Речь психические процессы: Речь, как психический познавательный процесс

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Нейропсихологические основы развития речи ребенка

Проблема психического и речевого развития детей в современных психолого-педагогических, нейропсихологических, психолингвистических, физиологических исследованиях занимает одно из центральных мест. Накоплен обширный материал, раскрывающий закономерности развития речи и психики ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.), роль речи в психическом развитии (Е. И. Исенина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. ), особенности становления речи и общения у детей с особыми образовательными потребностями (Е. Н. Винарская, Р. Е. Левина, М. И. Лисина, Е. М. Мастюкова, Ф. А. Сохин, Т. Н. Ушакова и др.), а также содержание, методы и приемы обучения разных категорий детей (Н. Ю. Борякова, О. Е. Громова, О. Г. Приходько, Е. А. Стребелева и др.).

Сложная структура речевых нарушений в детском возрасте вызывает необходимость междисциплинарного (психолого-медико-педагогического) подхода к их изучению. Нейро- и патопсихология, изучающие мозговые механизмы и патогенез психической и речевой деятельности, позволяют понять структуру, механизмы и клинические проявления речевых расстройств и установить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия.

Согласно современным научным представлениям, речь – это одна из самых сложных высших психических функций, участвующих в реализации психической деятельности человека. Она организует и связывает другие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление).

В работах Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, О. С. Адрианова, Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, И. П. Павлова, Э. Г. Симерницкой, А. В. Семенович, А. А. Ухтомского, Э. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Д. Б. Эльконина и др. описаны возникновение, строение, мозговая организация, особенности речи и других высших психических функций, нарушения психических процессов у детей и взрослых, пути преодоления нарушений восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, произвольных движений и действий.

Результатом деятельности исследователей стала современная нейропсихологическая теория, общепсихологическую основу которой составляет положение о системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации. Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия указывали, что высшие психические функции (в том числе и речь) – результат усвоения общественно-сформированных видов деятельности. Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов (окружающего предметного мира и людей, с которыми ребенок вступает в определенные отношения), опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно речевой системой) и произвольны по способу осуществления.

Речь, как и все высшие психические функции, имеет системное, сложное, многоуровневое и многозвенное строение и опирается на функциональную мозговую систему – избирательное динамическое образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических образований (афферентных /настраивающих/ и эфферентных /осуществляющих/ компонентов), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата, и способное к пластическому изменению.

А. Р. Лурия указывал, что функциональные системы «не проявляются в готовом виде к рождению ребенка… и не созревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка… и являются материальным субстратом ( психофизиологической основой) психических функций».

П. К. Анохин писал, что «…функциональная система является избирательным интегративным образованием целого организма, подлинной единицей интеграции». Функциональная система – это, прежде всего, рабочая констелляция, союз отдельных участков головного мозга, которые территориально независимы, объединены на основе выполнения общей задачи, которая может выполняться вариативными средствами. Каждый участок мозга выполняет свою, достаточно специфическую роль, каждая функциональная система полирецепторна.

И. П. Павловым и А. А. Ухтомским был сформулирован принцип динамической локализации психических функций в головном мозге. Этот принцип предусматривает не фиксированные мозговые «центры», а «динамические системы», элементы которых не теряют своей специфичности. Это учение предполагает, что речь осуществляется системой совместно работающих, но функционально высоко дифференцированных зон коры мозга, участие которых реализует ее психологическую структуру.

Таким образом, речь – это самостоятельная функциональная система, одна из форм высших психических функций, которая имеет психофизиологическую и социальную основу.

Психофизиологической основой речи является совместная работа ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно: задне-лобных, нижне-теменных, височных, задне-височных-нижне-теменных-передне-затылочных (зона ТРО), а также совместная работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов), проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы. Важное значение имеет состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей, а также координация дыхания и произношения звуков.

Все анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно акустический и речедвигательный анализаторы (В. И. Бельтюков, 1977). Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е. с «ощущениями при собственном разговоре». А. Р. Лурия, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др. установили зависимость слуховых ощущений с речевыми кинестезиями. Л. А. Чистович указывала, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, которое можно назвать внутренней имитацией. Для того, чтобы ребенок понял значение слова, необходимо объединение слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета.

Речедвигательный анализатор имеет непосредственное отношение к процессу говорения: периферический отдел осуществляет двигательный речевой акт, центральный отдел выполняет функции синтеза двигательного акта, координации, последовательности и переключаемости речевых движений. Для правильного выполнения движений необходима согласованная работа систем кинетической, кинестетической и зрительно-пространственной афферентации.

И. П. Павлов проприоцептивную чувствительность назвал базальным компонентом речи. В моменты эмоционального возбуждения младенца кинестетическая и тактильно-кинестетическая импульсация от работающих мышц, кожи и слизистых оболочек поступает в центральную нервную систему немного раньше, чем аутослуховые и аутозрительные раздражения. Так создаются последовательные полисенсорные речевые образы. Он отмечал, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

М. М. Кольцова показала роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка. Оказалось, что при тренировке тонких движений пальцев рук голосовые реакции ребенка развиваются интенсивнее и становятся более совершенными. Проприоцептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры, стимулируют созревание центральной нервной системы, что в свою очередь улучшает состояние речи ребенка. По ее мнению «особенности двигательного анализатора заключаются в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми структурами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности…».

Для осуществления процесса понимания речи необходимы операции: выделение звуков (фонем) из речевого потока, удержание звуков и слов в оперативной памяти, перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения. Такой сложный процесс может быть размещен в ряде участков мозга – височных (обеспечивающих акустический анализ речи и удержание информации), нижне-теменных (обеспечивающих кинестетический анализ звуков), височно-теменно-затылочных (обеспечивающих анализ грамматических конструкций), лобных (обеспечивающих активность, регуляцию и контроль протекания процесса). Необходима совместная работа акустического, кинестетического и пространственного анализаторов, расположенных в этих мозговых участках.

Рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающих ту или иную психическую функцию, могут меняться по мере ее формирования, т. е. по мере развития меняется структура функции и ее взаимоотношения с другими психическими процессами.

Процесс развития морфологических структур и функциональных систем мозга имеет 

неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созревают главным образом те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание и т. п. Созревание других функциональных систем происходит после рождения. В раннем детском возрасте функциональные зоны коры перекрывают друг друга, границы их диффузны, и лишь в процессе практической деятельности происходит постоянная концентрация функциональных зон в очерченные, отдельные центры.

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).

Последними формируются нисходящие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным (А. В. Семенович, 2002).

Ребенок рождается «с полностью созревшими аппаратами подкорковых образований и наиболее простых, первичных зон коры и с недостаточно созревшими аппаратами более сложных вторичных и третичных зон коры» (малый размер клеток, недостаточное развитие ширины верхних слоев, малая площадь, недостаточная миэлинизация) (А. Р. Лурия, 1973).

Согласно материалам Московского института мозга, наиболее бурное увеличение территории (вторичных и третичных зон коры) отмечается в возрасте 2-3 лет, причем наиболее сложные лобные области созревают окончательно лишь к 6-7-летнему возрасту. Интенсивный рост ширины верхних (ассоциативных) слоев коры происходит к 3-3,5 годам жизни ребенка. Наиболее сложные поля увеличиваются до 7-12 лет (А. Р. Лурия, 1973).

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка зависит от того, достаточно ли созрел и полноценен мозговой субстрат (кора, подкорковые образования, мозолистое тело, различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы). Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. С другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Иначе – наблюдаются искажение и торможение психогенеза, влекущие вторичные функциональные деформации на уровне мозга.

В детском возрасте очаговое поражение коры больших полушарий может не иметь четкого клинического проявления вследствие незавершенной дифференциации зон коры. Часто наблюдаются явления задержанного или нарушенного развития корковых функций. Недоразвитие или нарушение одной из корковых функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций.

Однако детский мозг располагает значительными компенсаторными возможностями – функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры создают условия для возникновения самых разнообразных межнейронных связей, формирования сложных «ансамблей нейронов», охватывающих различные функции. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению.

Процесс психического развития представляет собой целостное, системное и динамическое образование. Его специфика определяется тем, что он является биосоциальным процессом – каждая стадия имеет свои определенные взаимосвязи между биологическими и социальными факторами. Накопленные изменения в развитии включаются в последующие стадии, трансформируясь при этом и подготавливая качественные изменения в психическом развитии ребенка. Психические процессы, свойства и состояния в процессе онтогенетического развития проходят дифференциацию и интеграцию (И. И. Мамайчук, 2004).

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгер, Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. показали, что движения играют важную роль в психическом развитии ребенка с первых месяцев жизни. На основе движений и действий формируются процессы восприятия, что создает основу для развития более сложных видов движений и деятельности, которые, в свою очередь, способствуют становлению более сложных форм восприятия и формированию понятий. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает мозг, что способствует более интенсивному психическому развитию ребенка. Поэтому сенсомоторное развитие считается основой психического и речевого развития ребенка.

Современные научные исследования доказывают, что ранний период развития ребенка от рождения до 3 лет выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. По мнению Л. О. Бадаляна, «в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения». В формировании межнейронных связей огромную роль играет активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, которое наиболее полно осуществляется лишь при помощи взрослых. Дефицит контактов с окружающим миром в этот период развития пагубно отражается на дальнейшем развитии психической деятельности.

В работах Н. М. Аксариной, Н. М. Щелованова (1977), Е. Н. Винарской (1987), Л. С. Выготского (1997), Н. И. Жинкина (1972), А. В. Запорожца (1986), М. И. Лисиной (1974), Е. И. Тихеевой (1981), Д. Б. Эльконина (1995) и др. раскрывается значимость взрослых в процессе формирования психики и речи ребенка раннего возраста. По мнению Л. С. Выготского, социальные факторы играют определяющую роль в картине психического и речевого развития. Среда выступает в качестве источника развития высших психических функций, которые первоначально выступают как форма сотрудничества с людьми и лишь впоследствии становятся функциями самого ребенка. Известно, что у ребенка раннего возраста ведущей деятельность является предметная, в процессе которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи и других процессов. В этом возрасте общественный опыт усваивается путем подражания действиям взрослого.

А. Р. Лурия указывал, что «…генетические корни языка следует искать вне языка, в тех формах конкретных человеческих действий, в которых осуществляется отражение внешней действительности, формирование субъективного образа объективного мира и основных приемов общения ребенка с окружающими».

М. И. Лисина указывает, что в младенческом возрасте основным условием полноценного психического развития является эмоциональное (ситуативно-личностное) общение со взрослым, которое оказывает положительное влияние на формирование речи (дети принимают эмоциональные словесные воздействия взрослого и при ответе используют предречевые вокализации). При организации взрослым реального взаимодействия с ребенком, опосредованного употреблением предметов, во втором полугодии жизни складывается предметное, ситуативно-деловое общение (взрослый демонстрирует ребенку действия с предметами, выполняет их вместе с малышом). В это время возникает понимание речи окружающих, появляются первые вербализации. Именно во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает и развивается речь как главное средство общения. М. И. Лисина отмечает, что для гармоничного психического развития ребенка необходимо, чтобы взрослый удовлетворял потребность малыша во внимании и одобрении.

В дошкольном возрасте складывается внеситуативно-познавательное (общение со взрослым направлено на получение новых знаний о мире и выходит за рамки конкретной ситуации) и внеситуативно-личностное общение (характерны потребность во взаимопонимании, познавательные и личностные мотивы общения). Именно в диалоге, в процессе сотрудничества со взрослым ребенок постепенно, неосознанно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы. Общение играет решающую роль в возникновении и развитии речи, в приобретении ребенком новых знаний и умений, в обогащении содержания его сознания; оно определяет опосредованное строение высших психических функций (Л. С. Выготский). В условиях общения происходит становление самосознания человека, осознание своего «Я», без чего невозможно развитие личности.

Многие авторы подчеркивают значимость деятельности общения матери и ребенка, его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка и его познавательную активность. Дефицит общения в диаде «мать-дитя», ошибки воспитания отрицательно сказываются на развитии ребенка – формируется тип личности, характеризующийся отсутствием потребности в общении, наличием речевых расстройств, агрессивностью, неуверенностью, неумением вступать в значимые отношения с другими людьми, ограничением объема знаний и представлений об окружающем. Вредные факторы тормозят, деформируют процесс созревания мозга, патологически влияют на функционирование сложной системы межанализаторных связей. Именно поэтому ранний опыт социального окружения, отношения с матерью очень важны для формирования личности ребенка и развития речи. Чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация нарушений (Е. Н. Винарская, Е. И. Исенина, Л. Н. Галигузова, Е. М. Мастюкова, Е. О. Смирнова, Е. А. Стребелева и др.).

С нейрофизиологической точки зрения обучение и воспитание есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накопления личного опыта, что имеет определяющее значение для психического развития ребенка: процесс обучения тесно связан с восприятием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Смысл обучения (по Л. С. Выготскому) состоит в переходе зоны ближайшего развития (уровень, на котором ребенок может выполнить задание с помощью педагога) в актуальное развитие (ребенок самостоятельно выполняет предложенное ему задание). При обучении аномального ребенка нормальный переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень затрудняется и поэтому необходимо уделять большее внимание зоне ближайшего развития.

Социальную компенсацию дефекта Л. С. Выготский считал основной целью работы с аномальным ребенком и выделил условия успешной компенсации: ранние сроки начала компенсации; ситуация коллективного обучения, стимулирующая развитие психики ребенка; дифференцированный подход к детям, учитывающий возможности ребенка; системный подход к коррекционному обучению.

В целом, анализ литературных источников показал, что речевое и психическое развитие ребенка происходит в процессе его созревания как социального существа, в процессе овладения навыками и знаниями в тесной взаимосвязи с речевой деятельностью. Развитие речи зависит от ряда социальных и биологических факторов, недостаточность которых вызывает различные речевые расстройства, которые негативно сказывается на процессе становления психики ребенка. В раннем онтогенезе закладываются основы всей психической деятельности человека, что обусловливает необходимость предупреждения и своевременной коррекции возникающих речевых и психических отклонений. В связи с этим вопросы преодоления задержек в развитии речи в раннем возрасте становятся приоритетными в реальной практике дошкольного образования.

Список литературы:

1. Аксарuна, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – 303 с.
2. Анохин, П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 400 с.
3. Бадалян, Л. О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 567с.
4. Бадалян, Л. О. Невропатология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
6. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
7. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с.
8. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений. – М, 1960. – 430 с.
9. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Ред. А. Г. Рузская. – М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: МОДЭК, 1997. – 383 с.
11. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии; Академия педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
12. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. – 495 с.
13. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. – 432 с.
14. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.
15. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
16. Павлов, И. П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1950. – 263 с.
17. Сеченов, И. М. u др. Физиология нервной системы: В 4 вып. / Сеченов И. М. Павлов И. П., Введенский Н. Е.; Сост. Банщиков В. М., Хачатурян А. А., Под общ. ред. Бочкова К. М., – М.: Медизд, 1952. – Вып. 3. – Кн. 2. – 1007 с.
18. Симерницкая, Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 190 с.
19. Скворцов, И. А., Ермоленко, Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. – М.: МЕД пресс-информ, 2003. – 368 с.
20. Хомская, Е. Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 288 с.
21. Чuстовuч, Л. А. Физиология речи: Восприятие речи человеком: Руководство по физиологии. – Л.: Наука, 1976. – 388 с.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Обследование психического статуса — StatPearls

Обследование психического статуса организуется каждым практикующим врачом по-разному, но включает в себя одни и те же основные направления. Для целей этой деятельности исследование психического статуса можно разделить на широкие категории внешнего вида, поведения, двигательной активности, речи, настроения, аффекта, мыслительного процесса, содержания мысли, нарушений восприятия, познания, понимания и суждения. Познание может подразделяться на различные когнитивные области в зависимости от того, какие области практик считает необходимым оценить. В каждом разделе ниже будет подробно описано определение, правильный метод оценки и то, как эта информация может быть использована для диагностики и мониторинга психических заболеваний.

Внешний вид

Описание того, как выглядит пациент во время наблюдения. Его можно определить в первые секунды клинического введения, а также отметить на протяжении всего интервью. Детали, которые должны быть включены, включают, выглядят ли они старше или моложе своего заявленного возраста, во что они одеты, их уход и гигиена, а также есть ли у них татуировки или шрамы. Если пациент выглядит моложе своего заявленного возраста, у него может быть задержка в развитии или одежда не по возрасту. Пациенты, которые выглядят старше своего заявленного возраста, могут иметь сопутствующие тяжелые заболевания, годы злоупотребления психоактивными веществами или часто годы плохо контролируемого психического заболевания. Уход и гигиена могут дать представление об уровне функционирования пациента. Те, у кого плохая гигиена и уход, обычно указывают на то, что в контексте их психического заболевания они в настоящее время плохо функционируют. Люди с плохим уходом или гигиеной могут быть в тяжелой депрессии, иметь нейрокогнитивное расстройство или испытывать негативные симптомы психотического расстройства, такого как шизофрения. Татуировки и шрамы могут нарисовать картину истории, личности и поведения пациента. Шрамы рассказывают истории о старых значительных травмах в результате случайной травмы, вреда, причиненного другим человеком, или нанесенного самому себе вреда. Нанесенные самому себе травмы часто включают поверхностные порезы, следы игл от внутривенного употребления наркотиков или попытки самоубийства в прошлом.[2] Татуировки часто представляют собой имя члена семьи, близкого человека или потерянного любимого человека. Они также могут изображать следы банд, вульгарные образы или экстравагантные произведения искусства. Если в ходе интервью был установлен определенный уровень доверия, интервьюер может спросить о значении татуировок или шрамов и о том, какую историю они рассказывают о пациенте.

Поведение

Это описание, полученное путем наблюдения за поведением пациента во время интервью. Во-первых, важно отметить, находится ли пациент в состоянии дистресса. Если пациент находится в бедственном положении, это может быть связано с сопутствующими медицинскими проблемами, вызывающими дискомфорт, пациентом, который против своей воли был доставлен в больницу для психиатрического обследования, или из-за тяжести его галлюцинаций или паранойи, пугающих пациента. Далее следует отметить описание их взаимодействия с интервьюером.[2] Например, сотрудничает ли пациент, или он взволнован, избегает, отказывается говорить или не может быть перенаправлен? Пациент, который не соглашается на интервью, может сопротивляться, если психиатрическая оценка была непроизвольной или активно испытывает симптомы психического заболевания. Пациенты, которых невозможно перенаправить, часто остро реагируют на внутренние раздражители или проявляют маниакальное поведение. Наконец, важно отметить, соответствует ли поведение пациента ситуации. Например, можно считать уместным, чтобы пациент, доставленный через полицию для принудительного обследования, был раздражительным и не сотрудничал. Однако, если в том же сценарии пациент смеялся и улыбался на протяжении всего интервью, это считалось бы неуместным.

Двигательная активность

Описывает, как двигается пациент и какие у него движения. Двигательная активность может указывать на основное психическое заболевание или неврологическое расстройство. Кроме того, поскольку дофаминовая система, на которую воздействуют лекарства, играет жизненно важную роль в движении, она особенно важна для мониторинга побочных эффектов лекарств.

Одним из аспектов мониторинга является скорость движений. Это может быть описано как нормальная психомоторная заторможенность/брадикинезия или психомоторное возбуждение/гиперкинезия. У пациента с депрессией или нейрокогнитивным расстройством может быть задержка психомоторного развития.[5] С другой стороны, психомоторное возбуждение может свидетельствовать о том, что больной остро находится под влиянием стимулятора или проявляет маниакальное поведение. Важно следить за походкой больного. Например, если походка жесткая, шаркающая или атаксическая, это может указывать на основное неврологическое заболевание. Одним из таких неврологических расстройств является болезнь Паркинсона, на которую указывает кардинальная триада, состоящая из ригидности, брадикинезии и тремора в покое. Если эти симптомы выявляются на ранней стадии при внимательном наблюдении клинициста, это может помочь в более ранней диагностике и лечении таких состояний.

Важно обратить внимание на позу пациента, так как это может указывать на основные проблемы. Длительная поза может свидетельствовать о кататонии, типе психомоторной неподвижности/ступора/негибкости и признаке психотических расстройств. Практики, незнакомые с этим состоянием, часто не замечают кататонию, но очень важно дифференцировать ее, поскольку она требует отдельного лечения, а не основного психоза. Если у пациента проявляется акатизия, беспокойное желание двигаться/неспособность оставаться на месте, он может проявлять гиперактивность/импульсивность, которая часто проявляется у пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В качестве альтернативы, пациент с акатизией может испытывать побочный эффект антипсихотика.[6] Другими аспектами движения, которые могут указывать на экстрапирамидные побочные эффекты (ЭПС) нейролептиков, являются ригидность, тремор и тики, такие как скрежетание зубами, причмокивание губами или выпячивание языка. Тяжелая внезапная ригидность, наблюдаемая после введения нейролептиков, считается острой дистонической реакцией. Хотя и редко, в самой крайней форме это может быть опасным для жизни, если затрагиваются мышцы гортани. Таким образом, практикующий врач должен отслеживать и лечить малейшие реакции, прежде чем они станут более серьезными. Поздняя дискинезия — это неврологическое состояние, возникающее в результате длительного приема нейролептиков, которое поддерживает эти экстрапирамидные побочные эффекты. Эти симптомы и их тяжесть можно более тщательно отслеживать с помощью шкалы аномальных непроизвольных движений (AIMS).

Речь

Речь оценивается пассивно на протяжении всего психиатрического опроса. Следует отметить такие качества, как количество словесных выражений, беглость, скорость, ритм, громкость и тон. Крайне важно отметить количество слов, которые говорит пациент. Если пациент говорит меньше, чем обычно, он может испытывать депрессию или тревогу. И наоборот, повышенное/гипервербальное количество речи также может указывать на некоторый уровень тревоги или на то, что пациент в настоящее время находится в маниакальном состоянии. Беглость относится к языковым навыкам пациента. Английский может не быть родным языком пациента, и он может не владеть им свободно. С другой стороны, английский может быть их родным языком, но у них могут быть трудности с поиском слов из-за измененного психического состояния или нейрокогнитивного расстройства. Темп речи может быть медленным у пациентов с депрессией или с нейрокогнитивным расстройством. Частота давления может указывать на острую интоксикацию психоактивными веществами или на то, что пациент переживает маниакальный эпизод.[6] Задержка речевого ответа может также указывать на нейрокогнитивное расстройство или на то, что пациент испытывает расстройство мыслительного процесса, такое как блокирование мыслей, наблюдаемое при психозе. Ритм речи может дать ключ к постановке ряда диагнозов. Невнятная речь может свидетельствовать об интоксикации. Дизартрия может свидетельствовать о возможной двигательной дисфункции при разговоре. Громкость может быть тихой, если пациент подавлен/замкнут, или громкой, если он взволнован. У некоторых пациентов есть нейрокогнитивное расстройство или проблемы со слухом, из-за которых они не могут контролировать громкость своего голоса. Наконец, тон может указывать на настроение пациента. Кроме того, детский тон может свидетельствовать о задержке развития в зависимости от возраста пациента.

Настроение

Это субъективное описание пациентом своего самочувствия. Это определяется путем прямой просьбы пациента описать, как он себя чувствует, своими словами.[5] Он документируется цитатами, дословно расшифровывающими ответ пациента.

Влияние

Так практикующий врач описывает наблюдаемое выражение лица пациента с помощью его невербального языка.[2] Часто используемые термины: эвтимический, счастливый, грустный, раздраженный, сердитый, взволнованный, ограниченный, притупленный, плоский, широкий, причудливый, полный, лабильный, тревожный, яркий, приподнятый и эйфорический. В дополнение к этим терминам может быть описан диапазон воздействия. Например, пациент может быть минимально раздражен, а может быть крайне взволнован. Некоторые практикующие врачи также уточняют, соответствует ли аффект ситуации.[6] Считается, что пациент, который улыбается и смеется после того, как его доставили в больницу для непроизвольного обследования, испытывает неадекватно приподнятый аффект. Другой дескриптор, который клиницисты могут использовать для описания аффекта, заключается в том, соответствует ли аффект тому, что пациент говорит о своем настроении. Если пациент говорит, что его настроение «отличное» и он улыбается, то его аффект счастлив и, следовательно, конгруэнтен. Однако если этот пациент сказал «отлично» во время плача, то его аффект был бы слезливым и неконгруэнтным.

Мыслительный процесс

Это описание организации мыслей, выраженных пациентом.[5] Для нормального мыслительного процесса мысли описываются как линейные и целенаправленные. Общие описания нерегулярных мыслительных процессов: косвенные, тангенциальные, бегство идей, распущенность, настойчивость и блокировка мыслей. Обстоятельный мыслительный процесс описывает кого-то, чьи мысли связаны, но отходят от темы, прежде чем вернуться к исходной теме. С другой стороны, тангенциальный мыслительный процесс представляет собой серию связанных мыслей, которые уходят от темы, но не возвращаются к исходной теме. Полет идей — это тип мыслительного процесса, который похож на тангенциальный в том, что мысли уходят от темы, но связь между мыслями менее очевидна и слушателю труднее уследить. В свободном, неорганизованном мыслительном процессе нет никакой связи между мыслями и последовательностью мыслей.[5] Персеверации — это тип мыслительного процесса, при котором независимо от темы или вопроса пациент возвращается к одному и тому же предмету. Содержание этих персевераций будет важно отметить в следующем разделе. Наконец, блокировка мыслей наблюдается при психозе, когда у пациента возникают перерывы в мыслях, из-за которых трудно начать или закончить мысль. Ранее это обсуждалось в речи, поскольку у этих пациентов часто бывают паузы в речи и задержки в ответах на вопросы.

Содержание мыслей

По сути, это предмет мыслей, которые возникают у пациента. Это определяется путем прослушивания на протяжении всего интервью и путем прямого опроса. Если у пациента есть определенная озабоченность, у него может быть мыслительный процесс персеверационного типа, для которого важно документировать тему. При оценке содержания мыслей больного обязательно необходимо определить суицидальные мысли, мысли об убийстве, бред.

Врач может спросить пациента, есть ли у него суицидальные мысли или мысли об убийстве. Суицидальные мысли нуждаются в дополнительном разъяснении пассивными мыслями о желании умереть по сравнению с активными мыслями о желании покончить с собой. Кроме того, практикующие врачи должны быть в состоянии установить, есть ли у пациента план и намерение действовать в соответствии с такими мыслями. Это может быть трудно определить, поскольку пациенты редко сообщают такие подробности. Если есть какие-либо опасения по поводу суицидальных намерений, необходима более тщательная оценка суицидального риска. Оценка мыслей об убийстве следует аналогичной схеме: необходимо определить, являются ли мысли пассивными мыслями о желании кого-то умереть или активными мыслями об убийстве кого-то с планом и / или намерением действовать или без такового. Также жизненно важно попытаться получить от пациента, по отношению к которому у них есть мысли об убийстве. Согласно постановлению Тарасова по делу Верховного суда Калифорнии Tarasoff v. Regents of the University of California, . Обязанностью специалиста по психическому здоровью является предупреждение человека, если пациент угрожает его жизни.[8]

Бред – это твердо укоренившиеся ложные убеждения пациента, которые не являются частью системы культурных убеждений и сохраняются, несмотря на противоречивые доказательства.[6] Они могут быть правдоподобными или фантастическими по своей природе. Типы бреда включают причудливый, грандиозный, паранойя, персекуторный и соматический типы. Доказательства этих заблуждений часто трудно получить от пациента, потому что он может знать, что другие не верят ему и опасаются преследований. Врачам-психиатрам требуется практика, чтобы выявлять эти заблуждения у пациентов тонким и непредубежденным образом. Например, нельзя спрашивать пациента: «Вы параноик?», а скорее: «Вы обеспокоены тем, что кто-то следит за вами или шпионит за вами?» Некоторыми распространенными бредом преследования являются паранойя, связанная с тем, что кто-то следит за ними или шпионит за ними с помощью камеры. Другие — это грандиозные убеждения о том, что вы — Бог, королевская особа, знаменитость или богатство. Соматический бред часто возникает из ощущений, которые испытывает больной. Например, распространенный соматический бред заключается в том, что пациент беременен (часто встречается у мужчин и женщин) или что внутри него находится паразит или инопланетянин из-за запора или вздутия живота. При определении того, является ли что-то бредом, важно сравнить то, во что верит пациент, с объективными побочными сообщениями от посторонних или лабораторными данными. Например, взлохмаченный пожилой пациент, утверждающий, что он известная модель, на самом деле мог быть таковой в прошлом. Другие типы бреда включают в себя включение мысли, трансляцию мысли, изъятие мысли, чтение мыслей и идеи ссылки. Это относится к случаям, когда пациенты считают, что они контролируют мысли других, или наоборот. Идеи ссылки относятся к ситуации, когда пациент считает, что он получает особое сообщение по телевидению, радио или из Интернета, которого там нет.

Восприятие

В этом разделе описываются некоторые из различных видов галлюцинаций, которые могут испытывать пациенты. Это оценивается путем опроса пациента, что он воспринимает. Галлюцинация – это восприятие чего-либо в отсутствие каких-либо внешних раздражителей. Важно противопоставить иллюзию, которая представляет собой неправильное восприятие, основанное на фактическом стимуле, например, когда вы думаете, что слышите свое имя в толпе. Напротив, галлюцинации, возникающие при засыпании (гипнагогические), пробуждении ото сна (гипнопомпические) или сонный паралич, не являются патологическими и могут считаться нормальными. Наиболее распространенными галлюцинациями являются слуховые и зрительные, но они также могут быть обонятельными, тактильными и вкусовыми. Спрашивая о слуховых галлюцинациях, важно отметить, какой звук слышен или голос. Если пациент слышит один или несколько голосов, спросите, узнает ли пациент этот голос или голоса, какого пола они кажутся и что эти голоса говорят ему. Слуховая галлюцинация Бога, желающего пациенту хорошего дня, потенциально может относиться к сфере нормы в зависимости от религиозной и этнической культуры пациента. Слуховые галлюцинации, которые не считаются нормальными, могут быть негативными и антагонистическими по отношению к пациенту или давать ему команды причинять вред себе или другим. Даже если больной верит, что это Бог, такие опасные слуховые галлюцинации считаются патологией и симптомом психического заболевания. Спрашивая о зрительных галлюцинациях, важно получить как можно больше подробностей. Если пациент видит змей, попросите его описать змей. Сколько их там? Что они делают? Кроме того, как и в случае со слуховыми галлюцинациями, некоторые зрительные галлюцинации можно считать нормальными, например, видение призрака умершего любимого человека вскоре после его смерти.

Часто пациенты отрицают наличие галлюцинаций, несмотря на то, что они у них были. Это может быть либо из-за паранойи, либо из-за страха, вызванного тем, что они переживают. Даже если пациент отрицает наличие галлюцинаций, важно отметить, активно ли он реагирует на внутренние стимулы, разговаривая с кем-то, кого нет, или глядя на что-то, чего нет.

Познание

Наиболее распространенными областями познания, оцениваемыми при обследовании психического статуса, являются бдительность, ориентация, внимание/концентрация, память и абстрактное мышление. Если при оценке когнитивных функций или любой другой части исследования психического статуса практикующий врач обнаруживает симптомы возможного нейрокогнитивного расстройства, возможен более тщательный скрининг с помощью дополнительных инструментов оценки, таких как мини-тест психического состояния (MMSE), Монреальский когнитивный тест (МОСА), или Mini-Cog.[3][5]

Настороженность — уровень сознания пациента. Это может быть описано как бдительность, сонливость, оглушенность, ступор или коматозное состояние. Тревога означает, что пациент полностью проснулся и может реагировать на раздражители. Сонливость означает, что пациент вялый или сонливый. Сонливость считается пониженным уровнем сознания, но пациент все еще способен воспринимать раздражители и его довольно легко разбудить. Притупление означает, что слабые или умеренные стимулы могут не возбудить пациента, и когда разбуженный пациент будет сонливым с отсроченными реакциями. Больной в ступоре не реагирует почти на все раздражители и при возбуждении может быстро снова заснуть без продолжения стимуляции. Больной в коматозном состоянии не реагирует ни на какие раздражители, включая энергичные и вредные.[6] Измененный уровень сознания или чувствительности может указывать на то, что у пациента могла быть травма головы, он проглотил вещество или у него делирий из-за другого заболевания.[9]]

Ориентация относится к осознанию пациентом своего положения и окружения. Это оценивается путем опроса пациента, знают ли они свое имя, текущее местоположение (включая город и штат) и дату. Тот, кто в норме полностью ориентирован, но остро не ориентируется, может испытывать интоксикацию психоактивными веществами, первичное психическое заболевание или делирий. Делирий можно легко пропустить и ошибочно классифицировать как первичное психическое заболевание. Важно уметь дифференцировать это измененное психическое состояние, поскольку оно может означать наличие критического состояния здоровья, которое необходимо оценить и лечить.[10]

Внимание/концентрацию можно оценить на протяжении всего интервью, наблюдая, насколько хорошо пациент остается сосредоточенным на заданных вопросах.[3] В качестве альтернативы, это может быть непосредственно проверено множеством способов. Один из способов — попросить пациента постукивать по руке каждый раз, когда он слышит определенную букву в цепочке случайных букв. Если у них хорошие математические навыки, то другой метод — попросить пациента сосчитать от 100 до 7. Кроме того, практикующий врач может попросить пациента произнести слово вперед и назад или попросить его повторить случайную цепочку чисел вперед и назад. назад.[2][6] Нарушение внимания/концентрации может быть симптомом беспокойства, депрессии, плохого сна или нейрокогнитивного расстройства. [3] При описании состояния пациента практикующий врач может задокументировать его как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, в случае предыдущего сравнения, ухудшение по сравнению с улучшением. Кроме того, практикующий врач может конкретно описать задачу и работу пациента.

Память подразделяется на немедленную память, отложенную память, недавнюю память и долговременную память. Практикующий врач может выбрать оценку одного или всех типов памяти во время оценки. Немедленный отзыв — это просьба пациента повторить вам что-то. Это определяет, может ли пациент зарегистрировать новую информацию.[3] Это может быть список случайных слов, случайных чисел или предложение.[6] Отсроченный отзыв — это просьба пациента повторить вам то же самое через определенное время (обычно от 1 до 5 минут) после выполнения другого задания, которое не позволяет пациенту повторять ответ для отработки ответа.[3] Даже если у пациента нет отсроченного припоминания, он может вспомнить информацию, если ему дать подсказку. В этом случае отсроченный отзыв пациента не будет сохранен, а подсказанный отзыв останется.[3] Недавняя память — это оценка того, насколько хорошо пациент помнит недавние события. Это можно определить во время интервью, спросив об истории болезни в настоящее время, о том, что они ели в начале дня или чем они занимались в свободное время. Долговременная память оценивает память пациента на давно прошедшие события. Примерами этого являются вопросы пациента о том, когда у него был ребенок, в какую среднюю школу он ходил, в доме своего детства или на свадьбе. Если у пациента нарушены ответы на тесты на припоминание и/или память, это может указывать на нейрокогнитивное расстройство, которое требует дальнейшего скрининга с помощью одного из тестов, упомянутых в начале этого раздела.

Абстрактное мышление — это способность пациента делать выводы о значениях и понятиях. Это можно оценить, спросив пациента, что общего между двумя объектами или как интерпретировать распространенное высказывание, поговорку или пословицу. Буквальные интерпретации и ответы указывают на конкретное мышление, которое наблюдается при многих психических расстройствах, а также при некоторых умственных нарушениях и нейрокогнитивных расстройствах.[6]

Проницательность

Это относится к пониманию пациентом своего заболевания и функциональных возможностей.[2] Обычно его описывают как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, если есть предыдущее сравнение ухудшения по сравнению с улучшением. Если пациент может признать, что его слуховые галлюцинации не реальны, то у него правильное понимание. Если пациент не осознает, что его паранойя по поводу того, что вся пища отравлена, не может быть правдой, то его понимание плохое.

Решение

Это относится к способности пациента принимать правильные решения. Способ непосредственно оценить суждение состоит в том, чтобы спросить пациента, что бы он сделал в определенных сценариях. Часто это оценивается по истории пациента во время интервью и его наблюдаемых действий. [2] Это, как и понимание, также оценивается как плохое, ограниченное, удовлетворительное или, если есть предыдущая оценка для сравнения, ухудшение или улучшение. Пациенты, которые повторяют одни и те же ошибки снова и снова или отказываются принимать лекарства, проявляют недальновидность. Нередко встречаются пациенты, которые не верят, что их лекарства влияют на них положительно или вообще не влияют. Независимо от их плохой интуиции, некоторые пациенты проявляют справедливость, принимая лекарства, потому что они знают, что, если они их не примут, они вернутся в больницу для стационарного лечения. Люди с плохим суждением, как правило, плохо функционируют из-за тяжести своего психического заболевания. Пациенты с таким неверным суждением и функционированием обычно серьезно инвалидизируются и часто нуждаются в стационарном психиатрическом лечении.[4]

Пример документации для карты пациента

Внешность: 25-летняя афроамериканка, возраст указан, одета в бумажную больничную форму, обрезанную таким образом, чтобы обнажить живот с видимым вертикальным шрамом на животе, и множественными татуировками с разными именами, видимыми на предплечьях с обеих сторон.

Поведение: Не испытывает острого дистресса, трудно перенаправить на собеседование, неуместно смеется и улыбается

Двигательная активность: Присутствует минимальное психомоторное возбуждение. Регулярная походка. Регулярная поза. Тиков, тремора или ЭПС нет.

Речь: гипервербальная, беглая, напористая, правильный ритм, равномерная громкость, счастливый тон идеи, отрицает мысли об убийстве. Вызвано грандиозное заблуждение о том, что он «ангел на миссии».

Восприятие: Одобряет слуховые галлюцинации Бога, повелевающего ей отправиться в Калифорнию. Отрицает зрительные галлюцинации. Не проявляет активной реакции на внутренние раздражители.

Познание: 

Сенсориум/ориентация: Бдительность и ориентация на человека, место и дату 

Внимание/концентрация: Плохая. Невозможно написать МИР вперед и назад.

Память: Способен вспомнить 3/3 объекта сразу и через 1 минуту. Недавнее воспоминание — Целый, чтобы позавтракать сегодня утром. Долговременная память — не повреждена, в какой школе она училась.

Абстрактное мышление: Нетронутый со способностью идентифицировать птицу и дерево как живых.

Проницательность: Плохо

Оценка: Плохо

Симптомы, диагностика и лечение расстройства мышления

Расстройство мышления — это дезорганизованный способ мышления, который приводит к ненормальным способам выражения речи при разговоре и письме. Это один из основных симптомов шизофрении, но он может присутствовать и при других психических расстройствах, таких как мания и депрессия.

Расстройство мышления является одним из наиболее трудных для диагностики и лечения психических расстройств, поскольку у многих людей время от времени проявляются симптомы расстройства мышления. Некоторые люди могут демонстрировать расстройство мышления только тогда, когда они устали.

Существует более 20 подтипов расстройства мышления. В этой статье мы разберем симптомы некоторых из наиболее распространенных типов. Мы также рассмотрим возможные варианты лечения, чтобы помочь вам или вашим знакомым справиться с этим расстройством.

Расстройство мышления впервые появилось в научной литературе в 1980-х годах, когда оно было впервые описано как симптом шизофрении. Его широкое определение — любое нарушение в организации и обработке идей.

Каждый тип расстройства мышления имеет уникальные симптомы. Однако нарушение взаимосвязи идей присутствует во всех типах.

Несмотря на то, что у большинства людей время от времени проявляются некоторые симптомы расстройства мышления, расстройство мышления не классифицируется до тех пор, пока оно не оказывает негативного влияния на способность к общению.

Вот некоторые из наиболее распространенных типов расстройства мышления:

Алогия

Люди с алогией, также известной как бедность речи, дают краткие и неразборчивые ответы на вопросы. Люди с этой формой расстройства мышления редко говорят без побуждения. Алогия часто наблюдается у людей с деменцией или шизофренией.

Блокировка

Люди с блокировкой мысли часто резко прерывают себя на полуслове. Они могут останавливаться на несколько секунд или минут. Когда они снова начинают говорить, они часто меняют тему разговора. Блокирование мыслей часто встречается у людей, страдающих шизофренией.

Обстоятельность

Люди с обстоятельностью, также известной как обстоятельное мышление или обстоятельная речь, часто включают в свою речь или письмо чрезмерные не относящиеся к делу детали. Они сохраняют свой первоначальный ход мыслей, но сообщают много ненужных деталей, прежде чем вернуться к основной мысли.0161 .

Лязг или ассоциация лязга

Человек с лязгающим мыслительным процессом выбирает слова, основываясь на звучании слова, а не на его значении. Они могут полагаться на использование рифм, аллитераций или каламбуров и создавать бессмысленные предложения. Нарушение мыслительного процесса — частый симптом мании.

Крушение

Человек с крушением говорит цепочками только полуродственных идей. Их идеи часто все дальше и дальше отходят от темы разговора. Например, человек с невменяемым мышлением может перейти от разговора о кроликах к волосам на голове и к вашему свитеру.

Отвлекаемая речь

Человек с отвлекаемым расстройством речи и мышления с трудом поддерживает тему. Они быстро переключаются между темами и отвлекаются на внутренние и внешние раздражители. Это обычно наблюдается у людей с манией.

Например, человек с отвлекающей речью может внезапно спросить, где вы взяли шляпу на полуслове, рассказывая вам о недавнем отпуске.

Эхолалия

Людям с эхолалией трудно общаться. Они часто повторяют звуки и слова, которые слышат, вместо того, чтобы выражать свои мысли. Например, вместо ответа на вопрос они могут повторить вопрос.

Другие виды расстройства мышления

В Справочнике по психиатрии Джона Хопкинса перечислены 20 типов расстройств мышления. К ним относятся:

  • Парафазная ошибка: постоянное неправильное произношение слов или оговорки
  • Неестественная речь: использование необычного языка, который является чрезмерно формальным или устаревшим
  • Постоянное повторение 907189 слов и приводит к Потеря цели: проблемы с поддержанием темы и невозможность прийти к сути
  • Неологизм: создание новых слов
  • Бессвязность: произнесение, казалось бы, случайных наборов слов, известных как «словесный салат»

Причина расстройства мышления неизвестна. Расстройство мышления не является симптомом какого-либо конкретного расстройства, но обычно наблюдается у людей с шизофренией и другими психическими расстройствами.

Причина шизофрении также неизвестна, но считается, что этому могут способствовать биологические, генетические факторы и факторы окружающей среды.

Расстройство мышления имеет расплывчатое определение, а симптомы сильно различаются, поэтому трудно найти одну основную причину. Исследователи до сих пор спорят о том, что может привести к симптомам расстройства мышления.

Некоторые считают, что это может быть вызвано изменениями в связанных с речью частях мозга, в то время как другие считают, что это может быть вызвано проблемами в более общих частях мозга.

Расстройство мышления является одним из определяющих симптомов шизофрении и психоза. Люди имеют повышенный риск развития расстройства мышления, если они также имеют:

  • расстройства настроения
  • биполярное расстройство
  • депрессия
  • черепно-мозговая травма
  • тревога

Согласно исследованиям 2005 года, у людей с эпилепсией повышен риск развития шизофрении и психоза по сравнению с общей популяцией.

Черепно-мозговая травма увеличивает риск развития шизофрении и других психических расстройств, таких как депрессия, биполярное расстройство и тревожные расстройства.

Следующие факторы риска также могут быть факторами риска шизофрении и, соответственно, расстройства мышления:

  • стресс
  • употребление психоактивных веществ
  • воспалительные и аутоиммунные заболевания
  • воздействие токсичных химических веществ до рождения нередко люди время от времени демонстрируют симптомы расстройства мышления. Однако, если эти симптомы часты или достаточно серьезны, чтобы вызвать проблемы с общением, рекомендуется поговорить с врачом.

    Расстройство мышления может быть симптомом психического расстройства. Многие психические расстройства, такие как шизофрения, прогрессируют и не проходят без лечения. Однако люди с психическими расстройствами часто не знают о своих симптомах и нуждаются в помощи члена семьи или друга.

    Если вы заметили какие-либо другие симптомы шизофрении у кого-то из ваших знакомых, вы можете порекомендовать ему обратиться к врачу:

    • бред
    • галлюцинации
    • дезорганизованное мышление или речь
    • пренебрежение личной гигиеной
    • отсутствие эмоций
    • отсутствие выражения лица
    • уход от общественной жизни

    непоследовательно.

    Тест чернильных пятен Роршаха

    Тест чернильных пятен Роршаха был впервые изобретен Германом Роршахом в 1921 году. В тесте используется серия из 10 чернильных пятен для выявления потенциального расстройства мышления.

    Чернильные пятна неоднозначны, и пациент дает свою интерпретацию каждой из них. Затем ведущий психолог интерпретирует ответы пациента для поиска потенциально неупорядоченного мышления.

    Индекс мыслительных расстройств

    После вовлечения пациента в открытый разговор медицинский работник расшифровывает разговор и оценивает его с помощью индекса мыслительных расстройств.

    Индекс расстройств мышления, также называемый дельта-индексом, является первым стандартизированным тестом для выявления расстройств мышления. Он измеряет 23 области потенциальных нарушений мышления и оценивает серьезность каждой из них по шкале от нуля до единицы.

    Лечение расстройства мышления направлено на основное заболевание. Двумя основными видами лечения являются медикаментозное лечение и психотерапия.

    Лекарства

    Антипсихотические препараты могут быть назначены в зависимости от причины расстройства мышления. Эти лекарства могут сбалансировать химический состав мозга допамин и серотонин.

    Психотерапия

    Психотерапия помогает людям заменить свои мысли более реалистичными и научить их справляться с болезнью.

    Когнитивно-поведенческая терапия, форма психотерапии и терапия улучшения когнитивных функций могут быть полезны для людей с шизофренией.

    Если вы подозреваете, что у близкого человека расстройство мышления, предложите ему обратиться за медицинской помощью. Доступны методы лечения, которые могут эффективно справиться с симптомами расстройства мышления, и врач может помочь определить правильный метод лечения в зависимости от основного заболевания.

    Расстройство мышления — это неорганизованный способ мышления, который приводит к необычной речи и письму. Людям с расстройством мышления трудно общаться с другими людьми, и им может быть трудно признать, что у них есть проблема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *