VI. Психосоматические реакции и заболевания
«Учение тесной взаимосвязи самочувствия с психическим состоянием (тела и души) проходит красной нитью через всю историю медицины» (Э. Берн)20. Еще Гиппократ говорил о том, что лечить нужно больного, а не болезнь. То есть необходим целостный подход к обследованию и лечению больного.
Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей (например, вид лимона). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.
Психогенные нарушения
Нарушения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными.
Психогенные факторы могут вызывать следующие физиологические нарушения в разных органах и системах организма:
а) в сердечно-сосудистой системе – учащение сердцебиения, изменение кровяного давления;
б) в системе дыхания – его задержку, замедление или учащение;
в) в пищеварительном тракте – рвоту, поносы, запоры, повышенное слюноотделение, сухость во рту;
г) в сексуальной сфере – усиленную эрекцию, слабость эрекции, набухание клитора и секрецию генитальной области, аноргазм;
д) в мышцах – реакции непроизвольного характера: мышечное напряжение, дрожание;
е) в вегетативной системе – потливость, гиперемию и т. д.
Психогенные заболевания
Существуют психические психогенные заболевания:
К психосоматическим заболеваниям относится нервная анорексия — одно из самых тяжелых заболеваний в психиатрии, иногда приводящее к летальному исходу.
Психогенный компонент играет большую роль во многих органических заболеваниях: гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при инфаркте миокарда, мигрени, бронхиальной астме, язвенном колите, нейродермите и т.д.
В начале века клиницист Усов писал о важнейшем значении психогений при возникновении желудочно-кишечных заболеваний. Связь психического состояния с физическим рассматривал в своих работах В. А. Гиляровский.
Быстрое распространение и развитие психосоматическая медицина получила в начале XX века с появлением работ по психоанализу З. Фрейда и его последователей. В это время зарегистрированы миллионы случаев «функциональных» пациентов, соматические жалобы которых не подтверждались объективными исследованиями, а лечение ортодоксальными медикаментозными средствами было неэффективно. Необходима была коррекция аффективных состояний, нарушенных интерперсональных отношений больных, то есть психотерапия, психологическое консультирование.
До сих пор отношение к психосоматическим заболеваниям, их происхождению и лечению неоднозначно. Представители психо-анализа игнорируют органную патологию, акцентируя внимание на интроспекции, толковании ощущений пациента, исходя из психотравм детского возраста.
А. И. Введенский и И. П. Павлов считают, что чрезмерные по силе и длительности раздражители изменяют функциональное состояние ЦНС и периферической нервной системы. При этом нарушается условно-рефлекторная деятельность, утрачивается дифференцировка условных рефлексов. В острой форме возможен срыв в сторону возбуждения или торможения.
В то же время многие исследователи настаивают на комплексном подходе к происхождению и лечению этих заболеваний: групповая и индивидуальная психотерапия, трудотерапия, а также фармаколо-гическое лечение.
Связь функциональных соматических нарушений с чувством подавленности, тревоги, тоски, то есть депрессивными и субдепрессивными состояниями, находят авторы В.
Д. Тополянский, М. В. Струковская.Таким образом, нельзя говорить отдельно о психическом и соматическом в медицине:
«Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматический медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая» (Э.Берн)21.
Литература
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991.
Деонтология и психосоматика. //Психогигиена и психопрофилактика. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1983.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.
Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966.
Лисицын Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капиталистических стран. – М., 1964.
Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. – Л., 1990.
Психосоматическое развитие и норма реакции. /Под ред. Ушакова. – М., 1975.
Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. – М., 1986.
Литература ко всему курсу
Альманах психологических тестов. — М., 1995
Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.
Атлас для экспериментального исследования в психической деятельности человека. /Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. – Киев, 1980.
Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. – М., 1967.
-
Банщиков В. М. и др. Методическое пособие к практическому курсу психиатрии на лечебном факультете медицинского института. – М., 1962.
Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В. Общая психопатология. – М., 1971.
Бараш Б. А. Психотерапия и психопрофилактика невротических расстройств у студентов музыкального вуза: Дис. … канд. мед. наук. – Л., 1985.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. – М., 1976.
Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. — М., 1994.
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб, 1991.
Бжалава И. Т. Восприятие и установка. – Тбилиси, 1965.
Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слова при патологических изменениях мышления. //Новое в учении об апраксии, агнозии, афазии. – М., 1984.
Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. – Ташкент, 1971.
Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии. //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1972. – № 5.
Блейхер В. М., Машек Ю. А. Опыт применения психометрических исследований памяти при церебральном атеросклерозе. //Невропатология и психиатрия. – 1974. – №2.
Бондарева Л. В. Нарушение взаимоотношений непосредственной и опосредованной памяти у больных эпилепсией. //Психологические исследования. – МГУ, 1971. – Вып. 3.
Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.
Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.
Васильченко Г. С. Общая сексопатология. Руководство для врачей. – М., 1977.
Васильченко Г. С. Частная сексопатология: В 2-х т. – М., 1983.
Васильченко Г. С., Решетняк Ю. А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. – М., 1977.
Вассерман Л.И., Горькавая И.Л., Ромицына Е.Е. Тест подростки о родителях. — М., 1995.
Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. //Сб. научных трудов Института им. В. М. Бехтерева. – Л., 1988. – Т. 121.
Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях. /Отв. ред. Е. С. Иванов. – Л., 1988.
Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. – М., 1971.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. / Под ред. О. В. Кербикова. – М., 1962.
Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диагностике неврозов и шизофрении. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1972.
Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. — М., 1994.
Гиляровский В. А. Избранные труды. / Под ред. Г. К. Ушакова. – М., 1973.
Гоштаус А. А. Применение личностного опросника в диагностике параноидной шизофрении. //Математические методы в психиатрии и неврологии. – Л., 1972.
Групповая психотерапия при неврозах и психозах. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. Л., 1975.
Деонтология и психосоматика. //Психогигиена и психопрофилактика. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1983.
Докучаева М. А. Об исследовании методики счета по Крепелину в психиатрической больнице. //Психологические методы исследования в клинике. – 1976. – №2.
Дриль Д. Психофизические типы в их отношении с преступностью и их разновидности (нервные, истерики, эпилептики и оскуделые разных степеней). – М., 1895.
Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.
Захаров А. И. Опыт групповой психотерапии при неврозах детского и подросткового возраста. – Л. , 1986.
Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста: Автореф. канд. дис. – Л., 1976.
Захаров А. И. Психологические факторы формирования неврозов у детей: Автореф. докт. дис. – Л., 1991.
Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 1962.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.
Изрина С. Н. Организация помощи и первичной профилактики в ситуациях кризиса (обзор зарубежной литературы). //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. / Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976.
Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.
Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л., 1982.
Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 1985.
Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990.
Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей. //Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. /Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976.
Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ. — М., 1995
Комплексные исследования в суицидологии. //Сб. научн. трудов. – М., 1986.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.
Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста. – М., 1963.
Корнилов А. П. Нарушение целеобразования при шизофрении и эпилепсии.: Автореф. канд. дис. – М., 1980.
Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. – М., 1977.
Кратохвил С. Групповая психотерапия. – Прага, 1978.
Кудрявцев Э. А. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1984.
Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966.
Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопр. психол. – 1967. – № 6.
Ледер С. Этические аспекты в психотерапии. //Транскультуральные исследования в психотерапии. / Под ред. С. В. Кабанова. – Л., 1989.
Лейнг Р. Разделенное Я. — К., 1995.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. – Л., 1973.
Липгарт Н. К. Навязчивые состояния при неврозах. – Киев, 1978.
Лисицин Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капиталистических стран. – М., 1964.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. – Л., 1983.
Личко А. Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростка. — М., 1995.
Логинова С. В., Рубинштейн С. Я. О применении метода «пиктограмм» для экспериментального исследования мышления психических больных. – М., 1972.
Лэнг Р. Д. Расколотое «Я». — СПб, 1995.
Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч. (Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р.) – СПб, 1991.
Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1971.
Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
Михеев В. В., Невзорова Т. А. Нервные и психические болезни. – М., 1953.
Мучник Л. С., Смирнов В. М. Двойной тест для исследования кратковременной памяти. //Психологический эксперимент в неврологической и психиатрической клинике. /Под ред. И. М. Тонконогого. – Л., 1969.
Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию.
Мясищев В. Н. Психология отношений. – Воронеж, 1995.
Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. – Л., 1976.
Неврозы и пограничные состояния. /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского , А. Е. Личко – Л., 1972.
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. / Ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова. – Л.: Изд. инст. им. В. М. Бехтерева, 1976.
Патохарактерологические исследования у подростков. /Под ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова. – Л., 1981.
Певзнер М. С. Дети-олигофрены. – М., 1959.
Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. – М., 1976.
Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М., 1974.
Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.// Сб. научн. трудов под ред. М. Ш. Вроно. – М., 1986.
Психические расстройства в соматической клинике. //Сб. научн. трудов под ред. Б. А. Лебедева. – СПб., 1991.
Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях. / Сб. научн. ст. под ред. Л. И. Вассермана, В. П. Зайцева. – Л., 1990.
Психология и психопрофилактика: Сборник научных трудов. /Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской. – Л., 1983.
Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.
Психосоматические и соматопсихические расстройства детей. – Л., 1990.
Психосоматическое развитие и норма реакции. /Под ред. Ушакова. – М., 1975.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1972.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – М., 1970.
Руководство по психиатрии: В 2-х т. /Под ред. А. В. Снежневского. – М., 1983.
Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незаконченных предложений в психиатрической практике. //Исследование личности в клинике в экстремальных условиях. – Л., 1969.
Савенко Ю. С. Диагностическая значимость метода Роршаха. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1976.
Свядощ А. М. Неврозы. – М., 1982.
Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972.
Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.
Селье Г. Эволюция концепции стресса. – Новосибирск, 1976.
Семичов С. Б. Предболезненные психические расстройства. – Л., 1987.
Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987.
Семке В. Я. Истерические состояния. – М., 1988.
Слуцкий А. С., Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике пограничных состояний. – М., 1984.
Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики: В 3-х выпусках. – М., 1990.
Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. – М., 1971.
Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990.
Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1980.
Стресс и психическая патология. /Сб. научных трудов. – М., 1983.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. – М., 1959-1965.
Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому исследованию состояния фрустрации при неврозах. //Вопросы диагностики психического развития. – Таллин, 1974.
Тепеницына Т. И. Анализ ошибок при исследовании внимания методом корректурной пробы. //Вопросы психологии. – 1959. – №5.
Тепеницына Т. И. О психологической структуре резонерства. //Вопросы экспериментальной патопсихологии. – М., 1965.
Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. – М., 1986.
Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., 1987.
Фуллер Торри Э. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. — СПб, 1996.
Шольц Ф. Ненормальности детских характеров. – М., 1983.
Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.
Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний. – Л., 1959.
Яковлева Е. Н., Зачепицкий Р. А. Роль неправильного воспитания в патогенезе неврозов. – Л., 1960.
Якубик А. Истерия. – М., 1982.
LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. /Под ред. А. Кроника. – М., 1993.
1 Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 1962.
2 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1972. С. 264.
3 Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990. С. 54.
4 Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В. Общая психопатология. – М., 1971.
5 Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию.
6 Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972.
7 Там же.
8 Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987.
9 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. -Л., 1983.
10 Там же.
11 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. -Л., 1983.
12 Там же.
13 Там же.
14 Там же.
15 Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990.
16 Там же.
17 Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1990.
18 Там же.
19 Там же.
20 Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991.
21 Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб., 1991.
1
ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психосоматические расстройства››
Форма обратной связи
Вопрос по работе сайтаВопрос специалистуВопрос в администацию клиники
Адрес email
Имя
Текст сообщения
В этих случаях речь идет о психогенно провоцированной манифестации или экзацербации проявлений соматического заболевания, т. е. о психосоматических заболеваниях в традиционном понимании этого термина — ишемической болезни сердца, эссенциальной гипертензии, бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, некоторых эндокринных заболеваниях (гипертиреоз, диабет), нейродермитах и ряде других (в том числе аллергических) болезней. Обязательным условием отнесения болезненных состояний к психосоматическим является наличие психотравмирующих эмоционально значимых событий, не только связанных во времени с началом или обострением соматического заболевания, но и играющим существенную патогенную роль в возникновении психосоматических расстройств. Среди таких неблагоприятных внешних воздействий не только острые стрессорные факторы (смерть близких родственников, развод и т. п.), но и некоторые затяжные конфликты, травмирующие события, имеющие большую протяженность во времени.
Влияние острых и хронических стрессов на деятельность внутренних органов, в том числе на иммунные и обменные процессы, подтверждено многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями. Однако представление о психогенезе как линейной психосоматической модели не соответствует действительности. Травмирующие события являются лишь одной из составляющих патогенеза психосоматических расстройств. Значимую роль в формировании психосоматических заболеваний играют личностные черты. Вместе с тем структура патохарактерологических проявлений, выступающих в качестве предрасположения к тем или иным соматическим заболеваниям, остается предметом дискуссии. Существует тенденция выделения отдельных личностных радикалов, предрасполагающих к возникновению конкретного психосоматического заболевания. На основе этого подхода выделяется ряд личностных профилей. Принято идентифицировать личности, относящиеся к группе риска по коронарной болезни (коронарная личность). Им свойственны нетерпеливость, беспокойство, агрессивность, стремление к успеху, ускоренному темпу жизни и работы, сдержанность при внешних проявлениях эмоций. Преобладание компульсивных свойств рассматривается в аспекте склонности к язвенной болезни («язвенная личность»). В этих случаях преобладают педантизм, мелочность, стремление к порядку, эмоциональная холодность, застенчивость и одновременно амбициозность. Выделяется также «артритическая личность» и т. д.
Однако выдвигается и альтернативная точка зрения, в соответствии с которой предрасположение к психосоматической патологии носит более универсальный и целостный характер. В этом аспекте могут быть выделены патохарактерологические комплексы, обусловливающие склонность к психосоматическим расстройствам в целом. Среди таких комплексов можно назвать хроническую тревожность и склонность к фрустрации, истерические и нарциссические проявления.
Подверженность психосоматическим заболеваниям часто формируется у лиц с чертами алекситимии (дефицит вербального выражения эмоций с бедностью воображения и затруднениями в осознании собственных чувств, реализующие тенденцию к соматизации). Соответственно на первый план в подобных случаях выдвигаются расстройства физиологических функций.
В динамике заболеваний внутренних органов, относимых к группе психосоматических, обнаруживается также зависимость от неблагоприятных событий. Ориентируясь на крайние варианты, можно, с одной стороны, выделить формы соматической патологии, развитие которой в значительной мере детерминировано генетическими, патофизиологическими и другими факторами (например, инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, стенокардия напряжения, недостаточность кровообращения), а с другой — соматические заболевания со значительной лабильностью по отношению к психогенным и социальным вредностям. При этом воздействие последних сказывается одновременно на проявлениях патологии внутренних органов и психических расстройств.
Формирование состояний эмоционального напряжения, а также более выраженных психопатологических проявлений возможно и другим путем — нарастающими нарушениями вегетативных функций, обусловленными соматическим заболеванием. Функциональные изменения определенных органов могут привести по меньшей мере к инверсии аффекта (эйфория при тяжелой кровопотере и др.).
В результате взаимодействия коморбидных психических и соматических симптомокомплексов происходит формирование «общих» психосоматических синдромов (приступы нестабильной стенокардии, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, астматический статус, протекающие с витальным страхом, тревогой, паническими атаками и т. д.). Именно с наличием целостных психосоматических феноменов может быть связано несоответствие между сохраняющимся полиморфизмом клинических проявлений болезни и относительно благоприятной динамикой ее соматической составляющей. В случаях затяжного течения психосоматических заболеваний симптомокомплексы, включающие психическую патологию, усложняются путем присоединения личностных расстройств. Последние выступают чаще всего в рамках ипохондрического развития, сопровождающегося признаками выраженной социальной дезадаптации.
Тревога в теле + 6 признаков психосоматической боли — Блог о психическом здоровье интегративной психотерапии
*сочинения основаны на общих темах, однако никоим образом не связаны с историями клиентов для защиты конфиденциальности.
Вы когда-нибудь чувствовали себя плохо из-за стресса или беспокойства? психосоматическая боль возникает, когда ваш эмоциональный и умственный стресс начинает причинять вам физическую боль. «Психосоматика» объясняет связь между разумом и телом. Термин представляет собой комбинацию греческих слов психика «разум» + соматика , от сома , что означает «тело».
При встрече с новым клиентом я слушаю его историю по тому, что он выражает устно, но также прислушиваюсь к сигналам дискомфорта, боли или недомогания, с которыми он боролся на уровне тела.
«Я сошел с ума или есть причина, по которой я страдаю?» Салли умоляюще смотрит на меня. это не работает. Мой желудок сводит судорогами, я постоянно вздутие живота и просто чувствую себя так некомфортно в своей коже. Можете ли вы сделай свою терапевтическую магию и помоги мне почувствовать себя лучше? Очевидно, что медицинские анализы ничего не находят, так что это моя следующая остановка».
Салли смотрит вверх. Слезы медленно наполняют ее мягкие шоколадно-карие глаза. Я вижу растерянность, тревогу и отчаяние. Я рад, что она здесь, поскольку, судя по моей оценке, ее симптомы кажутся психосоматическими.
Хотя терапия далека от «волшебства», симптомы, связанные с телом, хорошо поддаются лечению с помощью психотерапии, основанной на соматической информации, сфокусированной на разуме и теле. Мы начинаем сеанс с упражнения на внимательность и сканирования тела, где она указывает на области дискомфорта, а также на области с меньшим напряжением
***
Это распространенный обмен, когда клиенты обращаются во время консультационного звонка или на нашем первом сеансе, пытаясь избавиться от хронической боли, дискомфорта, проблем с пищеварением, трудностей с концентрацией внимания и других болей, связанных с телом.
Есть ли у Вас психосоматические симптомы? 6 общих признаков.
Если вы это сделаете, у вас могут появиться необъяснимые симптомы, которые появляются из ниоткуда . Общие симптомы
Fatigue
Nausea/vomiting
Fever
Constipation/ Bloated Belly/ Abdominal Pain
High blood pressure
Back pain
Some other psychosomatic symptoms include numbness, головокружение, боли в груди, потеря веса, непрекращающийся кашель, стеснение челюстей, одышка и бессонница. Мышечный паралич и неэпилептические припадки (также известные как псевдоприпадки) находятся на более тяжелой стадии психосоматических болей и дают наилучшие результаты при раннем вмешательстве.
Голос Салли перекликается с беспокойством многих, кто перевернул все камни, но не нашел причины своей боли.
Больно больно, но боль становится глубже, когда есть беспокойство, что нет никакого метода лечения для облегчения. Однако в этих случаях они есть. Когда нет медицинской причины, мы не сдаемся, а вынуждены копать глубже. За годы работы терапевтом я лечил многих людей, которые страдали от изнуряющей боли и, наконец, испытали облегчение, когда у них наконец появилось пространство и поддержка для выявления, понимания и устранения основных психологических причин.
Есть прекрасные моменты, которые разворачиваются, когда вы работаете вместе с другим в своем исцелении.
Один из моментов — наблюдать, как расширяется сердце, и испытывать облегчение, когда высвобождается напряжение, которое было заперто в их теле, часто, в течение многих лет.
По мере того, как Салли продолжала лечение, она начала испытывать сдвиги, озарения и снижение интенсивности ее ранее сбивавших с толку симптомов. Однажды ранним утром Салли пришла на сеанс с мудрым выражением лица, взволнованная тем, чтобы поделиться творческой метафорой своего лечебного процесса.
Как будто у меня засорилась дамба. Очевидно, у меня внутри не было настоящей плотины, но у меня была забитая «эмоциональная плотина», которая сдерживала страхи и разочарование. Но бац, я потихоньку разбираюсь. И эти слезы, я не знал, что могу так много плакать. Это интересно, потому что я начинаю чувствовать себя легче, когда отпускаю и выражаю эти сдерживаемые чувства.
Уголки влажных глаз Салли мерцают. Она осторожно вытирает соленые слезы и делает глубокий вдох. Свечение на ее лице говорит о том, что ее тело получает достаточно кислорода. Я видел, как она успокаивалась и дышала глубже на этом сеансе, чем на предыдущих. Я отражаю язык ее тела, и мое лицо расплывается в нежной улыбке.
Так же, как я вместе с клиентами сдерживаю боль и печаль, я в равной степени участвую в (иногда мимолетных) моментах облегчения и тонких сдвигов. Для меня терапия заключается в том, чтобы помочь моим клиентам найти дорогу домой; найти дом в собственном сознании и теле. Путь назад к себе. Безопасное воплощение себя. И здесь мы на хорошем пути.
разум + мозг + тело запрограммированы на здоровье и исцеление.
Изучение психосоматической боли широко изучалось. В 2007 году в своей книге «Они не могут найти ничего неправильного» доктор Дэвид Кларк поделился этим у 25-35% больных причины симптомов были психосоматические.
Должности Кларка включают клинического ассистента профессора медицины в Орегонском университете здоровья и науки, а также получение сертификата в области гастроэнтерологии и внутренних болезней, где он практиковал в Портленде, штат Орегон. Доктор Кларк также входит в совет директоров Ассоциации психофизиологических расстройств (PPDA).
Кларк говорит, что многие врачи не разбираются в психосоматической боли и часто оставляют пациенту сообщение, что «это все в вашей голове». Услышав это в ответ на боль, спутанность сознания и изнурительные симптомы, можно воспринять как инвалидность и вызвать чувство беспомощности.
В некоторых практиках более 50% (жалоб клиентов) физических недомоганий проистекают из эмоций, запертых в теле, вызывающих дистресс и настоящие болезненные симптомы. Теперь заблокированные эмоции не только вызывают физический дискомфорт, но и часто приводят к повышенной восприимчивости к инфекциям и болезням.
Соматическое консультирование помогает снять эмоциональное напряжение, которое часто дает физическое облегчение, и , что более важно , позволяет укрепить иммунитет и здоровье.
Доктор Джон Сарно, доктор медицинских наук Института восстановительной медицины Раска в Нью-Йорке, известный врач, известный своим знаменитым фильмом «Вся ярость». Сарно отмечает, что часто бессознательная ярость и сдерживаемый гнев часто являются фактором, способствующим возникновению психосоматических болей.
Ярость может натолкнуть вас на мысль о ком-то с проблемами гнева, но на самом деле сдержанный гнев часто встречается у самых милых людей, которых вы знаете.
Обычно эти люди бывают «слишком хорошими». Они могут угождать людям, нести ответственность за то, чтобы держать вещи «ровными» и часто заботиться о других, а не о собственных потребностях.
Теперь не у всех, у кого есть соматические/телесные боли, есть невыраженный гнев или ярость. Скорее, иногда эти симптомы связаны с заблокированными эмоциями, невыраженными страхами, тревогами, воспоминаниями, переживаниями или травматическими событиями, которые застряли в теле.
Часто может не быть какой-либо «очевидной причины» беспокойства, которое вы испытываете, и это тоже нормально. Какой бы ни была причина, если ваше тело посылает вам сообщения, наклонитесь и прислушайтесь к его выражению.
что происходит в мозгу: сознание + бессознательное
Происходит обмен между сознательным разумом и бессознательным, который несет в себе подавленную обиду, печаль, эмоциональную боль и гнев. Когда сознательное и бессознательное разъединены (или имеют «разногласие»), тогда вы увидите психосоматические симптомы.
Например: если бы ваше сознательное я хотело поговорить с вашим отцом, когда он повышал голос и говорил «прекрати орать», но бессознательное боялось, что оно осудит вас за неуважение и грубость. Итак, вы проглатываете эмоции и устраиваете шоу, делая вид, что все в порядке. Вот это развязка.
Разовые инциденты не обязательно оставляют последствия. Однако, если вам пришлось отключить свою основную потребность в самовыражении на постоянной основе (из-за травмы, сообщений из вашего окружения), ваше тело удерживает напряжение внутри.
психосоматическая боль = сообщение, к которому стоит прислушаться.
Соматические симптомы — это форма просьбы об облегчении или изменении ситуации, веры в себя, отношений или воспоминаний. Физический дискомфорт от боли заставляет вас остановиться, сосредоточиться и прислушаться к тому, что на самом деле не так.
****
Когда Салли покидает сеанс, ее поза выглядит мягче, ее мышечный тонус плотный, но при этом напряженный, а ее лицо кажется наполненным легким сиянием. Когда я проверяю, как у нее дела, прежде чем мы завершим сессию, она делится:
Это новая сенсация. Я узнаю, каково это на самом деле жить в моем теле , а не просто думать о своем теле как о чем-то, что сопровождает меня в поездке. Конечно, теперь понятно, что мой живот большую часть времени был вздут. В моей семье мне приходилось задерживать дыхание и просеивать каждую мысль, которой я хотел поделиться. Никогда не было момента, когда я мог бы вздохнуть с облегчением. Удивительно то, что мои мысли утомляли не только разум, но и тело. Мое вздутие живота уменьшилось, и теперь я замечаю, когда оно становится хуже. Я начинаю узнавать, как мое тело разговаривает со мной, и это довольно интересно.
Салли научилась некоторым навыкам дыхания, сосредоточенным на теле, и когда ее тело привыкло, оно раскрыло то, что какое-то время сдерживалось. На первый взгляд, это не было связано со стрессом, пока мы не прислушались. В нашей работе мы продолжали избавляться от слоев, которые тяготили ее, один сеанс за раз.
Такие клиенты, как Салли, находятся на правильном пути исцеления, поскольку они преодолевают боль + изучают новые способы пребывания в своей коже, которые помогают в повседневном общении. Как терапевт, я хочу, чтобы клиенты могли интегрировать знания и навыки не только на кушетке.
Если вы много держите в себе и испытываете некоторые психосоматические симптомы, я хочу, чтобы вы уделили время тому, чтобы проявить любопытство и лучше понять свое тело и его сигналы. Небольшой сдвиг может иметь большое значение для облегчения.
Если вам нужны дополнительные советы о том, как облегчить себе жизнь, нажмите здесь, чтобы прочитать «6 советов по избавлению от беспокойства и боли, связанной со стрессом (психосоматической)».
Хотите простое 6-шаговое соматическое упражнение для обработки триггера? Я вас прикрыл — нажмите здесь!
Если вы хотите провести более глубокую работу с терапевтом, чтобы помочь вам излечить психосоматические боли, связанные с тревогой, обратитесь в наш офис, чтобы записаться на сеанс сегодня.
Терапевтические методы, такие как соматическая психотерапия (соматический опыт/сенсомоторная психотерапия), EMDR, снижение стресса на основе осознанности и другие, оказались эффективными в лечении клиентов.
А если вы живете в Лонг-Айленде или где-нибудь в Нью-Йорке, обратитесь за бесплатной консультацией, чтобы мы могли составить план, который поможет вам чувствовать себя лучше, начиная с сегодняшнего дня! Все наши терапевты хорошо обучены терапии соматических переживаний, изобразительному искусству, EMDR и работе с внутренними семейными системами/частями.
Сделайте первый шаг к исцелению сегодня. Мы поможем вам сделать следующие шаги, вместе .
Эмоциональное благополучие Эстер Гольдштейн Консультация Вудмира, терапевт Сидархерст, терапевт Хьюлетт, эксперт Лоуренса EMDR, терапия травм 11516, лечение беспокойства, Лонг-Айленд, центр беспокойства для здоровья пяти городов3 Комментарии
0 лайков‘Вы думаете, я сошел с ума?’ – правда о психосоматических заболеваниях | Психическое здоровье
Я был младшим врачом, когда встретил Ивонн. Ей было 40 лет, и она работала в супермаркете. Однажды во вторник она перебирала продукты в холодильной камере, пока коллега мыл стекло. Ивонн повернулась, чтобы поговорить с ней как раз в тот момент, когда она выпустила небольшое количество средства для мытья окон. Ивонн почувствовала брызги жидкости на своем лице и жжение в обоих глазах. Другой коллега отвел ее в ванную и промыл ей глаза водой. Ивонн была доставлена на машине скорой помощи в больницу, где ее осмотрели и промыли глаза. Позвонили ее мужу, и к тому времени, как он приехал, ей стало лучше. Ее глаза были красными и полными слез, но она могла нормально видеть, и боль уменьшилась. Муж отвёз её домой.
Он сказал ей не идти на работу на следующий день, и утром Ивонн заметила, что ее зрение расплывается. К обеду она изо всех сил пыталась читать электронные часы. В тот вечер ее муж и дети пришли домой и уговорили ее лечь пораньше. Когда Ивонн проснулась и открыла глаза, все было черным. Она звала на помощь и слышала шум людей, входящих в комнату, но не могла их видеть. Она была полностью слепа.
Когда я встретил ее, прошло шесть месяцев, и, несмотря на несколько визитов в больницу и анализы, врачи сказали Ивонне, что не могут найти ничего плохого. В крайнем случае направили к неврологу.
В то время я был стажером. С тех пор я более 10 лет работаю консультантом сначала в Королевской больнице Лондона, а теперь в Национальной больнице неврологии и нейрохирургии.
Я с самого начала знала, что хочу стать неврологом. Мне нравилась детективная драма работы, раскрывающая тайны того, как нервная система передает свои сообщения. Но я не предвидел, как далеко меня затянет забота о людях, чья болезнь возникла не в теле, а в уме. Некоторые примеры того, как разум влияет на тело, являются обычными: мы знакомы с дрожанием рук, когда берем ручку, чтобы подписать свидетельство о браке, или каплями пота на лбу, когда встаем, чтобы выступить с презентацией. Это физиологические реакции организма на стресс. Но мы менее знакомы с частотой, с которой люди могут бессознательно думать, что они больны. До одной трети людей, наблюдаемых в средней общей неврологической клинике, имеют симптомы, которые нельзя объяснить медицинскими тестами или обследованиями. У этих людей часто подозревают эмоциональную причину.
Ивонн сидела на кровати, крошечная женщина, сгорбившись, локти прижаты к бокам, пальцы переплелись на коленях. Она выглядела намного старше своих 40. Ее пустые глаза смотрели далеко за пределы нас. Ее муж сидел возле кровати, скрестив руки на широкой груди, глаза его были бдительны.
Нас было девять человек — смесь младших врачей, студентов-медиков и медсестры, — когда консультант начал анализ истории Ивонны. Муж часто исправлял. «Нет, это было не просто средство для мытья окон, это было моющее средство на основе отбеливателя. Да, коллега пыталась промыть глаза, но вытерла их мокрым полотенцем, а не проточной водой». Он сказал, что связался с компанией, производящей моющее средство, и они сказали, что оно может вызвать повреждение нервов при попадании в глаза. Он хотел бы, чтобы это было задокументировано. Я обменялся легкой улыбкой с одним из других младших врачей.
Консультант спросил Ивонну, достаточно ли хорошо ее зрение, чтобы различать свет и тьму или различать формы. Она сказала, что иногда могла сказать, что включили свет, но не более того. Он посветил ей в глаз фонариком и спросил, заметила ли она какие-нибудь изменения. Она сказала, что не может быть уверена.
Сначала, отвечая на вопросы консультанта, Ивонн смотрела вправо, как будто не могла понять, где он. Но по мере развития разговора ее глаза стали метаться, то к его лицу, то к мужу, а потом возвращались к какой-то точке на среднем расстоянии.
Мы наблюдали, как консультант работал над своим экзаменом. Зрачки Ивонны живо реагировали на свет, как и положено. Но когда он попросил ее следовать за светом глазами, она не смогла этого сделать. Он достал из сумки небольшой вращающийся барабан, разрисованный черными и белыми полосами. Он держал его перед Ивонн и быстро крутил. В ответ на это ее глаза забегали из стороны в сторону, невольно привлекаясь к вращающимся полосам.
Когда консультант в последний раз поднес офтальмоскоп к глазу Ивонн, она моргнула. Где-то в комнате я услышал легкий смешок. Должно быть, Ивонна тоже это услышала, так как была поражена. — Здесь с тобой еще кто-то есть? спросила она.
На этот раз хихиканье было менее сдержанным. В коридоре один человек прошептал общую мысль: «Оскара за этот спектакль не будет».
Ивонн провела неделю в больнице, ожидая анализов. Я провел с ней немного больше времени, чем с другими пациентами, потому что она мне была интересна. Она выросла в сельской местности Ирландии, в любящем, но защищенном доме. В 20 лет она вышла замуж за своего первого бойфренда, Джеральда, который был старше ее на 10 лет. Через 10 месяцев после свадьбы у нее родился первый ребенок. К 30 годам у нее было шестеро детей младше 10 лет9.0005
Ивонн посвятила большую часть своей взрослой жизни заботе о своей семье. Муж работал полный рабочий день. «Мы хорошая команда, — сказала она. Только когда старшие дети ушли из дома, а младшие пошли в среднюю школу, она впервые ощутила, каково это — иметь свободное время. Воодушевленная старшей дочерью, она решила устроиться на работу в местный супермаркет. Джеральд был против этой идеи, опасаясь, что у нее останется меньше времени для семьи. Она заверила его, что будет работать только в школьные часы и что они даже не узнают, что она была где-то еще.
Я все чаще замечал, что когда она говорила, она смотрела мне в глаза. Это было больше, чем взгляд; Я почувствовал, как наши взгляды встретились.
Во время пребывания Ивонн в больнице она узнала мой голос и походку и тепло поприветствовала меня, когда я позвонил, чтобы увидеть ее. Шли дни, и я все чаще замечал, что, когда она говорила, она смотрела мне в глаза. Это было больше, чем просто взгляд; Я почувствовал, как наши глаза встретились.
Ивонна провела в больнице две недели. В день, когда ее должны были выписать, Джеральд был там, когда консультант сообщил ей результаты. Каждый тест был в норме. Целостность ее зрительных путей была неповрежденной, ее мозг был в норме, и мы не смогли найти какой-либо неврологической причины ее проблемы. Единственным возможным объяснением ее потери зрения была функциональная слепота, вызванная стрессом.
«У моей жены не было ни дня стресса в жизни. Ты говоришь чепуху, — ответил Джеральд.
Снова было объяснено, что все пути были исследованы и другого объяснения быть не могло. В конце концов ее муж неохотно согласился, чтобы Ивонна встретилась с психиатром; хотя бы для того, чтобы доказать, что мы не правы, как он выразился.
Я вернулся в палату с выпиской Ивонны. «У меня есть кое-что для вас», — сказала она и протянула мне визитку. Впереди было цветочное поле, над которым возвышалось одинокое дерево. Она была нарисована цветным карандашом. Слова внутри говорили спасибо, было приятно иметь кого-то, с кем можно поболтать каждый день.
— Карту сделала я, — сказала Ивонн.
«Вы сделали это!» Я не мог скрыть своего удивления.
«Да, я одолжила карандаши и бумагу у женщины на соседней кровати», — ответила Ивонна.
«Но если ты не видишь, как ты можешь рисовать?»
«Я чувствую следы карандаша на бумаге», — ответила она. Она не казалась ничуть оскорбленной.
Появился Джеральд и увел ее. Я снова посмотрел на картинку. Все цвета были правильными – дерево зеленое, кора коричневая. Ни один контур не был нарушен, ни один листик или цветок не сдвинулся с места.
Одной из самых больших проблем для большинства врачей является борьба за то, чтобы поверить в действительно бессознательную природу психосоматических симптомов своих пациентов. Пьер Жане, французский философ и психолог конца 19 века, сыграл ключевую роль в развитии того, что мы называем подсознанием. Он описал сознание как те сенсорные переживания и мысли, которые мы активно осознаем, тогда как наше подсознание — это место для хранения информации, недоступной непосредственно для сознательного разума.
Джанет думала, что наше сознание может расширяться и сжиматься, выбирать, что мы воспринимаем, а что игнорируем. Примеры тому есть в повседневной жизни — например, поиск друга в толпе. Они прямо перед вами, машут, но вы почему-то смотрите прямо мимо них. «Вы, должно быть, меня видели», — говорят они потом. — Ты смотрел прямо на меня! Но вы этого не сделали. На мгновение ваш разум использовал избирательное внимание и заблокировал что-то от вашего взгляда.
Джанет сказала, что разделение между подсознанием и сознанием может привести к тому, что воспоминания и чувства существуют в параллельных частях разума, не зная друг друга. Это он называл диссоциацией, утверждая, что психологическая травма может привести к тому, что подсознание ускользнет, и оно больше не будет доступно. В его модели Ивонна могла бы и видеть, и не осознавать, что видит одновременно.
Я видел Ивонн еще раз, чтобы договориться о ее психиатрической экспертизе. То немногое, что я узнал позже, пришло из переписки от психиатра. Эти письма были основаны на фактах, написаны просто, но всегда слегка уклончиво, как и должно быть. В первом письме говорилось, что несчастный случай с Ивонн на работе привел к ссоре дома. Джеральда вызвали с работы, чтобы забрать ее из больницы. Когда он узнал, что произошло, он настоял на том, чтобы она немедленно ушла в отставку. Ивонн, чье зрение не пострадало сразу после инцидента, пыталась возражать, но он позвонил ее работодателю и предложил ей уйти в отставку. Позже тем же вечером спор стал спорным, когда Ивонн обнаружила, что потеряла зрение.
В письме говорилось, что Ивонн борется дома. Джеральд нанял домработницу, которая делала всю работу по дому и помогала с детьми, но не брала на себя ответственность за Ивонн. Это заставило ее чувствовать себя лишней и испуганной.
После встречи с психиатром Ивонн согласилась на госпитализацию в психиатрическое отделение для интенсивной реабилитации и разговорной терапии.
Последнее письмо пришло несколько месяцев спустя:
Рад сообщить вам, что зрение Ивонн нормализовалось. Она хорошо справляется с лечением, хотя и ей, и ее мужу все еще трудно принять диагноз в полной мере. Недавно она вернулась в семейный дом и сообщает, что дела у нее идут хорошо. Настолько, что она решила, что было бы неправильно вернуться к работе.
С тех пор Ивонн несколько раз приходила мне в голову, и я чувствую, что оказал ей медвежью услугу. Я был дураком, чтобы сомневаться в ее мотивах и проницательности, потому что она, подозревая или не подозревая, рассказала мне, как обстоят дела, когда вручила мне сделанную ею открытку. Женщина, которая хочет лгать и притворяться, носит темные очки, носит трость и спотыкается. Эта женщина, конечно, не рисует картину. Рисунок Ивонн был доказательством не вины, а невиновности, и в тот момент, когда она протягивала его мне, я ничего не мог видеть.
Болезнь Шахины началась за полгода до нашей встречи после инцидента в университете. Однажды она опоздала на лекцию и обнаружила, что все крайние места в длинных многоуровневых рядах заняты. Вместо того, чтобы протиснуться мимо одноклассников, Шахина сняла пальто и села на ступеньку позади ряда других опоздавших, опершись руками на пол для поддержки. В течение следующих пяти минут дверь лекционного зала время от времени распахивалась, когда другие студенты ныряли внутрь.0005
Шахина наклонилась в сторону, вытягиваясь, чтобы увидеть лектора, когда почувствовала сокрушительную боль. Она громко вскрикнула, и студенты, находящиеся поблизости, захихикали. Краснолицый мальчик, стоявший у нее на руке, смущенно пробормотал извинения. Слеза упала, когда она прижала руку к груди. До конца лекции Шахина не могла сосредоточиться, наблюдая, как появляется большой темный синяк.
Семья Шахины мало сочувствовала ей в тот вечер, когда она пожаловалась на боль и отказалась помогать по хозяйству. Они по-разному отреагировали, когда на следующее утро увидели, как опухла и вся в синяках ее рука. Мать Шахины отвезла ее прямо в отделение неотложной помощи, где было обнаружено, что у нее волосяной перелом пястной кости. Ее руку наложили шину, а руку перевязали. Три недели Шахина не могла пользоваться правой рукой. Она печатала одной рукой и использовала диктофон для записи лекций.
Когда шину наконец сняли, из-за недостаточного использования рука Шахины стала тонкой и бесполезной. Врач организовал для нее встречу с физиотерапевтом, который посоветовал ряд упражнений. Она была рада снова использовать свою руку.
Примерно через две недели Шахина сидела на лекции, когда почувствовала судорогу в руке. Ручка выскользнула из пальцев и с грохотом упала на пол. Она наклонилась, чтобы поднять его, но поймала себя на том, что бесполезно цепляется за ручку, которая скользнула между ее пальцами и откатилась. Когда лекция закончилась, Шахина показала друзьям свою руку. Указательный и средний пальцы согнуты внутрь. Она могла легко растянуть их другой рукой, но как только она отпустила, пальцы снова медленно сжались. Ее друзья смеялись, увидев это, и полчаса играли в игру «сгибай-разгибай» пальцами Шахины. Шахине тоже было смешно, но ненадолго.
Когда мы встретились месяц спустя в поликлинике, ее рука была на перевязи, все четыре пальца были согнуты внутрь, указательный и средний полностью согнуты, а их ногти скрыты от глаз. Когда я попытался их выпрямить, возникло сопротивление. Было больно, но можно было вытянуть пальцы наружу, так что обнажилась ладонь. Там, где ногти вонзились в кожу, были видны четыре красных рубца. Когда я отпустил пальцы, они вернулись в свернутое положение.
«Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное? Знаете ли вы, что это такое?» — спросила ее мать.
— Похоже, у Шахины развилась фокальная дистония, — сказал я. «Это состояние, при котором мышцы людей впадают в спазм. Это может быть вызвано травмой, но нам нужно искать другие причины».
Когда мы с Шахиной снова встретились, она была госпитализирована в палату. Ее рука была такой же, как когда я видел ее в последний раз. Анализы крови, генетические тесты и сканирование мозга, предназначенные для поиска основного неврологического заболевания, были в норме. Но господствующая рука Шахины теперь была для нее бесполезна, и ей нужна была мать, чтобы застегнуть ей пуговицы и нарезать еду.
Специалист-невролог порекомендовал провести терапевтическое испытание ботулинического токсина. Ботокс используется не только в косметических целях: он уже давно используется для лечения неврологических расстройств. У людей, чьи мышцы по какой-либо причине попадают в болезненный спазм, он может парализовать мышцы, чтобы они расслабились. Тогда парализованная мышца может оказаться бесполезной, но если это приведет к уменьшению боли и деформации, это все равно может стоить того.
Я сопровождал Шахину на процедуру. В мышцы предплечья помещали небольшой игольчатый электрод. Электрод зафиксировал избыточную электрическую активность, вызванную яростно сокращающимися мышцами, ведущими к ее пальцам. Компьютер преобразовал электрическую активность в шум, так что, когда игла была воткнута в руку Шахины, комната наполнилась диким треском. Врач, проводивший тест, наклонился и уменьшил громкость.
«Это моя рука издает такой звук?» — спросила Шахина.
«Да».
«Это так должно звучать?»
«Нет, если вы пытаетесь расслабиться. Если бы мышцы, идущие к вашим пальцам, могли расслабиться, наступила бы тишина».
Врач взял небольшой шприц, наполненный ботулиническим токсином, прикрепил его к игле и медленно ввел. Шахина смотрела на экран компьютера. Мы все слушали. Статический треск, который присутствовал с момента введения электрода, стих. Взгляд Шахины переместился с экрана на ее руку. Ее глаза были прикованы, когда ее пальцы медленно разжались.
Ты действительно думаешь, что моя дочь сможет так держать руку неделями? Ей больно. Я знаю своего ребенка
«Сработало!» воскликнула она.
Врач, делавший укол, посмотрел на меня, подняв брови.
В тот же день я пошел в палату, чтобы посмотреть, сохраняется ли улучшение состояния Шахины. Я обнаружил, что она постукивает по клавиатуре своего компьютера.
«Больно и рука немного ослабла, но посмотрите, как хорошо». Она разжимала и сжимала кулак. «Я выздоровел, теперь я могу вернуться домой?»
О том, что я сделал дальше, я бы много раз пожалел.
«Мне нужно тебе кое-что объяснить, Шахина». Я сидел рядом с ней на кровати и говорил. «Ботулотоксин отравляет нервные окончания и в результате расслабляет мышцы. Но обычно это не работает мгновенно. Это занимает день или два».
Шахина озадаченно посмотрела на меня. Она не поняла всего смысла того, что я сказал.
«Но у меня это сработало сразу. Это хороший знак, верно?»
«Да, это все, что действительно имеет значение».
«Хорошо, теперь я могу идти домой».
Шахина предложила мне возможность отступить, но я ее проигнорировал.
«Я хочу сказать, что не думаю, что ботулинический токсин сделал вас лучше. Восстановление было слишком быстрым».
Шахина смотрела на свою руку, наблюдая, как ее кулак разжимается и сжимается перед ней.
«Ты думаешь, я сошел с ума?»
«Конечно, нет».
Настроение в комнате изменилось. Проходившие люди слышали повышенный голос и заглядывали внутрь.
«Не могу в это поверить! Я приехал в эту больницу с мышечным спазмом в руке, и теперь мне говорят, что я делаю это нарочно».
Следующие 10 минут были деликатными. Я объяснил ей психосоматические симптомы.
«Что мне остается? Будет ли моя рука лучше? Понадобится ли мне снова ботулинический токсин?»
«Я думаю, что раз твоя рука сейчас лучше, она, вероятно, останется лучше». Я предлагал надежду, потому что ожидания имеют значение.
«Извини, что накричал».
«Мне жаль, что вам пришлось так тяжело».
Я ушла, понимая, что Шахина уедет домой и в будущем мы снова встретимся в клинике. Через час меня снова вызвали в палату.
Мать Шахины стояла прямо в дверях.
«Моя дочь сказала мне, что вы сказали, что она делает это намеренно. Вы действительно думаете, что молодая девушка сможет держать руку в таком положении неделями? На ее руке есть раны. Ей больно».
«Судороги руки Шахины непроизвольны и очень выводят из строя, мы все согласны с этим».
«Я знаю своего ребенка. Она умная девушка, на полпути к тому, чтобы стать юристом. Она много работает, никогда не болеет. Я гарантирую вам, что если бы она имела хоть какой-то контроль над этим, этого бы не произошло».
Через неделю пришло письмо с жалобой. Оно было напечатано на бланке адвокатского бюро, где работала мать Шахины. В конце было сказано, что Шахина встречалась с другим врачом, который заверил ее, что проблема не может быть психосоматической.
Более чем через год я получил письмо от другого невролога из другой больницы, который сообщил мне, что дистония Шахины вернулась и что она хорошо отреагировала на дальнейшее введение ботокса, но позже дистонические сокращения переместились на нее. левую руку и распространилась на ее туловище. «Я начинаю задаваться вопросом, могут ли некоторые, если не все, ее проблемы быть психологическими по происхождению», — говорится в сообщении.
Даже в тех случаях, когда диагноз психосоматического заболевания поставлен тщательно, гнев является обычной реакцией, которая может помешать пациенту получить необходимую ему помощь. Я часто задавался вопросом, мог ли исход Шахины быть другим, если бы мне удалось лучше выразить свои подозрения.
В 2011 году в трех клиниках общей практики в Лондоне было выявлено 227 пациентов с тяжелой формой психосоматического расстройства. Эти 227 человек составляли всего 1% от общего числа практикующих врачей, но, по оценкам, до 30% терапевтов каждый день приходят к пациентам с менее тяжелой формой заболевания. Если психосоматические симптомы так распространены, почему мы так плохо подготовлены к тому, чтобы с ними справляться?
Врачи должны меньше бояться этого диагноза, больше готовы противостоять ему и больше сочувствовать больным. Но для нас, чтобы рассмотреть психологическую причину серьезного заболевания, жизненно важно, чтобы мы верили, что такое возможно. Может быть, если бы мы лучше понимали, как наши собственные тела теряют контроль, вызванные только внутренними ощущениями, тогда более экстремальные реакции не казались бы такими уж неприемлемыми. Подумайте о смехе: это физическое проявление эмоции, механизм которой плохо изучен; оно не всегда находится под нашим контролем, оно влияет на все наше тело, останавливает дыхание и ускоряет сердцебиение; это снимает напряжение и передает чувства. Если мы можем рухнуть от смеха, то не может ли тело совершать еще более экстраординарные вещи, столкнувшись с еще более экстраординарными триггерами?
Мэтью был продуктом эпохи Интернета. Когда он пришел ко мне, его исследование полностью убедило его в том, что у него рассеянный склероз. На протяжении всего нашего первого разговора он продолжал использовать слова «мой рассеянный склероз». «Является ли мой рассеянный склероз более тяжелым, чем у других людей? Как мой рассеянный склероз повлияет на мою страховку жизни?»
Проблема Мэтью началась с ощущения покалывания в одной ноге. Сначала это влияло на него, только если он долго сидел. После почти двухнедельного отсутствия симптомов Мэтью пошел к своему врачу. Ему посоветовали делать регулярные перерывы в работе и не сидеть слишком долго.
Мэтью заметил, что его симптомы изменились и распространились. Булавки и иглы теперь двигались по его телу: один день по руке, другой по переносице, потом по затылку, потом по нижней губе. Он исследовал возможности в Интернете. Интернет сообщил ему, что диабет может повредить нервы и привести к покалываниям. Врач сказал ему, что уровень сахара в крови в норме. Он читал, что защемление нервов было частой причиной его симптомов. Хиропрактик задавался вопросом, не сместился ли у него диск в шее, но лечение помогло лишь ненадолго. Мэтью начал регулярно заниматься спортом. Когда это не помогло, он попытался как можно больше отдыхать.
Ничего из того, что делал Мэтью, не делало его лучше. К настоящему времени ему было трудно работать. Сидеть долго было невозможно. Его рабочее место оценило его офисное пространство и внесло изменения, но это не имело значения. Он сократил свой рабочий день. В то же время он усилил свои исследования. Именно тогда он обнаружил, что рассеянный склероз может вызывать сенсорные аномалии, перемещающиеся по всему телу.
Модель: Шарифа Сафия в Ugly. Прическа и макияж: Джоанна ДалемоОднажды Мэтью проснулся и обнаружил, что его ноги потеряли всякую силу. Он не чувствовал и не двигался. Его поместили в больницу, где он прошел ряд обследований, которые не дали никаких объяснений. При люмбальной пункции взяли образец его спинномозговой жидкости, и это было нормально. Анализы крови и электрические исследования его нервов и мышц не показали ничего плохого.
Три недели спустя, после двухнедельного пребывания в больнице без ответов, жена Мэтью привезла его в мой кабинет. Элегантно одетый, со стопкой бумаг на коленях, он радостно приветствовал меня, а его жена пододвинула стул и села рядом с ним. Я попросил его рассказать свою историю с самого начала.
— Я знаю, что у меня рассеянный склероз, — начал он.
— Не будем делать никаких предположений, — сказал я.
Его история была подробной, но он странно небрежно говорил о своей степени инвалидности для человека, который тремя месяцами ранее был активен и работал полный рабочий день. Я осмотрел его. Хотя он был в инвалидном кресле, он мог ходить на короткие расстояния и с трудом передвигался на кушетке. Пока он ложился, я проверял силу его мышц одну за другой. Я попросил его поднять ногу с дивана. Он не мог. Его лицо исказилось от усилия. Его правая нога сдвинулась на несколько сантиметров, затем он сложил руки под бедром, чтобы приподнять ее дальше.
Не могу поверить! Я попал в эту больницу с мышечным спазмом, и теперь мне говорят, что я делаю это специально
«Направь палец на ногу», — попросил я его дальше.
Нога Мэтью лежала неподвижно, но его лицо говорило мне, что он старается. Когда я прижал тупую булавку к его ноге, он этого не почувствовал. Когда я приложил к его коже вибрирующий камертон, ниже пояса он ничего не почувствовал. Но способность двигаться или воспринимать ощущения — это вещи, над которыми как сознательный, так и подсознательный разум имеют некоторый контроль, поэтому затем я проверил вещи, в которых это не так. Несмотря на безжизненность его ног, рефлексы сработали как надо. Тонус его конечностей был нормальным.
Мэтью снова встал, и я попросил его пройтись. Он крепко сжал колени и ходил с прямыми ногами с большим трудом. Я попросил его сесть на стул и встать, скрестив руки на груди, и после нескольких попыток ему это удалось. Он не знал, что я тестировал одни и те же группы мышц по-разному: каждый раз они вели себя по-разному.
Затем ему сделали МРТ головного мозга и позвоночника — стандартные тесты на рассеянный склероз — и электрическое исследование нервов. Его неврологические пути были интактны. Когда все результаты были готовы, Мэтью, его жена и я снова встретились. Я знал его опасения и пытался решить их с самого начала. Я объяснил, как мы ставим диагноз рассеянного склероза, и сказал, что ни один из его тестов не показал никаких доказательств этого. Какие фантастические новости, предположил я; Рассеянный склероз — серьезное заболевание, но его исключили. Я видел, как потемнело лицо Мэтью, и слева от него вздымались плечи его жены, и я видел, как она закатила глаза.
«Я знаю, что ты страдаешь, Мэтью. Я не хочу отвлекаться от этого. Но у вас нет рассеянного склероза».
Я сказал, что меня интересует психологическая причина.
«Как ты можешь так говорить? Только потому, что тесты в норме, вы предполагаете, что я сумасшедший. Так говорят врачи, когда не знают, что не так».
«Это больше, чем просто тесты», — ответил я. «Слабость в ногах не соответствует неврологическому заболеванию. Это должно сопровождаться другими клиническими признаками, измененными рефлексами или истощением мышц».
«Но это кажется таким реальным, что это не может быть ничем».
«Это кажется реальным, потому что оно настоящее. Ваш паралич не выдуман, но это не обязательно означает, что это прежде всего физическое расстройство».
«Я не уверен, что рассеянный склероз исключен».
Я не ответил, и он покачал головой
«Ради всего святого, Мэтт, сколько раз ей нужно это повторять?» — вдруг сказала его жена. «У вас нет рассеянного склероза. Вы пришли сюда за мнением доктора, так почему бы вам не попробовать ее выслушать?
«ОК». Мэтью неохотно согласился.
Шесть недель спустя я снова встретил его, и меня встретило преображение. Письма от психиатра я еще не получил и не знал, чего ожидать, но даже издалека он выглядел более довольным. Его жена шла за инвалидной коляской, когда Мэтью вошел в комнату, и, хотя она не улыбнулась и не узнала меня, мне показалось, что я тоже заметил в ней проблески чего-то позитивного.
Когда Мэтью рассказал мне, как у него дела, это были только хорошие новости. Его жена посоветовала ему встретиться с психиатром и провести собственное исследование, и каким-то образом ему удалось прийти к пониманию того, что в моем странном диагнозе действительно может быть доля правды.
Фантастическая новость: ни один из его анализов не показал признаков рассеянного склероза. Я видел, как его лицо потемнело, а глаза его жены закатились
«Как прошла встреча с психиатром?»
«Ну, сначала мне это не понравилось, но я понял, что в этом есть смысл. Он сказал, что нервная система похожа на компьютер, что мое оборудование не повреждено, но у меня проблема с программным обеспечением, из-за которой мои ноги не получают команды двигаться».
Мэтью дали ярлык и объяснение, к которому он мог относиться. При любой болезни первым шагом к выздоровлению является признание диагноза, и Мэтью научился это делать.
С помощью интенсивной физиотерапии и трудотерапии Мэтью снова научился ходить. Он очень хотел вернуться к работе, и его работодатель разрешил ему работать из дома, пока он не выздоровеет. И благодаря вмешательству терапевтов были раскрыты его маленькие частички. Он был одним из трех братьев, и они были благополучной семьей, но Мэтью никогда не чувствовал, что достиг уровня. Он был так же успешен, как и его братья, но чувствовал, что должен постоянно работать усерднее, чтобы сохранить свой успех. Он был человеком на беговой дорожке, ищущим выход.
Теперь у него был прогноз. Он мог ожидать выздоровления. Он мог связаться со своим рабочим местом и сказать им, что у него функциональное неврологическое расстройство, что ему необходимо пройти интенсивную физиотерапию, но что он поправится.