Психология обиды, Апокалипсис мелкого греха
архиепископ Иоанн (Шаховской)
Апокалипсис мелкого греха
Часть 18Часть 20
Скачать
epub fb2 pdf
Все мы знаем, что такое обида потому, что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит, не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает, прежде всего, себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания. А что еще выше, это противопоставить обиде – любовь, кротость, великодушие. «Научитесь от Меня, – сказал Христос Спаситель, – ибо Я кроток и смирен сердцем. И найдете покой душам вашим» (Мф. XI, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.
Обида может быть бессознательной. Нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы. Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и – просто от душевной нечуткости и нравственной невнимательности.
Предприниматель (индивидуальный или коллективный, как государство, партия) обижает людей наиболее беззастенчиво, эксплуатируя их не только экономически, но и нравствено. Эксплуатация есть многоликая форма несправедливости. История человечества полна этим грехом, до наших времен. Но сейчас не феодальные бароны и не только денежные мешки эксплуатируют бедняков, – сами эти бывшие бедняки, ставшие администраторами, партийцами, представителями пролетариата, жестоко эксплуатируют бедняков (колхозных крестьян, рабочих), прикрывая, однако, эту эксплуатацию очень лестными для себя, но пустыми словами.
Эксплуатация ближнего может и не быть выражением каких-либо лично-неприязненных чувств; она бывает нравственным бесчувствием, исканием выгоды личной, партийной, государственной.
Высокими мотивами пытаются оправдывать эксплуатацию – материальную и духовную – в наши дни. Целью революции для блага всех, оправдываются великие обиды людям. Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека. Смертельно обиден для человека и человечества утилитарный материалистический подход к бессмертной человеческой душе.Но чувства справедливости и сострадания могут рождаться и в материалисте, вопреки его материалистической теории. Как человек, материалист может быть нравственно-чутким. И бывает, что сердце верующего в Бога (вопреки духу этой веры) наполняется алчностью, бессердечностью. Как у материалиста «неверие» может быть лишь на кончике его языка, так и «вера в Бога» бывает иногда лишь на кончике языка у верующего человека. (Вера в Бога – не теоретическая декларация).
В наши дни люди обижают даже веру в Бога (принуждая писать великое святое Имя Бог с маленькой буквы). Но Бога человек еще менее может «обидеть», чем созвездие Ориона или Лебедя. Неверующие наносят обиду только своей жизни.
Человека обижает человек своей злой (или недостаточно доброй) волей. И все эти бесчисленные «молекулярные» в мире обиды, все наше личное и общее зло, рождают в мире те черные грозовые тучи конфликтов, войн и душегубства, от которых содрогается человечество. И может быть истреблено.
Раньше в истории, во имя веры в Бога, цари и вожди народов обижали неверующих людей (или не так верующих, как они сами). Теперь, в целом ряде стран, неверующие обижают верующих.
Сказано человеку: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай» (Мк. 10, 19).
Но если обида случилась, ей надо противопоставить не обидчивость. В преодоление зла, входит и преодоление обидчивости. Мы, люди, так легко друг друга обижаем. И еще легче – обижаемся. Даже если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся. Нам иногда хочется почувствовать себя «обиженными» и в этом проявляется дурная человеческая инфантильность. Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать, а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это незрелость души.
«Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается. Обиды активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни. И выход из этих состояний только один – к свободе духа – никого не обижать и ни на кого не обижаться.
Часть 18Часть 20
Внутренняя обида: как избавиться от обиды и отпустить ее? Объясняет психолог
В чем может быть вторичная выгода в обидчивости?
Вторичная выгода – это чаще всего неосознаваемая реакция. Например, вы отдаляетесь от партнера, потому что обижены, а он при этом будет испытывать чувство вины и желание приблизиться, чтобы сгладить углы.
Есть ли у обидчивых людей схожие черты в привычках поведения и устройстве личности? Если да, то в чем это заключается?
В первую очередь у них будут сложности со злостью, с выражением ее вовне. Чаще всего такой человек не может быть агрессивным в полной мере. Здесь под агрессией подразумевается здоровое ее проявление, например, в отстаивании своих границ, в здоровой конкуренции. Сложности будут везде, где нужно пойти на риск, проявить себя, справиться с чем-то. Человек может считать, что он маленький и неспособный, ему будет очень сложно взрослеть. Здесь же могут быть сложности с сепарацией.
Как можно работать с обидчивостью? На что обращать внимание и что конкретно делать?
Работа заключается в том, чтобы начать замечать обиду и присваивать себе. Можно задавать себе вопросы: «Как я чувствую себя, когда обижаюсь? Как обида проявляется в моем теле? Что в этот момент происходит со мной?» Важно исследовать это чувство раз за разом. Также помогает развитие навыков общей чувствительности.
Есть ли разница, если человек в принципе обижается легко и на всех или, наоборот, когда для всех обид выбран один человек (во всем виноват партнер/родитель/начальник и тд)?
Это большая разница. Если человек обижается легко, то скорее всего здесь есть связь с тем, что он не может предъявить недовольство другому человеку. Это его способ так выражать свою злость. Если же для всех обид выбран какой-то один человек, то скорее всего здесь есть очень высокие ожидания и неравномерное распределение ответственности. Обида в этом случае – это нереалистичные ожидания от другого человека и фантазии о том, что другой спасет меня и скажет, что мне делать. За такой позицией следует невозможность взрослеть и слияние с другим человеком.
Есть ли разница в проявлении обиды у мужчин и у женщин?
В ощущении разных эмоций у разных людей могут быть колоссальные отличия. Многое зависит от воспитания, способности распознавать чувства, внутреннего разрешения на то, чтобы эти чувства замечать. У мужчин и женщин могут быть разные способы обращения с обидой: например, мужчины больше склонны к отстранению, женщины чаще подавляют злость, копят ее и взрываются.
Если человек обижается, но при этом испытывает чувство вины за свою обиду и старается в это состояние не погружаться – что происходит в этом случае? Что стоит предпринять?
Это попытка убежать от своего же чувства, не присвоить его себе. Таким образом чувство продолжает копиться внутри и в какой-то момент все равно будет выплеснуто – скорее всего не адресно и не соразмерно ситуации. Такая обида часто принимает форму обвинений и переходит в агрессию, хотя изначально там будет много печали по чему-то несбывшемуся. Ситуация решается только практикой: необходимо начать замечать свою обиду, позволять себе чувствовать ее во всей полноте, наблюдать за реакцией и главное – пробовать говорить.
Значение обиды | Psychology Today
Источник: RODNAE Productions/Pexels
Этимологически «возмущаться» пришло в английский язык из французского и первоначально из латыни, состоящее из префикса «ре-» плюс «сентире» («чувствовать»). Некоторые этимологические словари интерпретируют «ре-» как усиливающую приставку, но «ре-» буквально означает «снова». Люди, которые чувствуют обиду, снова переживают оскорбление. И опять. И снова — годами, иногда десятилетиями. Немногие английские слова, обозначающие эмоции, имеют такой негативный оттенок.
Чувство обиды противоречит советам большинства американских книг по самопомощи. Нужно научиться отпускать и двигаться дальше, смеяться над собой (Джонсон 1999, 45). Не следует питать гнев, мстить или затаивать обиды. Не следует обвинять других людей или социальные обстоятельства в своих проблемах.
В зеркало надо смотреть. Не следует считать себя жертвой. Предположительно, непродуктивно испытывать длительную злость на людей, которые причинили один вред.
В разделе «Почему я такой мудрый» книги Ecce Homo немецкий философ XIX века Фридрих Ницше иронически приписывал свою мудрость «свободе от ressentiment », концепция, отличная от обиды, но связанная с ней, при которой более слабое существо испытывает хронический гнев по отношению к более сильному (Ницше 45). Метафорически Ницше предположил, что ressentiment
Не у всех кипящий гнев получает ярлык «обида». Примеры того, как использовать «обида» в предложении, Merriam-Webster включает «Она испытывала горькие чувства обиды на своего бывшего мужа» и «Он переполнен обидой на своего босса» (Merriam-Webster). Люди склонны применять «обида» к чувствам, которые менее сильные люди питают к более сильным: гнев, который может накапливаться годами, потому что его нельзя выразить напрямую.
«Горький, язвительный и обиженный, но не злой 1», автор Carolyn_Sewell
Источник: Carolyn_Sewell, «Горький, язвительный и обиженный, но не злой 1», flickr, лицензия CC BY-NC-ND 2.0, Creative Commons
Историк Уте Фреверт пишет, что до 18-го века «ярость считалась чертой сильных мира сего.
Только те, кто наверху, могли себе это позволить. Только они могли позволить другим почувствовать свою ярость» (Frevert 2011, 92). Выражение гнева имеет разные последствия в зависимости от социального положения на рабочем месте и в отношениях. Социолог Уоррен Д. ТенХоутен характеризует обиду как смесь гнева, страха, разочарования и отвращения (TenHouten 2007, 19).3).Люди, которых называют обиженными, часто не имеют возможности протестовать. Ребенок может возмущаться рождением младшего брата или сестры, за заботу о котором он или она может взять на себя ответственность. Взрослый может возмущаться заботой о стареющих родителях, в то время как его или ее братья и сестры уклоняются от ответственности. Родителя может возмущать необходимость выполнять домашние обязанности, в то время как его или ее партнер путешествует, учится и выполняет работу. Сотрудник может возмутиться неуважительным, унизительным обращением.
Обида возникает, когда человек не может бросить работу или накричать на обидчика из-за страха остаться без жилья или физического насилия. Обида — это эмоция социально-экономической ловушки, гнева на работе, несправедливо навязанного тому, чего нельзя избежать. Грубо говоря, в американской культуре обида — это эмоция неудачника.
В Запрещенные эмоции я проанализировал, как метафоры эмоций помогают сделать некоторые эмоции настолько стигматизирующими, что многие люди подавляют эмоции, которые могут подпитывать борьбу с несправедливостью. Жалость к себе, например, уже давно характеризуется метафорами паралича, застоя, темноты, грязи и неприятных запахов (Otis 2019). В Ugly Feelings литературовед Сианна Нгаи изучала «крыс и опоссумов, а не львов» человеческих эмоций, среди которых она включила зависть (Ngai 2005, 6). Как указывает Нгаи, как только слово «зависть» вступает в игру, внимание переключается с социальной несправедливости, которая могла вызвать эмоцию, на несовершенный характер человека, который ее испытывает (Нгай 2005, 128). В проницательно нарисованной метафоре Нгаи некоторые эмоции (такие как ярость) вызывают трепет и уважение, придаваемые львам, тогда как другие (такие как зависть) вызывают обращение к истребителям.
Обида (может быть, скунс?) относится ко второй категории. Называя гнев обидой, вы обесцениваете эмоции людей, у которых могут быть веские причины злиться. Отрицание легитимности этой эмоции может задушить критику несправедливых социальных практик (Ngai 2005, 129).
«Негодование» часто возникает при обсуждении вопросов ухода за детьми и пожилыми людьми сейчас, когда пандемия COVID выявила несправедливое распределение домашнего труда и отсутствие сетей социальной поддержки. Называние гнева «обидой» превращает социальные недостатки в индивидуальные, стыдя людей, когда они возражают против несправедливых обстоятельств (Нгаи, 2005, 129).). Мне было грустно слышать, как мои подруги применяли слово «возмущаться» по отношению к себе и своим матерям, хотя проблемы, связанные с этим словом, затрагивают далеко не только женщин.
Одна подруга рассказала, как ее мать готовила полноценные обеды для своей семьи и возмущалась этим. Ее мать, возможно, чувствовала негодование, но я бы предпочел услышать другое слово, используемое для человека, разгневанного неравным разделением неоплачиваемого репродуктивного труда. Подумайте о разнице между этими двумя предложениями:
- Джеффа возмущало, что ему приходится заботиться о близнецах, пока Донна уехала в командировку в Лос-Анджелес.
- Джефф разозлился из-за того, что ему пришлось заботиться о близнецах, пока Донна уехала в командировку в Лос-Анджелес.
Замена слова «обиженный» на «рассердился» превращает подразумеваемый эгоизм в законный вызов потенциально несправедливой ситуации. Он превращает скунса во льва, а вонь в рев.
Я не выступаю за то, чтобы мы запретили слово «возмущаться». Попытки сформировать мысль путем цензуры языка напоминают 1984 Джорджа Оруэлла и не уважают человеческий интеллект и права человека. Я просто прошу, чтобы мы тщательно подумали о словах, которые мы используем для обозначения эмоций, обо всех их коннотациях, их тенденциях провоцировать или блокировать мысль.
Лори Андерсон была права. Язык делает похожим на вирус, который проникает в живые системы и использует их для воспроизведения себя. Люди говорят «возмущаются», потому что они часто слышат это слово и, отвлекшись и измученные, воспроизводят то, что слышат. Язык действительно влияет на представления людей об эмоциях и социальных практиках, но он не может полностью определять мышление. Я рекомендую хорошенько подумать, прежде чем называть гнев обидой, потому что это слово может нанести вред.
Негодование: Понимание вашего эмоционального мозга меня больше интересуют эмоции. Они управляют нашими действиями, а также являются причиной психических проблем. Обида особенно интригует из-за ее скрытности, ее связи с насильственными действиями и травмами, а также ее большой роли в межличностных отношениях.
Побочные продукты обиды многочисленны: жажда мести, наказание, разочарование, отчуждение, возмущение, ярость, гнев, враждебность, свирепость, горечь, ненависть, отвращение, презрение, злоба, мстительность и неприязнь. Это не незначительный список. Я думаю, что она заслуживает большего внимания, чем то, что ей уделяют различные теории эмоций, то есть почти никакого внимания.
В предыдущей статье я объяснил, как «вы — это не ваши эмоции». Здесь я хочу, чтобы мы углубились в то, что происходит с вашим мозгом и эмоциональной системой, когда эмоция, которую вы чувствуете и с которой отождествляете себя, — это обида. Обида может быть вредной, а может быть полезной; эта разница может многое рассказать нам об эмоциях в целом и об огромном значении обиды в нашей жизни в частности.
Теория базовых эмоций
Самые важные теории эмоций пытались выяснить основные эмоции, то есть те, которые можно выделить повсеместно. Негодование не попало в список ни по одному из них, за исключением Уоррена Д. ТенХаутенса, отчасти потому, что обида может выглядеть по-разному в разных культурах. ТенХоутен, однако, включает обиду в список третичных эмоций.
Что имеется в виду, когда мы говорим о третичной эмоции?
Согласно Плутчику, первичными эмоциями являются те, которые испытываются всеми людьми одинаково и распознаются в разных культурах, такие как печаль, радость, удивление, отвращение, доверие, страх, предвкушение и гнев. Затем он расширил классификацию эмоций до второго уровня и назвал их вторичными эмоциями. Обида здесь неуместна.
Вторичные эмоции — это наши эмоциональные реакции на другие эмоции. Вторичные эмоции часто вызваны убеждениями, лежащими в основе переживания определенных эмоций. Некоторые люди могут полагать, что переживание определенных эмоций, таких как гнев, говорит о них что-то негативное. Поэтому всякий раз, когда первичные эмоции переживают с осуждением, возникают эти мысли, которые вызывают вторичные эмоции (Braniecka et al, 2014).
Ярость — это эмоция, указанная как вторичная эмоция гнева, которая сама по себе является спорной. Ярость больше похожа на действие, чем на эмоцию. Когда человек приходит в ярость, нет ничего, кроме разрушительной энергии, которая приводит человека в безумие или безумие. Вторичные эмоции можно разделить на так называемые третичные эмоции.
Третичные эмоции — это эмоции, возникающие в результате переживания вторичной эмоции. Обида как третичная эмоция приходит после ярости (вторичной), которая приходит после переживания гнева (первичной). Поэтому его понимание требует еще большей глубины, чем базовые эмоции. Я даже подозреваю, что оно выходит за рамки понятия эмоции, поскольку включает в себя и некоторую моральную травму.
Лицевая обратная связь Теория эмоций
Обида не проявляется в выражении нашего лица в обобщенном виде (как первичные или базовые эмоции), даже если она коренится в гневе, сильных эмоциях на лице, которые испытывают повсеместно . Я наблюдал, как многие люди проявляют обиду почти незаметно, как будто они скрывают то, что чувствуют. Мне интересно, действительно ли обида является эмоцией или эмоциональным процессом сама по себе, поскольку ее нужно раскрыть и проанализировать, прежде чем ее можно будет растворить.
Происхождение переживания обиды
Латиняне и французы придумали термин ressentire для описания акта повторного чувства. Это звучит как описание, которое я бы дал своему опыту обиды: какое бы недовольство ни было выдвинуто против меня раньше, оно снова ощущается живым. Это соответствует концепции третичной эмоции, обсуждавшейся выше, но я предполагаю, что обида может быть третичной эмоцией более чем одной вторичной (ярости) и одной первичной (гнева).
Снова почувствовать, вероятно, то, что испытывает тело, когда человек несет обиду. Из опыта, который я слышал от многих людей, было бы недалеко сказать, что обида может быть третичной эмоцией не только гнева, но также, по крайней мере, пренебрежения, разочарования, зависти, отвращения, раздражения и раздражения.
Некоторые определения обиды включают другие компоненты. Петерсен (2002) определил его как сильное чувство несправедливости статусных отношений в сочетании с верой в то, что с этим можно что-то сделать. Характеристика порождения надежды или амбиций в качестве мотивов действия заставляет негодование звучать как респектабельная эмоция до тех пор, пока действия не станут стремлением к насилию или агрессии. В этом смысле, является ли обида действительно защитной, как и должна быть эмоция?
Теория экспрессивного подавления
Уоррен Д. ТенХоутен писал, который много писал о обиде с начала века, недавно (2018) написал, что обида является результатом того, что ее подвергают неполноценности, стигматизации или насилию, и что она реагирует на действия, которые привели к неоправданным и бессмысленным страданиям.
Еще раньше Ницше разработал более широкое понятие обиды и считал ее чем-то, что возникает из-за бессилия и опыта бесчеловечного насилия. Исторически обида была связана с разочарованием, презрением, возмущением, враждебностью и недоброжелательностью; и это было связано с относительной депривацией, которая относится к восприятию того, что кто-то находится в худшем положении, чем другие люди, с которыми он сравнивает себя, что приводит к чувству разочарования и уничтожения.
Если кто-то вынужден подавлять эмоцию из-за неблагоприятных обстоятельств, экспрессивное подавление — это акт маскировки лицевых признаков чувства, чтобы скрыть лежащее в основе эмоциональное состояние, которое может подвергнуть человека риску (Niedenthal, 2006).