лучшие рэп-треки прошлого • ТНТ MUSIC — Здесь твоя музыка
С каждым годом ностальгия по классике хип-хопа только усиливается и всё больше оказывает влияние на современных артистов. Пока Баста пожинает плоды солд-аута в «Лужниках» на 70 тысяч зрителей, а Soda Luv обращается к «старой школе» на новом альбоме, TNTMUSIC.RU решил вспомнить золотой фонд старого доброго русского рэпа.
Баста
Фото: соцсети
«Ньюскул — не тру!» — кричали многие звёзды хип-хопа девяностых и нулевых, теряя пульс времени. Подрастающее поколение небеспочвенно потешалось над ярыми консерваторами жанра и делало всё, чтобы олдскул окончательно вышел из моды. Со временем эти споры о понимании прекрасного окончательно сошли на нет, часть героев прошлого наглухо в нём застряла, а другая — либо продолжала достойно нести свой крест, либо искала себя в новом звучании. Тем не менее, мода циклична.
Трэп, мамбл, грайм, дрилл, клауд, кальян-рэп, детройт и прочие актуальные стили хип-хопа последнего десятилетия успешно прошли через сложный этап принятия и теперь остро нуждаются в новых источниках вдохновения.
Помимо шлягеров Басты, «Касты», Гуфа, Децла и Смоки Мо, мы предлагаем вспомнить нетленки Bad Balance, «Легального бизне$$‘а», «Дерева Жизни» (пристанища Звонкого), «Рабов Лампы», «Триады», Словетского, «Кирпичей» и Ю.Г. Слушаем!
Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.
В тему:
Баста собрал в «Лужниках» 70 000 зрителей
В тему:
В сети появился трейлер документалки о группе Centr
Баста Гуф Каста Смоки Мо
Понравилась новость?
Расскажите друзьям:
Читайте также:
Плейлисты
Выбор Эсми: топ песен для уютного вечера дома
Плейлист для тех, кто решил встретить этот Новый год спокойно.
Выбор Kaitana: любимые песни от бой-бендов
Ловите новый эксклюзивный плейлист от звезды соцсетей!
Слушать плейлист
Выбор блогера: согревающий плейлист от Nastya Vo
Уютная подборка для TNTMUSIC.RU.
Новости СМИ2
20 главных рэп-альбомов 2000-2020: выбор The Flow
У рэпа в России богатая история, а изучать ее мы предлагаем по списку главных альбомов за 20 лет. Список не претендует на ультимативность: жанр многогранен и неоднороден; на его наследие можно смотреть под разными углами и получать абсолютно непохожие выборки.
Мы предлагаем угол зрения людей, на протяжение всего этого срока следивших за эволюцией жанра и фиксировавших релизы, которые что-то значимо меняли как в самом рэпе, так и в карьерах своих авторов.
Готовили мы этот материал при поддержке BURN Tour — это такой проект, который уже несколько лет поддерживает молодые таланты по всей стране.Сколько людей, столько и точек зрения — мы с интересом взглянем на читательские топ-списки из 20 главных рэп-релизов за 20 лет. Оставляйте их в комментариях.
Каждый четверг на страничке BURN во ВКонтакте смотрите в прямом эфире лайв-шоу с хедлайнерами BURNTour 2020, приглашенными звездами локальной сцены и участниками #BURNHUB, выбранными в качестве лучших МС, битмейкеров, диджеев и художников от своих регионов.
Каста «Громче воды, выше травы» (2002)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
«Кто-то думает, что рэп это «йоу», другие думают, что рэп это широкие штаны, третьи утверждают, что настоящего рэпа в России нет. Но пацанам из Касты…» — так начинался этот альбом.
Пацаны из Касты «брали это на улицах» и противопоставляли себя рэпу из телевизора, в те дни представленному Децлом и его отцом/продюсером Александром Толмацким — получался непричесанный и аутентичный рэп без “йоу”.
Бритые парни с такими лицами, как будто сейчас спросят у тебя закурить, написали новую страницу в жанре и вдохновили целое поколение. Оказалось, рэп не обязан держаться за две-три шаблонные темы, а его язык может быть по-настоящему литературный. В исполнении Касты трек, противопоставлявший Россию и заграницу («там пусто, а ты, братан, русский»), звучал до мурашек искренне — не верить этому было нельзя.
Настоящий рэп в России есть — это становилось понятно всякому, кто в те годы послушал «Громче воды, выше травы».
Смоки Мо «Кара-Тэ» (2004)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Дебютный альбом дал Смоки Мо имя в рэпе, но он же и стал его проклятьем — все последующие работы мерялись по нему. «Кара-Тэ» записывался дома у группы Krec — на тесной кухне рождались песни-заклинания об узниках психбольниц, прочитанные голосом человека, который вот-вот сорвется в истерику.
В «Кара-тэ» был заложено столько мифологии еще на этапе создания, что казалось, будто его создавали в состоянии аффекта, но он все равно вышел монолитом, из которого не убрать ни одной песни — иначе он расколется.
Krec «Нет волшебства» (2004)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Состав Krec менялся — сейчас под этим именем на стриминг-сервисах лежат только новейшие сольные работы одного из участников. Но золотым составом считается тот, в котором записан этот релиз: два рэпера — Фьюз и Ассаи (Грязный) плюс битмейкер Марат.
Марат выпускал оригинально звучавшие приджазованные биты с оглядкой на французский рэп того времени. Поверх них читали два максимально непохожих МС: один создавал удивительные поэтические абстракции, второй приземлял и уравновешивал их добротной уличной лирикой. В результате получился альбом, который идеально вписывается в мифологию Петербурга, где романтика граничит с депрессией — этот стиль получит тег «добрая грусть» и свой отряд эпигонов. Если в названии релиза волшебства не было, то внутри его концентрация шкалила.
Кровосток «Река крови» (2004)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Кровосток был проектом московских художников и интеллектуалов — его создали Антон «Шило» Черняк и Дмитрий «Фельдман» Фаин, к которым присоединился Сергей “Полутруп” Крылов, диджей и продавец в музыкальном магазине «Трансильвания». На дебютном альбоме «Река крови» звучал очень чернушный рэп: интеллигентный Шило читал про “небодяженный”, “стрелки”, порнографию, 15-летнюю “киску в зоне риска” и прочий Роскомназдор, а в гениальной «Биографии» от первого лица живописал короткую, но насыщенную судьбу российского гангстера.
В то время как рэперы считали необходимым сдерживать свою фантазию границами «трушности», Кровосток не стеснялся выдумывать яркие сюжеты из неснятых фильмов Балабанова или Буслова.
Лигалайз «XL» (2006)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Лигалайз с середины 90-х был крупной фигурой русского рэп-подполья, новатором в жанре, породившим массу последователей и подражателей, участником сразу нескольких рэп-коллективов исторической важности.
«XL» стал его первым сольным альбом, записанным спустя десятилетие (!) активной творческой деятельности. Релиз удивил старых фанатов этого короля андерграунда — вместо того, чтобы делать рэп для рэперов, Лига записал очень мейнстримовую работу.
На «XL» русский рэп впервые представал как жанр массовый и кассовый. Недавний герой улиц, Лигалайз вдруг стал лицом с обложек и звездой MTV. Если вы цените рифмы и флоу, то лучше выбрать другие релизы Лиги — но мы выделяем именно «XL», который занял и свое особое место в жанре (прорыв субкультурного героя в мейнстрим), и в карьере Лигалайза (его гигантский коммерческий успех, в какой-то мере «XL» стал его проклятьем: Лига тогда сделал ставку на крупнобюджетный рэп, поддержанный массивными ТВ-ротациями, но эта модель отживала свое; будущее принадлежало тем, кто как Гуф или Баста опирался на нишевую аудиторию в интернете).
Гуф «Город дорог» (2007)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
По жизни Гуфа можно снять кино: учеба в Китае, откуда ему пришлось бежать в грузовом отсеке самолета из-за торговли запрещенкой, активное употребление в Москве, Бутырка, амнистия от Путина, психлечебницы и статус самого популярного рэпера 2000-х. Но можно и не снимать — обо всем этом Гуф подробно рассказывал в песнях, сделав творческим приемом искренний монолог о себе. Таким был дебютный альбом “Город дорог”: Замоскворечье на печени, бэдтрип “Вождя”, крыша и два бокса шишек, ушедшие друзья, очень трогательное посвящение Тамаре “Ориджинал Ба” Константиновне — эти песни были написаны простым, но не примитивным языком, который после Гуфа так никто и не смог повторить. Истории из жизни и мелкие обрывки памяти давали понять, что в жанре появился новый герой — и появился надолго.
Centr «Качели» (2007)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
В 2007 году «рэп из телевизора» и «рэп с улиц» почти не пересекались. Пока на MTV крутили клипы Тимати, Сереги и Лигалайза, молодые россияне слушали с хрипящих телефонных динамиков совсем другую музыку. Группа Гуфа, Слима и Птахи стала тем феноменом в андеграунде, который вскоре оказалось невозможно игнорировать.
Строчка «Правильная рэпчина по-любому будет качать» была придумана не ими, но очень соответствовала духу их дебютного альбома и могла бы подойти в качестве девиза московского рэп-комьюнити, возникшего вокруг группы Centr и студии ЦАО. Искренние и незамороченные тексты, легкая романтизация запрещенных веществ и интонации друзей со двора, ведущих с тобой душевный разговор — вооружившись этим арсеналом, трио из центра Москвы вдруг прогремело так громко, что стало популярнее рэпа из телевизора.
Noize MC «Greatest Hits vol. 1» (2008)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Первая группа Ивана Алексеева, которую он собрал у себя в Белгороде, называлась Рычаги Машин. Детская любовь к группам Rage Against The Machine и The Prodigy сформировала будущий стиль Noize MC: громкая тяжелая музыка, рок напополам с рэпом.
В Москве Noize MC собирает в общаге РГГУ новую группу Protivo Gunz, играет на улице на Арбате, вписывается на эпизодические клубные выступления и зарекомендовывает себя как рэпер, способный фристайлить чуть ли не часами. Noize становится резидентом Сникерс Урбании — кочующего молодежного фестиваля, гастролирующего по российским городам, — а также становится победителем баттла hip-hop.ru
Позднее Нойз расскажет, что в отличии от многих участников баттла, он старается писать песни, которые можно слушать и в отрыве от этого соревнования. Он со старта не соглашался ограничивать себя рамками — будь это правила баттла или каноны жанра. Перемешивал рэп с роком, речитатив с мелодизмом, дерзко диссил коллег, легко мог прыгнуть на Наше Радио или Первый канал, а следом вывернуть себя наизнанку в какой-нибудь очень личной и душераздирающей песни. Про него уже тогда говорили (мы в том числе), что он — новый герой поколения, и спустя столько лет приятно осознавать, что это не было ошибкой.
Название дебютного альбома Noize выбрал в насмешку. Но если сегодня посмотреть в треклист, где есть песни «Из окна», «Выдыхай», «Кантемировская», «За закрытой дверью», «Мое море», то оно уже и не кажется шуточным.
АК-47 «Berezovskiy» (2009)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Всегда бодрый Витя и его молчаливый друг Макс из города Березовский в Свердловской области прославились своими хулиганскими, на коленке записанными треками, которые сами заливали в интернет, а слушатели скачивали и передавали друг друг по ИК-порту. Быстрее всех на микробазз вокруг АК-47 отреагировал лейбл Gazgolder, подписавший дуэт и выпустивший их альбом «Berezovskiy» — по сути, отчетный сборник лучшего за пару лет. Посетители рэп-форумов ругали АК-47 за примитивность рифм и простую читку, журнал «Афиша» придумал для них обидное название «гоп-хоп», но на форумах уже никто и не сидит, а строчки «Я кругом тонирован, значит, все в ажуре» или «Алё, это Пакистан, нам нужен один килограмм» давно ушли в народ. Не техничный и не интеллектуальный рэп — да и что с того? Два простых парня притащили в рэп настолько фактурную картину провинциальной России и ее обитателей, что как минимум за счет этой самобытности оставили в истории жанра и свой след.
Баста «Баста 3» (2010)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Альбом, который окончательно сделал Василия Вакуленко звездой, вышел после полосы «затишья», когда Баста подутих, а на смену ему пришла рэп-чернуха Ноггано. Баста часто говорил, что ему тяжело слушать целостные альбомы, поэтому свои он собирает как сборники «Союз»: треки с разной музыкой под одной обложкой. На «Басте 3» ему удалось нащупать баланс лиричного и уличного — здесь политическое высказывание «Солнца не видно» и страшная «Ходим по краю» стояли рядом с хитами того времени «Обернись» и «Любовь без памяти». А песня «Урбан» до сих пор входит в любой фанатский топ-10 — возможно, потому что про важность переть напролом.
Триагрутрика «Вечерний Челябинск» (2010)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Если АК-47 брали пацанским юморком, то их соседи, челябинская Триагрутрика — какой-то особенной теплотой слова. Группа, начинавшая с фристайлов на хип-хоп вечеринках, к второму альбому поставила задачей совместить андеграунд и душевность (это цитата ее лидера Джамала). Группа звучала все так же технично, но в текстах и аранжировках (к созданию которых привлекались местные джазовые музыканты) появилась стильная меланхолия. Рецепт сработал — и очень скоро рэп Триагрутрики зазвучал из машин в Челябинской области. А потом и по всей стране: помог клип-локомотив «Биг сити лайф», которая сняла молодая жительница Челябинска Алина Пязок. «Вечерний Челябинск» не теряет в душевности и сейчас: спустя десять лет после выхода он звучит как учебник жизни в провинции.
25/17 «Русский подорожник» (2014)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Фронтмен 25/17 Андрей Бледный никогда не скрывал любви к русскому року. «Русский Подорожник» отдавал всю положенную дань той музыке: это мощное аудиовиузальное высказывание (к каждой песне на альбоме был снят клип), магнум опус 25/17. В какие-то моменты эти песни переполняет пафос и рок-героика, в другие они становятся очень трогательными. Для 25/17 эта запись стала поворотной еще и потому, что окончательно определила их место в рок-пантеоне: после него группа стала своей на «Нашествии» и премии «Чартова дюжина». «Мы теперь не рэперы, а рокеры: старики нас посвятили», — известна цитата Бледного тех времён.
Каспийский Груз «Сторона А / Сторона Б» (2015)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Тандем бакинцев Веса и Брутто негромко, но уверенно постучал в двери русского рэпа в 2013 году альбомом «Рингтоны для зоны». Название сбивало с толку и заставляло подумать, что под обложкой — шансон с цитатами из АУЕ-пабликов. Но все было совсем не так: Каспийский Груз придумал собственный поджанр — криминальный рэп, который обходится без замыленных стереотипов и отличается бережной работой со словом.
Но уже третий альбом Каспийского Груза поменял регистр. «Сторона А» и «Сторона Б» в названии разделяли рэп бандитский и рэп бытовой: писать про жизнь семейных людей или «бюст всемогущий» у Веса с Брутто получилось не хуже, чем про стволы и разборки. Хотя и там они были чертовски хороши: включите черно-белый клип «Табор уходит в небо» и ощутите эффект присутствия — от этой песни кто угодно почувствует себя героем Гая Ричи.
ATL «Марабу» (2015)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
ATL сделал себе первое имя на микстейпах серии «FCKSWG», где читал на биты Hudson Mohawke и Clams Casino, соединяя рэп и модную электронику. На дебютном альбоме «Марабу» он сделал шаг вперед и окончательно ушел в царство джангловых ритмов и стробоскопов.
Разговор об этом альбоме принято начинать с музыки — хотя она только послужила правильным фундаментом для действительно мощной поэзии. Включая «Марабу», ты запускал в сознании безостановочный танец образов, в котором переплетались космос и наркотики, фантастика и мифология, психоделия и постапокалипсис — и эффект достигался такой, словно слушатель и в самом деле «схавал колесо обозрения». При этом ATL четко чувствовал грань, за которой текст превратится в отлетевший поток символов — и каждый раз вовремя приземлял его правильной строчкой. Скажет: «Вселенная, дай шанс пацану» — и ясно, что разговор ведет не просветленный мистик, а простой парень из Новочебоксарска. ATL часто осуществлял привязки фантастического мира «Марабу» к нашей реальности за счет неймдроппинга, но не марок авто и дизайнерских брендов, а качественной литературы и классики кино. А вот каких-либо более актуальных — и мимолетных — примет времени альбом лишен. За счет чего и сегодня существует как бы вне времени и не собирается устаревать.
Oxxxymiron «Горгород» (2015)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Выхода «Горгорода» ждали 15 месяцев: столько времени прошло до релиза после видеоанонса Оксимирона о переносе его новой пластинки, которой он пока недоволен — ведь нужен материал, который перевернет игру. Но никто не ожидал, что это будет концептуальный альбом со сквозной историей, который стали на разные лады сравнивать с романом, видеоигрой, комиксом, а также с пластинкой «Good Kid, M.A.A.D. City».
Альбом-сюрприз в первый же день разорвал интернет и вложил весомый кирпич в фундамент всероссийского хайпа Оксимирона. Тот шагал вперед и вверх в бешеном темпе — вы сами это прекрасно помните: больше слушателей, больше концертов, больше площадки, больше артистов на лейбле, свой большой фестиваль, триумфы на баттлах. В нынешней фазе его карьеры, где больше нет баттлов, релизов и триумфов, а есть поиск себя и интернет-отшельничество, может возникнуть соблазн подвергнуть переоценке и «Горгород».
Впрочем, судите сами. В 2015-м году мы писали, что альбом расширяет границы жанра, что он удивляет и его не с чем сравнивать; что он сочетает сильные стороны классного рэпа и увлекательной литературы. Кажется, все это остается в силе. Плюс, политическая линия альбома сегодня проступает резче и звучит актуальнее, чем пять лет назад. Не скажем, что «Горгород» повлиял на это изменение повестки, но, получается, предугадал ее.
Скриптонит «Дом с нормальными явлениями» (2015)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Три главных альбома ноябрьского переворота-2015 не создавали музыку. Они создавали целые вселенные. Вселенная Адиля Жалелова была страшной, но вмиг затягивала. Самый длинный из ноябрьских альбомов (идёт больше часа), «Дом» не позволяет заскучать вовсе: его нервные алкогольные колебания с амплитудой от рэпа до записанного будто бы в горячечном бреду блюза и сейчас взрывают мозг. «Дом» еще и дал наводку, как Скриптонит будет звучать дальше — когда через несколько лет он собрал группу имени себя и заиграл музыку без жанрового ярлыка, удивились только новички; та кроссжанровость была заложена как раз на дебютнике.
Хаски «Любимые песни (воображаемых) людей» (2017)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Хаски писал рэп с начала 10-х, но к успеху двигался долго. Помогли вышедшие в 2016 году клипы «Черным-черно» и «Пуля-дуря»: там Дмитрий Кузнецов в спортивном костюме эпилептически танцевал и признавался, что не хочет быть красивым и богатым, а хочет быть автоматом, стреляющим в лица. Талант в нем разглядели не только слушатели хип-хопа: что-то очень притягательное было в провинциале с темным мироощущением, сошедшим будто со страниц книг Мамлеева. Хаски закрепил успех альбомом «Любимые песни (воображаемых) людей», где выдавливал из себя больные строчки под музыку, которая могла бы звучать в Silent Hill. Альбом заставил многих больших игроков жанра респектнуть новичку: не у каждого был такой поэтический дар.
ЛСП «Tragic City» (2017)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Олег ЛСП всегда был отличным поп-мелодистом и часто использовал рэп только как форму. На «Tragic City» в идеальной пропорции сошлись его сочинительские таланты и продюсерский дар Ромы Англичанина, который похожим образом брал от рэпа скелет и нанизывал на него новые слои. Он выстроил для альбома очень красивый саунд: это не столько рэп, сколько мрачный экспериментальный поп, в лучшие моменты («Еще один день», «Конец света») по-киношному трагичный. Англичанин умер спустя несколько месяцев после выхода альбома. Из-за этого «Tragic City» сразу приобрел новые смыслы (попробуйте включить клип «Тело» и не пустить слезу) и стал вехой в творчестве ЛСП.
Pharaoh «Pink Phloyd» (2017)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
Pharaoh выпускал «Pink Phloyd» уже состоявшимся хитмейкером, имея в арсенале «Пять минут назад» и «Дико например». До этого он, как ребенок пострэп-эпохи, показывал, что может быть совершенно разным — орал, бубнил куплеты под трилловый бит, ну и не стеснялся петь. «Pink Phloyd» — это Pharaoh на пике песенной формы: мелодичный лакшери-рэп, сладкий и гадкий одновременно. Если на заре карьеры Фараона обоснованно сравнивали с хмурыми худыми аутсайдерами типа Bones, то здесь он кажется разлагающейся от собственной порочности R&B-звездой вроде The Weeknd.
Boulevard Depo «Old Blood» (2020)
СЛУШАТЬ:
Apple Music | VK Music | Spotify | Яндекс Музыка
В карьере Депо так и не случилось прорывной пластинки, разделившей карьеру на до и после. Его история — история поступательного движения: оставшись нишевым артистом, сторонясь пустой медийности, он расширил свою фан-базу далеко за пределы ниши. “Old Blood” хорошо суммирует эту десятилетку и объясняет стиль Депо: эти биты со смурными сэмплами отдают рэпом конца нулевых (так и ждёшь, что в начале «Возраста» или «Angry Toys» кто-то гнусаво скажет: «ЦАО Продакшн, два два нуля восемь»), но подача Депо по-современному анемична, а слог точен. Для самых ленивых в одной из песен альбома он спрятал ёмкое определение своего метода: «Старая школа, но в новом рестайлинге».
Кто такой Эндрю Тейт — инфомошенник и «король токсичной маскулинности»
«Мы говорим о цепях и кроссовках» Битва внутри рэп-сцены России
МОСКВА — Накануне президентских выборов в России тысячи москвичей кружатся в переполненном концертном зале; руки высоко подняты, головы кивают в такт.
Они пришли посмотреть на хип-хоп-квартет Kasta, который вышел на сцену со взрывным сетом, охватывающим каталог за 20 с лишним лет. Они опускают гимн 2017 года «Скрепы» — термин, который президент Владимир Путин использовал в речи о большой английской булавке, которая может сплотить нацию. Публика хорошо знает трассу.
«Хотим плохих дорог, хотим быть угнетенными другими
Хотим жить не толково, а в долги, лишь бы показать пример
Нашим заклятым врагам дать пощечину
Они интриги строят на всех, но для нас больше всего»
Каста исполняет «Скрепы» вживую в Москве.
На следующий вечер, на митинге в честь победы Путина на Манежной площади, рэпер Тимати выходит на сцену, чтобы выступить с одной песней перед 35-тысячной толпой.
Он исполняет песню о любви «Дорога в аэропорт», посвященную 8 миллионам молодых людей, проголосовавших впервые. Текст песни — «Это любовь или просто секс?» — говорите о романтических отношениях, которые могли исчерпать себя.
Участники Kasta (слева направо): Хэмил с МС и продюсером Влади; Змей; Шим; Хэмил.
В клипе на песню Тимати играет мужчину, который бросает одну девушку ради другой, дарит ей инкрустированное бриллиантами кольцо, прежде чем пара уезжает на закат в Лос-Анджелес на белом Rolls-Royce.
Два спектакля иллюстрируют углубление раскола в жанре. Русский рэп всегда требовал определенного количества чтения между строк, но рэперы старой школы говорят, что новое поколение артистов поглощено ярким стилем жизни.
Юная любительница концертов снимает на свой телефон шоу Kasta.
Концерт в Москве посетило около 2500 фанатов Касты всех возрастов.
В подвальном помещении звукозаписывающей студии в центре Москвы Птаха, настоящее имя Давид Нуриев, возлагает большие надежды на то, чтобы все было по-настоящему.
Птаха — не просто пуританин старой школы хип-хопа, оплакивающий потерю золотого века русского рэпа — жанра, который впервые обрел свою основу после падения железного занавеса в 1991 году.
Он говорит, что многие новые российские рэперы перестали интересоваться социальными проблемами; они либо слишком заняты разглядыванием поверхностной реальности, которую им преподнесли как Россию 2.0, либо боятся высказываться.
И это меняет рэп-ландшафт России.
«Они настолько аполитичны, что доходят до того, что им все равно. Они боятся что-либо сказать на случай, если это может быть неверно истолковано, неверно оценено, неправильно понято».
36-летний Птаха говорит, что хочет, чтобы его музыка привлекала внимание к проблемам, которые он видит в обществе, но он не поддерживает Путина или оппозицию.
Хотя русский рэп появился почти через десять лет после того, как он стал популярен в Америке, с тех пор он стал мейнстримом, развившимся из своих американских корней. По данным российского Яндекс.Музыки, с середины 2013 по 2017 год количество россиян, слушающих рэп-музыку, удвоилось, и теперь этот жанр является одним из самых популярных среди молодежи до 30 лет. Большие звезды распродают стадионы за считанные минуты, а рэп-баттлы становятся вирусными за считанные дни.
Некоторые из самых известных рэперов России, такие как Kasta, Noize MC или Oxxxymiron, получили широкую похвалу за искусное использование русского языка — их языкообразные тексты напоминают кубик Рубика эвфемизмов, которые слушатели могут разобрать.
Прошлым летом одно разрекламированное видео битвы между Оксимироном и его оппонентом Славой КПСС набрало 15 миллионов просмотров за три дня, даже вызвав короткий политический скандал, когда главный оппозиционер России Алексей Навальный назвал битву в Facebook «постмодернистской поэзией», а парламентарий от правящей партии использовал уничижительный сленг, приравнивая рэперов к преступникам низшего класса. На сегодняшний день у него 32,5 миллиона просмотров.
Но Птаха говорит, что эти рэперы — аномалия и что на рэп-сцене преобладают новички, которым не хватает глубины — их мелодии отражают общество, страдающее от коллективной амнезии в отношении прошлого.
Стереотипные представления о деньгах, деньгах и женоненавистничестве продаются, но Птаха говорит, что они обходят безобразные части российского общества.
«Мы говорим о цепях и кроссовках. Мы не говорим о главных вещах, для которых был предназначен рэп. Мы не говорим о важных вещах, об изменениях в нашей жизни, которая становится все хуже, пока мы молчим. В какой-то момент ты поймешь, что вокруг тебя кроссовки, золотые цепи и вооруженные люди, но ты просто стал мишенью для грабежа и убийства, и с этим уже ничего не поделаешь».
«Мы теряем компоненты, за которые мы любили рэп с самого начала», — говорит он.
Птаха читает о достижении своих целей независимо от того, что думают другие люди.
В середине 90-х рэп-сцена России отражала культурные изменения постсоветской эпохи. Художники-новаторы, такие как Каста, использовали эту среду, чтобы свободно говорить о недавно открытом мире, где свободный секс, потребительство и вечеринки были темами для изучения. Но они также читали о бедах общества — взрыве легкодоступных наркотиков, подъеме неофашистских банд и экономике в руинах.
Птаха пережил то неспокойное время. Будучи подростком, бежавшим от войны в свой родной Азербайджан, он страдал от бездомности, участвовал в частых уличных войнах и был свидетелем заказных убийств, оставшихся нерасследованными.
«Мне понравились социальные моменты. В (американской хип-хоп группе) Public Enemy мне понравилась их борьба, их протест. Мне понравилась история Ice-T».
«Как любой ребенок, живущий в России, я не был чужд гангстерской истории… Мы слушали очень жесткий рэп и пытались вести себя как бандиты».
Птаха в своей мастерской.
Птаха — один из немногих российских рэперов, которые за свою жизнь пережили две политические системы. Многие молодые рэперы (и их аудитория) выросли в условиях свободного рынка в России.
Путину, который доминировал в политической жизни России в течение 18 лет, во многом приписывают создание новой национальной идентичности из пепла беспорядочного перехода России от коммунизма к капитализму.
Но наряду с этими очевидными достижениями, свобода прессы ужесточилась, права ЛГБТК почти не существуют, а гарантии для женщин и меньшинств ушли в тень. Государство доминирует в экономике, а бюрократия проникает во многие аспекты повседневной жизни.
Эти политические сдвиги повлияли и на эволюцию рэпа.
В 2009 году рэп получил официальное одобрение Путина после его выступления в телешоу «Битва за респект». После двух президентских сроков тогдашний премьер-министр похвалил рэперов за то, что они выдвинули социальные проблемы на первый план, заявив, что, хотя уличный рэп был грубым, они привнесли в него определенный «русский шарм».
Во время предвыборной кампании Путина в 2012 году рэпер Тимати снял рекламный ролик в поддержку кандидата и был приглашен на послевыборную вечеринку Путина, где они вдвоем были сфотографированы со знаком победы. Сегодня Тимати — один из самых известных российских рэперов, владеющий несколькими швейными и продюсерскими компаниями.
Другие, более молодые исполнители, например, 20-летний Иван Дрёмин, который читает рэп под псевдонимом Face, использовали в своих работах ультранационалистические темы. В клипе на свою песню «Я бросаю Запад» он едет верхом на большом медведе (известный образ Путина), горбит Эмпайр-стейт-билдинг, стучит по горящему американскому флагу и шаркает по экрану в одежде от Гуччи. одежда, а на заднем плане горит Capital Hill. В февральском интервью журналу Dazed Face сказал, что видео призвано «преувеличить и высмеять русский псевдопатриотизм».
Руководство ни Тимати, ни Face не ответило на запросы CNN об интервью.
Андрей Никитин, главный редактор музыкального интернет-издания «Флоу», утверждает, что рэп в целом не был политизированным жанром в России и что рэперы всегда использовали лучшие возможности для себя.
Возьмем, к примеру, Тимати: «В определенные моменты поддержка Путина стала частью его имиджа. Но за пару лет до этого у него был трек под названием «Вопросы», в котором он критиковал его».
«Я не помню, чтобы рэперы выступали против войны (в Чечне) или какой-либо другой актуальной социальной проблемы. С таким же успехом они могли бы делать заявления на кухнях своих соседей, но, с другой стороны, это размышления молодых людей, у которых просто нет зрелых политических взглядов».
Но 31-летний Иван Смекалин, совладелец музыкального магазина DiG, говорит, что помнит время, когда рэп почти определялся социальным протестом.
Молодая женщина заходит в магазин винила DiG в Москве.
Иван Смекалин перебирает выставленные старые русские хип-хоп альбомы.
В своем магазине в модном районе Москвы Смекалин включает пластинку 90-х от Bad Balance, одного из пионеров хип-хопа в России.
«Слушаешь тексты этих групп — и не понимаешь, что они хотят сказать. Это русская поэтическая традиция — поэтому тексты иногда такие сложные», — говорит он.
Когда рэп стал мейнстримом в России, параллельно возникло движение, бросившее вызов этим идеям, говорит Смекалин, но он не думает, что это происходит сейчас.
Как и Птака, Смекалин ссылается на разделение поколений.
Молодые люди, родившиеся в путинской России, ничего другого не умеют. Жизнь, по сравнению с поколением их родителей, намного лучше.
«Они просто хотят иметь деньги, тратить деньги и все такое потребительство. Они просто хотят повеселиться. Здесь не только молодые рэперы, но и все молодые люди в возрасте от 20 лет — они просто хотят потусить и расслабиться».
Совладельцы DiG Иван Смекалин (справа) и Петр Чинават.
Альбом Bad Balance из ’90 с.
Это были бурные времена, говорит он.
«Политические фиаско были в изобилии, а политика была грубой — людям было легче увидеть эти проблемы в открытую. Но сейчас российская политика другая».
Люди не видят, что происходит, потому что пропаганда стала более упорядоченной, утверждает Смекалин.
«Вы можете подумать, что здесь все хорошо — вы не видите мусора по всей улице, много кафе и парков. Вот почему я думаю, что многие молодые люди не могут понять, что делает правительство — это отполировано».
Немного рэпа.
На концерте «Каста» подающий надежды фотограф Илья Елин, который на целое десятилетие моложе Смекалина, рассказывает, почему для него важна олдскульная приверженность группы социальной лирике. Это сформировало его мировоззрение.
Собирая свое оборудование для камеры за кулисами, Элин объясняет, что едкая лирика Касты является противоядием от политической системы, которая не говорит с ним.
Илья Елин, 20 лет, за кулисами концерта «Каста» в Москве.
Мальчик наслаждается концертом сверху.
Обескураженный «неизбежностью» четвертого срока Путина, Элин сказал, что не будет голосовать на следующий день, а вместо этого пойдет фотографировать другую группу.
«Сейчас в стране происходит много странных вещей, которые так или иначе не одобряются людьми. Лучший способ показать это — через музыку, потому что через печатные СМИ можно сказать очень мало.
«Музыка — это громкоговоритель».
Дарья Тарасова внесла свой вклад в этот отчет.
Производство: Тал Йеллин, Айвори Шерман и Байрон Мэнли
Топ-12 лучших российских рэперов современности и инновационные рэперы в мире. Являетесь ли вы страстным поклонником русского рэпа или просто увлекаетесь им, есть много талантливых исполнителей, которых вы можете открыть для себя.
В этой статье мы представим 12 лучших российских рэперов, за которыми следует следить в 2023 году. От ветеранов, которые были в игре на протяжении десятилетий, до восходящих звезд, которые производят фурор своим свежим звуком и уникальным стилем, эти артисты представляют лучших того, что может предложить русский хип-хоп. Так что будьте готовы расширить свой плейлист и погрузиться в мир русского рэпа с этими популярными исполнителями.
МоргенштернЭтот российский рэпер родился 17 февраля 1998 года в Уфе, Башкортостан, Россия. По состоянию на 2023 год ему около 24 лет. Его настоящее имя Алишер Тагирович Валеев. Его псевдоним 1st July, MamaVirgin, DeeneS MC.
Он начал свою карьеру в 2010 году и активен до сих пор. Помимо того, что он рэпер, он также является автором песен, музыкальным продюсером и бывшим ютубером. Наиболее заметные его релизы: «До того как стал известен», «Улыбнис, дурак!» «Легендарная пыль», «Миллион долларов: счастье» и многие другие.
У Моргенштерна около 7,9 миллионов подписчиков в Instagram на @morgen_shtern, более 2,2 миллиона слушателей в месяц на Spotify на MORGENSHTERN и около 14 400+ подписчиков на SoundCloud на MORGENSHTERN.
БастаОн в российской рэп-индустрии с 1997 года и с момента своего дебюта выпустил много известных альбомов/песен. Его настоящее имя Василий Михайлович Вакуленко. Его Псевдоним — Ногано и Баста Бастилио.
Баста родился 20 числа 19 апреля80 в Ростове-на-Дону, Советский Союз. Его возраст составляет около 43 лет по состоянию на 2023 год. Его известные альбомы / песни: «Баста 1», «Баста 2», «Ноггано. Первый», «Баста 3», «N1nt3nd0» и некоторые другие.
У этого российского рэпера более 4,1 миллиона подписчиков в Instagram на @bastaakanoggano, более 1,2 миллиона слушателей в месяц на Spotify на Basta, и, похоже, у него нет официального аккаунта в SoundCloud.
ФараонЕго настоящее имя Глеб Геннадьевич Голубин. Его возраст составляет около 28 лет по состоянию на 2023 год. Он родился 30 января 19 года.96 в Москве, Россия. Его Псевдоним — Фараон.
Pharaoh начал свою карьеру в 2015 году и с тех пор активно работает в хип-хоп индустрии. Помимо того, что он рэпер, он также является автором песен и певцом. Его известные релизы — «Rage Mode», «Million Dollar Depression», «Blood Oceans», «PiT» и многие другие.
У него более 1,5 миллиона подписчиков в Instagram на @coldsiemens, более 1,7 миллиона слушателей в месяц на Spotify на PHARAOH и более 160 000 подписчиков на SoundCloud на PHARAOH.
СкриптонитПравда, он родился в Казахстане, но в то время Казахстан входил в состав СССР, и к тому же Скриптонит читает рэп на русском языке, поэтому он в списке наших русских рэперов.
Настоящее имя Скриптонита — Адиль Оралбекович Жалелов. Родился 3 июня 1990 года в селе Ленинское, Казахстан, Павлодарская область, Казахская ССР, СССР. Его возраст составляет около 33 лет по состоянию на 2023 год.
Он начал свою карьеру в 2009 году и с тех пор работает в хип-хоп индустрии. Его заметные релизы: «Дом с нормальными явлениями», «Праздник на 36-й улице», «2004», «Свистки и бумажки» и ряд других.
У этого русского рэпера более 2,2 миллиона подписчиков в Instagram на @real_scrip, более 2,1 миллиона слушателей в месяц на Spotify на Skryptonite и почти 700 подписчиков на SoundCloud на Scriptonite.
AlljПомимо того, что он рэпер, он также является исполнителем хип-хопа и автором песен. Его возраст на 2023 год составляет около 29 лет. Его настоящее имя Алексей Константинович Узенюк. Его Псевдоним — Элджей.
Родился 9 июля 1994 года в Новосибирске, Россия. Он начал свою карьеру в 2013 году и работает до сих пор. Его известные релизы — «Sayonara Boy ろ», «Sayonara Boy X», «Sayonara Boy 143» и несколько других.
У Allj более 4,3 миллиона подписчиков в Instagram на @sayonaraboy, около 2,2 миллиона слушателей в месяц на Spotify на Eldzhey, и, похоже, у него нет официального аккаунта в SoundCloud.
OxxxymironОдин из самых известных русских рэперов своего времени. Его возраст составляет около 38 лет по состоянию на 2023 год. Он родился 31 января 1985 года в Ленинграде, РСФСР, Советский Союз.
Настоящее имя Оксимирона — Мирон Янович Федоров. Он начал свою карьеру в 2008 году и с тех пор работает в этой отрасли. Его известные релизы: «Вечный еврей», «Щупальца», «CCTV», «Самовозгорание», «Все еще МС» и многие другие.
У этого русского рэпера более 2,2 миллиона подписчиков в Instagram на @norimyxxxo, более 781 000 слушателей в месяц на Spotify на Oxxxymiron и около 26 000+ подписчиков на SoundCloud на Oxxxymiron.
ТиматиТимати — самый популярный российский рэпер в нашем списке. Родился 15 августа 1983 года в Москве, РСФСР, Советский Союз. Его настоящее имя Тимур Ильдарович Юнусов.
Он начал свою карьеру в 2006 году и активно работает с тех пор. Помимо того, что он рэпер, он также является автором песен, певцом, актером, актером и предпринимателем. Его известные релизы: «Black Star», «The Boss», «SWAGG», «13», «RELOAD», «Tranzit» и некоторые другие.
У Юнусова более 17,9 миллионов подписчиков в Instagram на @timatiofficial, более 2,4 миллиона слушателей в месяц на Spotify на Timati и около 2400+ подписчиков на SoundCloud на Timati.
ТатаркаТеперь у нас в списке первая леди российского рэпера. Ее возраст составляет около 32 лет по состоянию на 2023 год. Она родилась 21 декабря 1991 года в Набережных Челнах, Татарстан, РСФСР, СССР. Она начала свою карьеру в Санкт-Петербурге, Россия.
Настоящее имя Ирина Александровна Смелая. Она начала свою карьеру в 2015 году и с тех пор ведет активную деятельность. Ее известные релизы: «Altyn», «U Can Take», «Pussy Power», «AU», «Arriba», «Vroom», «Bubblegum» и ряд других.
У нее более 613 000 подписчиков в Instagram на @smelaya_ira, более 252 000 слушателей в месяц на Spotify на Татарке и более 340 подписчиков на SoundCloud на Татарке.
Noize MCОн работает в хип-хоп индустрии с 1997 года и с момента своего дебюта выпустил много отличных песен. Родился 9 марта 1985 года в селе Ярцево Смоленской области РСФСР, СССР.
Настоящее имя МС — Иван Александрович Алексеев. Помимо того, что он рэпер, он также является автором песен, музыкантом и актером. Его известные альбомы/песни: «The Greatest Hits Vol. 1», «Последний альбом», «Новый альбом», «Protivo Gunz» и многие другие.
У Noize более 570 000 подписчиков в Instagram на @noizemc, более 662 000 ежемесячных слушателей на Spotify на Noize MC и около 580+ подписчиков на SoundCloud на Noize MC.
Большой Русский БоссЭтот «босс» русский рэпер родился 8 июня 1991 года в Самаре, Россия. Его возраст составляет около 32 лет по состоянию на 2023 год. Он работает в хип-хоп индустрии с 2010 года и до сих пор блистает.
Настоящее имя Игорь Алексеевич Лавров. Помимо того, что он рэпер, он еще и автор песен. Его известные релизы: «In Bo$$ We Trust», «I.G.O.R. (Международный бог рэпа)», «G.O.L.D.» и ряд других.
У Игоря около 570 000+ подписчиков в Instagram на @the_boss_hhf, более 101 000 слушателей в месяц на Spotify на Big Russian Boss и около 6 800+ подписчиков на SoundCloud на Big Russian Boss HHF.
Слава КПССНастоящее имя Вячеслав Валерьевич Машнов. Его возраст составляет около 33 лет по состоянию на 2023 год. Он родился 9 мая 1990 года в Хабаровске, РСФСР, Советский Союз.
Слава начал свою карьеру в 2012 году и с тех пор работает в отрасли. Помимо того, что он рэпер, он также является автором песен и стримером. Его известные релизы: «HYPE TRAIN», «Чай вдвоем», «Солнце мертвых», «Танцевальная музыка для взрослых» и многие другие.
У него более 294 000 подписчиков в Instagram на @kpss_begemot_official, более 142 500 ежемесячных слушателей на Spotify на Slava KPSS и всего пять подписчиков на SoundCloud на Slava KPSS.
KastaНе русский рэпер, а целая группа. Kasta — хип-хоп группа, которая начала свой путь в 1995 году и до сих пор активна. Они начали свою карьеру в Ростове-на-Дону, Россия.
Членами этой группы являются Влади, Шим, Хамиль и Змей. Их известные альбомы/песни: «Dank Kush», «Громче воды, выше травы», «Что мы делаем в Греции», «Чисто!» и многие другие.