Психология как наука возникла: «Когда появилась психология как наука?» — Яндекс Кью

Содержание

История появления психологии развития и возрастной психологии

История становления психологии развития (детская и возрастная психология) связана с XIX веком. Тогда она оформилась в самостоятельную отрасль научного знания. Произошло соединение два отдельных направления, которые до этого развивались параллельно.

Этот же период ознаменовался рассмотрением психологии развития начала учеными как самостоятельного направления психологии.

Среди объективных предпосылок ее формирования выделяют:

  • потребности педагогической практики;
  • формирование идеи развития в биологии;
  • создание экспериментальной психологии и формирование объективных способов исследования.

Детская психология: зарождение и развитие

В. Прейер, немецкий ученый-дарвинист выпустил первый во всем мире научный труд по детской психологии. Это была книга под названием «Душа ребенка». Ученый рассказал в ней о ежедневных наблюдениях за развитием своего ребенка. Ему было интересно, как развиваются органы чувств, моторика, воля, рассудок и язык.

Основным вкладом Прейера было то, что он исследовал развитие ребенка на самом раннем этапе жизни. Ученый открыл для психологии метод объективного наблюдения, который разработан аналогично с методами естественных наук. Прейер первый, кто обозначил переход от исследования психики ребенка, имеющий интроспективный характер, к объективному исследованию.

Замечание 1

Отмечается, что в данный период педагогика основной своей задачей ставила понимание ребенка. Помимо этого, ученые поняли, что только изучив психологию ребенка, можно понять психологию взрослого человека.

Началом изучения детской психологии, как впрочем и любой другой науки, стал сбор и накопление информации. Долгое время ученые занимались тем, что описывали проявления и последующее развитие психических процессов. Поэтому все знания, которые были накоплены, необходимо было систематизировать и проанализировать, точнее:

  • найти взаимосвязи между различными психическими процессами;
  • осмыслить внутреннюю логику целостного психического развития;
  • определить последовательность этапов развития;
  • исследовать причины и пути перехода с этапа на этап.

Для детской психологии стали применимы знания в смежных науках. Речь идет о генетической психологии, которая изучает появление различных психических функций взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, а также о педагогической психологии. Особое внимание стало уделяться психологии обучения. К. Д. Ушинский, русский педагог, который основал научную педагогику, внес значительный вклад в формирование детской психологии. Его работа «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» – это обращение к учителям. Педагог призывал учителей изучать законы таких психических явлений, которыми важно было бы для них управлять, поступать согласно этим законам и таким обстоятельствам, к которым они хотят учеников приложить.

Развитие возрастной психологии

История становления возрастной психологии напрямую связана с Чарльзом Дарвином, английским естествоиспытателем. Именно он внес своими эволюционными идеями значительный вклад в развитие возрастной психологии. В итоге его идеи стали основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Данную тему развивал и И. М. Сеченов, русский физиолог. Его работа «Рефлексы головного мозга» послужило полным научным обоснованием рефлекторной теории.

Особая веха в истории возрастной психологии выпала на ХХ в. Начало XX в. ознаменовалось началом использования методов экспериментального исследования умственного развития детей. Речь идет о тестировании, применении измерительных шкал и др. Детская психология стала восприниматься как нормативная дисциплина, которая описывает достижения детей во время развития.

Так, ученые решили, что важно определить стадии развития личности в онтогенезе. Данным вопросом стали заниматься ряд ученых: К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и многие другие. Для них было важно понять закономерность смены этапов развития и провести анализ причинно-следственных связей психического развития ребенка. Все это дало почву множеству теорий развития личности. Вот несколько из них: теория трех ступеней детского развития К. Бюлера, психоаналитическая концепция З. Фрейда, когнитивная теория Ж. Пиаже.

Новой ступенью для возрастной психологии стало введение метода формирующего эксперимента, который разработал отечественный психолог Л. С. Выготский. При помощи этого метода стало возможно обозначить закономерности развития психических функций. Использование данного метода послужило основой для появления нескольких теорий развития личности.

Теории развития личности

Существует несколько теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них:

  1. В основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского лежит утверждение о том, что интерпсихическое может стать интрапсихическим. На возникновение и развитие высших психических функций влияет употребление знаков как минимум двумя людьми во время совместного их общения. Иначе знак нельзя будет воспринимать как средство индивидуальной психической деятельности.
  2. Теория деятельности, которую разработал А. Н. Леонтьев. Согласно данной теории, деятельность изначально является сознательным действием, после предстает в виде операции, а затем уже перерастает в функцию.
  3. П. Я. Гальперин разработал теорию формирования умственных действий. Он считал, что в основе формирования психических функций находится предметное действие. Иными словами, начало психической функции находится в материальном выполнении действия, после посредством речевой функции завершается в виде умственной деятельности.
  4. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов вывели концепцию учебной деятельности. В данной теории рассматриваются вопросы формирования личности при помощи средств учебной деятельности.
  5. И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков разработали теорию первоначального очеловечивания, в которой раскрыты вопросы начальных этапов формирования психики у слепоглухонемого ребенка.

В последнее время в психологии развития произошли большие изменения, как в содержании, так и в междисциплинарных связях. Так, психология развития влияет и на смежные научные дисциплины, и в тоже время подвергается их влиянию, при этом ассимилируя все то, что способствует расширению ее предметного содержания.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Предмет психологии, ее связь с другими науками

Библиографическое описание:

Былда, Л. М. Предмет психологии, ее связь с другими науками / Л. М. Былда. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2467/ (дата обращения: 24.12.2022).

Психология (psyche душа, logos – учение) – одна из основных наук о человеке. Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности развития и функционирования личности.

Психология возникла еще в Древней Греции, на рубеже VII–VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задумываться о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Естественно, что интерес к душе, ее роли в поведении человека люди проявляли и до этого времени. Однако именно на рубеже VII–VI вв. до н.э. возникла научная психология, целью которой было изучение душевной жизни, психики человека и животных при помощи объективных методов, с проверкой и доказательством полученных фактов. Эти методы изменялись со временем, появлялись все более объективные способы изучения познавательных процессов, личности людей, однако сама задача разработки объективного и доказательного подхода к фактам душевной жизни отличает научную психологию от житейской, которая не ставит перед собой цели получить точные и проверенные данные.

Еще одним важным отличием научной психологии от житейской является обобщенность полученных данных, их отнесенность к большой группе живых существ, например к млекопитающим, детям дошкольного возраста, взрослым людям, в то время как житейская психология свои суждения относит преимущественно к одному человеку, при наблюдении за которым и сделаны соответствующие выводы. Кроме того, научная психология обязана быть беспристрастной, объективной, а житейская и не скрывает своей субъективности, так как выводы обычно делает конкретный человек на основании своего опыта, своих симпатий и антипатий, стереотипов. Так, хорошие врачи, наблюдательные соседи могут сделать правильные выводы о состоянии и переживаниях окружающих, однако эти данные отличаются от научных психологических знаний своей конкретностью и субъективностью, а значит, не могут быть доказательными, не могут обобщаться.

Поэтому в житейской психологии практически исключена передача знаний от одного человека другому, хотя заразить своим эмоциональным отношением к определенным людям или событиям, безусловно, можно. В то же время в научной психологии такая передача не только возможна, но и обязательна. Обсуждение результатов наблюдений и обмен материалами — важный элемент научных конференций, дискуссий; передача знаний происходит и в процессе обучения психологии.

Сложность передачи житейских психологических суждений связана не только с их субъективностью и конкретностью, но и с тем, что часто такие знания, а тем более способы их получения не осознаются (или не полностью осознаются). Например, выстраивая отношения с разными людьми, мы можем не до конца понимать, почему с одними настойчивы и капризны, а с другими вежливы и послушны, почему в одном случае стремимся выглядеть процветающими, успешными, а в другом – озабоченными и страдающими. Однако столь разные стратегии поведения свидетельствуют о существовании представлений о внутреннем состоянии партнера по общению, его стереотипах, ценностях. Ведь именно совпадение нашего поведения, внешнего вида, речи с настроением и ожиданиями того человека, с которым мы общаемся, и обеспечивает наиболее полную реализацию наших желаний.

Однако в жизни мы можем и ошибаться, не учитывать каких-то изменений в состоянии окружающих, приписать им свои переживания или отождествлять с определенной группой людей, от которой они существенно отличаются. Всех этих ошибок помогает избежать научная психология, у которой имеются более совершенные методы исследования психики.

На протяжении веков предмет психологии и методы исследования душевной жизни существенно изменялись. Особенно большое значение для объективного исследования психики имело появление экспериментальных методов, которые дают возможность достоверно изучить познавательные способности и качества личности, динамику их становления.

Психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми разными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию, фактически являясь на протяжении нескольких столетий одним из разделов этой науки. В Античности уровень развития философских знаний главным образом и влиял на психологию и проблемы, которые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э. произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем в психологии, к возникновению вопросов о природе психики человека, содержании его души, к тому, что на долгое время главным стал вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике человека. Связь с философией была и остается одним из важным факторов для психологии, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то усиливаясь (как в середине XX в.).

В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколько ослабело, однако в Новое время практически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц даже стремился раскрыть «первоэлементы психики», «монады», на которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.

С этого времени математика стала играть большую роль в психологическом знании, способствуя ее превращению в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда и психическому развитию как таковому (например, развитию логического мышления).

Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образованию биологом и врачом, одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период – в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн-Сины, Ибн-аль-Хайсама и др.), которые были не только философами и психологами, но и врачами.

В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гельм-гольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии – психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии. Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.

Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в Античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одними из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бессмысленным, по существу, вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией – биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы — у философии.

Литература:

  1. М 299 Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с. ISBN 978-5-7695-5702-6.

  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006.

От истоков до наших дней (современность)

Содержание страницы

История психологии

Сегодня мы наблюдаем психологию как отдельную дисциплину, но она имеет свое происхождение, историю и этапы своего развития. Психология, чтобы стать тем, чем она является сейчас, претерпела различные мысли, сомнения и дебаты.

Чтобы получить полное представление о том, что такое психология, необходимо прочитать, какова ее история, истоки и этапы, которые пришли к современности.

Многие люди ответственны и посвятили свою жизнь определению и изучению психологии. В истории психологии есть много этапов, которые привели к тому, как она возникла, но, к счастью, все этапы можно разделить на четыре этапа. Их:

Философская стадия (Душа/Разум)

В истории психологии видно, что она впервые представлена ​​как наука о душе и разуме. Предки психологии восходят к ранним письменам мира.

До 300 г. до н.э., Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.) теоретизировал об обучении и памяти, мотивации и эмоциях, восприятии и личности. Он был заинтересован в обучении ради обучения, и этот энтузиазм привел его к тому, что он стал одним из самых известных философов Греции.

Аристотель использовал термин «Психея» для обозначения сущности жизни. Определяя психологию как душу науки, вклад Платона (427-347 до н.э.) не менее важен, они определили его как «Науку о душе».

В греческий период не существовало различия между психологией и философией. Несмотря на то, что греки называли психологию «наукой о душе», они никогда не пытались сделать ее наукой. Позднее считалось, что душа не имеет телесного существования. Его невозможно было потрогать, увидеть или почувствовать.

Он обладал мистическими, ненаучными свойствами, которые нельзя было исследовать или проверить. Термин «душа» не имел той религиозной коннотации, которую имеет сейчас. Душа была внутренней искрой для одних, типом движения для других и функцией телесных процессов для третьих.

Это рассматривалось как философское и абстрактное явление, которое осуждалось за то, что оно препятствовало познанию материальных истин жизни, основанных на реальности, и более научному изучению психологии. Когда слово «душа» подверглось критике, философы стали переводить «psyche» как «разум», а психология стала известна как «учение о разуме». Психологию стали называть «наукой о разуме».

Слово «ум», с другой стороны, обвиняют в том, что оно имеет такие же трудности с выражением души. Таким образом, определение было отвергнуто по следующим основаниям:

  • Древнегреческие философы не могли прийти к единодушному определению разума и его природы.
  • Слово «разум» рассматривалось как ветвь ментальной философии, поэтому его нельзя было рассматривать как независимую ветвь.
  • Психология как «наука о разуме» неясно, позитивная она или нормативная наука.
  • Изучение сознания касалось только скрытого поведения и не включало открытое поведение организма, которое составляет основную часть изучения современной психологии.

Определение как «наука о разуме» имело много сложностей и снова было отвергнуто с поиском подходящей замены этому слову.

Структурная стадия (сознание)

Молодая наука психология претерпела огромную революционную работу с несколькими пионерами в этой области в течение 19 века.век. Психология не могла достичь полной самостоятельности до 1879 года.

Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий физиолог и философ, основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году, называя себя «отцом экспериментальной психологии». ” До него было достаточно, но не было психолога.

Впервые Wudnt освободил психологию от тисков философии и физиологии. Он рассматривал психологию как достойную и самодостаточную дисциплину. Вундт определил психологию как науку о внутреннем и непосредственном опыте, т. е. как науку о сознании, в своей книге «Beitrage». 1862. Он сосредоточился на внутренних чувствах, восприятиях и мыслях. Самоанализ, или самоанализ собственных внутренних чувств и психических процессов, был его основным инструментом. Лаборатория Вундта в Лейпциге стала Меккой для студентов, заинтересованных в изучении новой психологии как науки о разуме.

Работа Вундта была расширена Эдвардом Титчнером (1867-1927), решительным сторонником Вундта. Он пытался выяснить, каковы основные компоненты сознательного опыта. Титчнер сотрудничал с Вундтом в определении структуры разума путем контролируемого самоанализа и описания частей опыта, процесс, который стал известен как структурализм. Этот подход к психологии делал сильный акцент на закладке основы для превращения психологии в законную науку.

В Гарвардском университете другой молодой профессор биологии и философии по имени Уильям Джеймс (1842-1910) хотел исследовать функции сознания так же, как Вундт и Титчнер хотели исследовать строение разума. Джеймса больше интересовало то, что может сделать разум, чем его структура. Изучение частей разума, согласно Джеймсу, ничего не может сказать нам о том, как он работает, чтобы помочь нам приспособиться к требованиям жизни. В результате его работы возникла школа мысли, известная как «функционализм». В своей книге «Принципы психологии» (1890)», Уильям Джеймс подверг критике теории Вундта, описав сознание как обладающее четырьмя математическими свойствами.

  • Сознание избирательно к мотивам людей.
  • Личный; приходится полагаться на отчеты другого человека, которые могут быть социально окрашены и не раскрывать правду.
  • Это непрерывная деятельность; его нельзя разбить на единицы для изучения.
  • Он очень динамичен и изменчив, поэтому мы не можем снова вернуться к тому же состоянию ума и учиться.

Помимо этих фактов, на которые указал Джеймс, психологии как изучению сознательного опыта недоставало некоторых аспектов:

  • Она не включала изучение подсознательных и бессознательных процессов, составляющих большую часть человеческой природы.
  • В психологию сознания не входило открытое поведение животных и человека.
  • Неясно было также, является ли психология положительной нормативной наукой.

С этими фонами, определенными в своей истории, психология снова вошла в противоречия и путаницу. Таким образом, до 1920-х годов психология определялась как «наука о психической жизни».

Поведенческая стадия (Поведение)

Дж. Б. Уотсон (1878–1958), американский психолог, отверг структурализм и функционализм в пользу поведенческого подхода к психологии. Работа русского физиолога Ивана П. Павлова (1927) по обучению собак, британского философа и натуралиста Теория Чарльза Дарвина (1809-1882) о «происхождении видов» (1859), описывающая естественный отбор и теорию эволюции, и Фрэнсис Гальтонис (1822-1911) «Наследственный гений» (1869), который говорил о важности индивидуальных различий, оказал на него влияние.

Эти работы заложили основу для изучения поведения организма. Уотсон (1913) считал, что частные психические процессы, такие как осознание, нельзя изучать, потому что можно наблюдать и научно осмысливать только внешнее поведение. Он отверг интроспекцию как метод психологии в пользу объективного наблюдения и переименовал психологию в «науку о наблюдаемом поведении». Согласно Уотсону, мы не можем наблюдать ощущение, чувство или идею, но мы можем наблюдать за поведением людей, когда они реагируют на различные ситуации.

Из-за акцента на точном измерении явного поведения Уотсон использовал термин «бихевиоризм» для описания новой школы мысли, основанной на его теории. Он считает, что поведение сложно и что его можно разбить на базовую единицу стимул-реакция. Короче говоря, бихевиоризм превратился в психологию стимул-реакция.

Бихевиористы определяют распространяемое поведение как:

  • Цель можно почувствовать и увидеть
  • Можно наблюдать и проверить
  • Изучение явного поведения как животных, так и людей, включая детей, стариков, нормальных и ненормальных.

Вера Уотсона в «объективное поведение» подвергалась критике за односторонность, пристрастность и ограниченность. Его критиковали за то, что он не смог адекватно определить объем, цель и предмет психологии. Некоторые из аргументов против него были следующими:

  • Невозможно провести всестороннее исследование человеческого поведения. Поскольку они различаются по-разному, поведение человека нельзя предвосхитить поведением животных.
  • Бихевиоризм рассматривает поведение как явный механизм, а не скрытую вещь. Внешнее поведение легко исследовать, но внутреннее поведение является более сложным, и четкий образ человека недостижим без сочетания как внешних, так и внутренних элементов.
  • Уотсон рассматривал поведение как единицу «стимул-реакция» (S-R), тогда как она должна была быть единицей «стимул-организм-реакция» (S-O-R); бихевиоризм рассматривает поведение в очень ограниченном смысле.
  • В естественных условиях деятельность организма очевидна и естественна, но когда человек осознает, что его изучают, данные становятся недостоверными для конкретных результатов.

Таким образом, в истории и развитии психологии с 1920-х по 1960-е годы она считалась «наукой о наблюдаемом поведении».

Modern Stage

Психология начала возрождать интерес к психическим процессам в 1960-х годах, когда изучалось, как наш мозг обрабатывает и хранит информацию, а также то, как мы воспринимаем, думаем и запоминаем. Это сегодняшнее определение психологии, которое сочетает в себе как наблюдаемое поведение, так и внутренние мысли и чувства, и теперь оно называется «9».0017 наука о поведении и психических процессах» .

Современное определение теперь состоит из трех терминов: наука, поведение и психические процессы, все из которых нуждаются в уточнении.

Психология как эмпирическая наука:

Поскольку наука представляет собой совокупность знаний, объединенных и осмысленных общими принципами и законами, она считается наукой. Наука — это больше, чем просто набор фактов; это информация, полученная и структурированная в ходе научного процесса. Психологи пытаются понять людей, не только думая о них, но и узнавая о них путем прилежного наблюдения и изучения.

Как наука психология приобретает такие характеристики, как систематичность, измеримость, проверяемость и объективность.

Психологические исследования Поведение: явное поведение

Термин «поведение» используется в современной психологии для описания открытого поведения людей или животных, которое можно наблюдать непосредственно или оценивать с помощью определенных устройств или методов. Это широкий термин, потому что поведение охватывает все, что делает организм, включая действия, которые мы можем наблюдать и документировать, такие как чтение, улыбка, потливость, разговор, физические упражнения и так далее.

Мы не можем видеть, чувствовать или думать, но мы можем наблюдать и отслеживать действия. Это позволяет психологам делать выводы о поведенческих чувствах, отношениях, идеях и психических процессах. Внутренние психические события могут быть исследованы по мере того, как они материализуются посредством одного или нескольких видов поведения.

В результате дирижирование помогает в исследованиях, познании и понимании внутренних психических процессов, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными. Поведенческие исследования жизненно важны не только для психологов, но и для других специалистов в области социальных и биологических наук. Это помогает понять людей во многих аспектах жизни, включая социальные, культурные и экономические факторы.

Психологические исследования Психические процессы: скрытое поведение

Внутренние субъективные переживания, которые мы получаем из таких действий, как ощущения, мысли, эмоции, настроения и намерения, которые другие не могут видеть напрямую, известны как психические процессы. Например, личные мысли и чувства, касающиеся ваших близких, являются психическими процессами.

Хотя частные психические процессы нельзя наблюдать напрямую, большинство современных психологов согласны с тем, что они имеют решающее значение для глубокого познания человеческой жизни. В результате эти процессы должны быть включены в дисциплину психологии; в противном случае исследование организма будет неполным, если игнорировать психические компоненты поведения.

Некоторые предполагают, что этого можно достичь, тщательно анализируя внутренние психические процессы. В результате психология должна содержать как явную, так и скрытую деятельность.

Заключение

На протяжении своей короткой истории психология характеризовалась различными способами. С другой стороны, большинство психологов согласны с тем, что физическая структура и поведение взаимосвязаны. Психология в этом смысле является биологической наукой.

Человек, с другой стороны, является как биологическим, так и социальным организмом. На его поведение влияют другие, а на поведение других влияет он сам. В результате психология является одновременно социальной и биологической дисциплиной, образуя биопсихосоциальный гибрид.

Хорошим примером является процесс социализации человека. Каждая биологическая наука сосредоточена на различных компонентах жизни. Психология отличается своим акцентом на поведении и опыте организмов, а также на их адаптации к окружающей среде.

В результате тщательного изучения его истории и этапов развития психологию можно охарактеризовать как науку о поведении, психических процессах и приспособлении организма к окружающей среде.

Вот так:

Нравится Загрузка…

Психология Аристотеля — История психологии

Трудно определить начало истории психологии, главным образом потому, что трудно точно установить, что такое психология.

Психология Пси (Общественное достояние)

С момента зарождения цивилизации и создания самых ранних религий и духовных верований различные жрецы, шаманы и духовные лидеры несли ответственность за душевное благополучие их люди. От шамана до еврейских каббалистов лечение разума было огромной частью духовного пути, даже если лечение было основано на магии и тайнах, с использованием ритуалов для изгнания демонов.

Если мы определим психологию как формальное исследование разума и более систематический подход к пониманию и лечению психических состояний, то древние греки, безусловно, были ведущими сторонниками. Как и во многих других научных исследованиях, Аристотель был в авангарде разработки основ истории психологии. Психология Аристотеля, как и следовало ожидать, переплеталась с его философией разума, рассуждения и никомаховой этики, но психологический метод начинался с его блестящего ума и эмпирического подхода.

Конечно, было бы несправедливо полностью сосредоточиться на психологии Аристотеля, не изучив некоторых других великих мыслителей, внесших вклад в историю психологии, но его работы, безусловно, являются основой современных методов. Любой известный современный психолог полностью понимает основы аристотелевской мысли и признает его вклад в историю психологии.

Психология Аристотеля и влияние Платона

Присвоить Аристотелю (384 г. до н.э. — 322 г. до н.э.) полное признание того, что он был первым мыслителем, разработавшим теорию протопсихологии, несправедливо по отношению к некоторым другим философам из Греции и других стран. Однако, хотя мало сомнений в том, что вавилоняне и буддисты, среди прочих, разработали концепции, связанные с разумом, мышлением и рассуждениями, большая часть их традиции передавалась устно и утеряна. По этой причине древние греки представляют собой полезную отправную точку для нашего углубления в историю психологии.

Платон (общественное достояние)

Платон, учитель Аристотеля (428/427 г. основанный в значительной степени на его элегантной теории форм. Он использовал идею психики, слово, используемое для описания как разума, так и души, чтобы разработать грубую схему человеческого поведения, рассуждений и импульсов.

Платон предположил, что человеческая психика является вместилищем всех знаний и что человеческий разум запечатлен со всеми необходимыми ему знаниями. В результате обучение заключалось в раскрытии и использовании встроенных знаний, процесс, который он назвал анамнезом.

В своей знаменитой работе «Государство» Платон развил эту идею и впервые предложил идею о том, что разум состоит из трех переплетенных частей, называемых Трехчастным Разумом.

  • Логистикон: Это был интеллект, вместилище рассуждений и логики.
  • Тумос: Это был духовный центр разума, управлявший эмоциями и чувствами.
  • Эпитуметикон: Эта часть управляла желаниями и аппетитами.

Согласно Платону, здоровый разум обнаружил равновесие между тремя частями, и чрезмерное доверие к этим частям привело к выражению личности. Например, чревоугодие и эгоизм можно объяснить преобладанием Эпитуметикона, позволяющего желаниям управлять поведением.

В «Государстве», трактате, направленном на теоретизирование совершенного общества, Платон предложил, чтобы правители такого общества, те, кто определяет курс и политику, были взяты из людей, где господствовал Логистикон. Люди с сильным Эпитуметиконом становились отличными торговцами и приобретателями богатства, в то время как Тумос, который можно приблизительно отождествить с волей и отвагой, был уделом солдат.

Позднее Платон отказался от своей идеи трехчастного разума и вернулся к более ранним предложениям дуалистического объяснения разума, балансирующего между интеллектом и желанием. Однако это трехстороннее разделение вновь проявилось в идее Аристотеля о троице душ, и, основываясь на идее, преобладающей во многих обществах и религиях, почитавшей число три, психоаналитики 20-го века поддерживали идею человеческого разума, сбалансированного между три импульса.

Психология Аристотеля — Парапсихика

Аристотель (Creative Commons)

Аристотель, опираясь на работы более ранних философов и их исследования разума, мышления и мышления, написал первый известный текст по истории психологии. называется Para Psyche, «О разуме». В этой знаменательной работе он изложил первые принципы изучения рассуждений, которые определили направление истории психологии; многие из его предложений продолжают оказывать влияние на современных психологов.

В книге определение психики, как это было принято в то время, использовало понятия «разум» и «душа» взаимозаменяемо, и древнегреческие философы не чувствовали необходимости делать различие между ними. В этот период, помимо увлечения атеизмом Феодора, греческие философы считали существование божественного влияния само собой разумеющимся. Только Сократ действительно задавался вопросом, связано ли человеческое поведение и потребность быть «хорошим человеком» с поиском личного счастья, а не с удовлетворением божественной воли.

В Para Psyche психология Аристотеля предположила, что разум был «первой энтелехией», или первичной причиной существования и функционирования тела. На это направление мысли сильно повлияла зоология Аристотеля, в которой он предположил, что жизнь определяется тремя типами душ; растительная душа, животная душа и человеческая душа, которые дали человечеству уникальную способность рассуждать и творить. Интересно, что эта человеческая душа была конечной связью с божественным, и Аристотель считал, что разум и разум могут существовать независимо от тела.

Он был одним из первых умов, исследовавших побуждения и импульсы, которые двигали и определяли жизнь, полагая, что либидо и побуждение к размножению были преобладающими импульсами всех живых существ, на которые повлияла «душа растений». Хотя он частично связал это с процессом достижения бессмертия и выполнения целей божественного разума, он предложил это репродуктивное побуждение за много столетий до Дарвина. Эта идея — прекрасный пример одного из великих интуитивных ментальных скачков, определяющих наследие Аристотеля.

Психология импульсов и побуждений Аристотеля

Продолжая эту линию мысли, Аристотель попытался рассмотреть взаимосвязь между импульсами и побуждениями в человеческом уме, за много лет до того, как Фрейд воскресил многие основные принципы психологии Аристотеля в своей теории психоанализа. Аристотель считал, что наряду с «Либидо» существуют «Ид» и «Эго», идея желания и разума, двух сил, определяющих действия.

Психология Аристотеля предполагала, что позволение желанию доминировать над разумом приведет к нездоровому дисбалансу и склонности к плохим поступкам. Здесь мысль Аристотеля создала парадигму, которая оставалась неизменной на протяжении веков и до сих пор лежит в основе работы современной психологии и философии, где желание переименовывается в эмоцию, а разум — в рациональность.

Уникально то, что Аристотель также понимал важность времени для действий, движущих человеком, с желанием, связанным с настоящим, и разумом, больше озабоченным будущим и долгосрочными последствиями. В качестве отступления и небольшого отступления от социологии можно сказать, что краткосрочность и погоня за немедленными результатами являются одной из движущих сил экономических коллапсов, ухудшения состояния окружающей среды и политического популяризма.

Возможно, больше людей должны изучать Аристотеля и его идеи о том, что движет человеческим поведением. Аристотеля можно с полным правом назвать первым бихевиористом и основателем работ Б. Ф. Скиннера и Павлова, двух самых известных имен в истории психологии.

Психология Аристотеля включала изучение формирования человеческого разума как один из первых залпов в споре между природой и воспитанием, который влияет на многие академические дисциплины, включая психологию, социологию, образование, политику и географию человека. Аристотель, в отличие от Платона, верил в воспитание, утверждая, что человеческий разум был пустым при рождении и что образование человека и предоставление ему опыта определят формирование ума и создадут запас знаний.

История психологии и древнегреческой медицины

Платон и Аристотель использовали философский и абстрактный подход к определению человеческого поведения и структуры разума, но это был не единственный вклад эллинистических философов. Развитие древнегреческой медицины ввело изучение физиологии в историю психологии, предполагая существование физических причин, лежащих в основе многих психических недугов. Главным среди них был отец медицины Гиппократ, который предположил, что эпилепсия имеет физическую причину, а не какое-то проклятие, посланное непостоянными греческими богами.

В отличие от Аристотеля, который считал сердце вместилищем мысли и разума, Гиппократ понимал важность мозга. Эти дебаты продолжались, и такие врачи, как Праксагор, по-прежнему утверждали, что сердце и артерии связывают мысли через таинственную жидкость, называемую пневмой. В ходе ужасного эксперимента Герофил и Эразистрат получили от правителя Александрии в Египте разрешение на вивисекцию преступников, и они определили, что нервная система и мозг контролируют тело и, следовательно, являются вместилищем разума.

Однако они по-прежнему считали, что сердце посылает пневму по всему телу, но оно контролирует бессознательные процессы, такие как обмен веществ. Напротив, нервы посылали «психическую» пневмонию по всему телу. Эти эксперименты открыли много информации, но ввели медицинскую этику в историю психологии, споры о которой продолжаются и по сей день. Хотя их исследования вызывали отвращение, если смотреть на них через призму истории, история психологии двадцатого века включает в себя несколько печально известных и нежелательных вех.

История психологии. Гален и четыре юмора

Клод Гальен. Литография Пьера Роша Виньерона. (Париж: Lith de Gregoire et Deneux, ок. 1865 г.) (Общественное достояние)

После Гиппократа был врач Гален, который установил связь между греками и исламской психологией. Грек по происхождению, этот блестящий врач и исследователь заслужил уважение сменявших друг друга римских императоров за свои навыки и способности, и он продолжал создавать объемы работ, охватывающих многие аспекты человеческого состояния, от психологии до хирургии глаза.

Он выдвинул идею о четырех «гуморах» в человеческом теле, каждая из которых отвечает за разные аспекты человеческого состояния, и считал, что дисбаланс между четырьмя будет влиять на физическое и психическое благополучие. Этот холистический подход к медицине неразрывно связывает разум и тело, фактор, лишь недавно перенятый современной медициной, которая имеет тенденцию лечить физические состояния и симптомы, не обращая особого внимания на психическое здоровье, и наоборот.

Четыре юмора Галена Было:

  • Сангвиник: Кровь, связанная со стихией воздуха и печени, диктовала мужество, надежду и любовь.
  • Холерик: Желтая желчь, связанная со стихией огня и желчным пузырем, может привести к дурному настроению и гневу в избытке.
  • Меланхолик: Черная желчь, связанная с элементом земли и селезенки, привела бы к бессоннице и раздражению, если бы преобладала в теле.
  • Флегматик: Флегма, связанная со стихией воды и мозгом, отвечала за рациональность, но притупляла бы эмоции, если бы позволила им стать доминирующими.
Пульсибус Галена. (Рукопись; Венеция, ок. 1550 г.). Эта греческая рукопись трактата Галена о пульсе перемежается латинским переводом. (Общественное достояние)

Гален полагал, что на баланс этих четырех юморов будут влиять местоположение, диета, род занятий, география и ряд других факторов. Хотя это представление о юморе было неверным, оно веками влияло на медицинскую и психологическую мысль и получило дальнейшее развитие у великого исламского ученого Ибн-Сины (Авиценны).

Эта идея смотреть на тело и разум целиком, а не обвинять колдовство и духов, безусловно, повлияла на медицину и историю психологии в лучшую сторону, хотя некоторые лекарства, используемые для облегчения накопления юмора, такие как кровь -пусть, были вредны.

Конечно, современным комментаторам идея юмора кажется немного примитивной и основана на ограниченных знаниях психологии. Однако важность Галена заключается не в точной природе теории, а в том факте, что его идеи привели к смещению первой парадигмы от идеи о психических состояниях, имеющих сверхъестественный источник, к поиску ответов в физиологии.

Неудивительно, что его работа по психологии и разуму, а также по другим дисциплинам стала основой исламского нового открытия греков; его идеи были скопированы и дополнены исламскими учеными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *