Психологическая система: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПСД) это

Образ профессии в контексте психологической системы деятельности //Психологическая газета

Проблемность в изучении образа профессии как психологического феномена заключается в том, что он является одновременно частью образа мира, элементом идентичности, а именно профессиональной, и системой, взаимодействующей с психологической системой деятельности. Иначе говоря, он выступает в когнитивной, личностной и деятельностной ипостасях. С позиций когнитивной психологии он может рассматриваться как ментальная модель, то есть форма эмпирического обобщения, отражающая представления субъекта о явлении, объекте, совокупности объектов, отражающая как содержательную характеристику явления, объекта, так и принципы, лежащие в его основе, взаимосвязь элементов структуры, а также аффективно окрашенное отношение субъекта к объекту [1]. Связь образа профессии с профессиональной идентичностью обусловлена тем, что представление человека о себе как о профессионале — это и восприятие себя как части некоторого круга людей, ситуаций, объектов, событий и обязанностей.

То есть формирование профессиональной идентичности есть, по сути, построение образа профессии. Третий аспект проблемы — соотношение образа профессии и психологической системы деятельности — отражен в данной статье.

Под образом профессии понимается целостное представление о базовых компонентах профессии, которые выступают как связанные фрагменты данной структуры [10]. Единое представление о компонентах, составляющих эту структуру, отсутствует, прежде всего, по причине субъективного характера данного феномена: даже базовые компоненты профессии отражаются разными людьми с разной степенью полноты и широты их представленности в сознании. Результаты объективации данного феномена во многом зависят от инструментария, который с этой целью используют исследователи. Тем не менее, вопрос представляет не только теоретический, но и практический интерес, поскольку образ профессии оказывает влияние и на процесс адаптации человека к условиям профессиональной деятельности, и, в конечном итоге, на качество ее выполнения.

Кроме того, велика роль образа профессии в системе профессионального обучения, хотя речь в данном случае идет о профессиональных представлениях не столько обучаемого, сколько обучающего (или составителя учебных программ), закладывающего в программу обучения те разделы, которые отвечают его представлениям о профессии. В особенности это относится к сложным профессиям, в частности, профессиям субъект-субъектного характера, многие компоненты которых, например, информационная основа деятельности, являются сложными и зачастую трудновербализуемыми. Широко известный метод кейсов [23] при определенной технологии его использования основан именно на представлении о ситуациях профессиональной деятельности составителей программы обучения.

Возвращаясь к содержанию образа профессии, отметим, что он представляет собой систему, о чем можно судить по наличию у образа профессии функций, не сводящихся к функциям его отдельных компонентов. К этим компонентам следует, по-видимому, отнести когнитивную, эмоциональную, коммуникативную и функциональную части.

Когнитивный компонент включает представление о сфере деятельности представителей данной профессии, о ее востребованности в данных социально-экономических условиях, в некоторой степени о финансовых условиях работы по данной профессии. Так как образ профессии в значительной мере детерминирован мотивационной сферой будущего или реального профессионала [3], в когнитивный компонент включаются представления и о тех сторонах профессии, которые принято называть санитарно-гигиеническими. Это, прежде всего, относится к массовым профессиям и касается, например, пространственной доступности рабочего места. Не секрет, что в настоящее время абитуриенты образовательных учреждений при его выборе учитывают возможность учиться «по месту жительства», то же самое касается выбора места работы. Кроме того, для работников важно, в каком помещении или в какой физической среде они будут работать (в небольшом офисе, кабинете, коворкинге, «в поле» и т.д.). Составляя существенную часть мотивации выбора трудовой деятельности [2, 4], эти особенности профессии становятся элементами ее образа.
Необходимо заметить, что под влиянием данных элементов образ профессии в условиях реального профессионального выбора становится фактически образом «работы», профессиональной деятельности. Такая трансформация внутри феноменов, сопровождающих выбор профессии и трудовую деятельность, не уникальна: Л.М. Митина пишет, что, выбирая профессию, современный молодой человек выбирает, по сути, образ жизни, ориентируясь на степень престижности профессии, материальной обеспеченности профессионала и восприятие социальным окружением представителей той или иной профессии [13]. Аналогично в научном плане необходимо различать образ профессии, образ специальности, образ рабочего места, образ профессионала, образ профессиональной роли и т.д., но в сознании человека неизбежно происходит смешение, замещение, частичное пересечение этих образов, тем более что и в научной психологии эти понятия дифференцируются неоднозначно [16, 18, 19].

Когнитивный компонент образа профессии приобретает новое звучание в парадигме мысли и образа [22]. С позиций этой парадигмы образ профессии представляет собой образ-субстанцию, то есть понимается как «устойчивая совокупность мыслей, как пребывающая во времени сущность и ее проявления, как сущее, причина которого в нем самом, то есть образ, будучи сформирован как субстанция мыслей, будет существовать во времени и проявлять свою сущность в отношении субъекта с внешним миром и с самим собой» [22, с. 20].

Эмоциональная составляющая образа профессии обладает той особенностью, что она обычно подразумевается как необходимая часть данного феномена, но практически не изучается, особенно на испытуемых зрелого возраста. Между тем, «все идеальные компоненты психологической системы деятельности связаны с переживаниями. Следовательно, вся информация, составляющая содержание внутреннего мира, будет пронизана переживаниями. В этом принципиальное отличие информации внутреннего мира человека от информации, циркулирующей в любой технической системе, в том числе в системах искусственного интеллекта» [21, с. 20]. Эмоциональный аспект феномена особенно интересен динамически: если на этапе выбора профессии в юношеском возрасте отношение к ней определяется внешней привлекательностью и содержательной увлекательностью, то в зрелости, у более или менее опытного профессионала спектр детерминант отношения к профессии не только широк, но и чрезвычайно разнообразен: от уровня заработной платы до творческих компонентов деятельности по профессии и ее потенциальной конфликтности [7]. Эмоциональная сторона образа профессии наиболее чувствительна к изменениям в ходе профессиональной ориентации, профессионального обучения и адаптации человека к условиям трудовой деятельности.

Кроме того, эмоциональному компоненту образа профессии, вероятно, принадлежит центральная роль в формировании очень близкого к образу профессии феномена — имиджа профессии. Дословный перевод слова «image» как «образ» не означает тождества этих понятий. Имидж профессии скорее коллективный образ, формирующийся в общественном сознании, в отличие от образа профессии, являющегося субъективным образованием.

Различаются поэтому методология и методы изучения образа и имиджа профессии. В последнем случае применяются главным образом методы массовых опросов. Тем не менее, работа специалистов с имиджем выполняет функции, сходные с воздействием на образ профессии. Например, изучение и формирование имиджа профессии помогает решать проблемы, связанные с гендерным неравенством в тех сферах деятельности, которые объективно не являются чисто «мужскими» или «женскими» [25] или непопулярностью тех или иных профессий [24].

Сведения об эмоциональном компоненте образа профессии у взрослых профессионалов были получены нами совместно с Ю.С. Залетовой [9]. Испытуемыми были врачи ГАУЗ ЯО КБ СМП им. Н.В. Соловьева и Ярославской областной клинической психиатрической больницы (20 человек, из них 15 мужчин и 5 женщин) и педагоги МОУ «Средняя школа №30» г. Ярославля и МДОУ «Детский сад №82» г. Ярославля (20 женщин). Использовалась в числе других методика «Незаконченные предложения» (вариант

Д. М. Сакса и С. Леви), определялась значимость различий в ответах испытуемых двух профессиональных групп. Были обнаружены значимые различия (р меньше 0,001) в ответах, относящихся к следующим разделам методики: «Незаконченные предложения»: «Отношение к другим», «Отношение к подчиненным», «Отношение к себе», «Отношение к будущему», «Страхи и опасения». Негативные эмоции в результатах, касающихся данных шкал, а также страхи и опасения более выражены у врачей. Следовательно, у представителей этой профессиональной группы, по сравнению с группой педагогов, эмоциональный компонент представления о профессии более негативно окрашен. Связано ли это с большей ответственностью врачей за результат своего труда и сопровождающим ее нервно-психическим напряжением на работе, необходимо выявлять с помощью дальнейших исследований.

Коммуникативный компонент образа профессии есть основания рассматривать как самостоятельный по причине высокой роли общения практически во всех современных профессиях. Если не все они являются в полном смысле слова субъект-субъектными, то социономическая составляющая присутствует почти во всех сферах деятельности. Поэтому естественно, что в процессе формирования образа профессии человек учитывает, с каким контингентом партнеров по общению, в каком объеме и по каким поводам ему придется вступать в контакты в процессе трудовой деятельности. Нередко специфичность этого контингента является решающей при выборе профессии.

Функциональный компонент образа профессии сам по себе структурно сложен и многообразен, являясь, пожалуй, центральной, базовой частью образа профессии. В него включаются представления о действиях, которые составляют содержание труда, объективных и субъективных условиях деятельности, нормативных условиях деятельности [20]. С функциональным компонентом образа профессии мы сталкиваемся всякий раз, когда в исследовании объективируем те или иные профессиональные функции с применением различных вариантов метода вербализации.

Сам факт вербализации профессионалом своих действий в процессе трудовой деятельности [12] свидетельствует о наличии у него данного компонента образа профессии. При этом есть основания полагать, что в образ профессии даже зрелого профессионала не входит значительная часть операций, поскольку они представляют собой неосознаваемую часть психологической системы деятельности [5]. Функциональный компонент образа профессии претерпевает значительные изменения в процессе освоения деятельности, так как до ее начала субъект не располагает достоверными сведениями о многих ее реалиях.

Актуальным вопросом в контексте изучения образа профессии является форма его презентации в сознании субъекта. От ответа на этот вопрос зависит, в частности, не только методика, но и методология профессионального обучения. Не отрицая наличия индивидуальной специфики, ученые и педагоги заинтересованы в нахождении неких общих закономерностей, свойственных структурированию человеком того опыта, который способствует формированию образа профессии. Результатом являются, например, ситуационное моделирование [6], технология формирования надситуативного уровня педагогического мышления [17], подходы к оптимизации мышления в практической деятельности, построенные на концепции пространства ситуаций проблемности [8]. В приведенных примерах авторы опираются на закономерное предположение, что образ профессии в своей существенной части является представлением субъекта о ситуациях своей деятельности. Для такого предположения есть основания, поскольку ситуации профессиональной деятельности легко актуализируются субъектом при наличии какого-либо стимула, будь то обыденная беседа или специально организованное исследование. В наибольшей степени это касается ситуаций, содержащих проблемность, поскольку они обладают свойством фиксироваться в сознании человека, порождая особые когнитивные образования: «…опыт решения различных проблемных ситуаций, аффективные комплексы и т.п. создают своеобразный «рельеф», следы которого фиксируются в виде личностных и стилевых особенностей мышления, наличия устойчивых шаблонов решения» [15, c. 40]. Надо иметь в виду, однако, что такая форма презентации образа профессии свойственна людям, имеющим опыт профессиональной деятельности.

Другие варианты презентации в сознании образа профессии основываются на роли в этом феномене зрительной модальности. Иначе говоря, образ профессии может существовать в том или ином визуальном виде, что дает возможность использовать аналогичные визуальные элементы в процессе профессионального обучения [14]. Вероятно, что такая презентация может быть характерна как для людей, выбирающих профессию, или начинающих профессионалов, так и для опытных специалистов. В использовании субъектом схем для построения образа профессии принципиальное значение имеет не стаж работы, а индивидуальная склонность к визуализации информации и опыта. Логично предположить, что, если человек использует для объективации образа профессии смешанную «кодировку»: вербально оформленную и визуализированную, — эти два способа объективации должны обладать сходными чертами. Однако в уже упомянутом исследовании [9] помимо методики «Незаконченные предложения» использовалась проективная рисуночная методика «Автопортрет: я в профессии». Если по результатам незаконченных предложений эмоциональный компонент образа профессии различался у двух профессиональных групп (врачи и педагоги), то по проективной методике различия не были обнаружены. Визуальный образ профессии у врачей и педагогов оказался примерно в равно степени позитивным.

Возвращаясь к рассмотрению образа профессии как системы, отметим наличие у него функции, которую не выполняют отдельные его компоненты. Речь идет о формирующей функции, а именно о способности образа профессии оказывать влияние на характер выполняемой профессионалом деятельности. Иначе говоря, профессионалы могут в определенных пределах приближать реальную деятельность к имеющемуся у них образу профессии. Одним из механизмов этого процесса может служить феномен «самоосуществляющегося пророчества», не только хорошо известный в психотерапии, но активно анализирующийся в последние годы в социальной психологии и других социальных науках [11]. По меньшей мере, несомненно влияние образа профессии на индивидуальный стиль деятельности профессионала.

С другой стороны, изменение образа профессии под влиянием профессионального обучения и последующей трудовой деятельности также представляет собой объективный процесс, достойный серьезного научного изучения. По мере профессионализации образ профессии становится более полным и точным. Кроме того, вероятно, у опытного профессионала снижается значимость образа профессии как такового, сменяясь, по сути, новым образом, который можно обозначить как «Я в профессии». Следовательно, происходит его сближение с реалиями профессиональной деятельности, и этот процесс носит двусторонний характер.

Таким образом, та часть психологической реальности, которая называется образом профессии, отражая психологическую систему деятельности, встраивается в нее, что является иллюстрацией взаимодействия двух психологических систем разного уровня.

  1. Владимиров И. Ю. Особенности строения и функционирования ментальной модели партнера по общению: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 19 с.
  2. Володина К.А. Изучение образа профессии у студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. №7. С. 61–65. URL: http://e-koncept.ru/2013/13149.htm. Дата обращения 08.10.2019.
  3. Гусева И.В. Факторы, влияющие на формирование образа профессии у студентов // Вестник ВГУ. 2017. №1. С. 35–38.
  4. Журавлева О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (33). С. 159–163.
  5. Карпов А.В. Психология деятельности. В 5 т. Т. II: Структурная организация. М.: РАО, 2015. 496 с.
  6. Карпов А.В. Психология деятельности. В 5 т. Т. III: Функциональные закономерности. М.: РАО, 2015. 496 с.
  7. Кашапов М.М. Специфика творческого мышления субъекта // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 599–611.
  8. Конева Е.В. Мышление в профессиональном и жизненном опыте. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 384 с.
  9. Конева Е.В. Структура и детерминанты представления о профессии // Профессиональные представления: сборник научных трудов № 11 / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во Фонд науки и образования, 2019. С. 164–170.
  10. Курбет Н.В. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 24 с.
  11. Ларсен С. Введение // Теория и методы в социальных науках / под ред. С. Ларсена. М.: МГИМО, Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. C. 7–18.
  12. Мехтиханова Н.Н. Извлечение экспертных знаний // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / отв. ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 162–207.
  13. Митина Л.М. Введение // Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. М.: Флинта, 1998. С. 34.
  14. Михеев В.А. О задаче повышения роли схем в профессиональной подготовке психологов // Трудности и перспективы становления профессионала / под ред. Е.А. Климова. М.: МГУ, 2012. С. 101–159.
  15. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: решение задач и проблем: учебное пособие. М.: Генезис, 2006. 319 с.
  16. Сутович Е.И. Психологические аспекты формирования образа профессионала // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI междунар. науч.-практ. конференции / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль: Канцлер, 2013. С. 182–184.
  17. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / под науч. ред. М.М. Кашапова, Ю.В. Пошехоновой. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 384 с.
  18. Толочек В.А. «Профессия»: организация и атрибутивные свойства феномена. Часть 1 // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2018. № 3 (45). С. 71–75.
  19. Толочек В.А. «Профессия»: организация и атрибутивные свойства феномена. Часть 2 // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2018. № 4 (45). С. 75–80.
  20. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Корпорация «Логос», 1994. 320 с.
  21. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006. 392 с.
  22. Шадриков В.Д. Мысль и образ // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI междунар. науч.-практ. конференции / под ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Канцлер, 2013. С. 16–21.
  23. Angelo T., Boehrer J. Case learning: How does it work? Why is it ef ective? // Case Method Website: How to Teach with Cases. Santa Barbara: University of California, 2002. URL: http://www. soc.ucsb.edu/ projects/casemethod/teaching.html. Дата обращения 17.12.2015.
  24. Hoeve Y., Jansen G., Roodbol P. The nursing profession: public image, self-concept and professional identity. A discussion paper // JAN Learning Global Nursing Research. Vol. 70. Issue 2. P. 295–309. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/ jan.12177. Дата обращения 15.10.2019.
  25. Rettenmayer J., Berry R., Ellis S. The image of the information system profession: an investigation of gender differences // Journal of Computing Sciences in Colleges. 2007. Vol. 22. Issue 5. P. 46–51. URL: https://dl.acm.org/citation.cfm?id=1229695. Дата обращения 14.10.2019.

Источник: Конева Е.В. Образ профессии в контексте психологической системы деятельности // Ярославский психологический вестник. 2019. № 2 (44). С. 60–64.

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Шойгу Юлия Сергеевна Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Аннотация

Актуальность настоящей работы обусловлена высокой социальной значимостью задачи сохранения жизни, физического и психического здоровья, а также психологического благополучия людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях и специалистов, которые приходят им на помощь. Современный мир со множеством угроз, опасностей, рисков с каждым годом предъявляет к человеку новые требования, в том числе и в профессиональной деятельности. Сложность профессиональной деятельности психолога МЧС, особенность условий, высокая цена ошибки обуславливает взаимосвязь между наличием сложной, непрерывной многоуровневой системы подготовки и эффективностью оказания психологической помощи пострадавшим от ЧС и сотрудникам МЧС. 

Цель данной статьи — проанализировать взаимосвязь требований к профессии и системы мероприятий по подготовке специалистов; описать содержание и особенности подготовки на разных этапах профессионального пути. 

Результаты. В статье приведены многолетние результаты разработки целостной системы подготовки психологов МЧС России, направленной на повышение и поддержание эффективности деятельности, психического и физического здоровья и профессионального долголетия специалиста, включающей: участие специалистов в реализации программ высшего профессионального образования по подготовке психологов в вузах; разработку и осуществление профессионально-психологического отбора с учетом требований к личностным качествам специалиста и психограммы психолога МЧС России; проведение профессионального собеседования по теоретическим и прикладным вопросам; реализацию мероприятий по адаптации специалиста на рабочем месте посредством развитой системы наставничества, интеграцию специалиста в службу; внедрение единой системы нормативного и методического обеспечения деятельности; реализацию системы повышения квалификации и создание условий и возможностей для непрерывного совершенствования профессионального мастерства.  

Выводы. Подготовка специалистов психологической службы является сложной, многоуровневой системой организационных и методических мероприятий; ее структура и особенности обусловлены требованиями, предъявляемыми условиями профессиональной деятельности; конечной целью мероприятий по подготовке специалистов психологической службы МЧС России является повышение качества оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и сотрудникам ведомства, обеспечение и поддержание психического здоровья, психологического благополучия и профессионального долголетия специалистов-психологов.


Литература

Авдеева И.О. Профессиография и ее роль в развитии профессионализма // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. No 2. С. 40–42. 

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. 

Алексеева И.Ю., Батаршев А.В., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. Альманах психологических тестов. Под ред. Римской С.А., Римского Р.Р. М.: КСП, 1995. 

Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. М.: Институт медико-биологических проблем; ММА, 2000. 

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основа интерпретации, некоторые области применения. М.: Издательство «Березин Феликс Борисович», 2011. 

Бессонова Ю.В. Психологические особенности профессиональной мотивации деятельности в экстремальных условиях. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. 

Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. 

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕРСЭ, 2001. 

Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005. 

Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок: теория и практика. М.: Изд-во ИП РАН, 2011. 

Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Яковлева К.Н., Аксенова А.В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы // Уральский медико-биологический журнал. 2019. No 3. С. 38–47. doi: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51 

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2011. 

Кечил Д.И. Особенности профессиограммы труда психолога служебной деятельности: дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2013. 

Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции «Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития» / Под ред. М.Ю. Карелиной. М.: Изд-во МИССО, 2003. 

Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. СПб.: Речь, 2008. 

Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. СПб.: Питер, 2008. 

Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в системе МЧС России. М.: ГУ ЦЭПП МЧС России, 2006. 

Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. СПб.: Речь, 2008. 

Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность. Реферативный сборник избранных работ по грандам в области гуманитарных наук. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 

Орлов А.И. Экспертные оценки: учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 

Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. Изд. 7-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 

Приказ МЧС России от 25.04.2003 No 218 «О создании психологической службы МЧС России» // [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 03.09.2021). 

Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 

Сергеева О.М. Общий психологический практикум. Тема «Эмоции и мотивация». Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2014. 

Симонова Н.Н., Мастренко А.С., Султанова Ф.Р., Губайдулина Л.М., Барабанщикова В.В. Личностная надежность спасателей МЧС и их профессиональная успешность // Вестник Московского Университета. Серия 14 Психология. 2020. No 4. С. 221–250. doi: 10.11621/vsp.2020.04.11 

Тарасова А.А., Шойгу Ю.С. Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Национальный психологический журнал. 2020. No 1 (37). С. 94–106. doi: 10.11621/ npj.2020.0109 

Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии: методическое пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 

Шойгу Ю.С. Психологическая служба МЧС России: актуальное состояние и перспективы развития // Профессиональное образование. Столица. 2016. No 3. С. 29–33. 

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 

Day, D.V., Silverman, S.B. (1989). Personality and job performance: evidence of incremental validity. Personnel Psychology, 42, 25–36. 

Ericsson, K.A., Krampe, R.T., Tesch-Romer, С. (1993). The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance. Psychological Review, 100, 363–406. 

Eysenck, H.J. (1960). The structure of human personality. London: Methuen. 

Nuttin, J., Lens, W. (1985). Future time perspective and motivaition: Theory and research method. Leuven Hillsdale; NJ: Leuven University Press Erbaum.


Для цитирования статьи:

Шойгу Ю. С. Система профессиональной подготовки психологов МЧС России. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131. doi: 10.11621/npj.2022.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать

5 важных систем психологии

РЕКЛАМА:

Следующие пункты выделяют пять важных систем психологии. Это следующие системы: 1. Структурализм 2. Функционализм 3. Бихевиоризм 4. Гештальт-психология и 5. Психоанализ.

Система № 1. Структурализм:

Четыре немецких психолога Эрнст Вебер (1795-1878), Густав Фехнер (1801-1887), Герман фон Гельмгальц (1821-1894) и Вильгельм Вундт (1832-1920) были тесно связаны с превращением психологии в экспериментальную науку. Именно благодаря исследованиям в области психологии каждый заинтересовался психологическими проблемами.

Вундт объединил различные направления исследований в своей первой систематической книге по психологии под названием «Физиологическая психология» (1873 г.). Он также основал первую экспериментальную лабораторию психологии в Лейпциге (Германия) в 1879 г. Ранее Уильям Джеймс (1842-1910), американский философ и ученый, в 1871 г. создал в Гарварде небольшую демонстрационную лабораторию, которую он использовал в качестве вспомогательной. к обучению.

РЕКЛАМА:

Получив степень доктора медицины в 1858 году, Вундт начал свою карьеру физиолога, но вскоре заинтересовался более сложными психическими процессами и убедился, что экспериментальные методы физиолога могут быть применены для исследования сознания. Его называют отцом экспериментальной психологии. Психология Вундта была перенесена в Соединенные Штаты его самым выдающимся учеником Эдвардом Брэдфордом Титченером (1867-1819 гг.).27). Другой его блестящий ученик Джеймс Маккин Кеттелл (1860-1944) из Колумбийского университета работал над психологией индивидуальных различий.

Э.Б. Тихенер (1867-1927) проводил систематические исследования в русле вундтовской традиции. Он считал, что наука психология должна иметь дело только с вещами, как они существуют. Главной задачей психологии является изучение и понимание человеческого разума и его структуры, то есть выделение элементарных процессов из сложности сознания.

По его собственным словам, «Никакой конкретный ментальный процесс, никакая идея чувства, которое мы на самом деле переживаем как часть сознания, не является простым процессом, но все они в равной степени состоят из ряда действительно простых процессов, смешанных вместе. Эти простые процессы называются психическими элементами. Их много; их, вероятно, около 50 000; но все они группируются в широкие классы, такие как ощущения и привязанности». Научное исследование идет от «частей к целому». Итак, нужно начинать с атомов целостной ситуации.

Структурализм подвергался критике на том основании, что общая система психологии была слишком узкой, чтобы охватить все аспекты человеческого поведения.

РЕКЛАМА:

Образовательное значение:

1. Поскольку структурализм возник в результате лабораторных экспериментов в Германии, он дал тщательный метод сбора данных.

2. Он подчеркивал дух науки и экспериментирования в решении вопросов образования.

3. Особое внимание уделялось систематическому наблюдению за деятельностью ума.

4. Эксперименты в области педагогической психологии были начаты на основе опытов структурализма.

5. Интроспекция как метод изучения поведения.

Система № 2. Функционализм:

Функционализм — это название, данное системе психологии, изучающей разум, поскольку он функционирует, адаптируя организм к окружающей среде. Корни этой точки зрения восходят к эволюционной биологии Чарльза Дарвина (1809 г.-1882) и прагматической философии Уильяма Джеймса (1842-1910).

Функтиналистская точка зрения пришла в педагогическую психологию и развилась в движение под руководством Джона Дьюи (1859-1952), Джеймса Роула и Энджелла (1869-1949) и Харви Карра (1873-1954).

Уильям Джеймс (1842-1910):

РЕКЛАМА:

Уильям Джеймс, отец американской психологии, провел большую часть своей академической карьеры в Гарвардском университете. Он, в свою очередь, был физиологом, психологом и философом. Его выдающимся вкладом в психологию была его блестящая книга «Принципы психологии» (1890).

Другая его книга «Беседы с учителями» (1899 г.) также имеет большое значение. Джеймс ясно дал понять, что разум, проявляющийся в привычках, знаниях и восприятии, постоянно вовлечен в активные взаимовыгодные отношения с окружающей средой. Таким образом, разум полезен или функционален в приспособлении. Он подчеркивал роль интереса в обучении. Он заявил, что «Самое важное в любом образовании — сделать нервную систему нашим союзником, а не нашим врагом».

Джон Дьюи (1859 г.-1952) был великим философом, педагогом и психологом. Дьюи заинтересовался психологией, работая над докторской диссертацией об Иммануиле Канте (1724–1804). Это было в Мичиганском университете, где он преподавал психологию, а также философию, и написал свой функционально ориентированный учебник под названием «Психология» (1986), который стал очень популярен среди студентов бакалавриата.

В соответствии с его функциональной точкой зрения в психологии, философия Дьюи рассматривала социальные изменения как неизбежные и способные быть направленными на благо человека. Он рассматривал идеи как планы действий, которые помогают человеку решить проблему жизни и приспособления.

В 1896 году Дьюи опубликовал свою знаменитую статью «Концепция рефлекторного акта в психологии», в которой он утверждал, что рефлексы и другие формы поведения следует интерпретировать с точки зрения их значения для адаптации. Он считал, что изучение «организма как целого, функционирующего в окружающей его среде» является подходящим предметом психологии. Со временем Дьюи стал всемирно известен как представитель прагматической точки зрения в философии и за его защиту прогрессивного образования.

Вклад функционализма в образование:

Ниже приводится главный вклад функционализма в образование:

1. Функционализм подчеркивает, что поведение можно адаптировать к новой жизненной ситуации. Соответственно, учителя и директор должны обеспечить такую ​​среду для обучения учащихся, которая способствует пробуждению и поддержанию их мотивации в обучении.

2. Функционализм стремился заменить теоретически перегруженный учебный план практическими подходами.

3. Обучение на практике занимало центральное место в методах преподавания-обучения.

4. Функционализм делал упор на изучение различных проблем личности и их решения.

5. Он внес большой вклад в детскую психологию и умственное тестирование.

6. Он указал на важность понимания потребностей детей разного возраста.

7. Он подчеркнул аспект полезности. Другими словами, в нем указывалось, что в учебную программу следует включать только те предметы, которые полезны в обществе.

8. Это привело к развитию научных исследований в образовании.

9. Он положил начало новым методам преподавания и обучения.

Системный номер 3. Бихевиоризм:

Джон Б. Уотсон (1878-1958) был американским психологом, который стал ярым сторонником бихевиоризма. Будучи аспирантом Чикагского университета, в годы становления функционалистского движения, он заинтересовался исследованиями на животных и основал лабораторию на животных. Он делал упор на изучение поведения с помощью экспериментов. Он объяснил свой бихевиоризм в статье «Психология и бихевиорист», опубликованной в Psychological Review (19).13).

Он объяснил свою точку зрения в трех книгах – «Введение в сравнительную психологию» (1914). Психология с точки зрения бихевиористов (1919) и бихевиоризма (1925). Он считал, что такие понятия, как «разум-сознание» и образ, имеют место. Он утверждал, что психология — это наука о поведении. По его словам, поведенческие акты должны быть объективно описаны в терминах «с точки зрения стимула и реакции, с точки зрения формирования привычки, интеграции привычки и тому подобного».

Уотсон отказался от менталистских понятий, таких как сознание и разум и т. д., и предложил следующие методы исследования поведения:

1. Наблюдение с инструментальным контролем и без него.

2. Метод условного рефлекса.

3. Метод устного отчета.

4. Метод испытаний.

Уотсон показал, как объективные аналитические методы лаборатории на животных могут быть применены к людям, в частности, с помощью условной реакции. В своей книге «Психологическая помощь младенцу и ребенку» (1929) он указывал на использование младенцев и детей в качестве объектов психологического исследования. Уотсон предположил, что бихевиористская психология может многое предложить таким профессиям, как реклама, юриспруденция, промышленность и образование.

Вклад бихевиоризма в образование :

П. Саймондс сделал следующие выводы о применении бихевиоризма для преподавания и обучения: как он это делает, потому что это принятие становится руководством в его дальнейшей деятельности. Это признание со стороны учителя может принимать форму материальных знаков внимания, таких как золотые лестницы, списки с отличием и т.п. Но есть тенденция к короткому замыканию, так что «правильно или верно одинаково хорошо».

Основные вклады бихевиоризма в образование:

1. Бихевиоризм дал новые методы и приемы понимания детского поведения.

2. Это способствовало пониманию эмоций ребенка.

3. Он дал новую методологию обучения, известную как «программированное обучение», которая успешно применяется в нескольких странах.

4. Указывает на то, что все поведение усваивается в процессе взаимодействия с окружающей средой.

5. Он подчеркивает важность окружающей среды и ее влияние на развитие человека.

6. Это привело к разработке новых подходов, методов и приемов борьбы с дезадаптацией у детей.

7. Он вывел психологию из полемики менталистского подхода к человеческому поведению.

8. Он внес большой вклад в психологию обучения.

9. Он указал на важность мотивации.

Система № 4. Гештальт-психология :

Гештальт-психологи ополчились против психологов-бихевиористов и функционалистов. Их представляли Макс Вертгеймер (1880–1943), Вольфганг Келер (1887–1967) и Курт Коффка (1886–1941) — все немецкие психологи. Фундаментальный принцип гештальта состоит в том, что «целое отличается от суммы своих частей». Гештальт — это немецкое слово, означающее целое, форму, фигуру или конфигурацию. Гештальт-психологи приняли динамический или полевой взгляд на нервную систему вместо бихевиористского машинного взгляда.

Хотя Вертхаймер родился в Праге (Чехословакия), он связан с немецкими психологами, так как он провел много исследовательской работы в немецких университетах. Он основал гештальт-школу как новое движение, противостоящее как структурализму, так и бихевиоризму. В своей известной книге «Продуктивное мышление» (1945) он подверг критике традиционный взгляд на «ассоциацию» и «механическое заучивание» как на основу мыслительных процессов.

Вертгеймер со значительным успехом продемонстрировал, что, когда учитель упорядочивает задачи, чтобы организовать элементы классных упражнений в осмысленное целое, происходит озарение. Это он резко контрастировал с обычной образовательной практикой муштры и зубрежки. Были расширения точки зрения гештальта на личность, детскую психологию и мотивацию и т. д.

Вклад гештальт-психологии в образование :

1. Гештальтисты придают большое значение восприятию отношений, организации и целостности в обучении. Они утверждают, что именно целое определяет поведение своей части. Это означает, что учитель должен представить свой предмет в классе в целом.

2. Цели и задачи занимают важное место в обучении. Они активизируют учащихся.

3. Учитель должен начинать с восприятия учащегося, а не с его собственного восприятия.

4. Директор, учителя и ученики должны работать как единое целое, чтобы улучшить процесс обучения учителей в школе.

5. Бихевиоризм пролил новый свет на групповое или социальное обучение в классе. Он считает групповое поведение важным фактором в обучении.

6. Гештальтпсихология указывает на необходимость междисциплинарного подхода к проблемам образования.

7. Гештальт-психологи подчеркивают, что обучение через озарение более эффективно.

8. Гештальт-психология подчеркивает важность желаемой среды для обучения.

Система № 5. Психоанализ:

По словам Дж.П. Чаплина и Т.С. Krawiec (1979) «Из всех школ психологии психоанализ настолько захватил воображение широкой публики, что многие неспециалисты ошибочно отождествляют психологию с психоанализом». Это очень влиятельное движение зародилось в Вене в конце 19 века под руководством Зигмунда Фрейда (1856-1919).39).

Фрейд получил степень доктора медицины со специализацией в области неврологии. Как практикующий врач, он осознал, что многие из его пациентов на самом деле страдают от психических конфликтов, которые проявляются в виде физических недугов и расстройств. Он был убежден, что пациенту нужна психотерапия, а не физиотерапия. Он связался с французским практикующим. Дж. М. Шарко (1825—1893) и немец Й. Брейер (1842—1925), применявшие гипнотическое лечение истерических больных.

Фрейд глубоко изучил технику гинотерапии и обнаружил, что ее возможности были ограничены, а в некоторых случаях лечение было поверхностным. Болезнь впоследствии вспыхнула в другой форме с другим набором симптомов. В конце концов Фрейд понял, что реальная ценность заключается в психическом анализе.

Психоанализ обычно состоит из того, что пациент расслабляется на кушетке и свободно рассказывает все, что приходит ему на ум. Это метод свободных ассоциаций. Психоаналитик максимально беспрепятственно выслушивает и наблюдает за пациентом на предмет эмоциональных реакций, признаков дистресса и сопротивления лечению. Из своего клинического опыта Фрейд разработал ряд важных концепций — разделение личности на Ид, Эго и Супер-Эго.

Он подчеркивал важность бессознательного в психической жизни. Он считал сновидение главным путем в бессознательный процесс. Толкование снов стало важной частью как терапевтического процесса, так и теории психоанализа. Фрейд также считал, что сексуальные расстройства лежат в основе истерии и других невротических расстройств. Его выводы о том, что невротические расстройства возникают в раннем детстве, сделали всех, кто занимается уходом, обучением и воспитанием детей, чрезвычайно ориентированными на ребенка.

Влияние фрейдистского психоанализа оказало глубокое влияние на направление психологии развития, которая рассматривает ребенка уже не как миниатюрного взрослого, а как личность со своими потребностями, возможностями и проблемами.

Собрание сочинений Фрейда состоит из двадцати четырех томов.

Его знаковые публикации включают следующее:

1. Толкование сновидений (1900).

2. Психопатология повседневной жизни (1904).

3. Три эссе по теории сексуальности (1905).

4. За пределами принципа удовольствия (1920).

5. Будущее иллюзии (1928).

6. Цивилизация и ее недовольство (1930).

Вклад психоанализа в образование:

1. Психоанализ выявил необходимость дошкольного образования.

2. Фрейд подчеркивал, что бессознательная мотивация играет важную роль в процессе обучения.

3. Психоанализ подчеркивает важность переживаний раннего детства в процессе обучения и воспитания. Эти ранние переживания играют важную роль в закладывании фундамента личности ребенка. Среди основных факторов, ведущих к формированию у ребенка положительного отношения к жизни, можно выделить привязанность, любовь и сочувствие.

4. Психоанализ утверждает, что дети должны иметь возможность свободно выражать свои эмоции в классе и за его пределами. Это очень способствует здоровому развитию детей.

5. Психоанализ проливает свет на причины, приводящие к дезадаптации у детей.

6. Психоанализ призывает учителей быть позитивными в своих взглядах.

Главная ›› Психология ›› Системы ›› Системная психология

Системная психология | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология: Дебаты · Журналы · Психологи


Системная психология — раздел прикладной психологии, изучающий поведение и опыт человека в сложных системах. Он вдохновлен теорией систем и системным мышлением и основан на теоретических работах Роджера Баркера, Грегори Бейтсона, Умберто Матураны и других. Это подход в психологии, при котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. Альтернативными терминами здесь являются «системная психология», «системное поведение» и «системная психология».

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 типа системной психологии
  • 4 Связанные поля
    • 4.1 Теория экологических систем
    • 4.2 Эргономика
    • 4.3 Семейная системная терапия
    • 4.4 Организационная психология
    • 4.5 Теория перцептивного контроля
    • 4.6 Психология процессов
    • 4.7 Психосинтез
    • 4.8 Системная терапия
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

Системная психология изучает поведение и опыт человека в сложных системах. Он включает в себя область инженерной психологии, но, кроме того, больше занимается социальными системами и изучением мотивационного, аффективного, когнитивного и группового поведения, чем инженерная психология. [1] В системной психологии характеристики организационного поведения, например, индивидуальные потребности, вознаграждения, ожидания и атрибуты людей, взаимодействующих с системами, учитываются в процессе создания эффективной системы. [2] Сам термин «системная психология» был впервые введен Джоном Б. Парри в 1958 году в промышленном контексте. С тех пор системная психология появилась в нескольких областях:

  • В системотехнике и промышленности в контексте эргономики.
  • В школьной психологии и общественной психологии
  • В области психотерапии, также называемой системной терапией
  • В новой области теории семейных систем

Системная психология возникла здесь как новый подход, в котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. В открытых системах у них есть активный метод сохранения стабильности за счет динамических отношений между частями. Классическим примером этой гомеостатической динамики является «проблемное поведение» ребенка, который мочится в постель и выполняет стабилизирующую функцию сохранения проблемного брака, потому что внимание родителей отвлекается от их конфликта на «проблемного» ребенка. Системная психология основана на теоретических работах Грегори Бейтсона и других. Терапевтические приложения были разработаны Virginia Satir, Milan Group и другими.

Более поздние разработки системной психологии бросили вызов этому пониманию гомеостаза, поскольку оно слишком сосредоточено на каузальном понимании систем. Это изменение мышления от кибернетики 1-го порядка к кибернетике 2-го порядка повлекло за собой постмодернистский сдвиг в понимании реальности как объективной к тому, чтобы быть социально и лингвистически сконструированным.

Суть этой критики заключается в заключении слишком большого количества прямых причинно-следственных связей между частями системы (например, что проблемное поведение ребенка исчезло бы, если бы родители просто ладили). Вместо того, чтобы искать причины в системах, эта новая школа системной психологии вместо этого стремится изменить деструктивные паттерны в системах (например, в семье), поощряя людей смотреть на вещи с новых точек зрения с помощью таких методов, как круговой опрос, тем самым открывая возможность для сдвиг в силовой динамике.

История

Гештальт-психология, разработанная в 1920-х годах, стала важным примером развития общей теории систем в 1940-х годах. Гештальт-психология — это теория разума и мозга, которая предполагает, что принцип работы мозга является целостным, параллельным и аналоговым с тенденциями к самоорганизации; или, что целое отличается от суммы своих частей. Концепция общей теории систем возникла в дальнейшем из биологических наук. Он пытается отобразить общие принципы работы всех систем, особенно живых систем. Несколько биологов и социологов участвовали в появлении общей теории систем в XIX веке.50-е годы.

В 1950-х и 1960-х годах Людвиг фон Берталанфи написал несколько статей и книгу по теории систем и психологии, психопатологии и психиатрии. [3] Область системной психологии впервые возникла за пределами академического мира в промышленности. Джон Б. Парри в 1958 году впервые упомянул этот термин в контексте «психологии персонала» как иногда известного раздела «авиационной психологии». [4] Первая книга под названием Системная психология Кеньона Б. Де Грина в 1970 также сосредоточился на системной психологии в контексте инженерии, в частности, в связи с человеческим фактором, теорией систем и системной инженерией. В этом направлении Брюс Кристи исследовал очертания зарождающейся области человеческих факторов, исходя из основ системной психологии, а не классической эргономики. [5]

В 1960-х годах системная психология получила дальнейшее развитие в новых областях применения. Он был применен для понимания функционирования детей в семейных системах. Психология экологических систем также применялась к другим системам, включая школу и сеть здравоохранения, и этот подход использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами, в частности, социально-экологическая модель развития доказала широкую концептуализацию теории экологических систем. это объясняет несколько контекстов, в которых развиваются дети. [6]

В 1992 году Линда Э. Олдс в «Метафорах взаимосвязи» начала работать над общей системной теорией психологии. [7] Олдс задавался вопросом, как системная психология или психология процессов удерживает сознание сосредоточенным на целом, а не на частях. Как системная психология может помочь людям переосмыслить себя, придерживаясь концепций, которые радикально меняют их восприятие? (стр. 92) Она заявила о системных подходах к терапии, что системные модели могут присоединиться к другим терапевтическим перспективам, которые делают центральный акцент на важности подчинения большему целому как способу посредничества и преодоления внутренних конфликтов (стр. 9).3) Растущая область трансперсональной психологии может помочь в разработке системной психологии, призывая метафоры выйти за рамки строгой идентификации с нашими личностями, телами, чувствами ума или даже с нашим высшим «я» (стр. 107)

В 2003 году Томас Дж. Пауэр проясняет связь между здоровьем детей и гигиеной в психологии экологических систем. Он представляет основу для систематического удовлетворения медицинских потребностей детей путем интеграции систем здравоохранения, психического здоровья и образования. Согласно Пауэрсу, экологическая системная психология возникла с XIX в.60-х годов и получил дальнейшее развитие в различных контекстах и ​​создал эффективные связи между основными системами, в которых функционируют дети. Этот подход был применен в школах и сетях здравоохранения и использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами и социально-экологическими моделями развития ребенка. [8]

Типы системной психологии

В научной литературе упоминаются различные виды системной психологии:

Прикладная системная психология
Де Грин в 1970 году описал прикладную системную психологию как связанную с инженерной психологией и человеческим фактором.
Теория когнитивных систем
Психология когнитивных систем является частью когнитивной психологии и, подобно экзистенциальной психологии, пытается разрушить барьер между сознательным и бессознательным разумом. [9]
Психология контрактных систем
Психология контрактных систем касается актуализации человеческих систем через организации участия. [10]
Семейная системная психология
Психология семейных систем — это более общее название области семейных психотерапевтов. Например. Мюррей Боуэн, Майкл Э. Керр и Баард [11] и исследователи начали теоретизировать психологию семьи как системы. [12]
Органосистемная психология
Посредством применения биологии организменных систем к человеческому поведению Людвиг фон Берталанфи задумал и развил психологию организменных систем как теоретическую перспективу, необходимую для постепенного понимания различных путей, которыми могут развиваться человеческие личности, и того, как они могут правильно развиваться при поддержке целостной интерпретации человеческого поведения. [13]

Связанные области

Теория экологических систем

Основная статья: Теория экологических систем

Теория экологических систем, также называемая «Развитие в контексте» или теория «экологии человека», определяет четыре типа вложенных экологических систем с двунаправленным влиянием внутри и между системами. Теория была разработана Ури Бронфенбреннером, который считается одним из ведущих мировых ученых в области психологии развития. Позже была добавлена ​​пятая система (хроносистема):

  • Микросистема: непосредственная среда (семья, школа, группа сверстников, соседство и среда ухода за детьми)
  • Мезосистема: система, состоящая из связей между непосредственным окружением (т. е. дом ребенка и школа)
  • Экзосистема: параметры внешней среды, которые лишь косвенно влияют на развитие (например, рабочее место родителей)
  • Макросистема: более широкий культурный контекст (восточная и западная культура, национальная экономика, политическая культура, субкультура)
  • Хроносистема: закономерности событий и переходов окружающей среды в течение жизни.

Собственная биология человека может считаться частью микросистемы; таким образом, эту теорию в последнее время иногда называют «теорией биоэкологических систем». Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут сильно влиять на развитие.

Эргономика

Основная статья: Эргономика

Эргономика, также называемая «инженерной психологией» или «человеческим фактором», представляет собой применение научной информации об объектах, системах и окружающей среде для использования человеком (определение принято Международной Ассоциация эргономики в 2007 г.). Эргономика обычно рассматривается как то, как компании проектируют задачи и рабочие зоны, чтобы максимизировать эффективность и качество работы своих сотрудников. Однако эргономика присутствует во всем, что связано с людьми. Рабочие системы, спорт и отдых, здоровье и безопасность должны воплощать в себе принципы эргономики, если они хорошо спроектированы.

Это прикладная наука о проектировании оборудования, предназначенная для максимизации производительности за счет снижения утомляемости и дискомфорта оператора. Эта область также называется биотехнологией, инженерией человека и инженерией человеческого фактора. Эргономические исследования в основном проводятся эргономистами, которые изучают человеческие возможности по отношению к их рабочим требованиям. Информация, полученная от эргономистов, способствует разработке и оценке задач, рабочих мест, продуктов, сред и систем, чтобы сделать их совместимыми с потребностями, способностями и ограничениями людей.

Семейная системная терапия

Основная статья: Семейная терапия

Семейная системная терапия, также называемая «семейной терапией» и «парной и семейной терапией», представляет собой направление психотерапии, связанное с консультированием по вопросам взаимоотношений, которое работает с семьям и парам в близких отношениях, чтобы способствовать изменениям и развитию. Он склонен рассматривать их с точки зрения систем взаимодействия между членами семьи.

Подчеркивает семейные отношения как важный фактор психологического здоровья. Таким образом, семейные проблемы рассматривались как эмерджентное свойство системных взаимодействий, а не как возложение вины на отдельных членов. Брачные и семейные терапевты (MFT) наиболее специально обучены этому типу психотерапии.

Организационная психология

Основная статья: Промышленная и организационная психология

Промышленная и организационная психология, также известная как «психология труда», «психология труда» или «психология персонала», касается применения психологических теорий, методов исследования, и стратегии вмешательства в проблемы на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи заинтересованы в том, чтобы сделать организации более продуктивными, обеспечив работникам возможность вести физически и психологически здоровый образ жизни. Соответствующие темы включают психологию персонала, мотивацию и лидерство, отбор сотрудников, обучение и развитие, организационное развитие и управляемые изменения, организационное поведение, а также вопросы работы и семьи.

Теория перцептивного контроля

Основная статья: Теория перцептивного контроля

Теория перцептивного контроля (ТКП) — это психологическая теория поведения животных и человека, созданная ученым-индивидуалистом Уильямом Т. Пауэрсом. В отличие от других теорий психологии и поведения, которые предполагают, что поведение является функцией восприятия — что входные данные восприятия определяют или вызывают поведение — ПКТ постулирует, что поведение организма является средством управления его восприятием. В отличие от инженерной теории управления эталонная переменная для каждого контура управления с отрицательной обратной связью в иерархии управления устанавливается изнутри системы (организма), а не внешним агентом, изменяющим уставку контроллера. [14] РСТ также применяется к неживым вегетативным системам. [15]

Психология процесса

Основная статья: Философия процесса

Психология процесса существует для интеграции процессного мышления с областью психологии в широком понимании. [16] Это новая область, возникшая в результате применения философии процесса Альфреда Норта Уайтхеда к психологии. Он обещает объединить разум, тело и дух в строгой и последовательной структуре.

Новаторской работой в этой области является « К психологии процессов: модель интеграции » Дэвида Э. Роя, опубликованная в 2000 году. Опираясь на глубины гештальт-психологии и метафизики процессов, Дэвид Рой проливает свет на сложные психологические вопросы, касающиеся символизма. , отношения между разумом и телом и духовные аспекты человеческой жизни. Возникающая метатеория проливает свет как на психологию, так и на психотерапию. Такое переосмысление психологических вопросов и категорий бесценно для дальнейшего изучения человеческой психики и поиска здоровья. [17]

Психосинтез

Основная статья: Психосинтез

Психосинтез — это оригинальный подход к психологии, разработанный Роберто Ассаджиоли. Психосинтез не задумывался как школа мысли или эксклюзивный метод, но во многих конференциях и публикациях он был центральной темой, а центры были созданы в Италии и США в 1960-х годах.

Психосинтез отошел от эмпирических основ психологии в том, что изучал человека как личность и душу, но Ассаджоли продолжал настаивать на том, что он был научным. Ассаджиоли разработал терапевтические методы, отличные от тех, что были найдены в психоанализе. Хотя бессознательное является важной частью теории, Ассаджоли старался поддерживать баланс с рациональной, сознательной терапевтической работой.

Системная терапия

Основная статья: Системная терапия

Системная терапия — это школа психологии, которая стремится обращаться к людям не на индивидуальном уровне, как это было в центре внимания более ранних форм терапии, а как к людям в отношениях , имея дело с взаимодействиями групп и их моделями взаимодействия и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию, или, точнее, семейную системную терапию, как ее позже стали называть. В частности, системная терапия уходит своими корнями в миланскую школу Мары Сельвини Палаццоли, но также восходит к работам Сальвадора Минучина, Мюррея Боуэна, Ивана Босзорменьи-Надь, а также Вирджинии Сатир и Джея Хейли из МРТ в Пало-Альто.

См.

также
Связанные поля
  • Настройки поведения
  • Теория Хаоса
  • Теория коммуникации
  • Общественная психология
  • Комплексные системы
  • Конструктивистская эпистемология
  • Критическая теория
  • Экологическая психология
  • Теория живых систем
  • Новая кибернетика
  • Нейрокибернетика
  • Процессуально-ориентированная психология
  • Социальная психология
  • Теория социотехнических систем
  • Соматическая психология
Ученые, работающие в смежных областях
  • Уильям Росс Эшби
  • Грегори Бейтсон
  • Джон Боулби
  • Ури Бронфенбреннер
  • Фритьоф Капра
  • Дональд де Авила Джексон
  • Томас Гомер-Диксон
  • Фред Эмери
  • Клэр В. Грейвс
  • Пим Хазелагер
  • Брэдфорд Кини
  • Курт Левин
  • Умберто Матурана
  • Энид Мамфорд
  • Талкотт Парсонс
  • Гордон Паск
  • Уильям Т. Пауэрс
  • Анатолий Рапопорт
  • Джеффри Сатиновер
  • Эйнар Торсруд
  • Эрик Трист
  • Стюарт Амплби
  • Франсиско Варела
  • Людвиг фон Берталанфи
  • Лев Выготский
  • Кен Уилбер
  • Александр Зелитченко
Связанные понятия

.

  • Осведомленность
  • Развитие ребенка
  • Конатус
  • Концептуальная система
  • Коннекционизм
  • Сознание
  • Культурная система
  • Встроенное встроенное познание
  • Эквифинальность
  • Гомеодинамика
  • Человеческая экосистема
  • Модель иерархической сложности
  • Посткогнитивизм
  • Самоконтроль
  • Социальная сеть
  • Системный интеллект

Литература

  • Людвиг фон Берталанфи (1968), Органическая психология и теория систем , Worcester, Clark University Press.
  • Бреннан (1994), История и системная психология , Прентис Холл, ISBN 0131826689
  • Молли Янг Браун, Психосинтез – «системная» психология? ,
  • Кеньон Б. Де Грин, граф А. Аллуизи (1970), Системная психология , McGraw-Hill.
  • В. Хьюитт (2003), «Системная модель человеческого поведения», в: Интерактивная психология образования , Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты.
  • Джон Миллс (2000), «Диалектический психоанализ: к психологии процесса», в: Psychoanalysis and Contemporary Thought , 23 (3), 20–54.
  • Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязанности: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110
  • Жанна М. Плас (1986), Системная психология в школах , ISBN Pergamon Press 0080331440
    9 0261 Дэвид Э. Рой (2000), На пути к психологии процессов: A Модель интеграции . Фресно, Калифорния, Adobe Creations Press, 2000
  • Дэвид Э. Рой (2005), Психология процессов и процесс психологии, или разработка психологии интеграции при выходе из дома , Документ для семинара, 2005.
  • Вольфганг Чахер и Жан-Пьер Довальдер (2003) (ред.), Динамический системный подход к познанию: концепции и эмпирические парадигмы, основанные на динамике самоорганизации, воплощения и координации , World Scientific. ISBN 9812386106 .
  • WT Singleton (1989), Разум в действии: психологическая эргономика , Cambridge University Press. ISBN 0521265797.

Ссылки

  1. ↑ Лестер Р. Биттел и Мюриэль Альберс Биттел (1978), Энциклопедия профессионального менеджмента , McGraw-Hill, ISBN 0070054789, стр. 498.
  2. ↑ Майкл М. Берманн (1984), Справочник по микрокомпьютерам в специальном образовании . Колледж-Хилл Пресс. ISBN 093301435X. Страница 212.
  3. ↑ Людвиг фон Берталанфи писал:
    • 1951, «Теоретические модели в биологии и психологии», Journal of Personality, 20, 24–38.
    • 1956, «Биолог смотрит на человеческую природу», Scientific Monthly, 82, 33–41
    • 1966, «Пересмотр разума и тела», Журнал гуманистической психологии, 6, 113–138.
    • 1967, «Общая теория систем: приложение к психологии», Social Science Information, vol. 6, 125–136 (перепечатано в «Социальных науках: проблемы и ориентация», Париж, Ла-Эй, Мутон, ЮНЕСКО, 309–319, 1968).
    • 1967, «Общая теория систем и психиатрия — обзор», Американская психиатрическая ассоциация 176, Ежегодное собрание (опубликовано в Psychiatric Spectator, 4, 6–8, 1967; и в Gray W., Rizzo ND & Dahl FJ, General Systems Theory. и психиатрия, Бостон, Little, Brown & Company, 33–46, 19.69).
    • 1968, Органическая психология и теория систем , Вустер, издательство Университета Кларка.
    • 1970 «Общая теория систем и психология», в Royce JR (ed.), Toward Unification of Psychology, Toronto, University Press, 220–223.
  4. ↑ Джон Б. Парри, Сипке Дирк Фоккема (1958), Авиационная психология в Западной Европе и отчет об исследованиях пилота , Мичиганский университет, стр. 4.
  5. ↑ Брюс Кристи (1985), Человеческий фактор информационных технологий в офисе , Уайли, ISBN 0471
  6. X.
  7. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и сообщества . Страница 11.
  8. ↑ Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязи: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110.
  9. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), «Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и общества». Гилфорд Пресс. ISBN 1572308559. стр.11.
  10. ↑ Дэвид Пэрриш (2006), «Ничто из того, что я вижу, ничего не значит: квантовые вопросы, квантовые ответы», стр. 29
  11. ↑ Марсия Гуттентаг и Элмер Л. Стрюнинг (1975), Справочник по оценочным исследованиям . Мудрец. ISBN 08030. стр. 200.
  12. ↑ Майкл Б. Гудман (1998), Корпоративные коммуникации для руководителей , SUNY Press. ISBN 0791437612. Страница 72.
  13. ↑ Сара Э. Купер (2004), Связывающие узы: вопросы семейной динамики и семейного дискурса , University Press of America.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *