Предмет изучения бихевиоризма. История современной психологии
Предмет изучения бихевиоризма
Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно объективно описать, не прибегая к менталистическим концепциям и терминологии. Несмотря на объявленную задачу свести поведение к единичным парам «стимул — реакция» (S — R), Уотсон утверждал, что бихевиористы в итоге должны изучать поведение организма в целом. Ведь реакция может быть как простейшей, к примеру, подергивание колена, так и более сложной. В последнем случае Уотсон применял термин «акт». Он полагал, что акты реакций включают такие вещи, как употребление пищи, написание книги, игра в бейсбол или строительство дома. Таким образом, акт представляет собой ответную реакцию организма, выраженную движениями в пространстве, — такими, например, как произнесение слов, потягивание или бег.
Все это говорит о том, что Уотсон воспринимал акт реакции в терминах достижения определенного результата — воздействия на окружающую среду, а не как набор мышечных элементов. И тем не менее, по его мнению, акты поведения — вне зависимости от их сложности — могут быть сведены к моторным или железистым реакциям низшего уровня.
Реакции могут явными или неявными. Явные реакции являются внешними и непосредственно наблюдаемыми. Неявные реакции — сокращения внутренних органов, выделения желез, нервные импульсы и т. д. — происходят внутри организма. Несмотря на то, что такие движения не являются внешними, они также считаются элементами поведения. Прибегая к использованию понятия неявной реакции, Уотсон тем самым модифицировал свое требование, что предмет изучения психологии должен быть фактически наблюдаемым. Движения и реакции, которые происходят внутри организма, становятся наблюдаемыми с помощью приборов.
Подобно реакциям, раздражения (стимулы), с которыми имеет дело бихевиоризм, могут быть как простыми, так и сложными.
Так длина световой волны, оказывающая воздействие на сетчатку глаза, считается относительно простым раздражителем, но раздражители могут быть и физическими объектами, и более сложными ситуациями (то есть комбинацией различных специфических стимулов). Подобно тому, как комбинация реакций, участвующих в действии, может быть сведена к отдельным составляющим, так и стимулирующая ситуация может быть разложена на составные компоненты.Таким образом, бихевиоризм имеет дело со всем организмом в целом, со всеми его связями с окружающей средой. Путем анализа совокупностей пар <стимул — реакция> и разложения их на элементарные составляющие можно разработать определенные законы поведения.
Бихевиоризм Уотсона представляет собой попытку построить науку, свободную от менталистических понятий и субъективных методов, науку столь же объективную и здравомыслящую, как физика. Давайте посмотрим, как Уотсон относился к трем основным предметам изучения психологии: инстинкту, эмоциям и мышлению.
Инстинкты
Уотсон с самого начала признавал роль инстинктов в поведении. В своей книге «Поведение: введение в сравнительную психологию» (Behavior: An Introduction to the Comparative Psychology. 1914 г.) он описывает одиннадцать видов инстинктов. Уотсон изучал поведение крачки, водоплавающей птицы, в болотах острова Тортуга, неподалеку от побережья Флориды. Lro сопровождал Карл Лешли, студент университета Джонса Хопкинса. Позднее Лешли вспоминал, что экспедицию пришлось резко свернуть, когда у него и Уотсона закончились сигареты и виски.
К 1925 году Уотсон изменил свою позицию и совершенно отказался от концепции инстинктов. Те аспекты человеческого поведения, которые кажутся инстинктивными, утверждал он, на самом деле являются социально условными рефлексами. Встав на точку зрения, что научение является ключом к пониманию человеческого поведения, Уотсон совершенно отошел от своих прежних взглядов. Более того, он пошел дальше: он не только отрицал роль инстинктов, но даже отказался признавать существование наследственных дарований любого рода! Те качества, которые кажутся наследственными, утверждал он, прослеживаются только до обучения в раннем возрасте. Дети не рождаются на свет со способностями выдающихся спортсменов или музыкантов, их направляют родители или воспитатели, которые поощряют определенные виды поведения.
Этот акцент на решающее значение воздействия воспитания и окружающей социальной среды — а как следствие, вывод о том, что из ребенка можно сделать все, что пожелает воспитатель, — стал одной из причин небывалой популярности Уотсона.
Уотсон не был одинок в своем предположении, что влияние социального окружения более значимо, чем любые врожденные качества; в психологии уже просматривалась тенденция минимизировать значение влияния инстинктов на поведение. Позиция Уотсона отражала уже происходящий в науке сдвиг. Кроме того, его позиция могла быть обусловлена также характерной для американской психологии начала XX века склонностью к прикладной ориентации. Психологию нельзя применить для модификации или управления поведением, если само поведение нс может меняться. Если поведение регулируется силами инстинктов, то его невозможно модифицировать, а если поведение зависит от обучения или тренировки, то оно фактически подлежит изменениям.
Эмоции
Эмоции, согласно Уотсону, являются реакцией организма на специфические раздражители. Такие раздражители, как нападение или агрессия, вызывают внутренние изменения в организме — в частности, учащение сердцебиения, а также те внешние реакции, которые были приобретены в процессе научения. Эта теория нс предполагает какого — либо сознательного восприятия эмоций или внутренних ощущений.
При каждой эмоции имеют место определенные виды психологических изменений. Несмотря на то, что Уотсон признавал внешнее проявление ответных реакций, он продолжал верить в преобладание внутренних. Он утверждал, что эмоции являются формой неявного поведения, при котором внутренние ответные реакции проявляются, к примеру, в виде изменения цвета лица, появление потливости или учащенного сердцебиения.
Теория эмоций Уотсона кажется гораздо менее сложной, чем теория Вильяма Джемса. Согласно теории Джемса, изменения в организме следуют непосредственно за восприятием раздражителя, а ощущение этих органических изменений и вызывает эмоции. Уотсон подверг критике позицию Джемса. Отбрасывая сознательный процесс восприятия ситуации и состояния чувств, Уотсон провозгласил, что эмоции могут быть полностью описаны в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних реакций организма и внутренних психологических изменений.
В исследовании, которое уже стало классическим, Уотсон изучал раздражители, которые вызывали у младенцев эмоциональные ответные реакции. Он выяснил, что младенцы демонстрируют три основные эмоциональные реакции: страх, гнев и любовь. Страх порождается громкими звуками и внезапной потерей поддержки; гнев — ограничением свободы движений; любовь — ласками, прикосновениями, укачиванием и поглаживанием.
Уотсон также выявил типичные образцы поведения, соответствующие каждому раздражителю. Он полагал, что страх, гнев и любовь являются единственными эмоциональными реакциями, которые возникают не в процессе научения. Прочие человеческие эмоциональные реакции состоят из этих трех основных эмоций и формируются в процессе выработки условных рефлексов. Нередко они могут оказаться связанными с такими стимулами, которые исходно не вызывали подобных реакций.
Альберт, Питер и Кролик
Уотсон наглядно продемонстрировал правильность своей теории выработки эмоциональной реакции с помощью условных рефлексов в ходе экспериментального исследования, проведенного с одиннадцатимесячным Альбертом, которого приучили бояться белой крысы, хотя до начала эксперимента он такого страха не испытывал (Watson & Rayner. 1920). Страх сформировался в результате громкого и резкого звука (удар молотком по железной полосе) за спиной Альберта, который он слышал, когда ему показывали крысу. Вскоре ребенок начал проявлять признаки страха уже просто при виде крысы.
Такой обусловленный страх можно распространить на другие раздражители — кролика, белую шубу, бороду деда Мороза и т. д. Уотсон предположил, что многие страхи, тревожные состояния и антипатии взрослых были аналогичным образом сформированы в их раннем детстве.
Эксперименты с Альбертом так никогда и не были успешно завершены. Уотсон описал это исследование как предварительное, а психологи обнаружили в его методологии существенные изъяны. Тем не менее, результаты экспериментов с Альбертом были восприняты в качестве научного свидетельства и цитируются практически в каждом учебнике по основам психологии — причем обычно неправильно (см. Harris. 1979; Samcison. 1980). Исследование 130 вводных учебников психологии, опубликованных с 1920 по 1989 годы, выявило, что эксперименты с Альбертом вошли в число наиболее часто цитируемых (Todd. 1994).
Несмотря на то, что Альберта успешно приучили бояться белых крыс, кроликов и Санта Клауса, Уотсону не удалось отучить его от этих страхов, потому что Альберта уже нельзя было использовать в качестве подопытного материала. Вскоре после этих экспериментов Уотсон покинул мир академической науки и больше не занимался подобными проблемами. Спустя какое — то время, уже работая в области рекламы в Нью — Йорке, он прочитал лекцию о своих исследованиях. В аудитории присутствовала Мэри Ковер Джонс, школьная подруга Розалии Рейнер в Вассаре. Выступление Уотсона вызвало у нее интерес и заставило задуматься о том, можно ли с помощью условных рефлексов избавить ребенка от страхов. Она попросила Розалию представить ее Уотсону, а затем предприняла исследование, которое стало еще одним классическим примером в истории психологии.
Ее подопытного звали Питер; к моменту проведения экспериментов он уже демонстрировал страх перед кроликами, хотя этот страх и не был выработан в лабораторных условиях (Jones. 1924). Когда Питер принимал пищу, в помещение вносили кролика, но держали его на расстоянии, достаточном для того, чтобы не включить реакцию страха. После нескольких попыток кролика начали подносить все ближе и ближе — причем всякий раз это делалось тогда, когда ребенок ел. Со временем Питер привык к кролику и даже начал трогать его, не выказывая признаков страха. С помощью этой процедуры были устранены и другие проявления страха по отношению к похожим предметам.
Исследования Мэри Ковер Джонс считаются провозвестниками бихевиоральной терапии (то есть применения принципов научения для корректировки неадекватного поведения). Она провела их почти за пятьдесят лет до того, как эта методика приобрела широкую популярность. Мэри Джонс долгое время проработала в Институте благосостояния ребенка при Калифорнийском университете в Беркли. В 1968 году она получила престижную награду «За выдающийся вклад в психологию развития ребенка».
Процесс мышления
Традиционное представление о процессе мышления заключалось в том, что мысли зарождаются в мозге «настолько слабыми, что ни один нейронный импульс не проходит через моторные нервы к мускулам, а следовательно в мускулах и железах не происходит никакой реакции» (Watson. 1930. P. 239). В соответствии с этой теорией, поскольку процесс формирования мысли происходит при отсутствии мускульной реакции, мышление недоступно для наблюдения и проведения экспериментов. Мысль рассматривалась как нечто неуловимое, чисто ментальное и не имеющее физических контрольных точек.
Система бихевиоризма Уотсона предприняла попытку свести мышление к неявному моторному поведению. Уотсон утверждал, что мысль, как и другие аспекты функционирования человека, представляет собой сенсомоторное поведение определенного рода. Он предполагал, что поведение мышления должно включать неявную речевую реакцию или движение. Таким образом, он свел мышление к беззвучному разговору, в основе которого лежат такие же мышечные движения, которые мы усваиваем для привычной речи. По мере того, как дети взрослеют, это «мышечное поведение» становится неслышимым и невидимым, потому что родители и учителя не позволяют детям громко разговаривать самим с собой. Следовательно, мышление превращается в способ беззвучной внутренней беседы.
Уотсон предположил, что основными точками приложения большей части этих неявных поведенческих привычек являются мускулы языка и гортани (так называемая голосовая коробка). Кроме того, он учитывал и мысли, выражаемые жестами, — такими, например, как движение бровей или пожатие плеч, что по сути является внешне проявляемой реакцией на раздражения.
Основным источником уверенности Уотсона в правильности своей теории мышления послужил тот факт, что большинство людей вполне осознают разговор с самим собой в процессе мышления. Например, исследование интроспективных отчетов студентов колледжа выявило, что 73 процента мыслей, записанных в ходе эксперимента, формировались в ходе внутренней беседы (Farthing. 1992).
Однако такое свидетельство оказывается недоступным для бихевиориста, поскольку оно содержит интроспекцию. А Уотсон никак не мог допустить интроспективной поддержки своей бихевиористской теории. Бихевиоризм требовал объективных свидетельств неявного поведения или движения, а потому были предприняты попытки экспериментально записать движения языка и гортани в процессе размышления.
Эти измерения выявили слабые движения, происходящие в тот период, когда подопытные думали. Показания, снятые с пальцев и рук людей с пониженным слухом в процессе размышлений, также продемонстрировали некоторое движение. Несмотря на неспособность добиться более убедительных результатов, Уотсон сохранил веру в существование неявного речевого поведения, демонстрация которого станет реальностью в будущем при наличии более чувствительного лабораторного оборудования.
Методы бихевиоризма
Методы бихевиоризма Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой — физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы
Популярность и привлекательность бихевиоризма
Популярность и привлекательность бихевиоризма Почему же смелые выступления Уотсона завоевали такое огромное число приверженцев его идей? Разумеется, подавляющему большинству было совершенно безразлично, что одни психологи выступали за существование сознания, а
Критика бихевиоризма Уотсона
Критика бихевиоризма Уотсона Любая программа, предлагающая кардинальный пересмотр и полную замену существующего порядка, — то есть фактически призывающая к тому, чтобы отбросить все ранее существующие теории, — по сути своей обречена на критику. Как известно, в то
Судьба бихевиоризма
Судьба бихевиоризма Несмотря на то, что когнитивная альтернатива бихевиоризма, возникшая изнутри, преуспела в модифицировании всего бихевиористского движения, унаследованного от Джона Б. Уотсона и Скиннера, важно не забывать, что Альберт Бандура, Джулиан Роттер и
Предмет изучения медицинской психологии
Предмет изучения медицинской психологии Психология – это наука о психике как функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности. В процессе изучения психология разделилась на общую, изучающую отдельные психические процессы, и частную
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо
64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА
64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА Изначально бихевиоризм занимался изучением непосредственных связей между стимулом и реакцией, которая необходима индивиду для более быстрой адаптации к окружающему миру. Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в
Предмет изучения
Предмет изучения Не многие области человеческой культуры обладают такой глубиной, силой и продолжительностью воздействия, как искусство. Статуи Фидия, картины Рафаэля, трагедии Шекспира, симфонии Бетховена, лирика Пушкина пережили и еще переживут века. Трудно измерить
Глава 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Глава 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ Поведение как психологическая категория и как свойство индивида Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение» • Определение понятияПоведение как психологическая категория и как свойство индивидаОсновной задачей данного раздела
предмет, методы и основные направления исследований
Определение 1
Бихевиоризм — это систематический подход к исследованию поведения людей и животных, предполагающий, что любое поведение включает рефлексы, реакции на соответствующие стимулы в среде.
Понятие и предмет бихевиоризма
Бихевиоризм является одним из базовых направлений в психологии. Оно зародилось в 20-х годах ХХ века в США и стало не только весьма обширным, но и весьма значимым для психологической науки, социологии, политологии, педагогики и др. Данное направление порой даже считают отдельной наукой, которая занимается исследованием поведения.
Основатель бихевиоризма как направления в психологии — американский исследователь-психолог Дж. Уотсон. Также в развитие направления большой вклад был внесен отечественными учеными И. М. Сеченовым, В. М. Бехтеревым, И. П. Павловым и др.
Бихевиористы в 20-е годы прошлого века резко исключили из внутреннего мира личности ее сознание, волю, смысл, мотивы и прочие процессы, которые не поддаются объективному анализу. Они стали приравнивать психику человека к поведению.
Человеческое поведение, как и поведение животных, от рождения и до смерти бихевиористы определили в качестве предмета психологии. Данный факт стал революционным для науки, что до сегодняшнего момента вызывает большое число споров.
Бихевиористы выдвинули предположение, что поведение является единственным проявлением внутреннего мира человека, так как оно не только наблюдаемо, но и фиксируется в рамках объективной оценки.
При исследовании поведения специалисты проводят научные опыты и эксперименты, то есть вмешиваются в личность человека или животного для отслеживания изменений в психике, которые вызваны определенным вмешательством. В этом случае важно иметь уверенность в том, что полученная информация достоверна.
Исследуя человека, бихевиористы начали стремится минимизировать вероятность ошибки в результатах по причине «человеческого фактора» до минимального значения. Бихевиоризм, включая его предмет (поведение) и методы (объективное наблюдение и эксперимент), проявляется в качестве протестной реакции на существовавшую в то время психологию.
Для нее был характерен субъективный метод интроспекции, состоящий из самонаблюдения, наблюдения человеком собственных психических процессов и сознания в качестве предмета исследования.
Методы бихевиоризма
Методология Уотсона состоит из:
- Метода наблюдения с применением или без использования приборов;
- Методов тестирования;
- Метода дословной записи;
- Методов условных рефлексов.
Метод наблюдения представляет собой необходимую основу для остальных методов. Методы объективного тестирования применяли уже раньше, но Уотсон предлагает в процессе тестирования проводить оценку не психических качеств, а поведения человека.
Для Уотсона результаты теста не стали считаться показателем ума или личных качеств. В большей степени они показывали реакцию испытуемого на некоторые раздражители или стимулирующие ситуации, которые созданы при осуществлении теста.
Метод дословной записи — это более противоречивый метод. Уотсон был решительно настроен против интроспекции, и применение в его исследованиях метода дословной записи было спорным. Многие психологи полагали, что это компромисс, с помощью которого Уотсон позволяет интроспекции занять ведущее положение.
Уотсон допускает также дословную запись. Вне зависимости от враждебности ученого в отношении интроспекции, он не стал в полной мере исключать труды психофизиков, которые часто брали за основу интроспекцию. Таким образом, он выдвинул предположение, что речевые реакции — это объективные наблюдаемые явления, поэтому они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и прочие реакции моторного характера.
Направления бихевиоризма
Большая часть исследователей пропагандировали концепцию бихевиоризма Д. Уотсона. При этом их старания приведения сознания к единому знаменателю, представляющему систему стандартных поведенческих реакций, не увенчались успехом. Направление нуждалось в расширении понимания психологии, требуя включения в его состав новых категорий (например, мотивов).
Недостатки теории привели к тому, что во второй половине 20 века появляются новые направления. Одним из них становится когнитивный бихевиоризм. Его основателем был американский психолог Э. Чейз Толмен, который предлагал не ограничиваться при анализе психических процессов концепцией «стимул–реакция».Ученый говорил, что необходимо использовать также промежуточный этап двух событий в виде когнитивного представления.
Еще одно направление представлено социальным бихевиоризмом, сторонники которого полагали, что при определении стимулов, которые воздействуют на поведение, нужно обратиться к индивидуальным особенностям и социальному опыту. Более известным стал в этом направлении психолог из Канады А. Бандура, осуществляющий эксперименты с участием детей. Он разделял их на три группы, показывая фильм, в котором мальчик бьет тряпичную куклу.
Для каждой группы предусматривалась собственная концовка сюжета:
- Положительное отношение;
- Наказание;
- Безразличное отношение.
После проведенных манипуляций детей приводили в комнату с похожей куклой, наблюдая, что они будут с ней делать. Дети, которые увидели в кинофильме, что за избиение наказывают, не стали ее трогать. Другие группы стали проявлять агрессию к кукле, что служит доказательством попадания человека под воздействие общества.
Третье направление бихевиоризма называется необихевиоризм. Оно стало альтернативой классическому бихевиоризму, который не был способен давать целостное объяснение поведению животного и человека. Основными последователями этой концепции стали Скиннер и Халл.
Необихевиористы осуществили расширение модели «стимул – реакция», добавив в нее промежуточные переменные. Каждая переменная оказывает воздействие на формирование привычек и навыков, ускоряя подкрепление, замедляя его или же препятствуя ему. В дальнейшем это направление теряет собственные позиции и уступает место когнитивному психологическому подходу.
Бихевиоризм как научный подход к изучению поведения
Люди по-разному общаются и ведут себя с окружающими, по-разному работают, отдыхают и по-своему реагируют на различные события. Все что касается сферы поведения человека или животных уже много лет является субъектом изучения бихевиоризма.
Содержание:
- 1 Что такое бихевиоризм?
- 2 Джон Уотсон и Торндайк
- 3 Основные положения бихевиоризма
- 4 Представители, изучавшие бихевиоризм
- 5 Заключение
Бихевиоризм является научным подходом к исследованию поведения людей и животных. Всестороннее изучение данной области основано на теории о том, что поведение любого человека обусловлено рефлексами и реакциями в ответ на какие-то мотивационные обстоятельства. Кроме этого, имеет немаловажное значение личный опыт конкретного индивидуума.
Полученный опыт в процессе развития складывается из двух основных моментов – поощрения и наказания. Эти два мощных импульса будут сильно воздействовать на личность, и регулировать ее поведение в той или иной ситуации. Бихевиористы, в свою очередь, признают влияние генетической наследственности, но все-таки первостепенную роль ученые отдают многообразию факторов окружения личности. Их интересуют именно когнитивные функции – процессы в головном мозге, которые активируются при изучении окружающей среды.
Изучать и рассматривать сознание, как отдельное и независимое явление, приверженцы бихевиоризма категорически отказывались. Они считали, что оно всего лишь представляет отдельные поведенческие реакции.
Джон Уотсон проводил множественные эксперименты над людьми. Особенно его внимание было обращено к изучению поведения младенцев. Это была превосходная идея, потому что груднички являлись ничем не обремененными и неопытными субъектами. Ученому удалось выделить три главные реакции, основывающихся на базе инстинктов. Это чувства, которые широко известны каждому нормальному человеку – любовь, гнев и страх. Однако метод формирования более сложных поведенческих форм так и не был им до конца изучен.
Вслед за Уотсоном появлялось много ученых, которые делали посильный вклад в эту науку. Одним из наиболее заметных деятелей стал психолог и педагог американского происхождения Эдвард Торндайк. Он изучил и ввел такое понятие как «оперантное поведение», которое базировалось на идее развития путем многочисленных попыток и неудач. Торндайк единственный ученый у кого вышло установить, что сущность интеллекта можно выделить, не затрагивая при этом сознание.
Если характеризовать бихевиоризм со стороны психологии, то в качестве основного формирующего научного направления мы можем выделить целый список его главных положений. Их можно описать в форме следующих тезисов:
- Предмет анализа бихевиоризма – поведение и реакции человека или прочих животных.
- Поведение и поведенческие реакции подвергаются анализу с помощью наблюдения.
- Психологические и физические особенности жизнедеятельности индивидуума контролируются поведением.
- Поведение человека или животного представляет собой комплекс определенных движений на различные мотивирующие факторы.
- Узнав основной раздражитель, можно предсказать, какой будет ответная реакция.
- Прогнозирование реакций особи – фундаментальная цель бихевиоризма.
- Абсолютно все виды реагирования особь унаследует (безусловные рефлексы) или получает в результате личного опыта (условные рефлексы).
Самым ярким лидером бихевиоризма является Джон Уотсон. Он не боялся изучать данную область с помощью неординарных экспериментов и как можно детальнее описывал полученные результаты.
Хотя Уотсон был не единственным, кто посвятил свою жизнь бихевиоризму. Среди прочих выдающихся личностей можно отметить заслуги Уильяма Хантера. Он прославился тем, что создал в 1914 году известную всем отсроченную схему анализа реакции в поведении. Авторитетным деятелем он стал благодаря своим знаменитым экспериментам, в которых участвовали обезьяны.
Еще одним именитым ученым, состоявшим в движении бихевиористов, был Карл Лешли. Он экспериментальным образом помог выбранному животному разработать конкретный навык. Затем он ампутировал какую-то часть мозга и пытался изучить взаимосвязь между обретенным навыком и отрезанной частью. Интереснее всего ему было наблюдать за тем, как оставшаяся часть мозга начинает брать на себя и выполнять нехарактерные для нее функции.
Фундаментальным выводом, полученным с помощью множества бихевиористских исследований, можно назвать осознание человеком своих и чужих поведенческих реакций. Кроме этого, итогом такой научной деятельности стало понимание, что можно создавать обстоятельства, обуславливающие определенное поведение и действия индивида.
Подобные исследования еще раз доказывают, что мозг можно тренировать и улучшать основные когнитивные функции через специальные тренировки. Развить память, внимание, мышление помогут тренажеры Викиум: всего 10 минут занятий в день помогут научиться быстро концентрироваться, запоминать важные вещи и развить гибкость мышления.
Руководство для студентов по обучению дизайну и исследованиям
Бихевиоризм — это область психологических исследований, которая фокусируется на наблюдении и анализе того, как контролируемые изменения окружающей среды влияют на поведение. Целью бихевиористских методов обучения является манипулирование окружающей средой субъекта — человека или животного — с целью изменения наблюдаемого поведения субъекта. С бихевиористской точки зрения обучение полностью определяется этим изменением в наблюдаемом поведении субъекта. Роль субъекта в процессе обучения заключается в том, чтобы на него воздействовала среда; субъект формирует ассоциации между стимулами и меняет поведение на основе этих ассоциаций. Роль учителя состоит в том, чтобы манипулировать окружающей средой, чтобы способствовать желаемым изменениям в поведении. Принципы бихевиоризма не были сформированы в одночасье, а развивались с течением времени в результате работы нескольких психологов. По мере того как понимание психологами обучения развивалось с течением времени, некоторые принципы бихевиоризма были отвергнуты или заменены, в то время как другие продолжают приниматься и практиковаться.
История бихевиоризма
Базовое понимание бихевиоризма можно получить, изучив историю четырех наиболее влиятельных психологов, внесших вклад в бихевиоризм: Ивана Павлова, Эдварда Торндайка, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Эти четверо не разрабатывали принципы бихевиоризма изолированно, а опирались на работу друг друга.
Иван Павлов
Иван Павлов, пожалуй, наиболее известен своей работой по обучению собак выделять слюну при звуке звука после сочетания еды со звуком с течением времени. Исследование Павлова считается первым, в котором исследуется теория классической обусловленности: стимулы вызывают реакции и что мозг может связывать стимулы вместе, чтобы выучить новые реакции. Его исследование также изучало, как определенные параметры, такие как время между предъявлением двух стимулов, влияют на эти ассоциации в мозгу. Его исследование модели «стимул-реакция», ассоциаций, образующихся в мозгу, и влияния определенных параметров на развитие нового поведения стало основой будущих экспериментов по изучению поведения человека и животных (Хаузер, 19).97).
В своем самом известном эксперименте Павлов начал с изучения того, сколько слюны разные породы собак производят для пищеварения. Однако вскоре он заметил, что у собак начиналось слюноотделение еще до того, как им давали еду. Впоследствии он понял, что собаки связывали звук его спуска по лестнице с прибытием еды. Он продолжал проверять эту теорию, проигрывая звук при кормлении собак, и со временем собаки научились выделять слюну при звуке звука, даже если еды не было. Собаки научились новой реакции на знакомый стимул посредством ассоциации стимулов. Павлов назвал эту выученную реакцию условным рефлексом. Павлов выполнил несколько вариаций этого эксперимента, наблюдая, насколько далеко друг от друга он может воспроизводить тон, прежде чем собаки перестанут ассоциировать звук с едой; или если применение рандомизации — иногда воспроизведение тона при кормлении собак, но не других — как-то повлияло на конечные результаты (Павлов, 19 лет).27).
Работа Павлова с условными рефлексами оказала огромное влияние на бихевиоризм. Его эксперименты демонстрируют три основных принципа бихевиоризма:
- Поведение усваивается из окружающей среды. Собаки научились выделять слюну при звуке звука после того, как их среда несколько раз представила звук вместе с едой.
- Поведение должно быть наблюдаемым. Павлов пришел к выводу, что обучение происходит, потому что он наблюдал, как у собак выделяется слюна в ответ на звук тона.
- Все виды поведения являются продуктом формулы стимул-реакция. Звук тона не вызывал никакой реакции до тех пор, пока он не был связан с подачей пищи, на что собаки естественным образом реагировали повышенным выделением слюны.
Эти принципы легли в основу бихевиоризма, на котором будут основываться будущие ученые.
Эдвард Торндайк
Эдвард Ли Торндайк считается первым, кто начал изучать оперантное обусловливание или обучение на последствиях поведения. Он продемонстрировал этот принцип, изучая, сколько времени требуется разным животным, чтобы нажать на рычаг, чтобы получить пищу в качестве награды за решение головоломки. Он также был пионером закона эффекта, который представляет теорию о том, как поведение усваивается и закрепляется.
Один эксперимент, проведенный Торндайком, назывался «Эксперимент с коробкой-головоломкой», который похож на классический эксперимент «Крыса в лабиринте». Для этого эксперимента Торндайк поместил кошку в коробку с куском еды на внешней стороне коробки и замерил, сколько времени потребовалось кошке, чтобы нажать на рычаг, чтобы открыть коробку и получить еду. Первые два или три раза, когда каждую кошку помещали в коробку, было мало различий в том, сколько времени требовалось, чтобы открыть коробку, но последующие эксперименты показали заметное сокращение времени, поскольку каждая кошка училась тому, что один и тот же рычаг постоянно открывает коробку.
Вторым важным вкладом Торндайка в эту область является его работа по открытию закона эффекта. Этот закон гласит, что поведение, за которым следуют положительные результаты, с большой вероятностью будет повторяться, и что любое поведение с отрицательными результатами со временем постепенно прекратится. Эксперименты Торндайка с коробкой-головоломкой подтвердили это убеждение: животных приучили часто выполнять задачи, которые приводили к вознаграждению.
Две основные теории Торндайка по сей день лежат в основе большей части бихевиористских и психологических исследований животных. Его результаты о том, что животные могут научиться нажимать на рычаги и кнопки, чтобы получать пищу, лежат в основе многих различных типов исследований на животных, изучающих другое поведение, и создали современную основу для предполагаемого сходства между реакциями животных и реакциями человека (Энгельхарт, 19).70).
В дополнение к своей работе с животными Торндайк основал область педагогической психологии и написал одну из первых книг по этому предмету, Педагогическая психология, в 1903 году. Большая часть его более поздней карьеры была посвящена пересмотру области преподавания с применением его идей. о законе эффекта и оспаривании прежних теорий об обобщенном обучении и наказании в классе. Его теории и работа преподаются в педагогических колледжах по всему миру.
Джон Б. Ватсон
Джон Бродус Уотсон был новаторским психологом, которого обычно считают первым, кто объединил многочисленные аспекты этой области под эгидой бихевиоризма. Основой бихевиоризма Уотсона является то, что сознание — интроспективные мысли и чувства — нельзя ни наблюдать, ни контролировать с помощью научных методов, и поэтому его следует игнорировать при анализе поведения. Он утверждал, что психология должна быть чисто объективной, сосредотачиваясь исключительно на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения, тем самым устраняя любую интерпретацию сознательного опыта. Таким образом, согласно Уотсону, обучение — это изменение наблюдаемого поведения. В свои 19В статье 13 «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон определил бихевиоризм как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания», которая «не признает никакой границы между человеком и животным». Единственным направлением бихевиоризма Уотсона является наблюдение и предсказание того, как субъекты внешне реагируют на внешние раздражители.
Джон Ватсон известен как первый психолог, использовавший подопытных людей в экспериментах по классической обусловленности. Он известен экспериментом с Маленьким Альбертом, в котором он применил павловские идеи классического обусловливания, чтобы научить младенца бояться крысы. Перед экспериментом девятимесячный младенец Альберт подвергался воздействию нескольких незнакомых раздражителей: белая крыса, кролик, собака, обезьяна, маски с волосами и без волос, вата, горящие газеты и т. д. Он не проявлял страх в ответ. Путем дальнейших экспериментов исследователи обнаружили, что Альберт реагировал со страхом, когда они ударяли молотком по стальному стержню, издавая звук стука.
Во время эксперимента Альберту представили белую крысу, которая ранее не вызывала реакции страха. Всякий раз, когда Альберт прикасался к крысе, стальной стержень ударялся, и Альберт падал вперед и начинал хныкать. Альберт научился колебаться рядом с крысой и боялся прикасаться к ней. В конце концов, вид крысы заставил Альберта захныкать и отползти прочь. Уотсон пришел к выводу, что Альберт научился бояться крыс (Watson & Rayner, 1920).
По сегодняшним меркам эксперимент с Маленьким Альбертом считается неэтичным и неубедительным с научной точки зрения. Критики говорят, что эксперимент «выявляет мало доказательств того, что у Альберта развилась боязнь крыс, или даже того, что животные постоянно вызывали у него страх (или тревогу) во время эксперимента Уотсона» (Harris, 19).97). Тем не менее, эксперимент дает представление об определении бихевиоризма, данном Уотсоном: он обучал Альберта, контролируя окружение Альберта, и изменение поведения Альберта привело исследователей к выводу, что обучение имело место.
Б. Ф. Скиннер
Скиннер был психологом, который продолжал влиять на развитие бихевиоризма. Его наиболее важным вкладом было введение идеи радикального бихевиоризма и определение оперантного обусловливания.
В отличие от Уотсона, Скиннер считал, что при анализе поведения следует учитывать внутренние процессы, такие как мысли и эмоции. Включение мыслей и действий в поведение — это радикальный бихевиоризм. Он считал, что внутренние процессы, такие как наблюдаемое поведение, могут контролироваться переменными окружающей среды и, таким образом, могут быть проанализированы с научной точки зрения. Применение принципов радикального бихевиоризма известно как прикладной анализ поведения.
В 1938 году Скиннер опубликовал книгу «Поведение организмов», в которой представлены принципы оперантного обусловливания и их применение к поведению человека и животных. Основной концепцией оперантного обусловливания является взаимосвязь между подкреплением и наказанием, аналогичная закону эффекта Торндайка: поощряемое поведение повторяется с большей вероятностью, а наказуемое поведение повторяется с меньшей вероятностью. Скиннер разъяснил закон эффекта Торндайка, разбив подкрепление и наказание на пять отдельных категорий (см. рис. 1):
- Положительное подкрепление — это добавление положительного стимула для поощрения поведения.
- Побег — это устранение отрицательного стимула для поощрения поведения.
- Активное избегание предотвращает отрицательный стимул для поощрения поведения.
- Положительное наказание — это добавление отрицательного стимула, препятствующего поведению.
- Негативное наказание устраняет положительный стимул, чтобы воспрепятствовать поведению.
Поощрение поощряет поведение, а наказание препятствует поведению. Те, кто использует оперантное обусловливание, используют подкрепление и наказание, чтобы изменить поведение субъекта.
Рисунок 1
Обзор пяти категорий оперантного обусловливания
Положительное и отрицательное подкрепление можно давать в соответствии с различными типами схем. Скиннер разработал пять схем поощрения:
- Непрерывное поощрение применяется, когда учащийся получает поощрение после каждого конкретного выполненного действия. Например, учитель может наградить ученика наклейкой за каждый осмысленный комментарий, который делает ученик.
- Подкрепление с фиксированным интервалом применяется, когда учащийся получает подкрепление после того, как прошло фиксированное количество времени. Например, каждую пятницу учитель может раздавать стикеры ученикам, которые оставляли комментарии в течение недели.
- Подкрепление с переменным интервалом применяется, когда учащийся получает подкрепление после того, как прошло случайное количество времени. Например, учитель может раздавать наклейки в случайный день каждую неделю учащимся, которые активно участвовали в обсуждении в классе.
- Поощрение с фиксированной пропорцией применяется, когда учащийся получает поощрение после того, как поведение повторяется заданное количество раз. Например, учитель может наградить учащегося наклейкой после того, как учащийся сделает пять осмысленных комментариев.
- Поощрение с переменным коэффициентом применяется, когда учащийся получает поощрение после того, как поведение повторяется случайное количество раз. Например, учитель может наградить учащегося наклейкой после того, как учащийся внесет от трех до десяти значимых комментариев.
Скиннер экспериментировал с различными схемами подкрепления, чтобы проанализировать, какие из них наиболее эффективны в различных ситуациях. В целом, он обнаружил, что графики соотношения более устойчивы к угасанию, чем графики интервалов, а графики с переменным соотношением более устойчивы, чем графики с фиксированным графиком, что делает график подкрепления с переменным соотношением наиболее эффективным.
Скиннер был решительным сторонником образования и повлиял на различные принципы методов обучения. Он считал, что для образования есть две причины: научить как вербальному, так и невербальному поведению и заинтересовать учащихся в постоянном получении новых знаний. Основываясь на своей концепции подкрепления, Скиннер учил, что учащиеся лучше учатся, когда их обучают с помощью положительного подкрепления, и что учащиеся должны быть вовлечены в процесс, а не просто быть пассивными слушателями. Он предположил, что ученики, которых учат через наказание, учатся только тому, как избежать наказания. Хотя сомнительный взгляд Скиннера на наказание важен для дисциплины в образовании, найти другие способы дисциплины очень сложно, поэтому наказание по-прежнему играет важную роль в системе образования.
Скиннер указывает, что учителя должны быть лучше осведомлены о стратегиях преподавания и обучения (Skinner, 1968). Он обращается к основным причинам, по которым обучение не удается. Эта главная причина, по которой учителя не могут обучать своих учеников, заключается в том, что они учат только показом и недостаточно подкрепляют своих учеников. Скиннер привел примеры шагов, которые учителя должны предпринять, чтобы преподавать должным образом. Вот некоторые из этих шагов:
- Убедитесь, что учащийся четко понимает действие или представление.
- Разделите задачу на маленькие шаги, начиная с простого и заканчивая сложным.
- Пусть ученик выполняет каждый шаг, подкрепляя правильные действия.
- Регулируйте так, чтобы учащийся всегда добивался успеха, пока, наконец, не достигнет цели. 90–105 Переход к случайному подкреплению для поддержания успеваемости учащегося (Скиннер, 1968).
Критика и ограничения
Хотя некоторые элементы бихевиоризма все еще принимаются и практикуются, существуют критические замечания и ограничения бихевиоризма. Принципы бихевиоризма могут помочь нам понять, как на людей влияют связанные с ними стимулы, награды и наказания, но бихевиоризм может чрезмерно упростить сложность человеческого обучения. Бихевиоризм предполагает, что люди подобны животным, игнорирует внутренние когнитивные процессы, лежащие в основе поведения, и сосредотачивается исключительно на изменениях в наблюдаемом поведении.
С бихевиористской точки зрения роль учащегося заключается в том, чтобы на него воздействовала среда, контролируемая учителем. Роль учителя состоит в том, чтобы манипулировать окружающей средой, чтобы формировать поведение. Таким образом, ученик является не агентом в процессе обучения, а скорее животным, инстинктивно реагирующим на окружающую среду. Учитель обеспечивает ввод (стимулы) и ожидает предсказуемый результат (желаемое изменение в поведении). Более поздние теории обучения, такие как конструктивизм, гораздо больше сосредоточены на роли учащегося в активном построении знаний.
Бихевиоризм также игнорирует внутренние когнитивные процессы, такие как мысли и чувства. Радикальный бихевиоризм Скиннера принимает во внимание некоторые из этих процессов, поскольку они могут быть измерены, но на самом деле не пытается понять или объяснить глубину человеческих эмоций. Без желания понять причину поведения, поведение не понимается в более глубоком контексте и сводит обучение к модели «стимул-реакция». За поведением наблюдают, но лежащие в его основе когнитивные процессы, вызывающие такое поведение, не понимают. Мысли, эмоции, сознательное состояние, социальные взаимодействия, предшествующие знания, прошлый опыт и моральный кодекс учащегося не принимаются во внимание. На самом деле все эти элементы являются переменными, которые необходимо учитывать, если нужно точно предсказать и понять поведение человека. Новые теории обучения, такие как когнитивизм, больше фокусируются на роли эмоций, социального взаимодействия, предшествующих знаний и личного опыта в процессе обучения.
Другое ограничение бихевиоризма состоит в том, что обучение определяется только как изменение наблюдаемого поведения. Бихевиоризм исходит из того, что знание ценно только в том случае, если оно приводит к изменению поведения. Многие считают, что цель обучения и образования гораздо больше, чем научить всех соответствовать определенному набору моделей поведения. Например, Фошай (1991) утверждает, что «единственной постоянной целью образования с древних времен было дать людям как можно более полное осознание того, что значит быть человеком» (стр. 277). Сосредоточенность бихевиоризма только на поведении может не достичь цели образования, потому что люди — это больше, чем просто их поведение.
Заключение
Бихевиоризм — это исследование того, как контролируемые изменения в окружающей среде субъекта влияют на наблюдаемое поведение субъекта. Учителя контролируют окружающую среду и используют систему поощрений и наказаний, чтобы поощрить желаемое поведение у субъекта. Окружающая среда воздействует на учащихся, формируя ассоциации между стимулами и изменяя поведение на основе этих ассоциаций.
Существуют принципы бихевиоризма, которые до сих пор принимаются и практикуются, например, использование поощрений и наказаний для формирования поведения. Однако бихевиоризм может чрезмерно упрощать сложность человеческого обучения; преуменьшать роль ученика в процессе обучения; игнорировать эмоции, мысли и внутренние процессы; и рассматривать людей так же просто, как животных.
Ссылки
Engelhart, MD (1970). [Обзор измерения и оценки в психологии и образовании]. Журнал образовательных измерений, 7 (1), 53–55. Получено с http://www.jstor.org/stable/1433880
Фошай, А. В. (1991). Матрица учебного плана: Трансцендентность и математика. Журнал учебных программ и надзора, 6 (4), 277-293. Получено с http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/jcs/jcs_1991summer_foshay.pdf
Harris, B. (1979). Что случилось с Маленьким Альбертом? Американский психолог, 34(2), 151-160. Получено с http://www.academia.edu/8144115/Whatever_happened_to_Little_Albert
Хаузер, Л. (1997). Бихевиоризм. В Дж. Физер и Д. Брэдли (ред.), Интернет-энциклопедия философии. Получено с http://www.iep.utm.edu/behavior/
Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга (Г. В. Анреп, Пер.). Лондон, Англия: Издательство Оксфордского университета. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Pavlov/
Skinner, B.F. (1938). Поведение организмов. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Appleton-Century. Получено с http://s-f-walker.org.uk/pubsebooks/pdfs/The%20Behavior%20of%20Organisms%20-%20BF%20Skinner.pdf
Скиннер, Б.Ф. (1968). Технология обучения. Восточный Норуолк, Коннектикут: Appleton-Century-Crofts.
Торндайк, Э. Л. (1911). Интеллект животных: экспериментальные исследования. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Компания Macmillan. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Thorndike/Animal/chap5.htm
Watson, JB (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор, 20(2), 158-177. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Watson/views.htm
Watson, J.B., & Rayner, R. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 (1), 1-14. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Watson/emotion.htm
Предлагаемая ссылка
Брау, Б. , Фокс, Н., и Робинсон, Э. (2018). Бихевиоризм. В R. Kimmons, Руководство для студентов по обучению дизайну и исследованиям . Книги EdTech. Получено с https://edtechbooks.org/studentguide/behaviorismУчебно-ресурсный центр GSI
Бихевиористские методы обучения оказались наиболее успешными в тех областях, где существует «правильный» ответ или легко запоминаемый материал.
Предыстория
Взгляд на знания
Взгляд на обучение
Взгляд на мотивацию
Значение для обучения
Ссылка
Предыстория
Методологический бихевиоризм зародился как реакция на интроспективную психологию, которая доминировала в конце 19-го и начале 20-го веков. Интроспективные психологи, такие как Вильгельм Вундт, утверждали, что изучение сознания было основной целью психологии. Их методология была в основном интроспективной, в значительной степени полагавшейся на сообщения от первого лица об ощущениях и составляющих непосредственных переживаний. Бихевиористы, такие как Дж. Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер, отвергли методы интроспекции как субъективные и не поддающиеся количественной оценке. Вместо этого они сосредоточились на объективно наблюдаемых, поддающихся количественной оценке событиях и поведении. Они утверждали, что, поскольку невозможно объективно наблюдать или количественно оценивать то, что происходит в уме, научные теории должны принимать во внимание только наблюдаемые индикаторы, такие как последовательности стимул-реакция. Согласно Скиннеру (1976, 23): «Менталистической проблемы можно избежать, обратившись непосредственно к предшествующим физическим причинам, минуя промежуточные чувства или состояния ума. Самый быстрый способ сделать это — это… рассмотреть только те факты, которые можно объективно наблюдать в поведении одного человека в его отношении к его [или ее] предшествующей истории окружающей среды». Радикальные бихевиористы, такие как Скиннер, также сделали онтологическое заявление о том, что факты о психических состояниях сводятся к фактам о поведенческих диспозициях.
Представление о знании
Бихевиористы, такие как Уотсон и Скиннер, истолковывают знание как репертуар поведения. Скиннер утверждает, что дело не в том, что мы используем знания для руководства нашими действиями; скорее, «знание есть действие или, по крайней мере, правила действия» (152). Это набор пассивных, в основном механических реакций на раздражители окружающей среды. Так, например, бихевиорист утверждал бы, что сказать, что кто-то знает Шекспира, значит сказать, что у него есть определенный поведенческий репертуар по отношению к Шекспиру (152). Знания, которые активно не выражаются в поведении, можно объяснить как поведенческие способности. Например, фразу «Я узнаю синюю птицу, когда вижу ее» можно рассматривать как фактически эквивалентную фразе «У меня есть возможность идентифицировать синюю птицу, хотя сейчас я этого не делаю» (154). Если знание истолковывается как репертуар поведения, можно сказать, что кто-то что-то понимает, если он обладает соответствующим репертуаром. Нет необходимости упоминать когнитивные процессы (156–57).
Взгляд на обучение
С бихевиористской точки зрения передача информации от учителя к учащемуся, по сути, является передачей реакции, соответствующей определенному стимулу. Таким образом, цель обучения состоит в том, чтобы предоставить учащемуся соответствующий репертуар поведенческих реакций на определенные стимулы и подкрепить эти реакции с помощью эффективного графика подкрепления (161). Эффективный график подкрепления требует постоянного повторения материала; небольшие последовательные последовательности задач; и непрерывное положительное подкрепление. Без положительного подкрепления выученные реакции быстро угаснут. Это связано с тем, что учащиеся будут продолжать изменять свое поведение до тех пор, пока не получат положительное подкрепление.
Взгляд на мотивацию
Бихевиористы объясняют мотивацию в терминах графиков положительного и отрицательного подкрепления. Точно так же, как голубь, получая кормовые гранулы каждый раз, когда он клюет кнопку, учит щелкать кнопку, приятные переживания заставляют обучающихся людей устанавливать желаемые связи между конкретными стимулами и соответствующими реакциями. Например, учащийся, который получает словесную похвалу и хорошие оценки за правильные ответы (положительное подкрепление), скорее всего, эффективно усвоит эти ответы; тот, кто получает мало положительных отзывов или вообще не получает их за одни и те же ответы (отрицательное подкрепление), с меньшей вероятностью усвоит их так же эффективно. Точно так же учащиеся-люди, как правило, избегают ответов, связанных с наказанием или неприятными последствиями, такими как плохие оценки или неблагоприятная обратная связь.
Значение для обучения
Бихевиористские методы обучения, как правило, основаны на так называемых упражнениях «навыки и тренировки», чтобы обеспечить последовательное повторение, необходимое для эффективного закрепления паттернов реагирования. Другие методы включают рамки вопроса (стимула) и ответа (ответа), в которых вопросы постепенно возрастают по сложности; управляемая практика; и регулярные обзоры материала. Бихевиористские методы также обычно в значительной степени полагаются на использование положительных подкреплений, таких как словесная похвала, хорошие оценки и призы. Бихевиористы оценивают степень обучения, используя методы, которые измеряют наблюдаемое поведение, например, результаты экзаменов. Бихевиористские методы обучения оказались наиболее успешными в тех областях, где есть «правильный» ответ или легко запоминаемый материал. Например, хотя бихевиористские методы доказали свою эффективность в обучении структурированному материалу, такому как факты и формулы, научные концепции и словарный запас иностранного языка, их эффективность в обучении пониманию, сочинению и аналитическим способностям сомнительна.
Ссылка
Skinner, B.F. (1976). О бихевиоризме . Нью-Йорк: Винтажные книги.
1. Бихевиоризм | Learn-U
Мелисса Стэндридж
Факультет педагогической психологии и педагогических технологий Университета Джорджии
Обзор бихевиоризма
Содержание
|
Что такое бихевиоризм?
youtube.com/embed/twSXnmd737I» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Если вы хотите читать повествование, а не слушать, вы можете скачать этот файл. Эта озвученная презентация была создана Дайан Горнелл, Эйми Януш и Натали Пейт (осень 2007 г.) Примечание. Перейдите к слайду 2, чтобы начать повествование. |
Бихевиоризм в первую очередь занимается наблюдаемыми и измеримыми аспектами человеческого поведения. Определяя поведение, бихевиористские теории обучения подчеркивают изменения в поведении, которые являются результатом ассоциаций стимул-реакция, созданных учащимся. Поведение управляется стимулами. Индивид выбирает одну реакцию вместо другой из-за предшествующей обусловленности и психологических побуждений, существующих в момент действия (Parkay & Hass, 2000).
Бихевиористы утверждают, что единственным достойным изучения поведением является то, которое можно непосредственно наблюдать; таким образом, именно действия, а не мысли или эмоции, являются законным объектом изучения. Бихевиористская теория не объясняет аномальное поведение с точки зрения мозга или его внутренней работы. Скорее, он постулирует, что любое поведение является приобретенным привычкой, и пытается объяснить, как эти привычки формируются.
Предполагая, что человеческое поведение научается, бихевиористы также считают, что любое поведение можно разучить и заменить новым поведением; то есть, когда поведение становится неприемлемым, его можно заменить приемлемым. Ключевым элементом этой теории обучения является вознаграждаемый ответ. Желаемый ответ должен быть вознагражден, чтобы обучение имело место (Parkay & Hass, 2000).
В сфере образования сторонники бихевиоризма успешно внедрили эту систему поощрений и наказаний в своих классах, вознаграждая желаемое поведение и наказывая за неуместное. Вознаграждения различаются, но они должны быть каким-то образом важны для ученика. Например, если учитель хочет научить поведению оставаться на месте во время урока, наградой для успешного ученика может быть проверка почтового ящика учителя, выполнение поручения или разрешение пойти в библиотеку для выполнения домашнего задания в конце урока. классный период. Как и во всех методах обучения, успех зависит от стимула и реакции каждого учащегося, а также от ассоциаций, создаваемых каждым учащимся.
В этой главе представлены основные сторонники бихевиоризма и их различные подходы к теории. Также представлены некоторые последствия для управления классом, а также методы поддержания и устранения поведения. В этой статье представлена информация, полезная для разработчиков учебных пособий, разработчиков средств массовой информации и особенно для классных учителей.
Защитники бихевиоризма
Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990) — два главных создателя бихевиористских подходов к обучению. Уотсон считал, что человеческое поведение является результатом определенных стимулов, вызывающих определенные реакции. Основная предпосылка Уотсона заключалась в том, что выводы о человеческом развитии должны основываться на наблюдении за явным поведением, а не на размышлениях о подсознательных мотивах или скрытых когнитивных процессах. (Шаффер, 2000). Взгляд Уотсона на обучение частично основывался на исследованиях Ивана Павлова (1849 г.-1936). Павлов изучал пищеварительный процесс и взаимодействие слюноотделения и функции желудка, когда понял, что рефлексы вегетативной нервной системы тесно связаны с этими явлениями. Чтобы выяснить, влияют ли на этот процесс внешние раздражители, Павлов звонил в колокольчик, когда давал пищу подопытным собакам. Он заметил, что у собак выделяется слюна незадолго до того, как им дают еду. Он обнаружил, что когда при повторном кормлении звонил колокольчик, звук самого колокольчика (а условный раздражитель ) вызывает слюноотделение у собак ( условная реакция ). Павлов обнаружил также, что условный рефлекс подавлялся, если раздражитель слишком часто оказывался «неправильным»; если звонил колокольчик, а еды не появлялось, у собаки со временем прекращалось выделение слюны при звуке звонка.
Рисунок 1 . На этой иллюстрации показаны этапы классического обусловливания.
1. Еда = слюноотделение
2. Еда + стимул = слюноотделение (условный раздражитель)
3. Один только колокол вызывает слюноотделение (условный рефлекс)
Расширяя базовую модель стимул-реакция Уотсона, Скиннер разработал более всеобъемлющее представление об обусловленности , известный как оперантное обусловливание . Его модель была основана на предпосылке, что удовлетворяющие реакции обусловлены, а неудовлетворяющие — нет. Оперантное обусловливание — это вознаграждение за часть желаемого поведения или случайное действие, приближающееся к нему. Скиннер заметил, что «то, что мы называем приятным, возбуждает или укрепляет наше поведение» (Скиннер, 19 лет).72, с. 74). Проводя исследования на животных, Скиннер пришел к выводу, что и животные, и люди будут повторять действия, приводящие к благоприятным результатам, и подавлять действия, приводящие к неблагоприятным результатам (Shaffer, 2000). Если крыса нажимает на планку и получает пищевую гранулу, она, скорее всего, нажмет на нее снова. Скиннер определил реакцию нажатия на перекладину как оперант , а пищевую гранулу как подкрепление . Каратели , с другой стороны, являются последствиями, которые подавляют реакцию и уменьшают вероятность того, что она произойдет в будущем. Если бы крысу били током каждый раз, когда она нажимала на планку, такое поведение прекратилось бы. Скиннер считал, что привычки, которые вырабатываются у каждого из нас, являются результатом нашего уникального опыта обучения оперантам (Shaffer, 2000).
Рисунок 2 . На этом рисунке показано оперантное обусловливание. Мышь нажимает на рычаг и получает награду в виде еды. Поэтому он будет несколько раз нажимать на рычаг, чтобы получить лакомство.
Значение для образования
Бихевиористские методы уже давно используются в образовании для поощрения желательного поведения и предотвращения нежелательного. Среди методов, полученных из бихевиористской теории для практического применения в классе, — контракты, последствия, подкрепление, угасание и модификация поведения.
Контракты, последствия, подкрепление и устранение
Простые контракты могут эффективно помочь детям сосредоточиться на изменении поведения. Соответствующее поведение должно быть определено, и ребенок и консультант должны определить условия контракта. Поведенческие контракты можно использовать как в школе, так и дома. Полезно, если учителя и родители работают вместе с учеником, чтобы обеспечить выполнение контракта. Ниже перечислены два примера поведенческих контрактов:
- Учащийся не выполняет домашнее задание. Учитель и учащийся заключают договор, предусматривающий, что учащийся останется для получения дополнительной помощи, попросит помощи у родителей и вовремя выполнит порученную работу. Учитель будет доступен после школы и в свободное время для дополнительной помощи.
- Ученик плохо себя ведет в классе. Учитель и ученик разрабатывают поведенческий контракт, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы. Положения включают в себя то, что студент будет пунктуален, будет сидеть перед учителем, будет поднимать руку с вопросами/комментариями и не будет покидать свое место без разрешения.
Последствия возникают сразу после поведения. Последствия могут быть положительными или отрицательными, ожидаемыми или неожиданными, немедленными или долгосрочными, внешними или внутренними, материальными или символическими (неудовлетворительная оценка), эмоциональными/межличностными или даже бессознательными. Последствия наступают после возникновения «целевого» поведения, когда может быть дано как положительное, так и отрицательное подкрепление. Положительное подкрепление представление стимула, который увеличивает вероятность реакции. Этот тип подкрепления часто встречается в классе. Учителя могут обеспечить положительное подкрепление:
- Улыбаться учащимся после правильного ответа.
- Благодарность учащихся за их работу.
- Выбор их для специального проекта.
- Похвала родителей за способности учащихся.
Отрицательное подкрепление увеличивает вероятность реакции, устраняющей или предотвращающей неблагоприятное состояние. Многие школьные учителя ошибочно полагают, что отрицательное подкрепление — это наказание, применяемое для подавления поведения; однако отрицательное подкрепление увеличивает вероятность поведения, как и положительное подкрепление. Отрицательное подразумевает устранение последствия, которое студент считает неприятным. Отрицательное подкрепление может включать:
- Получение 80% или выше делает итоговый экзамен необязательным.
- Своевременная отправка всех заданий приводит к снижению самой низкой оценки.
- Идеальная посещаемость вознаграждается «пропуском за домашнее задание».
Наказание включает в себя предъявление сильного раздражителя, который снижает частоту определенной реакции. Наказание эффективно для быстрого устранения нежелательного поведения. Примеры наказаний:
- Ученики, которые дерутся, немедленно направляются к директору.
- Просроченным заданиям присваивается оценка «0».
- Три опоздания на урок приводят к звонку родителям.
- Невыполнение домашнего задания приводит к задержанию после уроков (привилегия идти домой отменяется).
УСИЛЕНИЕ (Повышение поведения) | НАКАЗАНИЕ (Поведение снижается) | |
---|---|---|
ПОЛОЖИТЕЛЬНО (Что-то добавлено) | Позитивное поощрение Что-то добавляется для улучшения желаемого поведения Пример: Улыбайтесь и хвалите учащегося за хорошую работу | Позитивное наказание Что-то добавляется для уменьшения нежелательного поведения Пример: задержание учащегося за несоблюдение правил класса |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (Что-то удалено) | Отрицательное подкрепление Что-то удаляется, чтобы усилить желаемое поведение Пример: Дайте бесплатный пропуск на домашнее задание за выполнение всех заданий | Негативное наказание Что-то удалено, чтобы уменьшить нежелательное поведение Пример: заставить учащегося пропустить время на перемене за несоблюдение правил класса |
Нажмите здесь, чтобы воспроизвести фильм Подпись: В этом видео показано отрицательное подкрепление, положительное подкрепление и наказание. В первом примере учитель видит, что один ученик сдал все домашние задания. Он дает ей бесплатную домашнюю работу в качестве отрицательного подкрепления за ее поведение. Ученица объясняет, что, получив разрешение на домашнее задание, она захотела сдать все домашнее задание вовремя. Во втором примере ученик отвлекает другого ученика во время урока. Учитель просит непослушного ученика выйти и встать снаружи. Он выходит и спрашивает ученицу, как ее наказать. Они решают, что она должна пойти в учебный зал, пока другие ученики выходят на перемену. Ученица объясняет, что ей было очень неприятно быть наказанной за свое поведение, и это заставило ее не хотеть снова попасть в беду. В последнем примере учитель просит ученицу решить задачу на доске, и она решает ее правильно. Учитель говорит ей, что она очень хорошо поработала, и улыбается, поощряя ее поведение. Ученица объясняет, что ей стало приятно, когда учитель сказал ей, что она хорошо справилась с заданием, и это заставило ее снова хотеть хорошо учиться. Кит Коннор, Чесли Сайперт и Энн Мейерс. (2004) |
Угашение снижает вероятность ответа путем условного отказа от ранее усиленного стимула. Примеры вымирания:
- Ученик выработал привычку произносить знаки препинания при чтении вслух. Одноклассники подкрепляют такое поведение смехом, когда он это делает. Учитель говорит учащимся не смеяться, тем самым подавляя поведение.
- Учитель частично засчитывает запоздалые задания; другие учителя считают это несправедливым; тогда учитель решает поставить нули за просрочку.
- Учащиеся часто опаздывают на занятия, а учитель не требует опоздания, что противоречит школьной политике. Впоследствии правило соблюдается, и студенты прибывают вовремя.
Моделирование, формирование и получение сигналов
Моделирование также известно как обучение через наблюдение. Альберт Бандура предположил, что моделирование является основой разнообразия детского поведения. Дети усваивают множество благоприятных и неблагоприятных реакций, наблюдая за окружающими. Ребенок, который пинает другого ребенка, увидев это на игровой площадке, или ученик, который всегда опаздывает на урок, потому что опаздывают его друзья, демонстрируют результаты обучения через наблюдение.
«Из многих сигналов, влияющих на поведение, в любой момент времени ни один не является более распространенным, чем действия других» (Бандура, 1986, стр. 45) На картинке ребенок моделирует поведение взрослого. Дети наблюдают за окружающими взрослыми и подражают им; результатом может быть благоприятное или неблагоприятное поведение!
Формирование — это процесс постепенного изменения качества ответа. Желаемое поведение разбивается на дискретные, конкретные единицы или позитивные движения, каждое из которых подкрепляется по мере продвижения к общей поведенческой цели. В следующем сценарии классный руководитель использует шейпинг, чтобы изменить поведение учеников: класс входит в класс и садится, но продолжает говорить после звонка. Учитель дает классу один балл за улучшение, если все ученики сидят. Впоследствии учащиеся должны сидеть и вести себя тихо, чтобы заработать очки, которые можно накапливать и обменивать на вознаграждения.
Подсказка может быть такой же простой, как предоставление ребенку вербальной или невербальной подсказки относительно уместности поведения. Например, чтобы научить ребенка не забывать выполнять действие в определенное время, учитель может организовать получение им сигнала непосредственно перед ожидаемым действием, а не после того, как оно было выполнено неправильно. Например, если учитель работает с учеником, который обычно отвечает вслух вместо того, чтобы поднять руку, учитель должен обсудить такую реплику, как поднятие руки, в конце вопроса, заданного классу.
Модификация поведения
Модификация поведения — это метод повышения успеваемости у сопротивляющихся учеников. Он состоит из шести основных компонентов:
- Спецификация желаемого результата (Что необходимо изменить и как это будет оцениваться?) Одним из примеров желаемого результата является более активное участие учащихся в обсуждениях в классе.
- Создание позитивной, питательной среды (путем устранения негативных стимулов из среды обучения). В приведенном выше примере это будет включать в себя конференцию между учеником и учителем с обзором соответствующего материала и обращением к ученику, когда становится очевидным, что он знает ответ на поставленный вопрос.
- Выявление и использование подходящих поощрений (внутренних и внешних вознаграждений). Учащийся получает внутреннее подкрепление, правильно отвечая в присутствии сверстников, тем самым повышая самооценку и уверенность в себе.
- Подкрепление моделей поведения развивается до тех пор, пока учащийся не установит модель успешного участия в обсуждениях в классе.
- Уменьшение частоты поощрений — постепенное уменьшение количества индивидуальных обсуждений с учащимся перед обсуждением в классе.
- Оценка и оценка эффективности подхода на основе ожиданий учителя и результатов учащихся. Сравните частоту ответов учащегося в обсуждениях в классе с объемом предоставленной поддержки и определите, участвует ли учащийся в обсуждениях в классе самостоятельно (Брюэр, Кэмпбелл и Петти, 2000).
Дополнительные предложения по изменению поведения можно найти на веб-сайте mentalhealth.net. К ним относятся изменение окружающей среды, использование моделей для изучения нового поведения, запись поведения, замена нового поведения для избавления от вредных привычек, развитие позитивных ожиданий и повышение внутренней удовлетворенности. URL-адрес этого информативного веб-сайта: http://mentalhelp.net/psyhelp/chap11/.
Classroom Importance
Использование бихевиористской теории в классе может быть полезным как для учащихся, так и для учителей. Поведенческие изменения происходят по какой-то причине; студенты работают ради того, что приносит им положительные эмоции, и для одобрения людей, которыми они восхищаются. Они меняют поведение, чтобы удовлетворить желания, которые они научились ценить. Как правило, они избегают поведения, которое ассоциируется у них с неприятными ощущениями, и вырабатывают привычное поведение из тех, которые часто повторяются (Parkay & Hass, 2000). Все обоснование модификации поведения заключается в том, что большей части поведения можно научиться. Если поведению можно научиться, то им также можно разучиться или переучиться.
В моем собственном учении я обнаружил, что поведение, которое остается без вознаграждения, будет погашено. Последовательное игнорирование нежелательного поведения поможет избавиться от него. Когда учитель не отвечает сердито, проблема возвращается к ее источнику — ученику. Другими стратегиями в классе, которые я считаю успешными, являются контракты, последствия, наказания и другие, подробно описанные ранее в этой главе. Бихевиористская теория обучения важна не только для достижения желаемого поведения в обычном образовании; У учителей специального образования есть планы по изменению поведения в классе, которые они должны реализовать для своих учеников. Эти планы гарантируют успех этих учащихся в школе и вне ее.
Ссылки
Бандура, А. (1986). Социальная основа мысли и действия: социальная когнитивная теория.