Самооценка понятие: 1 Понятие самооценки в психологии

1 Понятие самооценки в психологии

В психологических исследованиях самооценка интерпретируется как личностное образование,  принимающее непосредственное участие  в регуляции поведения и деятельности,  как автономная характеристика личности,  ее центральный  компонент,  формирующийся при активном участии самой  личности  и отражающий  качественное  своеобразно  ее внутреннего мира  (Л. И. Божович,  А. Г. Ковалев,  К. К. Платонов и др.).  Ведущая роль  отводится самооценке  в рамках исследования проблем  самосознания:  она характеризуется как стержень  этого процесса,  показатель индивидуального уровня его развития,  интегрирующее  начало,  его личностный аспект,  органично включенный в процесс самосознания (К. Г. Ананьев,  И. О. Кон,  А. Г. Спиркин,  В. В. Столин и др.).

Рассмотрим для примера несколько определений понятия «самооценка».

Психологический словарь под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова утверждает, что самооценка (англ.

self-esteem)ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [1].

И. И. Чеснокова пишет, что под самооценкой принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей [2].

По А. А. Реану, самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [3].

Определения, данные в Психологическом словаре, А. А. Реаном и И. И. Чесноковой, на наш взгляд, не раскрывают путей формирования самооценки, не дают её достаточную сущностную характеристику. Поэтому в данной курсовой работе мы будем использовать определение А. В. Захаровой: самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующей принятые ценности,  личностные смыслы,  меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности [4].

Самооценка отражается в ситуации самооценивания. Она представляет собой интеллектуально-рефлексивное действие: личность рассматривает себя, свои поступки и качества как объект оценки и одновременно является носителем данных качеств, т.е. активным субъектом [5].

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. Кроме того, самооценка входит в структуру самосознания. Например, Р. Бернс понимает Я-концепцию как совокупности установок «на себя». В соответствии с этим он выделяет следующие её компоненты:

1) образ «Я» — представление индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкрет­ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой [6].

С.Л.Рубинштейн, отмечает, что самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [7].

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов [8].

Таким образом, самооценка – это форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующая принятые ценности,  личностные смыслы,  меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности. Самооценка является компонентом Я-концепции. Она определяет характер социального поведения человека, его активность, потребность в достижениях, постановку целей и продуктивность деятельности. Поэтому многие учёные согласны с тем, что самооценка является если не ядром личности, то, по крайней мере, одним из важнейших личностных образований.

Самооценка

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.


Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследованиями теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.


Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.

Самооценка выполняет

регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.


Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе.

Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Определите 7 основных концепций самооценки

«Думаете ли вы, что можете или думаете, что не можете — вы правы». – Генри Форд

Самоуважение связано с вашим благодарным и реалистичным мнением о себе. Когда мы заходим слишком далеко в любом направлении на континууме самооценки, мы движемся либо к саморазрушительному стыду, либо к саморазрушительной гордыне. Здоровое чувство собственного достоинства требует баланса между этими двумя полюсами.

Вы можете отождествлять себя с моментами в жизни, когда вы испытывали непреодолимое чувство гордости за достижение, а также с моментами, когда вы испытывали невероятное чувство стыда. Обе эти эмоции могут быть подавляющими и не могут поддерживаться в долгосрочной перспективе. Вот почему так важно работать над культивированием реалистичной и сбалансированной оценки себя. Это состояние, которое можно поддерживать с течением времени, ведет к спокойному чувству покоя и удовлетворенности.

Рабочая тетрадь по самооценке (Shiraldi, 2001) предлагает понимание 7 основных концепций, связанных с самооценкой:

(1)   Личность

Ваше чувство идентичности можно узнать, задав вопрос: «Кто я?» Некоторые люди могут ответить на этот вопрос такими словами, как: мать, муж, писатель, студент или сын. Все это ярлыки, которые мы навешиваем на себя как части того, кем мы являемся. Эти ярлыки дают нам представление о том, кто мы есть в разных контекстах и ​​ситуациях.

Иногда мы больше отождествляем себя с разными частями себя в зависимости от того, с какой группой друзей мы находимся, в профессиональном или социальном контексте. Это нормально и здорово. Ярлыки, которые мы прикрепляем к своей идентичности, могут стать проблематичными, когда мы чрезмерно отождествляем себя с какой-либо одной ролью (например, студентом), а затем, когда мы перестаем быть студентом, мы чувствуем пустоту или отсутствие связного «я». Решение этой потенциальной проблемы состоит в том, чтобы убедиться, что у нас есть разнообразный набор интересов и отношений, чтобы мы видели себя «больше, чем» любые одна часть нас самих.

(2)   Благодарность

Это относится к нашей способности ценить, радоваться и выражать благодарность за то, что у нас есть: личные сильные стороны, достижения и отношения. Важно помнить, что часть признательности, связанная со здоровым чувством собственного достоинства, включает в себя точную оценку качества/ценности кого-то/чего-то.

Когда мы идеализируем кого-то/что-то, мы ложно приписываем этому человеку/вещи положительные качества, которыми они на самом деле не обладают. С другой стороны, когда мы обесцениваем кого-то/что-то, мы ложно приписываем человеку/вещи отрицательные качества, которых на самом деле у него нет. Практика осознанности побуждает нас взять на себя роль наблюдателя, что может усилить способность видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.

(3)   Принятие

Это включает в себя способность получать вещи от других благоприятным образом. Многим людям очень трудно получать что-то от других — комплименты, услуги, любовь, благодарность и т. д. В этом случае может быть полезно подумать о том, когда вы узнали о том, что вы не заслужили или чувствовали себя неловко, получая от других. В нашей природе получать удовольствие от любви и признательности от других, и когда это чахло или болезненно, стоит задуматься, откуда взялись эти ложные убеждения.

Самопринятие включает в себя способность верить и принимать себя в благоприятном свете. Это может быть трудно, когда есть части личности, против которых мы принципиально настроены или испытываем сильный стыд. Чтобы построить здоровую самооценку, крайне важно работать над способностью честно признавать все части себя и принимать все эти разрозненные части. Когда есть части личности, которые кажутся непростительными или неприемлемыми в некотором роде, пора начинать процесс 9. 0003 прощение . Как только мы простим себя, мы сможем выбрать какими мы хотели бы быть другими в движении вперед.

(4)   Уверенность в себе

Это относится к общей вере в свои способности и связано с компетентностью и самоэффективностью. По мере того, как мы становимся более компетентными в различных сферах жизни, результатом является естественный рост уверенности в себе. Хитрость заключается в том, что для того, чтобы стать более компетентными, мы должны быть готовы принять риск связан с попытками новых вещей и упорством перед лицом поражения или невзгод.

Кто-то с сильным чувством уверенности в себе может иметь глубоко укоренившееся убеждение, что при наличии времени, практики и опыта каждый может достичь практически всего. Хотя успех редко приходит быстро или полностью, решение упорствовать и продолжать двигаться в направлении своих целей является началом развития уверенности в себе. Дело не в скорости, а в продолжении движение в направлении ваших целей.

(5)   Гордость

Гордость бывает двух видов: саморазрушительная и здоровая. Когда человек погружен в пагубную гордость, у него возникает чувство превосходства или большей ценности, чем у других людей. Эти люди обычно кажутся другим высокомерными или неприятными и часто трагически не осознают собственного высокомерия. Этот нездоровый тип гордыни обычно коренится в страхе и неуверенности, а также в чрезмерной потребности восхищаться другими.

На противоположном конце спектра находится здоровая гордость, которая представляет собой реалистическое чувство собственной значимости или достоинства. Человек со здоровым чувством гордости обладает самоуважением и испытывает как благодарность, так и восторг от своих личных достижений, талантов или служения. Здоровая гордость культивируется, когда вы позволяете себе гордиться своими достижениями и тяжелой работой без необходимости приукрашивать факты. Эти люди осознают свои сильные стороны и свои слабости и довольны похвалой от себя и других.

(6) Смирение

Как и в случае с гордыней, существует два типа смирения: саморазрушительное смирение и здоровое смирение. Обреченное на провал смирение включает в себя полное отсутствие самоуважения — чувство собственной бесполезности, бесхарактерности или презрения. Иногда люди предпочитают чрезмерно размышлять, что может привести к чувству обреченного на провал смирения. Размышление о болезненных событиях из прошлого или неприятных истинах о себе редко что-то решает.

(7) Эгоизм

Некоторые люди путают самооценку с эгоизмом. Истинная цель самооценки состоит в том, чтобы превзойти себя, а не чрезмерно сосредотачиваться на себе. Не «эгоистично» гордиться собой, делая что-то великое, и не «эгоистично» чувствовать, что вы заслуживаете любви или уважения. Вспомните из предыдущих базовых концепций самооценки, что эти конструкты существуют в континууме .

Важно помнить, что 9Баланс 0003 является неотъемлемым аспектом здоровой самооценки. Избыток эгоизма ведет к высокомерию, самолюбию и отсутствию сострадания к другим. Слишком мало эгоизма приводит к тому, что другие могут использовать себя, действовать против собственных интересов и упускать заслуженные возможности.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Schiraldi, G.R. (2001). Рабочая тетрадь по самооценке. , Окленд, Калифорния: New Harbinger Publications, Inc.

«Я-концепция — это фактическое описание того, как вы воспринимаете себя. Если ваше восприятие искажено, это описание может быть не точным описанием вас, но ЯВЛЯЕТСЯ точным утверждением того, что вы думаете о себе».

Твитнуть

Читайте также: 20 шагов к повышению самооценки

У всех нас есть чувство собственного достоинства. Является ли это самоощущение положительным или отрицательным, зависит от нашего жизненного опыта, нашего восприятия и оценки самих себя. Если бы наша самооценка всегда была точной, мне не нужно было бы писать эту статью. Однако проблема в том, что наше восприятие самих себя часто искажено.

Предыдущий опыт может исказить это восприятие. Например, человек, выросший в перфекционистской семье, может считать себя всегда несоответствующим ожиданиям семьи. В результате, какой бы успешной она ни была, она считает себя неудачницей.

Или мальчик, к которому постоянно пристают его старшие братья: «Какой глупый!» или «Какой придурок!» Он может поверить в эти ярлыки о себе. К сожалению, люди, которые верят определенным ярлыкам, часто оправдывают или принижают эти ярлыки. Ярлыки могут создать самоисполняющееся пророчество ожиданий. Он считает себя глупым, поэтому никогда не пытается доказать обратное.

ЧТО ТАКОЕ Я-КОНЦЕПЦИЯ?

Я-концепция — это фактическое описание того, как вы воспринимаете себя. Если ваше восприятие искажено, это описание может быть неточным описанием вас, но ЯВЛЯЕТСЯ точным заявлением о том, что вы думаете о себе.

Я-концепция основана на самоуважении и самоэффективности. Если у человека низкая самооценка, самооценка может быть перекошена в сторону негативного описания. Некоторые аспекты я-концепции могут быть чисто констатацией факта, например, «у меня есть высшее образование» или «я не танцую» без какой-либо оценки того, хорошо это или плохо.

На самом деле, люди с хорошей самооценкой и самоэффективностью часто способны распознать свои ограничения без приложенного суждения. Например, фраза «У меня плохое чувство направления» может быть просто констатацией факта, без хорошего или плохого настроения по этому поводу.

ЧТО ТАКОЕ САМОУВАЖЕНИЕ?

Самоуважение – это отношение или уважение, которое человек испытывает к себе. Говорят, что человек с положительными чувствами к себе имеет высокую самооценку. Однако самооценка может относиться как к очень конкретным областям, так и к общему самоощущению. Например, у человека может быть низкая самооценка в отношении физической привлекательности и высокая самооценка в отношении способности хорошо выполнять работу.

ЧТО ТАКОЕ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ?

Самоэффективность — это вера человека в свою способность достичь определенной цели или задачи. Обычно это соответствует уровню компетентности, который чувствует человек. Компетентность может варьироваться от одной ситуации к другой. Например, человек может чувствовать себя вполне способным соревноваться в определенном виде спорта, но может чувствовать себя некомпетентным, выступая перед группой. В результате общая самоэффективность может быть не совсем точной, поскольку она оценивает общее чувство компетентности человека в различных ситуациях или задачах.

КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ НИЗКОЙ САМОУВАЖЕННОСТИ?

1) Чувство несчастья.
Люди с низкой самооценкой обычно несчастливы. Наше чувство удовлетворения и удовлетворенности жизнью обычно происходит от того, как мы относимся к себе. Для некоторых людей низкая самооценка может способствовать депрессии и даже неспособности функционировать в жизни. Однако некоторые люди, которые черпают свое счастье из какого-либо другого источника, такого как духовные убеждения, могут не обнаружить, что на степень их счастья влияет низкая самооценка.

2) Чувство тревоги.
Многие люди с низкой самооценкой испытывают тревогу, особенно социальную тревогу. Часто это является следствием социально-оценочного аспекта самооценки. Другими словами, мы склонны оценивать себя, основываясь на сравнении с другими людьми. Кроме того, многие люди обеспокоены тем, что их оценивают другие, и предполагают, что другие увидят те же недостатки и некомпетентность, что и они сами. Такая забота приводит к чувству беспокойства.

3) Чувство неполноценности или превосходства.
Большинство людей с низкой самооценкой чувствуют себя хуже других. Они считают, что не соответствуют каким-то стандартам, которым соответствуют другие. Часто они чувствуют, что какой-то недостаток внутри них означает, что они ничего не стоят и не заслуживают. Для многих людей, с которыми я работал, этот недостаток не является чем-то видимым для других, а чем-то, что преувеличено человеком с низкой самооценкой из-за прошлого опыта. Например, человек, который считает себя эгоистичным, потому что так ему сказали в детстве, хотя его поведение с точки зрения других может быть довольно щедрым и сострадательным.

Некоторые люди с низкой самооценкой могут демонстрировать превосходство. Тем не менее, это может быть способом показать, как они на самом деле относятся к себе. Или люди с низкой самооценкой, но перфекционисты из-за беспокойства о том, что о них могут подумать другие, могут казаться другим людьми, считающими себя выше других.

Однако не совершайте распространенной ошибки и не думайте, что все чувства превосходства вызваны низкой самооценкой. Есть еще одна категория людей, которые на самом деле считают себя выше других в интеллектуальном, финансовом или духовном отношении. Однако эта группа не является предметом рассмотрения в данной статье. Один из способов провести различие состоит в том, что люди с низкой самооценкой и чувством превосходства часто будут иметь другие характеристики низкой самооценки, такие как несчастье или тревога.

4) Нетерпение или раздражение по отношению к себе или другим.
Еще одной характеристикой низкой самооценки является склонность к нетерпению или легкому раздражению из-за ошибок, недостатков или неадекватности. Чаще всего это направлено на себя, но может быть направлено и на других людей.

5) Внешне ориентированные цели.
Люди с низкой самооценкой часто определяют цели и направление в жизни, основываясь на том, чего могут хотеть или в чем нуждаются другие. Они часто чувствуют, что их потребности или желания не имеют значения. Такое отношение может привести к обиде из-за того, что всегда заботятся о других, в то время как их потребности не учитываются.

6) Негатив.
Низкая самооценка ведет к негативу. Этот негатив не всегда можно наблюдать внешне, но внутренний разговор с самим собой обычно негативен. Кроме того, внешние проявления, такие как критика себя в адрес других или чрезмерные извинения или комментарии по поводу негативных наблюдений, могут быть замечены окружающими. К сожалению, люди склонны избегать людей, которые чрезмерно негативны, что может усилить низкую самооценку.

КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСОКОЙ САМОУВАЖЕННОСТИ?

Чтобы четко определить характеристики высокой самооценки, мне нужно провести различие между искусственно завышенная самооценка и истинная самооценка. Искусственно завышенная самооценка — это попытка казаться обладателем высокой самооценки. Однако такие люди обычно не демонстрируют следующих характеристик людей с высокой самооценкой. Люди с низкой самооценкой также могут обладать некоторыми из следующих качеств, но люди с высокой самооценкой обладают этими характеристиками в изобилии и постоянством.

1) Ответственность.
Поскольку люди с высокой самооценкой могут полностью принять себя, они способны взять на себя ответственность за себя и последствия своих действий, не подвергая себя чрезмерной критике. Поэтому они с готовностью признают ошибки и принимают ограничения.

2) Приверженность цели.
Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют сильное чувство цели и привержены цели в жизни. Кроме того, они, как правило, настойчивы в достижении этих целей, поскольку их приверженность не колеблется в зависимости от успеха или неудачи. Будучи активными участниками жизни, они склонны стремиться к совершенству, а не к совершенству.

3) Подлинность.
Люди с высокой самооценкой могут быть честными с собой и другими как эмоционально, так и интеллектуально. Поскольку они не боятся, что другие действительно узнают их, они, как правило, искренни в своих взаимодействиях с другими.

4) Прощающий.
Высокая самооценка связана с терпимостью и принятием ограничений. В результате люди с высокой самооценкой прощают себя и других.

5) Внутренние значения.
Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют внутренние ценности, а не внешние ценности. Другими словами, у них сильная идентичность, основанная на выбранных ценностях, а не на ценностях, в которые они верят из-за требований или ожиданий других. Этот тип идентичности обычно считается «достигнутой идентичностью», в которой человек проанализировал свои убеждения и ценности, чтобы определить набор внутренних принципов или ценностей, которых он будет придерживаться.

6) Позитив.
Люди с высокой самооценкой позитивно относятся к жизни с признательностью и благодарностью. Они могут свободно хвалить себя и других и склонны искать положительные стороны жизни, а не зацикливаться на отрицательных.

7) Самосовершенствование.
Как правило, у людей с высокой самооценкой наблюдается сильная тенденция к самосовершенствованию. Поскольку они не рассматривают потребность в самосовершенствовании как отрицательное качество, они способны некритически оценивать себя. Кроме того, они могут просить о помощи по мере необходимости, потому что не считают потребность в помощи чем-то постыдным или негативным.

КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ НИЗКОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ?

1) Страх перед риском.
Люди с низкой самоэффективностью считают себя неспособными добиться успеха. В результате они часто не желают рисковать или пробовать что-то новое, потому что убеждены, что результатом будет провал. Это особенно прискорбно, потому что основной способ повысить самоэффективность — это практика и опыт.

2) Страх перед неопределенностью.
Низкая самоэффективность часто связана с неуверенностью в себе и неуверенностью. Человек не хочет пытаться без гарантии успеха. В результате они могут никогда не обнаружить вещи, в которых могли бы добиться успеха.

3) Чувство неудачи.
Люди с низкой самоэффективностью часто испытывают чувство неудачи. Как указано выше, они могут избегать или не пробовать новые вещи из-за связанного с этим риска. Или они могут попробовать что-то нерешительно. В результате они с меньшей вероятностью добьются успеха и с большей вероятностью будут считать себя неудачниками.

4) Управление впечатлениями.
Управление впечатлением — это попытка контролировать то, как другие могут воспринимать вас, чтобы вас воспринимали более позитивно. Люди с низкой самоэффективностью чувствуют, что они неспособны, но могут попытаться представить другим успешный и компетентный образ. Они могут тратить много энергии на то, чтобы вести себя так, чтобы получить одобрение других, и испытывать сильное беспокойство по поводу того, что их разоблачат как мошенников. Например, они могут пытаться скрыть ошибки от других, а не учиться на них, что мешает им повысить чувство собственной эффективности.

КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСОКОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ?

1) Уверенность в себе.
Одной из наиболее очевидных характеристик высокой самоэффективности является уверенность в себе. Они подходят к задачам или ситуациям с чувством своей способности добиться успеха. Эта уверенность в себе, как правило, приводит к большему опыту, который увеличивает их способности, что приводит к большей уверенности в себе. Этот позитивный цикл способствует еще большему повышению самоэффективности.

2) Точная самооценка.
Люди с высокой самоэффективностью, как правило, способны точно оценивать свою работу. Они не слишком критичны и не слишком позитивны, но способны реально оценивать себя, чтобы стремиться к самосовершенствованию.

3) Готовность к риску.
Люди с высокой самоэффективностью готовы идти на риск, потому что понимают, что просчитанный риск увеличивает шансы на успех. Поскольку они не боятся неудач или ошибок, разумный риск может только повысить их самоэффективность.

4) Чувство выполненного долга.
Как правило, люди с высокой самоэффективностью испытывают чувство выполненного долга, потому что они часто более успешны благодаря готовности идти на риск и преследовать интересы. Даже если они терпят неудачу или совершают ошибки, они испытывают чувство выполненного долга, потому что рассматривают ошибки как возможность улучшить себя.

КАК МОЖЕТ ИМЕТЬ ХОРОШЕЕ ЧУВСТВО САМОЭФФЕКТИВНОСТИ, НО НИЗКУЮ САМОУВАЖЕНИЕ?

Самоэффективность и самооценка — похожие понятия, но это не одно и то же. Они, как правило, совпадают, так что человек, у которого низкий уровень в одном, с большей вероятностью будет низким в другом. Но также возможно иметь низкую самооценку и при этом иметь высокую самоэффективность. На самом деле, поскольку я работаю со многими перфекционистами, я часто вижу это сочетание. Таким образом, кто-то может быть чрезмерно критическим и негативным по отношению к себе, но при этом считать себя вполне способным в определенных областях. Например, он может считать себя неинтересным и неприятным, но считать себя компетентным архитектором. Это часто происходит с перфекционистами, потому что они часто компетентны в задачах с четкими указаниями, но чувствуют себя неуверенно в ситуациях без четких «правил», таких как отношения.

КАК МОЖНО ПОВЫСИТЬ САМОУВАЖЕНИЕ?

1) Исключить негативный внутренний диалог.
В первую очередь людям с низкой самооценкой необходимо отказаться от вредных разговоров с самим собой. Негативные ярлыки и частая самокритика могут только навредить. Устранение негативных разговоров с самим собой не означает, что вы не можете распознавать проблемы и решать их, но это означает, что вы должны быть осторожны в том, как вы разговариваете с собой, и не заниматься саморазрушением.

2) Признание сильных сторон.
Люди с низкой самооценкой склонны сосредотачиваться на своих слабостях, а не на своих сильных сторонах, иногда заявляя, что не могут сказать о себе ничего положительного. Маловероятно, что это правда. Важно обращать внимание на сильные стороны и ценить сильные стороны, какими бы незначительными они ни казались. Как только вы осознаете свои сильные стороны, вам нужно укрепить их, часто сосредотачиваясь на них.

3) Признание собственного достоинства.
Важно признать, что вы уникальный человек и имеете ценность. Признайте, что вы заслуживаете того, чтобы позаботиться о себе и установить ограничения. Вы заслуживаете уважения и хорошего обращения. Опять же, вам нужно часто подкреплять эту идею, продолжая сосредотачиваться на своей самооценке.

4) Принимать ошибки.
Признайте, что ошибки и недостатки являются частью человеческой природы. Они не делают вас хуже других. Наоборот, ты такой же, как все. У вас есть недостатки, и вы совершаете ошибки. Чем активнее вы будете участвовать в жизни, тем больше ошибок вы совершите. Но активное участие также дает вам больше возможностей для успеха. Примите себя — недостатки и все такое.

5) Принять отказ.
Чем больше вы можете верить, что вы не обязаны всем нравиться, тем меньше вам нужно чувствовать себя плохо или стыдиться своего несовершенства. Никто не может нравиться всем! Это невыполнимая задача. Однако человек с низкой самооценкой часто чувствует себя неудачником, если кто-то не одобряет или отвергает его. Вместо этого поздравьте себя, если вы кому-то не нравитесь, потому что вы искренний человек.

КАК МОЖНО ПОВЫСИТЬ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ?

1) Развить набор навыков.
Самый важный способ повысить самоэффективность — развить набор навыков, необходимых для эффективной работы. Если у вас возникли проблемы с успехом в работе, определите свои недостатки и определите, что вам нужно сделать для улучшения. Попросите других честно оценить ваши навыки и дать конкретный совет по улучшению. Как только вы поймете, что вам нужно делать, вам придется делать это снова и снова, пока вы не почувствуете себя компетентным. Так развивается компетентность. Люди не рождаются компетентными, они должны учиться и практиковаться, чтобы стать компетентными.

2) Моделирование.
Один из способов приобрести необходимые навыки — наблюдать за другими. Вы можете наблюдать за успешным выполнением задач, чтобы узнать, как добиться успеха. Когда вы наблюдаете, как других вознаграждают за их работу или успешное выполнение задачи, вы с большей вероятностью сможете подражать их поведению.

3) Сосредоточьтесь на деталях.
Чтобы повысить самоэффективность, лучше сосредоточиться на специфике. Если кто-то дает вам общую обратную связь, особенно если она негативная, у вас меньше возможностей внести изменения, чем если бы кто-то мог предоставить конкретную обратную связь. Например, если вы хотите, чтобы ребенок научился мыть посуду, вы не говорите: «Эта посуда грязная», а говорите: «Позвольте мне показать вам, как загрузить посудомоечную машину, чтобы получить наилучшие результаты».

4) Усиление.
Чем сильнее подкрепляется поведение, тем выше вероятность его продолжения. Если вы хотите повысить свою самоэффективность, сосредоточьтесь на том, что вы делаете хорошо, и подкрепите это, похвалив себя.

НЕ ПРИНИМАЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ.

Распространенной ошибкой, которую совершают люди, пытаясь повысить самооценку или самоэффективность, является то, что я называю феноменом «Субботним вечером в прямом эфире». Большинство людей знакомы с интерпретацией Элом Франкеном утверждений Стюарта Смолли о самосовершенствовании: «Я достаточно хорош, я достаточно умен, и черт возьми, люди вроде меня!»

Проблема этого типа позитивного мышления в том, что оно неправдоподобно и поэтому не может изменить самооценку. Моя задача как терапевта, работающего с людьми с низкой самооценкой, состоит в том, чтобы разработать правдоподобные утверждения. В противном случае мои клиенты, скорее всего, ответят: «Вы так говорите только потому, что вы мой психотерапевт». Если я делаю заявление, которое правдоподобно, они с большей вероятностью примут его и воспользуются им. И, очень просто, правдоподобное утверждение — это то, что является правдой.

Таким образом, задача повышения самооценки состоит в том, чтобы разработать правдоподобные утверждения. Говорить себе «я прекрасен во всех отношениях» вряд ли поможет. Однако у вас больше шансов изменить самооценку, если вы сможете определить свои сильные стороны, такие как «Я человек, который готов узнавать о себе и совершенствоваться» или «У меня есть мужество, потому что я сталкиваюсь с чем-то, что мне угрожает». мне очень трудно» или «Я настойчив. Несмотря на то, что счастье ускользает от меня, я продолжаю пытаться».

Обратите внимание, что к этим утверждениям прилагается определенная информация. Они не общие и слишком позитивные. Вместо этого утверждения реалистичны с конкретными причинами, почему они верны. Чтобы изменить самооценку, необходимо создавать такие утверждения. Итак, как это делается?

ШАГИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРАВДОВЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ

1) Напишите отрицательное утверждение, которое вы используете для описания себя. Постарайтесь сделать оператор максимально описательным.

2) Определите, что верно, а что нет в утверждении . У людей часто возникают трудности с этим шагом, потому что они не раскрывают утверждение полностью. В результате утверждение может показаться истинным на первый взгляд, хотя на самом деле оно ложно.

Такие заявления ложны, потому что они подразумевают больше, чем то, что утверждается на самом деле. Так, например, если вы пишете «Я толстый», вы можете возразить: «Это утверждение верно. Согласно стандартам ожирения, я толстый». Однако в заявлении подразумевается нечто большее. Если это утверждение влияет на то, как вы относитесь к себе, то ваше полное утверждение, вероятно, будет примерно таким: «Я толстый, и я никому не нужен, потому что я толстый» или «Я толстый, а значит, я безвольный» или «Я толстый и бесполезный».

Как видите, когда выписано полное утверждение, можно определить, что в нем верно, а что нет. Например, многие люди толстые, но при этом остаются желанными. На самом деле, когда я спрашиваю людей: «Вы когда-нибудь встречали женщину с избыточным весом, которая настолько уверена в себе и привлекательна, что привлекает мужчин, как мух на мед?» большинство людей отвечают: «Да, есть». Таким образом, мы только что продемонстрировали, что толстый сам по себе не делает человека нежелательным, поэтому идея о том, что толстый человек делает вас нежелательным, ложна. Однако вера в то, что вы нежелательны, потому что вы толстая, скорее всего, сделает вас нежелательной, потому что эта вера влияет на то, как вы относитесь к другим.

3) Перепишите заявление, используя факты . Как только вы определите, что является ложью, оставьте эту часть своего утверждения и добавьте то, что является правдой. Кроме того, лучше не использовать отрицательные ярлыки из-за того, что они подразумевают. Вместо слова «толстый» используйте «избыточный вес» или вместо «глупый» используйте «недостаток знаний». Вместо того, чтобы говорить: «Я толстый (и все, что из этого следует)», вы можете сказать: «Может быть, у меня лишний вес, но я хорошо выгляжу». Или: «Возможно, мне не хватает знаний по этому вопросу, но я все равно умный человек».

4) Оценить отчет . Хорошо написанное заявление должно быть чем-то, с чем вы можете согласиться или поверить, и в то же время оно заставляет вас чувствовать себя хорошо. После того, как вы оценили утверждение, вы можете использовать его в качестве утверждения, чтобы помочь улучшить свое отношение к себе. Чем чаще вы используете аффирмацию, тем быстрее вы начнете видеть себя таким. И чем более правдоподобно утверждение, тем больше шансов, что вы его используете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *