

Обращение  

Значительное меньшинство людей являются левшами. Некоторые люди могут иметь ограниченное использование или не использовать одну или обе руки, или могут иметь ограничения в силе или точности. Помещения и компоненты должны быть спроектированы таким образом, чтобы их можно было использовать любой рукой или только одной рукой. Обращение включает в себя захват, хватание и манипулирование. Каждый из них имеет различное назначение с конкретными конструктивными соображениями. Например, компоненты должны быть спроектированы таким образом, чтобы их было легко держать. Окружность несущей конструкции и устойчивость имеют решающее значение. Манипуляции включают в себя перемещение, поворот и скручивание компонентов рукой или руками. Для тех, у кого ограниченные возможности манипулирования, размер, форма и легкость движений имеют решающее значение. Другой вариант, который следует рассмотреть, — это проектирование манипуляций с использованием толкающих, тянущих или нажимающих действий с использованием сжатого кулака, запястья или локтя.

Сила и выносливость

Сила и выносливость могут потребоваться на наклонных дорожках и полах, лестницах и на больших расстояниях, когда могут потребоваться постоянные усилия.

Людям с ограниченной выносливостью необходимы частые места для отдыха.

Людям обычно легче толкать компонент, чем тянуть его. Это особенно верно, если человек использует инвалидное кресло. Некоторым людям может быть сложно управлять самозакрывающимися устройствами на дверях с ручным управлением, особенно если двери должны противостоять силам ветра. По этим причинам предпочтительны двери, которые открываются и закрываются автоматически.

Подъем

Такие действия, как открывание вертикально раздвижной створки окна и открывающихся вверх ворот доступа, должны быть спроектированы таким образом, чтобы их можно было легко выполнять с минимальным усилием.

Досягаемость

Дизайн играет важную роль в обеспечении легкой досягаемости ключевых компонентов здания или окружающей среды, принимая во внимание диапазон размеров и способностей людей. Наличие компонентов в пределах легкой досягаемости особенно важно для людей с более серьезными ограничениями подвижности. Диапазон досягаемости зависит от роста и длины рук человека, использования рук, а также баланса и подвижности верхней части тела. «Комфортный диапазон досягаемости» был определен как диапазон, который подходит для деятельности, которая, вероятно, будет частой и требует точного выполнения, и которая не включает в себя растяжку или сгибание в талии. Размещение вещей в пределах удобной досягаемости может обеспечить их использование большим количеством людей. «Расширенный диапазон досягаемости» был определен как подходящий для деятельности, которая, вероятно, не требует точности и не будет частой и может включать в себя растяжение или сгибание от талии.

(b) Сенсорные способности

Речь

Некоторые условия влияют на способность или качество речи. Двустороннему общению может способствовать среда, спроектированная так, чтобы свести к минимуму барьеры для прослушивания тихой или неразборчивой речи.

Слух

Люди различаются по своей способности слышать звук, определять его направление, источник, различать высоту, частоту, громкость и вариацию, а также различать разные звуки. Качество слуха важно для общения, получения информации и обнаружения опасностей, например дорожного движения. Многие люди с нарушениями слуха используют слуховые аппараты, которые усиливают все звуки, улавливаемые микрофоном, что очень затрудняет общение в шумной обстановке. Очень важно поддерживать низкий уровень фонового шума. Выбор конструкционных и поверхностных материалов может существенно повлиять на слышимость. Аудитории, конференц-залы и приемные могут выиграть от дополнительного улучшения звука, такого как система петли. Тщательный дизайн освещения может помочь в общении, таком как чтение по губам и язык жестов. Предоставление визуальной информации и системы визуальной сигнализации могут передавать информацию тем, у кого проблемы со слухом или кто не слышит. Дизайнеры также должны учитывать цвет и размер комнат и даже расстановку мебели, так как это очень важно для визуальной коммуникации. Также следует рассмотреть возможность использования вибрации как средства восприятия других людей.

Зрение

Зрение позволяет человеку осознавать яркость поверхностей, объектов, формы, размера и цвета. Для слепых или слабовидящих людей наличие подходящих тактильных указателей поверхности для ходьбы и тактильных или акустических предупреждений в опасных местах должно предоставлять информацию об использовании застроенной среды и должно ограничивать риск травм. Встроенная среда может быть предназначена для ориентирования с помощью звуковых и тактильных сигналов. Следует также рассмотреть легко различимую систему «нахождения пути». Для людей с ограниченным, но слабым зрением эффективный визуальный контраст между поверхностями или объектами помогает определить критические места. Предупреждающая маркировка на стеклянных поверхностях и маркировка на краях ступеней лестниц помогают свести к минимуму опасность.

Следует избегать различий в трении между одной поверхностью пола или одной поверхностью ступеней лестницы и другой. Таким образом, смежные поверхности, имеющие разные стандарты сопротивления скольжению или зависящие от приподнятых поверхностей, должны быть тщательно рассмотрены 

Прикосновение

При выборе поверхностей в застроенной среде, к которым люди должны будут прикасаться (например, поручни, ручки). , ручки и элементы управления, тактильная информация), важно выбирать материалы, которые не вызывают дискомфорта, травм или аллергии. Поверхности не должны иметь потертостей. Следует избегать металлов, прикосновение к которым может вызвать побочные реакции.

(c) Умственные способности 

Умственные способности включают познание, интеллект, интерпретацию, обучение и память. Люди различаются по своим знаниям, по своей способности понимать, рассуждать или интерпретировать информацию. Проектирование с учетом различий в этих возможностях помогает создать удобную среду для населения в целом, от самых молодых до пожилых людей, а также для людей с разными способностями. Средства коммуникации в окружающей среде должны быть спроектированы таким образом, чтобы их можно было сразу и легко понять и правильно интерпретировать. С возрастом у некоторых людей происходит потеря памяти или им становится все труднее усваивать новую информацию, поэтому перед внедрением следует тщательно обдумать изменения в окружающей среде.

Дизайн, учитывающий умственные способности

Звуковые и визуальные сообщения должны быть простыми, четкими и оказывать немедленное воздействие. Цифры, символы и простые слова, вероятно, будут наиболее эффективными. Символы должны мгновенно распознаваться как представляющие увиденные образы и действия, предпринимаемые в повседневной жизни.

Поиск пути должен быть простым, например, тактильные, графические, звуковые или архитектурные подсказки, за которыми легко следовать. Вывеска должна быть крупной и четкой. Карты-ориентиры должны быть четкими, указывать местонахождение человека в здании или на объекте и не содержать посторонней информации.

(d) Возраст и размер 

Адаптация для развивающегося ребенка

Важно создать среду, безопасную, доступную и удобную для детей. Отдельные компоненты должны быть безопасными и пригодными для использования в соответствии с возрастом. Умение управлять рисками является важной частью развития ребенка.

Приспособление для пожилых людей

Продолжительность жизни среди людей увеличивается. Мы все больше и больше надеемся поддерживать экономическую и социальную жизнь как в общественной, так и в частной сфере по мере старения. Однако с возрастом многие человеческие способности, такие как подвижность, ловкость, выносливость, сила, слух, зрение или память, приходят в упадок. Знакомство с конкретной средой имеет важное значение.

Разнообразие размеров

Популяция включает в себя разнообразие размеров и роста, от детей, до разнообразия в росте взрослых взрослых. Расположение компонентов и высота строительных элементов, таких как ступени, должны учитывать разнообразие высоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *