Психология возникла как самостоятельная наука в: Ошибка выполнения

Психология как самостоятельная наука — Студопедия

Поделись  

Становление психологии как науки

1.1. Понятие «психология»

Своим названием психология обя­зана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень краси­вую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожи­тель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тро­нула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обрет­шая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово «психология» от греческих слов «psyche» (душа) и «lo­gos» (изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).

Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. Однако первые попытки опи­сать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих пос­тупков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понима­ли, что для распознавания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

1. Психология как наука о душе.До начала XVIII века наличие души признавалось всеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (например, душа, как прояв­ление божественного разума) так и материалистические (например, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения».

Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть.

2. Психология как наука о сознании.

В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблю­даемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием назы­вали способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явле­ния, которые человек находит «в себе», оборачиваясь на свою «внутрен­нюю душевную деятельность». В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное.

С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жиз­ни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах).

Распространение естественнонаучного, хотя и механистического ми­ровоззрения на «область духа» привело к идее формирования всех психи­ческих способностей в индивидуальном опыте.

Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом челове­ческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассо­циации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприя­тия, которые лежат в основе еще более сложной идеи.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

В отличие от ассоцианистского он положил начало структуролистскому подходу к сознанию, поставив цель изучить «элементы» сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли метод экспериментальной интроспек­ции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в той или иной ситуации).

В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдох­новленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к раз­личным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным мето­дом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у ин­дивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как на­уки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания.

Начиная с 60-х годов XIX ве­ка предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологи­ческих методик при изучении ощущений.

Однако точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственны­ми данными сознания, физиологические показатели лишались психологичес­кого значения.

Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX ве­ка, психофизиоло­гические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.

Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассмат­ривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые мож­но только путем их субъективного описания.

Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую пси­хологию и описательную или субъективную психологию.

Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.

3. Психология как наука о поведении.Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии–бихевиоризм(наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

Предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и поэтому предметом научного исследова­ния должно стать лишь внешнее поведение, которое по предположениям би­хевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов.

Таким образом, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения.Зависи­мость поведения и научения от разных условий можно было описывать объ­ективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека).

Однако с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направле­ниям.

Во-первых, хотя поведение есть нечто объективное, однако его пси­хологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения необходимо истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отли­чить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. Если всякое движение и даже изменение есть поведе­ние, то последнее не является предметом психологии. Если же в поведе­нии, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изме­нения тела, то что?

Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, предс­тавители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций.

Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных» (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиориз­ма в развитие психологической науки).

4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психоло­гия стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному.

Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем:

– сделать предметом исследования высшие специфические для челове­ка формы сознательной активности;

– подойти к ним с точки зрения научного анализа;

– причинно объяснять их происхождение;

– установить объективные законы, которым они подчиняются.

В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психи­ческая активностьстроится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее про­цессом.

У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения.

Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками.

Интериоризация – процесс превращения интерсубъектных форм челове­ческой деятельности в интрасубъектные, «субъективные» формы. Это путь «врастания извне внутрь» и дальнейшего существования психической ак­тивности внутри внешней в качестве ее собственно психологического ме­ханизма, который открывает возможность целенаправленного управления разными внешними предметными действиями.

Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане.

Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы соз­нания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внеш­ней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериори­зациииэкстериоризации.

Таким образом, вопрос: «Как же субъективный мир человека изучать объективно?» – вопрос, ставший роковым для многих психологических кон­цепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.



Становление психологии: направления, Фрейд, гештальт терапия

Зарождение психологии как науки

Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете. Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии, в стенах которого проходили обучение многие выдающиеся мировые психологи, включая российских ученых В. М. Бехтерева, Г. И. Челпанова, Н. Н. Ланге. В этот же период Вундт основал первый психологический журнал и провел в Париже в 1889 году первый международный психологический конгресс с учреждением научного психологического сообщества.

Становление психологии как самостоятельной науки связано с развитием ее предмета, который, по представления Вундта, уникален и заключается в непосредственном опыте субъекта. Этот опыт  он постигает через самонаблюдение, интроспекцию, то есть особую процедуру наблюдения субъекта за процессами, происходящими в сознании. После определения «простейших элементов сознания» в форме ощущений и элементарных чувств, Вундт за основную задачу психологии принял установку связи между элементами и «законами» душевной жизни.

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта. За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования. Из них, как из кирпичиков, формировалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другим последователем Вундта, немецким психологом и философом Освальдом Кюльпе (1862-1915), была основана Вюрцбургская школа. Эта школа развивала интроспективный метод, который отличался от методов Вундта и Титченера. Они одновременно рассматривали собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержательной стороной данного опыта. Систематическая же интроспекция Кюльпе обладала больше ретроспективным характером, ведь испытуемые решали предложенную задачу, впоследствии подробно описывая ход психических процессов при ее решении. Здесь основной объект исследования представлял собой процесс мышления, а не его результат.

Развитие различных направлений психологии

Вместе со структурной психологией Вундта происходило развитие другого подхода к исследованию сознания — функционального. Основным представителем этого знания становится психолог и философ, американец Уильям Джемс (1842-1910), рассматривающий сознание с позиции важной приспособительной функции к среде. Ученый описывал психическую жизнь, включая ее динамичность изменчивость, непрерывность в качестве «потока сознания». Он становится автором теории личности, вводит именно «личностное» измерение сознания: Я «познаваемое» и Я «познающее».

Замечание 1

На конец XIX века становится очевидно, что метод интроспекции имеет ограничения, при этом круг психических явлений нельзя рассматривать только с позиции феноменов сознания.

На этом этапе признание находят идеи создания «другой» психологии. В своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» немецкий философ и психолог Вильгельм Дильтей объяснял существование не одной психологической науки, а двух, включая объяснительную (современная интроспективная психология) и описательную. Каждая их них обладала собственным предметом и методами. Описательная психология строится на других основаниях, стремясь, в первую очередь, к пониманию душевной жизни индивида, включая ее целостность и уникальность. Дильтей полагал, что психологию можно отнести не к циклу наук о природе, а к гуманитарным дисциплинам, включающим историю и культурологию. По этой причине естественно-научный, экспериментальный метод в психологии не применяется, а методом гуманитарных наук должен становиться метод понимания, где исследователь должен прочувствовать исследуемый объект. Одновременно с этим понимающая психология не занимается отвержением методов объясняющей психологии. На сегодняшний день введенное Дильтеем различие в объяснительной и описательной психологии не теряет актуальности. Проблема определения, к какому типу наук можно отнести психологию (естественные или гуманитарные), в том числе определение принципов построения познания человеческой души, остается открытой, не имея однозначного ответа.

Интенсивная эволюция экспериментальной психологии в начале прошлого века способствовала расширению круга исследуемых аспектов, что сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода в ходе объяснения душевной жизни индивида. Произошло и изменение и самого представления о сознании, оно больше не рассматривалось в качестве замкнутого в себе внутреннего мира, который доступен познанию только самого субъекта.

Становление предмета психологии характеризовалось тем, что появилась потребность принципиально пересмотреть на него взгляды. Это проявилось в появлении нескольких конкурирующих концепций, отстаивающих свои позиции на то, чем должна заниматься психология.

Учение Фрейда

На заре прошлого века была разработана очень важная для психологии теоретическая концепция, называемая психоанализом. Ее автором был австрийский психолог и психиатр З. Фрейд. Не только дальнейшее развитие психологии, но и искусства, литературы, медицины, происходило под влиянием этой теории. Фрейд получил медицинское образование и занимался изучением природы невротических расстройств и способов их лечения. После стажировки во Франции в клинике «Сальпетриер» под началом врача Ж. Шарко, Фрейд начинает применять гипноз в процессе лечения истерических расстройств. При анализе состояния гипнотического транса пациентов и эффектов постгипнотического внушения, ученый при исследовании психической жизни человека, основное внимание сосредоточил скрытых от сознания (неосознаваемых) явлениях.

Идея о том, что психику нельзя ограничивать только областью осознаваемого, были высказаны задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейдом бессознательное было поставлено в качестве предмета психологии. Первоначально метод создавался для лечения истерических неврозов, впоследствии Фрейд применил его к объяснению психической жизни здоровых людей. По его теории движущая сила поведения развитой личности представлена неосознаваемыми, иррациональными влечениями, основой которых является влечение к жизни и смерти. Психика включает 3 области: бессознательное, предсознательное и сознание. Источник, придающий мотивационную силу поведению, представлен бессознательным, насыщенным энергией либидинозными влечениями, подавленными и вытесненными из области сознания под влиянием «цензуры», запретов и табу общества. Вытесненные влечения характеризуются большим энергетическим зарядом, тем не менее, они не допускаются в область сознания. Сознание сопротивляется, по этой причине содержание бессознательного способно проникнуть в сознание в искаженном, измененном виде.

Фрейдом были определены 3 формы проявления бессознательного: сны, ошибочные действия (описка, оговорка и др.) и невротический симптом. Исходя из этого, он разработал оригинальные методы, позволяющие получить исходный материал о содержании глубинных структур психики индивида. Они включали анализ снов, свободные ассоциации, анализ описок, оговорок, забывания. Интерпретация данного материала и представляет собой суть метода психоанализа.

Метод нашел широкое применение во всем мире, его приверженцами стали не только психологи, но и представители других областей науки и культуры. Степень плодотворности концепции Фрейда проявилась еще и в том, что его учениками, соратниками и последователями были сформированы свои оригинальные концепции и направления исследования (аналитическое направление К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера).

Учение бихевиористов и гештальт терапия

Формирование психологии в начале XX века происходило под влиянием бихевиоризма, начало которого было положено публикацией Джоном Уотсоном статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Предпосылки возникновения этого направления сформировались задолго до того. Этому способствовали достижения в сфере изучения психики и поведения животных Ж. Леба и Э. Торндайка, концепция И. П. Павлова об условных рефлексах.

Бихевиористы отказываются рассматривать субъективный мир человека как предмет психологии. Таким они предлагали считать поведение человека и животного, относя к данной категории все объективно наблюдаемые реакции организма на внешнее воздействие. В соответствии с концепцией бихевиористов, задача психологии заключается в выявлении закономерностей и связей стимулов и реакций, а цель состоит в предсказании поведения субъекта и управлении им. Бихевиористы отказываются от метода интроспекции, заменяя его объективным наблюдением и экспериментом. Важнейшей темой экспериментального исследования становится проблема научения и выработка навыков. Это определило возможность сбора фактов, подверженных тщательной статистической обработке. Тем не менее, основная масса экспериментов проводилась на животных (белых крысах), а закономерности и законы, полученные в результате исследований, легко переносились на поведение людей.

Замечание 2

До 60-х гг. XX в. данное направление, наряду со сменившим его необихевиоризмом, господствовали среди концепций американской психологии. Они повлияли на развитие психотерапии, социальной психологии, методов обучения, психологии рекламы и др. Вместе с этим механицизм бихевиоризма и игнорирование им сознания вызывают жесткую критику последователей других теоретических направлений.

В Германии в 1910-30 гг. получило развитие психологическое направление гештальтпсихологии, основными представителями которого стали сотрудники Берлинского университета М. Верттеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Гештальтпсихология не отказалась от исследования феномена сознания и метода феноменологического самонаблюдения, но понимала само сознание в качестве некоего динамического целого, «поля», каждая точка которого взаимодействует с остальными. Единица анализа этого поля — гештальт, который представляет собой целостную образную структуру, которую невозможно свести к сумме составляющих его ощущений. В сфере изучения восприятия и творческого мышления достижения гештальтпсихологии составили золотой фонд мировой психологии. После того, как к власти пришел Гитлер, школа распалась по причине эмиграции ее основных участников. Тем не менее, их идеи оказали существенное влияние на развитие психологии.

Вывод

Выводом лекции является то, что в начале 20 века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих, порой несовместимых и несопоставимых направлений, включая психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, динамическую психологию К. Левина, генетическую психологию Ж. Пиаже и др. Нельзя было говорить о существовании единой науки, присутствовали различные концепции, обладающие собственным предметом исследования, методами и принципами. Такую уникальную ситуацию назвали открытым кризисом психологии, положительное содержание которого состояло в активной работе в области создания психологической теории, способной ответить на запросы интенсивного социально-экономического развития общества.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Возникновение психологии как науки: объяснение

Психология — относительно новая дисциплина, официально открытая в 1870-х годах Вильгельмом Вундтом. Первоначально это была ветвь философии, которая превратилась в полноценную самостоятельную науку. Это потребовало напряженной работы многих блестящих умов и привело к созданию области, которая способствует решению различных человеческих задач: от заботы о нашем психическом здоровье до создания успешного маркетинга. Давайте посмотрим, как проходило это путешествие.

Психология в философии

Психология зародилась как раздел философии. Мы можем увидеть влияние философии на психологию в том, как современные психологи часто теоретизируют об определенных гипотезах, прежде чем проводить эксперимент. Мы также можем увидеть его корни в том, что некоторые концепции, считающиеся истинными, в основном или полностью основаны на теории, поскольку они не могут быть полностью изучены с научной точки зрения (например, модель памяти с несколькими хранилищами).

Первый психолог

Первым человеком, назвавшим себя психологом, был Вильгельм Вундт, открывший первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейпциге и разработавший первую экспериментальную технику, считающуюся научной: самоанализ .

Это, как и следовало ожидать, оказало огромное влияние на курс психологии. Вундт продемонстрировал то, чего не смогли другие философы до него: что эту запутанную сущность «разума» можно изучать с научной точки зрения. Это стало катализатором появления психологии как науки, создав прецедент для многих психологов, которые пошли по его стопам. Вот почему Вундта считают отцом психологии.

Вундт подготовил многих студентов, чтобы они стали психологами. Среди них был Эдвард Титченер, основатель раннего подхода, известного как структурализм. Психологи-структуралисты считали, что мозг состоит из многих частей, подобно тому, как химики расщепляют химические вещества на более мелкие компоненты. Титченер — лишь один из многих психологов, на которых непосредственное влияние оказала работа Вундта.

Научные термины

Для того, чтобы действительно утвердить психологию как науку, она должна была иметь научные средства экспериментирования и термины, которые можно было бы стандартизировать для всей науки.

Термин Определение
Наука Систематический и объективный подход к наблюдениям и экспериментам над физическим и природным миром.
Эмпиризм Форма знания, основанная на том, что мы знаем и что мы видим в проверенном эксперименте. Врожденных идей нет.
Вывод После наблюдений мы можем сделать выводы о разуме и о поведении, вызванном стимулами.
Объективность Предотвращение влияния предвзятости или личных чувств на то, что мы изучаем, и на результаты этих исследований.
Контроль Исследования проводятся в условиях, которые снижают внешние факторы/выбросы, влияющие на результаты.
Воспроизводимый Те же результаты получены при повторных экспериментах (надежные и достоверные).
Предсказуемость Мы можем установить общие законы поведения в конкретных ситуациях.
Проверка гипотез Предсказания либо доказаны, либо опровергнуты.

Ранние подходы: бихевиоризм

Одним из первых подходов к психологии как науке был бихевиоризм, который практикуется до сих пор. Поведенческие психологи считают, что мы можем объективно и научно изучать поведение и что любое поведение приобретается и поддерживается посредством обусловливания.

Психологи-бихевиористы не согласились с научной обоснованностью интроспекции. Поэтому они изучали человеческое поведение, используя те же методы, что и другие научные дисциплины.

В бихевиоризме различают два основных типа обусловленности: классическую и оперантную.

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание, впервые изученное русским физиологом Иваном Павловым, заключается в том, что человек приучается выполнять определенное поведение при предъявлении стимулов, связанных с этим поведением.

Ребенок может заплакать, увидев собаку, потому что ранее он был напуган собачьим лаем. Теперь ребенок ассоциирует собак с реакцией страха на плач.

Павлов обнаружил эту обусловленность, когда изучал пищеварение собак. Он заметил, что, когда собаки видели белые халаты лаборантов, у них начиналось слюноотделение, даже когда у ассистентов не было еды для них, потому что они ассоциировали ассистентов с их естественной реакцией на получение пищи (слюноотделение).

Иван Павлов, Wikimedia Commons.

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание, изученное в ходе известных экспериментов Б. Ф. Скиннера, представляет собой процесс, в ходе которого индивидуума вынуждают поддерживать или прекращать поведение с помощью положительного и отрицательного подкрепления. Скиннер обнаружил, что животных, таких как крысы и голуби, можно заставить выполнять определенные действия, такие как нажатие на рычаги и клевание, если они получают вознаграждение или наказание, побуждающее их повторять желаемое поведение.

Мы также можем наблюдать этот эффект у людей.

Например, если ребенок убирается в своей комнате, мать может наградить его сладостями, что побудит его продолжать желаемое поведение. Точно так же, если бы мать наказывала ребенка, забирая игрушку, если он отказывался делать домашнее задание, это также имело бы желаемый эффект, поскольку это повысило бы вероятность того, что ребенок будет выполнять домашнее задание, чтобы избежать наказания.

Влияние бихевиоризма на психологию как науку

Бихевиоризм развил научный подход Вундта к изучению психологии. Поведение является явным и может быть записано и изучено более объективно, чем мысли, а это означало, что внимание бихевиористов исключительно к изучению внешнего поведения считалось более научным. Это помогло психологии утвердиться как наука.

Теория социального обучения

После бихевиористского подхода, который доминировал в первой половине 1900-х годов, Бандура представил концепцию теории социального обучения. Подобно бихевиоризму, Бандура считал, что наше поведение является прямым результатом раздражителей. Однако он представил концепцию психических процессов и социальных взаимодействий (обучение через наблюдение), которые также играют роль в поведении, что было отвергнуто бихевиористским подходом как ненаучное.

Первое психиатрическое отделение

Со времен Вильгельма Вундта психология тесно связана с медициной. Выдающиеся ранние психологи, такие как Вундт и Павлов, также были врачами и физиологами. Это также делает психологию более значимой как науку, поскольку ее открытия можно использовать в медицинских учреждениях, чтобы внести ощутимые изменения в жизнь многих людей.

В Великобритании группа квакеров (христианская конфессия) во главе с Уильямом Тьюком основала первый центр лечения психических заболеваний человека. Этот центр назывался The York Retreat и был ориентирован на реабилитацию, а не на лечение.

Первое сканирование мозга

В современной психологии сканирование мозга является одним из наиболее объективных и научных методов изучения деятельности нашего мозга, который может иметь как биологическое, так и психологическое применение. Однако на разработку и совершенствование этого подхода ушли столетия.

Первая в мире методика нейровизуализации была создана Анджело Моссо в 1880-х годах. Это было известно как «баланс кровообращения человека» и представляло собой неинвазивный метод, который измерял, как кровь распределяется по телу, когда человек испытывает определенные психические или эмоциональные раздражители.

Следующим достижением в технологии сканирования головного мозга стала пневмоэнцефалография — практика, при которой спинномозговая жидкость выкачивалась из мозга и замещалась воздухом, чтобы области мозга более четко отображались на рентгеновском снимке. Несмотря на свою эффективность, этот метод был крайне небезопасен для пациентов и больше не применяется.

В 1927 году лауреат Нобелевской премии профессор Эгас Мониш разработал метод визуализации мозга, который позволил исследователям увидеть кровеносные сосуды в мозге с гораздо большей точностью, чем когда-либо прежде, путем введения бромидов в кровоток. В конечном итоге его заменили на йодиды, которые оказались успешными в обеспечении нейровизуализации.

Этот метод позволяет психологам увидеть, есть ли аномалии в определенных областях мозга, которые могут вызывать некоторые психологические симптомы. Этот метод в основном используется нейрохирургами и с годами совершенствовался, чтобы уменьшить любые вредные последствия процедуры.

В наше время мы в основном используем МРТ, ФМРТ и КТ для визуализации мозга. Они являются высоконаучными, поскольку они объективны и очень точны. Это хорошие примеры того, как далеко развилась психология как научная дисциплина. Психологи перешли от простого размышления о мыслях к способности создавать высококачественные изображения областей мозга, чтобы понимать и лечить некоторые из самых сложных психологических расстройств.

Использование сканирования мозга показывает нам, что по мере развития технологий психология получает доступ к более научным методам исследования для проведения более точных и важных исследований.


Возникновение психологии как науки. Ключевые выводы

  • Психология зародилась как раздел философии.
  • Первая психологическая лаборатория была впервые создана в Лейпцигском университете в 1879 году.
  • Ранний подход к психологии, бихевиоризм, способствовал укреплению репутации психологии как науки, поскольку она была сосредоточена на изучении явного поведения, которое было легче изучать объективно и, следовательно, менее подвержен предрассудкам.
  • Сканирование мозга, впервые разработанное в 1880-х годах, также быстро превратилось в высоконаучный метод, показывающий, что по мере развития технологий психология также становилась более научной.

Манокош

В этой концептуальной статье делается попытка проследить историко-философские истоки очень обширной дисциплины психологии. Некоторыми из основных областей, на которые следует обратить внимание в этой статье, будут 3 наиболее влиятельных подхода в истории дисциплины: гештальт, психоанализ и бихевиоризм; некоторые классические эксперименты, которые привели к новаторским открытиям, и краткий очерк исторического развития этой увлекательной дисциплины на Индийском субконтиненте.

Содержимое

  1. Определение психологии
  2. Истоки психологии
  3. Возникновение психологических школ

            o Структурализм, функционализм, бихевиоризм

            o Влиятельные подходы

  1. Важные события 
  2. Важные эксперименты
  3. Развитие психологии в Индии

o История

o Крупные события

  1. Каталожные номера

По данным Американской психологической ассоциации, психология — это «… изучение разума и поведения».  Это изучение поведения и психических процессов, где первое относится ко всем нашим явным или внешним действиям и реакциям, а второе относится к скрытой или внутренней работе ума, такой как мышление, чувство, и запоминание.

Если мы разобьем слово «Психология» на его составляющие psyche и logos, «psyche» означает «душа», а «logos» означает «изучение/рассуждение». Таким образом, психология буквально означает изучение души.

Хотя в настоящее время наиболее популярным и общепринятым определением психологии является « а научное исследование человеческого поведения и психических процессов, связанных с этим поведением».0214 ». Чтобы прийти к этому определению, психология должна была пройти через множество таких определений, как «изучение души», «изучение разума», «изучение сознания». к отсутствию эмпирических доказательств для этих определений.

Если говорить о зарождении и развитии психологии, то неизбежно нужно говорить о родителях психологии — Философия и физиология.

К концу 19 -го -го века философы занимались вопросами, связанными с тайной человеческого разума; такие вопросы, как «Есть ли у нас свобода воли?» или «Какова связь между разумом и телом?» Это было время дебатов между декартовским дуализмом (то есть разум и тело являются отдельными сущностями, взаимодействующими через шишковидную железу) и интеракционизмом (то есть разум и тело могут влиять друг на друга).

В разгар всего этого, к концу 19 -го века, философы пришли к выводу, что вопросы о человеческом разуме не могут быть только путем тщательных рассуждений или рационализма, а требуют тщательного наблюдения или эмпирического подхода. Это момент, когда Физиология вышла на сцену.

Физиологи, такие как Йоханнес Мюллер использовал научный метод в течение 1860-80 гг., чтобы рассказать о том, как электрические сигналы передаются по нервам внутри тела. Герман фон Гельмгольц показал, как рецепторы в глазах и ушах получают и интерпретируют ощущения от внешнего мира. Со знанием этих исследований среди философов росло согласие и убежденность в том, что человеческий разум можно изучать эмпирическими средствами. Именно это осознание привело к рождению Психология.

Чтобы узнать больше, посмотрите это видео.  

В конце 19 -го века, когда создавалась Психология , первоначально велись споры о том, что должно быть областью деятельности психологии. Три конкурирующие точки зрения боролись друг с другом за то, чтобы стать главной заботой дисциплин. Это:

  • Структурализм: Ранний взгляд на психологию, предложенный Вильгельмом Вундтом, предполагающий, что психология должна сосредоточиться на содержания сознания для определения его основных элементов и соотношения между ними. Вундт использовал технику, называемую самоанализом , в которой обученные участники исследования должны были подробно сообщать о своем сознательном опыте в ответ на определенные стимулы, например. оптические иллюзии, зрительные раздражители, звуки и т. д. 
  • Функционализм: Эта ранняя точка зрения, предложенная Уильямом Джеймсом, предполагала, что психология должна быть сосредоточена на функция , а не структура сознания. Под функциями Джеймс имел в виду изучение того, как сознание помогает людям справляться с трудностями и меняющимся миром вокруг них.
  • Бихевиоризм: Этот взгляд, предложенный в 1913 году Джоном Б. Уотсоном, предполагал, что психология должна сосредоточиться на наблюдаемом, измеримом поведении.

Влиятельные подходы


Три самых влиятельных ранних подхода в изучении психологии:

  • Гештальт-психология: Эта точка зрения, предложенная Максом Вертгеймером, возникла в Германии как реакция на структурализм. Гештальт-психологи заинтересованы в изучении целостного опыта восприятия, а не в рассмотрении отдельных элементов восприятия.
  • Психоанализ: Зигмунд Фрейд понимал человеческое поведение как динамическое проявление бессознательных желаний и конфликтов. Психоанализ — это терапия прозрения, основанная на теории Фрейда, в которой обученный специалист-психолог помогает человеку проникнуть в его бессознательное и тем самым помочь изменить свое поведение.
  • Бихевиоризм: Эта ранняя перспектива вступила в силу в противовес структурализм и функционализм и полагал, что единственный способ удовлетворить первоначальную цель психологии стать эмпирической наукой — это сместить фокус со скрытых психических процессов и полностью сосредоточиться на измеримом, наблюдаемом, явном поведении.

Многие события сыграли важную роль в развитии современной психологии. В таблице ниже показаны некоторые из наиболее значимых из них.

ГОД

СОБЫТИЕ      

1879

Вильгельм Вундт основал первую официальную лабораторию для исследований в Лейпцигском университете, Германия

1890

Уильям Джеймс публикует «Принципы психологии 9»0012

 

1892

Г. Стэнли Холл основывает APA

1904

Иван Павлов учится Кондиционированию

1905

90 002 Мэри Калкинс избрана первой женщиной-президентом АПА

1913

Уотсон публикует призыв к бихевиоризму.

1933

Фрейд опубликовал «Новые вводные лекции по психоанализу».

1951

Карл Роджерс основал гуманистическое движение.

1953

Б. Ф. Скиннер опубликовал книгу «Наука и поведение человека: радикальный бихевиоризм»

1968

Аткинсон и Шиффрин опубликовали свою влиятельную модель памяти; начало «когнитивной революции»

1980-1990

Методы визуализации мозга живых людей.

Некоторые из самых новаторских экспериментов, которые способствовали превращению психологии в дисциплину, которой она является сегодня:

  • Эксперименты Ивана Павлова по классическому условию
  • Эксперименты Соломона Аша по конформизму
  • Эксперименты по оперантному обусловливанию Скиннера
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эксперимент Милграма по послушанию.
  • В этом разделе будет представлена ​​краткая хронология появления психологии в Индии.

    Несмотря на то, что в древней/средневековой Индии не существовало независимой науки психологии, согласно Мерфи и Мерфи (1968), обширная литература Вед, Упанишад, эпосов (таких как Махабхарата) и т. д. составляла «первая великая психологическая система». Согласно Рао и Праньпе в «Психологии в индийской традиции», изучение дживы (индивидуума), составляющей тело, ум и сознание, входит в компетенцию индийской психологии.

    Психология, изучаемая в европейско-американской научной традиции, впервые была представлена ​​в Калькуттском университете. Философ доктор Браджендра Нат Сил составил первую программу экспериментальной психологии здесь, в 1905. Доктор Нарендра Нат Сен Гупта был первым главой отдела экспериментальной психологии. Гириндра Шекхар Бозе, сменивший Н. Н. Сен Гупту, основал Индийское психоаналитическое общество в 1922 г. и начал издавать журнал « Samiksha» в 1947 г.


    © Индийское психоаналитическое общество


    Чтобы узнать больше, посмотрите это видео.  


    Основные события в развитии психологии в Индии

    Ниже прилагается таблица, показывающая основное профессиональное развитие отрасли в Индии за эти годы.

    ГОД

    СОБЫТИЕ     

    1925

    Основана Индийская психологическая ассоциация

    1940

    Психиатрическая больница Лумбини Парк, построенная в Калькутте

    1945

    Создано психологическое крыло оборонных исследований; стал частью Организации оборонных наук Индии , позже

    1955

    Национальный институт психического здоровья и неврологии создан в Бангалоре

    1962

    Основана Индийская академия прикладной психологии

    1968

    Создана Индийская ассоциация клинической психологии

    1989

    Основана Национальная академия психологии.

    1997

    Национальный центр исследования мозга был основан в Гургаоне, штат Харьяна.

    2003

    Манифест индийской психологии Пондичерри, принятый NAOP

    2009

    Конференция Азиатской ассоциации социальной психологии, организованная в Дели

    2002

    Центр поведенческих и когнитивных наук был создан UGC в Университете Аллахабада.

     

    Психология изучает человеческий разум и поведение. Человеческий разум способен сделать даже простые вещи сложными, а сложные простыми. Но мы надеемся, что эта статья помогла вам узнать о происхождении психологии самым простым способом!

    Чиккарелли, С.К., Уайт, Дж.Н., и Мисра, Г. (2017). Психология (5-е изд.). Пирсон Индия.

    Рао, Р.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *