Схема развитие личности: Microsoft Word — 1-часть-ln-15.doc

Содержание

Споры о главенстве влияний среды и наследственности на развитие личности

Среди основных движущих сил развития личности выделяют влияние социальной среды и наследственности (по-другому – степень «животности» и «человечности») на поведение индивидуальности. Причем существуют приверженцы теории как о главенстве социального в поведении личности, так и о главенстве индивидуального.

Первые считают человека результатом внешнего влияния, которое формирует основные черты личности, аксиомы, на которые человек опирается на протяжении всей своей жизни. Ведь нельзя вычеркнуть факты воздействия на формирование личности среды, в которой индивид пребывает большую часть времени суток (детский сад, школа, дом). Копируя поведение других детей, ребенок усваивает представления о жизни в целом и о законах существования в конкретной среде. Уже в детском саду индивид сталкивается с необходимостью выполнения социальных ролей. Подтверждение своей теории ее сторонники видят и в том, что люди, населяющие разные части планеты, но имеющие по сути одну и ту же физиологию, отличаются по «окраске» своей культуры – разнообразию традиций, стереотипов поведения и мышления. Анализ личности невозможен без исследования этих субъективных факторов.

Сравнительно недавно (в 1970-х гг.) появилась концепция ситуационализма В. Мишель, которая настаивает на том, что такие свойства личности, как порядочность и темперамент, формируются под действием ситуации. Были проведены исследования, доказывающие эту версию.

Но в то же время психолог Вильям Штерн находил не менее правдоподобные доказательства, подтверждающие концепцию наследственности, которая считает определяющими факторами развития личности заложенные в нее от природы генетические и физиологические особенности. Разновидностями теории наследственности можно считать разнообразные диспозиционные концепции, видящие причины поведения личности во врожденных или приобретенных ее качествах, объективных отличиях конкретной индивидуальности. Приверженцы этих теорий считают: какое бы негативное воздействие ни оказывала среда, по-настоящему сильная индивидуальность найдет возможности самореализоваться.

Х. Хеккаузен выделяет три показателя индивидуального поведения личности, которые не объяснить влиянием среды.

Первый показатель – это уровень влияния действий окружающих на действия конкретного человека. Отклонения от общепринятого поведения, как правило, объясняются именно предрасположенностью к определенного рода действиям. Например, шокирующее поведение в общественном месте, выходящее за рамки приличного, может означать как склонность человека к нонконформности, так и проявление естественного для него поленезависимого стиля поведения.

Второй показатель – уровень соответствия поведения личности поведению этой же личности, продемонстрированному при других обстоятельствах.

Третий показатель – уровень сходства поведения в одинаковых ситуациях, но в разное время.

Одни и те же доказательства часто можно интерпретировать по-разному – как подтверждение концепции наследственности, так и как доказательство концепции среды. Например, в преемственности поколений в одном роду первые видят свидетельство наследования таланта, а вторые – подтверждение значения направленного воспитания.

А.М. Эткинд выявил невозможность отдельного существования концепции наследственности и концепции среды, когда в результате экспериментальных исследований выяснил, что по-настоящему изменение ситуации влияет на перемену в поведении в 1 случае из 10. Проведенные эксперименты показали, что поступки каждого индивида определяются одновременно и влиянием среды, и внутренней предрасположенностью.

На смену изжившим себя теориям пришли концепции двухфакторной детерминации развития личности, которые изучают степень влияния внешней и внутренней сред. Среди многообразия подобных концепций можно выделить две наиболее развитые: теорию конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теорию конфронтации двух факторов (З. Фрейд).

В. Штерн высказывал мысль о том, что личность формируется факторами среды и наследственных диспозиций. Взаимодействие этих двух факторов дает импульс для нового состояния личности. Эта схема, названная принципом конвергенции, служила аксиомой в спорах о значении внутренней и внешней сред.

З. Фрейд предполагал, что развитие имеет под собой две движущие силы: стремление к удовольствию и принцип реальности.

Краеугольным камнем между этими двумя стремлениями становится воспитание, оно дает возможность человеку справляться с примитивными желаниями, насаждая пусть менее сильное, но все же желание соответствовать ожиданиям окружающих людей. В то время как индивид подчинен стремлению получить удовольствие (или избежать неудовольствия), та среда, в которой он находится, сдерживает или подавляет эти стремления, используя такие формы социального контроля, как закон, табу, обычаи, традиции, мораль, нравы и т.д. З. Фрейд условно называет две противоборствующие силы – сверх-я и оно. Сверх-я в структуре личности отвечает за социальные ограничения и принципы, глубоко усвоенные индивидом под влиянием реальности. Оно означает животное начало, свойственное каждому человеку.

Теория З. Фрейда о противоборстве двух сил неоднократно подвергалась критике со стороны психологов и философов. Более всего оспаривалась теория З. Фрейда о полярных отношениях отдельного человека и всего общества в целом. По мнению А.Г. Асмолова, упорное стремление З.Фрейда видеть в метаморфозах ли-бидоносных первичных порывов объяснение любых проявлений активности как личности, так и общества в целом повлекло за собой появление «отступников» среди сторонников психоанализа. Такие представители неофрейдистов, как К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни и Э. Фромм, пытались опровергнуть теорию З. Фрейда, аргументируя версию о значительно меньшем влиянии сексуальных влечений на формирование личности, чем о том говорит З. Фрейд.

В своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейд исследует противоборство склонности к ассимиляции (самосохранению) и стремления к диссимиляции (склонности к самоуничтожению). Диссимиляцию З. Фрейд объясняет как свойственное любому живому существу стремление принять исходное состояние. Это стремление ученый называет либидо – тот импульс, который и определяет по большому счету суть противоборства оно и сверх-я. Эту схему З. Фрейд противопоставляет своим критикам, объясняя несостоятельность их версий изначально неправильным подходом. Он утверждает, что схема борьбы биологического и социального объясняет лишь адаптацию личности, а также эволюцию вида, но не объясняет более глобальных и значимых склонностей в поведении человека и общества.

Неофрейдисты во главе с Э. Фроммом объясняют появление социально-психологических феноменов личности активной и пассивной адаптацией физиологии человека к социально-экономической ситуации. Еще в раннем детстве через родителей или близких к семье людей ребенок получает первое представление об экономической ситуации, которая не может не вносить свои коррективы в его индивидуальную психику. Здесь психологи объясняют бессознательные установки не только и не столько влиянием либидо, сколько образующим действием экономической и социальной обстановки, окружающей личность.

Эти споры заставляют переосмыслить двухфакторные схемы детерминации развития, подобрать для них новые характеристики и определения, но основа двойственного влияния на личность остается неоспоримой.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Виды памяти
  • Проблема развития мотивационной сферы личности
  • Понятие о сознании
  • Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
  • Мнемические процессы
  • Эмоции в процессах мышления
  • Развитие ощущений
  • История становления психологии как науки
  • Механизмы организации движений
  • Структура личности

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ | Қазақша медицина

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН:

  1. Периодизация психического развития отечественных

психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,

А. В. Петровский)

  1. Периодизация психического развития

психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд)

  1. Нравственное развитие личности Л. Колберга

 

  1. Периодизация психического развития отечественных

психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,

А. В. Петровский) 

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития  и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.

Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития.  Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.  Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных   преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского

  1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.
  2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).
  3. Кризис одного года – имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.
  4. Раннее детство (1год–3года).
  5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.
  6. Дошкольный возраст (3-7 лет).
  7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
  8. Школьный возраст (8-12лет).
  9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.
  10. Пубертатный возраст (14-18 лет).
  11. Кризис 17 лет.

Периодизация развития индивида по критерию ведущей

 деятельности  Д.Б. Эльконина

В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности,  Эльконин предлагает следующую схему периодизации.

Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

  1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни входит.
  2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
  3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее “взрыву” – кризису.
  4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мир предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:

  • человек – человек
  • человек – вещь.

В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы отношений осваиваются:

  1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.
  2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы.

Таблица 1

Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину

ВозрастВедущая деятельностьТип деятельности

1
23

Младенчество
Эмоциональное общение с матерьюСоциальная
Младший дошкольный (1-3 года)Предметно-манипулятивная

(освоение предметов культуры)

Культурная
Старший  дошкольныйРолевая играСоциальная
Младший школьныйУчебнаяКультурная
Средний школьный Интимно-личностнаяСоциальная
Старший школьныйУчебно-профессиональнаяКультурная
17- 30 летОсвоение социальных позиций – профессиональная группа и семьяСоциальная
30-40Самореализация и творчествоКультурная
Больше 40Сохранение социального  статуса и уход на заслуженный отдыхСоциальная

Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Периодизация психического развития по А. В. Петровском.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы.  Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.

Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).

Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).

Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение)

А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:

  1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.
  2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.
  3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.
  4. Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд)

Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона.

Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью.  Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:

Таблица 2

Восемь стадий психосоциального развития по Э. Эриксону

ВозрастПсихосоциальный кризисСильная

сторона

1. Рождение- 1 годБазальное доверие – базальное недовериеНадежда
2. 1-3 годАвтономия – стыдСила воли
3. 3-6 летИнициативность – винаЦель
4. 6-12 летТрудолюбие – неполноценностьКомпетентность
5. 12-19 летСтановление индивидуальности – ролевое смешениеВерность
6. 20-25 летИнтимность – одиночествоЛюбовь
7. 26-64 годаПродуктивность – застойЗабота
8. 65 лет – смертьУмиротворение – отчаяниеМудрость
  1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона, может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры, основу мировоззрения человека.
  2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.
  3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
  4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т. е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
  5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: у индивида должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим. Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие должно подтверждаться опытом межличностного общения через обратную связь. Ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности.

Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

  1. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).

Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

  1. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим

желаниям.

  1. Умиротворение – отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда.

З.Фрейд выделяет 4 стадии психосексуального развития. В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии развития определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З.Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами – чувствительные участки тела, которые функционируют как выражение побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

 Таблица 3

Стадии психосексуального развития по З.Фрейду

 СтадииВозрастной периодЗона сосредоточения либидоОпыт, соответствующий данному уровню развития
 1234
 Оральная 0-18 месяцевРот (сосание, кусание, жевание)Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
 Анальная 1-3 лет

 

 

Анус (удержание или выталкивание фекалий)Приучение к туалету (самоконтроль)
Окончание табл. 3 
1234 
Фаллическая3-6 летПоловые органы (мастурбация)Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания 
Латентная 6-12 летОтсутствует (сексуальное бездействие)Расширение социальных контактов со сверстниками 
ГенитальнаяПоловое созреваниеПоловые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. 

Оральная стадия. В самом начале жизни основная потребность ребенка в питании, поэтому большая часть энергии спроектирована в область рта. Во время кормления ребенка покачивают, ласкают, ребенок испытывает удовольствие от сосания, следовательно, область рта – это первая область, которая приносит максимум удовольствия. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде  постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или  язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы.

Анальная стадия. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия. С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомическом строении мужчин и женщин. Дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают их родители. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) – отождествление себя с конкурирующим родителем.

Латентный период.  На данной стадии либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, – такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверстниками. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

Генитальная стадия. В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии…), но в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника противоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.

  1. Нравственное развитие личности Л. Колберга 

Лоренс Колберг рассматривает нравственное развитие как прогрессивный процесс. Развитие морального сознания включает 6 стадий, объединяющихся в 3 уровня:

1.Доморальный уровень, который относится к детскому возрасту.

1 стадия – поведение ребенка мотивировано стремлением избежать наказания.

2 стадия – поведение ребенка мотивировано заслужить поощрение

2.Конвенциальная мораль (конвенция- договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний остается внешним.

3 стадия – люди отчетливо осознают мнения других и стремятся завоевать их одобрение.

4 стадия – люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Формируется нравственное сознание.

  1. Автономная мораль, т.е. моральные принципы становятся собственным, внутренним достоянием личности.

5 стадия – люди осмысливают различные противоречия  между различными нравственными убеждениями. Они способны делать обобщение, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом.

6 стадия – у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные последовательные нравственные принципы. Люди лишены эгоцентризма, предъявляют к себе такие же требования, как к другим. Этой стадии достигли только два человека – И. Христос,

И. Ганди.

Курсы, планы и программы обучения личностному развитию


95% всего, что вы думаете, чувствуете, делаете и достигаете, является результатом привычки

  • Как мыслить более эффективно, принимать лучшие решения и совершать целенаправленные действия

  • Особые привычки, которые разделяют самые успешные люди планеты

  • Как сделать в 10-20 раз больше, чем средний человек

  • 7 шагов, чтобы выработать новую привычку

  • Бонус: 7 практических упражнений для начала

Получите БЕСПЛАТНО


Электронная книга

Загрузить сейчас

Всего загрузок

За последние 30 с лишним лет тысячи людей воспользовались моим личным планом развития, чтобы изменить свою жизнь и построить будущее, которое они хотят для себя и своих семей.

Исследования показали, что 95% того, что вы делаете или говорите, определяется вашими привычками. Когда я начинал свою карьеру, я изо всех сил пытался сформировать привычки, которые, как я знал, помогут мне достичь того, чего я хотел. Я должен был сам научиться тому, как развивать эти приносящие успех привычки и черты характера. Как только я это сделал, моя карьера, доход и счастье начали стремительно расти быстрее, чем я думал.

Если у вас есть цели, которых вы хотите достичь, или новые навыки, которые вы хотите развить, есть определенные действия, которые вы можете предпринять прямо сейчас, чтобы воплотить эти мечты в жизнь. Ниже я делюсь проверенными стратегиями, которые я лично использовал для получения результатов, которых я хочу в своей жизни. Используя эти стратегии, вы можете научиться делать то же самое.

  • Что такое личностное развитие
  • План личного развития
  • Программы личного развития
  • Цели личного развития

Узнайте: 7 ключей к позитивной личности

Есть только одно место, с которого можно начать свой план личного развития, и это с себя.
Посмотрите это короткое видео, чтобы правильно начать свое путешествие.

Что такое личностное развитие?

Личное развитие — это не то, что происходит с вами, это то, что вы должны сделать сами. Но как только вы сделаете этот выбор, вам понадобятся правильные инструменты, чтобы успешно воплотить его в жизнь. Вот несколько мощных навыков личного развития.

  • То, на чем вы сосредотачиваетесь, растет — Сосредоточьтесь на позитивных мыслях, чувствах и идеях. Когда вы это сделаете, они начнут распространяться по всей вашей жизни, как дерево, впитывающее воду из свежего источника.
  • Начните свой день правильно — Перед тем, как включить телевизор или радио или прочитать новости, первым делом утром потратьте некоторое время на чтение чего-нибудь мотивационного, вдохновляющего или образовательного. Сделайте первое, о чем вы подумали, что-то, что согласуется с жизнью, которую вы хотите иметь.
  • Запишите свои цели
    — Исследования показывают, что люди, которые записывают свои цели, с большей вероятностью их достигнут. Запишите их в настоящем времени, как будто вы их уже достигли.
  • Чтобы получить самый важный инструмент для самосовершенствования, прочитайте мой блог: Личное развитие и золотой час.

Узнайте, как использовать золото


Час большого успеха»

Неважно, чем вы хотите заниматься, один из самых мощных инструментов личного развития, который вы можете изучить, — это как воспользоваться «золотым часом». Вот бесплатное руководство на 21 день, как изменить свою жизнь, используя один золотой час каждый день.0008

Прочтите этот блог

Вводные программы личного развития

Начните свой путь к успеху с помощью этих программ

  • Успех — это путешествие


    — DVD Плюс Бонус 4495 долларов США
    • 31-минутное цифровое видео + бонусный MP3 ИЛИ 31-минутный DVD + бонусный компакт-диск
    • Как достичь больших целей и обрести непоколебимую уверенность
    • Узнайте, как превратить любое препятствие в личностный рост
    Узнать больше
  • Максимальная производительность


    с Брайаном Трейси $597
    • Цифровой учебный курс из 12 уроков с сертификацией тайм-менеджмента
    • Изучите тактику, которая меняет жизнь и которую используют успешные люди для достижения своих целей
    • Используйте проверенные методы для повышения производительности, даже если вы чувствуете себя перегруженным
    Узнать больше Лучшее значение
  • Личный успех


    Простота 197 долларов
    • 14 компакт-дисков (или MP3) и рабочая тетрадь на 113 страниц
    • Овладейте простыми практическими шагами, чтобы получить желаемое быстрее, чем вы думали
    • Как избавиться от 7 распространенных источников стресса и увеличить свой успех на 1000%
    Узнать больше

Создайте свой личный


План развития

Исследование за исследованием доказывает, что у вас гораздо больше шансов достичь своих целей в области финансов, здоровья и образа жизни, если вы напишете план личного развития. Вот несколько первых шагов, которые помогут вам начать.

  • Уточните свои ценности — Прежде чем что-либо делать, вам нужно выяснить, что для вас важно в работе. Что вы действительно цените в плане занятости? Расположите их в порядке важности.
  • Составьте заявление о миссии. — Запишите четкое и краткое заявление, описывающее, каким человеком вы собираетесь стать. Если у вас есть определенная годовая зарплата, которую вы хотите получать, то в этом заявлении описывается, как вы будете максимально использовать свое время и энергию для ее достижения.
  • Область вашего мастерства . Последний шаг — определить набор навыков или нишу, в которой вы сосредоточите свои усилия, чтобы стать лучшим. Используя этот метод, вы можете достичь результатов, превосходящих ваше воображение.
  • Более подробную информацию о создании личного плана развития можно найти в моем блоге «Личное стратегическое планирование: четырехэтапный план действий по укреплению личных навыков».

4 шага к личной


Навыки на новый уровень

Только обнаружив свои врожденные, личные навыки, развивая и используя их в максимальной степени, вы сможете использовать себя, чтобы получать наибольшее удовлетворение и удовольствие от всего, что вы делаете.

Прочтите этот блог

Планируйте свой путь к успеху

Системный подход к планированию личного развития

Мои самые популярные курсы и программы личного развития

Возможно, самым мощным навыком, которым вы обладаете, является ваша способность учиться. Любое препятствие, с которым вы когда-либо столкнетесь, можно преодолеть с помощью обучения. Вот как обучение даст вам конкурентное преимущество.

  • Продвиньтесь по карьерной лестнице — Начните читать самые авторитетные торговые журналы и журналы в своей отрасли. Даже одна статья может сэкономить вам годы работы или полностью изменить направление вашей жизни.
  • Инвестируйте в обучение — Даже если вы инвестируете всего 3% своего заработка в книги, DVD, кассеты, семинары или аудио- и видеопрограммы, вы получите астрономическую отдачу с точки зрения личного развития и самопомощи.
  • Учитесь у экспертов . Убедитесь, что материалы, в которые вы вкладываете свое время, написаны экспертами, которые действительно практикуют в вашей области. Проверьте оглавление, чтобы убедиться, что вы получаете практическое применение, а не только теории.
  • Чтобы узнать больше о том, как обучение может дать вам огромные преимущества практически во всех аспектах вашей жизни, прочитайте мою запись в блоге 5 способов получить конкурентное преимущество: важность непрерывного обучения и личного развития

5 способов добиться конкурентоспособности


Преимущество в карьере и жизни

Один из самых надежных способов получить конкурентное преимущество — научиться максимально эффективно использовать свое время.

Благодаря непрерывному обучению и личному развитию вы сможете идти в ногу со своей работой, карьерой и сферой знаний.

Прочтите этот блог

Программы, которые меняют мир к лучшему

Измените образ жизни с помощью этих программ личного развития

  • Наука о


    Набор для тренировки уверенности в себе 197 долларов
    • 6 компакт-дисков (или MP3), 1 DVD (или цифровое видео), 1 компакт-диск с телесеминаром, 1 цифровая рабочая тетрадь
    • Узнайте, как дать волю своей непоколебимой уверенности в себе и жить без страха
    • Используйте мою пошаговую формулу, чтобы заслужить уважение и, наконец, стать сильнее
    Узнать больше
  • Сила ясности


    Дополнительные бонусы
    247 долларов
    • 6 компакт-дисков (или MP3), 1 DVD (или цифровое видео), 3 бонусных компакт-диска, рабочая тетрадь на 49 страниц
    • Узнайте, как ясность может удвоить ваш доход И удвоить время отпуска
    • Научитесь думать как миллионер (гарантировано повышение продуктивности не менее чем на 25%)
    Узнать больше Лучшее значение
  • Съешь эту лягушку!


    3-е издание $1495
    • Последнее издание моего бестселлера с двумя новыми главами
    • Изучите проверенную систему для значительного улучшения ваших навыков тайм-менеджмента
    • Вечная тактика, как расставить приоритеты и сосредоточиться на ключевых задачах
    Узнать больше

Достижение целей личного развития

Одним из лучших способов достижения целей личного развития является невероятная сила привычки. От похудения до зарабатывания денег вы можете радикально изменить свою жизнь всего несколькими простыми привычками. Но как на самом деле сформировать новую привычку? Вот шаги, которые я использовал, чтобы развить успешные привычки и изменить свою жизнь.

  • Примите решение — Во-первых, вы должны решить сделать что-то другое. Будь то ранний подъем для занятий спортом или прослушивание аудиозаписи по дороге на работу, вы должны принять твердое решение сделать это.
  • Без исключений — Вы не должны делать никаких исключений из своей привычки, особенно в период формирования в начале. Убедитесь, что вы выполняете свою новую привычку каждый божий день.
  • Визуализируйте это — Создайте в уме четкую картину того, как вы выполняете эту привычку каждый день. Это заставит ваше подсознание принять это новое поведение.
  • Подробнее о том, как выработать новую привычку за 21 день, читайте в моем блоге «7 шагов к выработке новой привычки 9». 0008

Как построить мощный


Новые привычки

Период времени может быть любой длины от одной секунды до нескольких лет. Скорость развития новой модели привычки во многом определяется интенсивностью эмоции, сопровождающей решение начать действовать определенным образом.

Читать этот блог сейчас

Достигните величия в свободное время

Достигните своих целей и не только с помощью этих программ, меняющих жизнь

  • Абсолютный Программа целей


    7595 долларов США
    • 8 компакт-дисков (или MP3) и рабочая тетрадь на компакт-диске.
    • Откройте для себя мой мощный способ получить от жизни то, что вы хотите, быстрее, чем когда-либо
    • Узнайте, как я разблокировал своего «Внутреннего гения» и простой трюк, чтобы разблокировать ваш
    Узнать больше
  • Максимальное достижение


    Тренировочный набор 297 долларов
    • 8 компакт-дисков (или MP3), плюс рабочая тетрадь на 336 страниц (или PDF)
    • Мой проверенный метод дает вам практические шаги, чтобы избавиться от стресса и достичь всех ваших целей
    • Используется более чем 1 миллионом человек, чтобы создать жизнь, которой они хотят жить
    Узнать больше Лучшее значение
  • Ускоренное обучение


    Техники + Бонусы 97 долларов
    • 6 MP3 (или компакт-дисков), 2 отчета в формате PDF и бонусный компакт-диск
    • Изучите методы, основанные на исследованиях, чтобы заставить свой мозг работать на пределе возможностей и ускорить обучение
    • Улучшите память и немедленно увеличьте скорость чтения
    Узнать больше

Важные навыки личного развития,


Инструменты и обучение в моем блоге

26 мотивационных цитат


Вдохновить на успех

Один из лучших способов «перезарядить» свои мысли — найти вдохновение в высказываниях других успешных людей. Вот 26 моих самых любимых мотивационных цитат для личного развития.

Читать этот блог сейчас

9 факторов успеха


Для личностного роста

Исследования показали, что существует 9 факторов успеха, которые помогут вам найти лучшую жизнь. Аккуратно и намеренно добавляя один или несколько из этих важнейших элементов в свою жизнь, вы можете испытать впечатляющий и мощный личностный рост, которого так долго ждали.

Прочтите этот блог

Будь лучшим: 7 ключей к


Позитивная личность

Подобно тому, как употребление в пищу свежих и питательных продуктов улучшает здоровье вашего тела, если вы питаете свой ум позитивным, обогащающим материалом, у вас будут сильные, уверенные мысли. Это один из самых последовательных и проверенных навыков личного развития, которые, как я видел, продвигают вас вперед и преображают вашу жизнь.

Читать этот блог сейчас

Просмотреть все сообщения Брайана о тренингах по личному развитию >>

Лидерство

Узнать больше

Тайм-менеджмент

Узнать больше

Публичные выступления

Узнать больше

Программа и стратегии личного развития Тони Роббинса

Система результатов Тони Роббинса для создания экстраординарной жизни

Главная » 3 шага к прорыву

Вам нужен прорыв в личном развитии? Считаете ли вы, что в вашей жизни чего-то не хватает — в ваших усилиях по построению здоровых отношений, в том, чтобы быть более вовлеченным родителем или в том, как вы справляетесь со стрессом? Ты не один. Более 40 миллионов человек из 100 стран использовали систему Тони Роббинса, состоящую из 3 частей, для создания экстраординарной жизни, позволяющей им достичь своих конечных целей и испытать истинное удовлетворение, которого они желают.

Что такое личностное развитие?

Прежде чем сосредоточиться на создании прорыва в личном развитии, вы должны сначала ответить на вопрос «Что такое личное развитие?» Личное развитие может охватывать любую деятельность, которая улучшает вашу осведомленность или идентичность, повышает качество вашей жизни или развивает ваши таланты и навыки. Планы личного развития можно использовать, чтобы стать лучшим руководителем или владельцем бизнеса, а также улучшить отношения, улучшить здоровье и ускорить обучение. В основе личного развития лежит принятие правильного мышления и формирование здоровых и успешных привычек, которые ведут к достижению ваших целей.

Ваша программа будет уникальна для ваших потребностей и образа жизни, и, хотя существует множество шаблонов, которые вы можете использовать для достижения личных целей развития, она, скорее всего, будет отличаться от чьей-либо еще.

Цитаты о личном развитии

При разработке и реализации программы личного развития полезно читать цитаты о личном развитии, которые вы можете использовать как мантры или к которым вы можете обратиться, когда вам нужно вдохновение, чтобы пережить трудные времена. . Вот некоторые из лучших цитат Тони Роббинса о личном развитии:

«В каждом человеке есть мощная движущая сила, которая, будучи высвобожденной, может воплотить в жизнь любое видение, мечту или желание».

«То, что мы можем или не можем сделать, что мы считаем возможным или невозможным, редко зависит от наших истинных способностей. Скорее всего, это функция наших убеждений о том, кто мы есть».

«Пусть страх будет советчиком, а не тюремщиком».

«Постановка целей — первый шаг к превращению невидимого в видимое».

«Три решения, которые мы все контролируем каждый момент нашей жизни: на чем сосредоточиться, что вещи значат и что делать, несмотря на проблемы, которые могут возникнуть».

«Никогда не покидайте место цели или идеи, не придумав, как ее немедленно применить . Это дает вам силу. Вот как вы набираете обороты».

Как разработать программу личного развития

Будь то родитель-домохозяйка, профессиональный спортсмен или генеральный директор многонациональной корпорации, те, кто действительно живет выдающейся жизнью, жизнь на своих условиях – это те, кто знает ответы на три вопроса:

    1. Чего ты действительно хочешь?
    2. Что вам мешает?
    3. Как ты сейчас меняешь свою жизнь?

Давайте разберем шаги одной из самых мощных стратегий личного развития Тони Роббинса.

Шаг первый: Чего вы действительно хотите?

Хотя для каждого она определяется по-своему, успешная жизнь большинства людей основана на двух вещах:

  1. Науке достижения, или способности превратить любую мечту в реальность, добиться любого результата.
  2. Искусство Исполнения, или процесс нахождения радости во всем, что приносит жизнь; используя силу понимать, ценить и наслаждаться жизнью на самом глубоком уровне, независимо от обстоятельств. Многое из этого основано на овладении смыслом и осознании того, что жизнь происходит для нас, а не для нас.

Знаете ли вы, чего вы действительно хотите от своей программы личного развития? Копните глубже и убедитесь, что ваши цели соответствуют вашим ценностям, задавая себе правильные вопросы.

Шаг второй: что вам мешает?

Есть только три вещи, которые мешают вам иметь в жизни все, что вы хотите:

  1. Вам не хватает ясности в отношении того, чего вы на самом деле хотите, и вы не можете найти вескую причину, почему эти вещи важны для вас.
  2. Вам не хватает проверенных инструментов и стратегий для достижения цели.
  3. Существуют конфликты между вашими эмоциями, желаниями и убеждениями, которые заставляют вас делать один шаг вперед и два назад, когда вы пытаетесь добиться прогресса. Вам не хватает выравнивания в вашей психологии, что заставит вас естественным образом довести дело до конца.

Самая большая проблема для большинства людей заключается в поиске путей решения своих проблем вместо того, чтобы сосредоточиться на создании той жизни, которую они хотят — жизни по собственному замыслу. Чтобы ваше личное развитие было успешным, вы должны начать с того, чего вы хотите, а не с того, чего вы не хотите. Когда вы настроите свою психологию, чтобы сосредоточиться на желаемых результатах, а не на действиях, вы сможете достичь своих целей и найти удовлетворение намного легче. Другими словами, если вы хотите добиться прогресса в личном развитии, начните с конечной цели.

Шаг третий: Как вы сейчас измените свою жизнь?

Чтобы поднять свое личное развитие на новый уровень и стать лучшей версией себя, вам нужен комплексный подход. Существует три уровня погружения в систему результатов Роббинса. Посмотрите видео ниже, чтобы узнать, как вывести свою жизнь на новый уровень.

Разблокировать, выровнять, интегрировать!

Получите ЛУЧШИЕ инструменты и коучинг для достижения успеха

Сосредоточьтесь и проясните

Что такое личное развитие и как вы можете создать систему, чтобы действовать? Как только вы справитесь с внутренними конфликтами, вы сможете раскрыть и раскрыть свой истинный потенциал, привести свою жизнь в соответствие с тем, что вы действительно цените, и получить фокус, ясность и необходимые инструменты — вы, наконец, сможете достичь своих целей и отпраздновать свои успехи.

Этот веб-сайт использует файлы cookie для персонализации вашего опыта и целевой рекламы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *