Речь правильная и красивая: Как научиться красиво говорить и что значит красивая речь?

Правильная и красивая речь: учимся говорить. Видео

Лайфхаки

Как научиться красиво говорить

Фото
Shutterstock

Краткость, ясность, грамотность – основы правильной и красивой речи

Люди разучились правильно и красиво говорить (по целому ряду причин, начиная с общего упадка культуры в 90-х годах прошлого века). Этому необходимо учиться заново. Как минимум потому, что такая речь не только положительно характеризует человека, но и помогает ему общаться с другими людьми, добиваться успеха в работе и личной жизни. Представьте такую ситуацию. Вы общаетесь с человеком, который используют вульгарные, жаргонные слова. Захотите ли вы продолжить с ним разговор? Конечно нет.

Не всем людям дано ораторское мастерство. Однако при желании и усердии практически каждый человек может научиться говорить красиво и правильно. Тем более что русский язык исключительно богат. Он дает возможность с предельной ясностью и образностью описать любой предмет, охарактеризовать любого человека, выразить отношение к тому или иному событию, явлению природы, произведению искусства и т.д. С помощью его особенностей можно подчеркнуть малейшие нюансы, оттенить ту или иную деталь, черту характера. В этом отношении мало какой язык может сравниться с русским.

Вовсе не обязательно, чтобы такое описание или выражение было многословным. Ведь слишком длинная речь, даже красивая и образная, утомляет слушателей, а порой может вызвать раздражение. В результате ожидаемый эффект от произнесенных слов не будет достигнут.

Поэтому следует запомнить, что одно из основных требований, предъявляемых к правильной и красивой речи, – краткость. Надо быстро переходить к главной сути вопроса, не затягивая вступление, не отвлекаясь на посторонние детали. Тогда вас будут внимательно слушать, а ваши аргументы произведут должное действие.

Конечно, при этом не надо ударяться в противоположную крайность по примеру древних спартанцев, прославившихся своей лаконичностью. Она тоже хороша в меру

Необходимо говорить понятно и убедительно. О чем бы ни шла речь, слова говорящего должны быть ясны любому человеку, даже не обладающему высоким уровнем интеллекта. Весь эффект от речи пропадет, если слушатели то и дело стараются понять: «А что он имеет в виду?» Поэтому не следует употреблять специфические термины, знакомые лишь узкому кругу специалистов, например. Также необходимо по возможности воздерживаться от слишком частого употребления иностранных слов. Ведь их в большинстве случаев вполне можно заменить русскими аналогами.

И, конечно же, надо говорить грамотно. Весьма неприятное впечатление производит человек, допускающий ошибки в ударениях или неправильно употребляющий слова. Например, весь эффект от убедительной и красивой речи может быть испорчен словом «ложить», сказанным вместо слова «класть». Точно так же руководитель фирмы, делающий ошибки в ударениях при произнесении слов «договор», «километр», едва ли вызовет уважение и доверие у деловых партнеров.

Возьмите за правило: как можно меньше жаргонизмов. Они вполне допустимы при общении в узком кругу или в социальных сетях, но не при публичной речи.

Тем более старайтесь всячески избегать грубых, вульгарных выражений (не говоря уже о нецензурных). Они не лучшим образом характеризуют человека, употребляющего их

Старайтесь избавляться от слов-«паразитов». Всевозможные «э-э-э…», «ну, значит», «вот», «так» и тому подобные слова, которые вставляют в речь к месту и не к месту, делают ее некрасивой, неубедительной. Они отвлекают слушателей, рассеивают их внимание. У людей может сложиться впечатление, что вы сами толком не разбираетесь в делах, о которых говорите.

Правильная речь

Фото
Shutterstock

Образец красивой правильной речи – русская классическая литература

Чтобы научиться говорить правильно, образно и красиво, необходимо читать как можно больше классических произведений. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Чехов, Лесков… Это далеко не полный список мастеров художественного слова, великолепно владевших русским языком и оставивших нам бесценное творческое наследие. В их произведениях вы найдете бесчисленные примеры по-настоящему красивой речи. Хотя некоторые слова в наши дни устарели, а отдельные фразы могут показаться тяжеловесными, неестественными, русская классика поможет вам научиться говорить красиво и правильно. Читайте произведения этих мастеров и через некоторое время вы сами заметите, что ваш словарный запас обогатился, и вам хочется говорить, подражая их героям.

Посещайте спектакли, поставленные по произведениям мастеров классической литературы, или смотрите их по телевизору. Это также поможет вам научиться правильной и красивой речи.

Также вы можете почитать толковый русский словарь и выписать наиболее понравившиеся слова. Но запомните, что некоторые из них могут быть незнакомы вашим слушателям, поэтому постарайтесь не употреблять их при общении с оппонентами.

Читайте также: как стать добрее

Редакция Wday.ru

Красивая речь в повседневной жизни

Многие люди мечтают красиво, четко и убедительно говорить. Но не все знают и понимают, из чего же складывается сам речь и искусство говорить красиво. Между тем, помимо техники речи желающим говорить красиво нужно обрести уверенность в себе, побороть закомплексованность, научиться держать спину и смотреть в глаза собеседнику. Тренинги и курсы по сценической речи, технике речи, полезные и в жизни, дают возможность не только играть на сцене любительского театра, но и повысить свои шансы на работе, на успех в личной жизни, вообще в общении.

В данной статье мы поговорим о некоторых аспектах именно технического плана. Работа над техникой — это трудоемкий и длительный процесс. Уроки правильной речи включают в себя множество упражнений на интонирование, дикцию, орфоэпию, дыхание, понимание авторского текста. В жизни же мы сами являемся авторами своей речи, она рождается спонтанно. Все же следует понимать, что если вы сможете довести до автоматизма правильную постановку ударения, паузы и четкое произнесение слов, даже при большом волнении, речь останется внятной и легко воспринимаемой собеседниками.

Даже занимаясь йогой или упражнениями в спортивном зале, вы следите за дыханием, оно помогает вам выполнять задания. Дыхание на тренингах по сценической речи также тесно связано с приемами релаксации (дыхательная гимнастика, например). Такие занятия предохраняют головной мозг от недостатка кислорода, они позволяют закалить организм, помогают перенести легко нервные стрессы, так как в результате вентиляции легких ликвидируется избыточное возбуждение дыхательного центра.

Занятия речью позволяют человеку найти «свой» голос, так называемую «середину», то есть высоту звука, на которой вашему голосу удобнее всего звучать. Вы обретете постепенно приятный тембр, при серьезном подходе сможете расширить диапазон. Ваш собеседник реагирует изначально именно на тембр и интонацию, а не на то, что вы говорите, поэтому так важно работать над физическими свойствами голоса.

Часто из-за говоров, лени или привычки мы сокращаем слова, нечетко произносим звуки, что вообще характерно для русского языка (во французском, например, все звуки четкие и более напряженные, нет редукции). Иногда у человека настолько «омертвевшие» мышцы губ, что он не может без усилий вымолвить ни слова. В этом случае могут пригодиться упражнения на развитие мимики. Артикуляция вообще и правильная постановка звуков важна в основном для людей, работающих в театре или на телевидении, хотя все, кто работают с людьми, знают, как это важно: понимание тебя собеседником.

Часто то, как вы расставляете ударение в словах, многое говорит о вас: по этому параметру судят о вашем культурном уровне, среде, где вы живете, о том, с кем вы общаетесь. Таким образом, орфоэпия, наука о правильном произношении слов, оказывается более чем полезна. Часто после тренингов сценической речи люди покупают орфоэпический словарь и внимательнее готовятся к своим публичным выступлениям.

Таким образом, вопрос о том, как научиться красиво говорить, легко решить, записавшись на курсы сценического мастерства или на курсы сценической речи. И можно с уверенностью сказать, что время и усилия не будут потрачены впустую.

Симпозиум 210a — 212c Резюме и анализ

Резюме

Диотима делится с Сократом процессом, посредством которого можно достичь окончательного видения мистерий. В детстве человек начинает увлекаться красивыми телами, и в частности одним красивым телом, и вести с этим телом красивые беседы. Следующий этап — признать, что все тела относительно похожи и что глупо любить только одно конкретное тело. Таким образом, мальчик полюбит все красивые тела. Затем он начнет ценить красоту ума и сможет любить тех, кто красив умом, независимо от того, красивы они телом или нет. Узнав красоту в практиках и законах, он увидит, что все виды красоты подобны, и полюбит красоту вообще, а не красоту тел в частности. Глядя на различные формы знания, он станет любителем знания, любящим все виды рассуждений и идей, пока, наконец, не остановится на одном особом виде знания.

В конце концов, этот любящий знания достигнет цели любви, удивительно красивой по своей природе. Эта красота существует всегда, не возникает и не перестает быть, не увеличивается и не уменьшается. Это абсолютная красота, а не красота только в некоторых отношениях, в определенное время или по отношению к определенным вещам, или в определенных местах, или по отношению к определенным людям. Красота не появится в каких-то телах, или в каких-то формах познания, или где-нибудь в частности: она явится сама по себе и сама по себе, независимо от всего остального. Все прекрасные вещи разделяют ее характер, но эти вещи никоим образом не затрагивают самой Красоты.

Пройдя эти стадии, человек поднимется от любви к отдельным видам красоты к любви к самой Красоте, из которой все прекрасные вещи получают свою природу. Диотима предполагает, что жизнь, созерцающая и преследующая эту Красоту, — лучшая жизнь, которую можно вести. Многие из нас могут отказаться от всей роскоши, чтобы смотреть на кого-то, кого мы любим, и быть с ним. Представь же, убеждает она, каково было бы созерцать саму Красоту, которая настолько превосходит красоту мальчиков, мужчин, одежды, денег и всего остального, что является источником красоты этих меньших вещей. . Такой человек мог бы также производить истинную добродетель, а не образы добродетели. Те, кто одержим образами красоты, могут создавать только образы добродетели, но те, кто может видеть саму Красоту, могут создавать саму добродетель, делая себя бессмертными и любимыми богами.

Это конец речи Диотимы, переданной через Сократа, и Сократ заключает, что с тех пор, как он разговаривал с Диотимой, он знал, что для человеческой природы нет большего партнера, чем Любовь. Сократ говорит, что закончил, хотя и не уверен, можно ли считать его речь панегириком Любви или как-то иначе можно назвать то, что он только что описал.

Анализ

Этот отрывок может показаться очень запутанным для читателей, не знакомых с Платоном. Но те, кто знает другие его диалоги среднего периода, такие как Федон или Республика, узнают в рассуждениях Диотимы о Красоте знаменитую Платоновскую Теорию Форм, даже несмотря на то, что в этом отрывке формы не упоминаются явно, и вся презентация ведется в непрозрачной и двусмысленной манере.

Теория Форм утверждает, что для каждого понятия, такого как справедливость, красота, добро, большое и т. д. (существуют споры о том, какие существуют виды Форм) существует Форма этого понятия. То есть есть Форма Справедливости, Форма Красоты, Форма Добра, Форма Большого и так далее. Эти Формы абсолютны, бессмертны, неизменны и не допускают своих противоположностей (то есть Форма Красоты никак не может допустить безобразия). Все вещи, которые, скажем, прекрасны, прекрасны, потому что они участвуют в Форме Красоты. Мы можем понять все прекрасные вещи как причастные к Форме Красоты, и только благодаря их причастности к Форме Красоты они могут быть красивыми. Таким образом, Форма Красоты есть то, благодаря чему все прекрасное становится прекрасным. Это сущность Красоты.

В Симпозиуме , Форма Красоты является последней стадией восхождения любителя знаний к Красоте. Он начинает с любви к отдельным телам, двигаясь оттуда к телам вообще, к отдельным душам, к душам вообще, к законам и практикам, к знанию и, наконец, к знанию Формы Красоты. Восхождение — это восхождение к все большему обобщению, когда любовь к красоте охватывает все больше и больше вещей. В конечном счете, однако, любовь к красоте охватит только одну вещь, Форму Красоты, но в этой Форме будет признано все прекрасное.

Существует ряд вопросов и споров о правильной интерпретации Теории Форм. Например, мы можем спросить, какие понятия имеют формы, а какие нет. Есть ли форма снега или форма стула? Мы могли бы также спросить, каким образом отдельные вещи могут участвовать в Форме: так ли это, как капля воды является частью моря, представляет ли Форма то, что объединяет все частности, является ли Форма парадигма, к которой стремятся отдельные детали, или это нечто совершенно иное? Эти вопросы выходят за рамки данного комментария, хотя более подробно они рассматриваются в комментарии в SparkNote к Платону ## 9.0015 Федон ##. Мы также можем найти убедительную и интересную самокритику теории форм в «» Платона «Парменид».

Наше знание Форм кажется совершенно отличным от нашего знания повседневных вещей, и возникает вопрос, как мы можем познать Формы. Платон представляет здесь это знание как конечную цель долгого восхождения. Примечательно, однако, что этот ответ дает нам не Сократ, а Диотима. Диотима говорит через Сократа почти как оракул, источник истины. Сам Сократ никогда не претендует на такое знание. Это особенно интересно, если мы прочитаем это в более широком контексте произведений Платона. Теория форм впервые представлена ​​в 9 в.0015 Федон, , но и здесь у нас есть основания предполагать, что Сократ говорит не от себя, а скорее по какому-то божественному вдохновению. Мы могли бы заключить, что знание Форм — это не то, чему можно научиться с помощью сократовской диалектики, а в некотором смысле пророческий дар. В лучшем случае диалог может привести нас к Формам, но нам нужно какое-то другое вдохновение, чтобы непосредственно познать Формы.

 

Симпозиум 193e — 197e Резюме и анализ

Резюме

Эриксимах выражает большое удовлетворение речью Аристофана и заявляет, что если бы рядом стояли ораторы более низкого уровня, чем Агафон и Сократ, им было бы нечего сказать. Сократ замечает, что если бы Эриксимах был на его месте, еще не заговорив и вынужден следовать за Агафоном, он бы очень испугался. Агафон отвечает, что Сократ пытается смутить его, намекая, что все ждут от него великой речи. Сократ отвечает, что, увидев Агафона на празднике, он знает, что Агафон может с большой уверенностью говорить перед большой толпой. Агафон отмечает, что небольшая группа умных людей пугает гораздо больше, чем большая толпа. Сократ начинает расспрашивать Агафона, предполагая, что все собравшиеся здесь были в толпе на празднике, но Федр обрывает их, предлагая Агафону произнести речь.

Агафон отмечает, что все предыдущие речи говорили только о преимуществах, которые люди получили от Любви, но ни в одной из них не обсуждалась природа самого бога. Агафон предполагает, что Любовь — счастливейший из богов, потому что он самый красивый и лучший. Он прекрасен, потому что, вопреки утверждению Федра, он самый молодой из богов. Он всегда избегает старости и общается только с молодыми. Далее, все ужасные вещи, которые боги делали друг с другом в древние времена, они делали из-за Необходимости, а не из-за Любви. С тех пор, как среди богов правила Любовь, они стали гораздо более миролюбивыми.

Далее, Агафон предполагает, что Любовь чувствительна. Вместо того, чтобы поселиться в твердых частях людей и богов, на земле или в черепе, Любовь поселяется в наших умах и характерах. Далее, Любовь поселится в умах и характерах только тех, у кого мягкая натура, и пойдет дальше, когда найдет кого-то с жестким характером. То, что он может незаметно появляться в нашем сознании и исчезать из него, предполагает, что бог изменчив.

Агафон продолжает говорить о достоинствах Любви. Любовь именно потому, что он никогда не принуждается и никогда не применяет силу: все соглашаются с его авторитетом. Любовь практикует умеренность, так как он может овладеть удовольствиями и желаниями. Любовь смелее даже Ареса, бога войны, поскольку Арес влюбился в Афродиту и таким образом был покорен Любовью. Любовь мудра, поскольку она является источником вдохновения для всех других актов мудрости. Ни один поэт не может быть мудрым без любви, и боги или музы не могут овладеть своими искусствами без любви к этим искусствам. Боги стали организованными только тогда, когда возникла Любовь, и ими двигала любовь к красоте. До этого времени ими руководила необходимость, и они совершали всевозможные ужасные вещи.

Агафон завершает риторически сложной хвалебной речью, восхваляющей каждый аспект Любви, которая отвечает за красоту, превосходство, мягкость, мудрость, доброту, совершенство и многое другое.

Анализ

Не только в Симпозиум, , но и в других своих произведениях Платон скептически относится к ценности трагедии. Он предполагает, что он использует поэтические приемы и другие уловки, чтобы вызвать эмоциональный отклик без тщательного рассмотрения моральной ценности этих ответов. И в то время как миф Аристофана представляет собой комический взгляд на любовь, трудно не прочитать Агафона как излагающего позицию трагика в отношении любви. Однако то, что мы получаем от Агафона, — это не столько трагедия, сколько риторика. В его речи используется ряд риторических приемов, хорошо известных древним грекам, и речь в целом следует традиционной формуле восхваления. Платон, по-видимому, хочет, чтобы мы почерпнули из этой речи, что трагедия, как и трагедия, — это поверхностный и показной жанр, который мало чему нас учит, но своим причудливым стилем убеждает нас в согласии.

Например, отождествление Агафоном Любви с добродетелями справедливости, умеренности, мужества и мудрости и риторически структурировано, и плохо аргументировано. Справедливость, умеренность, мужество и мудрость назывались четырьмя «главными добродетелями», и было бы обычным риторическим ходом перечислить все четыре по очереди, показывая, как каждая из них проявляется в Любви. Кристофер Гилл отмечает, что, хотя связи между Любовью и этими добродетелями интересны в каждом случае, они также содержат логические ошибки. Например, Агафон отождествляет несправедливость с применением силы и не останавливается на этой связи. Говоря об умеренности, он искажает различие между овладением своими желаниями путем контроля над собой (умеренность) и овладением своими желаниями, потому что более великая сила или желание (Любовь) действует как хозяин. Пример Ареса говорит о том, что храбрость состоит в способности захватить кого-то, что совершенно необоснованно, а рассуждая о поэзии, Агафон неоправданно предполагает, что, поскольку Любовь побуждает нас к мудрости, Любовь должна быть и мудрой.

Следует также отметить самовлюбленность речи Агафона, поскольку он, похоже, во многом отождествляет Любовь с собой. Он говорит о Любви как о прекрасном, и из The Symposium и других источников мы узнаем, что Агатон был очень красивым мужчиной. Он также видит Любовь в поэзии и мудрости, отождествляя ее с поэтическими способностями, которыми он так недавно был прославлен. Во многих отношениях речь Агафона связывает Любовь с любимым человеком в отношениях, и было хорошо известно, что Агафон был пассивным партнером в его отношениях с Павсанием.

Речь Агафона также расширяет проблему, введенную Эриксимахом, которую Сократ никоим образом не разрешит. То есть сейчас далеко не ясно, что речь идет только о любви. Особенно когда он видит Любовь как движущую силу поэзии и всех других искусств и ремесел, Агафон, кажется, говорит больше о желании вообще, чем о любви в частности. Наше стремление к инновациям и творчеству отождествляется Агафоном с Любовью, хотя, конечно же, желание и любовь — две разные вещи. Например, в 197а, Агафон утверждает, что именно желание и любовь привели Аполлона к открытию стрельбы из лука, медицины и пророчеств. Кажется, что стремления Аполлона к инновациям было бы достаточно самого по себе, и что «любовь» была добавлена ​​​​только для того, чтобы сделать речь последовательной. Однако в защиту Агафона мы должны отметить, что греческое слово

eros, , которое также является именем бога Любви, может означать как межличностную любовь, так и желание в гораздо более широком смысле этого слова. Проблема, с которой сталкиваются Агафон и другие, заключается не столько в неправильном использовании определенного слова, сколько в недостаточно точном определении объема термина, который они используют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *