Психология стала самостоятельной наукой в каком веке: История становления психологии как науки — Информио

Содержание

История психологии как науки и период её становления

Психологическая наука развивалась многие сотни лет, обретая новые знания, техники, методики, понятия, теории. Античные авторы уделяли внимание проблемам человеческой души, сознания, разума. История психологии имеет несколько основных этапов, каждый из которых повлиял на становление науки.

Предмет и методы изучения

Психология — самостоятельная наука, которая изучает закономерности, механизмы, факты психической жизни. Если говорить об истории, она может рассказать о том, как теории, основные направления постепенно открывались человеческому уму.

Задачи психологии:

  1. Изучение личности, ее индивидуального развития относительно самой науки.
  2. Исследование различных законов психики.
  3. Изучение социальных, биологических свойств личности.

Методы, которые используются исследователями истории психологии, отличаются от техник, применяемых общей психологией. Основные методики:

  1. Анализ научных ссылок. Исследователи определяют какие исторические документы, теории, фигурировали в определенный временной промежуток, как они влияли на развитие общества.
  2. Изучение архивных материалов. Нахождение древних источников информации, их расшифровка, снабжение примечаниями, сносками.
  3. Интервьюирование — изучение биографии знаменитого ученого. Для этого ему задают ряд предварительно составленных вопросов, позволяющих получить информацию о человеке, не спугнув его.
  4. Категориальный анализ. Учет определенных условий в обществе, способствующих развитий тех или иных концепций, школ.
  5. Систематизация научных высказываний, их расшифровка зависимо от сделанного открытия, окружающего положения в определенный момент времени.
  6. Теоретическая реконструкция. Описание научных систем прошлого, их анализ.
  7. Автобиографический, биографический метод изучения. Метод, предназначенный для воссоздания атмосферы, в которой жили определенные ученые.
  8. Историко-функциональный метод. Выполняется анализ идей, высказываемых учеными в разные временные периоды.
  9. Историко-генетическое изучение. Исследование развития науки в определенные временные эпохи, факторы, воздействующие на появление новых открытий.

История общей психологии — важная наука, при изучении которой используют следующие источники:

  • психиатрия, медицина;
  • художественная литература;
  • военная практика;
  • искусство в различных его проявлениях;
  • практики воспитания, обучения;.
  • документы, написанные психологами в прошлом;
  • исторические материалы;
  • этнография, антропология.

Методы, с помощью которых выполняются историко-психологические исследования, бывают трех типов — планирование, интерпретация, доказательство.

Выделение в отдельную науку

История возникновения и становления психологии занимает огромный промежуток времени, который длится тысячелетия. Как отдельная наука психология начала выделяться только ко второй половине 19 века. К этому моменту скопилось большое количество разрозненных психологических знаний, которые нужно было систематизировать, отделить от других учений, направлений.

Основателем психологической науки был В. Вундт. Его труд «Основы физиологической психологии», который был написан в 1873–1874 годах, объединил в себе множество накопленных знаний в отдельное учение. Ученый назвал его физиологической психологией.

В 1879 году Вундт основал в Лейпциге экспериментальную психологическую лабораторию. Затем появились первые психологи-экспериментаторы. Главным предметом, который изучали начинающие специалисты, стало изучение собственного сознания, поведения.

Другой психолог У. Джеймс распространил объединенные знания Вундта по всей территории Америки. Впоследствии он стал первым профессором этой науки в Гарвардском университете.

Еще один известный ученый, который внес вклад в историю психологии — Э. Титченер. Он окончил Оксфордский университет, после этого работал на Вундта. Переняв от учителя знания, он вернулся в Америку и создал при Корнуэльском университете научную школу экспериментальной психологии.

Основные представители и школы

Существуют разные школы, который образовались с течением времени:

  1. Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века. Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение. Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
  2. Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
  3. Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
  4. Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций. При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
  5. Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий. Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
  6. Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
  7. Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
  8. Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:

  1. Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
  2. Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
  3. Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
  4. Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма.
    Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
  5. Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
  6. Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
  7. Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
  8. Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма.
    Обобщил некоторые достижения психологической науки.
  9. Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
  10. Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.

Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

Развитие в разный период

На протяжении всей истории психология развивалась во многих странах, появлялись новые школы, теории, направления. Выделяется несколько основных исторических этапов, без которых невозможно представить эту науку в том виде, в котором она есть.

Античные времена

Первые сведения о новой зарождающейся науки появились 7 веке до нашей эры. Тогда новые учения относились к натурфилософии, которая изучала закономерности всего сущего в мире.

Люди того времени считали, что все вокруг имеет душу — как живые организмы, так и неодушевленные предметы. В становлении науки большую роль сыграло учение Гераклита.

На более поздних периодах античности исследователи утверждали, что душа — источник нравственности, разума. При этом главный фактор — культура. Постепенно появилась психология сознания. Ее разработали Аристотель, Платон. Ученые выделяли два направления:

  1. Рационализм — его приспешники говорили о том, что получить всеобщие знания возможно только с развитием разума.
  2. Сенсуализм — знания, которые базируются на ощущениях.

Только к периоду эллинизма исследователи дошли до изучения отношений между индивидом и социумом.

Средние века

Во времена средневековья любая наука была тесно связана с религией. Психология не исключение. В период с III по IV век на территории христианского мира античные концепции находились под запретом. Они считались языческими и любой, кто прибегал к их изучению, отлучался от церкви, становился изгоем или подвергался казни. Школы философии сначала закрыли, а затем вытеснили с территории Европы. Возвратились философские, психологические учения только к IX веку.

Начиная с XII века, на территории Европы начинают появляться первые университеты. В XIII веке психологи начали изучать телесную душу человека, не затрагивая духовную, которую защищала церковь. К XV веку труды античных авторов получили огласку, стали доступны для обычных крестьян.

Новое время

В период Нового времени на развитие психологической науки большое влияние оказали новые научные подходы — рациональность, доказательность теорий. Психологи перестают изучать внешние проявления человеческой деятельности, интересуются вопросами развития сознания. Началась активная борьба между рационалистическим, сенсуалистическим подходами.

Ученый Р. Декарт создал специальную теорию рефлекса, в которой описывал непроизвольные движения, совершаемые человеком, особенности поведения животных. В дальнейшем он ввел понятие света разума или рациональной интуиции.

XVIII век

На развитие психологической науки в XVIII веке оказали сильное влияние идеи прогресса. В 1750 году появляется первая направление психологии — ассоцианизм. Это было автономное направление психологической науки, которое оставалось единственным до XX века. Д. Беркли, Д. Юма, Ш. Бонне активно развивали это направление.

Немецкий психолог Х. Вольф издал труды — «Эмпирическая психология», «Рациональная психология». Ж. Ж. Руссо писал о том, что любой человек от рождения добрый, но общество со временем прививает ему множество негативных сторон, которые влияют на его поведение, дальнейшую жизнь.

ХIХ — начало ХХ вв.

Ученый О. Конт составил классификацию разных наук, в которую не вошла психология. Связано это было тем, что она не обладает научной парадигмой. Из-за этого психологическая наука встала перед пропастью потери статуса отдельного направления. Второй вариант касался слияния этой науки с социологией или биологией. Для сохранения автономного статуса, необходимо было разработать методологию.

В коротки сроки было предложено несколько практических методик:

  • экспериментальный подход;
  • генетическое наблюдение;
  • логический метод;
  • освоение, анализ проб-ошибок.

Когда появилась теория Дарвина, произошел полный отказ от механистического детерминизма. В психологической науки начали появляться новые отрасли:

  • зоопсихология;
  • генетические исследования;
  • дифференциальные исследования.

К началу ХХ века психологическая наука состояла из множества школ, представители которых преследовали индивидуальные цели, пользовались собственными методиками получения новой информации.

ХХ — начало ХХІ вв.

Период с 1910 по 1930-е годы является кризисным для психологии. В это время появилось множество несоответствий теоретической базы, накопленной с течением времени. Из-за этого начали появляться новые направления, которые распределили накопленные знания между собой:

  • социологически-ориентированная психология;
  • психоанализ, созданный Фрейдом;
  • аналитическая психология Юнга;
  • гештальтпсихология;
  • бихевиоризм.

В середине ХХ века появилось еще несколько направлений:

  • когнитивная психология;
  • логотерапия;
  • гуманистическая психология.

Каждое из представленных направлений развивалось независимо друг от друга. Их последователи разрабатывали новые методики, собирали интересующую информацию, проводили эксперименты.

Настоящее время

Существует огромное количество психологических учений, каждое из которых имеет определенные особенности, изучает отдельные аспекты человеческой жизни, поведения.

Психология стала отдельной наукой только во второй половине 19 века, но впервые учение появилось еще в Древней Греции. Со временем накопилось множество теоретических знаний, которые нужно было распределить по отдельным направлениям, систематизировать. После этого появились психологические школы, занимающиеся исследованиями разных аспектов человеческой жизни.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об истории становления психологии как науки.

Становление отечественной психологии

Развитие отечественной психологии имеет свою предысторию и историю.

Труды М.В. Ломоносова в развитии психологической мысли в России занимают особое место. В работах великого русского ученого по риторике и физике развивается материалистическое понимание ощущений и идей, говорится о первичности материи.

М.В. Ломоносов предлагает различать познавательные, т.е. умственные процессы и умственные качества, возникающие из соотношения умственных способностей и страстей. Источником страстей он считал действия и страдания человека.

Таким образом, материалистические основы отечественной психологии были заложены уже в середине XVIII века.

Большое влияние на становление отечественной психологии оказали французские просветители и материалисты XVIII века, что особенно заметно в работах Я. П. Козельского и А.Н. Радищева. В своих трудах А.Н. Радищев говорит о ведущей роли речи для всего психического развития человека.

Как самостоятельная наука психология в России начала развиваться в XIX веке, а труды А.И. Герцена о «деянии», как существенном факторе духовного развития человека, на этом этапе сыграли большую роль.

Общий обзор развития отечественной психологии

Отечественная психология развивалась в тесном сотрудничестве с мировой психологией. Её становление в 40-60-е гг. XIX века начиналось с осознания своего предмета, выбора пути и научной программы. В этот период была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенной И.М. Сеченовым.

Конец XIX века характеризовался новым периодом в развитии отечественной психологии, происходило переосмысление её методологии, что привело к появлению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию В. Соловьева и его последователей.

В 20-30-е годы происходит зарождение советской, марксистской психологии. Стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества, находит свое отражение в многочисленных научных дискуссиях и школах того времени.

В середине 30-х годов ситуация в обществе и науке резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело не только к запрещению, но и разгрому всего наработанного. Серьезный удар был нанесен всем психологическим школам. И только с середины 40-х годов психология постепенно начала восстанавливаться.

Попытка наверстать упущенные возможности заставляет российских психологов широко внедрять достижения зарубежных коллег. Эти тенденции имели как положительные, так и отрицательные последствия. И, прежде всего, это была утеря своих традиций, уход от своих методологий, что сказывалось на невозможности достоверно интерпретировать полученные результаты.

России важно было решить, оказавшись на перепутье реформ, как двигаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру.

Проблема осознания своих национальных особенностей перед русским обществом не стояла до середины XIX века. В тот период единство народа было неосознанным, скорее внешним и связывалось с единством языка, территории и религии. Вопрос, как это единство отражается на характере, психологических особенностях народа, вообще не стоял.

На становление психологии повлияли и особенности русской ментальности – определенный стиль мышления, язык, свойственный нации. Не только социальная обстановка, исторический период, уровень знаний, диктующие моду на ту или иную теорию, но и глубинные характеристики данного народа, связаны с возникновением и развитием материализма и идеализма, рационализма или агностицизма, мистики.

Вывод

Таким образом, в российской психологии можно выделить несколько основных особенностей, характеризующих её состояние на всем пути развития:

  • Идеологические установки интеллигенции;
  • Стремление к просвещению народных масс и тот факт, что развитие психологии в России направляется общественной ситуацией, а не университетскими кафедрами, как на Западе;
  • Отсутствие развитого гражданского общества;
  • Центрация на человеке отечественной науки, как следствие её социально-исторического развития;
  • Центральными вопросами в научной проблематике были этические, а не познавательные вопросы, как на Западе.

Тенденции в развитии психологии

Знаменательным этапом в отечественной истории и науке были 60-е годы XIX века. Открывались либеральные издания, был ослаблен цензурный гнет, возобновлялись многие университетские курсы. Прогрессивная часть общества надеялась на то, что в стране произойдет реформирование старого уклада, общее духовное освобождение человеческой личности вообще. Многими людьми этого периода книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» воспринималась как руководство к поведению, по которому следует сверять свою жизнь.

Мысли интеллигенции о просвещении российского общества, являлись одной из основных задач новой эпохи. Кроме старых университетских центров в 1862 г. был организован первый Российский свободный университет, позже в Москве появилось психологическое общество. Эти кружки были той питательной средой, в которой развивалась российская наука.

После весьма длительного перерыва, в 1863 г. возобновилось преподавание философии, что было стимулом для научных исследований в области психологии и логики. Оживление психологии происходило не столько в стенах учебных заведений, сколько в общественных кружках и в публицистике. Изменялось содержание психологии, а также её место в системе наук. Развитие естественных наук в России наложило свой отпечаток и на психологию, положив начало формированию физиологической психологии.

Естественные и гуманитарные науки этого времени стремились создавать универсальные теории, причем каждая претендовала на открытие основных закономерностей развития общества и человека:

  • Основы эволюционного направления в палеонтологии были заложены Ковалевским;
  • Основы химии сформулировал Д.И. Менделеев;
  • Основы нервной физиологии и психологии принадлежат И.М. Сеченову;
  • Разработкой теории общественного прогресса занимались Михайловский и Лавров, значительное место в работах которых стояли и психологические проблемы.

Это был период творческой синтетичности, когда ученые не только решали новые задачи, но и открывали дорогу для ученых следующих поколений.

Если отечественная психология до этого времени развивалась под влиянием зарубежных теорий, то в 70-х годах, с развитием отечественной научной мысли, начала формироваться самостоятельная отечественная психология. Начался поиск путей её построения, методологии и собственного предмета.

Этические и нравственные проблемы были основными для отечественной науки в этот период. Решение этих вопросов выпало на долю естественных наук, поэтому родоначальником такой психологии стал И.М. Сеченов (1829-1905). К развитию психологии ученый подходил как к материалистической и естественной науке.

Концепция психологии К.Д. Кавелина

К.Д. Кавелин (1818-1885), профессор права, издавна интересовался проблемами психологии. В его концепции зарождаются контуры отечественной психологии личности. На первый план в его работах выдвигалась идея самоценности личности, её свободы и независимости от давления общества. По его мнению, нравственная личность имеет объективные моральные основы, которые руководят её деятельностью, поэтому антропологизм и этическая направленность, должны быть важнейшими чертами философии, психологии, правоведения.

К.Д. Кавелин считал, что три основных состояния – идеальность, сознательность и воля – детерминируют психические состояния. Идеальность является основой критичности, стремления к абсолюту. С возможностью самопознания он связывает сознание человека, способность раздваиваться внутри себя, оставаясь цельным душой. Способность души раздваиваться он считал главным её свойством.

По мнению ученого, психику нельзя свести к физиологии, которая является только условием возникновения психических явлений. Психическое не может подчиняться материальным законам, отрицающим свободу воли человека. Без свободы воли нет личности, которая формируется в борьбе с внешними обстоятельствами.

Рассуждая о проблеме нравственности и достоинства, он полагает, что они не возможны без твердых моральных правил, а даются они только философией и религией. Понять себя, разобраться в себе, найти причину своих разочарований, осознать стремления и чувства, можно только с помощью психологии, значит, это одна из основных необходимых наук.

Положения, разработанные К.Д. Кавелиным, были подвергнуты критике со стороны И.М. Сеченова и Ю.Ф. Самарина – философа идеалиста. Они оба выступали против двух детерминант психического развития, полностью отрицая влияние физиологии на психику. Разногласия между учеными касались также проблем свободы воли и методов исследования психики.

Отрицая зависимость поведения от внешних условий, Ю.Ф. Самарин доказывал, что такое подчинение является свидетельством пассивности души, отсутствию у неё свободы воли. При таком подходе, в принципе, психология как объективная наука, отвергалась. Он считал, что ни психология, ни философия не могут объяснить душу человека, выработать в ней нравственные начала, потому что это дело только религии.

Взгляды А.А. Козлова на роль психологии

А.А. Козлов по своим взглядам на роль и место психологии в системе гуманитарных наук, был близок к Ю.Ф. Самарину. В своей книге «Философские этюды» он писал, что философские знания могут приобрести характер верховной истины, которая концентрирует результаты всех наук, включая психологию.

Козлов считал, что основа развития отечественной психологии лежит в распространении психологических знаний в обществе. Этими знаниями он считал взгляды немецких ученых – Лейбница, Шопенгауэра, Гартмана. Интересна его попытка соединения рационалистического характера с традициями российской науки. Говоря другими словами, ученый рассматривает активность монады в стремлении к истине, которая и будет отвечать характеру российской науки. Козлов исходит при этом из приоритета цельного, интуитивного знания над логическим. В дальнейшем эти же идеи развивает его ученик И.О. Лосский.

Научная деятельность А.А. Козлова заключалась, прежде всего, в просветительском характере, в желании познакомить своих читателей и слушателей с новинками европейской науки. Его критические статьи, обстоятельные изложения различных взглядов, представляли для российской науки этого периода достаточно важное приобретение. Собственные взгляды ученого, которые оформились в конце его жизни, такого значения не имели.

Его мысли о субстанциональности человеческой души, её цельности и активности получили распространение и общественное признание только в начале XX века.

Российские ученые уходили от голого копирования фактов и законов, полученных западными коллегами, они стремились к их творческой интерпретации. Западноевропейские схемы идей нравственного и эмоционального развития позволили отечественным психологам разработать оригинальные научные концепции психического, примером которых служат взгляды Сеченова, Кавелина и др.

Вывод

Таким образом, можно сказать, что в 60-80-е годы XIX века были созданы значительные психологические теории. В них вырисовывались уже отдельные черты, характерные для дальнейшего развития российской психологии.

Психология в 20-40-е годы XX века

Не на пустом месте развивалась психология советского периода, формирование которой началось с 20-х годов XX века. Она вобрала в себя традиции отечественной психологии, естествознания, педагогики и философии. Главная задача этого периода заключалась в построении марксистской психологии. Появились новые имена – П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, Л.С. Выготский и др. Это было время рождения советской психологии, рождение её методологических основ и путей развития. Основные открытия дореволюционной психологической науки требовалось пересмотреть и выделить из них то главное, что важно и нужно для новой науки, и соединить с теорией марксизма.

Трудными этапами формирования новой психологии были первые 6-7 лет, потому что взгляды на многие проблемы среди сторонников разных школ и направлений в отечественной психологии резко расходились. Перед государством стояла задача – необходимость воспитания нового человека, гражданина, в этом и заключалась задача психологии, что заставляло вглядываться в значение среды и её роль в ускорении и изменении развития психики.

Вполне понятно, что направление, ориентированное на немарксистскую философию, развиваться в новой социальной действительности не могло. Ведущими в это время в России стали учение о поведении, заложенное И.М. Сеченовым, а также педология, психотехника. Они ориентировались на практическое использование психологии в новой школе и новом производстве.

Взгляды И.П. Павлова, В.Н. Мясищева

Физиолог И.П. Павлов (1849-1936) стал продолжателем направления, заложенного И.М. Сеченовым. Его взгляды на психологию в разные периоды творчества изменялись. Он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, а в своих итоговых работах исходил из того, что условный рефлекс надо считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Учение И.П. Павлова в психологическом сообществе было оценено как основа всех наук о поведении.

Ему принадлежит заслуга в создании крупнейшей международной научной школы и присвоено звание «старейшины физиологов мира».

Свою концепцию объективной психологии одновременно с Павловым выстраивал В.М. Бехтерев. Центральное место в его научных интересах занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. В 30-е годы в советском обществе начали происходить социальные изменения, что заставляло психологов пересматривать свои теоретические позиции. В результате в психологических журналах и газетах стали появляться первые покаянные статьи и речи ученых. Примером этого является ликвидация целого направления в психологии, которое стало возможным после так называемой «рефлексологической дискуссии». Советская психология не располагала даже 10 годами нормального, естественного для науки развития, которое позволило бы её сформировать развитую сеть педологических и психологических учреждений по всей стране, создать квалифицированные кадры практических психологов.

Развитие психологии в 20-30-е годы, несмотря на серьезные социальные изменения, продолжалось. Советская психология добилась серьезных успехов в изучении процесса становления психики, были получены важные материалы о развитии познавательных процессов, индивидуальных особенностях людей и особенностях их общения.

Большая работа была проделана в это время советским психологом В. Н. Мясищевым, который занимался проблемой целостной личности здорового и больного человека. Он сформулировал принципиальное положение теории личности, одно из важнейших в советской психологии, подчеркивая, что система общественных отношений, в которой оказывается каждый человек, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности.

В период Великой Отечественной войны работы отечественных психологов принесли огромную пользу. После войны, с 50-х годов психология вновь получает быстрое развитие и распространение, появляются новые исследования, расширяется круг изучаемых вопросов.

Психология во второй половине XX века

Развитие психологии в этот период определялось идеями, которые были заложены еще в работах В.М. Бехтерева и Л.С. Выготского. Закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, отношений с миром. Были открыты закономерности становления индивидуального стиля разной деятельности, выделены и описаны типы личности.

Позиции А.Н. Леонтьева

Оригинальную концепцию деятельности, только с других позиций, предложил А.Н. Леонтьев. Первые его исследования были посвящены проблеме аффективных реакций. В качестве испытуемых были студенты, не выдержавшие испытаний, а итоги экспериментов изложены в статье «Экзамен и психика». Свою работу ученый сосредоточил на связи сознания и предметной, практической деятельности.

А.Н. Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу её развития. По мнению ученого, деятельность является и методом, который дает возможность диагностировать появление психики, её развитие и качественные изменения. Во главе его методологии, таким образом, была проблема деятельности.

Разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, образующих систему, стали целью исследований. Особое место отводит ученый связи между строением деятельности и сознания. По А.Н. Леонтьеву в основе понятия деятельность лежит процесс, предмет и мотив которого между собой не совпадают. И мотив, и предмет должны быть отображены в психике субъекта, иначе действие для него лишается своего смысла. Затем вводится понятие «операции», т.е. психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий. Содержание в строении сложного действия занимает структурное место условий его выполнения.

Особенность концепции А.Н. Леонтьева заключается в том, что структура деятельности в ней и структура сознания – взаимопереходящие понятия и связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. Анализ структуры деятельности обычно предшествует анализу структуры сознания и связан с генетическим подходом. Деятельность «управляема сознанием», и в то же время сама им управляет.

Работа А.Н. Леонтьева в значительной степени способствовала широкому распространению психологии, появлению новых поколений практических психологов и теоретиков.

Научная деятельность А.Р. Лурия

А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики и принимал участие в создании теории деятельности А. Н. Леонтьева. Ему принадлежит исследование в области взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Ученый внес значительные изменения в традиционно применявшийся тогда близнецовый метод, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов.

А.Р. Лурия делает вывод, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, а элементарные психические функции – в меньшей степени. Условия воспитания имеют решающее значение для формирования высших психических процессов – понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.

Большое значение для педагогической и медицинской практики имели работы в области дефектологии – развивались объективные методы исследования аномальных детей. Результаты этих исследований послужили основанием для их классификации.

А.Р. Лурия создает новое направление, выделившееся в специальную отрасль психологической науки – нейропсихологию. Исследование мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в результате ранения, например, явились началом развития этой науки. Направление получило широкое международное признание. Ученый разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал принципы динамической локализации психических процессов. Им была создана классификация афазических расстройств и описаны неизвестные ранее формы нарушений речи. Помимо этого А.Р. Лурия изучал мозговые механизмы памяти, и роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов. Деятельность ученого снискала ему большой международный авторитет.

Исследования Л.И. Божович

Российский психолог, главной областью исследований которой была педагогическая и детская психология. Она изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности, занималась анализом личностных конфликтов детей. В экспериментальном плане были исследованы функции самооценки, уровня притязаний в мотивационно-потребностной сфере ребенка.

В цикле статей, которые являются завершающим этапом исследовательской деятельности ученого, подводятся итоги многолетней работы по изучению основных закономерностей становления психологически зрелой личности. Говоря о научном вкладе Л.И. Божович в проблему психического развития и формирования личности, выделяются три фундаментальных направления её научно-исследовательской деятельности:

  • Проблема «единой линии» психического развития человека как единства его внешних и внутренних побудителей;
  • Личность и её становление как высшего уровня психического развития;
  • Научные основы психологии воспитания, разработка конкретно-психологических рекомендаций, которые направлены на повышение эффективности воспитательной работы в школе.

Современная отечественная психология переживает новый этап, где тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменившаяся социальная ситуация привела к необходимости пересмотра некоторых методологических основ. Надежды на естественнонаучную психологию не оправдались, а это привело к возрождению её гуманитарной направленности. Ведущие отечественные научные школы свое значение сохранили и продолжают развиваться, но в модифицированном виде.

Отечественная психология в состоянии решить, стоящие перед ней важные задачи, сохранить и развить научные традиции и достижения российских научных школ. Потенциальные возможности отечественной психологии огромны.

Краткая история психологии

Главная »Основы психологии»Краткая история психологии

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Если мы обратимся к историческим корням психологии, мы обнаружим, что психология является относительно новой областью. Формальное начало современной психологии относится к 1879 году. Психология как современная дисциплина, на которую в значительной степени повлияли западные разработки, имеет короткую историю.

Он вырос из древней философии, занимавшейся вопросами психологического значения. Термин «психология» происходит от двух греческих слов; Психея означает «душа или дыхание» и Логос означает «знание или изучение» (изучение или исследование чего-либо).

Слово «психология» не использовалось до девятнадцатого века, и область психологии фактически не стала самостоятельной наукой до середины девятнадцатого века.

Психология возникла как самостоятельная академическая дисциплина в 1879, годах, когда немецкий профессор Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, Германия. В этой Лаборатории студентов обучали изучению Структуры разума.

Вундт интересовался изучением сознательного опыта и хотел
проанализировать составляющие или строительные блоки разума. Психологи во времена Вундта
проанализировали структура ума через самоанализ и поэтому назывались
структуралистами . Интроспекция представляла собой процедуру, при которой индивидуумов или испытуемых в психологических экспериментах просили подробно описать их собственные психические процессы или переживания.

До Вундта было невозможно получить специальность психолога, потому что не было официальных психологов или факультетов психологии. Вундт начал изучать структуру психики, которая относилась к непосредственному (сознательному) опыту, содержанию и процессам субъективного опыта, таким как ощущения, мысли, чувства и эмоции.

Интеллектуальные корни психологии лежат в союзе философии и физиологии. Вундт традиционно считается основоположником или отцом современной психологии. 1879 год считается знаменательным годом, когда психология наконец стала уникальной областью.

Таким образом, формально психология была признана самостоятельной наукой в ​​1879 году.

Американский психолог, Уильям Джеймс , который вскоре после создания назывался функционалистский подход к изучению человеческого разума.

Уильям Джеймс считал, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на структуре разума, психология должна вместо этого изучать w то, что разум делает и то, как поведение действует, заставляя людей взаимодействовать с окружающей средой.

В начале 20-го века в Германии возникло новое направление под названием Гештальт-психология как реакция на структурализм Вундта. Он сосредоточился на организации перцептивного опыта. Гештальт-психологи утверждали, что вместо того, чтобы рассматривать компоненты разума, когда мы смотрим на Мир нашего перцептивного опыта больше, чем сумма компонентов восприятия.

Например, свет от серии мигающих лампочек падает на нашу сетчатку, мы действительно ощущаем движение света.

Еще одна реакция на структурализм пришла в форме бихевиоризма . Примерно в 1910 году Джон Ватсон r отверг идеи разума и сознания как предметы психологии.

Большое влияние на Уотсона оказали работы таких физиологов, как Иван Павлов по классическому кондиционированию. Для Ватсона, ум не поддается наблюдению, а интроспекция субъективна, потому что она не может быть проверена другим наблюдателем.

По его словам, научная психология должна сосредоточиться на том, что поддается наблюдению и проверке. Он определил психологию как изучение поведения или реакций (на стимулы), которые можно измерить и изучить объективно. Скиннер применил и популяризировал подход.

Зигмунд Фрейд  основал психоанализ как систему для понимания и лечения психологических расстройств.  Он рассматривал человеческое поведение как динамическое проявление бессознательных желаний и конфликтов . В то время как фрейдистский психоанализ рассматривал человеческие существа как m мотивированные бессознательным стремлением к удовлетворению стремления к удовольствию (и часто сексуальным) желаниям.

Гуманистическая перспектива в психологии приняла более позитивный взгляд на человеческую природу. Гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу подчеркивали свободную волю людей и их естественное стремление расти и раскрывать свой внутренний потенциал.

Гуманисты утверждали, что бихевиоризм с его упором на поведение, определяемое условиями окружающей среды, подрывает свободу и достоинство человека и придерживается механистического взгляда на человеческую природу.

Эти разные подходы заполнили историю современной психологии и обеспечили ее развитие множеством точек зрения.

1879 Вильгельм Вундт основывает первую психологическую лабораторию в Лейпциге, Германия.
1890 Уильям Джейм публикует Принципы психологии.
1895 Функционализм сформулирован как система психологии.
1900 Зигмунд Фрейд разрабатывает Психоанализ.
1904 Иван Павлов получает Нобелевскую премию за работу над пищеварительной системой, которая привела к пониманию принципов развития реакций.
1905 Тест интеллекта , разработанный Бине и Саймоном.
1912 Гештальт-психолог г родился в Германии.
1916 Открытие первого факультета психологии в Калькуттском университете .
1922 Психология включена в Ассоциацию Индийского научного конгресса.
1924 Основана Индийская психологическая ассоциация.
1924 Джон Б. Уотсон публикует «Бихевиоризм», книгу, которая легла в основу бихевиоризма.
1 928 Н.Н. Сенгупта и Радхакамал Мукерджи публикуют первый учебник по социальной психологии (Лондон: Allen & Unwin).
1949 Создано отделение психологических исследований Организации оборонных наук Индии.
1951 Психолог-гуманист Карл Роджерс публикует «Терапия, ориентированная на клиента».
1953 Б. Ф. Скиннер публикует «Науку и поведение человека» , укрепляя бихевиоризм как основной подход к психологии.
1954 Гуманист Психолог Абрахам Маслоу публикует « Мотивация и личность».
1954 Основано Бюро психологии в Аллахабаде.
1955 Национальный институт психического здоровья и неврологии (NIMHANS) основан в Бангалоре.
1962 Открытие больницы для душевнобольных в Ранчи.
1973 Конрад Лоренц и Нико Тинберген получают Нобелевскую премию за работу над встроенными видово-специфичными моделями поведения животных , которые появляются без какого-либо предварительного опыта/обучения.
1978 Герберт Саймон получает Нобелевскую премию за работу по принятию решений.
1981 Дэвид Хьюбел и Торстен Визель получают Нобелевскую премию за исследование зрительных клеток в головном мозге.
1981 Роджер Сперри получает Нобелевскую премию за исследование расщепленного мозга.
1989 Основана Национальная академия психологии (NAOP) Индия.
1997 Национальный центр исследования мозга (NBRC) основан в Гургаоне, Харьяна.
2002 Даниэль Канеман получает Нобелевскую премию за исследования человеческого суждения и принятия решений в условиях неопределенности.
2005 Томас Шеллинг получает Нобелевскую премию за свою работу по применению Теории игр к пониманию конфликта и сотрудничества в экономическом поведении.

Ссылки

1. Ciccarelli, S.K.; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание). Пирсон.
2. Чадха, Н.К. и Сет, С. (2014). Психологическая сфера: введение. Pinnacle Learning, Нью-Дели.
3. Кэрол, В. и Кэрол, Т. (2007). Психология (7-е издание). Pearson Education, Индия.

10 ключевых моментов в истории психологии

Самые ранние известные работы на психологические темы относятся к 1550 г. до н.э. Именно тогда древние египтяне написали о нескольких психологических состояниях, в том числе о депрессии и шизофрении, в папирусе Эберса.

Конечно, египтяне считали, что эти психологические состояния имеют сверхъестественные причины, поэтому Папирус Эберса не был таким научно обоснованным и надежным диагностическим руководством, каким является сегодня DSM-V. Однако сам факт того, что египтяне понимали, что трудности ума существуют, и стремились объяснить, почему они возникают, заложил основу для развития психологии на протяжении тысячелетий.

Учитывая, что история психологии насчитывает более 3500 лет, выбрать всего десять ключевых моментов в этой дисциплине — непростая задача. Можно было бы легко выделить десятки поворотных моментов в психологии, которые превратили ее в ту науку, которую мы знаем сегодня. При этом следующие десять событий следует рассматривать как решающие моменты в области психологии.

Гиппократ утверждает, что за психологические процессы отвечает мозг, а не сердце

В V веке до н. В частности, он соглашался с утверждением Платона (сделанным в 387 г. до н. э.) о том, что в центре психических процессов находится мозг, а не сердце, как постулировал Аристотель в 335 г. до н. э.

В Искусство исцеления , Гиппократ обрисовал в общих чертах симптомы общего ненормального поведения, включая депрессию, паранойю и манию. В О природе человека он исследовал четыре юмора (кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь) и описал, как дисбаланс между ними приводит к расстройствам личности.

Например, Гиппократ считал, что если у человека слишком много желтой желчи, у него будет склонность к гневу, а слишком много черной желчи приведет к меланхолии.

Почему это событие важно: Гиппократ заложил основу для выявления и описания психических расстройств научным, а не сверхъестественным образом. Его теории о четырех юморах легли в основу исследований темперамента, личности и мотивации на века вперед.

Гален классифицирует типы личности

В то время как теория четырех соков Гиппократа заложила основу для изучения человеческой личности, именно Гален, живший между 130 и 200 г. н.э., продвинул эту работу на шаг вперед.

В своей книге Pericraison, De Tempamentis, Гален связал четыре типа юмора как с темпераментом, так и с типом личности. Как и Гиппократ, Гален считал, что дисбаланс юмора приводит к выражению определенных черт личности.

Например, Гален писал (как и Гиппократ), что избыток черной желчи вызывает у человека меланхолию. Однако Гален расширил эту теорию, предположив, что черты личности, связанные с меланхолическим темпераментом, включают сентиментальность и интроспективность.

В качестве другого примера, Гален предположил, что избыток кровного юмора приводит к сангвиническому темпераменту, который выражается в таких чертах личности, как надежда и смелость.

Гален также высказал идею о том, что нельзя работать над своими ошибками, если они не делают это с терапевтом. В результате он стал первым известным человеком, описавшим терапевтические отношения.

Почему это событие важно : Работа Галена по изучению человеческой личности была настолько влиятельной, что оставалась стандартным методом исследования личности более 1000 лет.

В Лондоне открывается первая психиатрическая больница

В начале 14 века больница Бедлама начала принимать пациентов для лечения психических расстройств. Больница, которая была приобретена лондонским Сити в 1547 году, функционировала практически непрерывно до 1948 года.

Почему это событие важно : Открытие психиатрической больницы означало изменение взглядов на психически больных. Хотя история больницы Бедлам не так велика (был период времени, когда посетители могли оплачивать экскурсии по больнице и наблюдать за пациентами в качестве развлечения), она действительно положила начало использованию госпитализации и реабилитации для лечить психические расстройства с целью выписки пациента обратно в общество.

Первое употребление слова «психология»

Приблизительно в 1524 году Марко Марулич, поэт и гуманист из Хорватии, опубликовал Psichiologia de ratione animae humanae . Слово psichiologia в заголовке текста — первый пример использования термина психология. Шестьдесят шесть лет спустя Рудольф Гоклениус написал Lexicon Philosophicum , в котором было определено слово психология.

Только в 1734 году Кристиан Вольф опубликовал Psychologia empirica и Psychologia Rationalis , что термин «психология» стал популярным словом.

Почему это событие важно : Дать название области психологии позволило ей вырасти отдельно от своих корней в медицине, философии и других школах изучения и мысли. Получив название, психология могла развиваться как законная область исследования, и началась эволюция психологии как науки.

Несчастный случай с Финеасом Гейджем

В сентябре 1848 года Финеас Гейдж, железнодорожный рабочий из Вермонта, был ранен, когда в результате преждевременного взрыва металлический стержень длиной 3 фута пробил его левую щеку и вышел из верхней части черепа. Гейдж чудом выжил, и, хотя он потерял часть функций левой стороны лица и ослеп на левый глаз, у него не было длительных физических или интеллектуальных проблем.

Однако личность Гейджа полностью изменилась. Человек, которого когда-то почитал его работодатель как лучший из мастеров, больше не мог следовать плану, мало заботился о других людях, и близкие описывали его как «больше не Гейджа».

Почему это событие важно : Эти наблюдения, сделанные доктором Гейджа, Джоном Мартином Харлоу, выявили связь между мозгом и личностью. Более того, авария пролила свет на разделение мозга и привела к открытию того, что личность сосредоточена в лобной доле.

Открытие первой в мире психологической лаборатории

В 1879 году, более чем через 350 лет после первого известного использования термина «психология», Вильгельм Вундт основал первую в мире лабораторию специально для изучения психологии.

Лаборатория находилась в Лейпциге, Германия, в Лейпцигском университете. Вундт стремился применить экспериментальный метод к изучению психологии, особенно в том, что касается изучения человеческого поведения, эмоций и познания.

В частности, Вундт и его протеже хотели исключить самоанализ из процесса изучения человеческого поведения и вместо этого сосредоточились на использовании экспериментальных стимулов, которые можно было контролировать, результаты которых можно было записать, а затем показать их воспроизводимость.

Почему это событие важно: Работа Вундта в лаборатории психологии Лейпцигского университета установила психологию как науку, отдельную от философии и биологии. Более того, некоторые из учеников Вундта сами по себе стали очень влиятельными психологами, в том числе Дж. Стэнли Холл, который основал первую психологическую лабораторию в Соединенных Штатах и ​​считается отцом как педагогической психологии, так и детской психологии.

Уильям Джеймс публикует

Принципы психологии

В 1890 году, спустя целых десять лет после начала работы над ней, Уильям Джеймс, один из самых выдающихся ранних американских психологов, опубликовал Принципы психологии.

Массивный текст в то время считался новаторским в том смысле, в каком он описывал относительно новую область психологии. В нем Джеймсу удалось объединить современное понимание ментальной науки с биологическими дисциплинами, что позволило ему объяснить, как физические процессы могут влиять на психические процессы.

Сегодня она признана одной из основополагающих работ в этой области, установившей описание и понимание функциональной психологии.

Почему это событие важно: Принципы психологии подтвердили авторитет психологии как науки. В нем также описывается теория эмоций Джеймса (известная как теория Джеймса-Ланге), которая постулирует, что эмоции являются результатом физической реакции на раздражитель.

Иван Павлов знакомит мир с классическим кондиционированием

В конце 19 века Иван Павлов, русский физиолог, изучал слюноотделение собак в ответ на поднесение пищи. Павлов предсказал, что у собак начнет выделяться слюна в ответ на подношение еды, но случайно обнаружил нечто гораздо более сложное.

Павлов заметил, что у собак началось выделение слюны задолго до того, как им подали еду. На самом деле слюноотделение началось, когда в коридоре услышали шаги его помощника, отвечавшего за кормление собак. Затем он начал сочетать другие стимулы (например, звонок) с поднесением еды и узнал, что, когда один только звонок подавался, может запускаться реакция слюноотделения.

Почему это событие важно : Работа Павлова положила начало классическому обусловливанию, которое постулирует, что нейтральный раздражитель (т. е. звонок) в сочетании с безусловным раздражителем (т. , слюноотделение) посредством кондиционирования. Это исследование повлияло на развитие психологической школы бихевиоризма и работы Джона Б. Уотсона (который использовал эти методы для обусловливания страха у ребенка).

Зигмунд Фрейд закладывает фундамент психоанализа

В то время как Иван Павлов изучал своих собак, Зигмунд Фрейд обращался внутрь себя и анализировал свои собственные сны, процесс, который он впервые предпринял в 1895 году.

Год спустя Фрейд впервые употребил термин «психоанализ». В последующие годы он усовершенствовал свою психоаналитическую теорию, согласно которой бессознательные мысли, чувства, воспоминания и эмоции являются корнем психических расстройств. В частности, его интересовало, как события детства влияют на психическое функционирование людей во взрослом возрасте.

Одним из важнейших компонентов работы Фрейда был анализ сновидений. Его самая известная и влиятельная книга « Толкование снов » была посвящена именно этому предмету. В нем Фрейд постулировал, что сны включают в себя явное содержание, или предмет, о котором мечтает человек, и скрытое содержание, или истинный смысл событий сна.

Почему это событие важно : Фрейд — одна из важнейших фигур в развитии психологии 20-го века. То, что начиналось как самооценка и интерпретация сновидений, привело к его теории психосексуального развития, исследованию человеческой личности в контексте Ид, Эго и Супер-Эго, а также развитию терапевтических техник (т. перенос), которые используются до сих пор.

Разработана шкала интеллекта Векслера-Белвью

В 1939 году доктор Дэвид Векслер, клинический психолог в больнице Бельвю, опубликовал первую форму шкалы интеллекта Векслера-Белвью. Векслер разработал тест для измерения интеллектуальных способностей взрослых, потому что до этого момента единственными оценками, доступными для проверки интеллекта взрослых, были оценки, адаптированные из тестов детского интеллекта, и, следовательно, они имели очень небольшую внешнюю достоверность для измерения интеллекта взрослых.

Определение интеллекта, данное Векслером, вращалось вокруг способности человека адаптироваться к новым ситуациям и решать проблемы. Осуществляя измерение интеллекта на основе результатов деятельности, Векслер смог количественно оценить интеллект способом, который ранее был невозможен. В результате шкала Векслера-Бельвю стала эталоном тестов интеллекта и с тех пор выросла до специализированных шкал для взрослых, детей в возрасте от 6 до 16 лет и детей в возрасте от 4 до 6,5 лет.

Почему это событие важно : Тест Векслера, как и тест Стэнфорда-Бине до него, сыграл важную роль в концептуализации интеллекта на основе многомерной конструкции. То есть он определял интеллект не как одну характеристику (то есть «сообразительность»), а как множество различных типов интеллекта, составляющих интеллект человека. Сегодня батарея тестов интеллекта Векслера по-прежнему является наиболее используемой психологической оценкой в ​​​​мире.

Бонус: опубликовано Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам

Пятое издание DSM впервые было опубликовано в 1952 году как руководство по классификации психических заболеваний. На DSM сильно повлияла Международная классификация болезней-6 (МКБ-6) и терминология, разработанная Министерством по делам ветеранов США, которое стремилось создать стандартизированную номенклатуру для описания проблем психического здоровья, которые были распространены среди военнослужащих после мировой войны. II.

Эта система классификации помогла стандартизировать процедуру диагностики десятков психических расстройств и гарантировала, что люди, обращающиеся за помощью в связи с психическими заболеваниями, будут получать одинаковое лечение независимо от их местонахождения, социального положения, платежеспособности и т. д. Точно так же система DSM позволила терапевтам и другим специалистам в области психологии и психиатрии разработать методы оценки и лечения психического здоровья, которые расширили их возможности по оказанию помощи.

Почему это событие важно : Хотя у системы DSM есть свои недостатки и недоброжелатели, она оказала большое влияние на упрощение и повышение точности психологической оценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *