Доклад «Толерантность» | Статья по теме:
Тема: «Толерантность»
Содержание
Введение
- Понятие и виды толерантности.
- Формирование толерантного отношения.
Заключение
Литература
Введение
Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в новой России в условиях после распада СССР. Специфические характеристики здесь имеют миграционные процессы, связанные не только с передвижениями русских из бывших национальных республик, но и с «великими перенаселениями» людей других национальностей.
Сложно происходит и формирование новых и утверждение старых этноструктур в автономных республиках, областях, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. Именно в связи со всем этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время войны и других тяжелых периодов в истории Родины.
Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.
Мы должны понимать, что современные дети живут в новых условиях: в новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат (в частности, нередко в отрыве от территории, на которой сформировался этнос), в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые далеко не всегда регулируются родителями и школой, обществом (в малой степени государством), в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т. д.
Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов.
Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения.
- Понятие и виды толерантности.
В качестве рабочего определения толерантности будем использовать определение толерантности, которое дает С.К. Бондырева: «Толерантность– это особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом». (1, с.5).
Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее — наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной».
В начале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения.
Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.
В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.
Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами. (4, с. 14).
В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.
Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества (Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков и др.), позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение.
В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А. А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей. (4, с. 14).
В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Появились весьма интересные научно-публицистические работы (Асмолов А.Г., Бондырева С.К., Собкин В.С., Солдатова Г.У), ряд статей в периодической печати (Багреева Е.Г., Волков Г.Н., Глебкин В.В.), посвященные проблеме толерантности.
Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации — tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать».
В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».
В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». (7, с. 22-23).
По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе».
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.
В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.
Н.А. Асташова рассматривает толерантность в разных аспектах. Толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир.
Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности.
Рассматривая толерантность, необходимо понять основные психологические составляющие толерантности.
Эмпатия (от греч. etmpatheia — сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. (5, с. 39).
Эмпатия и коммуникативная толерантность являются отличительными признаками толерантного человека.
Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений:
· Гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;
· Рефлексивность – глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;
· Гибкость – умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;
· Уверенность в себе – адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;
· Самообладание – владение собой, управление эмоциями, поступками;
· Вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;
· Перцепция – умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;
· Чувство юмора – ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой. (2, с. 77-79).
Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.
Толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь – оценка — отношение — поведение (намерение), толерантное или интолерантное.
В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношение доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а так же радость, общительность, дружелюбие.
Соответственно интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу, злость.
По мнению С.К. Бондыревой, толерантность как отношение – это «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов». (1, с. 4-5).
Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с определенными целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Мы также рассматриваем её как структурообразующий компонент в организации общества вообще. Толерантность не только норма гуманных отношений, важный момент их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества.
Как известно, наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность.
Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее — наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». (5). Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.
Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.
Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире».
- Формирование толерантного отношения
Одним из важнейших этапов формирования терпимости является формирование доминанты двухэтапного анализа (всесторонней оценки) объекта, сначала – объекта как такового, а затем уже его связей и отношений.
Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности. Естественно, что мы толерантны к тому, что оцениваем положительно.
Отрицательная оценка может содержать в себе предрассудки и предубеждения. Предрассудок по своему смыслу – это не учитывающая доводов разума оценка то ли по причине отсутствия таких доводов, то ли по причине их слабости, то ли по причине наличия установки – определять для себя все заранее, не вдаваясь в конкретные детали.
Предубеждение – это настроенность заранее «против» на основании какого-либо прошедшего события, и имеет оно избирательный характер.
Предрассудки и предубеждения характеризуют некачественное (негибкое) стереотипное поведение.
Рассмотрим теперь роль предвзятости для формирования толерантности/интолерантности. Предвзятость препятствует процессу оценивания. Чаще предвзятость порождает необоснованно негативные оценки и отношения и, следовательно, лежит в основе интолерантности. Но в некоторых случаях может быть предвзято-положительное отношение (некритическое следование моде). (1, с. 79-80).
С.К. Бондырева, Д.В. Колесов предлагают следующую схему формирования толерантности (см. Схему 1), при этом делают акцент на том, что именно оценка определяет характер наших отношений к объектам, процессам, явлениям окружающего. А толерантность и интолерантность, как мы уже говорили, — это не что иное, как отношение.
Итак, все начинается с восприятия индивидом объекта. После этого между ними формируется связь в форме знания индивидом о существовании и свойствах этого объекта.
Следующим этапом является формирование оценки. Если оценка объекта положительна, возникает (формируется, складывается) положительное отношение к нему, которое открывает дорогу положительным побуждениям в отношении этого объекта. И в результате мы имеем естественную толерантность.
Отметим, что к числу положительных оценок относится и оценка нами человека или его поведения как подобного себе. Это – толерантность идентичности (ТИ на нашей схеме). Она вполне четко выражается следующим высказыванием индивида: «Как я могу критиковать вас за это, если я сам такой же!» При этом оценка факта идентичности относиться к числу именно положительных оценок, поскольку всегда индивид оценивает (и должен оценивать) себя (в целом) положительно, а самокритично относится только к деталям своей внешности и (или) поведения. Негативное отношение к себе самому – психическая патология (самоотрицание, самообвинение; самоповреждение, суицид).
Возникновение конструктивной толерантности связано с действием этих дополнительных факторов (в том числе, установки) на пути между оценкой и формированием отношения (КТ на схеме). Характерной фазой, выражающей сущность конструктивной толерантности, является следующая: «Ну, что же, постараемся извлечь пользу из наших разногласий!».
Возникновение адаптивной толерантности (АТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на пути между отрицательным отношением и отрицательными побуждениями: у индивида просто может не оказаться энергии для действий в соответствии со своим отрицательным отношением. Весьма четко этот вид толерантности выражается следующим высказыванием: «Я от вас устал – делайте что хотите!»
Схема 1 Схема формирования толерантности
Наконец, возникновение снисходительной толерантности ( СТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на этапе между отрицательными побуждениями и действиями. Четко сущность снисходительной толерантности выражается следующим высказыванием: «Это для меня мелочь – не хочу вникать в ваши дела!» Суть этого вида толерантности в том, что нечто, к чему у индивида в принципе отрицательное отношение, не затрагивает его личностно: в противном случае толерантности он бы не проявил. (1, с. 47- 51).
Выводы
1. Толерантность – это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.
2. Толерантность – это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.
3. Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это – толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».
4. Любая оценка базируется на сравнении оцениваемого объекта с неким образом (эталоном). Чем больше эталонных образов запечатлено в психике индивида, тем выше его способность к оценке новых для него объектов, способность принимать разнообразие окружающего мира.
Заключение
Актуальность вопросов толерантности приобрела в на стоящее время небывалую остроту.
В последние годы со циальные, политические и экономические потрясения мирового масш таба привели к небывалой миграции народов, их переселению, рассе лению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур.
В то же время научно-технический прогресс и усилия разумной и миролюбивой части человечества открывают все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диа лог культур, терпимость и уваже ние к культуре партнеров по ком муникации.
Все это вместе взятое — и тре вожное, и обнадеживающее — и привело к особенно пристальному вниманию к вопросам межкуль турного общения. Впрочем, во просы эти вечные, они волновали человечество с незапамятных вре мен. В качестве доказательства вспомним одну пословицу. По словицы справедливо считают сгустками народной мудрости, то есть тем самым народным куль турным опытом, который хранится в языке и передается из поколения в поколение.
Русская пословица, живая, употребительная, не утратившая, в отли чие от многих других, своей актуальности, учит: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Ее аналог в английском языке выражает ту же мысль другими словами: When in Rome, do as Romans do [Приехав в Рим, делай, как римляне]. Так в каждом из этих языков народная мудрость старается предостеречь от того, что теперь принято называть термином конфликт культур. Словосочетание это, к сожалению, сейчас «в моде» по уже упомяну тым грустным причинам: в условиях социальных, политических и эко номических конфликтов многочисленные беженцы, иммигранты, репат рианты страдают от конфликтов с «чужим уставом» даже в благополуч ной экономической ситуации. Поэтому в конце, хочется отметить цитатой из книги Тер-Минасовой:
«Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» — Терпение, Терпимость, Толерант ность — вот формула межкультурной коммуникации.»
Литература
- Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
- Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.
- Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И.Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
- Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133.
- Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // (http://ppf. uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html).
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) — М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.
«Воспитание
– это прежде всего человековедение» В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений». Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т. д… Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и
ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно — терпимого отношения друг к другу. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях. Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты: — социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов,
интерес к особенностям друг друга; Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия. Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы — принадлежит, безусловно, педагогам. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии — способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность — это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность — глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся. В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия. Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его
в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых
людей умению различать добро и зло. В основу обучения учащихся положены педагогические принципы: →Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность
неповторима, каждый ребенок – чудо. Широкое
привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы
обучения. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении
народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии
национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных
промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял
компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в
воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и
литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров,
выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и
т.д.. Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения. Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на
подрастающее поколение. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует
взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо
проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе,
соответствующей направленности средств массовой информации, литературы,
киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд,
должно осуществляться по формуле: «родители + дети +
учитель». Путь
к толерантности – это серьезный эмоциональный,
интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только
на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего
сознания. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Основная цель воспитания: • содействовать максимально широкому
распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое
приобщение к культуре толерантности детей; Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре. Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми. |
Образец эссе о толерантности
Имя:
Курс:
Профессор:
Дата:
Толерантность
Толерантность относится к людям, которые ведут образ жизни, отличный от нашего. Это жизненная добродетель, которая нужна везде. Добродетель помогает людям мириться с людьми с разными взглядами и взглядами на жизнь. Терпимость также позволяет людям терпеливо судить о другой стороне вещей. Поэтому терпимость является важнейшей добродетелью, которая требуется в неспокойном мире. Толерантность способствует единству, помогая людям мирно жить вместе (Latzman and Shishido 112).
Быть терпимым означает принимать мнения и предпочтения других людей, даже если они живут так, как вы не согласны. Толерантность также подразумевает, что человек не ставит свое мнение выше мнения других людей, даже если он прав. Толерантные люди способны иметь дело с различными точками зрения и мнениями (Боулин 58).
Толерантность является отражением собственного поведения и характера человека. Уровень индивидуальной толерантности меняется в зависимости от ситуации. Людям часто не хватает терпимости к несправедливости, а также к нарушению прав человека. Если люди хотят, чтобы человечество процветало, они должны проявлять терпимость во всех сферах жизни. Каждый человек должен быть толерантным, чтобы вести счастливую жизнь. Терпимость является абстрактной добродетелью и оказывает значительное влияние на текущие дела жизни (Latzman and Shishido 9).9). Человек является социальным существом и стремится жить в духе гармонии и сотрудничества с другими членами сообщества.
Толерантность играет решающую роль на каждом этапе жизни человека. Терпимость способствует плодотворной жизни. Нетерпимые люди часто злятся из-за противоречивых мнений, что приводит к дракам и ссорам. Ситуация может ухудшиться, что приведет к неблагоприятным последствиям. Если человек толерантен, он поставит себя на место другого человека и попытается его понять. Толерантные люди стараются максимально разрешить ситуацию, уважая взгляды других людей, чтобы добиться положительных результатов (Боулин 88).
Терпимый человек также относится ко всем здоровым и эффективным образом. Однако нетерпимый человек не имеет ценности отношений и часто не соглашается с другими людьми, что приводит к конфликтам. Люди живут в условиях большого культурного разнообразия. Следует уважать и терпеть людей любой религии, расы и пола. Даже если люди имеют разные привычки жизни, окружение и культуру, они должны понимать, любить и уважать друг друга. Поэтому толерантность необходима для создания мирного и толерантного общества (Latzman and Shishido 115).
Терпимость также способствует мирному сосуществованию. Это также помогает человеку стать открытым для других способов мышления для улучшения личного развития. Люди могут лучше понять мир, если они больше не думают о другом мышлении и идеях со всего мира (Родкин и Ройзман 45).
Умение быть терпимым и уважительным по отношению к другим людям имеет решающее значение для достижения успеха в жизни. Терпимости можно легко научить детей, поскольку они часто подражают своим опекунам и родителям. Детей следует учить терпимости, чтобы сдерживать чувства ненависти и подозрительности. Ненависть и ревность к другим людям делают человека несчастным. Когда ребенок учится непредвзято относиться к различным продуктам питания, образу жизни, культуре и религии окружающих его людей, он может легко принимать точки зрения и мнения других людей, когда станет взрослым.
Если терпимость ведет к пониманию и принятию, то верно, что нетерпимость приводит к бесчисленным негативным последствиям. Нетерпимость приводит к негативному поведению и последствиям, таким как травля в школе и на рабочем месте. В школе, например, хулиганы часто дискриминируют детей с избыточным весом или слишком худых, детей с языковыми проблемами и трудностями в обучении (Bowlin 45). Обучение детей принятию других помогает им понять, что каждый человек, включая их самих, в чем-то уникален и заслуживает уважения.
Родители должны приучать своих детей к терпимости с самого раннего возраста. Например, им следует быть осторожными в том, что они говорят в присутствии детей, так как они сразу улавливают негативные фразы. Дети могут думать, что повторять обидные слова или комментарии в адрес человека допустимо, поскольку их родители использовали эти слова в их присутствии. Родители также должны учить своих детей уважать себя. Уважение к другим начинается с того, что сначала нужно научиться уважать себя (Родкин и Ройзман, 84).
В заключение, терпимость способствует миру и единству. Это помогает людям жить вместе счастливо и уважительно. Родители должны воспитывать и воспитывать в своих детях толерантность, чтобы способствовать миру в обществе. Обучение детей терпимости к другим помогает им стать уважительными взрослыми, которые учитывают точки зрения и мнения других людей.
Процитированные работы
Боулин, Джон Р. Терпимость среди добродетелей . Princeton UP, 2016.
Лацман, Роберт Д. и Юрий Шишидо. «Психология личности». Психология , 2013.
Родкин, Филип С. и Гленн И. Ройзман. «Психология развития (социальная)». Психология , 2013.
TrueCovenanter.com: Очерк о толерантности
Показать меню
Скрыть баннер
ОПИСАНИЕ О ТОЛЕРАНТНОСТИ. Джеймс Р. Уилсон. |
ТАМ пожалуй нет слова в английском языке больше злоупотребляют словом , чем толерантность. Если обнаруживается, что писатель решительно поддерживает любое дело, которое, по его мнению, быть правым, и стараясь показать, что противоположное должно быть неверным, он сразу в стиле нетерпим. В особенности это касается в вопросах религии. Если он твердо убежден, что система учений то, во что он верит, является системой Библии, его считают фанатиком. Если он попытается продемонстрировать, что что-либо является ошибкой, он отмечен за нетерпимость.
Нет ничего более очевидного, чем быть богом. Не менее очевидно, что он является творцом всего сущего. Из этого необходимо следует, что он должен быть законодателем для всех своих созданий. Они не могут быть независимыми. Моральные субъекты должны управляться моральным закон. Все, кто считает Библию словом Божьим, признают, что она содержит закон, которым должны руководствоваться все люди, получившие его. я сейчас я рассматриваю дело не о неверных, а о тех, кто это злоупотребление называться неверными. Все верующие в Библию признают, что Писание Ветхого и Нового Заветов являются единственным правилом веры и нравов. Тогда они закон , которым Всевышний законодатель желает, чтобы его разумные подданные должны управляться.
Человеческие законы, без сомнения, должны быть очень несовершенны, потому что люди несовершенны. О природе морального права и неправильно, они обязательно будут бракованными. Но никто не осмелится сказать так и божественных законов. Они основаны на вечных и неизменных принципах прямоты. Предназначал ли божественный законодатель, чтобы они действовали? [ т. е. применение силы или влияния]? Так ли они способны быть понятым? Отрицать любое из этих [предложений] значило бы аннулировать их. Закон, по которому никогда не следовало действовать, не имел бы права к названию закона. Непонятный закон был бы позором для его производитель. Предполагается, что представляя законы правителя вселенной, либо как недействующее, либо неразборчивое, значило бы оскорбить его лицо.
Под терпимостью подразумевается, что Божественный закон в каждом случае или в некоторых случаях должен быть обойден? нет божественного закона? а если и есть, то на него не следует воздействовать? Что это за штука называется толерантностью? Опять же, что такое нетерпимость? Это утверждение, что Бог имеет право править — что он фактически дал законы — и что им следует подчиняться? Является ли человек нетерпимым человеком, который утверждает что Бог дал законы Вселенной? Некоторые мужчины исключили бы религию от наличия любого места в мире; но современная лексика толерантности и нетерпимость, по-видимому, склонна исключать самого Всемогущего из любое правило в его собственном творении. Но будет сказано, никакого человеческого вмешательства должно быть разрешено. Если Бог решает издавать законы, они не должны исполняться ошибающимися мужчинами.
В ответ на это можно было бы спросить, что, если бы божественный закон действительно созерцал и определенно требовал человек-исполнитель? «Кто прольет кровь человеческую, человек сделает его прольется кровь». « Ты разрушишь их жертвенники, ты кумиры их сокрушите и рощи их сожгите огнем». Является это непереносимость? Легко согласиться, что не должно быть человеческое вмешательство без божественного повеления. Если бы израильтяне положили хананеев на смерть без повеления Бога, это, без сомнения, было убийство. Бог дал каждому живому человеку его жизнь, и кто посмеет это далеко непрошенный божественным дарителем? Тем не менее, будет настаивать, что хотя Бог имеет право издавать законы, но люди будут расходиться во мнениях относительно смысла этих законов, и закон таков, как его понимает каждый.
Это или не разрушение всего закона? Потерпят ли Соединенные Штаты такое толкование своих законов? Будет ли государство в союзе? Тем не менее, все исполнители ошибочны и несовершенны. Мужчины; и некоторые из этих законов тоже уважают жизнь и смерть. Не важно что причина может заключаться в том, что если закон не может быть приведен в исполнение, этот закон недействителен [ т. е. ничего не стоит].
Но будет ответ, штаты право издавать законы, а человеческие законы можно понять.
Если это не означает, что Бог не имеет права издавать законы, или , что его законы непонятны, это ничего не говорит. Как отдельная истина, она не возражает против того, что здесь оспариваемый и неуместный, как не имеющий отношения к предмету. Но если к нему прислушаются как к возражению, то возражение будет приветствоваться. следствие. Не поможет сказать, как часто говорят, что существует В Библии много глубоких, таинственных учений, о которых люди сильно отличаются друг от друга. о символах веры — кто будет судьей, и т. д. потому что все это явное уклонение. Вопрос касается не только вопросов веры, а дело практики. Он уважает требуемые обязанности и преступления запрещено законодателем неба и земли — то, что он повелевает делать, и чего следует избегать.
Не лишним будет поинтересоваться, может ли Бог дать законы, по которым люди должны действовать? Предполагается, что немногие осмелились бы сказать, так много слов, он не мог. И все же это часто является следствием. После того, как его призвали, этот ошибающийся и несовершенные люди не имеют права вмешиваться в божественные законы. Что! даже хотя Бог повелел им. Утратил ли божественный Законодатель право командовать человеком, потому что они несовершенны и подвержены ошибкам? Как они пришли к быть несовершенными, конечно, из-за их греха и бунта против Бога. И сделал это лишить Всевышнего власти дать им закон? Согрешил ли человек себя в независимость? Разве он, восстав против Бога, поставил себя вышел из-под контроля своего Создателя? Это, действительно, был бы простой способ избавиться от божественной власти.
Можно еще утверждать, что это не в отношении индивидуальной и личной ответственности, что дело спорно; но по отношению к обществу.
Тогда только общество вне досягаемости божественного законодательства. Но почему бы не всемогущему иметь право издавать законы для общества? Какие атрибуты Бога помешать ему авторитетно председательствовать в общественном договоре? Давайте исследовать природу общества. Это самовозникающая вещь? ВОЗ созданное общество? Не Бог ли сказал: не хорошо, что человек должен быть одному? Разве Творец не наделил человека социальной природой? И разве общественный, как и индивидуальный человек, не подчиняется законам своего Творца? Если общество есть творение Бога, а не создание твари, то Бог имеет право предписывать законы, по которым должно управляться общество. Казалось бы, везде, где существуют отношения между людьми, законы, регулирующие эти отношения принадлежат божественному управлению.
Можно еще возразить, что это точка зрения на этот вопрос отдаст Библии решительное предпочтение. И это будет спросить, не имеют ли права те, кто отрицает Библию как священную, как те, кто верит в Библию?
Следует признать, что этот вид действительно отдает предпочтение Библии, в то время как легко признать, что права деистов должны считаться священными. Все права являются или должны быть священным. Если у убийц есть права, пусть их неукоснительно уважают. Право есть право, где бы оно ни проявлялось. Право деиста отрицать божественное откровение или то, что Библия является таковой, — вот что размышляет возражение. Теперь можно усомниться в том, имеет ли кто-нибудь такое право или, скорее, это право. Можно спросить, может ли Бог дать откровение о своей воле мужчинам? Предполагается, что это будет признано правомочным для Божества. Если Бог дает такое откровение, можно спросить, имеет ли оно какое-либо право на на вере тех, кому это известно? Они обязаны верить это? И если оно предписывает законы для регулирования их поведения, они обязаны подчиняться этим законам? Короче говоря, имеет ли Бог право командовать ими? или они имеют право отклонить команду? Спорный вопрос касается верховный авторитет. Бог не может иметь права приказывать их принять своего откровения и имеют право отклонить его одновременно. Одно уничтожает другое. Признаем, что высший авторитет находится на стороне Всемогущего Бога, и предполагаемое право деистов будет быть не существом. Нет такого права. Это в современном стиле можно назвать преследование. Поэтому правление Бога можно назвать тиранией. Независимо от того, все же Верховное Существо будет править, и его закону нужно подчиняться, иначе люди должен смириться с последствиями.
Будет, без сомнения, настаивать, что право совести есть священное право — что бы ни совесть человека думает правильно, правильно к нему. Будь он евреем, христианином, язычник или магометанин, независимо от того, верит ли он в Библию или Коран, или что оба являются навязыванием, при условии, что он добросовестно верит во что он верит. Каждый человек имеет неотъемлемое и неотъемлемое право на думать, верить и действовать в соответствии с велениями своей совести. И ставить это под сомнение тиранически, и пытаться предотвратить это является преследованием.
В ответ на это было бы необходимо чтобы решить вопрос, что такое совесть и что правильно? — Совесть можно рассматривать как способность или силу души человека, благодаря которой, как судья, он выносит приговор во имя Бога за собственное поведение. Это наместник или наместник Бога в душе, который произносит от его имени, предложение одобрения или неодобрения человеческого поведения, согласно как это кажется морально правильным или неправильным. Уважение должно быть в каждом случае, к закону. Нет возможности узнать, что правильно, а что неправильно — это допустимо. или неодобрительно, без закона. Грех – это нарушение закона. Суд, выносимый совестью по поступку, есть нравственный суд. Понимание тоже есть способность человеческой души, с помощью которой мы образуем суждения. Мы сравниваем идеи — мы изучаем доказательства и судим об истине или ложность предложения, по разумению. В отношении права, мы исследуем действия, и определяем их согласие или несогласие таким образом, и таким образом объявить их хорошими или плохими, упражняя понимание. Разум, постигая демонстрацию, судит, что три углы треугольника равны двум прямым углам.
Но совесть отлична, в своих суждениях, от разума, поскольку все его суждения судебных. Он решает не просто как присяжных найдя человека невиновен или виновен, но как судья на скамье подсудимых произносит оправдательный приговор или осуждение в соответствии с пониманием обнаружил согласие или несоответствие между действием и закона, в этом случае сделано и предусмотрено. Следовательно, совесть не правило или закон, но судья, применяющий закон к рассматриваемого дела и вынесения приговора в соответствии с ним. Чтобы определить закон с судьей, представляет собой соединение различных идей и рассчитано на то, чтобы разрушить точность языка. Что такое права совести? Мы можем возможно, понять этот вопрос, спросив, каковы права судить? Они именно такие, какие ему позволяет закон. Права совести именно то, что позволяет закон Божий, ни больше, ни меньше. Но Закон Божий никогда не может дать совести человека право действовать вопреки этому закону. Это было бы санкцией закона, чтобы уничтожить сам. Следовательно, все, что запрещает божественный закон, никогда не можно найти среди прав совести.
Возможно, это поможет нам в формируя правильные идеи по этому вопросу, спросить, что такое право? Это должно быть что-то противоположное неправильное, для этих слов присутствует противоречивое идеи. Право никогда нельзя понимать в аморальном смысле. Это мало что значит о каком праве может идти речь. Все мыслимые виды права должен соответствовать своему названию. Он должен быть нравственным по своей природе. аморальный верно, т. е. , неправильно правильно , является противоречием в терминах, и саморазрушительный. Права всех творений исходят от Бога. Но Бог не делегирует права думать, говорить или действовать иначе, чем предписывает его закон. Законодательный характер Всевышнего существенно связан с его божественное суверенитет. Именно здесь, в выдающейся манере, он является ревнивый бог. В статье о превосходстве у него не будет конкурентов. Он будет нет — он не может поделиться своим суверенитетом. Даже Габриэлю, который стоит в присутствии Божием, он обязательно должен сказать: «на престоле буду больше чем ты». Господь наш Законодатель . Как это когда-либо произошло, что нарушение закона Иеговы было названо правом? Что совесть человек может ошибаться, как правило, допускается. Но как возникает его ошибка называется правом? Закон Божий, когда бы он ни был известен, является формальным правилом и причина человеческого послушания. Бог повелевает то, что правильно, но мы повиноваться, потому что нам велено. Какая заповедь Бога оправдает нарушение его закона, даже если это нарушение должно быть удостоено имени священное право совести? Если Бог дал хорошо засвидетельствованное откровение его закона, совесть не имеет права предъявлять негатив к какой-либо части это.