Для депутатов Госдумы предлагают ввести возрастной потолок | Статьи
Член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Чиркова разработала и внесла на рассмотрение парламента законопроект, вводящий возрастной ценз для депутатов Госдумы — на момент избрания возраст кандидата не должен превышать 70 лет. Дума не должна быть «предпенсионным» местом, она нуждается в здоровых, энергичных и мобильных представителях, считает автор инициативы.
Согласно законопроекту (имеется в распоряжении «Известий»), изменение предлагается внести в ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ», дополнив ее следующей нормой: «Не имеет права быть избранным депутатом ГД гражданин РФ, достигший на день голосования 70 лет».
Ирина Чиркова считает, что принятие возрастного ценза будет способствовать обновлению парламента, а также позволит сократить издержки, связанные с содержанием депутатов преклонного возраста. По ее мнению, возрастной ценз для парламентариев должен быть таким же, как для госслужащих (согласно действующему законодательству, предельный возраст госслужащих — 70 лет).
— Не рассчитываю на поддержку моей инициативы оппозиционными партиями, поскольку лидеры этих фракций уже не смогут пройти в Госдуму. Надеюсь на понимание со стороны «Единой России» и ОНФ, ведь они активно выступают за экономию бюджетных средств, а на лечении и санаториях-курортах, уверяю, сэкономить можно будет прилично, — рассказала Ирина Чиркова.
В качестве другой причины, по которой нужно ввести возрастной потолок для депутатов, Ирина Чиркова назвала напряженный рабочий график, который не просто дается людям преклонного возраста.
— У депутатов частые и долгие заседания, много перелетов и работа в регионах. Нас же потом обвиняют в том, что депутаты на пленарных заседаниях спят или выглядят уставшими. Просто каждый человек должен рано или поздно завершать свою деятельность. Депутат должен соответствовать времени, быть современным и адекватным, — подчеркнула парламентарий.
По информации Ирины Чирковой, к парламентским выборам 2016 года более 20 депутатов действующей Думы достигнут 70-летия.
Старше 70 лет лидеры парламентских оппозиционных партий Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР). Кроме того, во фракции КПРФ к этому возрасту приближаются или уже переступили этот рубеж Иван Никитчук, Жорес Алферов, Владимир Бортко, Руслан Гостев, Олег Куликов, Святослав Сокол, Виктор Пешков, Валентин Романов и др.
В «Справедливой России» — Юрий Селиванов, Олег Финько, Галина Хованская, Валерий Черешнев.
В «Единой России» — Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон, Валентина Терешкова, Николай Антошкин, Николай Борцов, Николай Горовой, Виталий Ефимов, Геннадий Кулик и др.
Согласно действующему закону о выборах, существует нижний возрастной порог для парламентариев — депутатом не может быть избран человек, не достигший 21-летнего возраста. Год назад первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков предложил повысить проходной возраст до 25 лет. Комментируя инициативу Ирины Чирковой, он заявил, что не видит в ней смысла.
— Значительной экономии это не принесет. А обновление депутатского корпуса должно происходить по другим причинам. В парламент должны избираться в принципе активные люди, — сказал он, отметив, что лучше монетизировать депутатские льготы.
Член комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Василий Шестаков («Единая Россия») идею Ирины Чирковой поддержал.
— Я тоже считаю, раз есть ограничения по разным профессиям, то пусть и для депутатов будут, — заявил он.
Член комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Ян Зелинский (ЛДПР) выразил несогласие с инициативой. По его мнению, на заседаниях нижней палаты парламента спят и люди далеко не преклонного возраста.
— Если кому-то тяжело летать или еще что-то, то он просто не должен избираться депутатом. Знаю очень многих коллег преклонного возраста, которые очень спокойно переносят командировки и перелеты, — отметил он.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что обновлять депутатский состав нужно, но предлагаемая мера вряд ли будет серьезно рассматриваться парламентом действующего созыва, возможно, это произойдет в следующей Думе. Абзалов считает, что более логична и приемлема система квотирования для молодых политиков, чем ограничение предельного возраста.
— В США тоже возрастная система: возглавить какой-либо комитет в раннем возрасте сложно. Это формирует систему геронтократии, при которой посты фактически передаются по возрасту. Политики поздно приходят к системе управления, когда у них уже наработаны связи и они не заинтересованы в серьезных изменениях, а значит, фундаментальное реформирование происходит в такой ситуации очень медленно, — объяснил он. — Систему нужно изменять. Но можно это делать за счет электората. Он готов голосовать за молодых людей. Идея дать дорогу молодым политикам, которые умеют что-то делать, логична. Тем более что их в регионах масса.
Статус и полномочия | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания ‑‑ парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.
Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания ‑‑ парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.
Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»: палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации ‑ глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.
8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенных Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.
1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществлялось соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применялось.
С вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» изменились состав и полномочия Совета Федерации, требования к сенаторам Российской Федерации.
22 декабря 2020 года вступил в силу новый Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно Федеральному закону сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
К кандидатам для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации установлено дополнительное требование, согласно которому кандидатом может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению.
Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.
Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.
Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления в силу такого решения, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает в Совет Федерации письменное заявление, подтверждающее такое решение. Заявление может быть подано однократно. Информация об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, размещается на официальном сайте Совета Федерации в сети «Интернет» не позднее дня, следующего за днем поступления в Совет Федерации заявления.
Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем вступления в силу указа о назначении сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации, направляет указ в Совет Федерации и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Полномочия сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями сенатора Российской Федерации.
Осуществление полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, начинается со дня поступления в Совет Федерации соответствующего заявления.
Полномочия сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации, назначенного указом Президента Российской Федерации, начинаются со дня вступления в силу этого указа.
Совет Федерации является постоянно действующим органом.
Сенаторы Российской Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, первых заместителей и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
Почетным Председателем Совета Федерации избран Е.С.Строев (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.
Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.
Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.
Каждый сенатор Российской Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Сенатор Российской Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первые заместители Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 сенаторов Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.
Советом Федерации образованы:
- Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;
- Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
- Комитет Совета Федерации по международным делам;
- Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
- Комитет Совета Федерации по экономической политике;
- Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
- Комитет Совета Федерации по социальной политике;
- Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
- Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.
Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.
К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
- назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;
- проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;
- проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
- прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
- заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Совет Федерации, равно как и каждый сенатор Российской Федерации, обладает правом законодательной инициативы.
По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.
Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
Статус сенатора Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой сенаторы Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Полномочия и функции Государственной Думы (нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации)
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания. В его состав входят 450 депутатов, избираемых народом России прямым голосованием. 225 депутатов избираются народом по одномандатным территориальным округам, а остальные 225 избираются по системе пропорционального представительства — спискам. Универсальная франшиза для взрослых (минимальный возраст для получения права голоса — 18 лет) одномандатные округа, единый электорат, система единого голосования, тайное голосование и система победы простым большинством голосов являются характерными чертами выборов.
Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года и старше и имеющий право участвовать в выборах. Однако никто не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и Совета Федерации или иного представительного органа, действующего в любой части России. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Депутат не может находиться на государственной службе или заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Парламентские выборы в России: 2007 и 2011 :
РЕКЛАМА:
В декабре 2007 года в России прошли парламентские выборы. В них победу одержала партия Владимира Путина «Единая Россия». Она захватила более 2/3 мест в Государственной Думе, состоящей из 450 депутатов. Она получила 64% голосов избирателей, что значительно больше, чем на последних выборах, на которых эта партия получила всего 38% голосов избирателей.
Членство в парламенте России-2011 :Совет Федерации 166 депутатов Государственная Дума 450 депутатов
4 декабря 2012 года партийная позиция в Государственной Думе:
Партия «Единая Россия» 238
РЕКЛАМА:
Коммунистическая партия-92
Партия «Справедливая Россия-64»
Либерально-демократическая партия-546
Срок полномочий Государственной Думы:Государственная Дума избирается сроком на четыре года. В соответствии со статьей 117 Президент России может распустить его до истечения срока его полномочий. Однако ст. Государственная Дума не может быть распущена в момент, когда она выдвинула обвинения против Президента России и в отношении Президента должна состояться процедура импичмента.
РЕКЛАМА:
При этом он не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения на территории России, а также в течение шести месяцев после истечения срока полномочий Президента России. В случае роспуска Государственной Думы Президент России определяет дату выборов в Государственную Думу нового состава. Однако в любом случае выборы должны быть проведены в течение четырех месяцев после роспуска Государственной Думы.
Обычно после избрания Государственная Дума продолжает оставаться на работе в течение четырех лет. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Они не могут занимать какую-либо другую работу или заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, исследовательской или другой творческой деятельности. Во время своего пребывания в должности депутаты пользуются несколькими иммунитетами.
Депутат не может быть задержан, арестован или подвергнут обыску. Однако он может быть задержан по уголовному делу и подвергнут обыску в случаях, когда это разрешено законом и для обеспечения общественной безопасности. Все дела о снятии депутатской неприкосновенности подлежат разрешению Государственной Думой, действующей по представлению Генерального прокурора России.
Компетенция, полномочия и функции Государственной Думы :(А) Подведомственность Государственной Думе :
РЕКЛАМА:
Статья 103 Конституции определяет компетенцию Государственной Думы.
Включает:
(i) Дача согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства России.
(ii) Решение о доверии Правительству России. Государственная Дума может вызвать падение Правительства, отклонив внесенное Правительством постановление о доверии.
РЕКЛАМА:
(iii) Решение о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка России.
(iv) Решение о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины ее состава аудиторов.
(v) Решение о назначении и освобождении от должности Уполномоченного (Министра) по правам человека.
(vi) Решение об амнистии.
РЕКЛАМА:
(vii) Нивелирование обвинения в импичменте против Президента России.
(viii) Принятие решений по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией России.
Решения или постановления по этим вопросам могут быть приняты большинством голосов депутатов Государственной Думы.
Законодательные полномочия Государственной Думы :Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России и законодательные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы, т. е. могут предлагать законодательные меры. Кроме того, Конституционный Суд России, Верховный Суд России и Высший Арбитражный Суд России также обладают правом законодательной инициативы в отношении своих юрисдикций.
РЕКЛАМА:
Мероприятия по законотворчеству т.е. законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты по финансовым вопросам, в т.ч. Введение или отмена или уменьшение налогов, платежей в бюджет, а также изменение финансовых обязательств России могут быть внесены в Государственную Думу только соответствующим постановлением Правительства России. Законопроекты рассматриваются и принимаются Государственной Думой большинством голосов всех ее депутатов.
После этого они в пятидневный срок после прохождения Государственной Думой направляются на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации должен принять решение в течение четырнадцати дней. В случае принятия закона большинством голосов он становится законом. В случае непринятия Советом Федерации решения по федеральному закону по истечении 14 дней соответствующий федеральный закон считается принятым им.
В случае отклонения Советом Федерации такого федерального закона для разрешения разногласий двумя палатами создается согласительная комиссия. После этого закон снова рассматривается Государственной Думой. В случае сохранения разногласий и повторного принятия Государственной Думой соответствующего закона большинством в 2/3 от общего числа ее депутатов соответствующий закон становится законом.
Конституция предоставляет Совету Федерации свободу не принимать никаких решений по федеральным законам, принятым Государственной Думой. Они становятся действиями по прошествии четырнадцати дней. Однако Конституция в соответствии со статьей 106 обязывает Совет Федерации рассматривать отдельные виды законов как принятые Государственной Думой.
К таким законам относятся:
(а) Федеральный бюджет
РЕКЛАМА:
(b) Федеральные налоги и сборы,
(c) Финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование и денежная эмиссия,
(г) Ратификация и денонсация международных договоров России,
(д) Статус и охрана государственной границы России,
(е) Война и мир.
Далее федеральный закон, принятый Федеральным Собранием в установленном порядке, направляется на подпись и опубликование Президенту России. Каждый закон, рассмотренный и принятый Государственной Думой и Советом Федерации, направляется Президенту в пятидневный срок после его принятия.
РЕКЛАМА:
Президент может подписать этот закон в течение 14 дней, и в этом случае он становится законом и публикуется. В случае отклонения Президентом федерального закона в течение 14 дней и возвращения его на повторное рассмотрение Государственная Дума и Совет Федерации обязаны его повторно рассмотреть. Если после повторного согласования соответствующий федеральный закон повторно принят двумя палатами большинством не менее 2/3 их общего числа, Президент должен подписать и опубликовать федеральный закон в течение семи дней. Таким образом, Президент России может применять отлагательное вето на федеральные законы, принятые двумя палатами Федерального Собрания.
Кроме того, Государственная Дума и Совет Федерации совместно обладают полномочиями принимать федеральные конституционные законы по вопросам, предусмотренным Конституцией России. Такие федеральные конституционные законы (поправки) должны быть приняты двумя палатами квалифицированным большинством голосов. Федеральный конституционный закон должен быть принят Советом Федерации большинством не менее чем в 3/4 от общего числа его членов, а Государственная Дума — большинством в 2/3 от общего числа ее членов.
Когда обеими палатами большинством голосов принимается федеральный конституционный закон, он направляется на подпись Президенту России. Президент обязан подписать и опубликовать такие федеральные конституционные законы в течение 14 дней. Он не пользуется приостанавливающим вето в отношении таких законов.
Положение Государственной Думы :Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания России. Он представляет народ России. Это национальная, народная, демократическая и избираемая прямым голосованием палата Федерального собрания. Он обладает большими законодательными и финансовыми полномочиями. Он может отменить несогласие Совета Федерации.
Фактически верхней палате Федерального Собрания, т.е. Совету Федерации, отведена меньшая роль в сферах обычного законотворчества, а также в отношении финансового законодательства. Позицию Госдумы можно выгодно сравнить с индийской Лок Сабха и британской Палатой общин. Все федеральные законы, как обычные, так и финансовые, исходят из Государственной Думы.
Статья 104 гласит: «Проекты законов вносятся в Государственную Думу. Кроме того, за Государственной Думой остается последнее слово по всем федеральным законам. Совет Федерации может в лучшем случае вызвать отсрочку принятия законов».
РЕКЛАМА:
Государственная Дума может вызвать падение Правительства России, отклонив его вотум доверия.
Таким образом, Государственная Дума — могущественная палата. По сравнению с Советом Федерации Государственная Дума занимает более высокое и могущественное положение.
Государственная Дума и Совет Федерации вместе образуют Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации. Конституция определяет его как высший представительный законодательный орган Российской Федерации.
Однако Федеральное Собрание не является суверенным органом:
(i) Федеральное Собрание должно действовать в соответствии с положениями Конституции России, которая является высшим законом страны.
(ii) Президент России может применять отлагательное вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Иногда, когда президент пользуется поддержкой подавляющего большинства членов Федерального собрания, его двум палатам может быть очень трудно преодолеть отлагательное вето.
РЕКЛАМА:
(iii) В некоторых случаях Президент России может распустить Государственную Думу до истечения срока ее полномочий.
(iv) Конституционный Суд России может осуществлять судебный надзор за законами, принятыми Федеральным Собранием.
(v) Две палаты Федерального Собрания могут принимать федеральные конституционные законы, но только очень большим большинством — 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа членов Государственной Думы.
(vi) Федеральное Собрание может издавать законы только по вопросам, определенным Конституцией в соответствии со статьями 71 и 72.
(vii) Никакой федеральный закон не может нарушать какой-либо федеральный конституционный закон [статья 76(3)].
Таким образом, Федеральное Собрание России является федеральным, демократическим и общенациональным законодательным органом. Он занимает прочное и престижное положение в российской политической системе. Однако он не является ни суверенным, ни очень могущественным законодательным органом.
Признает ли Россия самопровозглашенные сепаратистские республики на востоке Украины?
19 января 11 депутатов Государственной Думы, нижней палаты российского парламента, зарегистрировали законопроект о признании независимости двух сепаратистских государств на востоке Украины, которые с 2014 года воюют с Киевом при существенной, но необъявленной поддержке Москвы. Документ, выдвинутый членами Коммунистической партии, появился на фоне роста напряженности вдоль границы с Украиной и в оккупированном Крыму, поскольку Россия продолжает наращивать вооруженные силы, требуя, чтобы коллективный Запад согласился с предложениями изменить порядок европейской безопасности, чтобы это нравится.
Это не первый случай, когда российские парламентарии добиваются официального признания так называемых Донецкой и Луганской Народных Республик (сокращенно ДНР и ЛНР соответственно). В 2014 году депутаты от партии развернули неудавшуюся кампанию по сбору подписей в поддержку признания независимости территорий, которые должны были быть переданы на рассмотрение президенту Путину. Между тем, партия «Справедливая Россия» призвала в том же году признать независимость государств и включила это в последующие партийные платформы. В последующие годы среди российских законодателей возникли дальнейшие дискуссии о признании, и правительство сделало шаг в этом направлении в 2017 году, когда президент Путин подписал указ о признании действительными некоторых документов, выданных самопровозглашенными властями в Донецкой и Луганской областях. . Он также недавно упростил процедуры для товаров, произведенных на территориях, которые будут продаваться на российском рынке, упростив таможенные процедуры и сделав их доступными для государственных закупок наравне с продукцией российского производства. Однако ни одна из этих предыдущих попыток не дошла до рассмотрения в парламенте.
Законопроект пройдет первый уровень рассмотрения в Совете Думы в феврале. Если он получит достаточную поддержку, будет назначен комитет для подготовки законопроекта к обсуждению на пленарном заседании. Пока законопроект пользуется поддержкой Коммунистической партии и «Справедливой России», которые вместе занимают лишь 19 процентов мест в нижней палате российского парламента. Спикер Госдумы Вячеслав Володин намекнул, что некоторые члены путинской партии могут поддержать эту меру, когда он заметил, что «для членов фракции «Единая Россия». . . вызывает озабоченность вопрос безопасности российских граждан и соотечественников, проживающих в ЛНР и ДНР». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков преуменьшил значение законопроекта как попытки партий меньшинства набрать политические очки и подчеркнул важность предотвращения шагов, которые могут привести к росту напряженности в такое непростое время. Однако другое недавнее заявление было гораздо менее категоричным и намекало на то, что вопрос о правовом статусе территорий в России может стать предметом обсуждения, если дипломатические переговоры в умирающем минском формате не продвинутся.
Роль КПРФ во внесении законопроекта — и готовность спикера Госдумы вынести его на обсуждение — может свидетельствовать о том, что вопрос о признании ДНР и ЛНР находится на рассмотрении в высших эшелонах власти, но не принято окончательное решение по этому вопросу.
Почему Россия может рассмотреть вопрос о признании этих территорий сейчас?Это предложение поступило в то время, когда существующие российские средства давления на Украину — Минские соглашения — похоже, утратили свою эффективность. Важно отметить, что соглашения предусматривают возможное возвращение удерживаемых сепаратистами территорий Украине, поэтому для России признание их независимости было бы равносильно отказу от сделки. Россия не скрывает своего недовольства выполнением Украиной соглашений, которые были подписаны в 2014–2015 годах после того, как Украина потерпела серьезные неудачи на поле боя, и дает России рычаг влияния на внутреннюю и внешнюю политику Украины, удерживая страну в рамках своих орбита. Однако высшие кремлевские чиновники с 2014 года отказываются рассматривать вопрос о признании независимости самопровозглашенных республик, поскольку это позволило бы Киеву уйти от своих обязательств по Минским соглашениям. Тем не менее именно творческая интерпретация Россией своей собственной роли — что она является просто гарантом соглашений без собственных обязательств по выполнению, несмотря на то, что она подписала их — стала главным фактором тупика. Компромисс необходим для решения сложных аспектов соглашений, таких как порядок вывода войск, восстановление контроля Украины над государственной границей в связи с проведением внеочередных выборов в районах, удерживаемых сепаратистами, и следует ли амнистировать тех, кто подняли оружие против государства. Однако позиция России не дает Украине места для торговли дипломатией и вместо этого предполагает, что Киев в один прекрасный день примет предложения России в полном объеме. Неудивительно, что переговоры зашли в тупик.
Как справедливо заметил министр иностранных дел Украины, признание Россией самопровозглашенных республик фактически означало бы ее выход из Минских соглашений. Насколько это важно для Москвы? В условиях, когда Минский процесс заходит в тупик, Кремлю может быть удобнее выйти из этих рамок, основанных на понимании того, что Донецкая и Луганская области являются и останутся частью украинского государства. Высокопоставленные чиновники в Москве — вместе со своими доверенными лицами на Донбассе — обвинили Киев в нарушениях, свидетельствующих о его фактическом выходе из Минских соглашений, но эти аргументы ограничились риторической сферой. Если бы Россия сделала этот аргумент официальной позицией правительства, то сняла бы главный блок по признанию независимости территорий.
Достижение целей без войны, с внутренним бонусомПодход, предложенный коммунистами, дает России определенные преимущества. Во-первых, поскольку переговоры по требованиям безопасности России зашли в тупик, официальное признание ЛНР и ДНР могло бы дать Путину относительно простой способ изменить статус-кво в пользу России без (обязательно) вовлечения 127-тысячных российских войск, которые в настоящее время окружают Украину. Председатель комитета Госдумы по отношениям с соседними государствами уже указал, что признание независимости государств может быть частью «плана Б» России на случай провала переговоров. Если Россия захочет дать больше времени переговорам, а также усилит давление, чтобы заставить Запад принять хотя бы некоторые из ее основных позиций, тогда признание государственников может быть рассмотрено в Кремле как соответствующий следующий шаг. Если Украина и Запад пойдут на существенные уступки на этом этапе, тогда Путин сможет провозгласить победу в нынешнем противостоянии и вывести свои силы, а не рисковать нарастающей эскалацией с непредсказуемыми последствиями. Если дипломатический тупик останется после признания Россией ДНР и ЛНР, то вариант применения военной силы все равно останется на столе переговоров.
Во-вторых, признание самопровозглашенных республик могло бы укрепить имидж Путина как защитника русского народа. Он неоднократно подтверждал приверженность российского государства защите россиян за границей, и в результате его многолетних усилий по раздаче паспортов жителям удерживаемых сепаратистами районов Украины сейчас там насчитывается около 600 000 владельцев российских паспортов. Путин также заявил в печально известной статье от июля 2021 года, что украинцы и русские на самом деле являются одним народом и что украинцы находятся в заложниках у злонамеренного правительства, контролируемого Западом, которое превратило их страну в «антироссийский проект». Соответственно, если бы ЛНР и ДНР были признаны независимыми государствами, то Путин достиг бы своей цели по созданию «пророссийской Украины», которая принимает и приветствует ассимиляцию со своим более крупным соседом и, предположительно, имеет право на его защиту.
Наконец, в игру могут вступить домашние соображения. Коммунистическая партия пожинала плоды инициативы Алексея Навального «Умное голосование» на выборах в Государственную Думу 2021 года, но больше всех проиграла в результате манипулирования Кремлем на выборах. Внесение своего предложения и заручившись поддержкой «Единой России», может дать Кремлю возможность добиться сближения с потенциально своенравным членом российской «системной оппозиции». Как отмечает Марк Галеотти, предложение исходит от группы ветеранов-политиков, представляющих старую гвардию партии. Поддержка их инициатив может повысить их авторитет в партии и подорвать надежды парламентариев-коммунистов, которые могут подумать о том, чтобы бросить настоящий вызов Кремлю, а не служить простой «витриной» политической оппозиции.
Имеет ли смысл признание?Пожалуй, самым большим минусом признания для России является тот факт, что она безвозвратно потеряет возможность, предоставленную Минскими договоренностями, влиять на политический курс Украины изнутри. Хотя на данный момент процесс кажется безнадежно застопорившимся, Россия может решить, что возможность того, что Украина однажды будет вынуждена выполнять соглашения в соответствии с их пониманием Россией, стоит держаться, какой бы маловероятной она ни казалась. Напротив, признание Москвой так называемых республик отменило бы любые обязательства Украины по предоставлению особого статуса регионам и предоставило бы ее представителям более высокое положение в процессе принятия решений, что, возможно, освободило бы страну для решительного сдвига в западном направлении.
Кроме того, признание ЛНР и ДНР не приблизит Россию к достижению других политических целей, которые она представила Западу: прекращение расширения НАТО, свертывание существующего присутствия альянса в Центральной и Восточной Европе, предотвращение развертывания наступательных вооружений в районах, близких к России, прекращение военной помощи Запада Украине и, в более широком смысле, переговоры о новой архитектуре европейской безопасности, в которой Москва будет играть более важную роль.
Более того, за признание приходится платить экономически, и Россия может также не захотеть брать на себя дополнительные финансовые обязательства в то время, когда ее экономическое будущее выглядит шатким. Согласно отчету Международной кризисной группы, в 2017 году украинские официальные лица подсчитали, что Россия обеспечивает 50 процентов доходов бюджета в ДНР и 80 процентов в ЛНР. Сообщается, что в течение следующих трех лет Россия планирует потратить 12,4 миллиарда долларов на финансовую поддержку территорий, удерживаемых сепаратистами. Это незначительная сумма по сравнению с ее ВВП в 1,5 триллиона долларов в 2020 году, но, тем не менее, это убыточная инвестиция, и она становится все хуже, поскольку все больше заводов и угольных шахт закрываются, а утечка мозгов усиливается. Признание навсегда заставит Россию оплачивать эти расходы. Прогнозируемый экономический рост страны на 2022–2023 годы уже вялый, и масштабы западных санкций, вызванных текущим кризисом, могут привести к тому, что эти цифры станут отрицательными. В долгосрочной перспективе России грозит массовая потеря экспортных доходов из-за глобальных тенденций декарбонизации. Более хладнокровные в Кремле могут внушить Путину, что сейчас не время делать ставку на признание в качестве стратегии разрешения противостояния с Западом, в то время как более циничные могут предположить, что лучше оставить Киев обремененным высокой стоимостью реинтеграции своих восточных регионы, как только пушки замолкают.
Варианты политики для Украины и ЗападаВопрос о том, продвинется ли законопроект коммунистов, горячо обсуждается в России и пока не имеет четкого ответа. Возможно, угроза признания является для России гораздо более действенным инструментом в нынешнем кризисе, чем само признание. Тем не менее, Соединенным Штатам, их западным союзникам и Украине было бы разумно подготовиться к такому курсу действий, поскольку некоторые сценарии, приводящие к признанию Россией ДНР и ЛНР, остаются жизнеспособными. Среди них представители западной разведки в последние недели предупреждали о возможности проведения Россией операции под чужим флагом в Украине. Достаточно ужасный инцидент может дать России повод заявить, что предполагаемые действия Украины делают Минские соглашения недействительными, не оставляя России другого выбора, кроме как признать ДНР и ЛНР и оказать открытую военную помощь для защиты жителей от дальнейшей агрессии. (У этого сценария может быть прецедент, но он остается спорным.)
Администрация Байдена должна провести немедленные переговоры с коллегами в Киеве и других европейских столицах, чтобы разработать планы скоординированного реагирования на такой шаг. Пока что Запад сосредоточился на сдерживании военных действий России на Украине, но не совсем ясно, как он отреагирует, если Кремль признает Донецк и Луганск независимыми государствами. Поскольку этот акт не соответствует трансграничному вторжению, против которого предостерегают Соединенные Штаты и их союзники, европейские государства, которые колеблются в вопросе о санкциях из-за потенциального воздействия на их собственную экономику, могут поддаться искушению принять слабый ответ. Разработка совместного плана на случай непредвиденных обстоятельств для этого события поможет укрепить доверие союзников и партнеров.
Следует также недвусмысленно подтвердить, что Донецкая и Луганская области являются неотъемлемыми частями Украины, что «референдумы» 2014 года о самоуправлении, которые были организованы пророссийскими сепаратистами в этих двух областях, не имеют никакой юридической силы, и что признание этих результатов Россией или другим государством повлечет за собой штрафные санкции. Точный характер этих наказаний может оставаться неясным, чтобы сохранить максимальную гибкость в сдерживании большей угрозы возобновления российского наступления на Украине.
В то же время эксперты по дезинформации в правительстве и гражданском обществе должны отслеживать заявления российских официальных лиц, тенденции в социальных сетях и комментарии представителей СМИ по вопросу признания. Они должны действовать быстро, чтобы выявить и нейтрализовать сообщения, которые Россия может использовать для оправдания попытки бросить вызов суверенитету Украины над ее восточными регионами. Эти сообщества должны продолжать бороться с ложными нарративами о планах Киева совершить «геноцид» или широкомасштабное насилие против своих граждан. Такие сообщения используются для того, чтобы запугать жителей удерживаемых сепаратистами территорий, заставив их поверить в то, что они должны принять защиту России от несуществующей угрозы.
Наконец, США, Украина и европейские партнеры должны продолжать подчеркивать свою заинтересованность в достижении мирного урегулирования конфликта на востоке Украины и в нахождении дипломатического выхода из тупика, связанного с последними требованиями России. Украинские официальные лица также должны продолжать подчеркивать свою приверженность служению всем украинцам, в том числе живущим по другую сторону линии соприкосновения, и построению инклюзивного и демократического общества.
Эндрю Лохсен — научный сотрудник программы «Европа, Россия и Евразия» Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия
Комментарий подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).
© 2022 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.