Рефлексия это что такое: Рефлексия в психологии: что это простыми словами

Содержание

Рефлексия в психологии: что это простыми словами

Приветствую Вас, друзья!

Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки. К сожалению, рефлексия часто оказывает слишком сильное воздействие на наше настроение. Нам свойственно обдумывать неактуальные события, затрачивая на это массу времени и эмоциональной энергии. В этой статье мы поговорим о том, что такое рефлексия, как она проявляется, и как научиться использовать рефлексию с пользой. Итак,

Что такое рефлексия?

В психологии рефлексией называют способность человека оценивать самого себя как уникальную личность в рамках социума, частью которого он является. Она включает много аспектов, таких как осознание собственного предназначения, оценка своих моральных и нравственных качеств, переосмысление поступков.

Философ и антрополог Пьер Тейяр де Шарден говорил, что рефлексия подразумевает не только наличие определенных знаний,

но и способность анализировать и оценивать уровень этих знаний. Рефлексируя, человек пытается посмотреть на себя со стороны. Он оценивает, насколько адекватным, моральным и нравственным выглядит его поведение для окружающих.

Также рефлексия подразумевает внутреннее самопознание, осознание собственной уникальности, поиск предназначения, стремление определить свою ценность для мира. Это важный механизм формирования личности, определяющий поведенческие шаблоны. Он влияет на восприятие, реакцию на окружающие события, принятие решений и прочие индивидуальные аспекты поведения человека.

Как проявляется рефлексия?

Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями. Это обеспечивает развитие одной из важнейших составляющих нашего интеллекта – умения предвидеть последствия собственных поступков.

Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:

  • избавление от разрушительных и просто нежелательных мыслей;
  • формирование логичного мышления;
  • улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
  • понимание собственных преимуществ и недостатков;
  • развитие самокритичности;
  • формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
  • обучение планированию;
  • поиск решения сложных задач;
  • нахождение скрытых талантов и способностей.

Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.

Для чего нужна рефлексия?

Пытаясь определить, что такое рефлексия, ученые пришли к выводу, что её важнейшая функция – самопознание. Контактируя с окружающим миром, наблюдая реакцию людей на собственные поступки и сравнивая их поведение со своим, человек формирует набор требований к себе – своеобразный свод правил, которых он стремится придерживаться.

Рефлексия необходима, чтобы накапливать жизненный опыт и реагировать на внешние события не аффективно, а взвешенно и обдуманно. Человек постоянно наблюдает за своим настроением и самочувствием, вовремя отслеживания появление определенных эмоций, разбираясь с ними и осознанно подбирая наиболее адекватный вариант реагирования.

В некоторых ситуациях человеку приходится обращаться к психотерапевту, чтобы понять как у него сформировались определенные чувства. Развитая способность к рефлексии даёт возможность понимать подобные вещи самостоятельно. Она значительно улучшает понимание причинно-следственных связей и временных зависимостей. У большинства людей такое понимание определяется эмоциями, поэтому довольно часто оказывается неправильным.

Человек с развитой способностью к рефлексии может черпать знания из всех происходящих событий. Он учится лучше понимать собственный внутренний мир, обнаруживает новые особенности своего характера, открывает в себе скрытые таланты, способности и предрасположенности.

Но иногда самоанализ может вызывать резкие негативные эмоции. Если человек слишком болезненно воспринимает собственные ошибки, рефлексия может провоцировать развитие комплексов и прочих проблем с психическим состоянием. В таком случае рекомендуется обратиться к психотерапевту, который поможет взять рефлексию под контроль и избавиться от её негативных проявлений.

Формы и виды рефлексии

Как мы уже выяснили, рефлексия – это комплексный процесс, способный привести как к развитию, так и к разрушению личности. Чтобы лучше понять, почему так происходит, рассмотрим основные формы рефлексии, которые выделяет психология. Есть несколько подходов к классификации.

По виду влияния на личность выделяют два вида рефлексии:

  1. Конструктивный самоанализ. Эта форма рефлексии помогает лучше понять собственный внутренний мир, скорректировать поведение, избежать повторения ошибок и обнаружить в себе новые способности.
  2. Деструктивный самоанализ. Такую форму рефлексии часто называют «самокопанием», подразумевая бессмысленные переживания из-за старых ошибок. Человек зацикливается на проблеме, постоянно усиливает в себе чувство вины, чувствуя беспомощность и безысходность.

По времени осмысливаемых событий выделяют 3 вида рефлексии:

  1. Ситуационная. Анализ проблемы, актуальной в данный момент.
  2. Ретроспективная. Осмысление событий из прошлого.
  3. Перспективная. Планирование действий, оценка вероятности успеха и предугадывание возможных ошибок.

В зависимости от объекта, подвергающегося осмыслению, выделяют 4 вида рефлексии:

  1. Саморефлексия. Осмысление собственного внутреннего мира, переживаний и эмоций.
  2. Коммуникативная. Анализ взаимодействия с окружающими людьми.
  3. Саногенная. Осмысление собственных эмоций с целью взять их под контроль, чтобы минимизировать бессмысленные душевные страдания.
  4. Интеллектуальная
    . Обдумывание имеющихся и необходимых знаний, поиск возможностей для их практического применения.

Хорошо понимая, что такое рефлексия и как она работает, можно научиться управлять различными её формами. Правильное совмещение и комбинирование этих форм позволяет добиться наилучших результатов в самопознании. Важно учитывать, что для разных ситуаций нужно использовать разные комбинации.

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Заключение

Рефлексия – это способность, присутствующая у человека, но отсутствующая у животных. Это важнейший механизм самосовершенствования, позволяющий нам оценивать собственное поведение со стороны. Но не все формы рефлексии идут на пользу. Если человек реагирует на определенные события слишком болезненно, рефлексия превращается в самокопание – деструктивный процесс, выжигающий эмоциональную энергию и наносящий серьезный вред психическому здоровью. К счастью, можно научиться рефлексировать правильно.

А помогут в этом несложные упражнения, рассмотренные нами сегодня.

Что Это Такое? (Виды и Важность Рефлексии)

Этот термин часто применяют к страданиям интеллигенции, но рефлексия что это такое в психологии – более обширная тема. Оказывается, многие из нас любят рефлексировать на досуге, вспоминая упущенные возможности. К тому же многие хотят развивать себя, особенно сейчас, когда это стремление стало популярным. Чтобы личность преуспела в данном процессе, необходимо самопознание. Этим процессом как раз и управляет рефлексия.

Краткое содержание:

Что такое рефлексия?

Значение слова «рефлекс» (лат. reflexus) помнят почти все ещё из школьной программы – это неосознанная механическая или натренированная реакция на внешнее воздействие – отражение. Слово «рефлексия» (лат. Reflexio) имеет другое значение – обращение назад, оборачивание.

Для лучшего понимания постараюсь изложить: явление рефлексия, что это такое простыми словами. Это анализ и осмысление своего внутреннего мира, можно сказать, что это инвентаризация своих резервов. В список которых входят: эмоции, чувства, мотивы, цели, поступки, установки, оценка отношений.

Это явление трудно назвать только мыслительной работой. Здесь всё взаимосвязано, духовная сфера, размышления, эмоциональная составляющая и оценка всего происходящего или произошедшего в прошлом. Это не врождённая способность, как рефлекс, а приобретённое умение заниматься самопознанием и самооценкой.

Что такое рефлексия в общем смысле – это анализ своей личности. Процесс может протекать неприятно и болезненно, поскольку самокритика и осмысление причин, мотивов совершённых поступков могут доставить дискомфорт. Но данный процесс необходим для успешного развития человека как личности. Без рефлексии нельзя стать лучше и избежать повторения ошибок, совершённых в прошлом.

Рефлексия — это в психологии означает набор размышлений, взгляд, обращённый в прошлое. Более точное определение трактуется как самоуглубление, познание собственной личности, путешествие в недра своей психики. К слову, на этом явлении основаны многие фильмы, снятые известными режиссёрами. Данный приём часто используется для создания захватывающего ретроспективного сюжета и неожиданной развязки в конце.

Понятие рефлексия вошло в обиход ещё со времён Античной философии. Но более подробно данным вопросом занялись в 20 веке. Основоположником полноценного изучения стал психолог А.Буземан. По его теории рефлексивный — это переносящий переживания из внешнего, в мир внутренний. Животные не умеют вспоминать и осознавать свои инстинкты и анализировать полученные знания.

Рефлексивная функция – признак развитой личности, присущей только человеческому виду. Нам необходимо углубляться в смысл своей жизни, и анализировать происходящее вокруг. Умение оценивать свои возможности порой становится причиной депрессий и других эмоциональных состояний.

📽 Рефлексия: видео в тему

Виды рефлексии

Существуют разные виды рефлексии в психологии, которые используют для разных ситуаций.

✔Интеллектуальная​

Этот вид означает размышления о накопленных знаниях и способах их применения в реальных ситуациях. ​

✔Коммуникативная

При данном явлении человек проводит анализ собственных взаимоотношений с окружающим миром, в том числе с разными людьми, входящими в этот круг родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми.

✔Саморефлексия​

Глубокий процесс погружения в очень личные размышления.

✔Саногенная

Характеризуется попытками взять под контроль ситуацию, вызывающую стресс. Желание избавиться от негативных эмоций, чувств и переживаний.

Кроме того, существуют ещё разные типы рефлексии. Деление происходит в зависимости от направления сознания:

  • Личностный тип. Связан с переоценкой ценностей, анализом эмоций. В компоненты, которые служат предметом анализа, входят: способности, возможности, идеалы, цели, потребности и мотивы.
  • Логический тип. Самый рациональный из всех представленных. Направление такой рефлексии – познавательные процессы. Она взаимосвязана с самооценкой мышления, его особенностей и отличительных черт.
  • Когнитивный тип. Используется в области обучения и получения новых знаний. Направлен на изучение качества приобретённой информации и насколько она соответствует предъявленным требованиям учителей. Способствует расширению кругозора, помогает адекватно оценить собственный профессиональный уровень.
  • Межличностный тип рефлексии. Направлен на осмысление взаимоотношений с другими людьми, анализом конфликтов и социального взаимодействия.
  • Социальный тип. Это понимание того, какие чувства мы вызываем у окружающих. Это способность анализировать свои поступки, реакцию и умение корректировать собственное поведение.

Способность к рефлексии — это ещё и умение анализировать прошлые события и предвидеть их развитие в будущем. Поэтому существуют два вида рефлексии, которые разделяют по времени:

1. Рефлексия ретроспективная. Это осознание и осмысление произошедших событий, оценка своего поведения, поступков, ошибок. Мы осознаем причины произошедшего и пытаемся извлечь уроки, которые пригодятся в будущем, при возможном повторении ситуации.

2. Рефлексия перспективная. Это означает взгляд в будущее. Логическим способом мы пытаемся рассчитать развитие событий, оцениваем свои возможности. Без этого вида невозможно заниматься планированием и выбором самых эффективных стратегий.

Почему рефлексия так важна?

Итак, для чего нужна рефлексия нам, обычным людям, проживающим свою жизнь в этом мире? Оказывается, эта способность может как значительно облегчить существование, так и усложнить его. Всё зависит от того, как именно использовать этот вид деятельности. Несомненно, одно – она открывает перед нами новые возможности и делает жизнь богаче, интереснее. Не говоря уже о том, что это явление служит неисчерпаемым источником вдохновения для творческих и креативных людей.

Роль рефлексии в жизни человека:

► Появляется возможность взять под контроль собственное мышление. Человек ищет правильное русло для своих размышлений и действий.

► С рефлексией связана способность к самокритике. Это позволяет увидеть собственные недостатки, проводить анализ ошибок и работу по их исправлению.

► Благодаря самоанализу можно избавиться от негативных мыслей, тяжким грузом лежащих в голове и отравляющих нашу жизнь.

► С рефлексией возможен анализ ситуаций, происходящих в жизни и возможность сделать логические выводы.

► Осознание ошибок, совершённых в прошлом, помогает заниматься саморазвитием, воспитанием в себе стрессоустойчивости и обретение индивидуальной позиции.

Рефлексия способствует росту личности. Человек получает возможность изменяться и извлекать уроки из своих ошибок, чтобы избегнуть их повторения. Если же человек не наделён способностью к рефлексии, он повторяет свои ошибки, трагически «наступая на одни и те же грабли». При этом не понимает причины своего плачевного положения.

Примеры рефлексии в психологии

Быстрый темп современной жизни и поток информации, льющийся отовсюду, часто не оставляет возможности для раздумий над серьёзными вопросами бытия. В реальности есть много возможностей для развития рефлексии внутри себя.

Рефлексия в психологии примеры из жизни:

▪️Наблюдение матери за ребёнком. Если она видит в нём отражение своего поведения, это тоже форма самоанализа.

▪️Чтение художественной литературы. Сопереживание героям книги, согласие или несогласие с их поступками, примерка ситуации на себя – это также оценка своих возможных действий.

▪️Раскаяние после ссоры или сожаление о негативной реакции. Эмоции, взятые под контроль и поиск их причин – это одно из проявлений самоанализа.

▪️Учителя занимаются рефлексией ежедневно, в силу своей профессии. Они проводят оценку всех этапов, анализируют возникшие сложности для удаления препятствий и исправления ошибок. Овладение этим процессом позволяет значительно повысить профессиональный уровень педагога.

Склонность к рефлексии бывает врождённой или приобретённой. Это умение можно в себе развить, пользуясь некоторыми методиками.

Например, анализируя просмотренный фильм, прочитанную книгу. Помогают размышления над жизненными ситуациями и вопросы, которые человек задаёт себе после разных событий.

Есть люди, которые не придают значения этому явлению. Они оставляют без внимания анализ собственных поступков и действий. Результат такого поведения – зацикливание в привычной схеме поведения. Это приводит к плохим взаимоотношениям с людьми, конфликты с самим собой и даже открывает ворота психическим заболеваниям. Научиться правильно рефлексировать можно самому или с помощью специалиста.

Заключение

Всё, что влияет на способность человека к рефлексии, заключено в нашей жизни. Это умение закладывается с самого раннего возраста.

  • Осознание себя начинается в три года и это точка отсчёта для начала самоанализа, хотя он находится ещё в зачаточном состоянии.
  • Следующий ключевой момент – поступление в школу. Адаптация в обществе, оценочная система и учебная деятельность способствуют началу осознанного самоанализа.
  • В подростковом возрасте закладываются навыки самооценки. Гормональные «качели» и резкое взросление могут дезориентировать ребёнка. Для правильного формирования рефлексивной деятельности требуется участие старшего поколения.
  • В ранней юности правильно сформированная способность проявляется уже в полной мере. Накопление опыта рефлексивной деятельности продолжается и в последующие годы. Происходит освоение её новых видов и углубление самоанализа.

Если по какой-то причине навык не был приобретён или он недостаточно развит – всегда есть возможность двигаться в этом направлении. Примером тому может служить герой книги Джека Лондона Мартин Иден. Но он совершил роковую ошибку, которой можно избежать.

Важно научиться использовать данную способность как инструмент саморазвития, а не угнетение собственной личности. Излишнее самокопание и выискивание негатива только вредит человеку.

Параллельно с осознанием ошибок нужно заниматься изучением своих сильных сторон – это позволяет сохранить внутреннее равновесие, которое нам необходимо для сохранения душевного здоровья.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Похожие статьи:

Рефлексия — это… Что такое Рефлексия?

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно П. Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Э. Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»

[1]

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».[2]

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

Общее понимание

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Рефлексия, в одной из весьма общих и абстрактных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, мышления, сознания, технологии и др.), и участвующая в этом процессе, например, посредством снятия затруднений в его функционировании.

В обиходном, а также в некоторых контекстах — в психологическом смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одном из пониманий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

На рефлексии построены также некоторые специализированные модели в военном деле (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы).

Определения рефлексии

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль (или направленная на саму себя). Возможно, сущность рефлексии — не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия, в некоторых подходах может рассматриваться как генетически вторичное явление, возникающее из практики[источник не указан 612 дней]. Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма (потребность). Рефлексия, в таком случае — это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя, но и как обращённость практики на себя[источник не указан 612 дней]. В этом смысле рефлексия производна от прекращения практики.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И.  Н. Семёнов, С. Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).

Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило таким исследователям, как С. Ю. Степанов и И. Н. Семёнов, разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения развертывания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т. н. «задач на соображение») привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане — экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане — ситуативной, ретроспективной и проспективной.

Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяет, по мнению Е.  П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии.

У такого классика философской мысли, как Э. Гуссерль, как отмечает А. В. Россохин, рефлексия оказывается «способом видения», включённым при этом в сам метод описания, и, кроме того, она трансформируется в зависимости от объекта, на который направлена (например, рефлексия фантазии сама должна быть фантазией, рефлексия воспоминания — воспоминанием).[3]

Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты

Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):[4][5]

  • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.
  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания. Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние.»[6]

Виды рефлексии

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:[7]

  • Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
  • Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
  • Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

Психологические характеристики рефлексии

  • Способность рефлексии изменять содержания сознания.
  • Способность рефлексии изменять структуры сознания (согласно А. В. Россохину).[6]

Рефлексия в физике

В физике понятие рефлексии используется в рамках квантовой теории.

В отношениях физического наблюдателя, измерительного прибора и измеряемой системы можно различать несколько теоретических позиций. Согласно одной из них квантовое измерение — это частный случай взаимодействия квантовых систем.

«Для всех практических нужд» в квантовой теории достаточно перечисления вероятностей исходов экспериментов, способности теории предсказать исход будущего эксперимента по результатам прошедших. Одна из главных трудностей в последовательной реализации этих представлений — это обратимость времени в уравнении Шрёдингера, его линейность и детерминистический характер/необратимость времени на макроуровне, происхождение вероятностей. Эти трудности вынуждают некоторых теоретиков вводить представление о новом, не выводимом из уравнения Шрёдингера процессе, редукцию волновой функции, которую иногда связывают с сознанием наблюдателя («Второй наблюдатель», по книге Юрия Карпенко)

Второй наблюдатель необходим, по Дитеру Цее, в многомировой интерпретации для объективации, единства наблюдаемого мира.

О проблеме второго наблюдателя упоминает и Джон фон Нейман, который доказал необходимость введения наблюдателя в процесс измерения.

Юджин Вигнер обсуждает проблему, связанную со вторым наблюдателем, после введения первого наблюдателя в процесс измерения.

См. также

Примечания

  1. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М. , 1988. — С. 486.
  2. См.: Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985, № 3. — С. 31-40.
  3. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 31.
  4. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 21-22.
  5. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 31.
  6. 1 2 Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 24.
  7. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 32.

Литература

  • Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. — ISBN 5-9270-0052-5.
  • Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002.
  • Кутолин С. А. Мир как Труд и Рефлексия. — Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2001.- 260с. — ISBN 5-02-029077-7.
  • Кутолин С. А. Феномен Ноосферы(Метахимия псиэргетки). — Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2009. — 260с. — ISBN-5-02-029077-10
  • Кутолин С. А. Философия интеллекта реального идеализма. — Новосибирск.: СГУПС, 1996. — 116с. — ASIN: B0000EFHEM
  • Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. — ISBN 5-85618-043-7
  • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе.  — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5.
  • Семенов И. Н. — Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности
  • Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
  • Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. — ISBN 5-8149-0282-5 (См.: Глава 2. Онтология рефлексии: функции и механизмы).
  • Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с. — ISBN 5-98808-003-0.

РЕФЛЕКСИЯ — это… Что такое РЕФЛЕКСИЯ?

  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio обращение назад) способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ… …   Философская энциклопедия

  • рефлексия — и, ж. РЕФЛЕКЦИЯ и, ж. reflexion, пол. reflexya <лат. reflexio загибание, поворачивание. 1. устар. Мысль, размышление. Его Царское Величество свято засвидетельствовал, и обнадеживает чрез сие паки, что Оный ни на то, ни на другое <претензии… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • рефлексия —         РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio обращение, отражение) понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении». Часто это понятие… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio – обращение назад, поворачивание). Размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. Является важной профессионально значимой чертой личности преподавателя. В социальной психологии под Р. понимается… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • рефлексия — (от лат. reflexio обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИЯ — тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… …   История Философии: Энциклопедия

  • Рефлексия — (лат.reflexio бейнелеу) – өзінің алғышарттарының мәнін түсіну (осмысление) мен негіздеуге бағытталған, сананың өзіне қаратылуын талап ететін философиялық ойлаудың принципі, басқаша – ойлаудың толғануы (размышление) деп те айтуға болады. … …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • РЕФЛЕКСИЯ — принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… …   Новейший философский словарь

  • рефлексия — размышление, дума; самоанализ, самопознание, раздумье, самонаблюдение, медитация, помысел, мысль Словарь русских синонимов. рефлексия см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • РЕФЛЕКСИЯ — РЕФЛЕКСИЯ, рефлексии, мн. нет, жен. (лат. reflexio отклонение; Размышление). 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере… …   Толковый словарь Ушакова

  • что это простыми словами, когда нужна

    Один из признаков, отличающих человека разумного от других живых существ, – это рефлексия. Человек развивается как личность благодаря умению понимать себя. А точнее, каков его внутренний мир.

    В основе осознания своих чувств и переживаний лежит формула «Я – есть», хотя правильнее было бы сказать «Я есть такой!». В результате такого самонаблюдения приходит самопознание, и человек понимает причины своих внутренних проблем.

    Начальное определение рефлексия получила благодаря философии. Представители этой науки так характеризовали мыслительную деятельность человека и считали это самым важным свойством сознания.

    Что такое рефлексия как психический процесс?

    Термин «рефлексия» (с ударением на второй слог) происходит от латинского слова reflexio, что означает «отражаю», «обращение назад».

    Чеслав Мирский

    В психологии есть мнение, что личность только в том случае может считаться полноценно развитой, если для индивида будут понятны границы его собственного «Я».

    Рефлексия изучается несколькими науками, каждая из которых дает свое определение этого явления. В научном понимании это умение критически оценивать научные изыскания, в результате чего находится истина.

    В психологии рефлексия это способность индивида:

    • сосредотачиваться на своих мыслях;
    • анализировать свое поведение;
    • оценивать свои поступки;
    • понимать свои ощущения и эмоции;
    • критически относиться к себе.

    По словам Пьера де Шардена, рефлексия предполагает наличие знаний о себе и их осознание.

    Авторы психологического словаря дают определение этого явления как мыслительного процесса, когда человек познает себя путем анализа своих чувств, переживаний, поведения и различных состояний.

    Перу Сократа принадлежат слова «Познай самого себя!» Этот лозунг был написан на стене храма и стал призывом к исследованию человека. Несмотря на то, что понятие рефлексии – предмет изучения нескольких наук, наиболее часто его применяют в философии и психологии.

    Виды

    Рефлексия имеет разную направленность. На основании исследований выделяют такие виды рефлексии:

    Ситуативная

    Человек может анализировать происходящее с ним

    Ретроспективная

    Способность человека оценивать свой прошлый опыт с учетом всех ошибок, умение делать выводы

    Перспективная

    Умение прогнозировать свои действия, составлять планы

    Формы

    Характер проявления этого феномена определяет его форму. В зависимости от того, на какую область психической деятельности человека направлено его сознание во время этого психического процесса, выделяют такие формы рефлексии:

    1. Личностная.
      Осмысление и оценка внутреннего мира человека: идеалов, возможностей, потребностей и мотивов.
    2. Логическая.
      Анализ и оценка всего, что связано с процессами мышления, памятью и вниманием; важна для процесса обучения.
    3. Межличностная.
      Оценка отношений между людьми в разных ситуациях, анализ своей социальной деятельности, причин конфликтных ситуаций.
    4. Когнитивная.
      Анализ содержания и уровня полученных знаний; расширение кругозора, оценка собственных профессиональных навыков и возможностей развития карьеры.
    5. Социальная.
      Возможность осознавать отношение к индивиду окружающих, в результате чего он может корректировать свое поведение.

    Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

    Чеслав Мирский

    Рефлексия нужна каждому человеку. Это помогает достичь высот в профессии и взаимодействии с окружающими людьми.

    В жизни важно научиться адекватно оценивать себя и стремиться стать лучше. Зная свои сильные и слабые стороны, легче адаптироваться в разных жизненных ситуациях.

    Например, если человек знает, что он может быть несдержан, но хочет произвести хорошее впечатление и стать лучше, он попытается избежать конфликтных ситуаций, работая над собой. Для этого есть разные способы: посещать психотерапевта, читать книги по психологии, проходить тренинги.

    Этот необходимый психический процесс выполняет важные функции:

    1. Познавательную.
      Желание изучать себя и анализировать свои действия. Эта функция помогает формированию в сознании индивида Я-концепции.
    2. Развивающая.
      Преобразовывает личность, создает установки для личностного роста, развития способностей.
    3. Регулятивная.
      Помогает регулировать свое поведение, совершенствовать характер, избавляться от пороков.
    4. Смыслотворческая.
      С помощью такой функции человек осмысленно совершает любое действие, может объяснить смысл своих поступков.
    5. Проектирования.
      Создание перспективы на основе анализа действий в прошлом с целью самосовершенствования.
    6. Обучающая.
      Делает возможным контроль уровня своих знаний и регуляцию образовательного процесса в плане усвоения нового материала.

    Способность к рефлексии

    На вопрос, имеет ли каждый человек такую способность, нельзя ответить утвердительно. Но развить в себе такое качество вполне возможно. По словам А.В.Карпова, если индивид может воссоздавать и подвергать анализу свои или чужие мысли, выделять в высказывании ключевые моменты и их последовательность, а затем их объективировать, то у него развита эта психологическая установка.

    Что же на самом деле влияет на способность человека к рефлексии? Это:

    • умение находить выход из сложных ситуаций;
    • способность решать важные жизненные задачи;
    • желание переосмысливать свое поведение.

    Развитие рефлексии

    Развить в себе рефлексию может тот, кто стремится к самосовершенствованию. Она возможна при развитии таких навыков:

    1. Осознание того, какое место человек занимает в социальном окружении (самоидентификация).
    2. Умение посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих.
    3. Анализ своих действий и качеств, их оценка и сопоставление с уровнем требований современного общества.
    4. Самокритика (умение признавать собственные промахи и недостатки).

    Самоидентификация

    37.5%

    Умение посмотреть на себя со стороны

    31.25%

    Сопоставление своих действий с уровнем требований общества

    6.25%

    Самокритика

    25%

    Показать результаты

    Проголосовало: 16

    Этапы развития

    Чеслав Мирский

    Развитие многих человеческих способностей начинаются в раннем детстве. Рефлексивная деятельность – не исключение.

    Первый этап начинается примерно в 3 года. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности и пытается всеми для него возможными способами доказать это взрослым. Он только начинает усваивать новые для него правила жизни в социуме. Но пока не может ни оценивать свои поступки, ни анализировать их. Ему пока недоступна самокритика.

    Второй этап охватывает период обучения в младшей школе и частично в среднем звене (от 6 до 10 лет). В это время ребенок активно учится и овладевает навыками самоанализа и социальной рефлексии.

    Третий этап — возраст с 11 до 15 лет считается подростковым. Это период, когда дети начинают критически относиться к себе: она недовольны своей внешностью, уровнем усвоения знаний. Нервная система подростков отличается неустойчивостью, что выражается в излишней эмоциональности, перепадах настроения. Именно в этом возрасте особенно важно, чтобы взрослые поддерживали своего ребенка. Это способствует адекватному развитию навыков рефлексии.

    Четвертый этап – юность, он длится от 16 до 20 лет. Юноши и девушки этого возраста в полной мере проявляют способность к объективной оценке своей деятельности. Эта способность совершенствуется с накопленным опытом по мере освоения новых видов деятельности.

    Развитие у взрослых

    Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.

    Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.

    Пусть ежедневным ритуалом станет по вечерам анализировать свое поведение в течение дня, а также мысли и чувства. Полезно завести блокнот, куда записывать все положительные и отрицательные моменты прожитого дня.

    Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.

    Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону. Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом».

    Отсутствие рефлексии

    Если у человека проблемы с мышлением, восприятием окружающего мира и себя в нем, то говорят, что у него отсутствует рефлексия. В таком случае он может воспринимать окружающее как опасность для себя и пытаться всеми способами защититься от всех и вся. Часто такие люди становятся закрытыми для своих близких. Попытки других людей (родственников, психологов, учителей) помочь им терпят неудачу.

    Иногда у человека может возникнуть ощущение пустоты, депрессивное настроение. Он становится пассивным, отрешенным от внешнего мира. У него отсутствуют всяческие интересы и мотивы.

    В современной педагогике есть мнение, что человек с отсутствующей рефлексией не может быть полноценным субъектом процесса обучения. Поэтому в таком случае говорить о личностно ориентированном воспитании и обучении нельзя. В связи с этим остро встает проблема еще с начальной школы обращать внимание на развитие у детей способности к рефлексии.

    Примеры рефлексии из жизни

    Самый простой пример: поведение разных людей в очередях. Для одних это пытка, для других – нормальное времяпрепровождение, общение с окружающими. При виде очереди каждый решает для себя, будет ли он стоять или уйдет. Но среди тех, кто будет стоять, есть слишком агрессивные, эмоциональные, а есть тихие, незаметные.

    При высоком уровне рефлексии человек не будет в своих неудачах обвинять внешние обстоятельства.

    Другой пример рефлексии: учитель анализирует проведенный урок. Это нужно для улучшения качества обучения. Не всегда удается воплотить все задуманное за 45 минут. Поэтому использование разных методов и приемов позволит в будущем избежать ошибок.

    Чеслав Мирский

    Важно обращению к рефлексии нужно учить и детей. Ребенок должен понимать, какие знания ему пригодятся в будущем. Если он научится правильно оценивать свои действия, то обучение станет интереснее. Человеку свойственно совершать ошибки. Рефлексия помогает сделать так, чтобы их было меньше. Рефлексируя, человек внутренне растет, совершенствуется. Для этого не нужно скрываться от внешнего мира. Следует анализировать действия, эмоции, искать причины конфликтов и делать правильные выводы.

    Статья мне нравится5Статья не нравится

    определение в психологии, виды, формы и способы развития

    Рефлексия является одним из наиболее уникальных качеств человека, делающим его высшим существом среди прочих живых существ. Этот феномен находится в фокусе специалистов из многих сфер деятельности – философии, психологии, педагогики и т.д. Рассмотрим, что такое рефлексия и рефлексивность, а также ее значение для личности и как развить эту способность.

    Что такое рефлексия?

    Слово рефлексия происходит от латинского слова reflecto – обращать назад, от которого образовано французское слово reflexio — размышление. Само понятие рефлексии имеет множество определений, заслуживающих внимания.

    Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия. Говоря простым языком, рефлексия является способностью человека заглянуть в себя. Причем заглянуть можно не только в свое, но и в чужое сознание.

    Рефлексировать – это фокусироваться и осмысливать содержание собственного сознания.

    Рефлексивность – означает способность индивида выйти за рамки своего «я», размышлять, анализировать и делать выводы, сравнивать свое «я» с другими. Это уникальная возможность критически посмотреть на себя со стороны.

    Впервые понятие рефлексии появилось в философии, но на данный момент является широко используемым в различных сферах.

    Виды

    Понятие рефлексии весьма сложное и требуется классификация, чтобы разложить все по полочкам.

    Какие бывают виды рефлексии:

    1. Личностная Р. – самоанализ или изучения собственного «Я»;
    2. Коммуникативная Р. – анализ взаимоотношений с другими людьми;
    3. Кооперативная Р. – анализ совместной деятельности для достижения поставленной цели;
    4. Интеллектуальная – обращение внимания на какие-либо знания и способов их применения;
    5. Экзистенциональная Р.– глубокие внутренние мысли человека;
    6. Саногенная Р.– направлена на контроль эмоций для снятия лишнего стресса , минимизации страданий и переживаний.

    Существуют и другие виды рефлексии в зависимости от объекта и цели рефлексивной деятельности.

    Формы

    У мыслительного феномена также различают формы, в зависимости от того, какой конкретно промежуток времени взят за основу.

    Формы рефлексии:

    1. Ситуативная – реакция на происходящее прямо сейчас;
    2. Ретроспективная – анализ прошлого;
    3. Перспективная – мечты, планы, цели, шаги и т.д.

    Интересный тест

    В подтверждение наличия у человека возможности обратить мысли на чужое сознание приведем один из известных тестов.

    Трем тестируемым демонстрируют реквизиты: 3 черных и 2 белых колпака. После чего одевают им повязки на глаза и черные колпаки. При этом сообщают, что у любого из них на голове может быть одет либо черный, либо белый колпак.

    Затем повязки снимаются, а тестируемым дают задание:

    1. Поднять руку, если видишь хотя бы один черный колпак;
    2. Выйти из комнаты, если догадаешься, какой колпак на тебе.

    В результате все сразу поднимают руку, но потом наступает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.

    Здесь и проявляется рефлексия относительно чужого мышления: «Я в белом колпаке?», «Нет, будь он белым, то один из двух других участников увидел бы, что третий тянет руку, так как видит черный колпак лишь на нем самом. Но тогда он бы вышел, но он сидит. Значит, я в черном колпаке!»

    Догадаться о цвете колпака помогла уникальная способность рассуждать за двух других участников сразу. У того, кто первым вышел более развита рефлексивность, нежели у других.

    Рефлексия в психологии

    В психологии рефлексия играет ключевую роль, поскольку является одной из форм самоанализа. Рефлексия в психологии – это обращение сознания индивида к анализу собственных мыслей и совершенных поступков.

    Первым, кто начал работать с этим понятием в психологии является А. Буземан. Он же предложил выделить рефлексию в самостоятельный раздел. Определение рефлексии по Буземану – это любое перенесение переживаний с мира внешнего на мир внутренний, то есть себя.

    С.Л. Рубинштейн утверждал, что формирования полноценной зрелой личности возможно только посредством осознания индивидом границ собственного «я». Этот процесс подразумевает способность к самоанализу.

    Рефлексивный акт – это остановка всего потока автоматически текущих мыслительных процессов и состояния. Происходит своеобразный переход от автоматизма до осознанности, процесс осознания личностью своего внутреннего мира – психического и духовного. Плодом такой деятельность является формирования у индивида только ему присущего уникального способа думать и жить.

    Зачем нужна рефлексия?

    Что дает рефлексивная деятельность человеку:

    • контроль собственного мышления;
    • оценка, критика и анализ своих мыслей на логичность и обоснованность;
    • вычленение токсичных и бесполезных мыслей для последующей санации;
    • преобразовать скрытые мысли в явные для глубокого самопознания;
    • осмысление своего поведения в конкретных ситуациях;
    • выбор собственной позиции вместо колебаний и многое другое.

    Из вышеизложенного становился ясно, что рефлексируя, человек растет в понимании себя, самоконтроле и самое главное – способен к переменам.

    Если человек нерефлексивен, то он делает одни и те же действия, совершает одни и те же ошибки машинально. Как говорил Энштейн: «производить ежедневно одинаковые действия, ожидая разных результатов — это безумие». Это красочное и точнейшее определение человека с низкой рефлексией.

    Более того, без самоанализа сбои в мышлении будут накапливаться подобно снежному кому.

    Как развить рефлексию

    Лучшее, что можно сделать для развития рефлексии – это практиковать ее. Для этого есть множество способов:

    1. Просто контактировать с этим миром и проводить активное время, а затем провести анализ минувшего дня;
    2. Пообщаться с кем-то мыслящим иначе или прочесть что-то необычное для себя;
    3. Уделить время глубокому размышлению над конкретным объектом;
    4. Составить список важнейших вопросов и проанализировать его.

    Нельзя выбрать один лишь способ – использовать нужно все, но в разных пропорциях. Далее подробнее о каждом из них.

    Не избегать внешнего мира

    Рефлексировать – означает реагировать на внешнее воздействие. Каждый день человек сталкивается с трудностями, конфликтами, сомнениями, выбором, мнениями, критикой и т.д.

    Чем больше человек переживает таких внешних раздражителей, тем его сильнее растягивается его границы. Соответственно и диапазон рефлексии будет шире, глубже и богаче. Вот и первая возможность развить рефлексию – не нужно прятаться от внешнего мира и контрактов.

    После насыщенного дня можно воспроизводить все прошедшее в голове словно кинофильм. Попутно сделать выводы, подумать каковы были ваши мысли или каковы мысли другого яркого персонажа дня. Найти ошибки и подумать, как их избежать — это привычка успешного человека.

    Проточная вода

    Озеро имеет особенность застаиваться, так и человек, который постоянно общается в одном и том же кругу. Но проточная вода — свежая и чистая. Отличная тренировка рефлексии – общение с человеком, который имеет прямо противоположную точку зрения и способ жизни.

    Не менее полезно прочесть необычную литературу, посмотреть фильм из той категории, которую постоянно игнорировал. Это не означает нарочито смотреть ужасы, но выйти за пределы наскучившего сериала и мелодрам. Существует множество хороших жанров, которые полны новой информации.

    Остановить и подумай

    В век соцсетей люди стали питаться информацией, не пережевывая ее. Все это напоминает МакДоналдьс, пища из которого не славится своей пользой — быстрые калории и тучность. Здесь массы новостей, картинок, роликов, лайфхаков, страшилок, комментариев и прочего. Большинство из этого мусорная информация, не приносящая никакой пользы.

    Ученые, которые исследуют мозг заявляют, что для человека весьма вреден такой информационный «винегрет». Ни один из компонентов не усваивается, но создает только шум и помехи в мышлении. Наш мозг устроен для сосредоточенного размышления над чем-нибудь одним.

    В качестве тренировки рефлексии полезно подумать над прочитанной книгой, фильмом, диалогом, прошлым или какой-либо будущей задачей. Следует выбрать что-то одно и детально «разжевать» это:

    • Полезная ли это вещь?
    • Что нового я узнал?
    • Как мне это использовать?
    • Симпатичен ли мне этот персонаж?
    • На кого похожу я из этой книги?

    Все это приносит удовольствие, расслабляет, делает умнее и учит сосредотачиваться.

    Листок с вопросами

    Выписывайте на лист или в блокнот наиболее значимые вопросы, которые волновали вас на протяжении всей жизни. Затем составленный список сортируем по группам:

    1. Вопросы о смысле бытия;
    2. О предназначении;
    3. Об отношениях с другими людьми;
    4. О духовном мире;
    5. О прошлом;
    6. О будущем;
    7. О вещах материальных и т.д.

    Теперь нужно посчитать, что превалирует в этом списке. Этот эксперимент может рассказать о личности то, о чем она и не догадывалась.

    Рефлексия является мощнейшим источником познания. Она является толчком к изменениям и прогрессу. Важнейшая способность рефлексивной деятельности в том, чтобы от автоматизма перейти к осознанности. Привычка к осознанности приносит намного больше плода, нежели жизнь на «автопилоте».

    Отражение в .NET | Документы Microsoft

    • 4 минуты на чтение

    В этой статье

    Классы в пространстве имен System.Reflection вместе с System.Type позволяют получать информацию о загруженных сборках и типах, определенных в них, таких как классы, интерфейсы и типы значений (то есть структуры и перечисления).Вы также можете использовать отражение для создания экземпляров типов во время выполнения, а также для их вызова и доступа. Дополнительные сведения о конкретных аспектах отражения см. В разделе «Связанные темы» в конце этого обзора.

    Загрузчик среды CLR управляет доменами приложений, которые составляют определенные границы вокруг объектов, имеющих ту же область действия приложения. Это управление включает загрузку каждой сборки в соответствующий домен приложения и управление компоновкой памяти иерархии типов в каждой сборке.

    Сборки содержат модули, модули содержат типы, а типы содержат элементы. Отражение предоставляет объекты, которые инкапсулируют сборки, модули и типы. Вы можете использовать отражение для динамического создания экземпляра типа, привязки типа к существующему объекту или получения типа из существующего объекта. Затем вы можете вызвать методы типа или получить доступ к его полям и свойствам. Типичные варианты использования отражения:

    • Используйте Assembly для определения и загрузки сборок, загрузки модулей, перечисленных в манифесте сборки, а также для поиска типа в этой сборке и создания его экземпляра.

    • Используйте модуль для обнаружения такой информации, как сборка, содержащая модуль, и классы в модуле. Вы также можете получить все глобальные методы или другие специфические неглобальные методы, определенные в модуле.

    • Используйте ConstructorInfo для обнаружения такой информации, как имя, параметры, модификаторы доступа (например, общедоступный или частный ) и детали реализации (например, абстрактный или виртуальный ) конструктора.Используйте метод GetConstructors или GetConstructor типа для вызова определенного конструктора.

    • Используйте MethodInfo для обнаружения такой информации, как имя, тип возвращаемого значения, параметры, модификаторы доступа (например, общедоступный или частный ) и детали реализации (например, абстрактный или виртуальный ) метода. Используйте метод GetMethods или GetMethod типа для вызова определенного метода.

    • Используйте FieldInfo для обнаружения такой информации, как имя, модификаторы доступа (например, общедоступный или частный ) и детали реализации (например, статический ) поля, а также для получения или установки значений поля.

    • Используйте EventInfo для обнаружения такой информации, как имя, тип данных обработчика событий, настраиваемые атрибуты, тип объявления и отраженный тип события, а также для добавления или удаления обработчиков событий.

    • Используйте PropertyInfo для обнаружения такой информации, как имя, тип данных, тип объявления, отраженный тип и статус свойства только для чтения или записи, а также для получения или установки значений свойств.

    • Используйте ParameterInfo для обнаружения такой информации, как имя параметра, тип данных, является ли параметр входным или выходным параметром, а также положение параметра в сигнатуре метода.

    • Используйте CustomAttributeData для получения информации о настраиваемых атрибутах, когда вы работаете в контексте только отражения домена приложения. CustomAttributeData позволяет вам проверять атрибуты, не создавая их экземпляров.

    Классы пространства имен System.Reflection.Emit предоставляют специализированную форму отражения, которая позволяет создавать типы во время выполнения.

    Reflection также может использоваться для создания приложений, называемых браузерами типов, которые позволяют пользователям выбирать типы, а затем просматривать информацию об этих типах.

    Есть и другие способы применения отражения. Компиляторы для таких языков, как JScript, используют отражение для построения таблиц символов. Классы в пространстве имен System.Runtime.Serialization используют отражение для доступа к данным и определения, какие поля необходимо сохранить. Классы в пространстве имен System.Runtime.Remoting используют отражение косвенно через сериализацию.

    Типы времени выполнения в отражении

    Reflection предоставляет классы, такие как Type и MethodInfo, для представления типов, членов, параметров и других сущностей кода.Однако при использовании отражения вы не работаете напрямую с этими классами, большинство из которых являются абстрактными ( MustInherit в Visual Basic). Вместо этого вы работаете с типами, предоставляемыми общеязыковой средой выполнения (CLR).

    Например, когда вы используете оператор typeof C # ( GetType в Visual Basic) для получения объекта Type, этот объект действительно является RuntimeType . RuntimeType является производным от Type и предоставляет реализации всех абстрактных методов.

    Эти классы среды выполнения являются внутренними ( Friend в Visual Basic). Они не документируются отдельно от своих базовых классов, потому что их поведение описано в документации базового класса.

    Название Описание
    Просмотр информации о типе Описывает класс Type и предоставляет примеры кода, которые иллюстрируют, как использовать Type с несколькими классами отражения для получения информации о конструкторах, методах, полях, свойствах и событиях.
    Отражение и общие типы Объясняет, как отражение обрабатывает параметры типа и аргументы типа универсальных типов и универсальных методов.
    Вопросы безопасности при отражении Описывает правила, определяющие, в какой степени отражение может использоваться для обнаружения информации о типах и типов доступа.
    Динамическая загрузка и использование типов Описывает интерфейс настраиваемой привязки отражения, который поддерживает позднюю привязку.
    Практическое руководство. Загрузка сборок в контекст только отражения Описывает контекст загрузки только для отражения. Показывает, как загрузить сборку, как проверить контекст и как проверить атрибуты, примененные к сборке в контексте только отражения.
    Доступ к настраиваемым атрибутам Демонстрирует использование отражения для запроса существования и значений атрибутов.
    Указание полностью определенных имен типов Описывает формат полных имен типов в терминах формы Бэкуса-Наура (BNF) и синтаксис, необходимый для указания специальных символов, имен сборок, указателей, ссылок и массивов.
    Как подключить делегата с помощью Reflection Объясняет, как создать делегата для метода и подключить делегата к событию. Объясняет, как создать метод обработки событий во время выполнения с помощью DynamicMethod.
    Динамические методы и сборки с излучением Объясняет, как создавать динамические сборки и динамические методы.

    Номер ссылки

    System.Type

    Система.Отражение

    Система.Reflection.Emit

    примеров из GEF. Отражение как этап современного урока в условиях ГЭФ

    С переходом на новые образовательные стандарты вопрос о проведении рефлексии на уроке стал весьма актуальным. Многие учителя не придают особого значения этому этапу упражнения, некоторые относятся к нему чисто формально: если потребуется, то мы его проведем. В этой статье мы постараемся разобраться, что такое отражение в конце урока, примеры из ГЭФ покажут способы его проведения.

    Концепция отражения

    Прежде чем двигаться дальше, необходимо разобраться с самой концепцией того, что означает это слово. Слово «отражение» русского языка в словарях трактуется как самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о рефлексии как об этапе урока, то это оценка своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на уроке.

    Слово «рефлексия» имеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает способность размышлять, проводить самоанализ и осмысление своей деятельности.

    С точки зрения психологии формирование личности ученика тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет это делать, то он не играет роли субъекта учебного процесса.

    Вот почему рефлексию желательно начинать в начальной школе. Отсутствие этого этапа урока показывает, что деятельность направлена ​​только на процесс деятельности, а не на развитие личности ученика.

    Функции рефлексии

    Когда учитель начинает учебу систематически использовать рефлексию, тогда приходит осознание того, что это помогает контролировать класс, уже во время урока ясно, что это вызывает трудности. Рефлексия на уроке ГЭФ помогает ученикам более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своей работы на уроке с другими детьми и оценивать их.

    Если спросить, что дает ребенку рефлексию, то можно отметить следующее:

    • Он начинает понимать, почему эта тема изучается на уроке и чем она может быть ему полезна в жизни.
    • Рефлексия в школе помогает ученикам ставить цели и достигать их.
    • Ребята начинают понимать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
    • Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищи.
    Учитывая все это, можно сказать, что рефлексия в конце урока - примеры по ГЭФ будут рассмотрены позже - делает процесс усвоения новых знаний для ребят более интересным и содержательным.

    Типы рефлексии

    Когда учитель общается с детьми во время урока, то с учетом обстоятельств он использует один из видов рефлексии. Их несколько, и они отражают сферы человеческой сущности:

    • Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел ли он выполнить работу или не успел.
    • Сенсорность подразумевает хорошее самочувствие ребенка на уроке, каким он был, комфортным или нет.
    • Интеллектуальная сфера показывает, что ученик на уроке понял, какие трудности у него возникают в процессе работы над новым материалом.
    • Духовное. Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что она повлияла на него положительно или отрицательно, он создал себя или разрушил и как он действовал на своих товарищей.

    Существует заблуждение, что размышления ГЭФ должны проводиться только в конце сеанса, но это не так.Его можно использовать на любом этапе, так как он должен быть направлен на понимание того, что делает ребенок.

    Еще можно выделить следующие типы рефлексии:

    • Индивидуальная, которая проводится с каждым ребенком для выявления реальной самооценки.
    • Групповая рефлексия фокусируется на работе каждого члена группы для достижения общих целей. Здесь будут уместны следующие вопросы: «Какая помощь вам была оказана ... (имя)? Было бы вам лучше, если бы вы работали или не работали... (имя)? »

    Психологи имеют свое мнение, какие размышления могут быть в конце урока, далее будут представлены примеры по ГЭФ. С их точки зрения бывает:

    • Коммуникативно Показывает представления ребенка о внутреннем мире своего собеседника, о причинах, побудивших его действовать тем или иным образом.
    • Для личного размышления объектом является личность ученика, ее качества, поведение, отношения с окружающими.
    • Интеллектуальная рефлексия становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в умении анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные.

    Содержание отражения также может различаться, в зависимости от того, что это происходит:

    • Символическое, когда символы, например, карточки, смайлы, жетоны, используются для оценки их статуса или работы.
    • Устная рефлексия подразумевает связное и понятное изложение своих мыслей об уроке.
    • Письменный требует много времени и используется редко.

    А можно привести еще одну классификацию, которая опирается на функции рефлексии:

    1. Отражение настроения и эмоционального состояния.
    2. Отражение активности.
    3. Отражение содержания учебного материала.

    Далее вам нужно узнать больше о различных типах отражения.

    Эмоциональное отражение

    Такое отражение часто используется в самом начале урока.Его цель - установить эмоциональный контакт со студентами и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но и такое размышление в конце урока будет уместно.

    Методы, которые можно использовать для проведения такого отражения, могут быть самыми разными. Обсудим их подробнее.

    Примеры эмоциональной рефлексии

    У каждого учителя в арсенале есть множество методов проведения этого типа рефлексии. Рассмотрим лишь некоторые из них:

    1. Ресепшн «Смайлик».Суть его в том, что учитель в начале урока дает мальчикам изображение мужского лица, но без черт. Задача детей - нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящее время. Не возбраняется дополнять изображение другими предметами, например, рисовать в руке воздушные шары или цветы. Для простоты можно использовать готовые смайлы, а дети выбирают только тот, который соответствует их настроению. Эту технику также можно использовать в конце занятия для оценки эмоционального состояния детей на этапе завершения.
    2. Ресепшн "Солнечный". На плате кружок от су

    Самоотражение | Открытый университет и унисон в партнерстве

    Что такое саморефлексия?

    Самоотражение - это как смотреть в зеркало и описывать то, что вы видите. Это способ оценить себя, свои методы работы и то, как вы учитесь. Проще говоря, «размышление» означает думать о чем-то. Отражение и составление отрывка из саморефлексивного письма становится все более важным элементом любой формы обучения.

    Почему так важна саморефлексия?

    Размышление помогает вам развивать свои навыки и анализировать их эффективность, а не просто продолжать делать то, что вы делали всегда. Речь идет о позитивном вопросе о том, что вы делаете и почему вы это делаете, а затем о решении, есть ли лучший или более эффективный способ делать это в будущем.

    В любой роли, дома или на работе, размышления - важная часть обучения. Вы бы не использовали рецепт во второй раз, если бы блюдо не получилось с первого раза, не так ли? Вы либо откорректируете рецепт, либо найдете новый и, надеюсь, лучший.Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может работать неэффективно. Думая о собственных навыках, вы сможете определить изменения, которые вам, возможно, придется внести.

    Ответные вопросы, которые можно задать себе:

    • Сильные стороны - В чем мои сильные стороны? Например, хорошо ли я организован? Я что-то помню?
    • Слабые стороны - Каковы мои слабые стороны? Например, легко ли я отвлекаюсь? Мне нужно больше практики с определенным навыком?
    • Навыки - Какие навыки у меня есть и в чем я хорошо разбираюсь?
    • Проблемы - Какие проблемы на работе / дома могут повлиять на меня? Например, обязанности или отвлекающие факторы, которые могут повлиять на учебу или работу.
    • Достижения - Чего я достиг?
    • Счастье - Есть вещи, которыми я недоволен или разочарован? Что меня радует?
    • Решения - Что я могу сделать для улучшения в этих областях?

    Хотя саморефлексия поначалу может показаться трудной или даже эгоистичной или смущающей, поскольку это не естественно. вы обнаружите, что с практикой становится легче, а конечный результат может быть более счастливым и эффективным.

    Дополнительная информация о саморефлексии

    Манчестерский университет также может помочь в рефлексивном обучении.

    Что такое зеркальное отражение? - Stanpro

    Зеркальное отражение, также известное как вуалирующее отражение, - это отражение света от объекта или задачи, которое затемняет детали. Это жизненно важная концепция в области освещения.

    Луч света, падающий на поверхность, может отражаться несколькими способами. Луч меняет свой курс при попадании на определенные типы поверхностей.Действительно, существует множество типов отражений света. Однако дизайнер схемы освещения всегда должен учитывать зеркальное отражение.

    Что такое зеркальное отражение?

    Зеркальное отражение - это тип поверхностного отражения, часто описываемый как зеркальное отражение света от поверхности. При зеркальном отражении падающий свет отражается в одном исходящем направлении.

    Свет отражается от поверхности, известной как зеркальная поверхность (подобная поверхности зеркала), под углом падения.Далее он отражается под таким же углом.

    Тип поверхности, от которой он отражается, а также положение источника света влияют на вторичный луч. Например, подумайте, когда свет падает на неровную или неровную поверхность, такую ​​как неотшлифованная или рваная. Эффект поглощения выше, потому что он снижает силу отраженного светового луча. Для получения зеркального отражения неровности поверхности должны быть меньше длины излучения луча, например, в случае полированных металлических, стеклянных, пластиковых или прозрачных жидких поверхностей.На «идеальной» поверхности угол излучения луча эквивалентен углу падающего излучения.

    Зеркальное отражение редко встречается в природе, а скорее в искусственных пространствах. Тихая вода является примером способности природы создавать такие отражения.

    Эффект зеркального отражения

    Зеркальное отражение влияет на наше восприятие объектов. Фактически, луч, который проходит через зеркальное отражение, проникает через поверхность, которой он касается, всего лишь на половину длины волны.При этом цвет отраженного луча идентичен цвету падающего луча.

    Однако, когда луч света встречает объект, не все его лучи проходят через возникновение зеркального отражения под углом отражения, который равен падающему лучу. Некоторые из этих лучей случайным образом отражаются во многих направлениях. Это так называемое диффузное отражение.

    Таким образом, счетчик, изготовленный из материала, который отражает большое количество падающих лучей, может почти идеально отражать источник света и создавать эффект ослепляющего «точечного» освещения.С другой стороны, тусклая или матовая поверхность, которая поглощает большинство световых лучей, или неровная поверхность, отражающая световые лучи нерегулярным образом, могут рассеивать свет. Однако этот свет потеряет свою яркость.

    Как управлять зеркальным отражением?

    Не существует специальной формулы для устранения эффекта вуалирования на блестящей поверхности. Однако мы можем изменить или улучшить угол, чтобы получить желаемый эффект.

    Давайте посмотрим на освещение под столешницей на кухне, которое освещает блестящую поверхность.Принимая во внимание тип поверхности, а также фартук, специалисты по освещению рекомендуют размещать источник света в передней части шкафа под углом к ​​задней стене, чтобы создать более рассеянное и большее освещение рабочей поверхности.

    Когда источник света установлен в задней части шкафа, рабочее пространство не получает так много света. Угол падения гораздо более очевиден.

    Заключение

    Зеркальное отражение зависит от типа используемой поверхности.Чтобы правильно управлять скрытыми отражениями, устанавливайте светильники стратегически. Пройдите процесс проб и ошибок, прежде чем найти идеальное место.

    Если вы хотите узнать больше о зеркальном отражении или вуалировании отражений, не стесняйтесь обращаться к одному из наших экспертов!

    3 упражнения на размышление, чтобы завершить урок на

    Признаете ли вы этот момент в конце урока : вы хотите, чтобы все знали, что вы делали, выполняя упражнения на размышление, но вы просто забываете время и звонок говорит, что вы опоздали.

    Опять?

    Я надеюсь, что с помощью упражнений на размышление, упомянутых в этом сообщении в блоге, вы повысите осведомленность ваших учеников об обучении. Другими словами: они знают, чему научились, и понимают свой рост.

    Приблизительное время чтения этой статьи: 5 минут

    Что вы можете сделать с этими предыдущими последними минутами урока.

    Время никого не ждет, и особенно тех, кто хочет найти время, чтобы ознакомить студентов с их обучением.Задавая вопросы для размышления (желательно связанные с целями урока), учащиеся лучше осознают свое обучение, и их мотивация возрастает.

    Или, по крайней мере, по моему опыту.

    Несмотря на важность, мой «конец урока» довольно часто ограничивается оглядкой на цели урока и проверкой с несколькими студентами, действительно ли они понимают.

    Неплохой способ сделать это, и, очевидно, лучше, чем ничего не делать, но я хотел заняться чем-нибудь другим. Ниже вы можете найти упражнения на размышления, которые я выполняю на своем уроке, чтобы привлечь учащихся к языку, а также к содержанию.

    1. Угадай слово

    Хотя я уже знаю игру «угадай слово», мой коллега недавно упомянул, как ее можно использовать в качестве упражнения на размышление.

    Один ученик должен встать перед классом, и учитель записывает важные фразы, изученные на этом уроке.

    Остальные ученики по очереди объясняют ученику перед классом, что это за фраза, и как только она угадана правильно, его место занимает другой ученик.

    Чтобы сделать этого ученика еще более сосредоточенным, вы можете попросить других учеников также придумать фразы.

    Еще один способ убедиться, что все учащиеся участвуют (а не только те, кто поднимает руки), - это попросить учащихся сначала записать описание в своих тетрадях, прежде чем они поделятся им.

    Простое, увлекательное и увлекательное занятие, которое на самом деле включает много тематического содержания.

    2. «Твитнуть» или ограничить количество слов

    Просить студентов «записать, пожалуйста, то, что вы усвоили на этом уроке» - это хороший способ заставить студентов посмотреть на свой прогресс.

    Если вы попытаетесь немного оживить, просто установите некоторые ограничения.

    «Запишите то, что вы выучили, в твите, содержащем не более 140 знаков» - интересный способ научить учащихся использовать слова.

    Или, чтобы усложнить задачу: «Используйте ровно 15 слов, чтобы описать то, что вы усвоили на этом уроке»

    Используйте ровно 15 слов, чтобы описать то, что вы усвоили на этом уроке

    3. Что мы сделали + Составили предложение

    Пробуя что-то новое, я стараюсь комбинировать "хорошо известные" действия CLIL и превращать их в новые.

    Одна вещь, которую я недавно сделал, - это комбинация двух действий: «Что мы сделали» и «Составить предложение».

    Сначала я попросил студентов назвать самые важные слова, которые были важны на этом уроке.

    Я записал все слова и устроил своего рода мозговой штурм.

    Затем я прошу своих студентов сформулировать предложение, в котором они должны были использовать по крайней мере два из этих слов.

    Очевидно, вы можете ограничить варианты или сами выбрать несколько слов, если хотите.

    Строительные леса

    Как я только что сказал, вы можете попросить студентов описать своими словами то, что они узнали.

    Но далеко не все (подростки) школьники на это способны. Когда необходимость записывать что-то на втором языке является проблемой, размышление о собственном обучении И необходимость делать это на втором языке может показаться некоторым невозможным!

    Когда язык может быть проблемой, просто устраните эту проблему, подбросив учащихся.

    Когда вы впервые выполняете это упражнение на размышление, попросите студентов переписать и закончить предложение: «Самым важным, что я усвоил на этом уроке, было.... "

    Таким образом, структура предложения имеет смысл. В следующий раз, когда вы попросите студентов написать отражение, вы просто обратитесь к структуре, которую вы создали ранее.

    Ключевые выводы

    Выстроить леса для вопросов для размышления можно легко, задав для завершения примеры предложений. На более позднем этапе учащиеся смогут придумывать эти предложения самостоятельно.

    Вопросы для размышления с использованием Блума

    Если вы хотите немного усложнить задачу, вы можете подумать о реализации таксономии Блума.

    Для каждого этапа таксономии Блума придумайте соответствующий вопрос.

    Это также проясняет, почему вопрос «что я могу сделать лучше» может быть довольно сложным на первых порах, поскольку это уже более высокий уровень таксономии Блума.

    Что важно в том, что мы сделали?

    Как я могу применить это в новой ситуации?

    Есть ли узоры, которые я узнаю?

    Насколько хорошо я справился? Как я могу улучшить? Хотите когда хорошо?

    Как я могу использовать это в новой ситуации в будущем?

    Заключение

    С помощью этих трех заданий на размышление вы сможете закончить свои уроки с повышенным вниманием к обучению, без необходимости придумывать все виды подготовки к уроку.

    Наслаждайтесь и дайте мне знать, что вы думаете!

    Кредиты: Дизайн изображения от freepik

    Отражение: Что это? Отражение происходит, когда свет отражается от объекта. Отражение позволяет нашим глазам видеть окружающий мир!

    Презентация на тему: «Отражение: что это такое? Отражение происходит, когда свет отражается от объекта. Отражение позволяет нашим глазам видеть окружающий мир!» - стенограмма презентации:

    1

    2 Отражение: что это такое? Отражение происходит, когда свет отражается от объекта.Отражение позволяет нашим глазам видеть окружающий мир!

    3 Законы отражения Угол падения равен углу отражения. Падающий луч, отраженный луч и нормальная линия лежат в одной плоскости. Пути световых лучей обратимы.

    4 Диаграммы лучей «Луч света» - это линия и стрелка, представляющие направление и прямой путь света.Комбинации световых лучей можно использовать для построения «лучевой диаграммы». Такие лучевые диаграммы описывают поведение света в определенных обстоятельствах (например, он испускается лампочкой, отражается от зеркала или преломляется в воду).

    5 Отражение: поверхности Гладкие поверхности создают зеркальный эффект, называемый «эффектным отражением»:

    6 Отражение от шероховатых поверхностей Диффузное отражение возникает в результате отражения света от неровной поверхности.


    7 Отражение: поверхности Отражение - это то, как мы видим мир. Пример лазера: не видно, пока не воспользуемся пылью! Изучите диаграммы световых лучей гладких и шероховатых поверхностей: все отдельные падающие лучи по-прежнему будут подчиняться законам отражения.

    8 Образы в зеркалах.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *