Психологические процессы это: Процесс психический . Что такое «Процесс психический «? Понятие и определение термина «Процесс психический » – Глоссарий

Содержание

Процесс психический . Что такое «Процесс психический «? Понятие и определение термина «Процесс психический » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Процесс психический – процесс, благодаря которому происходит познание субъектом объективной реальности в результате деятельности центральной нервной системы (внимание, воображение, память, речь и так далее). В отечественной практике принято относить психический процесс, так же как и психические состояния и свойства, к видам психических явлений. Однако в последнее время это деление подвергается критике, поскольку является сугубо условным. Современные исследования сводятся к утверждению психических процессов в роли самостоятельного комплекса, который, по сути, и является психикой. Основой для этого заключения является положение о том, что все психические процессы тесно взаимосвязаны. Действительно, эта связь между процессами очевидна: восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Если на психологическом тренинге делается акцент на развитии внимания, вместе с тем улучшается и память. Еще одной особенностью психических процессов является то, что их нельзя наблюдать в чистом виде, поскольку наблюдателем фиксируется не сама деятельность, а ее характеристики.

Психические процессы разделяются на три вида: познавательные, эмоциональные и волевые. Совокупность этих трех элементов представляет собой всю психическую деятельность человека. Познавательные психические процессы позволяют субъекту оперативно реагировать на проявления внешней и внутренней активности. Эта группа включает следующие элементы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь. Эмоциональные процессы представляют собой опыт, связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями, – эмоции, чувства, аффекты, стресс.

Волевые психические процессы нацелены на управление эмоциями и утверждение жизненных установок для конкретного субъекта – борьба мотивов, принятие решения, постановка цели.

< Профессиограмма

Процессуально-ориентированная психотерапия >

Популярные термины

    Процесс психический

    Эмоциональный интеллект: управлять эмоциями, чтобы добиваться цели

    В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному, мало поддающемуся контролю. На самом деле умение проявлять чувства — важный навык, который можно и нужно развивать.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Я отомстила бывшему»: откровения читательницы и мнение психолога
    • Как управлять гормонами счастья: научные способы улучшить настроение — попробуйте сами
    • Михаил Башкатов: «Мужская сила в постели — прямое продолжение реализации в социальной жизни»
    • «Притягиваю к себе только бедных и слабых парней: как это исправить?»
    • Как прогрессирует деменция: 4 стадии
    • Гостевой брак и полиамория: 4 типа современной семьи — узнайте новые тренды отношений
    • «Боюсь ничего не добиться в жизни»
    • «Как вернуть отношения с бывшей девушкой?»

    Сегодня читают

    • «Муж рвется общаться с моей подругой: как мне достойно выйти из этой ситуации?»
    • Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
    • Гостевой брак и полиамория: 4 типа современной семьи — узнайте новые тренды отношений
    • Что мужчины ценят в женщинах: согласитесь ли вы с мнениями героев?
    • 5 признаков несерьезных отношений — проверьте вашу пару
    • «Всю жизнь забочусь о родственниках, но чувствую себя виноватой перед ними»

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    что это такое и как их усовершенствовать?

    С момента рождения человек непрерывно развивается, становится сильнее и умнее, приспосабливается к внешним условиям. И на каждом этапе развития совершенствует психические процессы: речь, мышление, воображение, запоминание. Раскрыть объемную тему психических процессов в одной статье невозможно. Рассказываем о базовых понятиях, общей классификации, устройстве и проявлениях человеческой психики.

    Что такое психические процессы?

    Психические процессы — это все формы психической активности, которые дают человеку сведения об окружающем мире на разных уровнях, а также организуют полученные знания таким образом, чтобы их можно было сохранить и воспроизвести. Это все каналы общения человека с миром: ощущения, речь, память, эмоции. То, что всегда рядом с нами и внутри нас. У каждого психического процесса есть ряд характерных только для него черт и закономерностей, но все они тесно взаимосвязаны друг с другом, сливаясь в одну целостную архитектуру психики.

    Психические процессы отражают действительность через разные формы нейропсихических явлений. Они предоставляют «материал» для образования структурных единиц внутреннего мира человека и противопоставляются всем телесным или физиологическим реакциям организма.

    Психические процессы:

    • Вызываются внутренними раздражителями нервной системы, а также воздействиями извне.
    • Имеют свое начало, развитие и конец, которые проявляются разными реакциями психики.
    • Завершение одного этапа связано с началом следующего. В этом заключается принцип непрерывности психики в моменты бодрствования.
    • Не просто оставляют «отпечаток» от внешних раздражителей, но соотносит его с картиной личного опыта и стороннего наблюдения за окружающим миром.
    • Не только «оживляют», но «одушевляют» организм.

    Психические процессы вместе со свойствами и состояниями личности принимают участие в организации всех форм проявления психики. Но состояния психики статичны, а процессы – динамическая структура, которая не просто участвует в жизнедеятельности, но развивается в ней. То есть усовершенствуется всю жизнь человека. Психологические процессы вместе с врожденными особенностями и внешними условиями формируют психические особенности личности: темперамент, характер, мотивацию, способности.

    Пройти тест на темперамент

    Психологическая метафора для лучшего понимания психических процессов.

    Психологию, даже прикладную, невозможно назвать точной наукой. Понять ее человеку без специальных знаний или технарю, который привык мыслить формулами, непросто. Чтобы привязать сложный научный язык к повседневному опыту, ученые используют метафоры. Для объяснения сути психических процессов психологи используют метафору «Автобус»:

    • Представьте, что вы водитель автобуса, который едет по маршруту «длинною в жизнь».
    • На каждой остановке вы подбираете разных пассажиров. Это личные воспоминания, телесные ощущения, привязанности, мысли, эмоции, знания, привычки, навыки.
    • Некоторые пассажиры вам симпатичны. Такие милые, они вызывают только положительные ассоциации. Это воплощение ваших приятных воспоминаний, которые хочется сохранить подольше.
    • Есть такие, что вам неприятны. Это злобные, агрессивные пассажиры. Вам хочется, чтобы они поскорее вышли или пересели в другой автобус. Они воплощают вашу боль, травмирующие воспоминания.
    • Постепенно пассажиров набирается так много, что они хотят сами управлять автобусом или изменить маршрут.
    • Вы как водитель должны принять решение: смириться с их требованиями, отдать управление, высадить прямо на ходу или попытаться с ними договориться. Но стоит помнить: если ваш маршрут будет зависеть только от воли пассажиров, жизнь станет невыносимой. А при неудачном стечении обстоятельств может случиться авария – личностное расстройство.
    • Но есть другое решение: сделать остановку, познакомиться со всеми пассажирами, оценить их сильные или слабые стороны, принять их и перестать бороться. А после – следовать туда, куда нужно именно вам.

    Феноменология проявлений человеческой психики.

    Психические процессы – центральный предмет исследования науки психологии, внутри которого накапливаются знания о том, как взаимодействуют, формируются, развиваются, функционируют разные проявления психики. Но, несмотря на нарастающее обилие фактов, единой общепризнанной классификации психических процессов нет.

    Базовая классификация.

    К общепринятому пониманию психики привели труды многих ученых. Это работы П. К. Анохина, И. М. Сеченова, С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова. Одним из самых первых считается деление на разум, чувство, волю. Но сегодня наиболее полной признана типология, советско-американского психолога Льва Веккера. Он предложил различать две группы процессов:

    • Познавательные (ощущение, восприятие, мышление). С их помощью человек получает и обновляет необходимые знания. В свою очередь делятся на две ступени. Первая – это чувственное познание, которое человек получает при воздействии раздражителей на органы чувств. Вторая – это образы, возникающие после переработки первичной информации. Вторая ступень обеспечивает рациональное познание мира.
    • Сквозные (память, внимание, воображение). Связаны с нервными проявлениями, которые организуются на нейронном уровне, «пронизывают» сознание и образовывают ось психологического времени.
      Поэтому они называются сквозными.

    Классификация по Веккеру описывает две оси психических процессов, которые взаимодействуя друг с другом, помогают человеку участвовать в познании, регулировать деятельность, приобретать и практически применять знания, навыки, привычки.

    Пройти тест на психику

    В некоторых классификациях добавляют еще две группы:

    • Регуляционно-волевые. Благодаря волевым усилиям человек сознательно управляет своими мыслями, чувствами, побуждениями, поведением, высказываниями для того, чтобы преодолевать внешние или внутренние трудности.
    • Коммуникативные. Обеспечивают взаимодействие людей при выполнении конкретных задач или во время общения.

    Классификация психологических процессов выстраивается по восходящей иерархии, отображающей стадии знакомства личности с миром. Сначала ребенок непосредственно контактирует с окружением, с помощью органов восприятия познает объекты, природу, людей. Постепенно развивается чувствительность, формируются ощущения. Ощущения дают базовый материал для представлений, сложных образов. Далее результаты общения с миром записываются в памяти, развивается интеллект, речь. Без них человек не может взаимодействовать с другими людьми, играть, трудиться или обучаться. Зрелая психика оперирует старыми образами, создает новые через воображение, познает свойства мира через мышление, включает сознательную саморегуляцию. Иногда восприятие искажается, создавая иллюзии, фантазии, галлюцинации.

    Составные элементы психики.

    Деление психики на психические процессы – это условное разделение на составные элементы:

    • Ощущение. Психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды (зрение, слух, вкусовые, вестибулярные, двигательные и тактильные ощущения).
    • Восприятие. Формирование целостного образа внешних предметов или явлений.
    • Мышление. Высшая, наиболее сложная форма познания реального мира, построенная на двух принципиально различных механизмах: получение знаний и собственные умозаключения.
    • Сознание. Высший уровень развития психики и внутренний мир человека.
    • Речь. Инструмент вербального общения, который помогает передавать и усваивать информацию, общаться, думать, размышлять, фантазировать, развивать интеллект.
    • Внимание. Избирательная направленность на предмет, сосредоточенность на объекте познания.
    • Память. Способность запечатлеть, сохранить, воспроизводить опыт в нужный момент, умение накапливать впечатления, сведения, навыки, программы поведения.
    • Запоминание. Умение закрепить в памяти новую информацию, соотнести ее с уже полученным знанием (сюда же относят механизмы забывания).
    • Воображение. Способность преобразовывать полученные из прежнего опыта впечатления, создавать на их основе новые образы, представления, картины.
    • Сенсорная абстракция. Способность психики порождать чувственные образы из звукового потока (в зависимости от тембра, ритма, громкости голоса, проставленных акцентов, ударений).
    • Ассоциации. Умение формировать в сознании новые образы с учетом прошлого опыта, знаний, телесных ощущений.
    • Творчество. Деятельность, в результате которой человек создает новые идеи, предметы, духовные или материальные ценности.
    • Потребности. Ощущение физиологического или психологического недостатка в чем-либо, которое проявляется в зависимости от ситуации.
    • Эмоции. Особые состояния, проявляющиеся переживанием значимых ситуаций, явлений или событий в течение жизни.
    • Сила воли. Способность организовать свои психофизиологические ресурсы так, чтобы развить личность, аккумулировать энергию для достижения заметных результатов.

    Пройти тест на тип личности

    Как усовершенствовать свои психические процессы?

    В организме все настолько тесно взаимосвязано, что «прокачка» одного психологического свойства автоматически улучшает другие. Например, невозможно усилить внимание без улучшения памяти, память – без запоминания, запоминание – без восприятия. Но есть одно качество, без которого развить другие очень сложно. Это сила воли. Можно точно сказать, что каждое решение, каждое действие, каждый поступок зависят от того, насколько развита у человека сила воли.

    К счастью, недостаток силы воли не приговор. Ее можно укрепить и развить в любом возрасте. Вот несколько советов как развить силу воли.

    1. Поставить перед собой цель. Чтобы пробудить силу воли нужно понять, чего и почему мы хотим и как собираемся этого достигать.
    2. Планировать. Время без планирования куда-то девается, а жизнь превращается в хаос. Особенно, когда силы воли еще недостаточно крепка, чтобы круглосуточно контролировать ситуацию. Планирование поможет правильно распределить работу, время, силы, чтобы совершить намеченное, но не чувствовать себя опустошенным.
    3. Заключить пари или дать публичное обещание. Сказанное только себе легко нарушить. Зато публичное обещание не позволит просто так отступить от намеченного. Тем более, если завести привычку регулярно отчитываться перед друзьями о сделанном.
    4. Укреплять самоконтроль. Сила воли похожа на мышцу, которая слишком быстро истощается при таком обилии искушений. Самоконтроль помогает справляться с мелкими соблазнами, чтобы не навредить себе в будущем.
    5. Следить за распорядком дня. Как любая мышца в организме, сила воли потребляет много энергии. Чтобы пополнять энергию сопротивления соблазнам, нужно высыпаться, заниматься спортом, общаться с друзьями, придерживаться правильно питания.
    6. Не корить себя. Силу воли истощают не только соблазны, но и постоянное чувство вины. Нет смысла ждать от мышц беспредельной физической силы, а от психики – безлимитной силы воли. Нужно помнить, что ментальная волевая мышца требует не только тренировок, но и отдыха.

    Психические процессы – научная тема, которая тесно связана с повседневной жизнью. Знания о том, как устроены психика, мозг, сила воли, интеллект дают ответы на многие, хоть и достаточно противоречивые вопросы: как устроен мир, как устроены люди и их отношения. Но главное – дают глубокое понимание себя, возможность получить контроль над своей жизнью и регулировать баланс.

    Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

    Что такое (психологический) процесс?

    по Янник Хилл

    Я полагаю, что каждый, кто читает этот пост в блоге, сразу же может вспомнить пример психологического процесса. Однако, каким бы очевидным ни казался вам пример, мы с коллегами недавно обнаружили, что у исследователей могут быть совершенно разные ответы на этот вопрос. И, кроме того, эти разные концепции могут привести к горячим спорам о том, как мы должны изучать указанные процессы.

    Начало дебатов

    Дебаты о том, «что такое (психологический) процесс», начались, когда мои коллеги и я заявили [1], что процесс устойчивости в спорте (т.е. как спортсмены адаптируются к неблагоприятным условиям) в значительной степени до сих пор не учитывались в исследованиях. Для нас процесс описывает временную структуру интересующего поведения. Поскольку исследования устойчивости традиционно сосредоточены на результате, а не на изучении того, как люди достигают этого результата, мы предоставили теоретическую основу, чтобы предоставить исследователям инструменты для заполнения этого пробела (то есть подход динамических систем). Установив временной ряд соответствующего поведения, исследователи могут наметить точную траекторию того, как спортсмены реагируют на стресс, и, что наиболее важно, какие закономерности можно обнаружить до того, как не произойдет успешной адаптации.

    Несколько месяцев спустя мы получили несколько статей с комментариями [2][3][4] от коллег-исследователей, работающих над устойчивостью в спорте. Что меня больше всего поразило в ответах, так это то, что некоторые ученые критиковали нашу работу, говоря, что они уже рассматривали процесс устойчивости в прошлом и что мы не уточняли, как именно выглядит процесс устойчивости (хотя я находился под такое впечатление, что и вся наша статья). В частности, исследователи пропустили причинно-следственная цепь между психологическими компонентами, участвующими в процессе. После того, как я позволил этому отзыву впитаться некоторое время (разве вы не любите, когда другие критикуют вашу работу?), мои коллеги и я внимательно изучили то, что мы говорили в нашей статье, и что респонденты упоминали в предыдущих Работа. Хотя первый абзац должен был содержать предупреждение о спойлере, «непонимание» между нами и респондентами просто сводилось к тому, как мы определили «процесс».

    Альтернативные толкования

    Чтобы дать некоторую информацию о нашем взгляде на процесс упругости: термин упругость происходит из физики и является показателем того, как материал возвращается к своей первоначальной форме после того, как к нему была приложена внешняя сила [см. видео ниже для иллюстрации]. Исходя из этой идеи, мы описываем жизнестойкость спортсменов как возвращение индивидуума к прежнему уровню функционирования после того, как он столкнулся с каким-либо неблагоприятным событием. Таким образом, процесс для нас представлял собой то, как поведение спортсмена разворачивается во времени, иными словами, «временной процесс» [5]. Насколько нам известно, нет ни одного исследования в спортивном контексте, в котором была бы описана точная траектория восстановления людей после неудач. Вместо этого типичная парадигма, принятая в исследованиях устойчивости, исходит из альтернативной интерпретации слова «процесс».

    Альтернативная интерпретация слова процесс фокусируется на «причинно-цепном процессе» [5]. Это определение отражает наиболее распространенный исследовательский подход в психологии. Например, в среднем психологическом эксперименте мы систематически манипулируем независимой переменной, которая, как мы предполагаем, оказывает прямое влияние на зависимую переменную, сохраняя при этом все остальные аспекты ситуации постоянными. Таким образом, предполагается, что наблюдаемое изменение зависимой переменной равно , вызванному независимой переменной. Следовательно, процесс причинно-следственной связи связан с тем, как различные переменные влияют друг на друга в конкретный момент, а не с отслеживанием того, как поведение непрерывно меняется с течением времени.

    Значение определений для исследовательского подхода

    Различные подходы к исследованию психологического процесса, конечно же, адаптированы к различным исследовательским вопросам. Если исследователь заинтересован в прогнозировании внезапных нелинейных изменений в поведении в ответ на бедствие, мы рекомендуем применить подход временных рядов. Однако, если исследователя интересует, какие переменные лучше всего предсказывают поведенческий результат в конкретный момент, мы рекомендуем применить причинно-следственный подход. То, как мы проводим исследования и пытаемся понять окружающий мир, может быть чрезвычайно сильно обусловлено неявными предположениями или пониманием, казалось бы, ясных концепций. Таким образом, критический анализ этих концепций может стать решающим шагом для понимания и продвижения различных подходов к сходным темам в исследованиях.

     

    Янник Хилл

    Янник Хилл является кандидатом наук в области развития талантов и творчества. Его основной исследовательский интерес связан с развитием спортивных результатов, особенно с прорывами и неудачами в спортивной карьере. Таким образом, Янник применяет комплексный динамический сетевой подход к человеческому развитию с особым интересом к устойчивости. Общая цель этого направления исследований состоит в том, чтобы найти ранние признаки того, когда динамическая система близка к решающему переходу, чтобы предотвратить сбои и иметь возможность способствовать прорывам.


    Ссылки

    [1] Hill, Y., Den Hartigh, RJR, Meijer, R.R., De Jonge, P., & Van Yperen, NW (в печати). Устойчивость в спорте с динамической точки зрения. Спорт, физические упражнения и психология выступлений . doi: 10.1037/spy0000118

    [2] Брайан К., О’Ши Д. и Макинтайр Т. (в печати). Что, как, где и когда в отношении устойчивости как динамической, эпизодической, саморегулирующейся системы: ответ Hill et al. (2018). Спорт, упражнения и психология выступлений .

    [3] Галли, Н. и Пагано, К. (в печати). Комментарий к статье «Устойчивость в спорте с динамической точки зрения» Хилла, ден Хартига, Мейера, де Йонге и Ван Иперена (2018). Спорт, физические упражнения и психология выступлений .

    [4] Кифер, А. В., Сильва, П. Л., Харрисон, Х., и Араужо, Д. (в печати). Антихрупкость в спорте: использование невзгод для повышения производительности. Спорт, физические упражнения и психология выступлений .

    [5] Hill, Y., Den Hartigh, RJR, Meijer, R.R., De Jonge, P., & Van Yperen, NW (в печати). Временной процесс устойчивости. Спорт, физические упражнения и психология выступлений .

    Янник Хилл

    Янник Хилл является кандидатом наук в области развития талантов и творчества. Его основной исследовательский интерес связан с развитием спортивных результатов, особенно с прорывами и неудачами в спортивной карьере. Таким образом, Янник применяет комплексный динамический сетевой подход к человеческому развитию с особым интересом к устойчивости. Общая цель этого направления исследований состоит в том, чтобы найти ранние признаки того, когда динамическая система близка к решающему переходу, чтобы предотвратить сбои и иметь возможность способствовать прорывам.


    в психологии развития и образования 0 комментариев

    Post tagsдинамические системыпроцессУстойчивостьспорт и производительность

    Вам также может понравиться

    Психологические процессы, опосредующие связь между травмой развития и специфическими психотическими симптомами у взрослых: систематический обзор и метаанализ

    . 2021 фев; 20(1):107-123.

    doi: 10.1002/wps.20841.

    Майкл А. П. Блумфилд 1 2 3 4 , Тинья Чанг 1 , Максимилиан Дж. Вудл 2 , Лаура М Лайонс 2 , Чжэнь Ченг 1 , Кларисса Бауэр-Штаеб 1 5 , Кэтрин Хоббс 1 5 , Софи Брак 1 , Хелен Кеннерли 6 7 , Луиза Ишам 7 8 , Крис Брюин 9 , Джо Биллингс 10 , Таля Грин 10 11 , Глин Льюис 10

    Принадлежности

    • 1 Исследовательская группа трансляционной психиатрии, Исследовательский отдел неврологии психического здоровья, Отделение психиатрии, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания.
    • 2 Клиника травматического стресса, больница Сент-Панкрас, Камден и Ислингтон Фонд NHS, Лондон, Великобритания.
    • 3 NIHR University College London Hospitals Центр биомедицинских исследований, больница Университетского колледжа, Лондон, Великобритания.
    • 4 Национальная больница неврологии и нейрохирургии, Больницы Университетского колледжа Лондона NHS Foundation Trust, Лондон, Великобритания.
    • 5 Факультет психологии, Батский университет, Бат, Великобритания.
    • 6 Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания.
    • 7 Оксфордский центр когнитивной терапии, Уорнефордская больница, Oxford Health NHS Foundation Trust, Оксфорд, Великобритания.
    • 8 Кафедра психиатрии, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания.
    • 9 Исследовательский отдел клинической психологии, психологии здоровья и педагогики, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания.
    • 10 Отделение психиатрии, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания.
    • 11 Департамент общественного психического здоровья, Хайфский университет, Хайфа, Израиль.
    • PMID: 33432756
    • PMCID: PMC7801841
    • DOI: 10. 1002/wps.20841

    Бесплатная статья ЧВК

    Майкл А. П. Блумфилд и др. Мировая психиатрия. 2021 фев.

    Бесплатная статья ЧВК

    . 2021 фев; 20(1):107-123.

    doi: 10.1002/wps.20841.

    Авторы

    Майкл А. П. Блумфилд 1 2 3 4 , Тинья Чанг 1 , Максимилиан Дж. Вудл 2 , Лаура М Лайонс 2 , Чжэнь Ченг 1 , Кларисса Бауэр-Штаеб 1 5 , Кэтрин Хоббс 1 5 , Софи Брак 1 , Хелен Кеннерли 6 7 , Луиза Ишам 7 8 , Крис Брюин 9 , Джо Биллингс 10 , Таля Грин 10 11 , Глин Льюис 10

    Принадлежности

    • 1 Исследовательская группа трансляционной психиатрии, Исследовательский отдел неврологии психического здоровья, Отделение психиатрии, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания.
    • 2 Клиника травматического стресса, больница Сент-Панкрас, Камден и Ислингтон Фонд NHS, Лондон, Великобритания.
    • 3 NIHR University College London Hospitals Центр биомедицинских исследований, больница Университетского колледжа, Лондон, Великобритания.
    • 4 Национальная больница неврологии и нейрохирургии, Больницы Университетского колледжа Лондона NHS Foundation Trust, Лондон, Великобритания.
    • 5 Факультет психологии, Батский университет, Бат, Великобритания.
    • 6 Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания.
    • 7 Оксфордский центр когнитивной терапии, Уорнефордская больница, Oxford Health NHS Foundation Trust, Оксфорд, Великобритания.
    • 8 Кафедра психиатрии, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания.
    • 9 Исследовательский отдел клинической психологии, психологии здоровья и педагогики, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания.
    • 10 Отделение психиатрии, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания.
    • 11 Департамент общественного психического здоровья, Хайфский университет, Хайфа, Израиль.
    • PMID: 33432756
    • PMCID: PMC7801841
    • DOI: 10. 1002/wps.20841

    Абстрактный

    Переживание психологической травмы в детстве и/или подростковом возрасте связано с повышенным риском развития психоза во взрослом возрасте. Однако нам не хватает четких знаний о том, как травма развития вызывает уязвимость к психотическим симптомам. Понимание психологических процессов, связанных с этой связью, имеет решающее значение для разработки профилактических вмешательств и улучшения методов лечения. Мы стремились систематически просмотреть литературу и объединить результаты с использованием метааналитических методов, чтобы установить потенциальную роль психологических процессов в ассоциациях между травмой развития и конкретными психотическими переживаниями (то есть галлюцинациями, бредом и паранойей). Двадцать два исследования соответствовали нашим критериям включения. Мы обнаружили опосредующую роль диссоциации, эмоциональной дисрегуляции и симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) (избегание, онемение и гипервозбуждение) между травмой развития и галлюцинациями. Были также доказательства опосредующей роли негативных схем, т. е. мысленных конструктов значений, между травмой развития и бредом, а также паранойей. Многие исследования на сегодняшний день были низкого качества, и область ограничена в основном перекрестными исследованиями. Наши результаты позволяют предположить, что могут существовать различные психологические пути от травмы развития до психотических явлений во взрослом возрасте. Клиницистам следует тщательно расспросить людей с психозом об их истории травм развития и обследовать пациентов с такой историей на предмет диссоциации, эмоциональной дисрегуляции и симптомов посттравматического стрессового расстройства. Для полного понимания биопсихосоциальных механизмов, лежащих в основе связи между травмой развития и психозом, необходимы хорошо проведенные исследования с перспективным дизайном, включая нейрокогнитивную оценку.

    Ключевые слова: Травма развития; подростковый возраст; детство; заблуждения; диссоциация; галлюцинации; паранойя; пост-травматическое стрессовое растройство; психологические процессы; психотические симптомы.

    © 2021 Всемирная психиатрическая ассоциация.

    Цифры

    Рисунок 1

    Блок-схема ПРИЗМА

    Рисунок 1

    Блок-схема ПРИЗМА

    фигура 1

    Блок-схема ПРИЗМА

    Рисунок 2

    Обзор результатов…

    Рисунок 2

    Обзор результатов систематического обзора (сплошные стрелки представляют поддерживаемые промежуточные пути…

    фигура 2

    Обзор результатов систематического обзора (сплошные стрелки представляют пути опосредования, подтвержденные сходящимися данными из более чем одного исследования; пунктирные стрелки представляют пути опосредования, подтвержденные только одним исследованием)

    Рисунок 3

    Обзор совпадающих результатов от…

    Рисунок 3

    Обзор совпадающих результатов высококачественных исследований и метаанализа (тонкие стрелки указывают пути…

    Рисунок 3

    Обзор совпадающих результатов высококачественных исследований и метаанализа (тонкие стрелки указывают пути, подтвержденные данными высококачественных исследований, толстые стрелки указывают пути, подтвержденные метаанализом в дополнение к высококачественным исследованиям). Величина эффекта (ES) указывается как Cohen’s d.

    Рисунок 4

    Метаанализ диссоциации как…

    Рисунок 4

    Метаанализ диссоциации как посредника между травмой развития и галлюцинациями во взрослом возрасте.…

    Рисунок 4

    Метаанализ диссоциации как посредника между травмой развития и галлюцинациями во взрослом возрасте. Размеры серых квадратов представляют вес величины эффекта d Коэна (ES) в зависимости от размера выборки; горизонтальные линии обозначают 95% ДИ; ромб представляет общий ES и 95% CI.

    Рисунок 5

    Метаанализ негативных убеждений о других как…

    Рисунок 5

    Метаанализ негативных убеждений в другом как посредника между травмой развития и паранойей в…

    Рисунок 5

    Метаанализ негативных убеждений в другом как посредника между травмой развития и паранойей во взрослом возрасте. Размеры серых квадратов представляют вес величины эффекта d Коэна (ES) в зависимости от размера выборки; горизонтальные линии обозначают 95% ДИ; ромб представляет общий ES и 95% CI.

    Рисунок 6

    Метаанализ эмоциональной дисрегуляции как…

    Рисунок 6

    Метаанализ эмоциональной дисрегуляции как посредника между травмой развития и слуховыми галлюцинациями…

    Рисунок 6

    Метаанализ эмоциональной дисрегуляции как посредника между травмой развития и слуховыми галлюцинациями во взрослом возрасте. Размеры серых квадратов представляют вес величины эффекта d Коэна (ES) в зависимости от размера выборки; горизонтальные линии обозначают 95% ДИ; ромб представляет общий ES и 95% CI.

    Рисунок 7

    Метаанализ посттравматического стрессового расстройства…

    Рисунок 7

    Метаанализ симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) как посредника между травмой развития…

    Рисунок 7

    Метаанализ симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) как посредника между травмой развития и галлюцинациями во взрослом возрасте. Размеры серых квадратов представляют вес величины эффекта d Коэна (ES) в зависимости от размера выборки; горизонтальные линии обозначают 95% ДИ; ромбы представляют общий ES и 95% CI.

    См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

    Похожие статьи

    • Сетевой анализ симптомов посттравматического стресса и психоза.

      Харди А., О’Дрисколл С., Стил С., ван дер Гааг М., ван ден Берг Д. Харди А. и др. Психомед. 2021 окт;51(14):2485-2492. дои: 10.1017/S0033291720001300. Эпаб 2020 18 мая. Психомед. 2021. PMID: 32419682

    • Тестирование моделей посттравматических вторжений, связанных с травмой убеждений, галлюцинаций и бреда в образце первого эпизода психоза.

      Пич Н., Альварес-Хименес М. , Кроппер С.Дж., Сан П., Бендалл С. Пич Н. и др. Br J Clin Psychol. 2019 июнь; 58 (2): 154-172. doi: 10.1111/bjc.12206. Epub 2018 13 ноября. Br J Clin Psychol. 2019. PMID: 30421797

    • [Посттравматическое стрессовое расстройство в ответ на психотический опыт: систематический обзор].

      Галлиот Г., Вери Э., Шмитт Л., Руш В., Саллес Дж. Галлиот Г. и др. Энцефал. 2019 декабрь;45(6):506-512. doi: 10.1016/j.encep.2019.07.006. Epub 2019 11 сентября. Энцефал. 2019. PMID: 31521338 Французский.

    • Психологические механизмы, опосредующие эффекты между травмой и психотическими симптомами: роль регуляции аффекта, навязчивой памяти о травме, убеждений и депрессии.

      Харди А., Эмсли Р., Фриман Д., Беббингтон П. , Гарети П.А., Куйперс Э.Е., Данн Г., Фаулер Д. Харди А. и др. Шизофр Булл. 2016 июль; 42 Приложение 1 (Приложение 1): S34-43. doi: 10.1093/schbul/sbv175. Шизофр Булл. 2016. PMID: 27460616 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

    • Влияют ли психологические вмешательства, ориентированные на травму, на психотические симптомы? Систематический обзор и метаанализ.

      Брэнд RM, McEnery C, Rossell S, Bendall S, Thomas N. Бренд РМ и др. Шизофр Рез. 2018 Май; 195:13-22. doi: 10.1016/j.schres.2017.08.037. Epub 2017 24 августа. Шизофр Рез. 2018. PMID: 28844432 Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Жестокое обращение в детстве связано с истончением коры головного мозга у людей с расстройствами пищевого поведения.

      Cascino G, Canna A, Russo AG, Monaco F, Esposito F, Di Salle F, Monteleone P, Monteleone AM. Каскино Г. и др. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 19 июля 2022 г. doi: 10.1007/s00406-022-01456-y. Онлайн перед печатью. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2022. PMID: 35852616

    • Вклад сигнального пути BDNF/CREB гиппокампа и микробиоты кишечника в нарушение эмоционального поведения, вызванное хроническим непредсказуемым легким стрессом во время беременности у потомства крыс.

      Чжао Ф., Ван К., Вэнь Ю., Чен Х., Лю Х., Ци Ф., Фу Ю., Чжу Дж., Гуань С., Лю З. Чжао Ф и др. Пир Дж. 2022 24 июня;10:e13605. doi: 10.7717/peerj.13605. Электронная коллекция 2022. Пир Дж. 2022. PMID: 35769142 Бесплатная статья ЧВК.

    • Роль и клинические корреляты комплексного посттравматического стрессового расстройства у людей с психозом.

      Панайи П., Берри К., Селлвуд В., Камподонико К., Бенталл Р.П., Варезе Ф. Панайи П. и др. Фронт Псих. 2022 16 марта; 13:791996. doi: 10.3389/fpsyg.2022.791996. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35369153 Бесплатная статья ЧВК.

    • Жестокое обращение в детстве и субъективные причины страданий психического здоровья.

      Полетти М., Гебхардт Э., Рабалло А. Полетти М. и др. Клин нейропсихиатрия. 2022 фев; 19 (1): 5-7. doi: 10.36131/cnfioritieditore20220102. Клин нейропсихиатрия. 2022. PMID: 35360467 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

    • Продольное воздействие травмы в Североамериканском продромальном лонгитюдном исследовании-3.

      Фаррис М.С., Браун А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *