Способности человека находить и рационально использовать: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Олимпиадные задания по экономике

Олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год.

5-7 класс

(время выполнения 40 минут)

I.Выберите необходимый термин из нижеперечисленных и вставьте в каждое из следующих утверждений или определений: (за каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. ____________________-изучает поведение экономики как единого целого.

  2. ____________________-способности человека находить и рационально использовать необходимые ресурсы, принимать рациональные решения, активно искать и внедрять новое, уметь рисковать и выигрывать.

  3. ____________________-это количество одного продукта, от которого необходимо отказаться, чтобы произвести дополнительное количество другого продукта.

  4. ____________________-цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

  5. ____________________-обусловлен безграничностью чело­веческих потребностей и ограниченностью экономических ресурсов.

Перечень терминов: микроэкономика; макроэкономика; рыночная экономика; экзогенные переменные; эндогенные переменные; равновесная цена; потребительная стоимость; оборотный капитал; альтернатив­ные издержки; экономический выбор; предпринимательские способно­сти; закон спроса.

II. Задача (5 баллов)

Магазин продовольственных товаров предлагает своим постоянным покупателям приобрести 5% -ную дисконтную карту В ближайшем к е: за 200 р. При наличии карты каждая покупка обходится покупателю на 5% дешевле. Срок действия карты — один месяц.

  1. Приобретёт ли такую дисконтную карту постоянный покупатель магазина, если он посещает магазин 6 раз в месяц, делая каждый раз покупки на 500 р.?

Олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год.

8-9 класс

(время выполнения 50 минут)

I. Выберите и отметьте все правильные ответы из предлагаемых (правильный ответ каждого задания оценивается в 1 балл).

1. Свободные блага:

  1. конкурентны;

  2. производятся только государством;

  3. могут стать экономическими благами;

  4. неограниченны;

  5. обладают свойством редкости.

2. Экономическими ресурсами являются:

  1. продукты питания, приобретённые домохозяйствами;

  2. полезные ископаемые;

  3. неквалифицированные рабочие;

  4. солнечная энергия;

  5. временно неиспользуемое оборудование.

  1. Комбинацией, включающей только факторы производства, является:

  1. счёт в банке, официант, уголь;

  2. банкир, нефть, трактор;

  3. геолог, станок, деньги;

  4. одежда, токарь, цех;

  5. буровая установка, шахтёр, поле.

  1. Земля как фактор производства включает:

  1. природные ископаемые;

  2. источники пресной воды;

  3. леса;

  4. шахты;

  5. трубопроводы.

  1. Капитал как фактор производства включает:

  1. банковские счета;

  2. сооружения;

  3. деньги;

  4. векселя;

  5. здания.

  1. Комбинацией, включающей только различные факторы производства, является:

  1. нефть, нефтяник, владелец нефтяной компании, газ;

  2. работник конвейера, конвейер, автомобиль;

  3. слесарь, автобус, поле, собственник фермы;

  4. банкир, компьютер, деньги;

  5. река, моряк, корабль.

  1. Экономический агент действует рационально, если он:

  1. максимизирует удовлетворение потребностей при дан­ном уровне затрат ресурсов;

  2. минимизирует альтернативные издержки выбора;

  3. минимизирует затраты ресурсов;

  4. минимизирует затраты ресурсов при данном уровне удовлетворения потребностей;

  5. максимизирует удовлетворение потребностей.

  1. Вопрос «Для кого производить?»:

  1. не возникает в административно-командной экономике, где потребители лишены свободы выбора;

  2. не встаёт в традиционной экономике, где всё определяю традиции и обычаи;

  3. решается в рыночной экономике через действие механизма цен;

  4. связан с механизмом распределения экономических благ;

  5. решается в смешанной экономике государством.

9. Административно-командной экономике присуще всё перечисленное ниже, за исключением:

  1. назначаемых чиновниками цен;

  2. планирования от достигнутого;

  3. ориентации производителей в основном на платёжеспособный спрос;

  4. личной заинтересованности руководства предприятий в снижении издержек производства;

  5. централизованного управления ресурсами страны.

10. Рыночной экономике присущи все перечисленные ниже характеристики, за исключением:

  1. конкуренции;

  2. централизованного планирования;

  3. частной собственности;

  4. свободы предпринимательского выбора;

  5. опоры на традиции и обычаи.

II. Задача (5 баллов)

Ольга Степановна 3 раза в месяц делает покупки в гипер­маркете. В среднем стоимость одного похода в него составляет 2000 р. Магазин предлагает своим постоянным покупателям прио­брести 5% -ную дисконтную карточку за х р. (при наличии карточки каждая покупка обходится в среднем на 5% дешевле). Срок действия карточки — 1 год.

  1. Считая уровень цен и среднюю стоимость покупки Ольги Степановны неизменными, при какой максимальной це­не карточки она не откажется её приобрести (для опре­делённости считаем, что банкам она не доверяет и хра­нит деньги только дома)?

Олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год.

10 класс

(время выполнения 60 минут)

I. Оцените следующие утверждения в терминах «верно/неверно» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

  2. Микроэкономика изучает отдельные рынки, принципы эф­фективного поведения продавцов и покупателей.

  3. Инфляция — это феномен, изучаемый макроэкономикой.

  4. Концепция «человека экономического» предполагает, что поведение людей определяется альтруистическими мотивами.

  5. Средства, удовлетворяющие потребности людей, называют­ся экономическими благами.

  6. Некоторые экономические блага имеются в неограничен­ном количестве.

  7. Бесплатный проезд для пенсионеров в московском тран­спорте — пример свободного блага.

  8. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

  9. Элементы традиционной экономики встречаются только в экономически отсталых странах.

  10. Проблема ограниченности экономических ресурсов может быть решена только в рыночной экономике.

  11. В эффективной экономике, если она движется вдоль кри­вой производственных возможностей, альтернативные издержки постоянны.

  12. Возрастание альтернативных издержек обусловлено невоз­можностью полной взаимозаменяемости экономических ресурсов и различиями в технологиях.

  13. Точки, расположенные над кривой производственных воз­можностей, достижимы только при увеличении количества эконо­мических ресурсов.

  14. При постоянстве количества экономических ресурсов кри­вая производственных возможностей может сместиться дальше от начала координат вследствие научно-технического прогресса.

  15. В условиях внешней торговли страна может потреблять больший объём товаров и услуг, чем в состоянии произвести её экономика.

Задача (15 баллов с выполненным решением).

1. Магазин продовольственных товаров предлагает своим постоянным покупателям приобрести 5% -ную дисконтную карту В ближайшем к е: за 200 р. При наличии карты каждая покупка обходится покупателю на 5% дешевле. Срок действия карты — один месяц.

  1. Приобретёт ли такую дисконтную карту постоянный покупатель магазина, если он посещает магазин 6 раз в месяц, делая каждый раз покупки на 500 р.?

  2. Если стоимость покупки при каждом посещении магазина постоянна и составляет 500 р., то каким должно быть число посещений магазина, чтобы покупателю было выгодно приобрести предлагаемую дисконтную карту?

  3. При каком минимальном значении стоимости покупок (она предполагается фиксированной и одной и той же по величине) покупатель не откажется приобрести предла­гаемую дисконтную карту, если в этом магазине он дела­ет покупки 5 раз в месяц?

Олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год.

11 класс

(время выполнения 60 минут)

I. Выберите и отметьте единственный правильный ответ из пред­лагаемых (за каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Характеристиками экономического блага выступают:

  1. способность удовлетворять потребность людей;

  2. редкость;

  3. ценность;

  4. ограниченность.

  5. Верно всё перечисленное.

  1. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченно­сти экономических ресурсов связана с тем, что:

  1. природные ресурсы Земли исчерпаемы;

  2. рынок не может произвести все необходимые людям то­вары и услуги;

  3. часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, невозможно поровну поделить 7 DVD-дисков между 10 желающими их получить;

  4. в каждый данный момент времени человеческие по­требности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.

  5. Нет верного ответа.

  1. Проблема экономического выбора существует:

  1. только в рыночной экономике;

  2. только в традиционной экономике;

  3. только в централизованно управляемой экономике;

  4. в экономике любого типа.

  5. Такой проблемы вообще не существует.

  1. У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 100 до 150 р./ч, альтернативные издержки 1 ч досуга равны (р./ч):

  1. 100;

  2. 125;

  3. 150;

  4. 200.

  5. Нет правильного ответа.

  1. Домашняя хозяйка на своём приусадебном участке может вырастить 50 кг картофеля либо 120 кг огурцов. Какова альтерна­тивная стоимость 1 кг картофеля?

  1. Невозможно определить, так как неизвестно, сколько и в каком количестве посажено;

  2. 2,4 кг огурцов;

  3. 0,4 кг огурцов;

  4. 1,2 кг огурцов;

  5. невозможно определить, так как неизвестны цены кар­тофеля и пшеницы.

  1. Пенсионер может подрабатывать либо сторожем из расчёта 50 р./ч, либо вахтёром из расчёта 60 р./ч, а также получать пен­сию в размере 2400 р., что составляет 5 р./ч, и доплату от государ­ства в размере 3 р. за 1 ч любой работы. Альтернативные издержки 1 ч его досуга составляют:

  1. 60 р.;

  2. 50 р.;

  3. 65 р.;

  4. 63 р.;

  5. 68 р.

  1. У человека, который имеет возможность получить работу клерка в банке с оплатой 50 р./ч или работу почтальона с оплатой 70 р./ч, альтернативные издержки 1 ч досуга равны:

  1. 40 р.;

  2. 50 р.;

  3. 70 р.;

  4. 20 р.

  5. Нет верного ответа.

  1. Рыночная экономика возникла вследствие:

  1. появления денег, без которых развитие обмена продук­тами было бы невозможно;

  2. разделения труда и обмена продуктами между обосо­бленными товаропроизводителями;

  3. разделения труда и обмена продуктами между частно­предпринимательским и государственным секторами экономики;

  4. прихода к власти класса буржуазии;

  5. развития экономической науки.

  1. Кривая производственных возможностей отражает;

  1. ограниченность экономических ресурсов;

  2. эффективность экономики;

  3. потенциальные возможности экономического выбора;

  4. альтернативные издержки производства двух благ;

  5. всё перечисленное выше.

  1. Сдвиг кривой производственных возможностей дальше от начала координат может быть вызван:

  1. увеличением количества ресурсов, используемых в про­изводстве обоих благ;

  2. повышением качества используемых ресурсов;

  3. ростом производительности ресурсов.

  4. Верно всё перечисленное выше.

  5. Нет правильного ответа.

  1. Некоторая страна производит помидоры и кукурузу. Урав­нение КПВ данной страны имеет вид: П = 100 — 2,5К. Альтерна­тивная стоимость 11-й т помидоров составляет:

  1. 2,5 т кукурузы;

  2. 4 т кукурузы;

  3. 0,4 т кукурузы;

  4. 0,25 т кукурузы;

  5. 27,5 т кукурузы.

  1. Если Франция экспортирует в Англию вино, а Англия эк­спортирует во Францию текстиль, то понижение цены на вино от­носительно цены на текстиль означает:

  1. улучшение условий торговли для Англии;

  2. изменение угла наклона кривой торговых возможностей Англии;

  3. изменение угла наклона кривой торговых возможностей Франции.

  4. Все перечисленные выше ответы верны.

  5. Нет правильного ответа.

  1. Каковы будут различия в ценах на услуги трёх начинаю­щих врачей, если один из них финансировал свое образование при помощи кредита и теперь должен платить ежегодно 4000 долл, в течение 15 лет, за образование другого заплатили родители, а тре­тий всё время учился за счёт государства?

  1. Различия в ценах будут определяться престижностью тех учебных заведений, которые закончили начинаю­щие врачи;

  2. все трое назначат цены, различия между которыми бу­дут определяться различиями финансовых условий по­лучения ими образования;

  3. различия в ценах будут определяться уровнем успевае­мости, который демонстрировали начинающие врачи в ходе обучения;

  4. различий в ценах не будет;

  5. недостаточно информации для ответа.

  1. Какой тип рынка из перечисленных ниже характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продукции и неспособностью отдельного продавца влиять на цену своей про­дукции?

  1. Монополия;

  2. монопсония;

  3. монополистическая конкуренция;

  4. совершенная конкуренция;

  5. олигополия.

  1. В каком утверждении термин «спрос» следует заменить термином «величина спроса»?

  1. Повышение цен на авиабилеты вызвало существенное расширение спроса на проезд в железнодорожном тран­спорте;

  2. летом 1991 г. ожидаемое увеличение цен на продукты питания вызвало резкое увеличение спроса на макарон­ные изделия;

  3. летом после Чернобыльской аварии спрос на клубнику на украинских рынках резко упал;

  4. когда ОПЕК поднял цены на нефть в 70-е гг., спрос на нефть упал;

  5. конфликт на Ближнем Востоке провоцирует панику сре­ди нефтеперерабатывающих компаний, что увеличивает спрос на нефть и резко повышает цены.

II. Задача (10 баллов с выполненным решением).

2. Ольга Степановна 3 раза в месяц делает покупки в гипер­маркете. В среднем стоимость одного похода в него составляет 2000 р. Магазин предлагает своим постоянным покупателям прио­брести 5% -ную дисконтную карточку за х р. (при наличии карточки каждая покупка обходится в среднем на 5% дешевле). Срок действия карточки — 1 год.

  1. Считая уровень цен и среднюю стоимость покупки Ольги Степановны неизменными, при какой максимальной це­не карточки она не откажется её приобрести (для опре­делённости считаем, что банкам она не доверяет и хра­нит деньги только дома)?

  2. Как изменится ответ задачи, если карточка накопитель­ная и после приобретения товаров на сумму 40000 р. скидка на все последующие покупки увеличивается до 10%?

Ответы на олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год

    1. класс

I. Выбор необходимого термина из перечисленных (за каждый правильный ответ – 1 балл) – всего 5 баллов

  1. Макроэкономика

  2. предпринимательские способно­сти

  3. альтернатив­ные издержки

  4. равновесная цена

  5. экономический выбор

II.Задача (за правильно выполненное решение с объяснением – 5 баллов)

а) Постоянный покупатель магазина приобретет 5%-ную дисконтную карту в том случае, если выгода от использования ди­сконтной карты превысит затраты на ее покупку. В данном случае выгода от использования дисконтной карты при посещении мага­зина 6 раз в месяц составит: 0,05(6 • 500 р.) = 150 р., что меньше затрат — 200 р. — на покупку этой карты.

Ответ: а) нет, не приобретет.

Ответы на олимпиадные задания по экономике

    1. учебный год

8-9 класс

I.Выбор всех правильных ответов из предлагаемых (правильный ответ каждого задания оценивается в 1 балл) –всего 10 баллов

  1. в,г

  2. б,в,д

  3. б,д

  4. а,б,в

  5. б,д

  6. в,д

  7. а,б,г

  8. в,г

  9. в,г

  10. в,д

II. Задача (за правильно выполненное решение с объяснением – 5 баллов)

а) Максимальная цена дисконтной карточки определяется выгодой от ее использования в течение года:

откуда X

Ответ: а) не более 3600 р.

Ответы на олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год

10 класс

I.Оценка утверждений в терминах «верно/неверно» (за каждый правильный ответ – 1 балл)-всего 15 баллов

  1. неверно

  2. верно

  3. верно

  4. неверно

  5. неверно

  6. неверно

  7. неверно

  8. верно

  9. неверно

  10. неверно

  11. неверно

  12. верно

  13. неверно

  14. верно

  15. верно

II. Задача (за правильно выполненное решение с объяснением – 15 баллов)

а) Постоянный покупатель магазина приобретет 5%-ную дисконтную карту в том случае, если выгода от использования ди­сконтной карты превысит затраты на ее покупку. В данном случае выгода от использования дисконтной карты при посещении мага­зина 6 раз в месяц составит: 0,05(6 • 500 р.) = 150 р., что меньше затрат — 200 р. — на покупку этой карты.

б) Пусть N — число посещений магазина. Покупателю выгод­но приобрести предлагаемую дисконтную карту, если

0,05(N • 500 р.) 200 р.,

откуда N 8.

в) Пусть V — минимальное значение стоимости покупок в руб­лях при каждом посещении магазина. Покупатель не откажется купить предлагаемую дисконтную карту, если

0,05(5 • V) 200 р.,

откуда V 800 р.

Ответы: а) нет, не приобретет; б) более 8 посещений; в) более 800 р.

Ответы на олимпиадные задания по экономике

    1. учебный год

11 класс

I. Выбор единственного правильного ответа из пред­лагаемых (за каждый правильный ответ – 1 балл)-всего 15 баллов

  1. д

  2. г

  3. г

  4. в

  5. б

  6. г

  7. в

  8. б

  9. д

  10. г

  11. в

  12. г

  13. д

  14. г

  15. г

II. Задача (за правильно выполненное решение с объяснением – 10 баллов).

  1. а) Максимальная цена дисконтной карточки определяется выгодой от ее использования в течение года:

откуда X

б) В течение года покупательница раз делает покупки. Покупка накопительной дисконтной карты обеспечивает 5% -ную скидку при первых 20 посещениях магазина при последующих 16 посещениях магазина скидка повышается до 10%. Поэтому годовая выгода от использования накопительной дисконтной карты составит 0,05(20 • 2000 р.) + 0,1(16 • 2000 р.) = 5200 р. Соответ­ственно X 5200 р.

Ответы: а) не более 3600 р.; б) не более 5200 р.

Практическое задание № 1

а.-4

в.-8

г.-11

б.-5

д.-10

е.-7

ж.-3

о.-9

и.-14

к.-6

л.-13

м.-12

н.-2

з.-1

  • УПРАЖНЕНИЯ

1 – в

2 – а)-макроэкономика б)-макроэкономика в)-микроэкономика г)-макроэкономика

3 а)да (Ч=Ц) б)нет(П=П) с)да(П=П) d)да (РУ)

  • ТЕСТЫ

1)-б

2)-б

3)-в

5)-а

6)-d

7)-b

8)-a

9)-d

10)-a

12)-в

13)-b

14)-d

15)-a

16)-b

17)-b

19)-а

20)-с

21)-в

  • ВЕРНО / НЕВЕРНО

1)-н

2)-н

3)-н

4)-В

5)-Н

6)-В

7)-н

8)-Н

9)-В

10)-н

11)-в

12)-В

13)-в

14)-Н

15)-в

16)-Н

17)-н

18)-В

а. Экономическая система общества

18.Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов воспроизводственного процесса в обществе.

б. Производственные ресурсы

6.Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).

в. Труд

16.Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг.

г. Капитал

17.Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.

д. Земля

15.Факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

е. Предпринимательский талант

9.Способность человека находить, привлекать и рационально использовать производственные ресур­сы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновацион­ных процессах.

ж. Потребительские товары

12.Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности лю­дей.

з. Средства производства

8.Оборудование, орудия труда, машины, сырье с помощью которых произ­водятся товары и услуги.

и. Экономическая эффективность

4. Отношение между затратами редких ресурсов и тем объемом товаров и услуг, которые созданы в результате использования этих ресурсов.

к. Полная занятость

3.Максимально возможное использование всех имеющихся в экономической системе общества ресурсов.

л. Кривая (или линия) производственных возможностей

7.Кривая, показывающая различные комбинации производства двух продуктов (групп продуктов) в условиях полной занятости и полного использования других факторов производства в экономике, технологическая основа и запас ресур­сов которой постоянны.

м. Альтернативные издержки

11.Издержки (убытки), связанные с выбором варианта использования про­изводственных ресурсов. Эти издержки измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.

н. Экономический рост

2.Увеличение реального объема продукции и его рост на душу насе­ления.

о. Рыночная система

  1. Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйст­венное развитие которой регулируется исключительно ценовым механизмом

п. Командная экономика

13.Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности лю­дей.

р. Традиционное общество

14.Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности лю­дей.

с. Смешанная экономика

10. Оборудование, орудия труда, машины, сырье с помощью которых произ­водятся товары и услуги.

т. Технология

5.Максимально возможное использование всех имеющихся в экономической системе общества ресурсов.

  • УПРАЖНЕНИЯ

1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и ловлей рыбы. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо ловит 10 рыб.

а) Начертите на рис. 2.1 кривую производственных возможностей экономики этого острова.

б) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможно­стей экономики этого острова.

2. Рис. 2.2 изображает кривую производственных возможностей экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.

кинокамеры

80

60

40

20

наручные часы

100 200 300 400

Рис. 2.1 Кривая производственных возможностей.

Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

а) 60 кинокамер и 200 часов;

б) 60 часов и 70 кинокамер;

в) 300 часов и 35 кинокамер;

г) 300 часов и 40 кинокамер;

д) 58 часов и 250 кинокамер

Решение: Вариант производства будет эффективным, если комбинация двух продуктов лежит на кривой производственных возможностей, что означает производство при полном использовании ограниченных ресурсов.

Вариант производства будет неэффективным, если ресурсы используются не полностью. В этом случае точка, соответствующая комбинации двух продуктов будет находиться внутри кривой производственных возможностей. Вариант производства будет невозможен, если имеющихся ресурсов будет недостаточно для производства данной комбинации продуктов. В этом случае точка с соответствующими параметрами будет лежать за пределами кривой производственных возможностей.

кинокамеры

200 Д

80

60 Б A

  1. Г

20 В

100 200 300 400 наручные часы

Находим вариант а). Ему соответствуют параметры: 60 кинокамер и 200 часов. Точка с соответствующими координатами лежит на кривой производственных возможностей (A). Следовательно, производство продуктов в данной комбинации эффективно. В варианте б) 60 часов и 80 кинокамер соответствуют точке внутри кривой производственных возможностей (Б). Производство данной комбинации неэффективно. Производство 200 часов и 35 кинокамер (В) также неэффективно и соответствует точке внутри кривой производственных возможностей (В). Вариант г) предполагает производство 300 часов и 40 кинокамер. Данная комбинация лежит на кривой производственных возможностей (Г) и является эффективной. Последняя комбинация (д) является невозможной, так как соответствующая ей точка лежит далеко за пределами линии производственных возможностей (Д).

3. На рис. 2.3 изображена линия производственных возможностей (ЛПВ) для конкретной экономики. Если она испытывает рецессию, в какой точке она находится? .

Рис. 2.3. Линия производственных возможностей

4. Рис. 2.4 иллюстрирует общественный выбор между производством обще­ственных благ и товаров индивидуального потребления.

Точки а, в, с характеризуют различную степень участия государства в развитии экономики. Для каждой точки подберите ситуацию, соответству­ющую ее местоположению на ЛПВ:

а) Минимальное вмешательство государства в экономику. – точка с.

б) Правительство обеспечивает производство большей части общественных благ (социальных услуг) в рамках государственного сектора. –

точка а.

в) Занимаясь производством общественных благ, правительство в то же время допускает функционирование частного сектора. – точка б.

Рис. 2.4. Общественный выбор на линии производственных возможностей

  • ТЕСТЫ

  1. г

  2. г

  3. г

  4. г

  5. в

  6. а

  7. а

  8. в

  9. а, б

  10. б

  11. г

  12. б

  13. г

  14. г

  15. г

  • ВЕРНО / НЕВЕРНО

1-в

2-в

3-н

4-в

5-н

6-н

7-в

8-н

9-в

10-н

11-в

12-н

13-в

14-в

15-н

16-в

17-в

18-в

  • ПРОБЛЕМЫ

1. В таблице 2.1 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.

Таблица 2.1

Варианты

Трак­торы

Мино­меты

Альтернатив­ные издержки

А

7

О

0

В

6

10

10

С

5

19

9

D

4

27

8

Е

3

34

7

F

2

40

6

G

1

45

5

Н

0

49

4

а)

т 50

р

а 40

к

т 30

о

р 20

ы

10 10 20 30 40 50

минометы

б) кривая, которая очерчивает границу пол­ного использования производственных ресурсов

в) Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графически) на линии производственных возможностей?

г) Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы 2. 1.

д) Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меня­ются)?

2. ‘Верны (В) или неверны (Н) утверждения, характеризующие ситуации на рис. 2.6, 2.7?

а) (В)

6) (Н)

Рис. 2.6. ЛПВ страны А Рис. 2.7 ЛПВ страны В

в) (Н)

г) (Н)

д) (В)

е) (В)

3. Верны (В) или неверны (Н) утверждения, характеризующие ситуации, представленные на рис. 2.8, 2.9?

а) (Н)

б) (Н)

в) (Н)

г) (В)

д) (В)

е) (В)

ж) (Н)

Рис. 2.8 ЛПВ страны А

Рис. 2.9 ЛПВ страны В

Естественно рациональный мозг? Как люди используют и теряют ранее существовавшие предубеждения при принятии решений | Columbia

От любви и политики до здоровья и финансов люди иногда могут принимать решения, которые кажутся иррациональными или продиктованными существующими предубеждениями или убеждениями. Но новое исследование, проведенное нейробиологами Колумбийского университета, раскрывает удивительно рациональную особенность человеческого мозга: ранее существовавшее предубеждение может быть отброшено в сторону, чтобы мозг мог применить логическое, математическое обоснование к принимаемому решению. Эти результаты подчеркивают важность, которую мозг придает накоплению доказательств во время принятия решений, а также тому, как оцениваются и обновляются предыдущие знания по мере того, как мозг включает новые данные с течением времени.

Об этом исследовании было сообщено сегодня в Нейрон .

«Поскольку мы ежедневно взаимодействуем с миром, наш мозг постоянно формирует мнения и убеждения об окружающем нас мире», — сказал Майкл Шадлен, доктор медицинских наук, старший автор исследования и главный исследователь Колумбийского института изучения поведения мозга Мортимера Б. Цукермана. . «Иногда знания приобретаются через образование или через обратную связь, которую мы получаем. Но во многих случаях мы учимся не у учителя, а путем накопления собственного опыта. Это исследование показало нам, как наш мозг помогает нам в этом».

В качестве примера рассмотрим онколога, который должен определить наилучший курс лечения пациента с диагнозом рак. Основываясь на предварительных знаниях врача и его предыдущем опыте работы с онкологическими больными, он может уже иметь мнение о том, какую комбинацию лечения (например, хирургическое вмешательство, лучевую терапию и/или химиотерапию) рекомендовать — даже до того, как он изучит полную историю болезни этого нового пациента.

Но каждый новый пациент приносит новую информацию или доказательства, которые необходимо сопоставлять с предыдущими знаниями и опытом врача. Главный вопрос, который задали исследователи сегодняшнего исследования, заключался в том, будут ли и в какой степени изменены эти предшествующие знания, если кому-то будут представлены новые или противоречивые доказательства.

Чтобы выяснить это, команда попросила участников-людей понаблюдать за группой точек, движущихся по экрану компьютера, как песчинки, развевающиеся на ветру. В ходе серии испытаний участники оценивали, имеет ли каждая новая группа точек тенденцию двигаться влево или вправо — трудное решение, поскольку модели движения не всегда были сразу ясны.

Поскольку новые группы точек показывались снова и снова в нескольких испытаниях, участникам также дали второе задание: оценить, не имеет ли компьютерная программа, генерирующая точки, скрытую предвзятость.

Не сообщая участникам, исследователи действительно запрограммировали в компьютере предвзятость; движение точек не было равномерно распределено между движением вправо и влево, а вместо этого было смещено в одном направлении, а не в другом.

«Смещение случайным образом менялось от одного короткого блока испытаний к другому», — сказал Ариэль Зилберберг, доктор философии, научный сотрудник лаборатории Шадлена в Колумбийском институте Цукермана и первый автор статьи. «Изменяя силу и направление систематической ошибки в разных блоках испытаний, мы могли изучить, как люди постепенно узнавали о направлении систематической ошибки, а затем включали это знание в процесс принятия решений».

В исследовании, которым руководил главный исследователь Института Цукермана Дэниел Вулперт, доктор философии, использовались два подхода к оценке изучения предвзятости. Во-первых, неявно, отслеживая влияние предвзятости на решения участников и их уверенность в этих решениях. Во-вторых, явно, попросив людей сообщить о наиболее вероятном направлении движения в блоке испытаний. Оба подхода продемонстрировали, что участники использовали сенсорные данные, чтобы обновить свои убеждения о смещении точек в направлении, и они делали это без того, чтобы им сообщали, были ли их решения правильными.

«Изначально мы думали, что люди будут демонстрировать склонность к подтверждению и интерпретировать неоднозначные данные как подтверждающие их ранее существовавшие убеждения», — сказал доктор Зильберберг. «Но вместо этого мы обнаружили обратное: люди смогли обновить свои представления о предвзятости статистически оптимальным образом».

Исследователи утверждают, что это произошло потому, что мозг участников одновременно обдумывал две ситуации: одну, в которой существует предвзятость, и вторую, в которой ее нет.

«Несмотря на то, что их мозг постепенно узнавал о существовании законной предвзятости, эта предвзятость отбрасывалась, чтобы не влиять на оценку человеком того, что было перед его глазами, при обновлении его убеждений о предвзятости», — сказал доктор. Вулперт, который также является профессором неврологии в Медицинском центре Ирвинга Колумбийского университета (CUIMC). «Другими словами, мозг выполнял контрфактические рассуждения, спрашивая: «Каким был бы мой выбор и уверенность, если бы не было смещения в направлении движения?» Только после этого мозг обновлял свою оценку смещения.

Исследователи были поражены способностью мозга обмениваться этими множественными реалистичными представлениями с почти байесовским математическим качеством.

«Когда мы, так сказать, внимательно заглядываем под капот, мы видим, что наш мозг устроен довольно рационально», — сказал доктор Шадлен, который также является профессором неврологии в CUIMC и исследователем в Медицинском институте Говарда Хьюза. «Даже несмотря на то, что это противоречит всем нашим представлениям о том, что мы иррациональны».

Хотя это и не рассматривается в этом исследовании, доктор Шадлен предполагает, что иррациональность может возникнуть, когда истории, которые мы рассказываем себе, влияют на процесс принятия решений.

«Мы склонны ориентироваться в особенно сложных сценариях, рассказывая истории, и, возможно, это рассказывание историй — когда оно накладывается поверх рациональности, лежащей в основе мозга, — играет роль в некоторых из наших более иррациональных решений; будь то что съесть на ужин, куда вложить (или не вложить) свои деньги или какого кандидата выбрать».

###

Эта статья озаглавлена ​​«Контрфактические рассуждения лежат в основе изучения априорных данных при принятии решений».

Это исследование было поддержано Медицинским институтом Говарда Хьюза, Национальным глазным институтом (R01 EY11378), Human Frontier Science Program, Wellcome Trust и Королевским обществом.

Авторы сообщают об отсутствии финансовых или иных конфликтов интересов.

Рациональны ли люди? | Psychology Today

Это гостевой блог, написанный сотрудником Лаборатории эволюционной психологии SUNY New Paltz Алексом Макилом.

Источник: PublicDomainPictures — 17913 изображений / Pixabay

Люди придерживаются потенциально ошибочных убеждений по самым разным причинам. Люди хотят быть верными ценностям своей семьи, друзей, политической партии или религии. Некоторые хотят произвести хорошее впечатление на своего начальника и потенциальных будущих работодателей. Другие хотят избежать конфликтов вокруг тех, с кем, как они знают, они не согласятся. Другими словами, есть много причин, некоторые из которых на самом деле рациональны, почему мы часто рассуждаем плохо.

Рациональны ли люди?

По-видимому, когнитивные психологи стали развлечением находить все случаи, в которых человеческое мышление терпит неудачу. Эксперты говорят нам, что люди плохо рассуждают. Мы с треском проваливаемся в довольно простых задачах на условную логику следующего вида: Вам даются четыре карточки, на каждой из которых с одной стороны стоит цифра, а с другой — буква. Например, вам даются четыре карточки, на которых изображены 4, 7, Е и К. Вам дается следующее задание: какие две карточки вы должны перевернуть, чтобы проверить истинность утверждения, что если на карточке изображена гласная буква на одной сторона, то есть четное число на другой стороне? Угадай.

Правильный ответ: вы переворачиваете карту с буквой Е (это просто) и переворачиваете карту с цифрой 7 (а?). Большинство людей понимают это неправильно. Фактически, исследования показывают, что менее 10% людей переворачивают правильные карточки (Evans et al., 1993). Большинство людей обнаруживают, что переворачивают букву Е, что правильно, и переворачивают карточку с цифрой 4, что неверно.

Более того, был составлен длинный список когнитивных искажений, показывающих, как мы по-разному рассуждаем о двух порциях информации, которые абсолютно идентичны по логике, но различаются по формулировкам (эффект кадрирования), используем нерелевантную информацию для придания окраски тому, как мы понимаем вероятность (ошибка конъюнкции ), рассуждать о скорости чего-либо на основе того, насколько легко мы можем вспомнить события (эвристика доступности), находить доказательства, подтверждающие наши ранее существовавшие убеждения (предвзятость подтверждения), и многое другое (Тверски и Канеман, 19).74).

Мы не рассуждаем так, как это делают компьютеры

Из представленных данных можно сделать вывод, что люди плохо рассуждают. Однако в этой литературе часто явно отсутствует фраза «по сравнению с чем?». По сравнению с компьютерами мы плохо рассуждаем. Но так будет всегда, поскольку мы разрабатывали компьютеры с идеальной логикой. Вопрос в том, разумно ли предположить, что люди рассуждают так же, как компьютеры? Были ли люди созданы, чтобы быть совершенно логичными? С эволюционной точки зрения мало оснований предполагать, что это так.

Говоря словами когнитивного психолога Стивена Пинкера, я слышал: «Реальность — это мощное давление отбора». Поэтому вполне логично, что истина и рациональность — это пункты назначения, на которые иногда может натолкнуться рассуждающий ум. Хотя мы плохо рассуждаем по сравнению с компьютерами, по сравнению почти со всеми другими видами животных, наша способность рассуждать замечательна. Мы подавляем базовые импульсы и откладываем и откладываем настоящее удовлетворение, исходя из будущих забот. Мы моделируем модели поведения и последовательности действий в уме, прежде чем проигрывать их в реальности. Таким образом, мы можем решить проблему, не страдая физически от последствий неудачи.

Мы превосходим все остальные виды, потому что ставим цели, планируем заранее, думаем, прежде чем действовать, помним, что работает, а что нет, и корректируем свое поведение в свете этой информации (Pinker, 2010; Tooby & DeVore, 1987).

Однако правда и рациональность имеют для них и неприятные качества. Правда может испортить чей-то день. Оно мало заботится о наших чувствах, срывает маски, которые мы носим, ​​чтобы скрыть нашу уязвимость и недостатки, проникает сквозь наши мелкие попытки непогрешимости, всеведения и праведности, чтобы выявить простого смертного, прячущегося в углу за всем этим. Эти черты истины и рациональности, среди прочего, могли сбить человеческое мышление с пути совершенной логики.

Нам не всегда нужна правда. Вместо этого мы часто хотим убедить других в том, что наши самоуверенные горячие точки маскируются под правду, чтобы убедить их присоединиться к нашему делу. Мы искажаем правду, чтобы заставить себя и других чувствовать себя лучше, выглядеть лучше и казаться богоподобными существами, которыми мы не являемся. Мы находим доказательства и опровергаем доказательства мнений и убеждений, которых придерживаемся в отношении групп, к которым мы принадлежим, и людей, с которыми мы общаемся (факт, который продвинет вас гораздо дальше в понимании отрицания изменения климата, чем научное невежество).

Привнесение эволюции в картину

Предположения, традиционно лежащие в основе области психологии рассуждений, заключались в том, что человеческое мышление функционирует для улучшения индивидуального познания (Mercier & Sperber, 2011). Это поле началось и до сих пор в значительной степени ограничено аристотелевской логической структурой, согласно которой человеческий разум ведет нас к логическому ответу. Таким образом, человеческое мышление в основном оценивалось с помощью задач на дедуктивное мышление в форме силлогизмов. Но это, скорее всего, не те допущения, на которых развивались рассуждения, потому что часто истина — это именно то, чего мы хотим избежать, а уклонение от нее могло быть эволюционно выгодно, особенно для тех, кто особенно хорошо умел убеждать, обманывать и аргументировать себя из перекрестье истины.

Я предлагаю заменить Аристотеля Дарвином в этом отношении. Дарвин предложил единственную теорию возникновения органического замысла: эволюцию путем естественного отбора. А естественный отбор — это процесс, посредством которого организмы приспосабливаются к окружающей среде, в которой они развиваются. Рассуждение почти наверняка является адаптивной умственной способностью или набором умственных способностей, которые были отобраны в процессе эволюции. Но рассуждение, как я сказал выше, скорее всего, не развивалось для улучшения индивидуального познания или ведения к истине.

Ученые-когнитивисты Дэн Спербер и Хьюго Мерсье предложили эволюционно обоснованный взгляд на мышление как на умственную способность, возникшую в результате адаптации для помощи в социальной жизни человека, в частности, в общении (Mercier & Sperber, 2011). Именно для них основной функцией рассуждения является аргументативность. Его надлежащая функция состоит в том, чтобы разрабатывать и оценивать аргументы в коммуникативном контексте, чтобы убедить других, которые в противном случае не приняли бы то, что вы говорите, на основе доверия.

Действительно, исследования показывают, что, когда рассуждения происходят в спорных контекстах, люди на самом деле умеют рассуждать хорошо (Mercier & Sperber, 2011). Было показано, что эффективность решения людьми абстрактных логических силлогизмов повышается, когда эти силлогизмы находятся в аргументативном контексте (Mercier & Sperber, 2011; Petty & Wegener, 1998; Thompson et al., 2005).

Кроме того, исследования мотивированных рассуждений показывают, что, когда люди мотивированы отвергнуть вывод (например, когда этот вывод подразумевает что-то плохое о них), они будут использовать представленные им доказательства, чтобы опровергнуть вывод. Однако, когда люди мотивированы принять вывод (например, когда этот вывод подразумевает что-то хорошее о них), они будут игнорировать ту же самую информацию (Ditto & Lopez 19).92). Эта аргументативная теория рассуждений не только объясняет очевидное отсутствие навыков рассуждения в традиционных задачах, используемых для оценки рассуждений, но также объясняет ключевые свойства рассуждений, такие как сильные различия в создании и оценке аргументов.

Поскольку функция рассуждений состоит в том, чтобы убедительно аргументировать свою точку зрения, эта теория предсказывает, что люди должны быть предвзятыми и ленивыми в выдвижении аргументов. В частности, они должны иметь сильную предвзятость подтверждения при выдвижении аргументов, выдвигая аргументы, которые поддерживают их собственную точку зрения и атакуют точку зрения их оппонента. В этом смысле предвзятость подтверждения является скорее характеристикой рассуждений, чем недостатком, поскольку она помогает в общей функции рассуждений при аргументировании своего дела. Кроме того, предполагается, что люди будут ленивы приводить свои аргументы, быстро придумывая аргументы, не предвидя контраргументов (Mercier & Sperber, 2011).

С другой стороны, однако, эта теория предсказывает, что при оценке аргументов, особенно аргументов собеседника с противоположными взглядами, люди не предвзяты и ленивы, а требовательны и объективны. Требовательные, потому что они не хотят, чтобы на них повлияли какие-либо контраргументы, но объективные, потому что они все еще хотят, чтобы их убедили сильные и правдивые аргументы, в чем, в первую очередь, и заключается весь смысл спора.

В ряде исследований подтверждается различие между производством и оценкой аргументов (Mercier & Sperber, 2011; Mercier & Sperber, 2017). Когда люди рассуждают в одиночку, полагаясь на производство аргументов в изоляции, они рассуждают плохо. Однако, когда люди рассуждают в групповых диалогических контекстах, в которых выдвигаются и оцениваются аргументы, люди рассуждают очень хорошо (Mercier, 2016; Mercier & Sperber, 2011). Кроме того, эта теория объясняет многие кажущиеся пробелы в человеческом мышлении, такие как предвзятость подтверждения, лень в рассуждениях, мотивированное мышление и феномен оправдания и рационализации в задачах рассуждения (Gigerenzer, 2018; Mercier & Sperber, 2017).

Насколько нам известно, человеческий мозг — самая сложная и сложная вещь во Вселенной. Список «предубеждений» и так называемых «систематических ошибок» в нашем мышлении необходимо пересмотреть в свете дарвиновской эволюции. На самом деле, когда информация лучше соответствует нашей интуиции и условиям, в которых мы развивались, многие из этих предубеждений начинают выглядеть не столько как ошибки в познании, сколько как ошибки в теории (Gigerenzer, 2018; Mercier & Sperber, 2017).

Человеческий разум не способен вычислить правильный ответ, как совершенно логический компьютер. Все адаптации, в том числе те, которые приводят к человеческому мышлению, имеют встроенное предположение о том, что они ведут к повышению репродуктивной приспособленности, которая в случае с мышлением, как предполагалось, функционирует главным образом в социальной жизни человека. Мы используем разум для улучшения общения: чтобы оправдать себя и идеи, которых мы придерживаемся, чтобы убедить других в нашей позиции, чтобы оценить свои доводы на основе объективности, среди прочего. Это не означает, что мы не можем рассуждать логически, как компьютер (не забывайте, что мы разработали компьютеры!), просто логика не является основной функцией человеческого мышления. Чтобы понять, как что-то вроде рассуждения работает в биологическом смысле, необходимо понять, как оно развивалось, что имеет значение для того, что оно может и чего не может делать.

Крылья птиц являются адаптацией, но они не могут летать в верхних слоях атмосферы, где частицы воздуха находятся слишком далеко друг от друга; глаза позвоночных — это приспособленные органы, которые позволяют организмам визуально воспринимать мир, но при этом они не могут воспринимать радиоволны, рентгеновские лучи, инфракрасный свет или любой другой вид света, кроме видимого спектра. Точно так же человеческое мышление имеет адаптивную функцию, и все же нет единого мнения о том, для каких функций оно эволюционировало. Понимание условий, при которых развилось мышление, и его надлежащей функции — функции, для решения которой оно было предназначено, — поможет нам понять фактическую функцию рассуждения — все то, на что оно действительно способно (Спербер, 19).94). Лучшее понимание этого не только поможет нам понять механизмы, задействованные в рассуждениях, но и даст нам информацию о том, какие контексты наиболее подходят для получения обоснованных аргументов. Это очень важно, когда речь идет о политиках и лицах, принимающих решения в обществе, а также об образовании. Какой контекст в классе лучше всего позволяет учащимся прямо думать о важных темах?

Bottom Line

К счастью, мы уже понимаем многие способы, при которых рассуждение терпит неудачу, а рассуждение облегчается. Например, одна из различных причин, по которым мы должны поручить редактирование нашего письма другому человеку, одна состоит в том, что он или она выдвинет контраргументы, которые мы не смогли предвидеть и рассмотреть в силу того, что не знаем того, чего не знаем мы. Точно так же, когда мы индивидуально приходим к выводу о спорном вопросе, важно поговорить с другими, особенно с теми, с кем мы не согласны, потому что они выдвинут контраргументы, которые придадут столь необходимые нюансы, пересмотр и, в конечном счете, силу нашим собственным аргументам. . Знания всегда временны, а люди всегда подвержены ошибкам. Поэтому важно, чтобы наши доводы, аргументы, кажущиеся устоявшимися выводы и точки зрения подвергались постоянным дебатам и критике.

Алекс Макил в настоящее время является аспирантом факультета психологических наук и членом Лаборатории эволюционной психологии Нью-Палца. Он выпускник Карлтонского колледжа, где специализировался как на психологии, так и на английском языке. Он неоднократно публиковал статьи, связанные с эволюционной психологией, в Quillette, в том числе «Что объясняет сопротивление эволюционной психологии?». и Социализация не несет ответственности за большее мужское насилие. Подпишитесь на него в Твиттере @ajmackiel.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *