Сознание личности: Становление сознания личности – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии

Содержание

Становление сознания личности – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии

Становление сознания личности — это объективный и одновременно субъективный процесс, продолжающийся практически в течение всей жизни человеческого индивида. В мире не было и не может быть психически здорового человека, не обладающего мировоззрением и самосознанием. Сознание личности — это особое качественное состояние психики человека. Это осмысленное и понятое личностью бытие природного мира и общества. Это критическая оценка своего места в мире, обществе, а также роли и значения собственных социальных функций. Это осознание себя субъектом исторического творчества: созидания новой духовной и материальной культуры.

Сознание личности как уникальное психическое бытие никогда не возникает само собой, спонтанно. Его уровень объективно обусловливается духовными факторами и материальными условиями общественной жизни личности. Оно постоянно находится в состоянии становления, развития и при этом всегда остается незавершенным. Но, пожалуй, самое главное в сознании личности составляет ее свойство творить особый смысл жизни. Русский философ Е.Н. Трубецкой (1863-1920) заметил: «Если бы моя духовная жизнь исчерпывалась изменчивыми психическими состояниями, я не мог бы сознавать их. Сознание наше — больше всех своих изменчивых состояний именно потому, что оно на самом деле поднимается над ними и относит их к чему-то сверхпсихическому, что носит название «смысла»» [13].

Формирование сознания личности начинается, по сути, с ее непосредственного психического соприкосновения с материальным миром, с критического усвоения главных форм духовной культуры. Происходит не что иное, как самовозвышение человеческой психики до уровня субъективного понимания личностью предметов, вещей и явлений мира природы, а также выражение общественных отношений в виде представлений, образов, понятий на основании их идеального отражения, а затем творческого созидания новых идей, гипотез, теорий, концепций. Сознание личности в условиях морально-психологической атмосферы и интеллектуального климата инициирует процесс вербального (лат. verbalis — словесный) освоения человеком мира природы и общества. Сознание личности становится своего рода духовной призмой, посредством которой личность (а не мозг) сугубо субъективно отражает мир и самобытно оценивает действительность во всем многообразии существования ее живых и неживых форм и их взаимосвязей.

Именно такую содержательную взаимосвязь и взаимозависимость между человеком и различными видами животного мира стремились научно объяснить наиболее выдающиеся ученые-эволюционисты XX столетия. Так, согласно Э. Майру, в отличие от животных, которые эволюционировали главным образом в направлении «животной специализации», человек в процессе своего культурно-исторического саморазвития, скорее всего, «специализировался в направлении деспециализации»

[14].    По этой причине человек, уже по оценке биолога Дж. Холдена, «является худшим животным, чем обезьяна» [15]. Однако именно это универсально неспециализированное животное воплотило в телесной (морфофизиологической), психической и социальной организации принципиально новый тип земной органической целостности, в рамках которой физиологизм является пределом эволюции органических форм и началом собственной истории человечества, построенной на законах разума.

Есть и иные точки зрения на психическое состояние человека, называемое сознанием. Так, по мнению Э. Гуссерля, сознание всегда выступает как реальное бытие осознанности мира человеком. При этом ученый и философ не отрицает объективного бытия мира природных предметов, вещей, явлений. Мир природы оценивается им как реально существующий, но при этом признается такое же реальное бытие мира сознания, которое тоже существует объективно, само по себе. Э. Гуссерль убежден, что человек, в отличие от животных, способен пребывать одновременно в этих двух мирах: в мире бытия вещей, явлений природы, отношений между людьми и в мире бытия сознания. Известный русский мыслитель Н.А. Бердяев, раздумывая над истоками философского мышления, очень высоко оценивал роль и назначение сознания человека. Он писал: «Самосознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать, философствовать» [16]. И сегодня некоторые ученые, философы, психологи считают, что сознание человека существует само по себе — подобно существованию материальных предметов, вещей и явлений.

Таким образом, сознание представляет собой не что иное, как идеальное осмысление личностью бытия целостного мира природы (мировоззрение), общества (идеология) и себя (самосознание). Сознание личности, выступая в виде некой стройной системы (или совокупности) образных и мыслительных конструкций, формализует чувственные представления и определяет смысл и назначение предметов, вещей и явлений окружающего мира, как природного, так и социального. А смысл и назначение материальных предметов бытия — это, можно сказать, те сущностные компоненты человеческой жизни и деятельности, которые непрерывно проявляются в постоянно меняющемся содержании сознания о природе, обществе и человеке. Иными словами, сознание индивида есть некое единство социально-психических процессов и социально-индивидуального опыта людей, воздействующих на характер осмысления личностью природного и общественного мира и своего бытия в нем.

Сознание ребенка начинает формироваться уже в раннем возрасте, в процессе активного общения со взрослыми. Нейрофизиологи, кстати, считают, что сознание индивида предопределяется взглядами, мыслями и идеями людей, которые входят в круг его общения. Впитав в себя жизненный опыт, знания и способ мышления окружающих, человек постепенно осваивает реальную действительность. Поэтому сознание отдельного индивида — это не только продукт его собственного психического развития, но в значительной мере и результат воздействия той культурной среды, в которой он формируется как личность. Современные ученые и философы не сомневаются в том, что состояние сознания человека напрямую зависит от среды его жизненного обитания, от качества обучения и условий воспитания. Человек формирует свое сознание только в процессе общения с другими людьми — носителями мнений и знаний, культуры того или иного сообщества.

Если же говорить о специфике содержания сознания личности, то оно представляет собой аккумулированный опыт истории человечества. Причем конкретная личность весьма избирательно относится к идеям, идеалам и теориям общественных форм сознания (философии, религии, науке, морали и т. д.). Что-то она активно приемлет и делает своим достоянием, а что-то отвергает и даже осуждает. Личность усваивает только те мнения, знания, убеждения, верования, которые отвечают ее духовным запросам, состоянию души, индивидуальным интересам и социальным потребностям. Человек с развитым аналитическим мышлением критически оценивает вновь поступающую информацию с учетом сформировавшихся у него убеждений, принципов. Он способен выделять себя из окружающей среды, в целом сохраняя сложившуюся систему отношений с другими людьми. Сознание личности можно представить в виде мозаики чувственных образов и умственных конструкций. Его становление, по сути, началось с формирования качественно нового социально-психического свойства отражения индивидом мира вещей и явлений. Человек, получив возможность в слове выразить свои чувства, мысли, начал понимать, что окружающий мир разделен на существующий объективно и сотворенный мышлением.

Человечество в силу абсолютно уникальной рационально сознательной жизнедеятельности способно культивировать в себе могучие социальные, духовные силы. Так, современный человек, развив в себе высшую форму психики — сознание, не может полнокровно жить и трудиться вне общества себе подобных. Человек остался бы навсегда примитивным животным, если бы он не усовершенствовал сбою психику гуманными чувствами, высокими мыслями, совестливостью и т.д. Не случайно огромный интерес у философов, психологов, медиков всегда вызывали и вызывают по сей день те внутренние силы («внутренний закон во мне»), которые постоянно созидают личность. Эти силы, выступая в виде некой имманентной духовной энергетики, стали фактически главными врожденными импульсами развития сознательных параметров психики каждого человека, правда, с учетом условий и характера его общения с другими людьми. Все это есть личностный минимум знаний, которые свидетельствуют о развитии человека как личности и его способности жить в обществе.

Итак, сознание личности — это ее визитная карточка, характеризующая современные представления об окружающем мире, общечеловеческом унифицированном наборе ценностей, норм и правил поведения. По тому, как видит человек мир, как он относится к окружающей среде, оценивает общество и себя в нем, можно смело судить о том, каким уровнем сознания он обладает. Сознание не дается человеку от природы. Общество преодопределяет развитие сознания, конечно, с учетом природных данных организма. Поэтому сознание личности всегда общественно по содержанию и индивидуально по форме проявления. Если человека лишить общественного воздействия, в нем никогда не разовьется сознание, ибо в его памяти не будет общественной константы. А это означает, что он никогда не станет личностью, то есть общественно значимым индивидом.

Теоретическая модель синтетического сознания личности. I часть. //Психологическая газета

«Ум есть великий убийца Реального.
Ибо ум подобен зеркалу: отражая, он покрывается пылью.
 Он нуждается в том, чтобы Мудрость Души нежными дуновениями смела с него пыль наших иллюзий».
Е.П. Блаватская

На протяжении истории человечества неоднократно признавалось, что сознание человека располагает двумя способами познания, которые обозначались как рациональный и иррациональный. Рациональное знание приобретается в процессе повседневного взаимодействия с различными предметами и явлениями окружающей действительности. Рациональное знание направлено на разделение, измерение и распределение по категориям.

Так возникает мир противоположностей, не существующих друг без друга. Уязвимое место такого познания  — абстрагирование, поскольку для того, чтобы сравнить и классифицировать огромное количество различных форм, структур и явлений, человек не может использовать все их характеристики и должен выбрать несколько наиболее важных.  Человек создает интеллектуальную карту действительности, на которой обозначаются лишь общие очертания вещей. Но рациональное познание – это система абстрактных понятий и символов, характеризующаяся линейной, последовательной структурой для мышления и речи. Чаще всего эта линейность проявляется в использовании понятий, позволяющих передавать сведения и мысли.

Однако мир вокруг нас разнообразен и полон отклонений от нормы. В нем нет абсолютно прямых линий и правильных форм, явления происходят не одно за другим, а одновременно, и даже пустое пространство, по свидетельству современной физики, искривлено. Понятно, что при помощи системы абстрактных понятий такой мир нельзя описать полностью, так же как нельзя покрыть сферическую поверхность земли плоскими картами. Человек может надеяться лишь на приблизительное представление о реальности, и поэтому рациональное познание изначально ограничено в своих возможностях. По словам У.Джеймса: «Наше обычное бодрствующее сознание — рациональное сознание, как мы его называем, — всего лишь один из типов сознания; в то же время вокруг него, отдельные тончайшими границами, располагаются другие, совершенно не похожие на него потенциальные формы сознания».Отталкиваясь от мысли У.Джеймса, что  «вокруг сознания, располагаются другие, совершенно не похожие на него потенциальные формы сознания, отделенные тончайшими границами», мы можем предположить существование синтетического сознания у человека.

В синтетическом сознании соединены рациональные и иррациональные способы познания окружающего мира. Чередуются явления, которые человек может, например, детерминировать во всеобщий закон, рациональная часть сознания использует понятия, часть которых смутно осознается нами, т.к., все понятия условны и относительны. А. Коржибски высказался по этому поводу так: « Карта местности – не местность».

Действительно, детерминируя количество фактов, явлений во всеобщий закон, сознание школьника должно быть не аналитическим, а синтетическим, т.к. в формировании закона мы познаем сущность чередующихся явлений, которая «схватывается» только в синтезе рационального и иррационального познания. Данная сущность также познается и в эмпирическом подходе, который, как правило, всегда синтетичен, подвержен причинно-следственным связям.  В сознании школьника как раз и происходит синтетическое восприятие действительности, т.к. теоретическое представление школьника о мире как системе, которая существует строго по определенным законам, преломляется через эмпирическую деятельность, направленную на социализацию.

Умение актуализировать свои теоретические знания в ситуации и будет синтезом полученных знаний. Поскольку актуализация теоретического синтеза знаний происходит с изменением его общей формы, но не самой сути, то здесь целесообразно обратиться к термину «эгометрический масштаб» введенный,  Н.Н Карпицким. в диссертации  «Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности». Понятие «эгометрический масштаб» характеризует структуру эмоциональной сферы, определенную соотношением значимости своего «эго» с другими значимостями, которые человек считает жизненно важными для себя. Чем больше центров значимости, тем меньше «искривлений» в сознании школьника по восприятию окружающей среды. Чем больше измерений в эгометрическом масштабе, в соответствии с которым определяется характер конкретных эмоций, тем  легче детерминировать свои эмоциональные состояния в социуме в логике реализации всеобщих законов.

Преодолеть неизбежное искривление в понимании происходящего с человеком можно  при условии, что «эгометрический масштаб» личности  будет рассеиваться  «центрами значимости» под которыми необходимо понимать всеобщие законы.

Но на начальном этапе рассеивания «эгометрического масштаба» необходимо развитие этического мышления школьника. Этическое мышление способствует «защищенности» чувств, мыслей школьника от эгоистического «искривления» действительности.  Личность с развитым этическим мышлением способна детерминировать свои эгоистические потребности в любых жизненных ситуациях. Происходит это благодаря навыку находить  общее и различное в сопряженных нравственных понятиях. Данная технология разработана О.Ф. Левичевым в работе «Педагогическая актуализация этического мышления старших школьников».

Под  воздействием  эгоизма в сознании  происходит «искривление»  понимания сущности явлений находящихся во времени и пространстве. Человек,  находясь  в центре ситуации, всегда принимает решения направленные, как правило, на его адаптацию, комфортное состояние в социуме. Это желание делает его соучастником, субъектом, объектом процесса социализации. Соучастник он потому, что вместе с группой участвует в  принятии тех или иных  решений, которые на бессознательном и/или  сознательном уровне направлены на его значимость в этой группе.   Субъектом он является в силу своего желания изменить ситуацию, в которой он может реализоваться. Объектом, школьник становится тогда, когда группа прямо или косвенно вынуждает его соблюдать те или иные нормы, установленные в этой группе.

Ставя себя  в центр ситуации, что свойственно подростку, он принимает решение, а его сознание в данный момент «суживается» до личного «мирка».  Все мысли, чувства направлены на его себялюбие и о синтетичности восприятия действительности, т.е. о понимании сущности происходящего, не может идти и речи.    Прошлое и будущее сходятся для него в настоящем, усиливая в сознании личности значимость происходящего, т.е. причинность и следствие  сводятся к своему себялюбию, что делает сознание  не «трехмерным», а «одномерным». Это  процесс интенсифицирует удовлетворение эгоистических потребностей школьника. В данном психическом состоянии детерминирование  всеобщих законов, по которым существует мир как система, не возможно. 

Следующий важный момент в становлении синтетического сознания: субъект, описывая процесс социализации сквозными законами, должен понимать, что его сознание, с одной стороны, не может сразу описать все  явления в процессе социализации, а выделяет некоторую группу явлений и пробует формулировать  закон для описания с другой стороны, «схватывая» сущность явлений, субъект осознает, что закон — это метод, при помощи которого он может выстроить свою траекторию развития во времени и пространстве.

Следовательно, применяемый сквозной закон не вполне соответствует реальной ситуации и в этом его относительность.
Сквозной закон является средством, при помощи которого субъект может «раздвинуть» пространство и войти в ситуацию в нужное для себя время.

С нашей точки зрения, закономерности не могут выступать средством развития синтетического сознания. Во-первых, закономерность — это внешнее проявление чередующихся явлений в природе, во-вторых, закономерность может выражать также сопряженность ряда законов, что делает ее многозначной, а значит, понять суть явления невозможно. Данная многозначность приводит сознание не к синтетическому восприятию, а к аналитическому познанию ситуации. Аналитический подход к процессу социализации не дает возможности школьнику понять, что содержанием всех законов природы является самосогласованность и внутренняя последовательность. Стремясь аналитически описать все явления действительности, школьник теряет самое главное, что свойственно лишь синтетическому сознанию – это способность  осмыслить признаки гармоничного единства Вселенной.

 

В создании теоретической модели синтетического сознания имеют место два важных аспекта. Во-первых,  природе изначально присуща гармония, основой которой является синтез. Проникая в сущность природы, мы видим не самостоятельные компоненты, а сложную систему сопряженности всеобщих законов между различными частями единой Вселенной. В этих  сопряжениях сознание представляет собой конечное звено и воспринимать любые  явления социальной действительности можно с учетом взаимодействия сознания и объекта познания.  Это означает, что объективное понимание процесса социализации невозможно, т.к. оно всегда относительно. Поэтому воспринимать процесс социализации каждый школьник будет по-своему.

Во–вторых, становление синтетического сознания школьника происходит во времени и пространстве. Например,  два события, одновременные для одного субъекта, для других субъектов социализации пройдут в различной последовательности. В результате все  чередующиеся явления в пространстве и времени оказываются относительными и теряют свой абсолютный характер, а время и пространство – лишь элементы сознания школьника,  которые  он использует для обозначения всеобщих законов в процессе социализации.

Согласно мнению Джеффри Чу, автора «теории бутстрапа», как только модель, — а в нашем случае — сформированный сознанием школьника всеобщий закон, — начинает работать, необходимо задать себе следующие вопросы: «Почему он работает? Где границы его применения? В чем именно его приблизительность?» Чу в этих вопросах видит совершенствование теории, а мы видим эффективное становление синтетического сознания школьника.

Т.о., субъект сознательно решает, каким образом он будет социализироваться и от его решения в некоторой степени зависит выбор средств социализации на основе всеобщих законов, которые во времени и пространстве для различных субъектов социализации имеют относительную актуальность. В сущности, процесс социализации — это набор отношений с внешним миром, но данный набор отношений зависит напрямую от его синтетического понимания трех величин: времени, пространства и причинности. Поэтому субъект становится не наблюдателем, а  соучастником, субъектом процесса социализации. Покажем это на рис.№1:

 

На рисунке №1 видно, что процесс социализации отражен в сознании прошлым, настоящим, будущим. Субъект по мере социализации постоянно сталкивается с различными слоями пространства-времени и видит в них сменяющие друг друга сквозные законы, которые в его организме как самоорганизующейся системе вызывают созвучные чувства, мысли, потребности.  Один и тот же сквозной закон, по-разному будет воздействовать на субъектов процесса социализации. Это зависит от мировоззрения субъектов, ситуативно-эмоциональной составляющей их психики и т.д. Синтетичность восприятия сквозных законов составляет «пространство-время» и предшествует пониманию процесса социализации как пространства, где возможно во времени при использовании тех или иных законов вызывать определенные мысли, чувства в своем сознании. 

Поэтому все восприятия, ощущения в процессе социализации относительны, так же как сама структура пространства–времени определяется тем или иным состоянием сознания школьника. Принцип синтеза, заложенный во всеобщих законах и осознающийся сознанием школьника, способствует обогащению субъективного восприятия действительности. Из этого можно сделать вывод, что становление синтетического сознания ведет к пониманию пространства, времени и причинности как единого целого, функционирующего по единым законам. В становлении синтетического сознания школьника исчезают такие понятия как «до» и «после», а с ними исчезает неосознанная причинная связь. С педагогической точки зрения это означает, что способность школьника соединять в своем сознании пространство, время и причину (во всеобщий закон), приводит его к свободному выбору. Свободный выбор, осуществляется в процессе использования тех законов, которые значимы именно для него, а не для группы соучастников, субъектов или объектов социализации. В этом и есть относительность любой социализации. Покажем это на схеме № 5:


 

Схема № 5.  Эвристическая схема инфосинтезагенеза.

Субъект, детерминируя для себя сквозной закон и поняв его сущность в процессе социализации, обогащает свое сознание и переходит на новый уровень развития, где неизбежно использует полученный опыт в детерминировании других законов и т.д. Рис. 2:

 

Когда субъект не может детерминировать сквозной закон по  причине своего эгоцентризма или других факторов, то процесс становления замедляется, а именно — увеличивается диаметр витка спирали в становлении синтетического сознания. (на рисунке № 2, это показано толстыми сплошными линиями большего диаметра витка спирали.) В этот момент в сознании обостряются противоречия, что приводит к возникновению точек бифуркации внутри спирального движения. Точки бифуркации, увеличивая диаметр спирально  развития, создают иллюзию нелинейного развития. Возникает синергетический эффект развития системы, который не предсказуем в точках бифуркации. На наш взгляд, синергетический эффект имеет место в процессе спирального развития, но только в сечении спирали, а именно в процессе мышления и чувств, которые в свою очередь находятся в сфере сознания.   Покажем это на рис. №2. Как мы видим, на рис. № 2, синергетический эффект имеет место лишь в сечении спирального развития. Так, необходимость прокладывая себе дорогу случайностями и все-таки следует закону отрицания отрицания. Исходя из того, что закон отрицания отрицания имеет всеобщее значение и независим от воли человека, он всегда вступает в силу свой необходимости. По мере становления синтетического сознания, в сознании уменьшается количество противоречий,  диаметр спирального развития уменьшается -переходит в прямую, что свидетельствует о таком состоянии  сознания, для которого время «до» и «после» не существует.

Субъект в таком «синтетическом восприятии» уже не формирует сквозные законы, а «схватывает» их сущность предвосхищает «будущее» на основе известных причин. Мы можем предположить, что для субъекта с синтетическим уровнем сознания не существует неосознанных причин, а существуют только прогнозируемые им следствия в процессе социализации. 

Для построения теоретической модели синтетического сознания также  необходимо обратить внимание на момент  соотношения сознания и мышления. Под мышлением мы будем понимать  одно из высших проявлений психического — процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности. В этом процессе образуются умственные операции: анализ, синтез обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

Если мышление — процесс, то синтетическое сознание в нашем случае — это сфера, где процесс мышления имеет место быть во времени и пространстве и, подвергаясь причинности, в качестве которой выступают чувства, эмоции, а те в свою очередь  возникают вследствие отражения действительности, расширяет сферу синтетического сознания. 

Используя термин «сфера» синтетического сознания, обратимся  к современным словарям для понимания данного термина:
 1.Сфера – область пределы распространения чего-нибудь.
 2. Среда, общественное окружение.
 3. Замкнутая поверхность, все точки которой равноудалены от центра; поверхность и внутренние пространство шара.  

Из данного определения нам ближе, во-первых, синтетическое сознание  как  поверхность, все точки которой равноудалены от центра: во-вторых,  пространство заключенное в сферическую форму, где мышлению отводится роль связующего звена между воспринимаемыми образами из объективной действительности и осознанием возникающих чувств в процессе познания этой действительности.

Отражение этой действительности, на наш взгляд, тогда относительно, когда сфера сознания не может в полном объеме воспринять тот или иной образ, и вынуждена его «расщеплять» на составные компоненты — анализируя их. В процессе  анализа компонентов, в сознании школьника  присутствует целостный образ, но он не выступает доминантой, а следовательно организм школьника  настроен не на синтез и схватывание сущности действительности, а на разбор, рассмотрение частей, т.е на анализ причем «описательно-констатирующий». Это уводит школьника  от главного, а именно — от понимания  принципа гармонии.

Другой способ познания объекта, на наш взгляд, соответствует работе синтетического сознания с педагогической т.зр. (синтез исследований: Анохина, Ухтомского, Иваницкого, Сеченова, Бернштейна, Вивекананды) на котором мы остановимся более подробно.

В этом способе познания синтез выступает доминирующей мотивацией в сознании, способствующей тому, что все второстепенное, мешающее и скрывающее суть исчезает при восприятии, а воспринимаемая сущность моментально без искажения схватывается сознанием и начинает вращение в этой сфере. Происходит  торсионное восприятие сущности объекта. В физике используются термин «торсионные поля». Слово “torsion” в переводе означает вращение. Под вращением мы понимаем, осознание самой сути объекта в сознании школьника с разных т.зр. или при различных переживаемых ощущениях. При этом  полученные ощущения фиксируются в центре сознания, под которым мы будем понимать нечто неизменное, постоянно существующее в человеке, о чем подробнее напишем ниже. В торсионном восприятии у школьника происходит этап «расширения» сознания, т.е., переход сознания на виток вверх, и снова торсионное восприятие. Характерный момент торсионного вращения состоит в том, что сущность того или иного явления должна пройти всю сферу сознании (360 градусов). Таким образом, диалектический закон отрицания отрицания здесь имеет место быть т.к. созданы все условия для его необходимости. В торсионном восприятии, происходит процесс «шлифования» каждой «грани» воспринимаемого объекта. Рис. 3:

 

На рисунке №3 видно, что с каждым витком развития сознания квадрат переходит в другую геометрическую фигуру, что характеризует понимание того или иного явления с различных точек зрения.  

Сущность данного объекта познания вращаясь в сфере сознания, затрагивает тем самым различные аспекты памяти (эмоциональной, зрительной и т.д), а также  эмоции, чувства, которые, осознаваясь школьником, обогащают его мировосприятие. Данное раздражение,  возникающее в мозгу, вызывает торможение в сознании, и для того, чтобы  преодолеть торможение  школьнику необходимо актуализировать волевой аспект своей личности. В этом процессе достигается баланс между психическим и физиологическим, что приводит к развитию волевых качеств школьника.

Например, если школьник, находясь во времени и пространстве, подвержен причине, вызывающей актуализацию чувства собственного достоинства, то он должен рассмотреть проявление своего достоинства в различных причинно-следственных связях. Разнообразие причинно-следственных связей вызывает противоречивые эмоции, чувства, осознание которых помогает разрешить противоречия, возникающие в сознании школьника.  Разрешение данного противоречия характеризует достоинство в разных пространственно-временных отрезках  бытия. Здесь необходимо отметить, что в мире нет противоречий, он гармоничен. Противоречия возникают в сознании в силу неумения увидеть механизм всеобщих законов.

Происходит  так называемая шлифовка «поверхности» достоинства в сфере сознания школьника. Можно представить, что из грубого осознания своего достоинства (куб) появляется синтетическое понимание данного качества (шар).  Рис. № 3. Рассматривая  вопрос становления синтетического сознания в процессе социализации необходимо уточнить соотношение  между мозгом, сознанием и синтетическим сознанием.

Психофизиологи в головном мозге выделяют три основных блока.   Один из которых (блок тонуса коры)  — это энергетический блок мозга. Источники тонуса — приток информации из внешнего мира и импульсы из внешней среды. Второй блок — это переработка и хранение информации, он  включает в свой состав аппараты, расположенные в задних отделах коры головного мозга, в отличие от аппаратов первого блока, имеет модально-специфический характер (зрительная, слуховая или тактильная информация), причем каждая зона коры, входящая в состав этого блока, построена иерархически и включает 3 уровня:  а)первичные зоны осуществляют функцию раздробления (анализ) поступающей информации; б) вторичные зоны – несут функцию объединения (синтез) или сложной переработки доходящей информации, поступающей от отдельных анализаторов. Третий блок — это программирование, регуляция и контроль деятельности – включает аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место в нем занимают лобные отделы большого мозга.

Из вышеизложенного логически вытекает, что сознанию ничего не остается, как осознавать химические процессы, происходящие в головном мозгу. Как на основе этих химических процессов, происходящих в коре головного мозга, у школьника возникает личностная оценка происходящего с ним в процессе социализации?

Учитывая идею Декарта, что шишковидная железа в головном мозге служит местом взаимодействия души  и животных духов, мы хотим уточнить взаимосвязь психического и физиологического в становлении синтетического сознания. Фактов взаимодействия психического и физиологического в науке достаточно, но данная точка зрения встречает серьезные возражения. Например, в свете закона сохранения энергии получается, что в тех случаях, когда материальные процессы инициируются посредством идеальной, психической причины энергия возникает «из ничего», а превращение материального процесса в психический означает исчезновение энергии.

Современные исследования в области  физики доказывают, что сумма энергии во Вселенной есть величина совершенно постоянная. Из этого можно сделать логический вывод, что физика не настаивает на том, чтоб под энергией понималось именно физическое. Да и законы во Вселенной едины, а это дает возможность нам говорить о превращении известных нам видов энергии в психическую и наоборот. (Бехтерев) Под психической энергией современная физика понимает взаимодействие информации. (Акимов). Следовательно, связку «информация-сознание” следует понимать таким же фундаментальным проявлением Вселенной, как “энергия-материя*. 

Второй блок (переработка и хранение информации), на наш взгляд,  как раз отражает механизм сознания, которым мы описываем свои восприятия.  «Чувственное сознание» как его называют восточные философы, функционирует по тем же законам, что  и синтетическое сознание, т.к. законы едины во Вселенной, но  процесс его функционирования более «грубый» поэтому легко детерминируемый. Мы считаем, что соотношение психического и физиологического как раз состоит в том, что исследователи, направляя свое внимание на «чувственное сознание» не могут его отделить от  работы мозга. И это понятно т.к. «чувственное сознание» лишь фиксирует работу мозга, что нельзя сказать о синтетическом сознании. Обработка полученной информации в головном мозге чувственным сознанием, по Ухтомскому, приводит к тому, что  головной мозг сам  тормозит все остальные степени свободы, так как оттягивает на себя от соответствующих центров направляющееся к ним нервное возбуждение. Поэтому все поступающие раздражения от полученной информации, которые должны были бы вызывать одновременно множество всяческих рефлексов, не «взрывают» организм, а содействуют эффекту одной рефлекторной дуги, в данный момент господствующей, доминирующей, т.е. экспроприирующей все прочие возможные. Осознание рефлекторной дуги происходит чувственным сознанием. Если бы человек использовал только результаты осознания своих рефлексов в своей жизнедеятельности, то познание сущности своих поступков в процессе социализации ему было бы не доступно.
 
Здесь выходит на поверхность проблема распределения психических функций между левым и правым полушариями, из которой  вполне логично возникает  вопрос: чем же отличатся синтетическое сознание от правополушарного мышления?  Постараемся на него ответить.

Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или невербального), сколько способами его организации, характером переработки информации – типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них различно.

«Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, с его  помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающий логический непротиворечивый анализ предметов по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках, что является обязательным условием социализации.

«Правополушарное» мышление – пространственно – образное является симультанным (одновременным) и синтетическим, что создает возможность одновременного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимосвязи со свойствами  других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Это многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой – затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.

Вторая часть статьи будет опубликована позже

О.Ф. Левичев к.п.н. доцент ИРООО

Черта личности Сознательность | Thomas.co

Когда дело доходит до понимания черт личности, аббревиатура ОКЕАН широко используется для определения пяти основных черт, которые помогают определить типы личности. Открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм составляют большую пятерку и могут предоставить работодателям и рекрутерам полезную информацию о кандидате или коллеге, которая также поможет предсказать будущий карьерный успех или потенциальный сбой в бизнесе.

Понимание того, насколько добросовестным является кандидат или сотрудник на рабочем месте, может дать работодателям явное преимущество в создании рабочей среды в соответствии с бизнес-целями.

В этом руководстве вы узнаете о добросовестности как личностной черте, о том, как люди с высоким уровнем добросовестности ведут себя на рабочем месте и почему это важно учитывать при приеме на работу. Наконец, мы обсудим, как Thomas International может помочь вам оценить индивидуальность на рабочем месте, чтобы нанять лучших кандидатов для вашего бизнеса.

Что такое добросовестность?

Сознательность — это черта, которая обычно ассоциируется с осознанием. Как правило, добросовестные люди хорошо организованы, демонстрируют самообладание и умеют очень хорошо планировать свое время. Они известны как отличные командные игроки и прилежные работники.

Многое можно сказать о наличии в команде добросовестных сотрудников или отдельных лиц. Добросовестные люди, которых часто называют «идеальной личностью для команды», демонстрируют сильную трудовую этику, надежны, пунктуальны, уделяют внимание деталям и демонстрируют приверженность и целеустремленность. Это персонажи, которых вы увидите, планируют свою работу до мельчайших деталей или даже график работы.

При правильном ченнелинге добросовестный человек может быть высокоэффективным работником, и это может повлиять на команду, а иногда и на цели организации. Делать что-то «правильно» — воспринимаемая мера успеха добросовестного человека.

«Правильно» может означать несколько вещей. С личной точки зрения, которая включает в себя мораль, принципы и привычки, она также может включать в себя такие черты, как процессы, процедуры и практики, приобретаемые с течением времени. Делать это «правильно» может означать выполнение чего-то, что уже давно делалось в другом месте, формирование внутреннего восприятия, что это также единственный способ сделать это.

«Правильные» действия также могут быть внешним давлением, которое испытывает добросовестный работник. Это может быть политика, процессы, процедуры и практика организации. Он может даже включать культуру компании, сформированную нормами, обычаями и прецедентами.

 

Черты добросовестных людей

Каковы типичные черты добросовестного человека? Вот некоторые из наиболее распространенных черт, связанных с добросовестным человеком.

Высокоорганизованный

Очень часто можно встретить очень добросовестного человека в организации. От их рабочего места до работы, которую они делают. Структурированный подход к выполнению работы и тайм-менеджменту занимает первое место в списке.

Делает все вовремя

После того, как принято обязательство в отношении времени и крайнего срока, добросовестные люди ставят себе целью придерживаться его. Существует почти внутренний компас, который морально направлен на то, чтобы вся работа была завершена вовремя и в соответствии с графиком.

Самодисциплина

Самодисциплина — очень распространенная черта добросовестного работника. Это связано с целеустремленностью и организованностью до такой степени, что вы полагаетесь на собственную дисциплину, чтобы заставить ее работать.

Придерживается правил

Они реже нарушают правила компании, но и в своей жизни они более надежны, чтобы не нарушать правила. Исследования показали, что добросовестный человек реже превышает скорость, переедает и не курит так много, как менее добросовестный.

Внимание к деталям

Дело не только в том, что они делают, но и в том, насколько хорошо они отвечают поставленным задачам. Внимательность к деталям — важная черта добросовестности.

Способность эффективно расставлять приоритеты

Это зависит от организации и самодисциплины. Отвлечения — это проклятие для добросовестного человека. Знание того, что они должны сделать, и соблюдение сроков помогает лучше определить приоритеты работы, которую необходимо выполнить в первую очередь.

Черты людей с низкой совестливостью

Конечно, на каждый высокий уровень совестливости есть люди с низким уровнем совестливости. Это влияет на них по-разному и может иметь влияние на бизнес и команду, если не управлять ими или не понимать их правильно.

Черты людей с низким уровнем добросовестности включают: 

Неорганизованность

По сравнению с высоким уровнем добросовестности людям с более низким уровнем очень трудно быть организованными. От их времени до управления работой и даже их столы могут быть грязными.

Не любит структуру

Наличие структуры не позволяет процветать низкому уровню сознательности. На самом деле этим людям подходит работа вне правил, общепринятых норм и ценностей и даже организационных правил.

Склонность к прокрастинации

Без какой-либо структуры или понимания тайм-менеджмента прокрастинация является проблемой для людей с низким уровнем сознательности. Стоит отметить, что поддержка людей с такими низкими уровнями необходима для завершения работы, а не для раздражения или разочарования.

Низкая мотивация

Те, у кого низкий уровень сознательности, страдают мотивацией. Они не нацелены на то, чтобы выполнить работу или остаться допоздна. Самостоятельность не распространена.

 

Как повысить добросовестность сотрудников

К счастью, над добросовестностью может работать каждый. По сути, эта черта личности — другое слово для осознания. Повышение осведомленности, которое может активно приносить пользу рабочему месту или организации, — это только хорошо.

Существует несколько шагов, которые организация может предпринять для развития добросовестности в бизнесе и через своих сотрудников.

Во-первых, начните с воспитания чувства приоритета задач в бизнесе. Срочность и понимание того, что сроки должны соблюдаться, сосредоточат умы на том, как каждый человек должен внести свой вклад, чтобы сделать цель бизнеса достижимой. Помогите своей команде, расставив приоритеты в работе и привлекая всех к выполнению своих задач.

Во-вторых, помогите своей команде, сосредоточившись на работе с внешними источниками информации. Возможно, вам придется внедрить какое-то программное обеспечение для блокировки Интернета или создать рабочую среду, которая сосредоточит команды на совместной работе в сжатые сроки, чтобы также обеспечить культурные изменения.

По сути, добросовестность или осведомленность имеют место, когда люди несут больше ответственности. Обычно обнаруживается, что добросовестность возрастает по мере того, как кого-то продвигают на должность руководителя, поскольку они знают срочность и важность выполняемой работы и то, как она оказывает более широкое влияние на бизнес.

Наконец, возможность поговорить с персоналом один на один, чтобы указать, где им может понадобиться дополнительная помощь, или даже оценить, чего не хватает, будет полезна. Это может помочь преодолеть проблемы добросовестности как внутри команд, так и у отдельных лиц.

Почему добросовестность важна при принятии решений о найме

Когда дело доходит до рассмотрения ваших решений о найме, одной из лучших черт, которыми может обладать кандидат на многие, но не на все должности, является высокий уровень добросовестности. Это не только хорошо для бизнеса, но также помогает определить пригодность человека для роли и, следовательно, является мощным инструментом найма, позволяющим понять, кто имеет высокий или низкий уровень осведомленности.

Вы хотите иметь возможность нанимать людей, которые приходят на работу вовремя, соблюдают сроки и полностью отдаются своей работе. Будь то генеральный директор или уборщик, добросовестность позволяет вам быть более успешным и помогает бизнесу быстрее достигать своих целей.

Многочисленные исследования показали, что добросовестные кандидаты на роль устойчивы и хорошо преодолевают препятствия. Они с большей вероятностью будут ставить достижимые цели и работать над их достижением, даже когда обрушиваются невзгоды. Но для работодателей у этого типа личности также есть одно ключевое преимущество; они предотвращают плохие вещи в первую очередь! Это позволяет бизнесу сосредоточиться на целях и задачах и быть в безопасности, зная, что все делается.

При оценке добросовестности это дает практическое представление о способности кандидата работать в команде и иметь дело с клиентами — что важно, это показывает, насколько хорошо он может это делать на основе своего высокого или низкого уровня по сравнению с другими 5 большими чертами. .

Как оценки Томаса измеряют личность на рабочем месте 

Оценку личности Томаса на рабочем месте можно использовать для понимания уровня добросовестности кандидата или сотрудника и более широкой личности.

Используя всемирно признанную и уважаемую психологическую теорию большой пятерки, индикатор высокого потенциала (HPTI), также известный как он, также может помочь определить лидерский потенциал.

Большая пятерка личностных качеств охватывает открытость, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм и представляет результаты в удобном для понимания формате, который может дать представление о том, подходит ли кандидат для роли.

Разработанный Яном МакРэем и Адрианом Фернхэмом в 2006 году HPTI был разработан на основе модели «оптимальности», которая предполагает, что личностные качества можно считать «оптимальными» на основе требований конкретной должности или должности, таких как высшее исполнительное руководство.

Независимо от того, ищете ли вы следующую суперзвезду, которая присоединится к вашей команде, возможно, даже начнете менять динамику команды или хотите измерить уровень добросовестности на своем рабочем месте, оценка HPTI может проанализировать все данные в одном месте, предоставляя вам представление о минут.

Резюме 

Добросовестность – это черта, которая обычно ассоциируется с осознанием. Как правило, добросовестные люди хорошо организованы, демонстрируют самообладание и умеют очень хорошо планировать свое время. Они известны как отличные командные игроки и прилежные работники.

Люди с высоким уровнем добросовестности хорошо организованы, самодисциплинированы и сосредоточены на деталях, в то время как люди с низким уровнем добросовестности борются с мотивацией и испытывают трудности при выполнении задач.

 

Добросовестность | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Добросовестность — фундаментальная черта личности, одна из Большой пятерки, отражающая склонность к ответственности, организованности, трудолюбию, целеустремленности, соблюдению норм и правил. Как и другие основные личностные факторы, он имеет множество аспектов; добросовестность включает в себя самообладание, трудолюбие, ответственность и надежность.

Добросовестный человек хорош в саморегуляции и контроле импульсов. Эта черта влияет на то, будете ли вы ставить и поддерживать долгосрочные цели, обдумывать выбор, вести себя осторожно или импульсивно и серьезно относиться к обязательствам перед другими. (Другие личностные черты «Большой пятерки» — это экстраверсия, покладистость, открытость и невротизм.) Добросовестность обычно является ключевым компонентом успеха — как в любви, так и в работе. Это также важный показатель здоровья, благополучия и долголетия.

Содержимое
  • Понимание совести
  • Связь между добросовестностью и успехом

Понимание совести

Совестливые люди активно принимают большие и малые решения. Например, добросовестные люди не просто ставят цели, они устанавливают график достижения каждой цели. Добросовестные люди хорошо справляются с работой, требующей внимания к деталям, например, хирурги и пилоты; и неудивительно, что сознательные люди с меньшей вероятностью окажутся за решеткой.

Как поступает сознательный человек?

Эти люди не импульсивны. Они планировщики и соблюдают график. Они также не пропускают оплату счетов, делают заметки, выполняют свои обещания и приходят вовремя. Они заботятся о себе с помощью упражнений, правильного сна и здорового питания. Они менее склонны к рискованному поведению, такому как курение и пьянство.

Как стать более сознательным?

Одним из методов является ментальное противопоставление, с помощью которого люди представляют себе цель, путь к цели и препятствия, которые могут встретиться на этом пути. Такой процесс может помочь людям выбрать достижимые цели и усилить их стремление к их достижению. И природа, и воспитание влияют на эту черту личности, и с возрастом люди становятся более сознательными.

Можете ли вы быть добросовестным в одних вещах, но не в других?

Да. По большому счету, люди ведут себя последовательно, когда окружающая среда последовательна, но поведение может не распространяться на разные домены. Степень добросовестности, с которой мы относимся к задаче на работе, не предсказывает, насколько добросовестно мы будем относиться к оплате счетов или другим личным вопросам. Это позволяет предсказать, насколько добросовестными мы будем оставаться в своих начинаниях, связанных с работой.

Совестливые более эмпатичны?

Добросовестность среди нас вполне может быть более эмпатичной по отношению к другим. Китайское исследование 471 медсестры показало, что эмпатия положительно связана с добросовестностью и покладистостью, в то время как отрицательно связана с невротизмом.

Является ли добросовестность генетической?

Исследования в области поведенческой генетики показали, что эта черта примерно наполовину связана с генетикой и наполовину с окружающей средой, в которой человек вырос, или с факторами развития, которые в настоящее время не изучены. Анатомически префронтальная кора, место всех исполнительных функций, играет решающую роль в управлении поведением, отражающим добросовестность.

Можете ли вы быть слишком сознательным?

Человек может быть слишком усердным и целеустремленным, что может привести к выгоранию. У врачей, в профессии которых добросовестность может быть очень полезна, уровень выгорания оценивается примерно в 50 процентов.

Связь между добросовестностью и успехом

Совестливые люди, как правило, добиваются больших успехов в учебе и профессиональной деятельности. На работе, наряду с высокой производительностью, они получают более высокие заработки, хорошие отношения, удовлетворение от работы и достижения. Кроме того, добросовестные, как правило, занимают больше руководящих должностей.

Совестливые люди проявляют настойчивость больше, чем другие?

Усердные и дотошные люди будут цепляться за проблему, пока она не будет решена. Если они потерпят неудачу, они продолжат попытки. Они не обязательно умнее всех в комнате, и при этом они не будут выполнять задачу лучше, чем другие. Однако они будут стремиться к успешному разрешению.

Совестливые люди более соблюдают правила?

Совестливые люди соблюдают определенные правила жизни. Например, они с большей вероятностью будут ездить с ограничением скорости и брать на себя ответственность за возникающие проблемы. Это также относится к отношениям и обязательствам, которые с ними связаны.

Совестливые люди более пунктуальны и подготовлены?

Менее сознательные люди могут проспать, опоздать на урок или на работу и избежать задач, требующих действия. Но быть вовремя — важная черта добросовестного человека. Они ведут списки дел, обычно готовы, без промедления выполняют задачи и предпочитают упорядоченную рутину. Они заядлые конспектировщики и пишут первые черновики.

Совестливые люди здоровее?

Исследования показали, что добросовестность может означать более низкое кровяное давление, более низкий уровень заболеваемости диабетом и инсультом, меньшее количество проблем с суставами, а также другие результаты для здоровья. В целом, добросовестный человек в большей степени заботится о себе и живет дольше.

Какая связь с перфекционизмом?

Люди с более высоким уровнем сознательности могут быть подвержены риску перфекционизма и трудоголизма и могут плохо себя чувствовать в условиях сильного стресса. Как уже упоминалось, чрезмерно добросовестные люди склонны к выгоранию. Те, у кого низкая сознательность, могут, наоборот, проявлять гибкость и спонтанность.

Совестливые люди счастливее?

Если вы чувствуете, что в вашей жизни появилось больше свободы действий или что вы контролируете происходящее, значит, у вас есть внутренний локус контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *