Психокоррекция это: Недопустимое название — Ярославский педагогический университет

что это такое и ее отличие от психотерапии.

Слово «коррекция» сегодня на слуху. Мы корректируем фигуру, черты лица, рацион, поведение, фотографии в соцсетях для того, чтобы сделать их более совершенными. Оказывается, возможно подправить не только то, что «снаружи», но и то, что скрывается глубоко внутри – психику человека. С этим поможет «скорая помощь» прикладной психологии – психокоррекция. Рассказываем, какими вопросами занимается психокоррекционный психолог, как проходит сеанс, и чем коррекция отличается от психотерапии.

Что такое психокоррекция?

Психокоррекция — это одно из направлений в прикладной психологии, направленное на то, чтобы исправить особенности психологического развития, а также создать условия для положительных изменений личности, личностного роста, саморазвития, реализации талантов и наклонностей. Термин «психологическая коррекция» появился в обиходе относительно недавно – в начале 70 годов XX века. Единое направление постепенно разбилось на несколько отраслей: образовательную, медицинскую, педагогическую, спортивную, социальную.

Главная цель психокоррекции – смягчить симптомы внутреннего конфликта, а в идеале – привести развитие личности к оптимальному уровню «норма», исходя из возраста, индивидуальных характеристик человека. Психокоррекция помогает:

  • Минимизировать ненужные или непродуктивные эмоции, которые порождаются вредными установками, деструктивными алгоритмами поведения (в том числе девиантного).
  • Мягко перестроиться (адаптироваться, социализироваться) в разных условиях окружения.
  • Активизировать процесс познания и раскрыть интеллектуальный потенциал.
  • Повысить работоспособность.
  • Предупредить эмоциональное выгорание, связанное с работой «человек-человек» (спасатели, педагоги, врачи).
  • Выявить психологические блоки, защиты, иррациональные установки, которые на бессознательном уровне управляют поведением и одновременно забирают большую часть внутренней энергии.
  • Разработать многоуровневую программу диагностики и коррекции для детей с задержкой психического развития. Синдромом дефицита внимания.
  • Понять причины детской боязливости, неуверенности, тревожности, а также создать условия для их проработки через эмоциональный фон ребенка.
  • Отследить и обсудить психологические причины набора лишнего веса.

Психокоррекция и психотерапия – области практической психологии, которые имеют свою сферу применения:

ПсихокоррекцияПсихотерапия
Не работает с травмирующими событиями прошлого, а ориентируется на настоящее и будущее.Считает, что болезненные события прошлого влияют на психологическое состояние в настоящем.
Воздействует на сознание на трех уровнях: через подкорковые системы, высшие психические функции, корковые системы.Чтобы изменить отношение клиента к проблеме, изучает его переживания, чувства, эмоции через результаты психической деятельности: бессознательное, телесные проявления, комплексы, мысли.
Ориентируется только на здоровые стороны личности и не работает с психологическими недостатками, имеющими органическую основу.Является специально разработанной системой лечебного воздействия на клиентов с соматическими, неврологическими, нервными заболеваниями.
В среднем занимает 2-3 месяца.В среднем продолжается от 1-1,5 до 3-4 лет.

Сходство психокоррекции и психотерапии в том, что ни одно направления не отдает предпочтения какой-то одной теории, а накапливает и применяет разные подходы (телесные практики, включенное наблюдение, музыкотерапию, сказкотерапию). А сам выбор коррекционного или терапевтического метода зависит от направления, которое практикует специалист. Общим является и предмет этих направлений: восстановление психического здоровья клиента.

Пройти тест на тип личности

Общая схема сеанса психокоррекции.

Психокоррекционная работа может быть индивидуальной и групповой. Групповые сеансы, как правило, проводят психологи с десятилетним и более практическим опытом.

Но в любом случае от коррекционного психолога требуется дополнительная подготовка:

  • Теоретическая: знания теории, основ коррекционной работы, способов коррекции.
  • Практическая: владение отработанными методиками и методами коррекциями.
  • Личностная: отсутствие у психолога таких же проблем, которые предстоит корректировать у клиента.

Сеанс коррекционного психолога проходит по одной схеме: диссоциация-коррекция-ассоциация. Внутренне наполнение каждого этапа зависит от проблемы, методологии, состояния психики пациента.

Диссоциация – отделение проблемного эпизода клиента из общего поля личности. Такой прием дает возможность понаблюдать за своими проблемами со стороны, без травмирующих эмоций.

Коррекция – конкретное действие, которое помогает исправить ситуацию. На этом этапе психолог может применить фразы:

  • Опишите свою проблему, как вы ее видите или чувствуете. Как думаете, возможно посмотреть на нее иначе и изменить? Давайте попробуем…
  • Выберите одну игрушку-презентатор, представьте, что это вы. Расскажите о себе от имени игрушки.
  • Я предлагаю вам сделать такое упражнение (выбор)…
  • Знаете, я когда-то переживал подобное и очень хорошо вас понимаю…
  • Давайте попробуем проследить логику ваших рассуждений. Какие события или поступки привели к таким выводам?
  • Мы вместе пришли к выводам, которые помогут изменить ваше отношение к ситуации…

Ассоциация – заключительный шаг, который помогает принять в поле бессознательного обновленную картинку. Эта картинка включает определенную программу, которая поможет реализовывать новые сценарии жизни.

Наиболее известными психокоррекционными тренингами считаются аутотренинг, нейролингвистическое программирование (НЛП), трансактный анализ, поведенческая терапия, психодрама, техника осознанных сновидений.

Как работает техника диссоциации «Кинозал»?

Техника «кинозал» демонстрирует первый этап психокоррекции – диссоциацию. Ее можно использовать отдельно для работы с травмирующими, болезненными событиями. Выполнять ее лучше с психотерапевтом, но можно попробовать самостоятельно:

  • Шаг 1. Удобно сесть в кресле. Глубокий вдох, глубокий выдох. Закрыть глаза, расслабить мышцы шеи, спины, лица.
  • Шаг 2. Представить лестницу, спуститься по ней к двери – это вход в кинозал.
  • Шаг 3. Открыть дверь, зайти в кинозал, сесть на кресло, посмотреть на экран.
  • Шаг 4. На экране идет фильм. В нем показывают тяжелую ситуацию из вашей жизни – расставание, развод, ссору, увольнение.
  • Шаг 5. Как только картинка на экране станет четкой, убрать из нее звук, потом убрать цвет. На экране продолжает идти черно-белое немое кино.
  • Шаг 6. Затем нужно уменьшать кадр до тех пор, пока он не превратится в точку и не исчезнет.
  • Шаг 7. Повторять шаги 4-6 до тех пор, пока кино на экране не закончится.
  • Шаг 8. Встать, выйти из кинозала, закрыть за собой дверь, подняться по лестнице.
  • Шаг 9. Открыть глаза, вернуться в обратное состояние.

Эта техника помогает разобраться с травмирующими событиями детства и недавнего времени.

Психокоррекцию можно сравнить с эмоциональным перевоспитанием, которое затрагивает когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу жизни. Особенность заключается в том, что психокоррекция не просто приводит психику к показателю «норма», но помогает добраться до таких пластов бессознательного, до которых человек по своей воле никогда не доберется.

Пройти тест на психологический возраст

1. Понятие психологической коррекции

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

  • Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

  • Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

  • В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

  • Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной – до 15 встреч – помощи при консультировании и долгосрочной – до нескольких лет – помощи при психотерапии).

  • В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

  • Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными вида ми соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые про являются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Коррекционная работа с ребенком это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части.

В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются несколько моделей причин нарушения развития.

Биологическая модельобъясняет причину нарушения в развитии снижением темпа созревания структур мозга.

Медицинская модель – объясняет причины нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления).

Интерракционная модель – связывает причины отклонений в развитии детей и подростков с нарушением взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.

Педагогическая модельрассматривает причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности.

Деятелъностная модель –  рассматривает причины неблаго­получия ребенка в связи с несформированностью ведущего вида деятельности.

Психокоррекция конфликтного поведения студентов колледжей

Серия: Успехи медицинских наук

Авторы

В. Долгова, Л. Сенчева, О. Кондратьева, Ю. В. Rokitskaya

Автор корреспондента

V. Dolgova

Доступно онлайн октябрь 2019 г.

DOI
10.2991/ICHW-1
.14How для использования DOI?
Ключевые слова
студенты, колледж, конфликтное поведение, стиль поведения, моделирование, психокоррекция
Реферат

Студенческий период является важным этапом в развитии личности и ценностных отношений с образовательной средой, в которой происходит социализация учащихся. Однако конфликтный характер этой среды может вызывать длительную неприязнь к учителю, нарушать их взаимодействие, вызывать конфликты, снижать учебную мотивацию. Проблемы требуют систематического психокоррекционного анализа для снижения конфликтности. В статье ставится задача обосновать и апробировать программу психокоррекции конфликтного поведения студентов колледжей. Цель программы – психокоррекция конфликтного поведения студентов колледжа. Цели программы: научить методам общения; развивать коммуникативную культуру; развивать умение действовать в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную устойчивость, саморегуляцию; формировать социально-психологический климат в коллективе; развивать положительные качества. Использовались три группы методов: теоретические (анализ и синтез литературы, моделирование, целеполагание); эмпирические (констатирующие и формирующие эксперименты, тестирование по методу Томаса, методу «личностного конфликтного уровня», модульному социотесту Анцупова). Рассчитан Т-критерий Вилкоксона. В результате у студентов сформировались навыки, необходимые для управления поведением и эмоциями, что улучшило отношение группы к другим учащимся. Наиболее предпочтительными стилями поведения стали сотрудничество и компромисс. Исследование подтвердило возможность коррекции конфликтного поведения. студентов колледжей Успех этой работы зависит от целевой психокоррекционной программы

Copyright
© 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Загрузить статью (PDF)

Название тома
Proceedings of the International Conference on Health and Well-Being in Modern Society (ICHW 2019)
Series
Advances in Health Sciences Исследования
Дата публикации
Октябрь 2019 г.
ISBN
10.2991/ichw-19.2019.14
ISSN
2468-5739 900 18
DOI
10.2991/ichw-19.2019.14Как пользоваться DOI?
Copyright
© 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью

ризенвбиб

 TY - КОНФ
AU - В. Долгова
AU - Л. Сенчева
AU - О. Кондратьева
АУ - Ю. Рокитская
КГ - 2019/10
СР - 2019/10
ТИ - Психокоррекция конфликтного поведения студентов колледжа
BT - Материалы Международной конференции по здоровью и благополучию в современном обществе (ICHW 2019)
ПБ - Атлантис Пресс
СП - 58
ЭП - 60
СН - 2468-5739
УР - https://doi.org/10.2991/ichw-19.2019.14
ДО - 10.2991/ичв-19.2019.14
ИД - Долгова2019/10
Скорая помощь -
 

загрузить .riscopy в буфер обмена

Исследование условий психокоррекции деструктивного психического состояния у студентов языковых курсов во время экзаменов

Серия: Успехи экономики, бизнеса и менеджмента

Авторы

Валентина Долгова, Елена Капитанец, Марина Яшина, Надежда Крыжановская

Корр. ding Автор

Валентина Долгова

Доступен в Интернете с августа 2019 г.

DOI
10.2991/ispcbc-19.2019.6Как использовать DOI?
Ключевые слова
языковые студенты, деструктивное психическое состояние, тревожность, неуверенность, раздражительность, программа психокоррекции
Реферат

Вопрос об эффективных психологических методах лечения тревожности студентов во время экзаменов остается актуальным и на сегодняшний день. Несмотря на то, что существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы лечения тревожности, студенты продолжают испытывать негативные эмоции и волнения. Решение этой проблемы в рамках конференции особенно важно, так как именно студенты-языковцы будут вовлечены после окончания вуза в межкультурное деловое сотрудничество, необходимое для стабильного экономического развития и привлечения инвестиций. Поэтому мы поставили задачу изучить условия психокоррекции деструктивного психического состояния у языковых студентов в период экзаменов, в частности тревожность, неуверенность и раздражительность. Исследование проводилось в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) в Челябинске. Выборку составили 20 студентов-иностранцев первого курса. Исследование проводилось в четыре этапа: кабинетный анализ, экспериментальное исследование, коррекционная работа и анализ данных. Мы проводили психодиагностику на основе двух методик: методики State-Trait Anxiety Inventory, предложенной Чарльзом Д. Спилбергером и адаптированной Ю.Л. Ханина и Шкала манифестной тревоги Тейлора Джанет Тейлор. Разработана и внедрена программа психокоррекции деструктивного психического состояния у студентов языковых курсов во время экзаменов. По результатам исследования мы написали буклеты для студентов с советами на экзаменационный период. Мы также использовали Т-критерий Уилкоксона для анализа данных. Результаты исследования показали, что после внедрения программы у студентов языковых курсов произошло значительное улучшение уровня ситуативной тревожности и раздражительности. Однако в плане уверенности в себе изменений не наблюдалось. Полученные данные позволили определить дальнейшие этапы психокоррекционной работы со студентами: Этап 1. Анализ теоретических подходов психокоррекции ситуационной тревожности у языковых студентов. Этап 2. Проведение экспериментального исследования (констатирующего и обучающего экспериментов). 3 этап. Анализ результатов экспериментального исследования и психокоррекционная работа. 4 этап. Обучение технике психокоррекции первой инициативной группы преподавателей вуза. Этап 5. Обучение методике психокоррекции всех преподавателей вуза, работающих со студентами-иностранцами. Этап 6. Обеспечение владения методикой задействованными преподавателями вузов. Этап 7. Распространение опыта на другие факультеты.

Copyright
© 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной научно-практической конференции «Деловое сотрудничество как ресурс устойчивого экономического развития и привлечения инвестиций» (ISPCBC 2019
Серия
Достижения в области экономики, бизнеса и исследований в области управления
Дата публикации
Август 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *