Содой лама: Субурган Содой ламы — Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село

Субурган Содой ламы — Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село

 

Высокопочтимый лама Цэдэн Соодоев в апреле 1916 года на 71 году жизни ушел в мир иной. На южной стороне его тоонто –  Элэсуна – на возвышенности похоронен его прах. На этом месте воздвигнута  ступа – Субурган. В годы советской власти он был разрушен. В 90 –ые годы субурган был восстановлен в очень  краткие сроки бригадой Х.В.Виссингереева под руководством   председателя колхоза имени Ленина В.Д.Цыренова.

 

В  2006 году в честь 160-летия со дня рождения Содой ламы рядом с субурганом на средства жителей и земляков-выходцев села построен молельный дом.

СООДОЙ ЛАМА – наш  выдающийся  земляк

               

Род  Һэнгэлдэр  Номол  и  род  Оторшо  Шоно  уникальны  тем,  что  дали  Баргузинской  долине  великого  ламу  Цэдэна  Соодоева – астролога,  эмчи,  иогина,  перерожденца  известного  в  древности  Нагарджуны.   Его  жизнь  и  деяния  настолько  удивительны,  что  по  прошествии  многих  лет  все  ещё  будоражат  умы  людей.   До  наших  дней  дошли  различные  предания  о Цэдэн  Соодоеве,  о его  чудесных способностях  лечить  людей,  читать  мысли,  перемещаться  по воздуху,  ходить  по  воде,  взбираться  на  крутые  скалы,  взлетая  при  этом,  оставаться  сухим  под  дождем  и  т.д.  Однако  больше  всего  говорят  об  удивительном  даре  ясновидения,  об  умении  видеть сквозь годы, десятилетия, столетия.

 

В свое время высокие ламы предсказали, что в местности Элысун родится перерожденец известного индийского философа, иогина Нагарджуны. В соответствии с этим предсказанием, в роду Арамхиин Солсогшоной Соодоя  из  рода  Һэнгэлдэр  Номола в 1846 году родился сын Цэдэн, ставший ученым ламой и получивший известность под именем Соодой лама. Мать его была дочерью Зооноева Убгэна из рода Оторшо Шоно.

 

В семь лет его отдали в хувараки в Баргузинский дацан к ламе Һангуунайн Шагжи. Он был ему дядей по материнской линии. С 1861 года Цэдэн Соодоев учился в резиденции хамбо ламы и, проучившись в течение 7 лет  на факультете цаннид, получил степень гэбшэ (доктор богословия).     В 1881 по 1884  годы  находился в  Тибете, где  приобрел тантрические навыки. Возвратившись домой, он решает, что для принесения большей пользы людям нужно получить медицинское образование.

 

С этой целью в 1889 году поступает хувараком на факультет  тибетской   медицины в Гусиноозерский дацан. После трехлетнего обучения, став еще лекарем, он избирается шэрээтэ ламой Баргузинского дацана после смерти настоятеля Санжи Шиндатова, который проработал шэрээтэ ламой 32 года. Санжи Шиндатов прославился ученостью, необычайными способностями, и сверх этого имел незаурядный талант организатора, руководителя.

 

После него, по всей вероятности, не было кандидатуры более достойной, чем его ближайщий, лучший ученик Цэдэн Соодоев. С 1894 года по 1901 год исполнял обязанности ширетуя Баргузинского дацана. В  1896 году 14 мая  в составе Бурятской делегации вместе с хамбо ламой принял участие в коронации императора Николая II. Согласно  легенде,  в  г. Санкт – Петербург  он  один (в  отличие  от  всех) имел  счастье  предвидеть  появление  императора  из  боковой  двери.

 

Большую историческую ценность имеют архивные свидетельства, благодаря которым мы можем уточнить данные о жизни и деятельности Цэдэна Соодоева. В национальном архиве Республики Бурятия находятся 14 документов, относящихся к периоду его активной религиозной деятельности, и датируются хронологическими рамками документов 1889 – 1903 и 1910 годов, изученные научным сотрудником Галиной Номогоновной Очировой. 

 

Особенно о его заслугах говорят следующие награды, полученные от царского правительства:

     — Серебряная медаль для ношения в петлице на Андреевской ленте – май 1896 г;

     — Золотая медаль с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте – апрель 1896;

     — Бронзовая медаль с надписью «За труды во всеобщей переписи населения» для ношения на груди на ленте государственных цветов – ноябрь 1897 г;

     — Серебряная медаль для ношения на груди на Александровской ленте – январь 1899 г.

 

Об одной из медалей вспоминал Мунхо Бухаевич Бадмаев, ветеран тыла, внучатый племянник Содой ламы: «У моих родителей хранилась золотая медаль Содой ламы, полученная от императора Николая 2. Он отдал её брату Буянто с наказом использовать на свои нужды, когда наступят  трудные времена, но её забрали представители советской власти и милиция в 30 – х годах. Нам неизвестна судьба этой медали». 

 

В 1900 году Соодой лама пишет прошение об освобождении его от занимаемой должности по состоянию  здоровья. В следующем заявлении он просит выдать ему разрешение на загранпаспорт сроком на 1 год, чтобы выехать на лечение в Россию и за рубеж. Скорее всего, он предвидел, что больше не будет возможности попутешествовать. С трудом ему удается получить необходимые документы.

 

После того, как сложил с себя полномочия настоятеля  Баргузинского дацана, в 1903 году он с Аранзайн  Жамбой Сантабаловым через Санкт — Петербург отправляется  в  паломничество по святым буддийским местам Индии, Цейлона, Лаоса, далее морским путем прибывает во Владивосток и железной дорогой возвращается домой. По возвращении из паломничества  он покинул дацан и с двумя-тремя  учениками поселился в Гарге, в доме, построенном для него Аранзайн Цыденом.

 

Когда Соодой ламе было 71 год, он тяжело заболел и прибыл в Харгану, в дацан. Наказал в течение семи дней не входить к нему. Он сказал также: «К тому, что останется после меня, пусть никто не прикасается, кроме Халгын гэгээна». Хаалгын гэгээну было в то время около 80 лет. Он был сыном Агатын Кондрата. Также Соодой лама наказал: «Наберите в улусе костей, сварите суп и угостите народ». Однако его наказ был нарушен. Старший из местных лам со словами в такую жару как можно ждать семь дней, вошел к Соодой ламе спустя три дня и увидел, что он уменьшился до размеров семилетнего (по другим вариантам воспоминаний – до размеров трехлетнего) ребенка.      

 

При жизни Содой лама пользовался большим авторитетом  среди  местного  населения. Жил он очень просто и скромно, одевался в простую одежду и никогда в жизни не позволял себе роскоши, хотя мог бы. Где бы он ни был, люди всегда его чествовали, этого тоже не любил. Не любил особых приглашений, не стремился к материальному богатству. Сам собирал травы, делал лекарства, лечил людей. Когда к нему приезжали в дацан за лекарством, он говорил им, что все травы и деревья обладают целебным свойством, надо их уметь самим использовать.     

 

Соодой  лама никогда специально  не демонстрировал свои  удивительные  способности.  Используя  дар  ясновидения,  делал предсказания,  как  бы  между прочим, главным  образом, когда видел  необходимость.    В народе о нем говорили уважительно «манай Yндэр гэгээн» (то есть наш высокий светлейший). Он был человеком и высокого роста, и высоких помыслов, а также образованным человеком своего времени. Для него все люди были равны, не существовало ни малых, ни великих, ни бедных, ни богатых, выполнял любые просьбы одинаково.  Все истории, связанные с ним, земляки передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Таким образом, дела, наставления, поучения Соодой ламы навсегда вошли в историю Баргузинской долины.

 

Рассказывает Бальжима Сабаевна  Новикова – Аюшина: «Мой дед  Сабай — племянник Цыдена Содоева. Наша семья молчаливо хранит в течение века воспоминания об абга ламе и его одежду, а также некоторые принадлежавшие ему вещи, отданные им собственноручно моему деду на хранение до своего будущего перерожденца: дэгэл, сшитый из простой ткани, хадаг и головной убор. «Я должен переродиться, узнать свои вещи и носить их сам», — сказал он. Даже в самые тяжелые для религии времена мы держали эти реликвии в своем семейном алтаре и читали молитвы.  Мой отец очень трепетно и бережно относился к священному наследству и  мы, его дети продолжаем его хранить. По завету абга ламы мы должны сохранить эти вещи до следующего его воплощения».  Его желтый тэрлиг, пояс – кушак, головной убор бережно хранятся  у родственников в селе Аргада (Иликчин). 

 

Одним из хувараков при Соодой ламе был средний сын Морхообойн Баалдуу Дандар, который обучался у него астрологии. Во время выполнения обряда в местности Шинагальжин у богатого человека Тубаанай Бато он заразился опасной болезнью и умер. Соодой лама очень сожалел о своем ученике, говоря, что это был человек, который знал почти всю астрологию.   Старики говорили, что он мог стать его летописцем.

 

Высокопочтимый лама Цэдэн Соодоев в апреле 1916 года на 71 году жизни ушел в мир иной. На южной стороне его тоонто –  Элэсуна – на возвышенности похоронен его прах. На этом месте воздвигнута  ступа – Субурган. В годы советской власти он был разрушен. В 90 –ые годы субурган был восстановлен в очень  краткие сроки бригадой Х.В.Виссингереева под руководством   председателя колхоза имени Ленина В.Д.Цыренова.

 

В  2006 году в честь 160-летия со дня рождения Содой ламы рядом с субурганом на средства жителей и земляков-выходцев села построен молельный дом.

 

Около века прошло, как не стало Соодой ламы, но люди до сих пор помнят его советы, поучения: не гоняться за богатством, не поддаваться гневу,  сохранить традицию одеваться в одежду из овечьей шерсти, шить одеяла, делать кошму, носить вязаные вещи, делать добро и т.д.

 

Наши  земляки с почтением и гордостью произносят имя Соодой ламы. Гордятся, что такой человек родился и жил в нашем краю. Каждый год проводят молебен в его честь. Приезжая домой с разных мест,  земляки считают своим долгом посетить святое место и поклониться праху великого земляка. Люди верят, что наступит то время, когда Соодой лама вернётся к нам.

Содоев Цыден — Соодой лама

В 1846 году в Элэсуне в семье Солсогшоной Содоя родился сын Цыден. Мать его была из рода Шоно – дочь человека по прозвищу Зоонын убугэн. С детства Цыден удивлял всех проницательностью и ясновидением, предсказывая людям о предстоящих событиях. В семь лет его отвезли в дацан к дяде Шагжа Гэбшэ, мальчик стал хувараком. После сокращения монашеского штата в дацане Шагжа Гэбшэ поселился в улусе, женился, имел много детей. Он был добрым человеком, очень любил детей, стал для улуса найжа Ламой (примерно, как крестник у православных – прим. ред.). умер достигнув 96 лет.

Другой дядя, Зоонын Хайдап был монахом в одном из хоринских дацанов, а вернувшись на родину в 1829 году стал шэрээтэ Баргузинского дацана. В то время дацан находился поблизости речки Борогол, на юго-западе от Хунтэя.

Цыден Содоев в 1861 году отправился в резиденцию Хамбо Ламы, где в течение семи лет проучившись на факультете цанид, получил степень Гэбшэ. С 1881 года по 1886 год находился в Тибете, в монастыре Брэйбун. В 1894 году был избран шэрээтэ Баргузинского дацана.

В составе бурятской делегации ездил в Москву на церемонию коронации царя Николая II.

В течение 1908-1911 гг. Соодой Лама вместе с Аранжамбой Сантабаловым совершил паломничество в страны буддизма: Индию, Непал, Цейлон, Бутан. Вернулся он в Россию морским путём через Юго-Восточную Азию и Владивосток, откуда добрался до родины по железной дороге. По возвращении из паломничества он покинул дацан с двумя-тремя учениками и поселился в Гарге, в доме, построенном для него Арангын Цыденом. Один из его учеников – Дандар – был сыном Морхоева Балду. Соодой Лама учил его астрологии. Когда Дандару было 18 лет Соодой Лама отправил его к Суванову Бато для проведения молебна. У Бато в это время были гости из хоринской земли, среди них оказался больной человек, от которого Дандар заразился и умер. Соодой Лама очень сожалел о безвременной смерти своего ученика. Когда отец Дандара спросил его: «Почему он отправил его сына в такое опасное место?», Соодой Лама ответил: «Будучи опутан происками тёмных сил я был обманут ими».

Соодой Лама предсказал многие события, которые впоследствии сбылись. Так, к примеру, в 60-х года 18-го века, когда переносили дуган из Саган Нура в Харгану он сказал: «Не переселяйтесь в Харгану, лучше отправьтесь на северную сторону Баргузина, в этом случае будет польза». Но богачи и нойоны не послушались совета и перекочевали в Харгану, на что он сказал: «В дугане совьёт гнездо птица-ангир и он превратится в скотный двор». В 1923 году дуган был частично разрушен, а в уцелевшем двухэтажном здании устроили столовую, где стали проводить праздники, позднее оно было заброшено. В тридцатые годы прошлого столетия здания дацанов были разобраны, перевезены в Хунтэй и пущены на хозяйственные постройки. Также поступили и с другими культовыми зданиями.

Однажды в Баргузин прибыл высокопоставленный Лама-перерожденец (хубилган — бур. ). со всех окрестных мест собрались люди, чтобы узнать о своём будущем. Человек по имени Аранзайн Цыден тоже обратился к Гэгэну. Когда он вернулся, Соодой Лама спросил у него: «Что тебе предсказал досточтимый Гэгэн?». Аранзайн Цыден ответил: «Буду жить счастливо». Тогда Соодой Лама снова спросил: «А не сказал он тебе, что у тебя отберут всё имущество и весь скот, а сам ты повесишься на скотном дворе?». Богач был изумлён и, не проронив ни звука, вышел вон. Так оно и случилось. В 1929 году Аранзайн Цыден был раскулачен и покончил с собой. Его правнучка говорила, что Соодой Лама точно предсказал несчастную судьбу её прадеда.

Ещё я слышал такой рассказ. Один богатый нойон спросил у Ламы: «В наших краях живёт Лама, прозванный в народе Шалшин Гэгэн, Содоев Цыден. Обладает ли он ясновидением?». Лама при всех вскочил с сиденья и воскликнул: «Что вы говорите?! Понимаете ли вы, что говорите? Он является высочайшим воплощением. Я по сравнению с ним ничто!». Тот нойон после говорил: «Оказывается, мы невежественные, слепые люди и ничего не понимающие».

Соодой Лама говорил, что на дворе у людей не будет ни коновязи, ни дров. Много предсказаний он сделал о советском времени.

Соодой Лама обладал сиддхи – сверхъестественными способностями. Так, к примеру, рассказывают удивительные истории, происходившие во время его путешествия в Индию и Тибет.

Однажды, когда Соодой Лама со своими спутниками достиг реки, через которую не было переправы, он велел остальным бросать по очереди камни на противоположный берег, держась за конец его пояса. И как только путник следовал совету Ламы, то он тут же оказывался на другой стороне реки.

В другой раз случилось Соодой Ламе войти в жилище каннибалов, которые завидев его стали точить ножи. Соодой Лама начал читать про себя мантры и каннибалы задремали, а потом погрузились в крепкий сон. Соодой Лама и его товарищи покинули страшное жилище целыми и невредимыми.

Также рассказывали, что путешествуя по Индии Соодой лама выступал в состязании с бродячими магами, когда те бросали ему вызов. Однажды, когда Соодой Лама ночевал со спутниками под открытым небом, то один местный маг с помощью заклинаний стал метать в них молнии. В ответ Соодой Лама вызвал ливень и град, и над жилищем мага засверкали молнии. Когда маг признал своё поражение, то Соодой Лама взял с него клятву не наносить вред людям, после чего отпустил.

В одной молодой семье долго не было детей. Когда супруги обратились к Соодой Ламе и склонились перед ним в почтительном поклоне, Соодой Лама схватил трость и ударил их со словами: «Родите вы ребёнка или нет?». Те закивали: «Да, конечно, родим». Соодой Лама отпустил супругов, сказав, что их просьба удовлетворена и, действительно, через год в молодой семье родился сын.

Соодой Лама не любил останавливаться в богатых домах, напротив, ночевал у самых бедных людей. Так, как-то в Баянголе богачи наперебой стали приглашать его к себе, а он же остановился в доме Донтоной Марасхая, который был очень беден, да так что ему нечем было угостить высокого Ламу. Он предложил Соодой Ламе арсу – пищу бедняков. Лама с удовольствием отведал её. В тех семьях, в которых останавливался Соодой Лама, впоследствии жизнь складывалась удачно – людям сопутствовал успех.

Однажды, когда Соодой Ламе жил в Гарге, его конь куда-то пропал. Соодой Лама отправил своих учеников ловить его, сказав: «Сейчас он пасётся на западной стороне Хунтэя, пока он не перешёл через Аргаду, приведите его». Ученики удивились про себя: «Откуда же он знает, где пасётся его конь, ведь это так далеко». Вскочив на коней они поскакали к берегу Аргады, где изловив лошадь Ламы привели его хозяину.

Как-то Соодой Лама приехал в гости к своему брату Буянто. Шёл дождь, была сильная гроза. Буянто отправил двоих сыновей за скотом, на что Лама сказал ему: «Зачем в такую погоду ты отправил сыновей за скотом? В них едва не попала молния, я отвёл её, и она поразила животных». После чего добавил: «Учи сыновей в русской школе, это поможет им в будущем. И держи поменьше скота». Младший брат не послушался его и продолжал увеличивать поголовье скота. В тридцатые годы он был раскулачен.

Когда Соодой Ламе было 71 год, он тяжело заболел, и прибыл в Харгану. Там наказал в течение семи дней не входить к нему. Напоследок он сказал: «К тому, что останется от меня пусть никто не прикасается, кроме Халхын Гэгэна. А также наберите в улусе (село – бур.), сварите суп и угостите людей». Халхын Гэгэну было в то время около 80 лет. Он был сыном Агатын Кондрата. Однако наказ его был нарушен – старший из местных лам вошёл к Соодой ламе и увидел, что он уменьшился до размеров семилетнего (по другим рассказам до размеров трёхлетнего) ребёнка.

После ухода Соодой Ламы был воздвигнут Субурган (Ступа – бур.) на северной стороне Хунтэя вблизи места, где он родился. Весь баргузинский народ собрался у Ступы, чтобы почтить его память. От Харганы до Элэсуна тянулись вереницы людей, пеших и на лошадях.

Из воспоминаний Очира Бухаева, Буддийский альманах «Легшед»

Milk x Soda — заколка для волос Lama — белый

Вам также может понравиться

  • Milk x Soda
  • Солнцезащитные очки Ehlii | Оранжевый
  • 35,00 €

    3 цвета

  • Молоко с содовой
  • Резинка для волос Bright Star | Розовый
  • 7,00 €

  • Молоко и содовая
  • Вишневые серьги | Красный
  • 9,00 €

  • Молоко x Газировка
  • Шапка охотника Яри | Розовый
  • 49,00 €

  • Молоко и содовая
  • Браслет-сердечко | Белый
  • 7,00 €

  • Молоко и содовая
  • Серьги «Яркое сердце» | Белый
  • 9,00 €

  • Молоко и содовая
  • Солнцезащитные очки Poppy | Желтый
  • 25,00 €

  • Молоко x Газировка
  • Серьги из ракушек | Сирень
  • 9,00 €

  • Молоко и содовая
  • Фруктовые серьги | Красный
  • 17,00 €

  • Молоко и содовая
  • Шляпа Jari Trapper | Темно-серый
  • 49,00 €

  • Молоко и содовая
  • Маленький кошелек Koala | Серебро
  • 17,00 €

  • Молоко x Газировка
  • Повязка на голову Azaela с цветочным принтом | Красный
  • 19,00 €

  • Bonpoint
  • Chouchou Cerises Raphia Crochet Amorita | Желтый
  • 29,00 €

  • Becksöndergaard
  • Заколка Ziggy | Розовый
  • 11,00 €

    3 цвета

  • Becksöndergaard
  • Заколка Ziggy для волос | Серебро
  • 11,00 €

    3 цвета

  • Becksöndergaard
  • Мини-заколки для волос в форме сердца — набор из 3 шт. | Розовый
  • 26,00 €

  • Bonton
  • Заколка с леопардовым принтом | Camel
  • 22,00 €

  • Yoli & Otis
  • Резинка в клетку | Зеленый
  • 17,00 €

    3 цвета

  • Yoli & Otis
  • Резинка для волос из муслина из органического хлопка | Экрю
  • 17,00 €

    3 цвета

  • Tartine et Chocolat
  • Эксклюзивная заколка с бантиком и принтом Liberty | Синий
  • 25,00 €

    3 цвета

  • Tartine et Chocolat
  • Эксклюзивная заколка для волос с бантиком и принтом Liberty | Экрю
  • 25,00 €

    3 цвета

  • Мими и Лула
  • Бантики для волос | Розовый
  • 10,00 €

  • Мими и Лула
  • Заколки для волос «Кошка» | Серый
  • 10,00 €

  • Мими и Лула
  • Заколки-звездочки — Набор из 4 шт. | Бежевый
  • 10,00 €

Показано 12 из 155 шт.

Товар добавлен!

Заказать

Milk x Soda — Lama Hair Slide — Gold

Вам также может понравиться

  • Молоко и содовая
  • Резинка для волос Candy | Фиолетовый
  • 9,00 €

  • Молоко и содовая
  • Повязка на голову Azaela с цветочным принтом | Красный
  • 19,00 €

  • Молоко и содовая
  • Повязка на голову «Клубника» | Красный
  • 15,00 €

  • Молоко и содовая
  • Повязка на голову белого медведя | Белый
  • 19,00 €

  • Молоко и содовая
  • Серьги-ракушки | Синий
  • 9,00 €

  • Молоко и содовая
  • Ретро кольцо со звездой | Фиолетовый
  • 5,00 €

  • Молоко и содовая
  • Резинка для волос с фруктами | Розовый
  • 7,00 €

  • Молоко и содовая
  • Фруктовые серьги | Красный
  • 17,00 €

  • Молоко и содовая
  • Сумка Amy | Серебро
  • 68,00 €

  • Молоко и содовая
  • Солнцезащитные очки Neo | Фиолетовый
  • 35,00 €

    3 цвета

  • Молоко и содовая
  • Колье Smile | Разноцветный
  • 15,00 €

  • Молоко и содовая
  • Кольцо для мороженого | Оранжевый
  • 5,00 €

  • Bonpoint
  • Chouchou Cerises Raphia Crochet Amorita | Желтый
  • 29,00 €

  • Becksöndergaard
  • Заколка Ziggy | Розовый
  • 11,00 €

    3 цвета

  • Becksöndergaard
  • Заколка Ziggy для волос | Серебро
  • 11,00 €

    3 цвета

  • Becksöndergaard
  • Мини-заколки для волос в форме сердца — набор из 3 шт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *